Научная статья на тему 'Особенности страхов слабослышащих детей младшего школьного возраста'

Особенности страхов слабослышащих детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1148
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХ / СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ДЕТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СТРАХОВ / FEAR / SITUATION OF FEAR / HEARING-IMPAIRED CHILDREN / EMOTIONAL DEVELOPMENT / THE VERBAL AND NONVERBAL CONTENTS OF FEARS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акопян Любовь Суреновна

В статье анализируется содержание страхов слабослышащих детей младшего школьного возраста, приводятся результаты сравнительного анализа страхов слабослышащих детей с содержанием страхов детей нормы. В качестве исследовательского инструментария использованы разработанный автором структурный опросник детских страхов (СОДС) и проективная методика «Нарисуй свой страх». Выявлены количественные и качественные отличия в содержании страхов, также выделены и описаны страхи, присущие слабослышащим детям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of fears among hearing-impaired children of younger school age is analyzed in the article, the results of the comparative analysis of fears among hearing-impaired children with the content of fears among normal children are revealed. As a research toolkit the structural questionnaire of children's fears developed by the author (SQCF) and a projective technique «Draw the fear» is used. Quantitative and qualitative differences in the content of fears are revealed; the fears inherent in children hard of hearing are allocated and described.

Текст научной работы на тему «Особенности страхов слабослышащих детей младшего школьного возраста»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Л.С. Акопян

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара E-mail: [email protected]

В статье анализируется содержание страхов слабослышащих детей младшего школьного возраста, приводятся результаты сравнительного анализа страхов слабослышащих детей с содержанием страхов детей нормы. В качестве исследовательского инструментария использованы разработанный автором структурный опросник детских страхов (СОДС) и проективная методика «Нарисуй свой страх». Выявлены количественные и качественные отличия в содержании страхов, также выделены и описаны страхи, присущие слабослышащим детям. Ключевые слова: страх, слабослышащие дети, эмоциональное развитие, вербальное и невербальное содержание страхов.

The Peculiarities of Fear Among Hearing-Impaired Children of Primary School Age L.S. Akopyan

The content of fears among hearing-impaired children of younger school age is analyzed in the article, the results of the comparative analysis of fears among hearing-impaired children with the content of fears among normal children are revealed. As a research toolkit the structural questionnaire of children's fears developed by the author (SQCF) and a projective technique «Draw the fear» is used. Quantitative and qualitative differences in the content of fears are revealed; the fears inherent in children hard of hearing are allocated and described.

Key words: fear, situation of fear, hearing-impaired children, emotional development, the verbal and nonverbal contents of fears.

В работах отечественных и зарубежных психологов проблема детских страхов занимает особое место. Страх считается наиболее сильной и опасной из всех эмоций, оказывающей значительное воздействие на психическое развитие ребенка1. Современные дети испытывают страхи, вызванные ежедневными сообщениями в средствах массовой информации о террористических актах, войнах, катастрофах и различных преступлениях. Проблема детских страхов все более обостряется в связи с масштабными изменениями в общественно-политической и экономической жизни современной России.

Особый отпечаток оставляет страх у детей с депривацией полноценного общения. Совершенно очевидно, что их эмоциональная сфера требует постоянного изучения, так как она подвержена большей деформации, обусловленной физиологическими различиями. Дети обеднены также полноценным общением с окружающими людьми в связи со спецификой их аудиального мира.

Сравнение детей с нарушенным слухом и с нормой развития говорит о том, что у первых наблюдаются нарушенное развитие психологического опыта, вызванное ограниченным сенсорным опытом, отставание в сроках формирования психических функ-

ций и качественные отклонения в развитии психической деятельности в целом2. Развитие слабослышащего ребенка находится под влиянием многих факторов, начиная с позиции родителей и кончая фрустрацией из-за невозможности добиться понимания, причем сам недостаток звуковых раздражителей оказывает, безусловно, наиболее глубокое воздействие .

