Научная статья на тему 'Специфика воспитания ребенка (детей) в замещающей семье: правовой и социально-психологический аспекты'

Специфика воспитания ребенка (детей) в замещающей семье: правовой и социально-психологический аспекты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2524
493
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) / ОПЕКА / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ВОСПИТАНИЕ / SUBSTITUTE FAMILY / ADOPTION / GUARDIANSHIP / CUSTODY / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сагитова Ирина Фаритовна, Хасанова Светлана Альбертовна

В статье анализируются правовые аспекты различных форм устройства детей в замещающую семью. Замещающая семья это семья, в которой ребенок воспитывается не кровными родителями и которая выполняет функцию замены утраченных им родителей. Исследуются социально-психологические особенности кандидатов в усыновители (опекуны, приемные родители). Социально-психологические особенности кандидатов в усыновители (опекунов, приемных родителей), а также наличие кровных детей могут иметь значительное влияние на успешную адаптацию ребенка в замещающей семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сагитова Ирина Фаритовна, Хасанова Светлана Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE UPBRINGING OF THE CHILD (CHILDREN) IN A SUBSTITUTE FAMILY: THE LEGAL AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS

The article analyzes the legal aspects of various forms of placement of children in a substitute family. The substitute family is a family in which the child isn’t brought up by blood parents; such family plays the role of substitution for the blood parents. The authors study social and psychological characteristics of prospective adoptive parents (guardians, foster parents). Social and psychological characteristics of prospective adoptive parents (guardians, foster parents) as well as the presence of blood children can make a significant impact on the successful adaptation of the child in the substitute family.

Текст научной работы на тему «Специфика воспитания ребенка (детей) в замещающей семье: правовой и социально-психологический аспекты»

УДК 159.9

СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ) В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ:

ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

И.Ф. Сагитова, С.А. Хасанова

Аннотация. В статье анализируются правовые аспекты различных форм устройства детей в замещающую семью. Замещающая семья - это семья, в которой ребенок воспитывается не кровными родителями и которая выполняет функцию замены утраченных им родителей. Исследуются социально-психологические особенности кандидатов в усыновители (опекуны, приемные родители). Социально-психологические особенности кандидатов в усыновители (опекунов, приемных родителей), а также наличие кровных детей могут иметь значительное влияние на успешную адаптацию ребенка в замещающей семье.

Ключевые слова: замещающая семья, усыновление (удочерение), опека, попечительство, воспитание.

THE SPECIFICS OF THE UPBRINGING OF THE CHILD

(CHILDREN) IN A SUBSTITUTE FAMILY:

THE LEGAL AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS

I. Sagitova, S. Khasanova

Abstract. The article analyzes the legal aspects of various forms of placement of children in a substitute family. The substitute family is a family in which the child isn’t brought up by blood parents; such family plays the role of substitution for the blood parents. The authors study social and psychological characteristics of prospective adoptive parents (guardians, foster parents). Social and psychological characteristics of prospective adoptive parents (guardians, foster parents) as well as the presence of blood children can make a significant impact on the successful adaptation of the child in the substitute family.

Keywords: substitute family, adoption, guardianship, custody, upbringing.

Вопросы, связанные с особенностями воспитания ребенка (детей) в замещающей семье, стали особо актуальными вследствие широкого распространения семейных форм устройства детей. Дети, поступающие на воспитание в замещающие семьи - это дети, переживающие сложную стрессовую ситуацию в кровной семье. Проблема реабилитации психики ребенка и социальной адаптации в семье носит комплексный психолого-педагогический характер,

необходимо восстанавливать или заново формировать бытовые, гигиенические, учебные и социальные навыки.

