Научная статья на тему 'Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста'

Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2410
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХ / СТРАХИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ / ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / FEAR / FEARS IN PRIMARY SCHOOL AGE / ANXIETY IN PRIMARY SCHOOL AGE / SCHOOL ANXIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна

В современное время ребенок подвергается влиянию множества неблагоприятных факторов, которые могут привести к задержке развития потенциальных возможностей личности. Сейчас многие ученые отмечают, что повышается рост числа детей с разнообразными страхами, которые ведут к повышенной возбудимости и тревожности. В статье представлено исследование, целью которого явилось изучение страхов, уровня личностной и школьной тревожности у детей младшего школьного возраста, а также выявление взаимосвязи между данными показателями. Исследование проводилось с обучающимися вторых классов средних общеобразовательных школ г.Орска Оренбургской области. В нем приняли участие 45 детей. В исследовании использовались опросник А.И.Захарова «Анкета страхов» тест тревожности (Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен), тест школьной тревожности Филлипса. Было выявлено, что наиболее распространенными видами страха в младшем школьном возрасте являются: страх собственной смерти; страх смерти родителей; страх нападения; боязнь опоздать в школу заболеть, заразиться; страшных снов; страх бури, урагана; страх пожара; страх войны. У детей с показателем допускаемого количества страхов выше нормы, уровень личностной и школьной тревожности выражен в средней и высокой степени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEARS AND ANXIETY IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

In modern times, the child is influenced by many adverse factors that can lead to a delay in the development of potential personality. Now many scientists note that the increasing number of children with a variety of fears that lead to increased excitability and anxiety. The article presents a study aimed at studying fears, the level of personal and school anxiety in children of primary school age, as well as identifying the relationship between these indicators. The study was conducted with students of the second grade of secondary schools in Orsk, Orenburg region. It was attended by 45 children. The study used the questionnaire A. I. Zakharova, "the Questionnaire of fears," test anxiety (R. Temmel, of Dorcas M., V. Amen), the test school anxiety Phillips. It was found that the most common types of fear in primary school age are: fear of death; fear of death of parents; fear of attack; fear of being late for school to get sick, get infected; terrible dreams; fear of storms, hurricanes; fear of fire; fear of war. In children with an indicator of the permissible number of fears above the norm, the level of personal and school anxiety is expressed in an average and high degree.

Текст научной работы на тему «Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста»

психологически науки

Андриенко Оксана Александровна СТРАХИ И ТРЕВОЖНОСТЬ ...

UDC 159.942

СТРАХИ И ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© 2019

Андриенко Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Оренбургский государственный университет, филиал Орский гуманитарно-технологический институт (462403, Россия, Орск, проспект Мира, 15А, e-mail: andrienko-oa@mail.ru)

Аннотация. В современное время ребенок подвергается влиянию множества неблагоприятных факторов, которые могут привести к задержке развития потенциальных возможностей личности. Сейчас многие ученые отмечают, что повышается рост числа детей с разнообразными страхами, которые ведут к повышенной возбудимости и тревожности. В статье представлено исследование, целью которого явилось изучение страхов, уровня личностной и школьной тревожности у детей младшего школьного возраста, а также выявление взаимосвязи между данными показателями. Исследование проводилось с обучающимися вторых классов средних общеобразовательных школ г.Орска Оренбургской области. В нем приняли участие 45 детей. В исследовании использовались опросник А.И.Захарова «Анкета страхов» тест тревожности (Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен), тест школьной тревожности Филлипса. Было выявлено, что наиболее распространенными видами страха в младшем школьном возрасте являются: страх собственной смерти; страх смерти родителей; страх нападения; боязнь опоздать в школу заболеть, заразиться; страшных снов; страх бури, урагана; страх пожара; страх войны. У детей с показателем допускаемого количества страхов выше нормы, уровень личностной и школьной тревожности выражен в средней и высокой степени.

Ключевые слова: страх, страхи в младшем школьном возрасте, тревожность в младшем школьном возрасте, школьная тревожность.

