Зайцева Ольга Юрьевна
СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ ДЕТЕЙ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ..
УДК 159.9. 07
СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ ДЕТЕЙ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
© 2016
Зайцева Ольга Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Иркутский государственный университет, педагогический институт, Иркутск (Россия)
Аннотация. В статье представлены результаты исследования социальных страхов детей старшего дошкольного возраста. Изучены аспекты формирования понятия социофобии и ее детерминант на ранних этапах онтогенеза. Одновременно с рассмотрением понятия «страх» как психологического феномена, мы сочли необходимым проследить и сопоставить генезис эмоции страха с точки зрения подходов разных авторов, руководствуясь историко-хронологическим и логическим принципами. Обобщение теоретических исследований позволило определить ключевую дефиницию исследования. Социальные страхи мы понимаем, как интегративное эмоциональное состояние, которое вызывает напряжение при участии в разнообразных социальных ситуация взаимодействия с Другими. В статье обоснованы психологические характеристики ранжирования социальных страхов детей шестого года жизни, дана интерпретация различия в страхах у мальчиков и девочек (по виду и по количеству). На основе комплекса проективных, интерпретативных методик было выявлено, что ведущими социальными страхами у детей данного возраста являются: страх нападения, бандитов, каких-то людей, страх наказания (со стороны родителей), войны, оставаться дома в одиночестве, замкнутого пространства (в переполненном автобусе). В основе социальных страхов детей лежит негативно окрашенная информация относительно того или иного события, полученная детьми из рассказов взрослых, из личного опыта или увиденного по телевизору.
Ключевые слова: страх, социальный страх, социофобия, старший дошкольный возраст, генезис страхов, виды страхов, ранжирование страхов, гендерный подход, невротический характер, психическое напряжение, эмоциональное состояние, возрастной подход.
SOCIAL FEARS OF CHILDREN AS SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH
© 2016
Zaytseva Olga Yuryevna, Phd (psychological sciences), Department of Pedagogy and Psychology
of preschool education Irkutsk state university, Teacher training college, Irkutsk (Russia)
Abstract. The article presents the results of a study of social fears of children of 5-7 years. Studied aspects of the formation of the concept of social phobia and its determinants in the early stages of ontogeny. At the same time, we explore the concept of "feaf' as a psychological phenomenon. The authors found it necessary to trace and compare the genesis of the emotions of fear in terms of approaches to different authors, guided by historical and chronological and logical principles. Generalization of theoretical research allowed to determine the a key definition of study. Social fears the authors interpret as an integrative emotional state that causes stress at participation in various social situation of interaction with the Others. In the article the psychological characteristics ranging social fears of children of the sixth year of life, the interpretation of differences in fears in boys and girls (by type and quantity). On the basis of complex projective, interpretive techniques revealed that the leading social fears in children of this age are: fear of attacks, bandits, some people, the fear of punishment (from parents), war, stay at home alone, the closed space (in the crowded bus). The basis of social fears of children is adversely colored the information about the incident obtained from the adult, stories, from personal experience, or seen on television.
Keywords: fear, social fear, social phobia, senior preschool age, the Genesis of fear, types of fears, ranking fears, the gender approach, the neurotic character, mental stress, emotional state, age approach.
Проблема страхов исследовалась такими учеными, как В.В. Зеньковский, В.С. Мухина, А.И. Захаров, Е.М. Волкова, А. Фромм и др. Среди причин детских страхов специалисты называют эмоциональные затруднения в отношениях с родителями, внутрисемейные причины. Однако, в дошкольном возрасте велика вероятность появления внушенных страхов, а также страхов, в основе которых лежит личный, субъектный опыт ребенка.
Последствия страхов разнообразны, и, по существу, нет ни одной психической функции, которая не могла бы претерпеть неблагоприятные изменения. В первую очередь это относится к эмоциональной сфере, когда страх пропитывает все чувства тревожной окраской. Наличие устойчивых страхов говорит о неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их. Страх подрывает уверенность в себе, решительность в действиях и поступках, настойчивость и упорство в достижении цели.
В связи с этим на современном этапе в теории и практике особую значимость приобретает проблема поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психологического неблагополучия, коррекции эмоционально-негативных состояний в детстве, таких, как страх.
О проблеме страхов много говорят, но до сих пор не разработаны реальные методические рекомендации по коррекции этого эмоционально-негативного состояния у детей, нет эмпирических подтверждений о возможности использования ресурсов ведущей деятельности дошкольников как средства коррекции социальных стра-
хов детей шестого года жизни.
