Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
552
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СТРАХИ И ТРЕВОЖНОСТЬ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пилюгина Екатерина Ивановна, Бережнова Ольга Викторовна, Юндин Роман Николаевич

Школьные страхи и тревожность у детей являются одними из самых распространенных проблем, с которыми в своей профессиональной деятельности встречаются психологи образования. Школьные страхи и тревожность, являясь причиной возникновения школьной дезадаптации и хронической неуспешности, нарушают эмоциональное благополучие ребенка, негативно влияют на общее интеллектуальное и личностное развитие, на процесс социализации, на все сферы деятельности и общения. В последние годы отмечается возросший интерес ученых и практиков к проблеме школьных страхов и тревожности в связи с увеличением количества трудных жизненных и учебных ситуаций, чрезмерными информационными нагрузками, недостаточной психологической компетентностью родителей и др. В связи с этим разработка программы психологической профилактики страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста, несомненно, представляет научный и практический интерес. Материалы и методы. В исследовании используются теоретические и эмпирические данные для создания программы психологической профилактики страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста. Результаты, полученные в ходе исследования, могут использоваться учителями начальных классов, школьными психологами, социальными педагогами, администрацией учебных заведений. Представленная программа психологической профилактики страхов и тревожности может использоваться в работе с детьми младшего школьного возраста. Результаты исследования. Результаты исследования могут существенно дополнить научные представления об особенностях страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста. Описанные в исследовании стратегии совладания, используемые детьми в сложных и неприятных ситуациях, являются основой для разработки программы психологической профилактики страхов и тревожности. Обсуждение и заключения. На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что психопрофилактическая работа способствовала уменьшению количества страхов, снижению уровня общей тревожности, улучшения эмоционального самочувствия ребенка, связанного с разнообразными аспектами школьной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пилюгина Екатерина Ивановна, Бережнова Ольга Викторовна, Юндин Роман Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PREVENTION OF FEARS AND ANXIETY IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

School fears and anxiety in children are among the most common problems that educational psychologists encounter in their professional activities. School fears and anxiety, being the cause of school maladaptation and chronic failure, violate the emotional well-being of the child, negatively affect the overall intellectual and personal development, the process of socialization, and all areas of activity and communication. In recent years, there has been an increased interest of scientists and practitioners in the problem of school fears and anxiety due to an increase in the number of difficult life and educational situations, excessive information loads, insufficient psychological competence of parents, etc. In this regard, the development of a program for the psychological prevention of fears and anxiety in children of primary school age, of course, is of scientific and practical interest. Materials and Methods. The study uses theoretical and empirical data to create a program of psychological prevention of fears and anxiety in children of primary school age. The results obtained during the study can be used by primary school teachers, school psychologists, social educators, administration of educational institutions. The presented program of psychological prevention of fears and anxiety can be used in work with children of primary school age. Results. The results of the study can significantly complement the scientific understanding of the characteristics of fears and anxiety in children of primary school age. The coping strategies described in the study, used by children in difficult and unpleasant situations, are the basis for developing a program for the psychological prevention of fears and anxiety. Discussion and Conclusions. Based on the results obtained, it can be concluded that psychoprophylactic work contributed to a decrease in the number of fears, a decrease in the level of general anxiety, and an improvement in the emotional well-being of the child associated with various aspects of school life.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пилюгина Екатерина Ивановна

Кандидат психологических наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт (фили-ал СГПИ) (г. Железноводск), e-mail: pil_ket@mail.ru

Бережнова Ольга Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт (фили-ал СГПИ) (г. Железноводск), e-mail: olberezhnova@ mail.ru

Юндин Роман Николаевич

Кандидат психологических наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт (фили-ал СГПИ) (г. Железноводск), e-mail: jundin@pgu.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2022-4-131-142 Аннотация:

Введение. Школьные страхи и тревожность у детей являются одними из самых распространенных проблем, с которыми в своей профессиональной деятельности встречаются психологи образования. Школьные страхи и тревожность, являясь причиной возникновения школьной дезадаптации и хронической неуспешности, нарушают эмоциональное благополучие ребенка, негативно влияют на общее интеллектуальное и личностное развитие, на процесс социализации, на все сферы деятельности и общения. В последние годы отмечается возросший интерес ученых и практиков к проблеме школьных страхов и тревожности в связи с увеличением количества трудных жизненных и учебных ситуаций, чрезмерными информационными нагрузками, недостаточной психологической компетентностью родителей и др. В связи с этим разработка программы психологической профилактики страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста, несомненно, представляет научный и практический интерес.

