УДК 37.04
Н. Г. Рожкова
Жизненные перспективы детей-сирот в разных типах замещающих семей
В статье обсуждаются вопросы, связанные с исследованием жизненных перспектив детей-сирот. Прослеживаются различия в жизненных перспективах детей-сирот, воспитывающихся в разных типах замещающих семей. Формулируются практические рекомендации, направленные на формирование жизненных перспектив у детей-сирот.
Ключевые слова: жизненные перспективы, сироты, семья, замещающая семья, типы замещающих семей, кризис современной семьи.
N. G. Rozhkova
Vital Prospects of Orphan-Children in Different Types of Foster Families
This paper discusses issues related to the study of the life prospects of children and orphans. Differences in life prospects of orphans being cared for in different types of foster families are traced. Practical recommendations aimed at creating the life prospects of children and orphans are formulated.
Key words: life perspectives, orphans, a family, a foster family, types of foster families, a modern family crisis.
Кризис современной семьи негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту сиротства, появлению его новых типов, увеличению числа таких учреждений, как детские дома и школы-интернаты. Социально-экономические и нравственные процессы в обществе обусловили появление социального сиротства как социального явления, выражающегося в устранении родителей от обязанностей по отношению к своим детям. Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении, и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством. От наличия такой помощи и ее характера зависят жизненные перспективы и возможности развития ребенка в обществе, а также перспективы самого общества.
Альтернативные детскому дому и школе-интернату модели обустройства сирот - усыновление, опека и попечительство, приемные семьи - развиваются недостаточно быстро. Помимо собственно социальных проблем, их развитие тормозится проблемами психологическими. Особенно важным моментом являются следующие: психологические трудности включения ребенка в новую семью, неготовность детей и родителей к изменениям, сопутствующим данному процессу, отсутствие эффективных комплексных программ подготовки и сопровождения процесса
включения ребенка в новую семью, коррекции травматического опыта ребенка и семьи в процессе их встречи и взаимной интеграции.
Практика замещающих (приемных, опекунских, усыновляющих) семей становится все более распространенной, что требует исследования основных проблем и направлений оптимизации взаимодействия детей и родителей в таких семьях. К сожалению, на фоне очевидной практической значимости разработки данной тематики, работ, посвященных изучению детей, оставшихся без родительского попечительства, их интеграции в приемные семьи, не так много: значительная часть исследований фокусируется на воспитанниках детских домов и интернатов, изучая преимущественно личностные и познавательные особенности детей.
Исследованию адаптации и развития детей в приемных семьях разного типа, о влиянии последствий воспитания в условиях депривации на социально-личностное становление ребенка-сироты посвящены известные работы (В. И. Брутман [1-2], А. Я. Варга [1], И. В. Дубровина [3], Й. Лангмейер [4], М. И. Лисина [5], З. Матейчик [4], С. Ю. Мещерякова [6], В. С. Мухина [7], В. Н. Ослон [8], А. М. Прихожан [9-10], А. Г. Рузская [3], Р. Спиц [12, 13], Н. Н. Толстых [10], И. Ю. Хамитова [1], В. А. Юницкий [11]).
© Рожкова Н. Г., 2012
Нельзя не отметить, что особенно плохо изучены жизненные перспективы детей-сирот. Если исследованию жизненных перспектив воспитанников детских домов еще посвящены некоторые работы, то жизненные перспективы детей, воспитывающихся в приемных семьях, не исследованы практически совсем.
Нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение специфики жизненных перспектив детей, воспитывающихся в приемных семьях разных типов.
В качестве основных методов эмпирического исследования выступили: а) метод структурированного интервью, направленного на исследование содержания и структуры жизненных перспектив членов замещающих семей и б) методи-
ки констатирующего исследования (стандартизированные и полустандартизированные опросники): «Оценивание пятилетних интервалов» (ОПИ), самоактуализации личности САМОАЛ, изучения жизненных перспектив личности Е. Бровко и Е. Фанталовой, качественные и математические методы анализа информации (корреляционный, факторный) с использованием компьютерной программы 81ай8йса 7. В процессе сравнения данных использовались критерии ф Фишера, знаков и коэффициент Пирсона.
