Психология
УДК 159.922.73
кандидат психологических наук Ожогова Елена Геннадьевна
Омский государственный педагогический университет (г. Омск); кандидат педагогических наук Намсинк Екатерина Викторовна
Омский государственный педагогический университет (г. Омск)
ДИНАМИКА И ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В данной статье, на основе результатов эмпирического исследования, проведён анализ основных психологических особенностей проявления тревожности у современных младших школьников, представлена характеристика уровней выраженности тревожности с I по IV класс. Рассмотрены доминирующие факторы, влияющие на возникновение тревожности, отражены динамические показатели проявления тревожности у обучающихся в начальной школе. Авторами показана взаимосвязь и взаимозависимость между проявлениями тревожности у младших школьников и влиянием на них конкретных школьных, семейных и личностных факторов, к которым относятся: страх детей перед ситуацией проверки знаний, проблемы в отношениях с учителями, невротизация педагогов, отсутствие у ребёнка психологической готовности к школе, высокий уровень личностной тревожности ребенка, тревожность родителей, внутренний конфликт между реальными учебными достижениями ребёнка и требованиями со стороны учителей и родителей.
Ключевые слова: адаптация школьная, динамика тревожности, младшие школьники, номофобия, родители, переживания, проблемы, проявления тревожности, страхи, стресс, учителя, уровни тревожности, факторы тревожности, школьная тревожность.
Annotation. In this article, based on the results of empirical research, the analysis of the main psychological characteristics of anxiety in modern primary school children, the characteristic levels of anxiety from I to IV class. The dominant factors affecting the occurrence of anxiety are considered, dynamic indicators of anxiety manifestation in primary school students are reflected. The authors show the relationship and interdependence between the manifestations of anxiety in primary school children and the impact on them of specific school, family and personal factors, which include: children's fear of the situation of knowledge testing, problems in relations with teachers, neurotization of teachers, the child's lack of psychological readiness for school, a high level of personal anxiety of the child, anxiety of parents, the internal conflict between the real educational achievements of the child and the requirements of teachers and parents.
Keywords: school adaptation, dynamics of anxiety, younger students, nomophobia, parents, experiences, problems, manifestations of anxiety, fears, stress, teachers, levels of anxiety, factors of anxiety, school anxiety.
Введение. Школьная тревожность - форма проявления эмоционального неблагополучия личности внутри школьной системы. Выделены основные формы школьной тревожности, которые касаются трех сфер жизни школьника: школьной успешности, взаимоотношений с учителем, взаимоотношений со сверстниками.
Тревожность как научная проблема рассматривается в отечественной психологической науке с различных позиций: как общая школьная тревожность (Е.В. Новикова, Т.А. Нежнова, А.М. Прихожан), экзаменационная тревожность (В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко), тревожность и здоровье младших школьников (В.А. Гуров) [1], тревожность ожиданий в социальном общении (В.Р. Кисловская, А.М. Прихожан) и др. Концептуальные взгляды этих и других ученых послужили теоретико-методологической основой нашего исследования.
Младшие школьники с повышенным уровнем тревожности могут быть очень чувствительны к своим неудачам, остро и болезненно реагировать на них. Они испытывают высокий уровень беспокойства и тревоги по отношению ко многим сторонам внутрисемейной и школьной жизни: соответствие родительским ожиданиям, правильному выполнению требований учителя, публичной демонстрации собственного незнания, неумелости и неуспешности в целом. На школьных занятиях такие обучающиеся часто демонстрируют напряженность, регулярно переспрашивают учителя, сомневаются в правильности самостоятельно выполненных заданий.
В этой связи в настоящее время проблема школьной тревожности является чрезвычайно актуальной, и не только с позиции школьных трудностей дезадаптационного характера, но и с позиции влияния других факторов. Так, например, усиливают переживание школьной тревожности неблагополучные детско-родительские отношения, низкий уровень контактности и недостаточная сформированность навыков общения у ребёнка, что в известной степени связывается с тем фактом, что современные младшие школьники много времени проводят за компьютером, планшетом и телефоном [4]. Важно подчеркнуть, что высокий уровень личностной тревожности ребенка может выступать устойчивым эмоциональным паттерном реагирования на сложные жизненные ситуации и.т.д.
