Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 5 (71). 2019. № 1. С. 52-62.
УДК 159.922.6
АКТУАЛЬНЫЕ СТРАХИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Грановская М. В.1, Конарева И. Н.2
Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный
университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым, Россия
E-mail: [email protected], [email protected]
В работе анализируется выраженность актуальных страхов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) и нормой развития. Согласно методике «Страхи в домиках» Захарова и Панфиловой в выборке с ЗПР больше выражен страх смерти, детей, наказания, глубины, врачей, уколов, чем у детей с нормальным развитием, у которых больше выражен страх болезни, людей, животных, транспорта, стихии, войны, крови. Дети с ЗПР достоверно чаще испытывали страх наказания и достоверно реже - страх людей по сравнению с группой нормы. В обеих группах достоверно чаще встречается страх смерти родителей по сравнению с другими страхами. По тесту тревожности «Выбери нужное лицо» Теммл, Дорки, Амен дети с ЗПР характеризовались меньшей тревожностью. По опроснику диагностики школьной тревожности Филлипса в выборке с ЗПР была большая представленность детей с высоким уровнем тревожности по шкалам «страх ситуации проверки знаний», «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» и «проблемы и страхи в отношениях с родителями». По методике «Нарисуй свой страх» Панфиловой дети наиболее часто изображали страх сказочных персонажей и страх животных, а в группе с ЗПР еще и страх смерти. Ключевые слова: страх, тревожность, задержка психического развития, младший школьный возраст.
ВВЕДЕНИЕ
Ребенок в окружающем мире сталкивается с разнообразными стрессорами, которые могут вызывать различные страхи и тревогу. Проявление страхов в детском возрасте может выступать следствием неправильного воспитания детей родителями, индивидуально-личностных качеств самого ребенка или какого-то психологического потрясения. При прочих равных условиях страхи часто могут наблюдаться у эмоционально чувствительных детей мнительных, беспокойных родителей, слишком сильно опекающих и оберегающих их от различных воображаемых угроз [1].
Страх считается фундаментальной эмоцией человека. В психологической и медицинской литературе страх разделяют на ситуативно обусловленный и личностно обусловленный, хронический и острый, инстинктивный и социально опосредованный, реальный страх, возникающий при конкретной угрозе и воображаемый страх, возникающий на уровне когнитивных представлений, возрастной (соответствующий нормальному личностному развитию) и клинический (патологический). Проанализировав различные понятия страха можно обобщить, что это эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на действительную или воображаемую опасность для жизни, здоровья и благополучия человека [2].
52
По мнению Захарова А. И., возрастные страхи отражают исторический путь развития самосознания индивидуума. Поначалу ребенку страшно оставаться одному, без поддержки родного человека (в 7 месяцев), он остерегается незнакомых ему лиц (в 8 месяцев). Далее у него появляется страх боли, высоты, больших (по его мнению) животных, так же у ребенка проявляется суеверный ужас перед вымышленными персонажами (Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным) как символом зла и жестокости. Затем у ребенка проявляются страхи стихии (темноты, огня, пожара), т.е. те страхи, которые испытывали первобытные люди, одухотворяющие различные неизвестные и небезопасные для них явления природы. Человеку сложно было бы выжить, игнорируя эти страхи, которые передавали из поколения в поколение и которые были основой жизненного опыта [3].
Страхи у детей характерны определенному возрасту и уровню психического развития. У детей от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи, на 2-ом году жизни наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и, соответственно, страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет возрастает количество социальных страхов, связанных со школой как новой социальной средой. Осознание страхов формируется постепенно под влияние жизненного опыта и носит условно-рефлекторный характер. Социальные страхи формируются путем научения и стремления соответствовать требованиям общества [3].