Материалы и методы. В исследовании используются теоретические и эмпирические данные для создания программы психологической профилактики страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста. Результаты, полученные в ходе исследования, могут использоваться учителями начальных классов, школьными психологами, социальными педагогами, администрацией учебных заведений. Представленная программа психологической профилактики

страхов и тревожности может использоваться в работе с детьми младшего школьного возраста.

Результаты исследования. Результаты исследования могут существенно дополнить научные представления об особенностях страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста. Описанные в исследовании стратегии совладания, используемые детьми в сложных и неприятных ситуациях, являются основой для разработки программы психологической профилактики страхов и тревожности.

Обсуждение и заключения. На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что психопрофилактическая работа способствовала уменьшению количества страхов, снижению уровня общей тревожности, улучшения эмоционального самочувствия ребенка, связанного с разнообразными аспектами школьной жизни.

Ключевые слова: развитие личности, психологическая поддержка, дети младшего школьного возраста, образовательная среда, страхи и тревожность в детском возрасте.

PSYCHOLOGICAL PREVENTION OF FEARS AND ANXIETY IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Piliugina Ekaterina Ivanovna

Candidate of Psychological Sciences, Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Branch of the State Pedagogical Institute) (Zheleznovodsk), e-mail: pil_ket@mail.ru

Berezhnova Olga Viktorovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Branch of the State Pedagogical Institute) (Zheleznovodsk), e-mail: olberezhnova@ mail.ru

Yundin Roman Nikolaevich

Candidate of Psychological Sciences, Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Branch of the State Pedagogical Institute) (Zheleznovodsk), e-mail: jundin@pgu.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2022-4-131-142 Abstract:

Introduction. School fears and anxiety in children are among the most common problems that educational psychologists encounter in their professional activities. School fears and anxiety, being the cause of school maladaptation and chronic failure, violate the emotional well-being of the child, negatively affect the overall intellectual and personal development, the process of socialization, and all areas of activity and communication. In recent years, there has been an increased interest of scientists and practitioners in the problem of school fears and anxiety due to an increase in the number

of difficult life and educational situations, excessive information loads, insufficient psychological competence of parents, etc. In this regard, the development of a program for the psychological prevention of fears and anxiety in children of primary school age, of course, is of scientific and practical interest.

Materials and Methods. The study uses theoretical and empirical data to create a program of psychological prevention of fears and anxiety in children of primary school age. The results obtained during the study can be used by primary school teachers, school psychologists, social educators, administration of educational institutions. The presented program of psychological prevention of fears and anxiety can be used in work with children of primary school age.

Results. The results of the study can significantly complement the scientific understanding of the characteristics of fears and anxiety in children of primary school age. The coping strategies described in the study, used by children in difficult and unpleasant situations, are the basis for developing a program for the psychological prevention of fears and anxiety.

Discussion and Conclusions. Based on the results obtained, it can be concluded that psychoprophylactic work contributed to a decrease in the number of fears, a decrease in the level of general anxiety, and an improvement in the emotional well-being of the child associated with various aspects of school life.

Key words: personality development, psychological support, children of primary school age, educational environment, fears and anxiety in childhood.

Введение. Изучение проблемы страхов и тревожности носит междисциплинарный характер. Данная проблема рассматривалась в русле психологии, психиатрии, биохимии, физиологии, философии, социологии и других наук. Несмотря на большое количество работ, данная проблема считается недостаточно разработанной. Кроме того, ряд авторов указывают на многозначность и неясность терминов «страх», «тревога» и «тревожность».

В своей практической деятельности психологи часто используют эти термины как синонимы, однако в психологической науке термины «страх», «тревога» и «тревожность» совершенно не однозначны. В научной психологической литературе страх понимается как аффективное, негативно окрашенное отражение в сознании индивида реальной угрозы для его жизни и благополучия.

Актуальность исследования проблемы психологической профилактики страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста состоит в том, что школьные страхи и тревожность у детей являются одними из самых распространенных проблем, с которыми в своей профессиональной деятельности встречаются психологи образования. Школьные страхи и тревожность, являясь причиной возникновения школьной дезадаптации и хронической неуспешности, нарушают эмоциональное благополучие ребенка, негативно влияют на общее интеллектуальное и личностное развитие, на процесс социализации, на все сферы деятельности и общения. В последние годы отмечается возросший интерес ученых и практиков к проблеме школьных страхов и тревожности в связи с

увеличением количества трудных жизненных и учебных ситуаций, чрезмерными информационными нагрузками, недостаточной психологической компетентностью родителей и др.