Формулировка цели статьи. Цель данной статьи заключается в анализе динамики и факторов проявления тревожности у современных младших школьников.
Исследование проводилось на базе БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 47 с углубленным изучением отдельных предметов» в 2017-2018 учебном году. В нем приняли участие 80 детей младшего школьного возраста с 1 по 4 класс.
Для исследования нами были использованы следующие методы и диагностические методики: 1) беседа; 2) свободный опрос; 3) тестирование (тест школьной тревожности Филлипса).
Изложение основного материала статьи. Первым шагом нашего исследования было изучение уровня выраженности факторов школьной тревожности с помощью теста Филипса у младших школьников с 1 по 4 класс. Полученные количественные данные представлены в таблице.
Таблица 1
Уровень выраженности школьной тревожности у младших школьников в процентном
соотношении
Уровни выраженности тревожности с I по IV класс
I класс II класс III класс IV класс
Факторы тревожности
й й й й
'а ы к 'а ы а 'а ы а 'а ы а
ы н не й ы н не й ы н не й ы н не й
н е ш и к н е ш и к н е ш и к н е ш и к
ре ы ос ре ы ос ре ы ос ре ы ос
в ы =4 в ы =4 в ы =4 в ы
Общая тревожность в школе 15 25 60 25 25 50 35 30 35 35 20 45
Переживание социального стресса 10 20 70 25 35 40 30 35 35 35 35 30
Достижение успеха 30 35 35 5 25 70 35 20 45 45 25 30
Страх самовыражения 45 35 20 20 30 50 45 30 25 30 25 45
Страх ситуации проверки знаний 35 35 30 - 25 75 10 25 65 10 20 70
Страх не соответствовать 5 20 75 10 25 65 30 25 45 30 20 50
ожиданиям окружающих
Низкая физиологическая 15 35 50 25 40 35 40 25 30 35 25 40
сопротивляемость стрессу
Проблемы и страхи в отношениях с 10 25 65 10 30 60 20 35 45 20 30 50
учителями
Анализ табличных данных показал, что у первоклассников угрожающе высокими/доминирующими факторами школьной тревожности являются: страх не соответствовать ожиданиям окружающих (75%), переживание социального стресса (70%), проблемы и страхи в отношениях с учителями (65%), общая тревожность в школе (65%) и низкая сопротивляемость стрессу (50%). Важно отметить, что почти каждый второй первоклассник испытывает достаточно сильные эмоциональные переживания, ориентируясь на оценки других людей (родителей, педагогов, знакомых и одноклассников) в отношении своих школьных успехов и неудач. Школьная жизнь детей приходит в острой эмоционально напряженной обстановке, причиной которых являются социальные стрессы и низкий уровень стрессоустойчивости. Немаловажно указать на то, что определяющее развитие школьной тревожности создают трудности в общении с педагогами. Соотношение этих факторов, на фоне которых установлен повышенный и высокий уровень общей тревожности в школе у первоклассников, может быть связан с переходом к новому ритму жизни ребенка. Первоклассники с разным уровнем успешности проходят период адаптации и, по сути, весь период обучения в первом классе можно считать адаптационным. Изменение социального статуса, усвоение нового режима, понимание специфики взаимоотношений с учителями и одноклассниками, изменение отношений с семьей - всё это составляет главные трудности адаптационного периода у первоклассников. Более того, в жизни ребенка появляется новый значимый взрослый - первый учитель, мнение которого является основополагающим в оценке своей личности, достижений и статуса в школьном коллективе, а эмоциональная привязанность к педагогу во многом определяет характер самочувствия ребёнка в школе, отношение к учению и образовательному процессу в целом.
