Научная статья на тему 'ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ РОДИТЕЛЕЙ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ'

ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ РОДИТЕЛЕЙ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Холодная наука
Область наук
Ключевые слова
Тревожность / дети / осмысленность жизни / родители / эмоциональное состояние. / Anxiety / children / meaning in life / parents / emotional state.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Новикова Ангелина Александровна

В статье исследуется влияние осмысленности жизни родителей на тревожность детей. Рассматриваются различные аспекты психологического микроклимата семьи и его влияние на эмоциональное состояние ребенка. Освещается значимость родительского поведения и культуры в формировании личностных качеств ребенка. Особое внимание уделяется взаимосвязи осмысленности жизни родителей и развитием тревожных состояний у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARENTAL MEANING IN LIFE AND ITS IMPACT ON CHILDREN'S ANXIETY

The article examines the impact of parents' meaning in life on children's anxiety. Various aspects of the family's psychological microclimate and its influence on the child's emotional state are considered. The importance of parental behavior and culture in the formation of a child's personal qualities is highlighted. Special attention is given to the relationship between parents' meaning in life and the development of anxiety in preschool children.

Текст научной работы на тему «ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ РОДИТЕЛЕЙ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ»

ХОЛОДНАЯ НАУКА

№1/2024

СЕКЦИЯ - ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.922.7

Новикова Ангелина Александровна

индивидуальный исследователь, магистр

Россия, г. Тула

ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ РОДИТЕЛЕЙ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА

ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ

Аннотация: В статье исследуется влияние осмысленности жизни родителей на тревожность детей. Рассматриваются различные аспекты психологического микроклимата семьи и его влияние на эмоциональное состояние ребенка. Освещается значимость родительского поведения и культуры в формировании личностных качеств ребенка. Особое внимание уделяется взаимосвязи осмысленности жизни родителей и развитием тревожных состояний у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: Тревожность, дети, осмысленность жизни, родители, эмоциональное состояние.

Novikova Angelina

individual researcher, master's degree Russian Federation, Tula

PARENTAL MEANING IN LIFE AND ITS IMPACT ON CHILDREN'S

ANXIETY

Abstract: The article examines the impact of parents' meaning in life on children's anxiety. Various aspects of the family's psychological microclimate and its influence on the child's emotional state are considered. The importance of parental behavior and culture in the formation of a child's personal qualities is highlighted. Special attention is given to the relationship between parents' meaning in life and the development of anxiety in preschool children.

Keywords: Anxiety, children, meaning in life, parents, emotional state.

ВВЕДЕНИЕ

Современные исследования показывают, что из-за быстрого темпо-ритма нынешней жизни каждое очередное поколение детей имеет психологические отличия, связанные, прежде всего, с беспокойством, неуверенностью, а также нестабильным эмоциональны состоянием - общей тревогой. В своих трудах

ХОЛОДНАЯ НАУКА №1/2024

А.М. Прихожан говорит об особенности тревожности в столь юном возрасте, как стойкого образования личности, сохраняющегося в течение длительного периода времени, имеет силу побуждения и определенные формы проявления в поведении ребенка [1].

Психологическое стабильное состояние ребенка зависит от множества факторов, таких как социально-экономические, культурные, а также психологические факторы и др. Многие исследователи говорят о том, что дети это одна из наиболее чувствительных составляющих общества, особенно реагирующая на разные отрицательные влияния. В последнее время, более распространенным становится состояние тревожности и страха у ребенка [2].

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Одним из основополагающих условий, влияющих на состояние тревожности у ребенка, сегодня становится психологический микроклимат семьи.

Ребенок, являясь членом семьи, определяет ее своим миром, где через игру и быт он обучается чувствам, эмоциям, нормам культуры и нравственности. Вступая во взаимоотношения с родителями, он невольно попадает под влияние, которое в свою очередь может быть как положительным, так и отрицательным. Этот факт напрямую зависит от уровня осмысленности жизни родителей, их социальных норм поведения и общей культуры. Вследствие такого контакта дети обретают основополагающие качества личности, такие как доброта, коммуникабельность, и т.д. или, наоборот, тревожность, лицемерие и пр.