Правовое регулирование замещающей семьи основывается на Конвенции о правах ребенка 1989 года, Конституции РФ, Семейном кодексе РФ (далее - СК РФ). Так, в ст. 27 Конвенции указано, что основную ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка, несут родители или другие лица, воспитывающие ребенка. В соответствии со ст. 20 Конвенции «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые

государством. В частности, таким детям обеспечивается замена ухода путем передачи на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в

соответствующие учреждения по уходу за детьми» [2]. В связи с этим Российская Федерация закрепила в СК РФ норму, по которой дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семьи усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью. При отсутствии возможности устройства детей в семьи они передаются на воспитание в детские учреждения [4].

В числе нормативно-правовых актов можно также выделить Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «Об опеке и попечительстве» [5], Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», в соответствии с которой «в Российской Федерации должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки

1

нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан»

[3].

Объединяющий признак различных форм семейного устройства детей (усыновление /удочерение, опека (попечительство), приемная семья, патронатная семья, детский дом семейного типа и др.) - это воспитание неродного ребенка и создание благоприятных условий для его развития - содержания, воспитания и образования, а также защита его прав и интересов. Согласимся с мнением Л.А. Беловой, которая под замещающей семьей рассматривает любую семью, в которой ребенок воспитывается не кровными родителями и которая выполняет функцию замены утраченных им родителей [1, с. 3].

Распространенными причинами участия в судьбе неродных детей являются невозможность иметь своего ребенка в силу различных ограничений, потеря родного ребенка, лишение (ограничение) родительских прав, не исключены случаи материальной заинтересованности замещающих родителей и др.

Нами проведено эмпирическое

исследование 71 супружеских пар, всего 142 человека с целью изучения социальнопсихологических особенностей воспитания ребенка в замещающей семье. Сбор данных осуществлялся с помощью опросников

«Измерение установок в семейной паре», «Определение особенностей ролей в семье» (Ю.Е. Алешина и др.), «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова) по показателям «Родительско-воспитательские функции» [6] и опросника С. Бем. Все респонденты были разделены на группы: семья, не являющаяся замещающей - 1-я группа (45%), семья, являющаяся замещающей, имеющая собственных (кровных) детей - 2-я группа (32%), семья, являющаяся замещающей, не имеющая собственных детей - 3-я группа (23%).

Рассмотрим психологические особенности супругов сравниваемых групп (рис. 1). Мужчины из семьи, не являющейся замещающей, чаще проявляют напористость, доминантность, самостоятельность,

уверенность в себе, самоуважение. Мужчины, не имеющие кровных детей и воспитывающие приемного ребенка, более уступчивы, застенчивы, способны к сочувствию, сопереживанию и др. Женщины из семьи, являющейся замещающей, имеющие собственных детей, уверены в себе, проявляют устойчивость в социальных контактах, отсутствие резко выраженных доминантноагрессивных тенденций в общении, высокое самоуважение и самопринятие. Женщины, не имеющие кровных детей и воспитывающие приемных детей чаще проявляют такие качества, как заботливость, уступчивость, мягкость, чувствительность, способность к сочувствию, сопереживанию и др.

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

маскулинные феминные андрогинные маскулинные феминные андрогинные мужчины мужчины мужчины женщины женщины женщины

■ 1 группа

■ 2 группа

■ 3 группа

Рисунок 1. — Психологические черты замещающих родителей (1-я группа - семья, не являющаяся замещающей, 2-я группа - семья, являющаяся замещающей, имеющая собственных (кровных) детей, 3-я группа - семья, являющаяся замещающей, не имеющая собственных детей).

2

В результате применения однофакторного дисперсионного анализа была установлена значимость различий p в уровне переменной «воспитание детей» и «наличие кровного ребенка» в сравниваемых группах (при p<0,05). Таким образом, наличие или отсутствие кровного ребенка оказывает влияние на особенности воспитания детей в замещающей семье. Данные особенности могут значительно проявляться в период адаптации замещающей семьи в виде проявления ревности и конкурентности со стороны как приемных, так и кровных детей.

