Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4–7 ЛЕТ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4–7 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Холодная наука
Область наук
Ключевые слова
Тревожность / дошкольный возраст / семья / эмоции / страхи. / Anxiety / preschool age / family / emotions / fears.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Новикова Ангелина Александровна

В статье рассматриваются причины и особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста. Подчеркивается влияние социальной нестабильности и семейных отношений на эмоциональное состояние ребенка. Анализируются работы Л. С. Выготского и других исследователей, указывающих на значимость аффективных эмоций в развитии личности. Обсуждается роль страхов и неуверенности в формировании тревожного характера, а также влияние родительских паттернов на развитие детской тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Новикова Ангелина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ANXIETY IN PRESCHOOL CHILDREN AGED 4-7 YEARS

The article explores the causes and characteristics of anxiety in preschool children. It emphasizes the impact of social instability and family relationships on the child's emotional state. The works of L. S. Vygotsky and other researchers highlighting the importance of affective emotions in personality development are analyzed. The role of fears and insecurity in shaping an anxious character, as well as the influence of parental patterns on the development of children's anxiety, are discussed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4–7 ЛЕТ»

УДК 159.922.7

Новикова Ангелина Александровна

индивидуальный исследователь, магистр

Россия, г. Тула

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-7 ЛЕТ

Аннотация: В статье рассматриваются причины и особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста. Подчеркивается влияние социальной нестабильности и семейных отношений на эмоциональное состояние ребенка. Анализируются работы Л. С. Выготского и других исследователей, указывающих на значимость аффективных эмоций в развитии личности. Обсуждается роль страхов и неуверенности в формировании тревожного характера, а также влияние родительских паттернов на развитие детской тревожности.

Ключевые слова: Тревожность, дошкольный возраст, семья, эмоции, страхи.

Novikova Angelina

individual researcher, master's degree Russian Federation, Tula

FEATURES OF ANXIETY IN PRESCHOOL CHILDREN AGED 4-7 YEARS

Abstract: The article explores the causes and characteristics of anxiety in preschool children. It emphasizes the impact of social instability and family relationships on the child's emotional state. The works of L. S. Vygotsky and other researchers highlighting the importance of affective emotions in personality development are analyzed. The role of fears and insecurity in shaping an anxious character, as well as the influence of parental patterns on the development of children's anxiety, are discussed.

Keywords: Anxiety, preschool age, family, emotions, fears.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире в условиях социальной нестабильности дети получают слишком большое количество неблагоприятных факторов, тормозящих индивидуальное развитие ребенка, а порой даже вызывающих регресс. Поэтому вопросу формирования здорового поколения уделяется наибольшее внимание, в связи с этим российские психологи и психотерапевты

ХОЛОДНАЯ НАУКА №1/2024

занимаются изучением тревожности. Их работы подтверждают увеличение численности детей с тревожностью и ее последствиями: повышенной возбудимостью, страхами и фобиями.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ В исследованиях Л. С. Выготского о воздействии аффективных эмоций на развитие индивида в процессе онтогенеза особенное значение уделяется их воздействию на развитие личности, при этом переживания ребенка разделяются на продуктивные и непродуктивные. По его мнению, аффективные переживания возникают от осознания ребенком влияющих на него условий [1].

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д.

Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи. Страхи непременный спутник тревожности, они могут развиться невротические черты. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер. Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышено внушаем.

ПОНЯТИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У РЕБЕНКА Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом.

Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого

ХОЛОДНАЯ НАУКА №1/2024

ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры [2].

Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту «уходя в мир фантазий». В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности.

Фантазии - одно из замечательных качеств, присущих детям. Для нормальных фантазий (конструктивных фантазий) характерна их постоянная связь с реальностью. С одной стороны, реальные события жизни ребенка дают толчок его воображению (фантазии как бы продолжают жизнь); с другой стороны - сами фантазии влияют на реальность - ребенок испытывает желание воплотить свои мечты в жизнь. Фантазии тревожных детей лишены этих свойств. Мечта не продолжает жизнь, а скорее противопоставляет себя жизни. Этот же отрыв от реальности - и в самом содержании тревожных фантазий, которые не имеют ничего общего с фактическими возможностями с фактическими возможностями и способностями, перспективами развития ребенка. Такие дети мечтают вовсе не о том, к чему действительно лежит у них душа, в чем они на самом деле могли бы проявить себя [3].