Возрастные (психологические) страхи у здоровых детей предопределены слабым владением информацией о внешнем мире. Эти страхи всегда чем-то обусловлены, быстро проходят и не вызывают дезадаптации. Негативные воздействия на детей могут оказать лишь неадекватные, чрезмерно сильные, болезненно заостренные страхи или постоянное переживание состояния страха в виду сложившейся определенной социальной ситуации развития ребенка, в частности - наличие эмоционально затрудненных отношений с родителями как результат фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения, вытекающий из неадекватного родительского поведения. В младшем школьном возрасте дополнительным стрессогенным фактором является обучение в школе, которое увеличивает репертуар эмоциональных событий за счет оценочных ситуаций проверки знаний.
Патологические (или клинические) страхи имеют стойкий и выраженный характер. Они присутствуют в структуре определенного заболевания и вызывают дезадаптацию ребенка, искажая развитие личности, когнитивной и эмоциональной сферы. Так, у детей с умственной отсталостью и шизофренией иногда отмечают пониженную склонность к страхам в отличие от здоровых детей.
Феноменология страхов может изменяться при различных заболеваниях. Например, при неврозах проявляются страхи, не свойственные данному возрасту и более аффективно заряженные, наиболее характерной является триада страхов -одиночества, темноты и животных [3].
Есть мнение, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) больше склонны к страху и тревожности, чем дети с нормальным развитием, вследствие
53
маловыраженных органических нарушений головного мозга, по причине которых проявляется незрелость их эмоционально-волевой сферы. Вследствие этого им свойственны страхи, которые типичны для детей младшего возрастного периода [4]. Однако при изучении данной группы детей надо обращать внимание на этиологию ЗПР. Тем не менее, страхи у детей с ЗПР и детей с нормой развития проявляются одинаково - через повышенную тревожность, нарушение сна и аппетита, вегетативные расстройства, ухудшение самочувствия и т.д. Данная проблематика описывалась в ряде работ [1-5], однако страхи у детей младшего школьного возраста с ЗПР еще мало изучены.
Цель исследования - выявить феноменологию актуальных страхов у детей младшего школьного возраста с ЗПР и сравнить со страхами детей нормального развития.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняло участие 20 детей младшего школьного возраста с ЗПР и 20 детей младшего школьного возраста с нормальным развитием (7-8 лет). Форма проведения исследования - индивидуальная. Для реализации поставленной цели мы использовали методики: «Страхи в домиках» Захарова А. И. и Панфиловой М. А.; «Нарисуй свой страх» Панфиловой М. А.; тест тревожности «Выбери нужное лицо» Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен; методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса Б. Н., а также опросник «Уровень тревожности ребёнка» Лаврентьевой Г. П. и Титаренко Т. М., на который отвечали родители. Математические критерии: угловое преобразование ф* Фишера, критерий %2 Пирсона, критерий и Манна-Уитни.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
В результате проведения методики «Страхи в домиках» Захарова А. И. и Панфиловой М. А. выявили определенные страхи, перечень которых находится в таблице 1. У детей с ЗПР наиболее выражены такие страхи, расположенные в порядке убывания встречаемости: страх смерти родителей, страх своей смерти, страх наказания, страх сделать что-либо не так, страх пожара, страх войны. Менее выражены страхи у данной группы такие, как страх оставаться одному, страх родителей, страх сказочных персонажей, страх перед засыпанием, страх транспорта, страх воды, страх крови.
Для детей группы нормы характерны следующие страхи: страх смерти родителей, страх своей смерти, страх людей, страх стихии, страх пожара, страх войны, страх сделать что-либо не так. Перечисленные категории страхов, кроме страха людей и стихии, совпали по выраженности с группой ЗПР. Менее часто встречаются в группе нормы такие страхи как страх оставаться одному, страх детей, страх родителей, страх сказочных персонажей, страх перед засыпанием, страх глубины, страх воды, страх больших улиц и площадей. Многие из этих страхов не типичны и для выборки с ЗПР, однако в выборке нормы намного меньше выражен страх детей, а в выборке с ЗПР - страх транспорта.