FEARS AND ANXIETY IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

© 2019

Andrienko Oksana Aleksandrovna, PhD, associate professor of the department psychology and pedagogics

Orenburg State University, branch Orsk Humanities and Technology Institute (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue 15A, e-mail: andrienko-oa@mail.ru)

Abstract. In modern times, the child is influenced by many adverse factors that can lead to a delay in the development of potential personality. Now many scientists note that the increasing number of children with a variety of fears that lead to increased excitability and anxiety. The article presents a study aimed at studying fears, the level of personal and school anxiety in children of primary school age, as well as identifying the relationship between these indicators. The study was conducted with students of the second grade of secondary schools in Orsk, Orenburg region. It was attended by 45 children. The study used the questionnaire A. I. Zakharova, "the Questionnaire of fears," test anxiety (R. Temmel, of Dorcas M., V. Amen), the test school anxiety Phillips. It was found that the most common types of fear in primary school age are: fear of death; fear of death of parents; fear of attack; fear of being late for school to get sick, get infected; terrible dreams; fear of storms, hurricanes; fear of fire; fear of war. In children with an indicator of the permissible number of fears above the norm, the level of personal and school anxiety is expressed in an average and high degree.

Keywords: fear, fears in primary school age, anxiety in primary school age, school anxiety.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В последние годы психологи отмечают существенное увеличение количества детей, испытывающих постоянные страхи, тревоги и это предсказуемо, так как наше общество нестабильно и агрессивно. С уверенностью можно сказать, что наши дети смотрят мультфильмы, где главные герои - монстры, роботы, вампиры, зомби и т.д. К этому можно добавить боевики, фильмы ужасов, а также компьютерные игры - все это дает младшим школьникам большую психологическую нагрузку.

В настоящее время количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью увеличивается. Это приводит не только к дезорганизации учебной деятельности, но и начинает разрушать личностные структуры [1]. Поэтому психологам и педагогам, работающим с детьми младшего школьного возраста необходимо знать причины возникновения повышенной тревожности и страхов, чтобы своевременно провести коррекционную работу, способствуя снижению уровня тревожности у обучающихся.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблемой детских страхов занимались многие как отечественные, так и зарубежные психологи.

Различные аспекты проблемы страхов и тревожности младших школьников рассмотрены в новейших исследованиях Л.С. Акопян [2], С.А. Амбаловой [3], Н.Ф.Зеленеевой [4], Н.А. Картавых [5], А.С. Колпаковой, Е.В. Прониной [6], С.С. Мирошниченко

[7], Е.Г.Ожоговой и Е.В. Намсинк [8], Л.А. Сундеевой, Е.А. Шейкиной [9], Е.В. Чебучевой, Ю.А. Тарычевой [10] и др. [11-17].

В психологическом словаре понятие «страх» трактуется как «эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности» [18, с. 371].

Младший школьный возраст - это «период вхождения ребенка в новые социальные условия, а изменение социальной ситуации развития, повышение груза ответственности и уровня требований к нему может способствовать обострению страхов» [10, с. 175]

А.С. Колпаковой, Е.В. Пронина указывают, что в младшем школьном возрасте природные страхи, основанные на инстинкте самосохранения, сменяются социальными страхами, более сложными, труднее определяемыми. Также детям в данном возрасте свойственны следующие страхи:

1. Страх «быть не тем», проявляющийся в боязни ребенка не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения.

2. Страх разлуки или одиночества, возникающий при реальной или воображаемой угрозе расставания ребенка со значимыми для него лицами.

3. Страх принятия решений, или страх ответственности [6].

Исследование Е.В. Чебучевой и Ю.А. Тарычевой показало, что у детей младшего школьного возраста страхи фокусируются на школьных проблемах, на проблемах семьи и физического насилия. Также отмечается наличие страхов группы «быть ничем»: страх смерти, стихии, бури, урагана, землетрясения. Страхи группы

Andrienko Oksana Aleksandrovna psychological

FEARS AND ANXIETY ... science

«быть ни с кем» включают в себя страх темноты, одиночества, наказания [10].

Диагностика младших школьников в работе С.С. Мирошниченко показывает, что в наибольшей степени в группе тревожных детей выражен страх сказочных персонажей, в группе неуверенных детей - страхи, связанные с причинением физического ущерба, в группе импульсивных детей - страх темноты, в группе агрессивных детей - пространственные страхи [7].

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью исследования явилось изучение страхов у детей младшего школьного возраста, а также выявление уровня их личностной и школьной тревожности.

Гипотеза исследования: у детей с высоким уровнем личностной и школьной тревожности количество страхов превышает возрастную норму.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Исследование проводилось с обучающимися вторых классов средних общеобразовательных школ г.Орска Оренбургской области. В нем приняли участие 45 детей.