Так, например, Е. Г. Смирнова считает, что родительские отношения являются комплексом чувств испытываемых и проявляемых по отношению к ребёнку, стереотипных моделей поведения, которые использует родитель в момент взаимодействия с ним, также важную роль играют особенности восприятия ребенка, осознанность родителями темперамента и личности своих детей, причин их поступков. Для благоприятного роста детско-родительских взаимоотношений родителю необходимо иметь некоторые знания по вопросам воспитания и общения с детьми [3].

ХОЛОДНАЯ НАУКА №1/2024

Исходя из этого, факт образования тревожных состояний в детском возрасте напрямую зависит от особенностей воспитания в условиях семьи, и индивидуальных факторов личности родителей ребенка. В свою очередь в осознанном возрасте тревожность чаще выступает уже не в форме ситуаций, а в качестве состояния личности затяжного характера. Состояние тревоги личности дезорганизует деятельность индивида в общем смысле, а в случае, когда шкала личностной тревоги становится наиболее высокой, цель такого индивида переориентируется на выживание, так как данному индивиду начинает казаться постоянная угроза жизни и создается видимость потенциальной опасности. В общем смысле тревожное состояние личности отличается угнетенным особенным психологическим состоянием. Так, взрослые, под влиянием тревожных состояний и низкого уровня осмысленности жизни, не имея возможности справится с вышеупомянутым состоянием, индивид невольно меняет обстановку в доме, влияя на микроклимат семьи. Дети попадают под влияние обстановки, ситуации и состояния родителей, начинают воспринимать мир по приведенному примеру.

Уровень осмысленности жизни родителей в свою очередь влияет на стиль воспитания, тем самым закладывая основные жизненные модели поведения, качества личности еще с дошкольного периода возраста детей.

На сегодняшний день особенно актуальным становится вопрос осмысленности жизни родителем и его прямого воздействия на ребенка, установление прямых причин возникновения тревожных состояний личности ребенка дошкольного возраста и прослеживание взаимосвязи осмысленности жизни родителя и эмоционального состояния ребенка.

ФЕНОМЕН ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ Большинство ученых дает оценку значению тревожности как явлению психологического характера весьма высокую, хотя и считают, что это функциональное состояние. Тревожность детей - с одной стороны, это одна из основных проблем современного общества [1, 4]. С другой стороны, это может быть состояние психики ребенка, вызванное неординарной ситуацией, в

ХОЛОДНАЯ НАУКА №1/2024

которую попал ребенок. Также тревожность может быть вызвана начинающимся неврозом [5-7], ее развитие тормозит продуктивную и интеллектуальную деятельность ребенка [8-10].

Часто психологи дают определение тревоги, как ощущение эмоционального дискомфорта, ожидание неприятности, предчувствие опасности. Если страх - это реакция на опасность, которая конкретно существует, то отличительная черта тревоги в том, что существует некая неопределенность, диффузность относительно угрозы, ее беспричинность

А. М. Прихожан, например, делает акцент на том, что тревожность есть эмоциональный дискомфорт, который существует в связи с ожиданием неблагополучия, а еще предчувствием опасности, которая угрожает индивиду [11].

Ч. Спилбергер выделил ситуативную и личностную тревожность. Под личностной тревожностью он понимал устойчивую характеристику, отражающую предрасположенность человека к тревоге и предполагающая наличие у него предрасположенности воспринимать большинство ситуаций как угрожающие. Ситуативная тревожность возникает в связи с напряженной ситуацией и характеризуется беспокойством, напряжением, озабоченностью. По интенсивности и динамике во времени она различна [9].

Р. С. Немов делает следующее умозаключение, «тревожность - свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [12, с. 681]. Некоторые специалисты считают, что тревожность - это:

• параметр эмоционально-чувственного состояния, при котором возникают бессознательные негативные эмоции;

• характер личности, воспринимающий безопасные ситуации как угрозу и рефлексирующий тревожной реакцией;

• состояние напряженности [11].

Итак, тревога - это эмоциональная сфера, а тревожность - черта характера, включающая когнитивную, эмоциональную составляющую и определяющая

ХОЛОДНАЯ НАУКА №1/2024

поведение индивида. Тревожность может быть реактивной и личностной. Реактивная тревожность - это ответная реакция организма на какую-либо ситуацию. Личностная тревожность - индивидуальная особенность, проявляющаяся, как достаточно устойчивое состояние в способности любую ситуацию воспринимать, как угрожающую. Тревожность - это черта характера, и она не всегда определяется как отрицательная, бывает и «полезная» тревожность. У каждого индивида есть свой индивидуальный комплекс ситуаций, которые могут спровоцировать тревожность [9]. Величина личностной тревожности обычно не всегда пропорциональна действительной опасности.