54
Таблица 1
Данные методики «Страхи в домиках» (частота встречаемости в %)
№ Страхи Выборка ЗПР Выборка нормы
1 Страх оставаться одному 20 20
2 Страх нападения 45 50
3 Страх заболеть 35 50
4 Страх своей смерти 75 60
5 Страх смерти родителей 95 95
6 Страх детей 25 15
7 Страх людей 25 55
8 Страх родителей 15 10
9 Страх наказания 60 25
10 Страх сказочных персонажей 5 10
11 Страх перед засыпанием 15 20
12 Страх страшных снов 45 45
13 Страх темноты 25 25
14 Страх животных 35 50
15 Страх транспорта 15 30
16 Страх стихии 40 65
17 Страх высоты 35 25
18 Страх глубины 40 20
19 Страх замкнутого пространства 45 40
20 Страх воды 15 15
21 Страх огня 45 50
22 Страх пожара 60 55
23 Страх войны 60 80
24 Страх больших улиц, площадей 25 20
25 Страх врачей 40 30
26 Страх крови 10 25
27 Страх уколов 45 30
28 Страх боли 35 35
29 Страх неожиданных, резких звуков 40 35
30 Сделать что-либо не так, не правильно 65 60
31 Страх опоздать (в школу) 30 35
Было выявлено, что у детей с ЗПР больше выражен страх своей смерти, страх детей, страх наказания, страх глубины, страх врачей, страх уколов, чем у детей с нормальным развитием. А у детей нормы по сравнению с детьми с ЗПР больше выражены такие страхи как страх болезни, страх людей, страх животных, страх транспорта, страх стихии, страх войны, страх крови. Такие страхи как страх
55
оставаться одному, страх смерти родителем, страх страшных снов, страх темноты, страх воды и страх боли оказались представлены одинаково в двух выборках.
По методике «Страхи в домиках» выявлено, что представленность видов страхов в группах ЗПР и нормы была практически одинаковой (%2=32,431 при р=0,348). Однако дети с ЗПР достоверно чаще испытывали страх наказания (фэмп =2,292 при р<0,01) и достоверно реже - страх людей (фэмп=1,975 при р<0,05) по сравнению с группой нормы. Сравнение результатов по отдельным видам страхов в группе с ЗПР и в группе с нормальным развитием выявило некоторое сходство - у детей достоверно чаще встречается такой вид страха как страх смерти родителей (фэмп=1,885 при р<0,05) по сравнению с другими страхами.
Согласно Захарову А. И., страх своей смерти является естественным возрастным страхом ребенка дошкольного возраста, а в младшем школьном возрасте он уступает первое место страху смерти родителей [3]. В выборке с ЗПР страх своей смерти был представлен на 15% больше по сравнению с выборкой нормы, вследствие чего можно предположить, что данной выборке детей с ЗПР свойственны страхи младшего возрастного периода.
Считается, что число страхов ребенка младшего школьного возраста с ЗПР превосходит в 1,5 раза число страхов, которые приходятся на ребенка такого же возраста с нормальным развитием. Ребенку младшего школьного возраста с нормальным развитием допустимо иметь 6-8 страхов, а при ЗПР эта цифра возрастает до 10-12 страхов [3, с. 35]. Однако в нашем исследовании таких различий не было. Количественное выражение страхов несколько преобладало в группе нормы (11,85 баллов против 11,75 баллов у ЗПР), однако сравнение выраженности страхов между группами не выявило достоверных различий: и=191,0 при р=0,807 (Рис. 1).
методика "Страхи в домиках"
22
18
14
10
2
I ±81с1. йеу. I I ±81с1. Егг. • Меап
ЗПР норма
Рис. 1. Количество страхов в двух выборках по методике «Страхи в домиках».
6
56
В результате проведения теста тревожности «Выбери нужное лицо» Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен было выявлено, что 35% детей с ЗПР имеют высокий уровень тревожности; 60% - средний уровень и 5% - низкий уровень тревожности. У детей с нормальным развитием 65% имели средний уровень тревожности; 35% - высокий уровень тревожности; низкого уровня тревожности не наблюдалось. Достоверных различий тревожности (в процентном отношении) между двумя группами выявлено не было. Количественное выражение тревожности в баллах и последующее сравнение также не выявило достоверных различий (и=188,0 при р=0,745). Однако в группе с ЗПР показатель тревожности был несколько меньше (М ± 8Б, 44,35 ± 20,29 балла) чем в группе нормы (46,10 ± 17,02 баллов). Этот парадоксальный, на первый взгляд, результат согласуется с предыдущим изложением о том, что дети с ЗПР меньше боятся людей.