В исследовании использовались следующие методики: опросник А.И.Захарова «Анкета страхов» [19], тест тревожности (Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен) [20], тест школьной тревожности Филлипса [21].

Первым этапом в психодиагностическом исследовании была беседа с учителями и психологом, а также анализ документации (классного журнала, личных медицинских карт детей, школьных тетрадей, рисунков и пр.). Было выявлено, что практически все дети из благополучных семей (96,8%), существуют хорошие социально-экономические условия жизни семьи, присутствие обоих родителей семье, наличие нормальных жилищных условий и т.д.

Далее было выявлено, каким конкретным страхам подвержены дети. Страхи, которые проявляются в поведении ребенка, отражают не полную картину его внутренних страхов, и поэтому определить все страхи, присутствующие у ребенка, а также преобладающие, можно только специальным опросом в доверительной беседе с ним. Для этого был использован опросник А.И.Захарова «Анкета страхов».

По результатам анализа данных нами было установлено, что преобладающими страхами у обследуемых детей являются:

1. Страх смерти родителей (100%);

2. Страх смерти (90,2%);

3. Страх опоздать в школу (79,4%);

4. Страх войны (74,8%);

5. Страх пожара (72,6%);

6. Страх нападения (68,2%);

7. Страх заболеть, заразиться (61,6%);

8. Боязнь страшных снов (55%); страх бури, урагана (55%).

А.И. Захаров [19] отмечает, что для младшего школьного возраста характерно увеличение социоцентриче-ской направленности личности, которая вместе с возросшим чувством ответственности проявляется в преобладании страха смерти родителей по отношению к «эгоцентрическому» страху смерти себя. У детей данной группы страх собственной смерти встречается у большинства, а страх смерти родителей - у всех обследованных детей. Страх опоздать в школу является отражением гипертрофированного чувства вины из-за возможного совершения осуждаемых взрослыми неправильных действий. Такие страхи, как страх бури, урагана, пожара и войны являются типичными для детей младшего школьного возраста и выявлены у большей половины обследованных детей. Количество страхов у каждого ребенка наглядно представлено на рисунке 1.

Анализ результатов позволил разделить первоначальную группу, состоящую из 45 человек на две:

- в первую группу вошли 42,2% испытуемых с показателем допускаемого количества страхов в пределах 64

нормы (до 10 страхов);

- во вторую группу вошли 57,8% детей с показателем страхов выше нормы.

После проведения методики на изучение личностной тревожности школьников Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен было выявлено, что:

- 24,2% детей имеют высокий уровень личностной тревожности;

- 48,4% младших школьника имеют средний уровень личностной тревожности;

- 26,6%детей имеют низкий уровень личностной тревожности.

28

26

24

22

20

"

15

'2

10

8

5

2 ■ - Ж - 1 1 1

0 Ж . . . ж . Ж . . .. . ж.......... 23 25 27 29 31 33 35 3 39 41 43 45

Рисунок 1 - Количество страхов у детей младшего школьного возраста по методике А.И. Захарова

По результатам анализа полученных данных было установлено, что у детей с показателями страхов выше нормы (57,8%) уровень личностной тревожности выражен в высокой и средней степени, при этом: 42,3% обучающихся имеют высокую личностную тревожность и 57,7% - среднюю личностную тревожность.

Для определения тесноты (силы) и направления корреляционной связи между двумя признаками, а именно между количеством страхов у детей и уровнем личностной тревожности был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

После расчета всех данных был получен коэффициент, равный 0,909, свидетельствующий о том, что корреляция тесная (при r, соответствующем уровню статистической значимости р<0,01), т.е. существует зависимость между количеством страхов и уровнем личностной тревожности. Таким образом, чем выше уровень личностной тревожности у ребенка, тем больше у него количество страхов.

Следующим этапом диагностического исследования было проведение методики Филлипса, определяющей уровень школьной тревожности у ребенка. После обработки теста было выявлено, что:

- 30,8% детей имеют высокий уровень школьной тревожности;

- у 59,4% опрошенных средний уровень школьной тревожности;

- 8,8% школьников имеют низкий уровень школьной тревожности.

По результатам анализа полученных данных было установлено, что у детей с показателями страхов выше нормы (57,8%) уровень школьной тревожности выражен в высокой и средней степени, при этом: 53,8% обучающихся имеют высокую школьную тревожность и 46,2% - среднюю школьную тревожность.