Дети, получающие высокие баллы по показателю «тревожность», обладают повышенной возбудимостью, чрезмерной эмоциональностью, впечатлительностью и чувствительностью, стараются избегать неудач, новые виды деятельности осваивают неуверенно или вообще отказываются от чего-либо нового. Тревога от предчувствия, что что-то должно произойти или случиться у детей, как и у взрослых, проявляется и на физиологическом уровне. Учащается сердцебиение, возникает ощущение сухости во рту, кома в горле, холодеют руки и т.д. Тревога, охватившая ребенка, меняет его поведение. Ребенок может впадать в оцепенение или, наоборот, выполнять хаотичные

ХОЛОДНАЯ НАУКА №1/2024

движения, а также совершать вполне осознанный целенаправленный акт поведения.

Среди причин повышения тревожности в рассматриваемом возрасте можно выделить развод родителей, авторитарное воспитание, отсутствие ощущение безопасности у ребенка, постоянное сравнивание ребенка со сверстниками и др. По мнению ряда исследователей, существуют половые различия в уровне и причинах тревожности детей 4-7 лет. Мальчики более тревожны, чем девочки, одной из главных причин их тревожности является наказание. Девочки более тревожены в ситуациях взаимодействия с окружающими.

Наиболее частые поведенческие признаки тревожности [4]:

• навязчивые, часто повторяющиеся движения, когда дети теребят свою одежду, качаются на стуле, грызут ногти, трут нос, часто моргают, причиняют себе боль, не замечая этого и т.д.;

• движения становятся скованными или беспокойными;

• проблемы с засыпанием;

• боязнь изменений, даже не значительных;

• обеспокоенность перед выполнением чего-то нового;

• отсутствие уверенности в своих силах и отказ выполнять новое задание. Также тревожность можно определить по серьезному виду (отсутствие

лишних движений, избегает смотреть в глаза, старается ничем себя не обнаружить); низкой самооценке; страхе в безопасности. Дети могут выдать свое тревожное состояние и при рисовании (в рисунке будет особенное внимание уделяться прорисовыванию мелких деталей, при штриховке будет сильный нажим) или на занятии (выкрики или наоборот переход на шепот) [5].

Чаще всего при состоянии тревожности поведение детей сопровождается навязчивыми движениями: теребление уха, носа, одежды, накручивание волос на палец, обгрызание ногтей и т.п. иногда дети даже не замечают, что они делают и нередко доставляют болезненные ощущения. У ребенка гораздо быстрее и прочнее тревога ассоциируется с определенными персональными

стимулами. Некоторые ситуации, связанные с волнением, способны вызвать приступ опасной эмоциональности, которая впоследствии порождает детские страхи. Чтобы защитить себя от перегрузки ребенок начинает совершать ритуальные действия или фантазировать. Так он пытается разрешить свои внутренние противоречия, утолить фрустрированные потребности. Родственными фантазиям являются односторонние увлечения, захватывающие воображение ребенка и не оставляющие места для развития других интересов. Они отрывают ребенка от реальности, окружающей среды. Вокруг ребенка создается замкнутый мир, ограждающий его от объективности жизни, порождающей тревожность.

Результатом тревожных состояний могут стать вялость, апатия, отсутствие инициативы. Отказ от каких-либо стремлений смягчает конфликт между желаниями и не способностью их реализовать. Бесконечное ограничение приводит к потере интересов, а неудовлетворенность основных потребностей снижает их интенсивность. Результатом продолжительного переживания тревоги может стать заболевание.

Внешним фактором тревожности рассматриваются внутрисемейные отношения и отношения между родителями и детьми. Следствием их нарушения являются постоянные психические микротравмы детей [4-6]. ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И СЕМЕЙНОГО

КЛИМАТА

Семейные отношения играют исключительную роль в жизни ребенка, как самые важные и значимые. Деструктивные семейные отношения способствуют формированию эмоциональных нарушений. Основными факторами, влияющими на возникновение тревоги у детей, большинством исследователей выделяются:

• свойства нервной системы (ее лабильность, слабость);

• существование психотравмирующих ситуаций, возникающих в социальных отношениях (чаще родители-дети).

ХОЛОДНАЯ НАУКА №1/2024

Деструкция в отношениях между детьми и родителями может быть разнообразной: от безусловного неприятия ребенка до чрезмерной опеки, заботы и тревоги за него. Это может быть и отсутствие эмоционального контакта, неверие в способность ребенка к самостоятельности, ответственности, повышенные требования без учета возрастных возможностей, а также приобретение родительских паттернов тревоги.

Тревожность у детей чаще возникает в тех семьях, где родители не могут договориться в последовательности вопросов воспитания, и ребенок может находиться в растерянности в ожидании реакции на свои поступки [7-9]. Большое число исследований убеждает, что корни тревожности находятся в семье, а главным образом, в нарушении отношений между детьми и родителями.

