ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 159.9:370.153
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И СТРУКТУРЫ СТРАХОВ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ И ИХ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СО СТРАХАМИ ДЕТЕЙ ИЗ РОДНЫХ СЕМЕЙ И ДЕТСКИХ ДОМОВ
© Е. В. СЕРОВА Современная Гуманитарная Академия, кафедра психологии e-mail: [email protected]
Серова Е. В. - Исследование особенностей и структуры страхов детей, воспитывающихся в замещающих семьях и их сравнительный анализ со страхами детей из родных семей и детских домов // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1334-1338. - В статье приводятся результаты исследования объектов страхов, их структуры и выраженности у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в замещающих семьях. Описываются различия в выраженности страхов у детей из замещающих семей и детей, воспитывающихся в родных семьях и детских домах.
Ключевые слова: страх, объект страха, младший школьный возраст, замещающая семья.
Serova E. V. - Investigation of the features and structure of the fears of children in adoptive families and their comparative analysis of the fears of children from their families and orphanages // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 1334-1338. - The article presents the results of the study of objects of fear, their structure and expression of children in primary school educated in adoptive families. Describes the differences in the expression of fears of children from adoptive families and children, living in their families and orphanages.
Keywords: the fear, the object of fear, a junior school age, the adoptive family.
Приоритет замещающей семьи перед детскими домами и увеличение числа таких семей в России создают предпосылку для изучения особенностей психики приемного ребенка, и в частности детских страхов - как индикатора психологического благополучия. Актуальность исследования представленного в данной статье обусловлена тем, что на сегодняшний день, при накопленном огромном практическом и теоретическом научном опыте по проблеме страха, крайне мало накоплено информации об особенностях, специфике и структуре страха у детей, воспитывающихся в замещающих семьях. Отсюда вытекает цель данного исследования: провести исследование страхов у детей, воспитывающихся в замещающих семьях и сравнить страхи детей из замещающих семей со страхами детей из родных семей и детских домов. Объектом исследования являются страхи детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: особенности страхов детей воспитывающихся в замещающих семьях. В ходе описываемого исследования была выдвинута гипотеза: структура и выраженность страхов у детей в замещающих семьях отличаются от таковых у детей, воспитывающихся в родных семьях и детских домах.
Исследование страхов детей, воспитывавших в различных социальных институтах, проводилось с 2008 по 2011 год.
Выборка
В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста (средний возраст 9 лет) в количестве 303 человека. Данные дети представляют собой 3 группы. Представим их описание:
- 1 группа: дети, воспитывающиеся в родных семьях, в количестве 120 человек, из них 66 девочек и 54 мальчика. Обследование данных детей проводилось в 4-х школах (2 школы г. Пензы и 2 школы Пензенской области, расположены в сельской местности);
- 2 группа: дети, воспитывающиеся в замещающих (приемных) семьях. Количество таких детей составило 96 человек, из них 51 ребенок - девочки и 45 мальчики. Обследование данных детей проводилось при посещении замещающих семей на дому. Замещающие семьи проживают как в городе Пензе, так и в Пензенской области;
- 3 группа: дети, воспитывающиеся в детских домах. В исследовании приняли участие 87 воспи-
танников детских домов города Пензы и Пензенской области, из них 47 девочек и 40 мальчиков.
Методика
В ходе исследования применялись такие методы, как: констатирующий эксперимент, беседа, тестирование, метод количественного и качественного описания данных, метод математико-статистической обработки данных (многофункциональный критерий ф*- угловое преобразование Фишера). С помощью данного метода выявлялись значимые различия при сравнении данных двух выборок. данные детей из замещающих семей вначале сравнивались с данными детей из родных семей и за тем с данными детей из детских домов.
В рамках данной статьи рассматриваются результаты, полученные по опроснику диагностики наличия страхов А. И. Захарова. Опросник диагностики наличия страхов А. и. Захарова позволяет выявить объекты страха, и их суммарное количество. данная методика предназначена для детей от 3-х до 15 лет. для диагностики наличия страхов ребенку предлагается бланк опросника, содержащий перечень из 30 объектов страха. Все перечисленные предметы страха в опроснике можно разделить на несколько групп: «медицинские» (боль, уколы, врачи, болезни); страхи связанные с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война); страхи смерти (себя, родителей); страхи животных; страхи сказочных персонажей; страхи кошмарных снов и темноты; социально опосредованные страхи (каких-то людей, наказания, опоздания, одиночества, сделать что-либо неправильно); «пространственные» страхи (высоты, воды, замкнутые пространства т. д.). Ребенка просят отметить те страхи, которые есть у него.