Обзор литературы. Тревога рассматривается как отрицательное эмоциональное переживание, связанное с предчувствием опасности [8]; как особое эмоциональное состояние, сопряженное с переживанием страха, причина которого индивиду неизвестна либо недостаточно им осознается. [11] Тревога возникает в тех случаях, когда человек воспринимает определенную ситуацию или какой-либо раздражитель как потенциально опасные, несущие в себе возможность вреда, угрозы. [6]

Субъективно тревога характеризуется ощущением беспокойства, озабоченности, напряжения, мрачными предчувствиями. [12]

Впервые понятие тревоги было использовано З. Фрейдом, который различал страх как таковой и неопределенный страх, имеющий внутренний характер - тревогу.

И сегодня мнение о том, что страх - это реакция на конкретную, реальную опасность, а тревога - это переживание неопределенной, неясной угрозы воображаемого характера, является одним из самых распространенных. [12]

Согласно другой точке зрения, страх - это эмоция, возникающая при витальной угрозе, в ситуациях, когда что-либо угрожает человеку как живому существу, а тревога возникает при личностной и социальной угрозе. [3]

В третьих работах страх рассматривается как реакция на конкретную угрозу, а тревога, в свою очередь, связана с переживаниями социального характера (например, ожидание неудач, угроза своей самооценке, личностным ценностям или представлению о себе). [11]

А.М. Прихожан отмечает, что четкого разделения терминов «тревога» и «тревожность» нет. Оба термина используются для обозначения психического состояния, причем термин «тревожность» используется для обозначения данного явления в целом. [8; 11]

Однако есть и другие точки зрения. Исследователи рассматривают тревогу как эмоциональное состояние, а тревожность как устойчивую черту личности, индивидуальную особенность, которая проявляется в склонности индивида интенсивно и часто переживать состояние тревоги. [14]

Тревожность может рассматриваться как один из показателей индивидуальных различий, потому как она характеризует степень склонности индивида переживать состояние тревоги. Тревожность явно в поведении не проявляется, однако ее уровень определяется по частоте и силе возникновения состояния тревоги. Индивид с высоким уровнем тревожности склонен воспринимать потенциально опасные ситуации или обстоятельства более интенсивно, чем индивид с умеренным или низким уровнем тревожности. [12; 13; 14]

А.М. Прихожан описаны формы тревожности, различающиеся по способам переживания, осознания, вербализации и преодоления:

1. Открытая тревожность. Эта форма тревожности переживается осознан-

но и проявляется в реальной деятельности в состоянии тревоги. Вариантами данной формы тревожности являются: острая, полностью или частично регулируемая тре-вожность, которая дезорганизует деятельность человека; регулируемая и компенсируемая тревожность, используемая как стимул к деятельности в привычных ситуациях; культивируемая тревожность, предполагающая поиск выгоды от своей тревожности (эта сложная форма тревожности начинает проявляться появляется лишь в подростковом возрасте).

2. Скрытая тревожность. Это неосознаваемая форма тревожности, характеризующаяся чрезмерным спокойствием, непониманием реального неблагополучия, в некоторых случаях может проявляться либо в отрицании, либо явно прослеживаться в поведении (покачивание на стуле, постукивание пальцами и т.д.). Вариантами данной формы тревожности могут быть: неестественное спокойствие, как результат защитных тенденций; уход от объективной ситуации. [8; 9]

Таким образом, проявления тревожности довольно сложно обнаружить в поведении. Часто тревожность транслируется через поведенческие проявления совершенно иных проблем: конформность, агрес-сивность, ложная гиперактивность, зависимость, ложь, лень как результат «выученной беспомощности», уход в болезнь и т. д. [8]

Проведенный анализ исследований показал, что в научной литературе серьезное внимание уделяется изучению конкретных видов тревожности. Так, например, изучены психологические особенности: школьной тревожности; межличностной тревожности; «компьютерной» тревожности.