Изначально, З. Фрейд стал тем, кто затронул тему тревожности и постарался изложить ее природу. В 1925 году он закрепил за ней понятие неопределенный страх. Он акцентировал внимание на разграничении понятий тревожности и страха. Считается, что страх - это следствие, реакция на существующую угрозу, а тревога - это скорее реакция, которая возникает при угрозе, которая неизвестна индивиду. Данная концепция множество раз пересматривалась и уточнялась, преимущественно в тех фрагментах, где говорится о функциях, а также причинах тревожности. Фрейд утверждал, что с целью объяснения психической стороны индивида осмысление тревожности несет одну из ключевых ролей [13]. Фрейд обозначает тревожность как переживание, которое появляется в качестве сигнала будущей опасности, а испытываемые ощущения беспомощности и неопределенности Фрейд обозначает как ее содержание.

Реактивная (ситуативная) тревожность - эмоциональность, возникающая в индивидуальном порядке, проявляющаяся беспокойством, напряжением, предчувствием чего-то страшного [9]. Длится такая тревожность в зависимости от ситуации и возникает в ответ на реальную угрозу. Более высок уровень реактивной тревожности у человека с высокой личностной тревожностью.

Важно иметь в виду отличие тревоги и тревожности, ведь тревога, является по сути кратковременным явлением обеспокоенности, волнения, когда

ХОЛОДНАЯ НАУКА №1/2024

тревожность в свою очередь является устойчивым состоянием, ее стоит расценивать, как феномен психики, отличительную эмоциональную черту индивида. Тревожность не имеет связи с чем-то конкретным проявляясь постоянно. Данное состояние преследует индивида в большинстве видах деятельности. В случае, когда индивид имеет особенность к переживанию волнения, испытывает чувство максимального беспокойства, скорее всего у него устойчивая тревожность. Беспокойство может сопутствовать не постоянно и не проявляться в некоторых ситуациях. Человек с ярко выраженной тревожностью будет чаще всего расценивать мир вокруг представляющим опасность, угрозу личности, чем намного отличается от человека с низким уровнем тревожности [14].

Современные исследователи, А.В. Грибанов, И.С. Депутат, А.Н. Нехорошкова, И.С. Кожевникова и др. анализируют и прослеживают тесную связь тревожности и интеллекта, говоря о противоречивости существующей информации и данных [15]. Но все же чаще тревожности ставится оценка в ее взаимной связи с самооценкой, мотивацией и другими составными частями личности. «Тревожность - это одна из частей, которая входит в структуру индивидуальных различий, это субъективное проявление неблагополучия взаимодействия личности с окружающей средой» [15, с. 4].

Современные исследователи говорят о том, что существует оптимальный показатель тревожности, который естественен для человека и нужен ему с точки зрения активности личности. Более того, наличие тревожности может содействовать мобилизации активности личности, тем самым производя положительный эффект и способствовать в достижении высоких результатов индивидом. В данном случае нормальное или оптимальное состояние тревожности у человека становится нужным для реализации интеллектуальной и иной деятельности. Оптимальная тревожность по ситуации, может гарантировать качественное и стабильное выполнение деятельности, при которой человек может достичь доступных ему результатов. В данном случае тревожность становится как одно условие прогнозирования трудностей из

ХОЛОДНАЯ НАУКА №1/2024

множества, в которых реализуется деятельность. Если посмотреть на ситуацию иначе, то станет ясно, что повышенный уровень тревожности или наоборот слишком низкий, или вообще нулевой показатель, становятся препятствующими в достижении нормального, полноценного развития адаптационных процессов [15, 16].

Ибахаджиева Л.А. отмечает, что в современной психологии оптимальный уровень тревожности рассматривается в качестве неотъемлемой части успешной адаптации к окружающей действительности. Высокая тревожность имеет из себя вид дезадаптивной реакции, проявляющейся в дезориентации, дезорганизации поведения, некорректным реагированием, ошибками в различных видах деятельности.