Чтобы установить, являются ли выявленные различия статистически значимыми, мы применили (/-критерий Манна-Уитни. На уровне р<0,01 принимается статистическая гипотеза о различии распределения семейных ролей (воспитание ребенка). Супруги, имеющие собственных детей (в семьях, являющихся замещающими и не являющихся замещающими), более ориентированы на то, чтобы обязанности по воспитанию детей как семейная роль выполнялись матерями. Мужчины и женщины из семей, являющиеся замещающими и не имеющие кровного ребенка, считают, что родительско-воспитательские функции

должны распределяться между супругами (р=0,01 - высокий уровень статистической значимости).

Все исследуемые группы показали высокие результаты по значению ребенка (детей) в жизни человека, но супруги из замещающей семьи, имеющие кровных детей, показали наиболее высокие значения (при р=0,01).

Выраженность установки супруга (муж) на активную родительскую позицию в семье, не имеющей кровных детей, выше, чем в других исследуемых группах (р=0,05). У женщин, имеющих кровных детей и воспитывающих приемных детей, выраженность установки на активную родительскую позицию оказалась выше, чем в других исследуемых группах

Л

1. Белова Л.А. Детско-родительские отношения в замещающих семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: Автореф. дис. ... канд. псх. наук: 19.00.10. - СПб. -2012. - С. 3.

2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).

3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761) // - Справ.-

(р=0,01). То есть выражены стремление понять ребенка, готовность для общения и уверенность в преодолении возможных трудностей (средний возраст опрошенных женщин - 35, и мужчин - 37 лет). Мужчины и женщины, не имеющие кровных детей, имеют высокое значение выполнения роли отца и матери, считают родительство основной ценностью, концентрирующей вокруг себя жизнь семьи.

Таким образом, создание благоприятных условий для развития ребенка в замещающей семье - содержание, воспитание, образование, является важнейшей задачей в осуществлении первичной социализации. Лица, желающие усыновить ребенка, взять под опеку (попечительство) или стать приемными родителями, проходят специальную

психолого-педагогическую и правовую подготовку. Данная подготовка

осуществляется в целях профилактики вторичного сиротства и преодоления возможных негативных педагогических и социально-психологических явлений в замещающей семье, связанных с возникновением трудностей в период адаптации замещающей семьи. Период адаптации приемной семьи как двусторонний процесс продолжается до пяти лет. Наибольшие сложности, «притирание» всех членов семьи происходит в первый год жизни новой, приемной, семьи. Социальнопсихологические особенности кандидатов в усыновители (опекунов, приемных родителей), распределение семейных ролей и установок по родительско-воспитательской функции,

ролевые ожидания и притязания в родительских функциях, а также наличие кровных детей могут иметь значительное влияние на успешную адаптацию ребенка в замещающей семье. Эти особенности необходимо учитывать при составлении плана работы при сопровождении замещающей семьи.

пура:

правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. [М., 2015]. - Электрон.текст.дан. -Послед.обновление 21.10.2015.

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 13.07.2015).

5. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «Об опеке и попечительстве».

6. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. - Ростов н/Д. - 2006. - С. 66-77.

3

Сведения об авторах:

Сагитова Ирина Фаритовна (г. Нефтекамск, Россия), старший преподаватель кафедры государственного права ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», Нефтекамский филиал, e-mail: snejinkiii5@rambler.ru

Хасанова Светлана Альбертовна (г. Нефтекамск, Россия), старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», Нефтекамский филиал, e-mail: svetlana.khasanova@mail.ru

Data about the authors:

I. Sagitova (Neftekamsk, Russia), senior lecturer at the Department of Public Law of Bashkir State University (Neftekamsk Branch), e-mail: snejinkiii5@rambler.ru

S. Casanova (Neftekamsk, Russia), senior lecturer at the Department of Criminal Law and Procedure of Bashkir State University (Neftekamsk Branch), e-mail: svetlana.khasanova@mail.ru

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.