УДК 316.614-053.6 ББК 60.561.4 Ш 37
И.В. Шевченко,
заместитель начальника факультета Краснодарского юридического университета МВД РФ, тел. 8 928 207 18 12
Социокультурные аспекты правовой социализации молодежи
Аннотация. Статья посвящена исследованию социокультурных аспектов процесса правовой социализации современной молодежи. Эффективность процесса правовой социализации автором рассматривается как основная задача в системе предупреждения развития криминальных практик в молодежной среде.
Ключевые слова: правовоспитанность, правовая социализация, интернализация, делинквентность, транзитивность.
I.V. Shevchenko,
Deputy Chief of Faculty of the Krasnodar Legal university of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, ph. 8 928 207 18 12
Sociocultural aspects of legal socialization of youth
Abstract. The paper is dedicated to researches of sociocultural aspects of modern youth’s legal socialization. Efficiency of legal socialization is considered by the author to be the primary goal in system of the prevention of development of criminality in the youth environment.
Keywords: legal civility, legal socialization, internalization, delinquentness, transitivity.
Нарушение законности и правопорядка как социальное явление для современного Российского государства является, бесспорно, одной из наиболее актуальных проблем. Однако, предпринимая значительные по количеству усилий и материальных затрат меры, общество не может рассчитывать на полное искоренение противоправных проявлений со стороны своих членов.
Проводимая общественными институтами работа в данном направлении ориентирована лишь на снижение уровня правонарушений, создание определенных социальных условий, регулирующих функционирование механизмов системы
правопослушного поведения. Эффективность данной деятельности зависит от качества организации системы мероприятий превентивного характера, направленных на
предупреждение развития девиационных практик.
Изучая проблемы взаимодействия личности и общества на современном этапе, принципы ее становления как полезной социальной единицы, следует отметить, что одним из наиболее значимых компонентов формирующего воздействия в общей системе личностной социализации молодежи является воспитание правовой культуры как фактора, функционально призванного обеспечить цивилизованность правоотношений гражданина и государства.
Проблемы правовой социализации исследовались такими учеными, как Е.Г. Багреева, Я.И. Гилинский, С.В. Кара, А.С. Карпиков, В.Я. Кикоть, Н.Л. Николаева,
В.П.Сальников, А.М. Столяренко и др.
Анализируя значение правовой культуры в современных механизмах общественного взаимодействия, возможно констатировать, что каждый индивидуум в процессе жизнедеятельности получает в семье, по месту учебы, в своем обычном окружении, из средств массовой информации и т.д. первичные знания о правовой культуре. В.А.
Сухомлинский писал: «Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимолетно...» [1]. Данное утверждение в полной мере можно отнести и к правовому формированию личности.
По мнению А.С. Карпикова, из непосредственной повседневной деятельности (своей и окружающих) человек сам извлекает для себя уроки в нравственном и правовом плане. Однако обилие различных факторов, сопутствующих его жизни и оказывающих влияние на результат - его правовоспитанность, - настолько велико, неравнозначно, зачастую противоречиво, что удельный вес стихийности и непредсказуемости оказывается достаточно большим, а результат несовершенным [2].
В то же время современные исследователи процессов личностной социализации из всего комплекса формирующих мероприятий все чаще обозначают как наиболее приоритетную и общественно значимую задачу именно правовое воспитание. Так, профессор В.Я. Кикоть утверждает: «.постановка стратегической, всеобъемлющей задачи создания в современной России подлинно демократического, правового государства и общества, где права, свободы, жизнь, имущество граждан надежно защищены законом, где все решается по закону, где принцип неотвратимости наказания торжествует, без принятия радикальных мер по формированию правовой культуры населения, его основательному правовоспитанию выглядит неделовым подходом, непродуманной мечтой [3].
Данные стратегические задачи вызывают острую необходимость обращения к исследованию личностных аспектов формирования правовой культуры в общей системе формирующего воздействия, и - более широко - к изучению феномена правовой культуры в целом, её места, роли и функций в социокультурном пространстве.
Анализируя процесс правовой социализации молодежи, следует отметить, что правовоспитанию присущи свои причинно-следственные зависимости - между методами формирующего воздействия и их результатами.
Эта причинно-следственная зависимость и другие наиболее важные, воплощающие квинтэссенцию имеющегося опыта правовоспитания, находят выражение в специальных принципах, на основе которых рекомендуется строить практику правовокультурного воздействия.