У обучающихся второго класса динамика факторов школьной тревожности меняется. Ту же тенденцию, как у первоклассников, сохраняют такие факторы, как проблемы и страхи в отношениях с учителями (60%), снижается на 10%, но все же остается очень высоким показатель по фактору - страх не соответствовать ожиданиям окружающих (65%). Обращает на себя внимание, что наиболее высокие баллы были набраны испытуемыми по следующим факторам: страх ситуации проверки знаний (75%) и достижение успеха (70%). Также возрастает показатель по фактору «страх самовыражения» (50%). Общая тревожность в школе выявлена у 50% второклассников и остается высокой. Вместе с тем, следует отметить, что снижается острота переживаний, связанных с социальными стрессами (40%) и физиологической сопротивляемостью стрессам (35%). Полученные результаты свидетельствуют, что для большинства испытуемых адаптационный период завершился относительно успешно. Многое из того, что являлось новым для ребенка, уже не вызывает затруднений, в том числе социальные аспекты школьной жизни, но, вместе с тем, возрастает потребность в успехе. Неудовлетворение этой потребности может являться поводом для возникновения тревожности. Во втором классе учебные результаты младших школьников подвергаются педагогической оценке. Ребенок и раньше был знаком с положительной или отрицательной оценкой педагога, но со второго класса появляется ее количественное выражение в виде отметки, критерии и требования которой, ребенку необходимо усвоить. Отсюда возрастают страхи и тревога, связанные с проверкой знаний.
У младших школьников третьего класса можно отметить положительную динамику по всем показателям. Это указывает на то, что общий уровень тревожности к третьему классу заметно снижается. Однако, высокий уровень выраженности сохраняется по факторам: достижение успеха (45%), страх не соответствовать ожиданиям окружающих и проблемы в отношениях с учителями соответственно. Доминирующим фактором у обучающихся третьего класса является страх ситуации проверки знаний (65%). Полученные результаты можно объяснить возрастно-психологическими и физиологическими изменениями у детей 9-10 лет. У многих детей к этому возрасту происходит функциональное дозревание коры головного мозга. Дети становятся более спокойными, менее реактивными и импульсивными. Повышается уровень развития психических функций, обеспечивающих лучшее усвоение знаний. Изменения происходят и в мотивационной сфере. Возрастает роль познавательных мотивов учения. Обстановка школы становится привычной, школьные требования - посильными и понятными. У многих детей, испытывающих проблемы адаптации на 1 и 2 году обучения в начальной школе происходит принятие и осознание своей социальной позиции, развитие самостоятельности и ответственности.
У младших школьников четвертого класса, по сравнению с третьеклассниками отмечается отрицательная динамика в проявлении тревожности. По всем факторам за исключением факторов -переживание социального стресса (30%) и достижение успеха соответственно. По остальным факторам можно отметить повышение показателей высокого уровня от 5% до 20%. Особенно отчетливо, изменения можно увидеть при сопоставлении показателей по фактору - страх самовыражения (45%); увеличился на 20% и физиологическая сопротивляемость стрессу (40%); увеличился на 15%, на 10 % повысилась общая тревожность в школе (45%). Среди всех причин, обуславливающих высокий уровень тревожности у детей данной возрастной группы, ведущее значение сохраняется по фактору страха ситуации проверки знаний (70%). Полученные результаты можно объяснить возрастанием ряда требований к концу обучения в начальной школе, как к познавательным достижениям ребенка, так и к развитию ряда личностных особенностей. На наш взгляд, уровень тревожности может повышаться и из-за того, что многие младшие школьники переступают порог начальной школы, что ознаменует начало подросткового возраста -чрезвычайно сложного и эмоционально нестабильного периода в жизни человека. В пятом классе детей ждет переход в основную школу, это не менее сложный этап адаптации, который связан со многими переменами: расставание с первым учителем и тревога по поводу смены классного руководителя, сомнение в успешности освоения новых учебных предметов, страхи и опасения взаимоотношений с другими педагогами. Эти тревожные ожидания могут привести к снижению сопротивляемости стрессам и возникновению эмоциональных переживаний, связанных с самоутверждением, проявлением своих возможностей и способностей.
Следующим шагом нашего исследования стало изучение особенностей переживания школьной тревожности с помощью беседы, которая проводилась с детьми и существенно дополнила результаты, полученные с помощью тестирования.