Ряд тревожности выдает рост эмоциональной нестабильности человека. Возникающая стрессовая обстановка является основой для душевного расстройства и сигналом предстоящей угрозы или возникновения опасности. Рост тревожности провоцирует негативность и рост раздражительности. В ряде тревожности тревога, ощущаемая как опасность, является главным элементом. Признак, по которому можно определить эту тревожность, невозможность охарактеризовать опасность и время ее появления. Нередко индивид делает неправильные выводы из существующих фактов.

Поиск причин образования тревожности мало исследован и на сегодняшний день остается одной из актуальных проблем. Важно разделять тревожность на темпераментные свойства и образование личности. К какому из двух факторов относится тревожность, зависят методы избавления от этого состояния. Большинство ученых сходятся во мнении, что повышение уровня тревожности обусловлено стрессами, общественной нестабильностью и негативностью с ускорением ритма жизни [16]. Степень же роста уровня тревожности соотносят с длительностью и частотой отрицательного влияния окружения.

Здесь тревожность - это структурно-подвижное образование личности, возникающее в результате влияния стресса с рефлекторной реакцией [11, 16].

ХОЛОДНАЯ НАУКА №1/2024

Но объяснений реакций на стресс в равных условиях разными людьми с разным уровнем тревожности нет.

Некоторые ученые, наоборот, считают, что внешние факторы не имеют такого влияния на уровень тревожности, как внутренние. Они отмечают наследственность тревожности в 45 % ситуаций. В таких случаях тревожность возникает при слабой нервной системе, что является наследственным фактором [2, 11].

ВЫВОДЫ

Исследование показало, что уровень осмысленности жизни родителей напрямую влияет на уровень тревожности детей. Высокий уровень осмысленности способствует созданию положительного микроклимата в семье, что уменьшает риск развития тревожных состояний у детей. В свою очередь, низкий уровень осмысленности жизни родителей часто ассоциируется с повышенной тревожностью и нестабильным эмоциональным состоянием детей. Эти результаты подчеркивают важность психологической поддержки и развития осмысленности жизни у родителей для улучшения психологического благополучия детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика /А.М. Прихожан. - М.: МСПИ, 2016. - 304 с.

2. Иларионова И.В. Особенности проявления тревожности у детей 4-7 лет // вестник Вятского государственного университета/ №2. 2014. С. 152-155.

3. Смирнова Е.Г. Психолого-педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в молодой семье: автореф. канд. псих. наук / Е.Г. Смирнова. Курган, 2008. 22 с.

4. Мэй Р. Смысл тревоги / Пер. с англ. М. И. Завалова, А. И. Сибуриной. - М.: Независимая фирма Класс, 2001. 384 с.

5. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. - СП, 2015. 150 с.

ХОЛОДНАЯ НАУКА №1/2024

6. Губеев Э.П. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ // Вестник науки. 2023. №7 (64).

7. Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности / Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. - М.: Медик, 1992. 21 с.

8. Имедадзе Н. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Н.В. Имедадзе // Психологические исследования. Тбилиси, 1966. С.

49-57.

9. Спилбергер Ч. Д. Изучение оценочной тревожности / В.Н. Карандашев, Ч. Д. Спилберг, М.С. Лебедева, ред. И. Ю. Авидон. М.: ФиС, 2004. С. 12-24.

10. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х Хекхаузен. - СПб.: Питер, 2003. 860 с.

11. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека / К.Р. Роджерс. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. 478 с.

12. Немов, Р. С. Общая психология: учебник для вузов [Текст] / Р. С. Немов. - М.: Юрайт, 2011. 1007 с.

13. Фрейд, З. Психология бессознательного [Текст] / З. Фрейд. - М., 2009. 540 с.

14. Мисунов С.Н. Понятие тревожности /С.Н. Мисунов / Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ». № 2 (35). Т. 1. 2021. 4 с.

15. Грибанов А. В Психофизиологическая характеристика тревожности и интеллектуальной деятельности в детском возрасте (обзор) / А.В. Грибанов, И.С. Депутат, А.Н. Нехорошкова, И.С. Кожевникова, М.Н. Панков, Ю.А. Иорданова, Л.Ф. Старцева, И.В. Иконникова // Экология человека. 2019. № 9. С.

50-58.

16. Соловьева С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика /С.Л. Соловьева [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России:

ХОЛОДНАЯ НАУКА №1/2024

электрон. науч. журн. 2012. №6(17). URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 10.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.