Зарубежные психологи выделяют два вида тревожности: тревога -характерная особенность личности и тревога - ответ на враждебный импульс. Сейчас проблему тревожности изучают социологи, психиатры, физиологи и психологи, но пальму первенства в этом вопросе стоит отдать все-таки психиатрии. З. Фрейд считал, что тревожность может быть объективной (в ситуации грозящей опасности) и невротической (когда только предполагается мнимая опасность). К двум имеющимся понятиям тревожности, он добавлял еще моральную тревожность (или, по его словам, «тревожность совести»). Последователи Фрейда, а именно К. Хорни, изучая феномен тревожности, пришли к теории, что тревога формируется на фоне неверных, часто искаженных отношений между людьми или фрустрированных потребностей в отношениях [10].

Проявление тревожности с негативной окраской можно наблюдать в склонности к опасениям, в безотчетном беспокойстве, в сильных эмоциональных переживаниях. Высокий уровень тревожности служит причиной трудностей в обучении, усвоении нового материала, снижает эффективность познавательной деятельности, т.к. препятствует комфортному общению и создает препятствия по установлению и поддержанию контактов.

У детей тревога может быть ситуативной (например, предстоит сделать прививку или отправиться в дальнюю дорогу к морю). Чаще всего такая тревога возникает из-за неизвестности в будущем. Если состояние тревоги повторяется достаточно часто, то тревожность становится устойчивой и это ведет к возможности проявления у ребенка тревожного характера. Тревожный ребенок чаще бывает в подавленном состоянии, так как внешний мир кажется ему агрессивным, возникновение контактов сведено к минимуму, поэтому постепенно самооценка снижается, и взгляд на мир становится более негативным.

В дошкольном возрасте активно формируется личность ребенка, он вступает в более широкий круг социальных отношений, усложняются задачи, которые необходимо решать ежедневно. Наиболее частой эмоциональной проблемой дошкольников является тревожность как возможный предвестник невроза [11].

Дошкольный возраст является определяющим периодом жизни. Именно в этот период закладываются основные качества характера, и ребенок формируется как личность. Ребенок переходит от семейного общения к социальным взаимоотношениям с посторонними людьми, выстраивает отношения с ровесниками и другими детьми. Большую роль в этом играют детские дошкольные образовательные учреждения.

Возраст дошкольника - период интенсивного образования психики и ее процессов на основе предпосылок из раннего детства. В дошкольном периоде ребенок начинает осознавать собственное «я», появляется индивидуальная форма поведения и складывается новый тип отношений «ребенок -окружающий мир».

Поэтому необходимо контролировать стабильное психоэмоциональное состояние ребенка и его благополучие. Отрицательные эмоции, неблагоприятный жизненный опыт могут повлечь за собой нежелательные последствия, при этом высока вероятность возникновения тревожности у детей.

ВЫВОДЫ

Гармоничное развитие ребенка, как личности, невозможно без создания условий, формирующих абсолютное доверие к окружающему миру, чувства умиротворенности, безопасности и защищенности. Такие чувства присущи еще внутриутробному развитию, а полное их формирование происходит к 3 годам.

В процессе общения со взрослыми ребенок усваивает правила поведения, общественные нормы, закладываются ценностные ориентиры. В это же время от взаимодействия с окружающими накапливается индивидуальный жизненный опыт. Важно, чтобы ребенка окружали общественно-авторитетные образцы поведения, непосредственно рядом находящиеся люди. Особенную значимость в этот период имеет художественная литература, где герои сказок образно, в доступной для ребенка форме акцентируют его внимание на положительных и не очень чертах характера человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. - М.: Перспектива, 2019. 135 с.

2. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика /А.М. Прихожан. - М.: МСПИ, 2016. 304 с.

3. Эриксон, Э. Детство и общество / пер. и научный ред. А. А. Алексеев. - М: Наука, 2015. 992 с.

4. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. - СП, 2015. 150 с.

5. Ковалев С.В. Мы родом из страшного детства / С.В. Ковалев. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. 224 с.

6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека / К.Р. Роджерс. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. 478 с.

7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович // Мастера психологии. - СПб.: Питер, 2009. 400 с.

8. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов / А.С. Спиваковская. - М.: МГУ, 1988. 200 с.

9. Эйдемиллер Э. Г Психология и психотерапия семьи / Н.В. Александрова, В.В. Юстицкий. - СПб: Питер, 2014. 672 с.

10. Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности / Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. - М.: Медик, 1992. 21 с.

11. Иларионова И.В. Особенности проявления тревожности у детей 4-7 лет // вестник Вятского государственного университета. №2. 2014. С. 152-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.