В других исследованиях особое значение отводится изучению функций тревоги и тревожности. Результаты этих исследований показывают, что в ситуациях, достаточно простых для индивида, тревога может положительно влиять на результат деятельности. В сложных ситуациях тревога не только препятствует достижению успеха в какой-либо деятельности, но может привести к полной дезорганизации. [13 14]

Оптимальный (нормальный) уровень тревожности выполняет очень важные функции. Во-первых, он направляет внимание индивида к потенциальным препятствиям и трудностям. Во-вторых, он позволяет собраться, мобилизовать усилия и достичь высоких результатов.

Высокий уровень тревожности свидетельствует о дезадаптации, оказывает негативное влияние на эффективность деятельности, приводит к деформации и дисгармонии в поведении индивида.

Обобщая результаты проведенного анализа исследований, отметим следующее: страх понимается как аффективное, негативно окрашенное отражение в сознании индивида реальной угрозы; тревога - это психическое состояние, а тревожность - это психическое свойство; тревога и тревожность могут оказывать неоднозначное влияние на результативность деятельности.

Материалы и методы. Для решения проблемы психологической профилактики страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста перед нами

стояли несколько задач: 1. изучить проблему страхов и тревожности в отечественной и зарубежной психологии; 2. исследовать психологические особенности страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста; 3. разработать и внедрить программу психологической профилактики страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста.

Психологические особенности страхов и тревожности изучались в социологии, психологии, медицине, педагогике. В этих исследованиях показано, что страхи детей существенно отличаются от страхов взрослых. Эти отличия объясняются недостаточным развитием личности ребенка, а также неравномерностью формирования внутренних возможностей для преодоления фрустрирующих ситуаций. [5]

Проблема детских страхов и тревожности рассматривалась в работах как зарубежных, так и отечественных ученых. Одними из первых вопрос о детских страхах и тревожности поднимался в трудах представителей психоаналитического направления. З. Фрейд выделял реальный страх (реакция на объективную ситуацию опасности) и невротический страх (результат вытеснения реального страха). В определенные периоды онтогенеза возникают естественные невротические страхи как результат естественных ситуаций опасности. В возрасте от 6 до 10 лет, что соответствует младшему школьному возрасту, у ребенка возникает естественный возрастной страх Сверх-Я. Дальнейшее развитие представлений о детских страхах и тревожности в русле психоаналитической традиции получило в работах А. Фрейд. Она отмечала, что в 6-7 лет наблюдается трансформация особенностей страхов и тревожности. Объективная тревога, существовавшая в более раннем возрасте и связанная с внешним миром, исчезает, и ее место занимает тревога Сверх-Я, проявляющаяся в чувстве вины. Источник этой тревоги находится непосредственно в сознании ребенка (Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы). В работах Г. Салливена, выполненных в русле неопсихоанализа, подчеркивается различие между страхом и тревогой. Ученый считает, что страх появляется при угрозе физическим потребностям индивида, а тревога возникает в ответ на неблагоприятные интерперсональные отношения. В возрасте 6-10 лет развивается способность к самоконтролю. В связи с этим ребенок становится способным овладеть многими операциями, обеспечивающими безопасность, научиться способам преодоления от тревоги. [15]

Отечественные исследователи также отмечают, что страхи и тревожность имеют возрастную специфику. Возрастные особенности проявляются в содержании страхов и тревожности, в их источниках, а также в формах проявления. [6]

Остановимся на рассмотрении особенностей эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

Раздражители, которые вызывали определенные эмоциональные реакции у детей дошкольного возраста, на младших школьников уже не действуют. Дети младшего школьного возраста очень интенсивно реагируют на затрагивающие его события, но уже обладают способностью сдерживать определенные эмоциональные реакции благодаря волевым усилиям. Специфическими особенностями

эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста являются: эмоциональная отзывчивость на происходящее; непосредственность и откровенность выражения эмоциональных переживаний; готовность к аффекту страха; эмоциональная неустойчивость, частая смена настроений; недостаточно развитый эмоциональный интеллект (Цит. по: Ильин Е.П. Эмоции и чувства).

Содержательные характеристики детских страхов и тревожности также определяются особенностями социальной ситуации развития. [1] Причинами возникновения страхов и тревожности у детей младших школьников являются: оценка собственных успехов; дисгармония межличностных отношений в семье и школе; негативные, неадекватные или противоречивые требования, предъявляемые к ребенку родителями, учителями, сверстниками. [2]

А.И. Захаров утверждает, что в младшем школьном возрасте происходит уменьшение эгоцентрической и усиление социоцентрической направленности личности, что приводит к уменьшению количества страхов. Это возраст, когда переплетаются инстинктивные и социально опосредованные страхи. Специфической особенностью младшего школьного возраста является то, что страх, боязнь (длительное устойчивое состояние страха), тревожность и опасения представлены в равной степени.