Как отмечает Т.Д. Богданова, «личность ребенка с нарушением слуха формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Окружающая социальная среда раскрывается перед ним в столкновении с той или иной реальной позицией, которую ребенок занимает в системе человеческих отношений. При этом большое значение имеет и то, как он сам относится к своему сенсорно ограни-

4

ченному положению» .

Сложившаяся экономическая и социальная ситуация в нашей стране обусловила повышение уровня тревожности и страхов как у взрослых, так и у детей. Особенно к этому чувствительны дети, имеющие затруднения в своем развитии, как психологические, так и физические. Частичная сенсорная изоляция, безусловно, сказывается на эмоциональном развитии слабослышащего ребенка, и этой проблеме уделяется много внимания. В то же время содержание страхов данной группы детей, на наш взгляд, недостаточно исследовано. Целью нашего исследования явилось изучение содержания страхов слабослышащих детей и детей нормы, а также специфика их вербальной и невербальной представленности.

В исследовании приняли участие 120 детей: из них 60 — младшего школьного возраста - обучаются в специальном интернате для слабослышащих. У обследованных нами детей отмечалась двухсторонняя нейросен-сорная тугоухость, некоторые дети пользовались специальными аппаратами. Противоположную группу составили 60 детей с нормой здоровья. Диагностическая работа проводилась с каждым ребенком индивидуально. Наше знакомство со слабослышащими детьми носило продолжительный характер, чтобы обеспечить привычную для каждого ре-

бенка ситуацию проведения исследования. Незначительная разница в стимульном материале для слабослышащих детей в отличие от детей нормы состояла в том, что помимо устных вопросов им выдавались отдельные карточки с каждым вопросом: это упрощало восприятие детьми предъявляемых вопросов.

Испытуемым было предложено ответить на вопросы структурированного опросника по выявлению детских страхов (СОДС), разработанного автором5. Опросник состоит как из открытых, так и закрытых вопросов, которые позволяют получать информацию не только количественного, но и качественного характера. Включение открытых вопросов в анкету дает возможность получения разносторонней информации непосредственно от самого ребенка со всеми ее оттенками, а также выявления нового содержания страхов (социально-экономические изменения в жизни общества, необычные ситуации и т.д.). Вопросы открытого характера позволяют детям свободно, по своему усмотрению отвечать на них, а опрашивающему получать дополнительную информацию. Анкета состоит из 7-ми блоков, содержащих 18 вопросов. Первый блок вопросов имеет вводный характер, здесь выясняется наличие или отсутствие страхов у детей, а также содержание страхов. Во втором блоке объединены вопросы, определяющие частотный и интенсивный характер переживаемых страхов. Третий состоит из определяемых детьми страхов в их временном измерении: в прошлом, в настоящем и в будущем. В четвертом выявляются пространственные страхи: дети определяют самое опасное и безопасное для себя место. Пятый блок включает наибольшее число вопросов, в которых рассматривается проекция страхов детей на микро- и макросредовое окружение: родители и взрослые, друзья и сверстники. В шестом выявляется морально-нравственная установка в оценке переживания страха. Седьмой блок определяет способы совладания со страхами, используемые самими детьми.

Таким образом, во множестве высказываний детей о своих страхах выявляются количественно-качественные, пространственно-временные, микро- и макросредовые, а также

морально-нравственные и саморегуляционные характеристики обычно переживаемых страхов. Содержание вопросов таково, что они не провоцируют и не закрепляют тех или иных страхов. Сочетание сформулированных нами вопросов позволяет выявлять установки соглашательства или негативизма.

Дополнительно к анкете, позволяющей выразить содержание страхов у детей вер-бально, использовалась проективная методика с релевантной тематикой «Нарисуй свой страх». Это позволило получить дополнительно к вербально выраженным страхам их образное представление у детей6. В ходе проведения рисуночного теста ребенку предлагается выразить на бумаге всё то, чего он боится. Важным преимуществом рисования слабослышащими детьми объектов страха является то, что в связи с затруднениями речи рисование может передать больше информации о реально переживаемых детьми страхах, не всегда обнаруживаемых в вербальных методиках.

