Научная статья на тему 'Основные направления и средства формирования характера у детей дошкольного возраста'

Основные направления и средства формирования характера у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1568
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА / РЕБЕНОК / РОДИТЕЛИ / ВОСПИТАНИЕ / CHARACTER FORMATION / CHILD / PARENTS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маслакова А. А.

В статье исследуется процесс формирования характера ребенка, начиная с перинатального периода и до момента поступления в школу. Влияние родителей и ближайшего окружения на появление и развитие различных черт характера у дошкольника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления и средства формирования характера у детей дошкольного возраста»

Маслакова А.А.

Российский новый университет, г. Москва

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА У

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье исследуется процесс формирования характера ребенка, начиная с перинатального периода и до момента поступления в школу. Влияние родителей и ближайшего окружения на появление и развитие различных черт характера у дошкольника.

Ключевые слова: формирование характера, ребенок, родители, воспитание. Keywords: character formation, child, parents, éducation.

В какой степени характер человека стабилен? Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например у дошкольников. Это значит, что истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. В характерных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает его близким взрослым людям. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональные подкрепления он усваивает формы поведения взрослых. [ 1, 418]

Американский психоаналитик Э. Эриксон полагал, что характер человека хотя и формируется в детстве, но не раз и навсегда, а сохраняет способность значительно изменяться и дальше на каждом этапе жизни. Теория Эрика Эриксона о делении жизненного цикла человека на восемь стадий является одним из крупнейших вкладов в психоанализ и вообще в психологию.

В соответствии с его теорией выделяются следующие стадии:

Первая стадия - первый год жизни (доверие и недоверие);

Вторая стадия - второй и третий год (самостоятельность и нерешительность);

Третья стадия - от четырех до пяти лет (предприимчивость и чувство вины);

Четвертая стадия - от шести до одиннадцати лет (умелость и неполноценность);

Пятая стадия - двенадцать - восемнадцать лет (идентификация личности и путаница ролей);

Шестая стадия - начало зрелости (близость и одиночество);

Седьмая стадия - зрелый возраст (общечеловечность и самопоглощенность);

Восьмая стадия - старость, период, когда основная работа в жизни закончилась (цельность и безнадежность).

Классически же в психологии выделяют следующие периоды психического развития человека:

1. От зачатия до момента рождения (пренатальный период).

2. Младенческий возраст (до 1 года).

3. Раннее детство (с 1 года до 3 лет).

4. Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет).

5. Младший школьный возраст (7-11 лет).

6. Подростковый возраст (11-15 лет).

7. Старший школьный возраст (15-18 лет).

На каждом этапе психологического развития ребенка, вне зависимости от классификации, закладываются определенные черты характера, которые в дальнейшем либо получают свое развитие. Рассмотрим подробнее, как идет психическое развитие дошкольника на разных этапах и как идет становление характера.

Перинатальный период (от зачатия до рождения) Формирование психики ребенка начинается задолго до его появления на свет. Уже в тот момент, когда родители планируют появление ребенка в семье, начинает формироваться жизненный сценарий, «Я-концепция». «Какое счастье, что у нас будет малыш!» - думают одни молодые родители.

«Как это некстати», - с сожалением говорят другие. Если мать или отец не хотят его появления на свет, это и есть первая угроза психологическому благополучию ребенка.

Таким образом, первое, что формирует положительную установку ребенка на мир, -положительные чувства, которые испытывают родители, думая о нем на этапе планирования беременности. [ 2, 124]

Для благополучия будущего ребенка немаловажным является и то, как мать переносит беременность. На состояние беременной женщины оказывает влияние целый комплекс факторов: с одной стороны, растущий плод уже с первых дней беременности действует на ее эмоциональное состояние, а с другой - мать находится во власти чувств, обусловленных ее представлениями о беременности и родах, а также под воздействием на нее близких. Если в семье - спокойствие и понимание, малыш чувствует себя так же комфортно, как и его мать. Если же мать находится в ситуации хронического стресса, страха, то и ребенок мгновенно впитывает в себя эти чувства. В то же время представления о симбиотическом единстве матери и плода, беспроблемном внутриутробном существовании не соответствуют действительности. Эмбрион -самостоятельное существо, имеющее достаточно сил для своей защиты. Страх за свою жизнь («А вдруг я умру во время родов?»), неудобства, дискомфорт во время беременности и после рождения ребенка - это лишь некоторые чувства, присутствующие в сознании будущей матери. Амбивалентность (двойственность) материнских чувств - это реальность, которую стоит научиться принимать.