Согласно методике «Диагностика уровня школьной тревожности» Филлипса, распределение количества детей с разным уровнем тревожности в двух группах статистически различалось (%2=35,58 при р=0,000). В выборке с ЗПР была большая представленность детей с высоким уровнем тревожности по шкалам «Страх ситуации проверки знаний», «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» и «Проблемы и страхи в отношениях с родителями» (Таблица 2).
Таблица 2
Данные методики «Диагностика уровня школьной тревожности»
Шкалы и уровни Группа с ЗПР Группа норма
Шкала «Общая тревожность в школе»
Низкий 21 50
Средний 42 25
Повышенный 32 20
Высокий 5 5
Шкала «Переживание социального стресса»
Низкий 16 30
Средний 47 40
Повышенный 37 30
Высокий 0 0
Шкала «Фрустрация потребности в достижении успеха»
Низкий 16 20
Средний 52 60
Повышенный 32 20
Высокий 0 0
Шкала «Страх самовыражения»
Низкий 32 35
Средний 11 20
Повышенный 52 35
Высокий 5 10
57
Шкала «Страх ситуации проверки знаний»
Низкий 21 35
Средний 16 20
Повышенный 47 35
Высокий 16 10
Шкала «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих»
Низкий 26 45
Средний 26 35
Повышенный 32 5
Высокий 16 15
Шкала «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу»
Низкий 52 55
Средний 21 15
Повышенный 11 20
Высокий 16 10
Шкала «Проблемы и страхи в отношениях с родителями»
Низкий 0 15
Средний 69 55
Повышенный 26 30
Высокий 5 0
По мнению Захарова А. И., огромная часть страхов в младшем школьном возрасте лежит в области учебной деятельности. Ведущим страхом является страх «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают» [3]. Выделяют несколько факторов школьной жизни, которые могут отразиться у ребенка в совокупности школьных страхов - страх совершить ошибку, страх получить неудовлетворительную оценку, боязнь ссор с одногодками. Такие страхи могут быть хорошо выражены и будут влиять на самооценку ребенка и успешность обучения. Школьные страхи лишают ребенка не только психологического комфорта и радости, но и содействуют развитию детских неврозов.
Сравнение двух выборок по количественным показателям методики Филлипса не показало достоверных различий (критерий и Манна-Уитни), однако можно отметить более высокие усредненные показатели по многим шкалам в выборке с ЗПР, особенно по шкалам «Переживание социального стресса» и «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» (Таблица 3).
По методике «Нарисуй свой страх» Панфиловой М. А. некоторые дети рисовали не один, а несколько страхов, поэтому при расчете частоты встречаемости категории страха в процентах, мы исходили из общего количества нарисованных страхов. В группе детей с ЗПР отказался рисовать один ребенок, а в группе нормы -три. Результаты этой методики отличались от методики «Страхи в домиках» меньшим количеством страхов, которые удалось идентифицировать.
Дети с ЗПР наиболее часто изображали страх сказочных персонажей (в 36,8% случаев от общего количества нарисованных страхов - кукла Чаки, вампир, чёрт,
58
зомби), страх животных (26,3%, рисовали паука, сороконожку, собаку, рыбу-меч, дельфина, скорпиона) и страх смерти (15,8%). Одинаковую частоту встречаемости (в 5,3% случаев) имели такие страхи как страх войны, смерти родителей, высоты, стихии (вулкана), темноты, наказания, воды и др.