Исследование осуществлялось в несколько этапов, каждый из которых преследовал конкретные микрозадачи:
Таблица
Методики и задачи исследования жизненных перспектив приемных детей
Методики Микрозадачи исследования
Комплексный метод и метод моделирования объекта исследования Теоретический анализ и разработка модели объекта исследования, на основе которой далее строится эмпирическое изучение жизненных перспектив детей-сирот в разных типах семей
Структурированное Стандартизированное интервью, методика «Оценивание пятилетних интервалов» (ОПИ) Изучение особенностей отношений ребенка и семьи, представлений ребенка и родителей о жизни, исследование жизненных перспектив детей, потерявших родителей и воспитывающихся в новой семье, а также их родителей
Методика жизненных ориентаций Д. А. Леонтьева Изучение особенностей переживания личностью жизни, ее смысла и «перспективности», общего значения
Методика самоактуализации личности САМОАЛ Изучение личностных особенностей человека с точки зрения его готовности и предпочитаемых направлений (перспектив) развития
Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е. Б. Фанталова) Изучение содержательных особенностей жизненных перспектив личности (их доступности и значимости)
Методика изучения жизненных перспектив Е. Бровко «Будущие приобретения (навыки и награды») Изучение структурных особенностей жизненных перспектив, инструментальных и глобальных перспектив жизни личности в семье и вне ее
Качественный (контент-анализ) анализ результатов авторского интервью, методик ОПИ и Е. Бровко Качественно-количественная обработка данных для выявления существенных компонентов структуры и содержания жизненных перспектив личности
Корреляционный и факторный анализ: критерии ф Фишера, знаков и коэффициент Пирсона Сравнительный количественный анализ особенностей структуры и содержания жизненных перспектив детей-сирот
Результаты проведенного исследования убедительно свидетельствуют о необходимости психологической поддержки приемных семей и детей-сирот, попадающих в эти семьи. Специалисты по социально-психологической работе выявляют семьи, заинтересованные в воспитании детей, оставшихся без попечения родителей, однако, они часто сталкиваются с тем, что желание взять на воспитание ребенка и реальные возможности семьи не всегда совпадают. Речь идет, прежде всего, о психологической неготовности родителей к приему нового ребенка, а также и о неготовности самого ребенка-сироты к тем изменениям, которые приносит в его жизнь новая се-
мья. Задачи психолога в этом контексте сводятся к ряду моментов: установить с семьей и ребенком отношения сотрудничества, выявить нерешенные психологические проблемы ребенка и семьи, дать прогноз о том, как будут складываться в данной семье отношения после появления в ней приёмного ребёнка, мотивировать приёмных родителей на психокоррекционную работу, осуществить необходимые психокоррекционные мероприятия и, при необходимости, организовать более или менее развернутые программы сопровождения (коучинга) в виде родительских или семейных школ, тренингов и т. д.
Все эти моменты могут быть реализованы в работе школ приемных родителей и детей, в ходе описанных в работе процедур и программ разного типа и уровня. Некоторые конкретные методики работы с семьями, частично опробованные в нашей собственной практике, приведены в приложении к диссертации. Актуальность такой работы и ее продуктивность не вызывает сомнения: дети и родители приемных семей нуждаются в сотрудничестве с центрами поддержки семьи и детства не столько в плане социальной, медицинской, юридической, финансовой и даже педагогической помощи, сколько в плане собственно психологического просвещения и развития готовности и навыков быть счастливыми детьми и родителями.
Не имея возможности (в силу ограниченности объема настоящей публикации) проанализировать все полученные в исследовании результаты, остановимся на наиболее важных.