Одновременно с рассмотрением понятия «страх» как психологического феномена, мы сочли необходимым проследить и сопоставить генезис эмоции страха с точки зрения подходов разных авторов, руководствуясь исто-рико-хронологическим и логическим принципами.
Генезис страха мы проследили в работах отечественных (В.В. Зеньковский, А.И. Захаров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Волкова, В.С. Мухина, М. Кузьмина и др.) и зарубежных (З. Фрейд, А. Фромм и др.) исследователей.
В общем виде генезис страха можно представить по следующим компонентам: виды страха (классификация), источник, причина происхождения страха, проявления, следствие.
Исходя из анализа исследований [1,2,3,4,5] мы констатировали, что у отечественных и зарубежных исследователей нет единой классификации видов страха. Каждый из них предлагает свой индивидуальный подход к определению разновидностей этого психологического феномена.
В психологии преобладают классификации страхов, в зависимости от источника их возникновения. Таковыми, например, являются классификации страхов, предложенные В.В. Зеньковским, М. Кузьминой, А.И. Захаровым и др.
Наиболее полной и применимой к детям дошкольного возраста можно считать классификацию страхов, предложенную отечественным психологом А.И. Захаровым. В своей классификации он выделяет семь групп страха, которые включают в себя наиболее часто
Зайцева Ольга Юрьевна
СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ ДЕТЕЙ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ...
встречающиеся страхи у детей дошкольного возраста.
В отечественной и зарубежной психологии существуют различные классификации видов страха, но все их объединяет то, что отечественные и зарубежные исследователи выделяют сходные причины и источники появления страхов у детей, основными из которых являются:
1) Наследственная, врожденная предрасположенность - слабая нервная система, впечатлительность, слабое физическое здоровье, эмоциональная чувствительность [3];
2) Как результат травмирующего опыта [2,3];
3) Взаимоотношения с родителями - ошибки в воспитании, гиперопека или, холодно-равнодушное воспитание [3,4];
4) Наличие страхов у родителей (матери) или их излишняя тревожность, наследственная предрасположенность семьи [3,5];
5) Внутрисемейные причины - недовольство родителей полом ребенка, неполные семьи, конфликты в семье [2,4];
6) Эмоциональное состояние матери во время беременности (боязнь выкидыша) [3]; в частности: протекание самих родов (осложнения, невозможность родить собственными силами) - М. Кузьмина.
В своей работе мы будем придерживаться трех основных причин возникновения страхов у детей, наиболее важных, с нашей точки зрения, это:
1) наследственная, врожденная предрасположенность ребенка (слабая нервная система, впечатлительность, слабое физическое здоровье, эмоциональная чувствительность);
2) структура взаимоотношений с родителями;
3) результат травмирующего опыта.
Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу страх позволяет избежать встречи с ней, играя, таким образом, защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции.
Страх - это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношению к ней. Страх, таким образом, может выполнять определенную социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности.
При большем, чем в норме, количестве страхов и их невротическом характере возникает состояние психического напряжения, скованности, аффективно заостренного стремления к поиску опоры. Развивается реактивно-защитный тип поведения. Во всех этих случаях страх теряет свои приспособительные функции, указывая на неспособность справиться с угрозой, переживание бессилия, потерю веры в себя, в свои силы и возможности (А.И. Захаров, Е.М. Волкова, П.Ф. Каптерев, А. Фромм и др.).
Применительно к такому виду страхов, как социальные страхи, можно рассмотреть содержание данной дефиниции с позиции исследований О.А. Сагалаковой, Д.В. Труевцева, которые понимает данную социофо-бию, как «страх участия в социальных ситуациях. В основе которого лежит страх негативной оценки со стороны окружающих» [2, с.6].
Витковская М.И. также актуализируя значимость исследования данного вида страхов. Указывает на то, что «социальные страхи для разных групп различаются, «репертуар» социальных страхов можно дифференцировать по различным «объектам страха».
Под «объектами страха» в исследовании понимается объект, по отношению к которому индивид или группа испытывают чувство беспокойства, опасения, страха» [1].
Проанализировав и обобщив разнообразные подходы исследователей к изучению проблемы страхов, в том
числе, социальных страхов, мы пришли к выводу о том, что психологические исследования социальных страхов детей дошкольного возраста представлены недостаточно. Этими фактами, на наш взгляд и определяется актуальность настоящего исследования.