Данные, полученные в ходе проведения методики СОДС, позволяют говорить о наличии качественных и количественных различий в содержании страхов слабослышащих детей и обычных школьников (при сравнении двух выборок по качественно и количественно определенному признаку использовался критерий Фишера ф).

Результаты изучения содержания страхов слабослышащих детей показывают, что подавляющее большинство учащихся (90%) признают у себя наличие страхов: это 50% мальчиков и 40% девочек. Отрицают наличие страхов 7% мальчиков и 3% девочек. В целом для всей выборки характерны страхи животных: собак, медведей, пауков, змей («Маленькие собаки больно кусаются», «Дикие животные, которые живут в лесу, могут неожиданно напасть»). Далее по убывающей следуют: страх темноты, смерть близких, страх высоты («Когда смотрю из окна, боюсь упасть вниз, разбиться»), страх взрывов (терактов).

Проанализируем частоту испытывания страхов («Чего ты боишься чаще всего?») (табл. 1).

Таблица 1

Показатели содержания страхов по частоте их переживания, %

Виды страхов: Выраженность страхов у: Наличие значимых различий

слабослышащих детей нормы

животных 38 16 р < 0.01

темноты 14 17 -

других людей 11 - -

потусторонних сил 8 16 р < 0.01

транспорта 12 - -

Подавляющее большинство детей чаще всего боится животных (медведя, осу, паука, собаку). Далее в порядке убывания преобладают страхи: темноты, других людей, потусторонних сил. Слабослышащие дети в отличие от обычных школьников отмечают страх других людей, возможно, обусловленный сенсорными особенностями, так как они чувствуют себя неуверенно в окружении незнакомых людей, боятся быть не понятыми ими. Страх транспорта, на наш взгляд, связан с тем, что этим детям гораздо труднее ориентироваться на улице, чем их здоровым сверстникам (страх «не услышать приближающийся транспорт», «не успеть вовремя перейти дорогу»). Значимые различия выражены в переживании страха потусторонних сил (индуцированные СМИ) и страхе животных.

Данные по интенсивности переживания страха («Чего ты боишься больше всего?») выявили значимые различия в страхе животных (пауки, жуки, пчелы, собаки, змеи, медведи) и темноты (табл. 2). Первый вид страха характерен и для детей нормы, так как встреча с этими животными вызывает страх за свою жизнь (волки, медведи) и неприятные ощущения (пауки, тараканы). Далее в порядке убывания следуют страхи одиночества и страшных сновидений, характерные в данном случае для слабослышащих детей.

Нами отмечено, что большинство слабослышащих испытуемых на вопросы («Чего ты боишься чаще всего?» и «Чего ты боишься больше всего?») отвечали одинаково, так как эти вопросы показались им похожими. Как известно, мышление у слабослышащих детей младшего школьного возраста развивается чуть медленнее, в отличие от их здоровых сверстников, в силу дефекта слуха7.

Таблица 2

Содержание страхов по интенсивности переживания, %

Выраженность страхов у: Наличие

Виды страхов: слабо- детей значимых

слышащих нормы различии

животных 29 12 р < 0.01

темноты 29 15 р < 0.05

одиночества 10 - -

страшные сновидения 10 - -

потусторонних сил 4 5 -

Во временном измерении, от прошлого к будущему, наблюдается следующая картина определяемых детьми страхов: у сенсорно депривированных детей по сравнению с обычными школьниками лидирует страх животных: в прошлом - 39%, в настоящем -32%. Большое количество детей в обеих группах отмечают страх темноты в прошлом; в настоящем этот страх умеренно выражен; что касается учебных страхов, то существенных различий между обследованными группами не наблюдается.