Жизненные перспективы детей-сирот, воспитывающихся в семьях разных типов, можно рассматривать как системное образование, обладающее специфической структурой и содержанием, включающее представления о времени и пространстве отношений человека с собой и окружающим миром. Особенности жизненных перспектив приемных детей проявляются в отношении: 1) содержания представлений ребенка о себе, родителях, других детях и социально-психологических службах, 2) о своей жизни в прошлом, настоящем и будущем. Негативные последствия семейного неблагополучия и воспитания в закрытых образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существенно изменяют содержание и структуру жизненных перспектив детей, обедняя их. Это проявляется в противоречивом отношении детей-сирот ко времени, внутрилич-ностных и межличностных конфликтах, связанных со страхами семейного неблагополучия, специфическом искажении системы жизненных ценностей, фокусирующейся вокруг счастливой семьи как сверхценности и игнорирующей другие ценности, в тенденции к использованию стереотипных форм обыденного и конфликтного поведения в семье и вне нее, препятствующих освоению новых социальных ролей и формированию развернутых и осознанных жизненных перспектив.
Жизненные перспективы детей-сирот, воспитывающихся в приемных семьях разных типов различны. Жизненные перспективы детей в замещающих семьях отличаются большей полнотой и оптимистичностью по сравнению с перспективами детей в опекунских семьях во всех
перечисленных отношениях. Наиболее существенные различия проявляются в сфере субъективно достижимых ценностей и жизненных событий детей и связаны с особенностями жизненных перспектив родителей в отношении ребенка и жизни в целом. Перспективы жизни детей из опекунских семей менее дифференцированы, пессимистичны и пассивны: дети перенимают транслируемые опекунами требования соблюдения социально желательных норм и традиций принявшей ребенка семьи. Их перспективы жизни включают цели достижения благополучия, социального успеха и ответной заботы в семейных отношениях, дающих родителям и детям ощущение полноценности жизни и самореализации. Жизненные перспективы детей из замещающих семей более дифференцированы, внутренне оформлены, включают стремление к реализации собственного потенциала, познанию мира и построению с ним отношений взаимной любви и заботы: дети строят свои собственные перспективы, опираясь на транслируемые родителями представления о жизни как процессе постижения нового и построения любящих отношений.
Особенности жизненных перспектив детей-сирот в разных типах приемных семей связаны с особенностями их личностного развития, принадлежностью к тому или иному полу и возрасту. Для детей более раннего возраста свойственно открытое, ориентированное на поиск спокойствия и любви отношение к родителям, желание быть послушным и заслужить принятие и дружбу в семье, получая поддержку в учебе и отношениях с детьми. Их жизненные перспективы ограничены семьей и менее дифференцированы. Для подростков более свойственно искать психологической поддержки родителей и собственные модели поведения и объяснения ситуаций, возможности принятия собственных решений и получение поддержки от родителей в построении перспектив будущей жизни, интенсивность построения жизненных перспектив, включающая как планы собственной успешности, так и помощи родителям. Для девочек типична большая глубина переживаний жизни, стремление к обретению семьи, высокая значимость дружеских и любящих отношений в семье и вне нее, интерес к построению отношений со взрослыми вне семьи. Для мальчиков характерно построение жизненных перспектив, включающих отношения вне и внутри семьи, меньшая фокусированность на непосредственной заботе и отношениях в семье, большая - на достижении успеха и благополучия,
интерес к отношениям со сверстниками. Их жизненные перспективы более широки, включают оформленные планы заботы о своей семье и родительской семье в будущем.
Влияние личностных особенностей членов приемных семей на формирование жизненных перспектив детей менее выражено, чем влияние факторов, связанных с семейным контекстом и возрастной принадлежностью. Это связано с недостаточной развитостью стремления к личностной самореализации, трудностями личностного развития родителей и детей. Наиболее существенным моментом развития детей-сирот в приемных семьях оказывается семейный контекст, жизненные перспективы родителей. Важным также является фактор возрастной принадлежности, актуальность задач построения и коррекции жизненных перспектив, определяющая большую полноту, дифферен-цированность и оптимистичность жизненных перспектив у подростков по сравнению с детьми младшего возраста. Влияние половой принадлежности выражено меньше и проявляется в большей полноте и глубине представлений о жизни и отношениях у девочек, большей интенсивности и оп-тимистичности представлений о событиях жизни у мальчиков.