Далее, после проведения корреляционного анализа с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена и расчета всех данных был получен коэффициент, равный 0,92, свидетельствующий о том, что корреляция сильная, или тесная (при r, соответствующем уровню статистической значимости р<0,01), т.е. суще-Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 2(4)

психологически науки

Андриенко Оксана Александровна СТРАХИ И ТРЕВОЖНОСТЬ ...

ствует зависимость между количеством страхов и уровнем школьной тревожности.

Отметим, что низкий уровень как школьной, так и личностной тревожности «обеспечивает комфортное состояние ребенка на уроках, способность справляться со все возрастающим объемом классной и внеклассной работы, желание заниматься дополнительной внеклассной работой, легкость усвоения учебного материала и др. [22, с. 128].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Исходя из данных диагностического исследования, можно сделать следующие выводы:

- наиболее распространенными видами страха в младшем школьном возрасте являются: страх собственной смерти; страх смерти родителей; страх нападения; боязнь опоздать в школу заболеть, заразиться; страшных снов; страх бури, урагана; страх пожара; страх войны;

- у детей с показателем допускаемого количества страхов выше нормы уровень личностной и школьной тревожности выражен в средней и высокой степени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Коржова Н.С., Новикова К.В. Школьная тревожность у детей младшего школьного возраста и возможности ее оптимизации посредством арт-технологий / В сборнике: Материалы секционных заседаний 56-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ в 2 т.. 2016. С. 254-258.

2. Акопян Л.С. Тревожность и страхи младших школьников, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2008. Т. 10. № 6-1. С. 104109.

3. Амбалова С.А. Проблемы и механизмы проявления тревожности учащихся младших классов //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 86-89.

4. Зеленеева Н.Ф. Страхи и тревоги младшего школьника // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2014. № 1. С. 78-82.

5. Картавых Н.А. Специфика социальных страхов в младшем школьном и подростковом возрасте // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2013. № 1. С. 131-137.

6. Колпакова А.С., Пронина Е.В. Детские страхи и их причины у детей младшего школьного возраста // Альманах современной науки и образования. 2014. № 4 (83). С. 83-85.

7. Мирошниченко С.С. Исследование личностных характеристик у детей младшего школьного возраста, предрасполагающих к определенной степени выраженности страхов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 5 (111). С. 107-111.

8. Ожогова Е.Г., Намсинк Е.В. Динамика и факторы возникновения тревожности у современных младших школьников //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. С. 314-317.

9. Сундеева Л.А., Шейкина Е.А. К вопросу о детской тревожности и страхе // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 410-412.

10. ЧебучеваЕ.В., Тарычева Ю.А. Коррекция страхов и тревожности в младшем школьном возрасте // Герценовские чтения. Начальное образование. 2011. Т. 2. № 2. С. 174-180.

11. Лисичкина А.Г., Овчинников М.В., Трушина И.А. Особенности самооценки и тревожности детей 5-7 лет в контексте кросс-культурного исследования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 333-336.

12. Амбалова С.А. Проблемы и механизмы проявления тревожности учащихся младших классов //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 86-89.

13. Чернышова Е.Л., Иванов Д.В. Особенности личностной самооценки и тревожности младших школьников цыганского и русского этносов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 346-349.

14. Лизунова Е.В. К вопросу о формировании стрессоустойчиво-сти у подростков к опасным ситуациям // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 45-48.

15. Картунова А.А. Анализ научных исследований по изучению уровня тревожности личности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 66-69.

16. Чикова И.В., Диль-Илларионова Т.В. Специфика страхов детей 5-6 летнего возраста и опыт их преодоления в условиях дошкольного образовательного учреждения //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 231-234.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Гусова А.Д. Психоэмоциональное переживание, проявляющееся через тревогу //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 252-254.

18. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов н/д: Феникс, 1998. 512 с.

19. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2000.

20. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития СПб., 2002.

21. Тест уровня школьной тревожности Филлипса URL: https:// psytests.org/psystate/phillips-run.html (дата обращения 12.10.2018).

22. Безенкова Т.А., Олейник Е.В., Андриенко О.А. Социальное партнерство учреждений дошкольного образования, общеобразовательных школ и семьи по подготовке ребенка к школе //Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С. 127-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.