Аргументированными и теоретически обоснованными нам представляются педагогические принципы, изложенные в учебнике «Юридическая педагогика» под редакцией профессора В.Я. Кикотя и профессора А.М. Столяренко:
1) Принцип наступательности. Задачу укрепления законности и правопорядка нельзя решать, « плетясь в хвосте у событий», включаясь в работу только после совершения преступлений. Если упреждающе не заполнять духовный вакуум социально здоровым содержанием, он, скорее всего, заполнится стихийно тем, с чем потом придется бороться.
2) Принцип всеохватности и непрерывности. Выражается в необходимости задействования в правовоспитательной работе по возможности всех факторов, влияющих на ее эффективность, вести ее не эпизодически, кампаниями, а постоянно, где имеется ее педагогический потенциал, руководствуясь чувствами гражданского долга и гуманности.
3) Принцип государственно-правового подхода. Правовоспитание не может ограничиться изучением одних норм права. Его цель не в превращении всех в юристов, а в содействии подрастающему поколению стать достойными гражданами правового общества, соучастниками его создания и защиты.
4) Принцип единства нравственного и правового воспитания. Воплощается в формировании у граждан правовых норм как моральных ценностей, как своих жизненных ориентиров. Каждому подростку, юноше нужны правовые знания и обязательно нравственноценностное отношение к ним как к обязательному компоненту системы общественно одобряемых культурных ценностей.
5) Принцип единства прав ответственности. Подчеркивает необходимость соединения, уяснения личных прав гражданином со своей ответственностью за собственный
выбор, за нарушения прав других. Реализуя свои права без уважения прав других, без чувства ответственности перед другими, человек превращается в нарушителя культурных, моральных, а в определенных случаях и правовых норм.
6) Принцип правового самовоспитания. Человеку, особенно молодому, нужно отчетливое понимание того, что он сам, прежде всего, ответственен перед собой. Не следует никогда вступать в конфликты с законом и испытывать на себе его неумолимую силу [3].
Рассматривая процессы формирования правовой культуры как значимого элемента в общей системе воспитательного воздействия на личность и определяя основные теоретические понятия, используемые при проведении исследований в данной области, необходимо отметить, что в современной гуманитарной теории активно используется термин «социализация личности». Следует отметить, что данный термин широко применяется не только в научных отраслях в той или иной мере специализирующихся в вопросах формирования личности. Например, в учебнике по криминологии под общей редакцией В.Н. Кудрявцева дается следующее определение понятию «социализация»: это процесс
становления социальных качеств личности, интернализация ( присвоение) ею социальных ценностей (значений), норм и образцов поведения, присущих данному обществу. Осуществляется в процессе целенаправленного (обучения и воспитания) и стихийного воздействий [4].
В то же время, одной из значимых проблем процесса правовоспитания молодежи следует признать факторы, вызванные переходным (транзитивным) состоянием социума. В монографии «Ювенальная делинквентность в условиях социокультурной транзиции России» ее автор Михайлов А.П. отмечает: «В конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века в обществе можно было наблюдать происходящие длительные дискуссии о нравственных основах идеологии советской системы и особенно той ее составляющей, которая функционировала в целях качественного воспитания подрастающего поколения. Подвергались критике, а затем и были полностью упразднены, например, военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок», «заидеологизированная» военно-патриотическая работа, многие культурно- массовые мероприятия и т.д., а также трансформированы параметры социализации в целом, которые жестко и однозначно детерминировались социалистической идеологией и культурой, носившими целостный всеобъемлющий воспитательный характер. Однако сегодня можно категорично утверждать, что трансформирование действовавших институтов культурно-воспитательного направления и отсутствие новых в качестве альтернативы катастрофически повлияло на уровень правосознания и правомерность поведения в молодежной среде сначала в СССР, а после его распада, в Российской Федерации. Таким образом, рассматривая идеологическую доктрину как объект интегрированного взаимодействия культурных, нравственных социальных - то есть социализирующих стереотипов советской эпохи, вполне оправданно будет назвать данное явление социальным кризисом, то есть результатом крушения единой системы воспитания, в том числе правопослушного мировоззрения подрастающего поколения [5].