Анкетирование родителей, поведенное с целью выявления причин страхов детей, осведомленности родителей о социальных страхах у их детей, в котором участвовало 29 родителей, показало, что на вопрос «Можете ли Вы назвать вашего ребенка очень эмоциональным, остро реагирующим на неприятные события?» большинство родителей (58,6%) ответили утвердительно, признав, что их ребенок «очень эмоционален, часто возбужден». Также многие родители (51,7%) отметили, что при общении с ребенком «постоянно напоминают ему об опасностях, предостерегают, заранее сообщают ему, что может произойти, если он откроет двери незнакомому человеку, или кто-то заговорит с ним на улице». Лишь 48,3% ответивших родителей просто иногда напоминают ребенку об осторожности (соблюдении определенных правил), рассказывают ребенку о том, в какую беду может попасть ребенок вообще (на примере рассказов о неприятностях, произошедших с другими детьми, на примере сказочных персонажей). Многие дети (41,4%), по словам родителей, испытывают постоянную тревогу за близких родных, родителей, что также свидетельствует о повышенной эмоциональности, тревожности детей.
В соответствие с выбранной нами методикой «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой) представим количественно-качественную интерпретацию результатов по следующим критериям:
1. Рейтинг социальных страхов детей шестого года жизни.
2. Различия в страхах у мальчиков и девочек (по виду и по количеству).
3. Психологические характеристики результатов тестирования социальных страхов детей шестого года жизни.
Данные диагностики (тест «Страхи в домиках» модификация М.А. Панфиловой) позволяют нам определить доминирующие социальные страхи у детей шестого года жизни (у мальчиков и девочек). Полученные в ходе диагностики результаты можно представить в виде таблицы:
Таблица 1 - Рейтинг социальных страхов детей шестого года жизни
Количество Количество
детей, детей,
испытывают! страх испытываю Щ1 страх (в процентах) С о циа льный стр ах
1S 56 оставаться дома в одиночестве
14 44 б переполненном автооусе
5 16 стр ах мамы или папы
21 66 страх наказания (со стороны родителей)
24 75 каких-то людей
11 34 опоздать в детскии сад
24 75 нападения, оандитов
21 66 воины
10 31 больших улиц, площадей (потеряться)
6 19 врач ей (кроме зубных)
Как видно из данных таблицы, у детей шестого года жизни преобладают следующие социальные страхи: страх нападения, бандитов, каких-то людей (у 24 детей из 32), страх войны, наказания со стороны родителей (у 21 ребенка), оставаться дома в одиночестве (у 18 детей), в переполненном автобусе (у 14 детей).
Рассмотрим социальные страхи детей в зависимости от половой (гендерной) принадлежности ребенка. Данные, полученные в результате диагностики социальных страхов детей шестого года жизни, позволяют выявить отличие социальных страхов, которые испытывают девочки и мальчики. Наглядно это можно представить в виде таблицы.
Зайцева Ольга Юрьевна психологические
СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ ДЕТЕЙ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ... науки
Таблица 2 - Гендерные различия социальных страхов (по виду и по количеству)
Девочки Мальчики
Количество детей, испытывающих страх (б процентах) Вид страха Количество детей, испытывающих страх {в процентах) Вид страха
33 Нападения, бандитов
31 Наказания со стороны родителей
Каких-то людей 75 Каких-то людей
- 69 Войны
63 Войны 63 Нападения, бандитов
56 Одиночества; в пер ело лненном автобусе 56 Одиночества
- 50 Наказания
- - 31 В переполненном автобусе
Как видно из таблицы, мальчики и девочки испытывают одни и те же социальные страхи, но количество девочек и мальчиков, испытывающих один и тот же вид страха различно. Например, у девочек преобладают (у 88%) страх нападения, бандитов (у мальчиков - 63%); 81% девочек испытывают страх наказания со стороны родителей (у мальчиков - 50%); у мальчиков же на первом месте - страхи каких-то людей (75%) и войны (69%). Страх каких-то людей (75%) и страх оставаться дома в одиночестве (56%) испытывает одинаковое количество мальчиков и девочек.
В процессе исследования было выявлено, что помимо возрастных социальных страхов, у детей наблюдаются страхи индивидуально-типические, в основе которых лежит субъектный опыт ребенка.
Из протоколов бесед с детьми:
1) (Арина И., 6 лет)
Психолог: « В какой домик ты поселишь страх нападения, бандитов?»
