5. Семенова?/Борев Ю. Электронный ресурс: http://www.poezia.ru/master.php?sid=8 Творческая мастерская / Художественный образ - форма художественного мышления. Юрий Борев.
6. Галицин Г.А. Образ как концентратор информации //Синергетическая парадигма. - М.: Прогресс-Традиция, 2002.- С. 183-191
7. Мода и искусство / Ред. Гечи Адам, Караминас Вики; пер с англ. - 272с.: ил. Серия «Библиотека журнала «Теория моды». С.226.
8. Жуков В. Л., Жуков В. В., Калласс Ю. О., Осипова Г. Ю., Хмызникова В. А. Когнитивное моделирование в технической эстетике и дизайне // Дизайн. Материалы. Технология.2013 / 2 (27). С 21-31.
9. Лакофф Д.Ж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем/ Пер. с анг. Под редакцией и с предисл. А. Н. Баранова. - М. , 2004.
10. Липская В. М. Психология и социология костюма. - СПб: Информационно-издательское агентство «Лик», 2016 - 128 с.
УДК 304
ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Оборина Н.Н. 2016 Вологодский государственный университет, г. Вологда
Аннотация: данная статья посвящена рассмотрению понятия «замещающая семья» в контексте понимания ее как фактора успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проанализированы основные понятия, относящиеся к исследуемой теме, изучены характерные особенности детей, воспитывающихся в учреждениях и детей, воспитывающихся в семьях, выявлены их отличительные черты с точки зрения социализации. На основе проведенного исследования разработана индивидуальная программа сокращения сроков пребывания воспитанника в учреждении, способствующая увеличению количества детей, помещенных в замещающие семьи, и созданию условий для их позитивной социализации.
Ключевые слова: замещающая семья, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, социально - педагогическое сопровождение, социализация.
Сиротство остается одной из сложнейших общемировых социальных и научных проблем. Основанием для научных и практических разработок в области защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выступают гуманистические идеи, заложенные в Конвенции ООН о правах ребенка. Большинство стран мира, ратифицировав Конвенцию, согласились, что неотъемлемым правом ребенка выступает его право жить и воспитываться в семье. Именно семья признается во всех странах естественной и наиболее благоприятной средой защиты, воспитания и развития ребенка. При нарушении развивающей среды биологической семьи ребенок имеет право на защиту и воспитание в семье замещающей.
Теоретический анализ литературы показал, что государственные учреждения используют разные виды устройства детей в замещающие семьи. К ним относятся следующие семьи: - семьи усыновителей, - семьи опекунов и попечителей, - приемные семьи, - патронатные семьи, -семейные детские дома, - детские городки и деревни. Особой формой является возвращение ребенка в его кровную семью (то есть реинтеграция) при изменении условий проживания и состояния самой семьи.
Проблема социализации сирот всегда была актуальной, но особенно остро она встала в настоящее время. В ситуации серьёзных социально-экономических перемен воспитанники детского
дома оказываются особенно уязвимыми. Негативный социальный опыт вызывает эффект социальной некомпетентности, искажённые или «ущербные отношения к миру и себе». Возникающее противоречие между имеющимся у сирот опытом и реально складывающейся ситуацией, как правило, приводит к тому, что большинство из них редко преодолевают барьер социализации и находят своё место в обществе. Социализация детей-сирот представляется нами как процесс установления взаимоотношений субъекта с социумом на основе реализации индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности, обеспечивающей социальные знания, социально ориентированные мотивы и социальный опыт личности [1].
В начале XXI века отечественные ученые-специалисты в области психологии сиротства, проведя и проанализировав многочисленные исследования о развитии ребенка в интернатных условиях и условиях приемной семьи, пришли к заключению: в замещающих семьях развитие детей по всем направлениям происходит значительно успешнее, чем в сиротских учреждениях. Роль семьи в развитии ребенка занимает центральное место, так как семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося образа мира у ребенка, формирует соответствующий образ жизни. Семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребенка благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности, воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления [2].