«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние. От зародыша до новорожденного - пучина», - говорил Л.Н. Толстой. Задача родителей - сделать все, чтобы для ребенка это время было не жизнью в пучине, а жизнью в ласковом, теплом море заботы, нежности и тепла. Кроме того, следует обратить внимание родителей на сохранение благоприятного душевного настроя в период всей беременности и максимальное использование возможностей этого этапа жизни не только для укрепления плода, но и для собственного личностного роста и укрепления супружеских отношений. [ 2, 125.]

В этот период, конечно, сложно утверждать, что у ребенка закладываются какие-либо черты характера, но, несомненно, чем благоприятнее и спокойнее проходит беременность, тем легче в дальнейшем будет будущей маме принять свою новую роль, потому что появление ребенка в семье это не только счастье но и новые заботы и хлопоты, с которыми молодые родители раньше никогда не сталкивались. Это серьезный стресс для обоих родителей, и помимо заботы о новорожденном, они должны создать благоприятную психологическую атмосферу, что так же не менее важно для гармоничного развития малыша.

Младенческий возраст (до 0 - 1-го года) Критерием перехода от стадии новорожденности к стадии младенчества является комплекс оживления, который проявляется в эмоционально-положительной реакции

ребенка (движения, звуки) на взрослого. Разлука матери и ребенка в первый год жизни вызывает серьезные нарушения в психическом развитии ребенка и накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. Отмечено, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась.

Данная стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психоанализа. В этот период, по мнению Эриксона, развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.

Задача младенческого возраста - формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения в непосредственно-эмоциональном общении с матерью (ведущий тип деятельности в этом возрасте).

Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, потребности которого быстро удовлетворяются, который никогда долго не испытывает недомогания, которого баюкают и ласкают, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди—существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие -боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще, к людям в частности, и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития.[ 3,3.]

В одних культурах мать эмоционально проявляет свои чувства, кормит младенца всегда, когда он плачет, не пеленает его. В других же культурах, напротив, принято туго пеленать, дать ребенку покричать и поплакать, «чтобы его легкие были сильнее». Последний способ ухода характерен для русской культуры. Им объясняется особая выразительность глаз русских людей. Туго запеленутый ребенок имеет основной способ связи с миром - через взгляд. Если ребенок ощущает свою ненужность, у него формируется глубокое чувство недоверия миру, которое будет сопровождать его всю жизнь. [ 2, 126]

Необходимо подчеркнуть, однако, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой последующей стадии развития. Это и несет надежду и таит угрозу. Ребенок, который приходит в школу с чувством настороженности, может постепенно проникнуться доверием к какой-нибудь учительнице, не допускающей несправедливости по отношению к детям. При этом он может преодолеть первоначальную недоверчивость. Но зато и ребенок, выработавший в младенчестве доверчивый подход к жизни, может проникнуться к ней недоверием на последующих стадиях развития, если, скажем, в случае развода родителей в семье создается обстановка, переполненная взаимными обвинениями и скандалами.

Раннее детство (с 1 года до 3-х лет)

Данная стадия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. В этот период, по мнению Эриксона, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей.

Ребенок после года уже не беспомощное существо, нуждающееся в постоянной заботе взрослых. Он сам способен перемещаться в пространстве, может находить пищу и питье, способен к деятельности при отсутствии взрослых. Он становится относительно самостоятельным в своих действиях. Начавшие ходить дети разрываются между желанием быть рядом с матерью и желанием быть независимыми. Ребенок сталкивается с первыми нормами, запретами и ограничениями. Важной задачей этого возраста становится овладение навыками контроля над своей эмоциональной жизнью,

формирование способности к опрятности и дисциплине. Кризис этого возраста связан с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или непоследовательный контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных со страхом потерять контроль над собой. [ 2, 128.]

Если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, помимо стыдливости появляется и нерешительность. Но только в том случае, если в стремлении оградить ребенка от усилий родители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустанно браня его за «несчастные случаи», будь то мокрая постель, запачканные штанишки, разбитая чашка или пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.

Самостоятельность - это не только навыки, связанные с привлечением ребенка к участию в одевании, умывании, кормлении, но и умение занять себя и организовать свое время.