Результаты и обсуждение
Психологическая диагностика по опроснику наличия страхов А. И. Захарова позволила выявить объекты и выраженность страхов детей по предъявляемому стимулу (перечень страхов в бланке опросника). Полученные данные, в процентном соотношении, по трем группам детей, наглядно представлены в таблице 1.
Проанализировав данные таблицы 1, была выявлена структура страхов детей. Так структура страхов детей (от наиболее к наименее выраженному страху по выборке) воспитывающихся в условиях замещающей семьи выглядит следующим образом: умереть бояться 99 %; смерти родителей 96,9 %; страшных, кошмарных снов 94,8 %; сказочных или мистических персонажей 92,7 %; боли 92,7 %; крови 87,5 %; оставаться одному страшно 83,3 %; животных 82,3 %; неожиданных резких звуков 77,1 %; сделать что-либо неправильно бояться 76 %; пожара 72,9 %; страх перед засыпанием испытывают 70,8 %; темноты 66,7 %; уколов 66,7 %; природной стихии 65,6 %; заболеть, заразиться бояться 63,5 %; наказания родителями 56,3 %; высоты 53,1 %; огня 40,6 %; каких-либо людей 38,5 %; врачей 32,3 %;
нападения 30,2 %; замкнутого пространства 30,2 %; глубины 28,1 %; войны 28,1 %; опоздать в школу бояться 21,9 %; мамы или папы бояться 18,8 %; больших улиц, площадей 9,4 %; воды 4,2 %; транспорта бояться 2,1 % детей.
данные полученные по трем группам были обработаны с помощью критерия Фишера, который позволил выявить значимые различия, во-первых, страхов детей из замещающих семей относительно данных детей из родных семей, и, во-вторых, детей из детских домов. Рассмотрим данные о значимости различий по каждому объекту страха.
Так по страху оставаться одному, различия по данным детей из замещающих и родных семей, оказались статистически значимыми (ф=3,484; р<0,01), таких детей значительно больше в выборке детей воспитывающихся в замещающих семьях. А данные детей из детских домов и детей из замещающих семей не имеют значимых различий. Это, возможно, связано с тем, что дети из замещающих семей и детских домов пережили расставание с близкими и боятся его пережить вновь.
По страху нападения различия данных детей из замещающих семей с данными детей из других выборок оказались статистически незначимыми.
«Медицинские» страхи, такие, как страх заболеть или заразиться (ф=2,864; р<0,01), страх врачей (ф=1,986; р<0,05) и уколов (ф=2,689; р<0,01) в меньшей степени присущи детям из детских домов по сравнению с детьми из замещающих семей. А при сравнении с данными детей из родных семей различия оказались незначимыми. Тот факт, что «медицинские» страхи в меньшей степени присущи детям воспитывающихся в условиях детского дома, можно объяснить тем, что в моменты нездоровья этим детям оказывается больше внимания. В связи с этим «медицинские» страхи уменьшается под влиянием положительных моментов связанных с вниманием и заботой к детдомовскому ребенку.
Страх смерти в равной степени присущ детям всех групп, различия в данных по нему статически незначимы. А страх смерти родителей меньше выражен в выборке детей из детских домов (ф=3,601; р<0,01) по сравнению с данными детей из замещающих семей. В то время как между детьми из родных и замещающих семей различия не выявлены. Эти данные, возможно, объяснить тем, что у детей из детских домов контакты с родителями минимальны, а некоторые дети являются сиротами. У детей из замещающих семей картина другая: при отсутствии рядом биологических родителей они воспитываются приемными и, возможно, беспокоятся о них.
Страх каких либо людей выше у детей из замещающих семей по сравнению с детьми из родных семей (ф=3,155; р<0,01). В сравнении с данными детей из детских домов значимых различий нет. Возможно, это связано с тем, что детям из замещающих семей и детских домов, в своей жизни приходилось контактировать с большим количеством людей, чье общение отражалось негативно.
По страху матери или отца, значимых различий по данным детей из замещающих семей и данных других групп не было выявлено. А страх родительского наказания, по данным сравнительного анализа, в большей степени присущ детям из родных семей, чем детям из замещающих семей (ф=2,49; р<0,01). Видимо, это связано с тем, что приемные родители контролируются специалистами по опеке и попечительству и ограничены законом в наказании приемного ребенка, чем дети могут манипулировать. Также данный страх выражен меньше в группе детей из детского дома, по сравнению с детьми воспитывающихся в условиях замещения родителей (ф=4,567; р<0,01). Это объясня-
ется тем, что дети из детских домов лишены контактов с родителями, которые не вправе осуществлять наказание.