В будущем вся выборка исключает страх животных, темноты и учебные страхи. Но слабослышащие дети предполагают в будущем наличие страхов в сфере взаимоотношений: «с директором», «начальством», «людьми». В то же время слабослышащие считают, что в будущем они смогут ничего не бояться, и связывают с ним большие надежды («я вылечусь», «буду лучше слышать» и т.д.). Как отмечают дети, уверенность будет возрастать, и они станут более успешными в жизни. Можно отметить тот факт, что во временном измерении, от прошлого к будущему, увеличивается количество слабослышащих детей, отрицающих наличие страхов, 87% объясняют это тем, что взрослые «никогда и ничего» не должны бояться. Только два человека отметили, что в будущем у них могут возникнуть медицинские страхи, в частности, страх больницы. Дети нормы не отрицали наличие у себя страхов в будущем.

Данные по содержанию пространственных страхов (дети определяли самое опасное и безопасное для себя место, отвечая на вопросы «Есть ли такое место, где ты ничего не боишься?»; «Где тебе страшнее всего?») выявили следующую картину: слабослышащие

дети называют самым безопасным местом дом и школу, в то время как их сверстники не считают последнюю безопасным местом. В школе для слабослышащих детей проводятся специальные занятия, они ощущают заботу, ласку, понимание не только со стороны учителей, но и со стороны сверстников. Для обычных же школьников школа это место, где они не всегда чувствуют себя защищенными. Можно отметить специфику одного из «безопасных мест» для слабослышащих детей младшего школьного возраста, многие из которых отметили, что они ничего не боятся, когда находятся в закрытом помещении.

Называя опасное место, обе группы детей значительно расширили этот перечень по сравнению с безопасным. Слабослышащими испытуемыми перечислены следующие «опасные» места: в темноте (20%), на большой улице, где много людей и машин (13%), в многолюдных помещениях. В список опасных мест входят также лес, темные помещения и дом, если ты в нем один, что характерно и для обычных школьников. Отмеченный испытуемыми страх перед причинением физического ущерба, возникающий на больших улицах, где много машин и людей, можно отметить как специфический для слабослышащих детей младшего школьного возраста. Очевидно, он обусловлен особенностями психического развития таких детей, вследствие сенсорной депривации, и основан на инстинкте самосохранения. В многолюдных помещениях слабослышащие дети ощущают тревогу и испытывают определенный дискомфорт в общении с большим количеством людей. Обычные школьники, наоборот, чувствуют себя комфортно в помещениях, где много людей, и, более того, чувствуют себя в определенной безопасности.

Отношение родителей к проявляемым страхам ребенка («Как твои родители относятся к тому, что ты боишься?») различно (табл. 3).

Большинство родителей слабослышащих детей демонстрируют такое поведение, которое мы определяем как негативно-действенное отношение к страхам ребенка: «ругают», «подсмеиваются», «обзывают», «ставят в угол»

Таблица 3

Отношение родителей к страхам детей, %

Отношение родителей: Выраженность страхов у: Наличие значимых различий

слабослышащих детей нормы

успокаивают 22 33 -

ругают 27 11 p < 0.01

говорят «Не бойся» 52 10 p < 0.01

и т.д. Ответы мальчиков составляют большинство, что, вероятно, объясняется традицией семейного воспитания, согласно которой «мальчики ничего не должны бояться». Подавляющее большинство родителей, говоря «не бойся», в данном случае просто отмахиваются от проблем своих детей. В ответах обычных школьников отмечается, что «родители учат, как не бояться».

В ответах на вопрос «Как ты думаешь, есть ли люди, которые ничего не боятся?» количественных различий не выявлено, но в содержании они присутствуют. Слабослышащие дети (63.3%) признали, что есть люди, которые ничего не боятся, причем перечень называемых лиц разнообразнее, чем у обычных школьников (охотники, пожарники, дрессировщики, ученые, воспитатели, «геркулесы»). По высказываниям детей можно заключить, что воспитатели в жизни слабослышащего ребенка занимают особо значимое место (безгранично доверие детей к ним, так как они всегда рядом, и они все понимают, все могут), на втором месте находятся ученые, которые имеют особый статус как люди, которые придумывают особые слуховые аппараты, помогают в учебе (фильмы для глухих и другие технические средства). Обычные школьники (61%) выделяют милиционеров, собственных родителей. Количество мальчиков, признающих наличие таких бесстрашных людей, больше, чем девочек.