Ребенок: «В черный дом..., они могут украсть и взять в заложницы меня. » (Предположительно, девочка испытывает страх нападения, бандитов по причине увиденного ею примера похищения по телевизору или из рассказов взрослых).
2) (Никита Н., 6 лет)
Психолог: «Ты боишься или не боишься папу или маму?»
Ребенок: «Папу очень боюсь. У нас его нет.» (Пример иллюстрирует то, что страх отца у мальчика связан, видимо с некими событиями в семье, когда папа жил вместе с семьей, либо после его ухода сын по какой-то причине начал испытывать страх перед отцом).
3) (Катя К., 6 лет)
Психолог: « В какой домик ты поселишь страх каких-то людей?»
Ребенок: «В черный. Они могут постучаться. Я одна дома могу не посмотреть в глазок и открыть, они меня могут украсть.» (Из примера следует, что страх каких-то людей у ребенка, в своей основе имеет рассказы и предостережения взрослых).
4) (Саша З., 6 лет)
Психолог: «В какой домик ты поселишь страх войны?»
Ребенок: «В черный»
Психолог: «Почему ты боишься войны? Как ты про войну узнал?»
Ребенок: «Там темно, папа сказал можно умереть».
5) (Катя Л., 6 лет)
Психолог: «В какой домик ты поселишь страх войны?»
Ребенок (указывает на черный домик)
Психолог: «Почему ты боишься войны?»
Ребенок: «Прадедушка мой рассказывал, который на Камчатке воевал и говорил, что очень страшно и как немцы погибли.».
В примерах № 4, 5 причиной страха войны являются рассказы дедушек, пап о войне, которые участвовали в сражениях, а также, лежащий в основе страха войны 260
ведущий страх старшего дошкольного возраста - страх смерти.
Таким образом, результаты, полученные в ходе диагностики детей старшего дошкольного возраста по методике «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой), позволили нам определить доминирующие страхи у детей шестого года жизни (у мальчиков и девочек). В этом возрасте у детей преобладают страх нападения, бандитов, каких-то людей, страх наказания (со стороны родителей), войны, оставаться дома в одиночестве, замкнутого пространства (в переполненном автобусе). Страхи нападения, бандитов и войны являются возрастными страхами, характерными для детей старшего дошкольного возраста. Помимо возрастных страхов, у детей наблюдаются страхи индивидуально-типические, в основе которых лежит субъектный опыт ребенка. В основе многих социальных страхов детей лежит негативно окрашенная информация относительно того или иного события, полученная детьми из телепередач, фильмов (о преступлениях, нападениях, убийствах, войне и т.п.), из рассказов пап, прадедушек (о войне), из разговоров родителей и знакомых взрослых (страх каких-то людей, наказания, бандитов, оставаться дома в одиночестве).
Так же, мы пришли к выводу, что мальчики и девочки испытывают одни и те же социальные страхи, однако существуют некоторые различия в страхах мальчиков и девочек по виду и количеству. У девочек преобладают (у 88%) страх нападения, бандитов. Наибольшее число мальчиков испытывают страх каких-то людей (75%). Девочки испытывают больше страхов, чем мальчики. Это выражается в их минимальном и максимальном количестве в целом по группе (максимальное количество девочек, испытывающих страх - 88%, мальчиков - 75%; минимальное количество девочек, испытывающих социальные страхи - 19%, мальчиков - 6%). Тот факт, что девочки боятся больше, чем мальчики, можно объяснить их большей чувствительностью, эмоциональностью в отличие от мальчиков.
Проведенная нами беседа с детьми по методике «Незаконченные предложения» (Г.Я. Кудриной) показала, что предметы социальных страхов отражаются в страшных снах детей:
Из протоколов бесед с детьми:
1) (Катя К., 6 лет) Психолог: «Мои сны.»
Ребенок: «.страшные. Я хожу одна гулять, мне встречаются всякие плохие дяди»; Психолог: «Боюсь.»
Ребенок: « .что в подъезде много плохих дяденек»;
2) (Никита Н.,6 лет) Психолог: «Мои сны.» Ребенок: «.страшные» Психолог: «Про что твои сны?»
Ребенок: «Про бандитов, которые тащат меня в подвал»;
3) (Руслан Г., 6 лет) Психолог: «Мои сны.» Ребенок: «Страшные все время» Психолог: «Про что твои сны?» Ребенок: «Как бандит заходит».