По страху сказочных или мистических персонажей, получены значимые различия показывающие, что этот страх возрастает от детей из родных семей к детям из замещающих семей (ф=3,513; р<0,01) и от них к детям из детских домов (ф=1,642; р<0,05). Данный страх отражает особенность детей данного возраста -«магическое» мышление. Этот страх достигает своей наибольшей выраженности среди детдомовских воспитанников, так как там дети в наибольшей степени подвержены психологическому заражению страхами.
Таблица 1
Данные по объектам страхов детей, воспитывающихся в различных социальных институтах
№ п/п Объекты страха Дети, воспитывающиеся в родных семьях Дети, воспитывающиеся в замещающих семьях Дети, воспитывающиеся в детских домах
1 Страх оставаться одному 62,5 % 83,3 % 88,5 %
2 Страх нападения 25,8 % 30,2 % 31 %
3 Страх заболеть, заразиться 70 % 63,5 % 42,5 %
4 Страх умереть 98,3 % 99 % 95,4 %
5 Страх смерти родителей 99,2 % 96,9 % 81,6 %
6 Страх каких-то людей 19,2 % 38,5 % 33,3 %
7 Страх мамы или папы 15,8 % 18,8 % 13,8 %
8 Страх наказания родителями 72,5% 56,3 % 14,9 %
9 Страхи сказочных или мистических персонажей 75,8 % 92,7 % 97,7 %
10 Страх опоздать в школу 84,2 % 21,9 % 17,2 %
11 Страх перед засыпанием 50 % 70,8 % 24,1 %
12 Страх страшных снов 77,5 % 94,8 % 97,7 %
13 Страх темноты 30,8 % 66,7 % 77 %
14 Страхи животных 77,5 % 82,3 % 81,6 %
15 Страхи транспорта 2,5 % 2,1 % 4,6 %
16 Страхи стихии 42,5 % 65,6 % 65,5 %
17 Страх высоты 47,5 % 53,1 % 50,6 %
18 Страх глубины 31,7 % 28,1 % 21,8 %
19 Страх замкнутого пространства 8,3 % 30,2 % 52,9 %
20 Страх воды 5,8 % 4,2 % 6,9 %
21 Страх огня 40 % 40,6 % 49,4 %
22 Страх пожара 88,3 % 72,9 % 95,4 %
23 Страх войны 45 % 28,1 % 26,4 %
24 Страх больших улиц, площадей 10 % 9,4 % 8 %
25 Страх врачей 30 % 32,3 % 19,5 %
26 Страх крови 80,8 % 87,5 % 88,5 %
27 Страх уколов 65 % 66,7 % 47,1 %
28 Страх боли 86,7 % 92,7 % 92 %
29 Страх неожиданных резких звуков 67,5 % 77,1 % 49,4 %
30 Страх сделать что-либо неправильно 91,7 % 76 % 46 %
По страху опоздания в школу, различия в количестве детей его отметивших, в замещающих семьях и детских домах статистически незначимы. Но у детей из замещающих семей этот страх присутствует в меньшей степени по сравнению с детьми из родных семей (ф=9,859; р<0,01). Этот страх дополняется страхом сделать что-либо неправильно (то есть не соответствовать ожиданиям окружающих). уровень выраженности страха, «сделать что - либо неправильно», между данными детей из родных и замещающих семей, имеет статистически значимые различия в сторону увеличения процента детей из родных семей (ф=3,206; р<0,01). у детдомовских детей этот страх выражен слабее, чем у детей в замещающих семьях (ф=6,898; р<0,01). Эти страхи (опоздать в школу и сделать что-либо неправильно) отражают формирующуюся социальную позицию школьника с присущей ей чувством долга и ответственности. И если эта позиция не формируется, можно говорить об отставании в психическом развитии. Эти страхи относятся к общему страху «быть не тем», не тем о ком хорошо говорят или думают. Так же данный страх, по мнению специалистов проводивших исследования в данной области, - является ведущим в младшем школьном возрасте и достигает своего максимального проявления. Страх «быть не тем» формируется под влиянием родительских установок и требований. И по вышеприведенным данным видно, что он более выражен у детей из родных семей.
По страху перед засыпанием были получены значимые различия показывающие, что процент детей из замещающих семей выше по сравнению с детьми из родных семей (ф=3,133; р<0,01) и детских домов (ф=6,58; р<0,01). Наверное, это связано с недостаточной близостью детей и приемных родителей, которые не уделяют внимание детям перед сном, как это обычно делают кровные родители. В детском доме этот страх снижен, так как там много детей, и они друг для друга являются отвлекающим фактором.
Страх увидеть кошмарный сон у детей из замещающих семей присутствует в большей степени по сравнению с детьми из родных семей (ф=3,856; р<0,01), а по сравнению с детдомовскими детьми различия не значимые. Данный факт, возможно, связан с тем, что дети в родных семьях могут рассчитывать на помощь родителей при кошмарном сновидении, что и ослабляет данный вид страха.