Показатели морально-нравственной оценки в переживании страха («Как ты считаешь, бояться чего-нибудь стыдно?») следующие: слабослышащим детям признаться в том, что они боятся, гораздо труднее, чем обычным школьникам - 53% и 37%. Возможно, это обусловлено тем, что они боятся показать свой «особенный» мир. Также можно про-

вести параллель между тем, что родители слабослышащих детей, в отличие от родителей детей нормы (р < 0.01), ругают их за страхи, отсюда и нежелание признать свои страхи.

Ведущей формой борьбы со страхами для слабослышащих детей является пассивно-защитный тип поведения, в результате которого испытуемые убегают, прячутся, закрываются в комнате, чаще они обращаются за помощью к сверстникам, учителям, чем обычные школьники. Встречаются следующие типы поведения, которые мы определяем как активно-защитные («занимаюсь спортом», «бью свой страх»), отвлечение с помощью чего-либо («пою песни», «танцую») и т. д .

Использование проективной методики «Нарисуй свой страх» позволило получить дополнительную информацию благодаря образной представленности страхов детей. Большинство испытуемых на своих рисунках изобразили в качестве объектов страха животных, высоту, пожар, смерть и злых людей. Страх пожара чаще отмечается у девочек (14%). Страх высоты выражается у испытуемых даже в боязни смотреть в окно с большой высоты («закружится голова и можно упасть»). Здоровые дети этих объяснений не приводят.

Результаты проведенного исследования позволяют нам сформулировать следующие выводы: страхи слабослышащих детей младшего школьного возраста отличаются от страхов здоровых детей того же возраста и имеют свою специфику. Среднее число страхов (как у мальчиков, так и у девочек) у слабослышащих детей младшего школьного возраста достоверно превышает среднее число страхов у детей нормы того же возраста.

Во временном измерении, от прошлого к будущему, увеличивается количество детей, отрицающих страхи и объясняющих это тем, что взрослые никогда ничего не должны бояться. В то же время слабослышащие дети предполагают в будущем у себя наличие страхов в сфере взаимоотношений.

Специфическими являются для слабослышащих детей «опасные» и «безопасные» места. «Опасные» места - большие улицы,

где много людей и машин. «Безопасные» места - закрытые помещения (дом, своя комната). Для слабослышащих детей преобладающим является страх перед причинением им физического ущерба (связан со страхом больших улиц, падения с высоты, боязнью даже смотреть в окно с высоты, страхом пожара), который отличается от возрастных страхов здоровых детей младшего школьного возраста (школьные страхи, страх не соответствовать ожиданиям взрослых, магические страхи).

Сопоставление данных по методике СОДС и рисуночной методике выявило общее для испытуемых: страх животных, падения с высоты. Страх животных характерен также для здоровых детей того же возраста. Страх высоты (смотреть в окно с высоты, падения с высокого места, боязнь того, что закружится голова) можно отметить как специфический для слабослышащих детей младшего школьного возраста.

В целом, страхи слабослышащих детей имеют свою специфику и в количественном отношении их больше, чем у их здоровых сверстников.

Примечания

1 См.: Гарбузов В.И. Нервные дети / В.И. Гарбузов. Л., 1990; Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. СПб., 2000.

2 См.: Лубовский В.И. Специальная психология / В.И. Лу-бовский. М., 2003.

3 См.: Крайний В. Человек не слышит / В. Крайнин. М., 1984.

4 Богданова Т.Д. Сурдопсихология /Т.Д. Богданова. М., 2002. С.71.

5 См.: Акопян Л.С. Диагностика детских страхов и тревожности: методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. / Сост. Л.С. Акопян. Самара, 2006.

6 См.: Акопян Л.С. Атлас детских страхов / Л.С. Акопян. Самара, 2003.

7 См.: Лубовский В.И. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.