Страх темноты у детей часто связан с социальным страхом каких-то людей, нападения, бандитов: Из протокола беседы с ребенком: (Юлий Т., 6 лет)
Психолог: «Когда бывает темно я.» Ребенок: «боюсь, меня могут схватить сзади чужие, и я не увижу».
Многие дети очень привязаны к маме, другим близким родственникам и испытывают беспокойство из-за их отсутствия рядом, на фоне этого у них могут возникать различные социальные страхи, например страх оставаться дома в одиночестве и др.: Из протоколов бесед с детьми: Психолог: «Когда я одна дома.»
Зайцева Ольга Юрьевна
СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ ДЕТЕЙ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ...
Ребенок: «мне страшно» (Катя К., 6 лет) Психолог: «Меня беспокоит...» Ребенок: « .что моя мама все время поздно приходит» (Катя К., 6 лет)
«.что мама не придет вечером» (Руслан Г., 6 лет) «когда мамы долго нету дома» (Женя Я., 6 лет) «что родители долго будут в гостях» (Андрей М., 6 лет).
Данные, полученные в ходе беседы с детьми свидетельствуют о том, что предметы социальных страхов отражаются в страшных снах детей; страх темноты у детей шестого года жизни часто связан с социальным страхом каких-то людей, нападения, бандитов; на фоне беспокойства детей, сильно эмоционально привязанных к родителям, могут возникать различные социальные страхи (страх оставаться дома в одиночестве и др.).
Методика А.И. Захарова «Нарисуй свой страх» (См. Прил. 6) позволила выявить ведущие страхи у детей. Результаты данной методики подтвердили данные, полученные при проведении методики «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой): 65% детей в своих рисунках изобразили социальные страхи: оставаться дома в одиночестве, страх каких-то людей и страх нападения, бандитов, причем в своих рисунках дети объединяют эти страхи в единую картинку и объясняют это так: «Я нарисовала злого человека, бандита. Если я одна дома, он может позвонить, и если я забуду посмотреть в глазок или не посмотрю, он может меня украсть» (Арина И., 6 лет).
Двое детей изобразили социальный страх - страх наказания, остальные страхи, изображенные детьми, не относятся к социальным страхам, это: страх стихии, страх смерти (попасть под машину), страх привидений и др.
Проведенное нами исследование социальных страхов детей шестого года жизни показало:
ведущими социальными страхами у детей данного возраста являются: страх нападения, бандитов, каких-то людей, страх наказания (со стороны родителей), войны, оставаться дома в одиночестве, замкнутого пространства (в переполненном автобусе);
в основе социальных страхов детей лежит негативно окрашенная информация относительно того или иного события, полученная детьми из рассказов взрослых, из личного опыта или увиденного по телевизору;
мальчики и девочки испытывают одни и те же социальные страхи, однако существуют некоторые различия в страхах мальчиков и девочек по виду и количеству. У девочек преобладают страх нападения, бандитов, а наибольшее число мальчиков испытывают страх каких-то людей;
девочки испытывают больше страхов, чем мальчики. Это выражается в их минимальном и максимальном количестве в целом по группе (максимальное количество девочек, испытывающих страх - 88%, мальчиков - 75%; минимальное количество девочек, испытывающих социальные страхи - 19%, мальчиков - 6%). Тот факт, что девочки боятся больше, чем мальчики, можно объяснить их большей чувствительностью, эмоциональностью в отличие от мальчиков;
изображая социальные страхи, большинство ребят объединят страхи в некую триаду: в их рисунках во взаимосвязи выступают три страха - страх оставаться дома в одиночестве, страх каких-то людей и страх нападения, бандитов. Из этого следует, что социальные страхи у детей взаимосвязаны и одни страхи могут повлечь появления на фоне уже существующих новые виды социальных страхов.
фобии: монография /О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев. -Томск: Издательство: Том. ун-та, 2007. - 210 с.
3. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей. [Текст] / А.И. Захаров. - СПб.: Союз, 2000. - 447с.
4. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. [Текст] / А.М. Прихожан. - М.- Воронеж, 2000.
5. Шишова,Т.Л. Страхи - это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов. [Текст] / Т.Л. Шишова -М., 1997.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Витковская, М.И. Социальный страх как предмет социологического исследования [Текст] : автореф. дис. ... канд. социолог. наук / М.И. Витковская. -Москва, 2006. - 24 с.
2. Сагалакова, О.А. Социальные страхи и социо-_