Таблица 3
Данные методики школьной тревожности Филлипса
Показатели Гр. ЗПР Гр. нормы
М М
Общая тревожность в школе 39,9 21,7 31,4 21,7
Переживание социального стресса 44,4 16,2 35,8 18,7
Фрустрация потребности в достижении успеха 38,6 12,1 37,3 11,7
Страх самовыражения 37,8 23,4 40,0 25,5
Страх ситуации проверки знаний 48,6 27,5 40,9 26,1
Страх не соответств. ожиданиям окружающих 45,9 26,8 36,0 27,2
Низкая физиолог. сопротивляемость стрессу 34,7 32,5 31,0 30,8
Проблемы и страхи в отношениях с родителями 41,0 13,0 35,2 14,3
Дети с нормальным развитием также наиболее часто изображали страх стихии (в 29,4% случаев - цунами, землетрясение), страх сказочных персонажей (зомби) и страх животных (акула, паук) в 17,6% случаев. Другие страхи встречались несколько реже - страх смерти родителей, страх своей смерти, страх высоты, страх нападения (11,8%), страх неожиданных резких звуков, страх темноты, страх призраков (5,9%). Различия в частоте встречаемости разных категорий страха между выборками не достоверны.
Рис. 2. Изображение «страха высоты» ребенком с ЗПР.
59
Захаров А. И. при изучении детских страхов условно разделил их на семь групп: «медицинские» (боли, уколов, крови, врачей и болезней); страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданных звуков, нападения, транспорта, огня, пожара, стихии, войны); страхи смерти себя и родителей; страхи животных и сказочных персонажей; страхи перед сном, страхи кошмарных снов и темноты; социально опосредованные страхи (людей, родителей, наказания с их стороны, опоздания, одиночества); «пространственные» страхи (высоты, глубины, воды, замкнутого и открытого пространства) [3]. В целом данная типология детских страхов в полной мере присутствует и у современных детей.
Рис. 3. Изображение «страха сказочного персонажа» и «страха животного» ребенком
группы нормы.
Можно сделать определенные выводы и по расположению рисунка на листе: 1) расположение рисунка в нижней части листа у 32% детей ЗПР и 39% детей группы нормы свидетельствует о том, что дети испытывают чувство беззащитности, низкую самооценку и дефицит самоуважения; 2) центральное положение рисунка на листе у 53% детей с ЗПР и 50% группы нормы демонстрирует то, что эти дети ощущают себя безопасно и благополучно. Как можно заметить, дети с ЗПР имеют более благополучный эмоциональный фон.
При опросе родителей относительно тревожности их детей (методика Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М.) выявлено, что в группе с ЗПР показатель тревожности несколько ниже (8,4 ± 3,01 балла), чем в группе нормы (10,0 ± 2,0 балла), однако различия не достоверны (и=19,00 при р=0,219).
Захаров А. И. считал, что страхи у детей возникают под влиянием таких факторов, как наличие страхов у родителей и беспокойство в отношениях с
60
ребенком, чрезмерная защита его от угроз и изоляция от взаимодействия со сверстниками, большое количество запрещений со стороны родителей того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, бесчисленные неисполненные угрозы взрослых в семье, недостаток возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола (в большинстве случаях у мальчиков), психические травмы наподобие испуга, нервно-психическое напряжение матери, возникающее вследствие подмены семейных ролей и прочее. Большинство страхов передаются детям неосознанно, но некоторые могут внушаться детям в навязываемой системе ценностных ориентаций. [3].
В данном исследовании мы проанализировали только феноменологию детских страхов (у детей с ЗПР и нормального развития) без выяснения причин их проявления. Полученные результаты исследования позволяют правильно составить и провести коррекционную работу по снижению проявления страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста [6].
ВЫВОДЫ
В настоящем исследовании с применением разнообразных методик были выделены общие и специфические особенности различных видов страхов у детей с ЗПР и нормальным развитием. Наиболее часто для детей были характерны витальные страхи (страх своей смерти и родителей), магические (страх сказочных персонажей), архаические (страх животных и стихии). Страх и тревожность у детей младшего школьного возраста возникают под влиянием ближайшего окружения (семьи, сверстников, школы) и поэтому начинают проявляться социальные страхи (страх наказания, страх проверки знаний).
Список литературы
1. Кочетова Ю. А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений / Юлия Андреевна Кочетова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук, специальность 19.00.13 - психология развития, акмеология. - Москва, 2012. - 24 с.