Р.В. Овчарова отмечает, что страхи могут быть возрастными и невротическими. [7] Возрастные страхи, по мнению автора, наблюдаются у эмоционально чувствительных детей. Причинами, вызывающими возрастные страхи, являются родительские страхи, тревожность в отношениях с ребенком, гиперопека, чрезмерное количество запретов и ограничений, угрозы, невозможность идентификации с родителем своего пола (особенно у мальчиков), дисгармония в отношениях между родителями, испуг и т.д.

Невротические страхи более интенсивны в эмоциональном плане, более длительны, оказывают неблагоприятное воздействие на формирование личности ребенка, связаны с другими невротическими проблемами. Невротические страхи очень сложно устранить. Причинами невротических страхов считаются длительные переживания, эмоционально отчужденные отношения с родителями, конфликты в семье. [7]

По данным А.И. Захарова, основными страхами в младшем школьном возрасте являются: страх не соответствовать социальным требованиям; страх сделать что-либо неправильно, не так как нужно; страх не успеть и опоздать как проявления чувства вины. Эти страхи связаны с ростом ответственности, нравственных и моральных качеств личности ребенка. В каждом возрастном периоде можно выделить определенные сферы жизни ребенка, в которых страхи и тревожность проявляются достаточно ярко и не зависят от реальности угроз.

А.М. Прихожан пишет, что характерными страхами для детей младшего школьного возраста являются боязнь оценки со стороны взрослых, «опасных» людей, смерти, болезни. [9]

В диссертационном исследовании С.В. Гридневой показано, что сфера проявления страхов и тревожности, а также степень их выраженности зависят

от личностных особенностей детей. К таким особенностям автор относит: низкий уровень социальной компетентности, неуверенность в своих способностях, упрощенное восприятие социальных ситуаций, ориентация на внешнюю оценку, инфантильность в восприятии себя, неспособность поддерживать позитивный образ Я, эмоциональная возбудимость, обидчивость, обостренное восприятие своей отличительности. [5]

Результаты исследования. Особое внимание в современных исследованиях отводится вопросу о стратегиях, помогающих ребенку справиться со страхом и тревожностью (Никольская И.М, Грановская Р.М. Психологическая защита у детей).

Защитное поведение может проявляться в поведенческой, эмоциональной и интеллектуальной сферах. К поведенческим стратегиям относятся изменение формы деятельности или ее смена. К эмоциональным стратегиям относятся неадекватные оценки ситуации, ведущие к различным положительным или отрицательным переживаниям. К интеллектуальным стратегиям относятся разнообразные формы работы с информацией.

Проявления защитных стратегий совладания со страхами и тревожностью различаются у детей и взрослых. Дети чаще взрослых используют поведенческие и эмоциональные стратегии. В исследовании С.В. Гридневой показано, что с помощью выражения эмоции страха дети компенсируют дефицит внимания к себе со стороны окружающих, тем самым привлекают их для решения своих проблем и установления более крепких межличностных отношений. [5]

Способы, которые используют дети в трудных для себя ситуациях, часто бывают неэффективными. Это может привести к еще большему усилению негативных переживаний и возникновению фрустраций. Пытаясь справиться с этим, ребенок часто выбирает для себя косвенные способы совладания, которые становятся устойчивыми личностными характеристиками. Напротив, использование эффективных стратегий совладания способствует успешной адаптации и социализации ребенка младшего школьного возраста. [4]

Обсуждение и заключения. Жизнь в современном обществе характеризуется динамичностью и высокой эмоциональной насыщенностью. Это приводит к существенным психологическим нагрузкам, как у взрослых, так и у детей. Дети являются наименее защищенными в условиях предъявления повышенных требований к их физическим, интеллектуальным, психоэмоциональным возможностям. При отсутствии способности использовать эффективные стратегии совладания в трудных и неприятных ситуациях, они ощущают неуверенность, беззащитность, неблагополучие, тревогу и страх. В связи с этим разработка программы психологической профилактики страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста представляет особую актуальность.