Реакции родителей должны помогать понять детям, как их поведение влияет на окружающих. Дети нуждаются в обратной связи, которая может выражаться в похвале или в мягком порицании. Основной принцип обратной связи заключается в том, что обсуждается не личность ребенка, а его конкретные действия.

Если из этой стадии ребенок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрослого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем. И опять-таки соотношение между самостоятельностью, с одной стороны и стыдливостью и неуверенностью - с другой, установившееся на этой стадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями. [ 3, 4.]

Дошкольный возраст (от 3-х до 7- ми лет) Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. [3, 4.] Однако в педагогической психологии верхняя граница дошкольного возраста это 7 лет, т. е. возраст поступления ребенка в школу.

В этот период происходит дальнейшее интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребенка. Развиваются внутренние органы, увеличиваются мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Все это создает необходимые условия для психического и личностного развития. У ребенка развивается зрительная, слуховая, кожно-двигательная чувствительность. Формируется элементарная наблюдательность, когда ребенок сознательно изучает предмет, выявляя его основные свойства и признаки. Дети-дошкольники с удовольствием рассматривают картинки, слушают музыку, смотрят детские спектакли. Они способны давать первичные эстетические оценки: красиво -некрасиво, нравится - не нравится. Внимание и память преобладают у ребенка в непроизвольной форме. Ребенок внимателен к непосредственно вызывающему интерес объекту или ситуации, запоминает то, что запоминается само. Развивается воображение, преобладает конкретное мышление, т. е. мышление в непосредственном действии. К концу дошкольного периода ребенок в значительной степени осваивает родную речь: обогащается словарь, происходит дальнейшее совершенствование грамматического строя речи, появляется речевое мышление. Все перечисленные данные способствуют переходу ребенка на новый уровень развития личности. [ 2, 128.]

Дошкольник начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретательность его проявляет себя и в речи,

и в способности фантазировать. Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать ему фантазировать и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни. [ 3,5.]

Отечественные психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) считают, что в дошкольном возрасте ребенок пытается установить новые, более зрелые формы отношений с окружающими. Родители и воспитатели отмечают любимую фразу ребенка в этом возрасте: «Я сам!». Ребенок пытается самоутвердиться. Если поддержать ребенка в его самоутверждении, то у него сформируются такие качества, как инициативность, предприимчивость. Если же родители и воспитатели будут препятствовать утверждению ребенком своего «Я», у него могут сформироваться чувства вины и зависимости. [ 2, 128.]

Мы рассмотрели, как, в зависимости от возраста формируется характер дошкольника, как закладываются предпосылки для развития тех или иных свойств характера. В младенческом возрасте это доверие или недоверие к окружающему миру; в период раннего детства - самостоятельность или стыдливось и нерешительность; в дошкольном возрасте - изобретательность, предприимчивость или же чувство вины и зависимость. И самое важное заключается, по моему мнению, в том, что существенную роль в развитии свойств характера у ребенка играют его родители и ближайшее окружение.

Тип взаимоотношений, которые складываются в семье между ребенком и родителями, является важным фактором развития «Я-концепции». Р. Берне объясняет это двумя причинами.

Во-первых, основа «Я-концепции» закладывается в раннем детстве, когда главным значимым Другим является родитель, взаимодействие с которым обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе.

Во-вторых, ребенок в этом возрасте во многом зависит от родителей, и, следовательно, они имеют уникальную возможность влиять на развитие его личности. [2, 138.]

Наиболее точно о формировании характера сказал, наверное, известный психотерапевт Э. Фромм: «Характер ребенка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер». Не все, что мы хотим, можно однозначно развить в своем ребенке. Однако как-то повлиять на его характер мы, безусловно, в силах.

Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать, и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.

Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера

необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.

В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно.

Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера - целеустремленность, коллективизм, настойчивость.

На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для ребенка своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение.

Не мало важное значение имеет и личный пример родителей. То, что делают родители, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят.

Важную роль в формировании характера играет живое слово родителя с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель - сформировать у ребенка правильные моральные представления и понятия.

Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков ребенка, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны осуществить родители в ответ на поступок.

Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, родителям легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.

Литература

1. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - с. -418

2. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: П24 Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с. - с. - 124, 125, 126, 128, 138

3. Эрик Г. Эриксон. Детство и общество. СПб., 1996. С. 6-22 (Предисловие Д. Элкинда). Текст сокращен и адаптирован составителями. - с - 3,4,5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.