2. Акопян Л. С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов) / Акопян Любовь Суреновна // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук, специальность 19.00.07 -педагогическая психология. - Самара, 2011. - 54 с.
3. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. - М.: Речь, 2005. - 320 с.
4. Тиховская М. Ю. Динамика страхов детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / М. Ю. Тиховская, Н. В. Лаптева // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). - 2015. - № 6 (15). - С. 101.
5. Жулина Г. Н. Особенности проявления страхов у детей младшего школьного возраста / Г. Н. Жулина, А. С. Горобец // Таврический научный обозреватель, 2016. - № 2 (7). - С. 133-137.
6. Грановская М. В. Специфика актуальных страхов у детей: выпускная квалификационная работа: 37.04.01 / Маргарита Вадимовна Грановская. - Симферополь, 2019. - 105 с.
61
ACTUAL FEARS IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE
Granovskaya M. V.1, Konareva I. N.2
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation E-mail: [email protected], [email protected]
The study investigates the severity of actual fears in children of primary school age with developmental delay and developmental norm. 40 children participated in the research (20 children with developmental delay and 20 children with developmental norm). We used the techniques "Fears in the Houses" by Zakharov and Panfilova, "Draw Your Fear" by Panfilova, "Choose the right person" by Temml, Dorki, Amen, diagnostics of Phillips school anxiety level, as well as a questionnaire for parents "The level of anxiety of a child" Lavrentiev and Titarenko. According to Zakharov and Panfilova's "Fears in the Houses" method, children with developmental delay have more expressed fear of death, fear of children, fear of punishment, fear of depth, fear of doctors, fear of injections, than in children with developmental norm. And in children with normal developmental norm, compared with children with developmental delay, such fears as fear of illness, fear of people, fear of animals, fear of transport, fear of elements, fear of war, fear of blood are more expressed. Children with developmental delay reliably more often felt the fear of punishment and less often - the fear of people compared with the normal group. Comparison of the results for individual kinds of fear in two samples found some similarities - in children, this kind of fear as the fear of the death of parents is significantly more common than in other fears. According to the anxiety test "Choose the right person", Temml, Dorky, Amen, children with developmental delay had a slightly lower anxiety index than in the normal group. According to the Phillips school anxiety diagnostics questionnaire in the sample with developmental delay, there was a large representation of children with a high level of anxiety on the scales "fear of the situation of knowledge testing", "low physiological resistance to stress" and "problems and fears in relations with parents". According to the method "Draw your fear", Panfilova's children most often depicted the fear of fairy-tale characters and the fear of animals, and in the group with developmental delay, the fear of death.
Keywords: fear, anxiety, developmental delay, primary school age.
References
1. Kochetova Ju.A., Strahi sovremennyh doshkol'nikov i ih svjaz's osobennostjami detsko-roditel'skih otnoshenij, Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk, special'nost' 19.00.13 - psihologija razvitija, akmeologija, 24 p. (Moskva, 2012).
2. Akopjan L.S., Psihologija jemocional'nyh sostojanij i ih reguljacija u detej mladshego shkol'nogo vozrasta (na materiale detskih strahov), Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni doktora psihologicheskih nauk, special'nost' 19.00.07 - pedagogicheskaja psihologija, 54 p. (Samara, 2011).
3. Zaharov A. I., Dnevnye i nochnye strahi u detej, 320 p. (Rech', Moskva, 2005).
4. Tihovskaja M.Ju. and Lapteva N.V., Dinamika strahov detej doshkol'nogo vozrasta s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija, EvrazijskijSojuz Uchenyh (ESU), 6 (15), 101 (2015).
5. Zhulina G.N. and Gorobec A.S., Osobennosti projavlenija strahov u detej mladshego shkol'nogo vozrasta, Tavricheskij nauchnyj obozrevatel', 2 (7), 133 (2016).
6. Granovskaja M.V., Specifika aktual'nyh strahov u detej: vypusknaja kvalifikacionnaja rabota: 37.04.01, 105 p. (Simferopol', 2019).
62