Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
236
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / СТРАХИ / ДОШКОЛЬНИКИ / ДЕТИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПОЛНЫЕ И НЕ ПОЛНЫЕ СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савва Любовь Ивановна, Хабибулин Денис Асхатович, Егоров Владислав Вадимович

Актуальность исследования тревожности и страхов детей среднего дошкольного возраста обусловлена увеличением числа дошкольников с различными проявлениями страха и тревожности. Авторами отмечается, что в теории и практике психолого-педагогических исследований достаточно подробно раскрываются различные аспекты исследования тревожности дошкольников. Однако проблема исследования тревожности детей среднего дошкольного возраста в зависимости от состава семьи остается наименее исследованной. На основе анализа литературы автором установлено, что причинами формирования тревожности и страхов в детском возрасте выступают особенности семейного воспитания, а также составом семьи. По результатам эмпирического исследования авторы делают вывод, что в неполных семьях высокий уровень тревожности у детей среднего дошкольного возраста встречается чаще. Тревожность у таких детей могут усиливать завышенные требования со стороны окружающих (как правило, родителей) по отношению к ребенку, которые в свою очередь вызывают ситуацию неуспешности. Тревожный ребенок склонен к сомнениям, колебаниям, не уверен в себе, несамостоятелен, нерешителен и внушаем, ему сложно переключаться на другую деятельность, он быстро устаёт. Особое внимание обращается авторами на важность проведения педагогами и психологами психологической профилактики тревожности и страхов у детей среднего дошкольного возраста с целью сохранения предупреждения отклонений в психическом развитии и сохранения психического здоровья. Результаты исследования позволяют сформулировать вывод о необходимости дальнейшего изучения тревожности и страхов у детей среднего дошкольного возраста, в частности, причин их появления. Сформулированные выводы конкретизируют представления об исследуемом феномене и могут быть полезны педагогам дошкольного образования и психологам в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савва Любовь Ивановна, Хабибулин Денис Асхатович, Егоров Владислав Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ANXIETY AND FEARS IN CHILDREN OF MIDDLE PRESCHOOL AGE FROM FULL AND INCOMPLETE FAMILIES

The relevance of the study of anxiety and fears of children of middle preschool age is due to the increase in the number of preschoolers with various manifestations of fear and anxiety. The authors note that in the theory and practice of psychological and pedagogical research, various aspects of the study of preschool children's anxiety are disclosed in sufficient detail. However, the problem of studying the anxiety of children of middle preschool age, depending on the composition of the family, remains the least studied. Based on the analysis of the literature, the author found that the reasons for the formation of anxiety and fears in childhood are the peculiarities of family education, as well as the composition of the family. According to the results of an empirical study, the authors conclude that in single-parent families, a high level of anxiety in children of middle preschool age is more common. Anxiety in such children can be reinforced by excessive demands from others (usually parents) in relation to the child, which in turn cause a situation of failure. An anxious child is prone to doubts, hesitation, unsure of himself, not independent, indecisive and suggestible, it is difficult for him to switch to other activities, he gets tired quickly. Special attention is drawn by the authors to the importance of teachers and psychologists conducting psychological prevention of anxiety and fears in children of middle preschool age in order to preserve the prevention of deviations in mental development and preserve mental health. The results of the study allow us to formulate a conclusion about the need for further study of anxiety and fears in children of middle preschool age, in particular, the causes of their appearance. The formulated conclusions concretize the ideas about the phenomenon under study and can be useful to teachers of preschool education and psychologists in the field of education.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №6, Том 10 / 2022, No 6, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue -6-2022. html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/74PDMN622.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Савва, Л. И. Особенности тревожности и страхов у детей среднего дошкольного возраста из полных и неполных семей / Л. И. Савва, Д. А. Хабибулин, В. В. Егоров // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/74PDMN622.pdf

For citation:

Savva L.I., Khabibulin D.A., Egorov V.V. Features of anxiety and fears in children of middle preschool age from full and incomplete families. World of Science. Pedagogy and psychology. 2022; 10(6): 74PDMN622. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/74PDMN622.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Савва Любовь Ивановна

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия

Профессор кафедры «Педагогического образования и документоведения»

Доктор педагогических наук, профессор E-mail: savva.53@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8340-3742 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile. asp?id=426001 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57188835268

Хабибулин Денис Асхатович

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия

Доцент кафедры «Психологии» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: habibulin-denis@mail.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile. asp?id=463474

Егоров Владислав Вадимович

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия

Студент кафедры «Психологии» E-mail: vladik-2000.00@mail.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id= 1173871

Особенности тревожности и страхов у детей среднего дошкольного возраста из полных и неполных семей

Аннотация. Актуальность исследования тревожности и страхов детей среднего дошкольного возраста обусловлена увеличением числа дошкольников с различными проявлениями страха и тревожности. Авторами отмечается, что в теории и практике психолого-педагогических исследований достаточно подробно раскрываются различные аспекты исследования тревожности дошкольников. Однако проблема исследования тревожности детей среднего дошкольного возраста в зависимости от состава семьи остается наименее исследованной. На основе анализа литературы автором установлено, что причинами формирования тревожности и страхов в детском возрасте выступают особенности семейного воспитания, а также составом семьи.