Не менее актуальной темой наряду с вышесказанным является социально - педагогическе сопровождение замещающих семей. Под данным определением понимается система психолого-педагогических, социально-правовых мер, направленных на предотвращение семейного неблагополучия, преодоление трудностей воспитания в замещающей семье. В основу трактовки данного понятия положен субъектный подход, раскрывающий активную позицию замещающих родителей в освоении нового для них статуса и социальной роли. Опыт работы с замещающими семьями показывает, что сопровождение таких семей должно начинаться задолго до переезда ребенка в новую приемную семью. Результаты исследований адаптации ребенка в замещающей семье показали, что сотрудникам органов опеки и попечительства или уполномоченной службы сопровождения необходимо начинать сопровождение замещающей семьи еще на подготовительном этапе, когда еще не произошло знакомство ребенка с будущими приемными родителями.
Вместе с тем исследование сущности и основных процессуальных характеристик сопровождения замещающего родительства представляет научную, теоретическую и практическую значимость. Их выявление и обоснование позволят научно обоснованно выстраивать процесс профессиональной консультационной, коррекционной и профилактической работы с опекунскими, приемными и патронатными семьями.
Опираясь на вышесказанное, нами была поставлена задача по изучению опыта организации сопровождения замещающих семей конкретного учреждения, а именно Муниципального образовательного учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Тотемский детский дом».
По результатам изучения нами были получены следующие результаты. В настоящее время идет становление системы сопровождения приемных семей в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Одной из серьезных проблем является неподготовленность специалистов к подобной работе, нередкое отсутствие самих служб, недостаточная разработанность технологии социально-педагогического и медико-психологического сопровождения профессионально-замещающих семей.
Таким образом, мы сочли более целесообразным выстроить исследование на основе сравнительного анализа уровня социализации воспитанников учреждения и детей, воспитывающихся в замещающих семьях. Анализ осуществлялся по «Методике для изучения уровня социализированности личности ребенка», разработанной профессором М. И. Рожковым. Данная методика предназначена для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности.
Опираясь на данные проведенной нами методики, можем говорить о том, что в целом уровень социализированности детей, воспитывающихся в замещающих семьях значительно выше
уровня социализированности детей, воспитывающихся в детском учреждении. Если рассматривать средний суммарный балл таких составляющих социализированности как, оценка социальной адаптированности, оценка автономности, оценка социальной активности и оценка нравственности, то сможем прийти к следующим выводам. Дети, воспитывающиеся в учреждении, по всем показателям значительно отстают от детей, воспитывающихся в замещающих семьях. Таким образом, ребенок, воспитывающийся в семье, имеет больше шансов достичь наивысшего уровня социализированности, наряду с ребенком, воспитывающимся в учреждении.
На данном основании нами была разработана индивидуальная программа сокращения сроков пребывания воспитанника в учреждении.
Программа имеет особую актуальность, так как цель программы - сокращение количества воспитанников в учреждении и помещение их в семьи.
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Цель и задачи программы.
3. Сроки реализации программы.
4. Особенности развития ребенка.
5. План мероприятий по реализации программы.
6. Ожидаемый результат.
7. Риски.
8. Пути преодоления рисков.
9. Результат.
Разработка и реализация подобной программы ведет к:
- систематизации данных о близких родственниках ребенка (возможность нахождения родственника у которого нет отказа от воспитания, или вообще нового родственника, о котором нет информации в личном деле воспитанника, но он желает принять ребенка в семью)
- изменению ситуации с кровной семьей ребенка (перестали пить, устроились на работу, установили связь с ребенком, звонят, пишут и т.д.)
- изменению приоритетов воспитания в учреждении (перестройка работы всего учреждения на временное пребывание ребенка в учреждении)
- сокращению количества воспитанников в учреждении
- овладению специалистами учреждения новыми технологиями в работе по семейному устройству детей.
Программа была разработана в рамках написания выпускной квалификационной работы.
Ее внедрение в практику деятельности Центра позволит увеличить количество детей,
помещенных в замещающие семьи, и создать условия для позитивной социализации.
Список литературы
1. Иншарова, Г. Г. Проблемы теории и практики сопровождения замещающей семьи / Г. Г. Иншарова. - Москва: Народное образование. - Педагогика, 2013. - 5 с.
2. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. - Москва: Генезис, 2006. - 368 с.