Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА РЕБЕНКА'

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Характер / черты характера / социальная среда / личность. / Character / character traits / social environment / personality.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кицнак М.И., Нуриева А.Р.

В статье описывается влияние социального окружения на формирование характера в процессе жизни ребенка. Несмотря на то, что характер может переходить по наследству, необходимо понимать, что гены не определяют поведение человека, они лишь обуславливают его склонность к чему-либо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE FAMILY ON THE FORMATION OF THE CHILD’S CHARACTER

The article describes the influence of the social environment on the formation of character during the life of a child. Despite the fact that character can be inherited, it is necessary to understand that genes do not determine a person’s behavior, they only determine his tendency to do something.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА РЕБЕНКА»

Кицнак М.И.

студент Нуриева А.Р. старший преподаватель кафедра теории и методики дошкольного начального образования Елабужский институт

КФУ

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА РЕБЕНКА

Аннотация. В статье описывается влияние социального окружения на формирование характера в процессе жизни ребенка. Несмотря на то, что характер может переходить по наследству, необходимо понимать, что гены не определяют поведение человека, они лишь обуславливают его склонность к чему-либо.

Ключевые слова: Характер, черты характера, социальная среда, личность.

Kitsnak M.I.

student Nurieva A.R. senior lecturer Department of Theory and Methodology of Preschool Primary Education Yelabuga Institute KFU

THE INFLUENCE OF THE FAMILY ON THE FORMATION OF THE

CHILD'S CHARACTER

Abstract. The article describes the influence of the social environment on the formation of character during the life of a child. Despite the fact that character can be inherited, it is necessary to understand that genes do not determine a person's behavior, they only determine his tendency to do something.

Key words: Character, character traits, social environment, personality.

Основы личности ребенка закладываются в 3-4 года, благодаря воздействию семьи. Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Потом на него оказывают различное влияние социальные факторы: детский сад, школа, где он больше начинает общаться

со сверстниками и взрослыми. Окончательно психотип складывается в подростковом возрасте или немного раньше.

Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека говорят о его характере. В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психологических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных способах деятельности и формах поведения.

Особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности. Например, основные черты характера могут обнаруживаться в особенностях деятельности, которой ребенок предпочитает заниматься. Одни могут справиться с наиболее сложными и трудными видами деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают более простые занятия и получают удовлетворение от своего результата. Для одних существенно то, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли им при этом превзойти других, а для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества. Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Например, даже очень жизнерадостный ребенок может испытывать чувство грусти, но от этого он не становится нытиком и пессимистом.

Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течении всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связанно с мыслями, чувствами и побуждениями. Поэтому по мере того как формируется определенный уклад жизни ребенка, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

Формирование происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, социальное окружение, спортивное увлечение и др.) В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у ребенка развивается соответствующие черты характера. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых. Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых с друг другом, а также способ общения с самим ребенком. В первую очередь это относится к общению самих родителей, и особенно матери, с ребенком. То как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом

обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей. Пример для подражания не обязательно должен быть реальным. Это может быть киногерой или герой литературного произведения, отличающийся глубокой принципиальностью и исключительной твердостью характера, герой войны, передовой ученый и т.д. Важнейшим фактором и условием развития ребенка выступает социальная среда. Социальная среда - совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение. Так что, чем разнообразнее жизнь ребенка, чем интереснее его окружение, тем быстрее сформируются его личные качества. Причем содержание направленности личности проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и себе.

Под чертами характера понимают психические свойства, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Например, смелость или трусость проявляются в ситуации опасности, общительность или замкнутость - в ситуации общения и т.д.

Выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. К волевым чертам относятся решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. Главная функция волевых качеств заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности.

К эмоциональным относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. В практической жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые разнообразные реакции. Благодаря эмоциям мы осознаем свои потребности и предметы, на которые они направленны. Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, мы можем судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели.

К интеллектуальным относят, способность к обучению, возможность приспособиться к разным ситуациям, применять то, что получено человеком через жизненный опыт.

Наиболее эффективным средством формирование характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все препятствия для достижения цели, осуществляющие систематический контроль за выполнение намеченного.

Можно сделать вывод что, характер как и другие черты личности формируются в детстве. Следовательно, чем устойчивее наше окружение, устои, деятельность, нравы, традиции, тем устойчивее будет наша жизнь в будущем.

Использованные источники:

1. Бадаев А.А. Психология о личности. - М.: Изд-во МГУ,1988.

2. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер,2000.

3. Леонгард К. Акцентуирование личности. - Киев: Вища школа,1989.

4. Маклаков А.Г. М15 Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005. - 583с.: ил - (Серия «Учебник нового века»).

5. Страхов И.В. Психология характера. - Саратов: СГПИ,1970.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.