Проведенный теоретический анализ работ по проблеме школьных страхов и тревожности показал, что эта проблема многогранна и сложна. Данная проблема рассматривалась в русле психологии, психиатрии, биохимии, физиологии, философии, социологии и других наук. [10]

Отечественными зарубежными психологами накоплен богатый теоретический и эмпирический материал по проблеме страхов и тревожности. Обобщение научных представлений по данной проблеме позволило заключить, что страх -это аффективное, негативно окрашенное отражение в сознании индивида реальной угрозы; тревога - это психическое состояние, а тревожность - это психическое свойство.

Доказано, что страхи и тревожность имеют возрастную специфику. В исследованиях раскрыто содержание страхов, испытываемых детьми, проводится анализ причин их появления, предлагаются возможные способы и пути преодоления.

Термин «школьная тревожность» - наиболее емкое понятие, охватывающее разные сферы эмоционального неблагополучия ребенка, связанного со школой. Симптомами школьной тревожности являются волнение, повышенное беспокойство в ситуациях, связанных со школой, ожидание негативной оценки со стороны учителя и плохого отношения со стороны сверстников.

Высокий уровень школьных страхов и тревожности в целом может рассматриваться как показатель дезадаптации в школе. Они не просто создают эмоциональный дискомфорт, но и являются причиной возникновения детских неврозов. Поэтому разработка программы психологической профилактики школьных страхов и тревожности имеет важное научное и практическое значение.

Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов.

На правом этапе было проведено планирование экспериментального исследования, подбор и апробация методик для сбора эмпирического материала.

На втором этапе (констатирующем) было проведено диагностическое исследования, направленного на определение основного содержания страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста.

Результаты показали, что основное содержание страхов детей младшего школьного возраста связано со школой. Младшие школьники с высоким уровнем личностной тревожности воспринимают большое количество ситуаций, связанных со школой, как неприятные и опасные. Для них характерны общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха. Высоко тревожные школьники отличаются заниженной самооценкой, непринятием себя, неуверенностью в своих возможностях, в трудных и неприятных жизненных ситуациях используют преимущественно неэффективные стратегии совладания.

На третьем этапе была разработана и внедрена программа психологической профилактики страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста.

Цель программы: психологическая профилактика страхов и тревожности.

Задачи программы: снятие тревожности, формирование эмоционального благополучия ребенка; развитие у детей положительной самооценки, уверенности в себе; развитие умений использовать эффективные стратегии совладания в трудных и неприятных жизненных ситуациях.

При разработке программы мы опирались на следующие основные поло-

жения: в ходе психопрофилактической работы необходимо проводить работу с детьми, направленную на снижение повышенного эмоционального напряжения, связанного со школой; работе с группой важно создавать атмосферу безопасности, принятия, взаимной поддержки детьми друг друга; использовать методы последовательной десенсибилизации (погружения с тревожащие ситуации) и отреагирования страхов и тревог через игру и рисование; учитывать специфическое отношение высоко тревожных школьников к успехам и неудачам и использовать в работе особые формы оценки их деятельности с максимально развернутыми параметрами; в работе с тревожными детьми особое внимание необходимо уделять расширению их поведенческого репертуара, обогащать навыки общения и поведения в сложных, неприятных жизненных ситуациях.

На четвёртом этапе (контрольном) был проведен количественный и качественный анализ полученных данных, их обобщение и систематизация, осуществлена проверка эффективности программы психологической профилактики страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста.

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что психопрофилактическая работа способствовала уменьшению количества страхов, снижению уровня общей тревожности, улучшения эмоционального самочувствия ребенка, связанного с разнообразными аспектами школьной жизни. Психопрофилактическая работа оказала положительное воздействие на развитие самооценки и уверенности в себе, помогла в овладении эффективными стратегиями поведения в сложных и неприятных жизненных ситуациях.

Таким образом, проведенный анализ данных доказал, что разработанная программа психологической профилактики страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста является эффективной и может быть рекомендована для практической работы с детьми психологам общеобразовательных учреждений.

Перспективами дальнейшей работы видится включение в работу по психологической профилактике страхов и тревожности педагогов и родителей младших школьников: разработка тематических лекций для педагогов, психологическое просвещение родителей.

Литература

1. Акопян, Л.С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов): автореф. ... доктора психол. наук. - Самара, 2011. - 53с.