В целом можно также отметить общую пессимистичность и обедненность жизненных перспектив всех членов приемных семей, с которыми связаны ориентация на прошлое или ближайшую перспективу, типичность переживаний состояний отчуждения от себя и других. Отчужденность проявляется в состояниях «расстройства привязанность», представлениях о невозможности любящих отношений (в отношении себя или в целом), а также в нарушениях по типу «экзистенциальной фрустрации» (более или менее активном переживании бессмысленности собственной жизни, ее ненужности другим людям).
В любом случае, остается актуальной работа, направленная на организацию таких жизненных условий в сиротских учреждениях и приемных семьях, где дети не чувствовали бы себя покинутыми и отдаленными от «настоящей жизни» и привычного окружения. Получая такую поддержку, ребенок, оказавшийся без заботы родителей, будет готов к новому этапу своей жизни, будет иметь возможность успешно интегрироваться в общество, формировать гармоничные и развернутые жизненные перспективы. Полученные нами новые знания, о том, какие жизненные перспективы фор-
мируются у современных детей-сирот в разных типах семей, по нашему мнению, могут позволить повысить эффективность психологической поддержки этих семей и их отдельных членов в периоды их жизнеустройства и развития.
Библиографический список:
1. Брутман, В. И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матерей [Текст] /
B. И. Брутман, А. Я. Варга, И. Ю. Хамитов // Психол. журнал. Т. 21. - 2000. - № 2. - С. 79-87.
2. Брутман, В. И. Проблемы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и юных одиноких матерей [Текст] / В. И. Брутман,
C. Н. Ениколопов, М. Г. Панкратова. - М. : АШПИР, 1994. - 182 с.
3. Дубровина, И. В., Рузская А. Г. Психическое развитие воспитанников детского дома [Текст] / И. В. Дубровина, А. Г. Рузская. - М. : Просвещение, 1990. - 402 с.
4. Лангмайер Й., Матейчик З. Психическая деприва-ция в детском возрасте [Текст] / Йозеф Лангмайер, Зде-нек Матейчик. - Прага : Авиценум, Медицинское издательство, 1984. - 334 с.
5. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / Лисина Мая Ивановна ; под ред. А. Г. Рузской. - М. : ИПП, 1997. - 384 с.
6. Мещерякова, С. Ю. Особенности аффективно-личностных связей со взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка [Текст] / С. Ю. Мещерякова // Возрастные особенности психологического развития детей ; под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. - М., 1982. - С. 19-36.
7. Мухина, B. C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа [Текст] / В. С. Мухина // Вопросы психологии, 1989. -№ 1. - С. 32-39.
8. Ослон, В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья [Текст] / В. Н. Ослон.
- М. : Генезис, 2006. - 368 с.
9. Прихожан, A. M. Психология сиротства [Текст] / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых - СПб. : Питер, 2005. -400 с.; 2007. - 416 с.
10. Прихожан, A. M., Толстых, Н. Н. Дети без семьи [Текст] / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. - М. : Педагогика, 1990. - 160 с.
11. Юницкий, В. А. Психологические особенности детей, потерявших родителей [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Юницкий Владимир Александрович
- М., 1992. - 20с.
12. Spitz R., Wolf K.M. Die anaklitische Depression. // Piper, 1962, V.5, P.104-135.
13. Spitz R.A. Hospitalizm: an inquiry into the genesis of psychiatric conditions in early childhood [Текст] // Psychoanalytic study of child. Vol. 1. N.-Y., 1945.P. 53-74.