Известный российский юрист М.П. Чубинский еще в начале 20-го века в этой связи отмечал, что в переломные моменты правовой уклад дает трещины и разрушается, авторитет права падает, и мы видим перед собой более или менее длительное «великое ослушание» [6].
Современные исследователи - социологи, педагоги, криминологи, характеризуя состояние процессов правовой социализации в среде молодежи, отмечают значительное усиление влияния побочных факторов социального риска, определяющих низкую эффективность системы формировании правового мировоззрения. В особо значимую группу они выделяют:
- социально-экономические: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, условия проживания; (парадоксом времени является то, что и сверхвысокие доходы «новых русских» также являются фактором риска в воспитании детей);
- медико-социальные: экологически неблагоприятные условия (инвалидность,
хронические заболевания родителей, других членов семьи), вредные условия работы родителей,
и особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами;
-социально-демографические: неполная или многодетная семья, семьи с
несовершеннолетними либо престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми;
-социально-психологические и психолого-педагогические: семьи с деструктивными
эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями;
-криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, семейные дебоши, проявление жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры [4].
Следует также отметить, что процесс социализации включает целый ряд важных элементов, определяющих его эффективность:
1) целенаправленное научение культуре;
2) формирование механизма трансляции целостности культурного образца и культурной нормы;
3) разработка комплексного отношения общества к проблемам молодежи. Последний компонент крайне важен для функционирования культуры в целом.
Цели и специфические особенности правовой социализации, прежде всего связаны с формированием правопослушной позиции личности в повседневных правоотношениях, с пониманием личностных правовых и морально-нравственных обязанностей, личной ответственности за те или иные действия.
Исходя из вышеизложенных целей и специфики правового воспитания, решающего проблему формирования законопослушной личности, в качестве его практических задач можно предложить следующее:
- организация комплексной системы пропаганды с целью правовой
информированности молодежи;
- формирование уважительного отношения молодых людей к культурно-правовым нормам как к социальным ценностям, целесообразному продукту цивилизации;
- формирование стойкой убежденности в значимости законов и форм их применения;
- воспитание осознанности личной ответственности за свое поведение;
- формирование и развитие в мировоззрении молодого человека стереотипов правомерного поведения;
- интернализация основных принципов и особенностей системы правоотношений в обществе;
- формирование стойкой жизненной позиции, определяющей стремление активно участвовать в защите законности и правопорядка;
- культивирование в молодежной среде идей уважения закона, противостояния правовому нигилизму, противоправному поведению.
В то же время, молодежь может рассматриваться как мир самостоятельный по отношению к взрослому обществу; от этого зависит не только способ трансляции культурного опыта со стороны «общества взрослых», но и нормативная стратегия интеграции подростка в мир взрослых, что определяет стабильность и динамичность общества.
Завершая статью, мы считаем возможным предложить следующий вывод:
- изучение роли правовоспитывающей парадигмы в современном процессе формирования личности требует, на наш взгляд, социокультурного анализа проблем молодежной социализации, определения степени влияния культурной составляющей как таковой на определение ценностного потенциала общества и, в том числе, на правосознание молодежи;
- низкая эффективность процессов правовой социализации в молодежной среде предопределяет возможность рассмотрения данного феномена как определенного конгломерата социальных проблем, основными из которых можно обозначить, во-первых, социокультурный кризис социализирующей системы, обусловленный транзитивными процессами в обществе, а, во-вторых, дезорганизацию общественных связей и механизмов воспроизводства социальных отношений, в том числе и правокультурных.
Примечания:
1. Сухомлинский ВА. О воспитании. М., 1975. С. 14.
2. Карпиков A.C Правовое воспитание - условия эффективной юридической деятельности // Криминологические и психолого-педагогические проблемы правового воспитания: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 24-25 апреля 200З г. С. 8З. URL: http:// pedagogikamosu.ru/d/63453.
2. Кикоть В.Я. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением // Закон и право. М., 2004.
3. Юридическая педагогика / под ред. В.Я. Кикотя, AM. Столяренко. М.: Закон и право, 2004. 895 с.
4. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. З-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. 725 с.
5. Михайлов A.^ Ювенальная делинквентность в условиях социокультурной транзиции России. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2006.
б.Чубинский М.П. Кризис права и морали и пути возрождения России. Ростов н/Д, 1919. С. 512.