Основные страхи и опасения, которые лежат в основе школьной тревожности, связаны с образовательным процессом, школьной успеваемостью и реализацией широких социальных мотивов учения. Выявленные причины можно проиллюстрировать следующими ответами испытуемых: «страшно выходить к доске», «боюсь ответить неправильно, а ребята будут смеяться», «страшно подвести маму», «стыдно перед учителем», «стыдно быть хуже всех», «боюсь сделать что-то не так, как говорит учитель», «боюсь, когда мама приходит после родительского собрания» и др. Ответы испытуемых указывают на то, что в основе переживания тревожности младшими школьниками лежат не только страхи, но и стыд, вызванный внутренним конфликтом между реальными достижениями и действиями ребенка, и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны значимых взрослых (родители, педагог). Среди второстепенных факторов тревожности младшие школьники указывали следующие причины: «страшно, когда старшеклассники заходят в наш блок», «боюсь, когда мальчишки дерутся», «... когда опоздаешь и приходится самому идти по школе». Были и частные (индивидуальные) причины, например, из ответа девочки 9 лет «В первом классе я очень расстроилась из-за того, что Сережке, чуть не выбили глаз, и за ним приехала скорая помощь».
На заключительном этапе с учителями начальных классов проводился свободный опрос в индивидуальной форме. Также в опросе приняли участие учителя физкультуры, музыки, психолог, социальный педагог и заместитель директора по учебной работе, курирующий начальную школу. Всего 18 человек. Педагоги акцентировали внимание на том, что в основе школьной тревожности лежат не только причины, связанные с пребыванием ребенка в стенах школы, но и другие детерминанты. Например, почти все педагоги указали, что тревожность ребенка очень тесно связана с выраженностью этого состояния у родителей, а также неблагоприятной обстановкой в семье, чрезмерным уровнем требований к ребенку со стороны родителей и жесткими методами воспитания. Одной из важных причин тревожности у младших школьников является стартовый уровень познавательного развития ребёнка, психологическая неготовность к школе и трудности в процессе адаптации. Учителя начальных классов подчеркивали, что дети, не посещающие дошкольное образовательное учреждение более тревожны, по сравнению с теми детьми, которые ходили до школы в детский сад. По мнению педагогов, высокий уровень тревожности создает сотовый телефон, который отвлекает ребенка от учебной деятельности. У многих детей формируется номофобия - страх потери сотового телефона, остаться без связи, страх, что мама не позвонит и.т.д. [4]. У некоторых детей, уже в младшем школьном возрасте проявляется зависимость от различных гаджетов (телефон, планшет, смартфон). Ребенок испытывает тревогу не только из-за отсутствия связи во время урока, а в большей мере, из-за фрустрированной потребности поиграть в игру, послушать музыку, выйти в Интернет. Такие дети с нетерпением ждут перемены. Психолог и социальный педагог отметили, что в последние годы тревожных детей стало намного больше, чем 5-10 лет назад. Ребенок изначально приходит в школу с высоким уровнем личностной тревожности. Специалисты отмечают, что есть и педагогические причины формирования школьной тревожности: невротизация педагогов, связанная с бюрократизацией и чрезмерной инфоматизацией образовательного процесса, постоянно возрастающий уровень требований к выполнению профессиональных функций, сомнительными нововведениями, которые создают очень высокий уровень эмоционального напряжения и переутомления педагога.