2. Берулава, Г.А. Тенденции развития личности в системе образования: прогностический аспект / Гуманизация образования. 2018. № 4. С. 6-17.

3. Изард, К. Эмоции человека / К.Изард. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 954 с.

4. Имедадзе, Н. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования. - Тбилиси, 1966. - С.50.

5. Гриднева, С.В. Личностные детерминанты страхов и стратегий совлада-

ющего поведения у детей 9-10 лет: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Ростов-на-Дону, 2007. - 23с.

6. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, кор-рекция / А.В.Микляева, П.В.Румянцева. - СПб.: Речь, 2004. - 248 с.

7. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов / Р.В. Овчарова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 448с.

8. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М.Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 304 с.

9. Прихожан, А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Ред. В. М. Ас-та-пов. - СПб., 2001. - С. 143-156.

10. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.

11. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. - СПб.: Питер, 2006. - 652с.

12. Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте / Сост. Ю.Л. Ханин. - М., 1983.

- С. 12-24.

13. Ханин, Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы личностной и реактивной тревожности / Ю.Л. Ханин. - Л., 1976. -18с.

14. Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Ханин. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 208с.

15. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / О.В. Хухлаева. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 208с.

References

1. Akopyan, L.S. Psychology of emotional states and their regulation in children of primary school age (based on children's fears): author. ... doctor of psychology. Sciences. - Samara, 2011. - 53p.

2. Berulava, G.A. Trends in the development of personality in the education system: a prognostic aspect / Humanization of education. 2018. No. 4. S. 6-17.

3. Izard, K. Human emotions / K. Izard. - M.: Direct-Media, 2008. - 954 p.

4. Imedadze, NV Anxiety as a learning factor in preschool age // Psychological research. - Tbilisi, 1966. - P.50.

5. Gridneva, S.V. Personal determinants of fears and strategies of coping behavior in children 9-10 years old: abstract of the thesis. diss. ... cand. psychol. Sciences. -Rostov-on-Don, 2007. - 23 p.

6. Miklyaeva, A.V. School anxiety: diagnosis, prevention, correction / A.V.

Miklyaeva, P.V. Rumyantseva. - St. Petersburg: Speech, 2004. - 248 p.

7. Ovcharova, R.V. Practical psychology of education: Proc. allowance for students. psychol. fak. universities / R.V. Ovcharov. - 2nd ed., erased. - M .: Publishing Center «Academy», 2005. - 448s.

8. Parishioners, A.M. Anxiety in children and adolescents: psychological nature and age dynamics / A.M.Prikhozhan. - M.: Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: NPO MODEK Publishing House, 2000. - 304 p.

9. Parishioners, A.M. Forms and masks of anxiety. Influence of anxiety on activity and personality development // Anxiety and anxiety / Ed. V. M. Astapov. - St. Petersburg, 2001. - S. 143-156.

10. Psychology. Dictionary / Ed. A.V. Petrovsky, M.G. Yaroshevsky. - 2nd ed., Rev. and additional - M.: Politizdat, 1990. - 494 p.

11. Psychological diagnostics: Textbook for universities / Ed. M.K. Akimova, K M. Gurevich. - St. Petersburg: Peter, 2006. - 652 p.

12. Spielberger, C.D. Conceptual and methodological problems of the study of anxiety // Stress and anxiety in sports / Comp. Yu.L. Khanin. - M., 1983. - S. 12-24.

13. Khanin, Yu. L. A brief guide to the use of the scale of personal and reactive anxiety / Yu.L. Khanin. - L., 1976. -18s.

14. Khanin Yu. L. Psychology of communication in sports / Yu.L. Khanin. - M.: Physical culture and sport, 1980. - 208s.

15. Khukhlaeva, O.V. Fundamentals of psychological counseling and psychological correction: textbook. allowance for students of higher education. textbook institutions / O.V. Khukhlaeva. - 4th ed., Sr. - M.: Academy, 2006. - 208s.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОЛОГИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОНТАКТОЛОГИЯ КАК ВЕДУЩИЕ ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ананьева Наталия Анатольевна

Кандидат психологических наук, доцент, Московский инновационный университет (г. Москва), e-mail: ananyeva70@mail.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2022-4-142-151 Аннотация:

В статье рассматриваются значимые приоритеты и некоторые тенденции современного гуманитарного образования. Центрация на человеке является объединяющей платформой многих наук. Это расширяет возможности гуманитарного образования, связанные со сферой информациологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.