По страху темноты полученные данные показывают, что он выше у детей из замещающих семей по сравнению с данными детей из родных семей (ф=5,36; р<0,01). А данные детей из замещающих семей и детских домов статистических различий не имеют. Страх темноты является одним из ведущих страхов раннего детства и младшего дошкольного возрастов. Наличие сильного переживания данного страха в более поздних возрастах может свидетельствовать о задержке психического развития, застревании на более ранних этапах развития. Это подтверждается тем, что дети лишенные родительского попечения часто имеют отставание в психическом развитии.
При сравнительном анализе данных детей из замещающих семей с данными детей других групп, по таким объектам страха как: животные, высота, глубина, вода, огонь - значимых различий установлено не было. Перечисленные страхи, в норме, являются инстинктивно обусловленными. Страх определенных животных часто наследуется от родителей в раннем возрасте. А страх воды может быть получен при психотравмирующих обстоятельствах. Поэтому эти страхи равномерно распределены среди детей каждой из обследуемых групп. Влияние же испытательного института на формирование данных страхов вторично.
По страху транспорта значительных различий так же не выявлено. Этот объект страха выбран небольшим количеством детей.
Такой страх, как страх стихии (землетрясение, наводнение, ураган, гроза и т. д.), преобладает у детей из замещающих семей по сравнению с данными детей, воспитывающихся в родных семьях (ф=3,418; р<0,01). Данные детей из замещающих семей и детских домов статистических различий не имеют. Возможно, данный страх уменьшается, если есть надежное место укрытия, такое, как родной дом. Поэтому, страх стихии уменьшается у детей из родных семей.
Страх замкнутого пространства возрастает от детей из родных семей к детям из замещающих семей (ф=4,236; р<0,01). А также этот страх выше у детей из детских домов (ф=3,141; р<0,01). Как бывает на практике, дети в детских домах могут проявлять жестокость и закрывать младших или более слабых в каких-либо помещениях, например, в туалете, отсюда этот страх. А так же сам детский дом во многом «замкнутое пространство», травмирующе влияющий на детскую психику.
Страх пожара во всех выборках выше страха огня. И если по страху огня различия были не значимы, то по страху пожара они выше у детей из родных семей (ф=1,848; р<0,05), а также и из детских домов (ф=4,472; р<0,01) по сравнению с детьми из замещающих семей. Среди детей из родных семей этот вид страха выше, так как они живут в жилье принадлежащим их семье, а также имеют какую либо собственность, что не всегда присуще детям из замещающих семей, отсюда, возможно, и больший страх за свое имущество. у детей из детских домов это может быть связано с противопожарной безопасностью, усиленно пропагандируемой в детских домах или неблагоприятным опытом этих детей, полученным в неблагополучных семьях.
По страху войны были получены данные, что этот вид страха выше среди детей из родных семей по сравнению с детьми из замещающих семей (ф=2,585; р<0,01), а сравнение с данными детей из детских домов значимых различий не показало. То, что страх войны выше у детей из родных семей, возможно связано с тем, что эти дети могли слышать рассказы о войне от своих прародителей, и тем самым смогли иметь большее представление о переживаниях своих родственников, особенно если эти рассказы имели личный смысл для кого-то из членов семьи.
По страху больших улиц или площадей значимых различий в данных детей исследуемых выборок не выявлено.
Так же по страхам крови и боли значимых различий по данным детей из замещающих семей и других выборок нет. А процент детей, испытывающих эти страхи, довольно большой в каждой группе. То, что нет значимых различий в количестве детей, испытывающих страхи крови и боли, говорит о том, что эти страхи биологически целесообразные и не зависят от воспитательного института напрямую.
По страху неожиданных резких звуков были выявлены статистически значимые различия в сторону увеличения детей из замещающих семей по сравнению с данными детей из детских домов (ф=3,952; р<0,01). Между детьми из родных и замещающих семей статистически значимых различий нет. Более низкий процент детей из детских домов, по данному
виду страха, связан с тем, что в детских домах шумно и это ослабляет страх неожиданных звуков.
Обобщив данные, было выявлено 13 статистически значимых различий в выраженности страхов между детьми из замещающих и родных семей и 11 между детьми из замещающих семей и детских домов. Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что структура и выраженность страхов у детей в замещающих семьях отличаются от таковых у детей, воспитывающихся в родных семьях и детских домах.
Результаты данного исследования легли в основу коррекционных программ по профилактике и коррекции страхов у детей, воспитывающихся в замещающих семьях. Так как мероприятия, направленные на профилактику и коррекцию страхов будут способствовать укреплению психологического здоровья, как самого приемного ребенка, так и всей замещающей семьи.