Выводы. Таким образом, изучение уровня выраженности основных факторов тревожности у младших школьников позволяет отметить следующее:
- общий уровень тревожности у детей младшего школьного возраста остается достаточно высоким на протяжении всего периода обучения в начальной школе;
- пик переживания тревожности по разным причинам приходится на первый и второй класс, к третьему классу тревожность снижается и к четвертому опять незначительно повышается;
- ведущим фактором, определяющим тревоги и страхи младшего школьника, является фактор - страх ситуации проверки знаний. Не менее важными для младших школьников, на протяжении всего периода обучения в начальной школе, остаются такие факторы, как проблемы и страхи в отношениях с учителями и страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
Проведенное исследование подчеркивает важность проблемы школьной тревожности, как с теоретических, так и практических позиций. Опираясь на полученные результаты, можно отметить необходимость разработки системы психологического сопровождения и педагогической поддержки детей младшего школьного возраста. На наш взгляд, важным аспектом в решении данной проблемы является не столько коррекция тревожности, сколько предупреждение причин ее возникновения. В связи с тем, что проблема тревожности детей младшего школьного возраста носит сложный многоуровневый характер, то и система мероприятий должна быть комплексной: на уровне изменения государственной политики, на уровне образовательного учреждения и индивидуальной работы с ребенком и семьей.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- школьная тревожность является очень серьезной проблемой, нарушающей эмоциональное благополучие детей младшего школьного возраста. Общий уровень тревожности достаточно высокий в течение всего периода обучения в начальной школе. Динамика проявления школьной тревожности заключается в том, что наиболее высокий уровень выраженности этого состояния установлен у обучающихся 1 и 2 класса, существенно снижается к третьему классу и снова незначительно повышается в 4 классе, т.е. относительного эмоционального благополучия ребенок достигает к 3 классу;
- детерминирующие факторы школьной тревожности в основном связаны с образовательным процессом - страх проверки знаний, проблемы и страхи в отношениях с учителями, но и велика доля влияния факторов, не связанных с образовательных процессом - высокий уровень личностной тревожности ребенка с которым он приходит в школу, тревожность родителей, невротизация педагога, отсутствие психологической готовности к школе и т.д;
- немаловажным фактором школьной тревожности является внутренний конфликт между реальными учебными достижениями и требованиями со стороны учителя и родителей, отсюда переживания чувства стыда и снижение уровня самоуважения. Желание оправдать ожидание родителей, страх их разочаровать, что подчеркивает важность широких социальных мотивов учебной деятельности.
Результаты проведенного исследования не противоречат имеющимся научно-психологическим знаниям об особенностях переживания тревожности [1; 2; 3] и, в очередной раз, подчеркивают важность изучаемой проблемы. Перспективы дальнейшего изучения данного вопроса мы видим в более глубоком исследовании детерминирующих факторов и механизмов формирования школьной тревожности. С практических позиций важной перспективной данной темы является разработка системы действенных, комплексных мероприятий по предупреждению тревожности у детей младшего школьного возраста.
Литература:
1. Гуров В.А. Тревожность и здоровье младших школьников / В.А. Гуров // Вестник ТГПУ. - Томск, 2009. - № 4. С. 56-60.
2. Дубровина И. В. и др.. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя. / И. В. Дубровина. - М.: Просвещение, 2013. - 208 с.
3. Исаев Д.Д. Психиатрия детского возраста. Психопатология развития / Д.Д. Исаев. Учебник для вузов. - СПб.: СпецЛит, 2013. - с. 393-397.
4. Синякина Д.П. Номофобия - болезнь XXI века. В сборнике: Актуальные вопросы естественных и гуманитарных наук. Материалы студенческой научной конференции. Под ред. М.Ф. Юдина. 2018. С. 138-142.
Психология
УДК: 159.9: 316.6 (045)
старший преподаватель Самосадова Елена Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат психологических наук, доцент Сухарева Надежда Федоровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СВЕРСТНИКОВ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗА
ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА3
Аннотация. В статье осуществлен анализ проблемы гендерных отношений. Гендерные отношения изучались с помощью качественных и количественных методов. Полученные результаты свидетельствуют об особенностях гендерных отношений студентов-первокурсников, явной трансформации образа сверстника, которая выражена в проявлении как традиционалистских, так и эгалитарных взглядов на поведение девушек и юношей.
Ключевые слова: студент-первокурсник, гендерные отношения, виды гендерных отношений, образ сверстника, гендерные нормативы, модели отношений.
Annоtation. The article analyzes the problem of gender relations. Gender relations were studied using qualitative and quantitative methods. The obtained results testify to the peculiarities of gender relations of first-year students, an obvious transformation of the peer image, which is expressed in the manifestation of both traditionalist and egalitarian views on the behavior of girls and boys.
3 Статья подготовлена при поддержке РФФИ (проект №18-013-01207)