По результатам эмпирического исследования авторы делают вывод, что в неполных семьях высокий уровень тревожности у детей среднего дошкольного возраста встречается чаще. Тревожность у таких детей могут усиливать завышенные требования со стороны окружающих (как правило, родителей) по отношению к ребенку, которые в свою очередь

вызывают ситуацию неуспешности. Тревожный ребенок склонен к сомнениям, колебаниям, не уверен в себе, несамостоятелен, нерешителен и внушаем, ему сложно переключаться на другую деятельность, он быстро устаёт.

Особое внимание обращается авторами на важность проведения педагогами и психологами психологической профилактики тревожности и страхов у детей среднего дошкольного возраста с целью сохранения предупреждения отклонений в психическом развитии и сохранения психического здоровья. Результаты исследования позволяют сформулировать вывод о необходимости дальнейшего изучения тревожности и страхов у детей среднего дошкольного возраста, в частности, причин их появления. Сформулированные выводы конкретизируют представления об исследуемом феномене и могут быть полезны педагогам дошкольного образования и психологам в сфере образования.

Ключевые слова: тревожность; страхи; дошкольники; дети среднего дошкольного возраста; полные и не полные семьи

На сегодняшний день существует значимая проблема, проявляемая в увеличении числа детей, которые проявляют признаки нарушения эмоционального фона. Отмечается рост числа тревожных детей, с такими свойствами, как: эмоциональная неустойчивость, возможные приступы страха, неуверенность в себе и своих действиях. По мнению А.М. Прихожан для дошкольного возраста свойственны такие формы страха, когда угроза воспринимается как насыщенный эмоциями конкретный образ. Образы часто приобретают иррациональный, вымышленный или гротескный характер.

При поступлении в детские сады и школы мальчики и девочки приобретают новое психологическое самоощущение. Оно характеризуется недостатком внимания, ослаблением тёплых отношений, надёжности, эмоциональной привязанности, проявляющейся в семейном кругу. Возникают предположения, что у детей, склонных к ситуативной тревоге и испытывающих страхи, в дальнейшем начинает развиваться и личностная тревожность. Повышение уровня тревожности оказывает негативное влияние на личностные особенности ребёнка, а также их развитие и формирование у дошкольников усугубляет трудности, возникающие в этот непростой период, что может впоследствии снижать и школьную успеваемость. Стрессовые ситуации и негативные события из детства могут сохраниться в эмоциональной памяти и стать истоком развития эмоционального неблагополучия уже в более зрелом возрасте. Соответственно, определяется проблема предупреждения у детей дошкольного возраста проявлений трудности взаимоотношений с окружающими. А также проблема профилактики тревожности и страхов и возможности их преодолеть.

Большой вклад в изучение проблемы тревожности был сделан как отечественными педагогами и психологами (Н.А. Аминов, В.М. Астапов, В.А. Бакеев, В.К. Вилюнас, Ю.М. Забродин, Н.В. Имедадзе, Н.Д. Левитов, О.Г. Мельниченко и др.) [1-4], так и за зарубежными исследователями (Г. Айзенк, Р. Кеттелл, Е. Левинт, О. Маурер, У. Морган, К. Спенс, Ч. Спилбергер, Дж. Тэйлор, З. Фрейд, К. Эриксон и др.) [5-8].

Причины формирования детских страхов и перечень индикаторов страха описаны в научных трудах Д.Х. Боулби, Д. Черясворт, А.И. Захарова и др. [9]. В работах А.М. Прихожан, А.С. Спиваковской описаны причины детских неврозов и методы преодоления страхов с помощью различных комплексов упражнений и игр [10-12].

Введение

В ряде исследований отмечается то, что во многом, причинами формирования тревожности и страхов в детском возрасте выступают особенности семейного воспитания, а также составом семьи. Фактор воспитания в кругу семьи в формировании страхов и различных тревожных чувств у дошкольников был выделен С.В. Ковалевым, А.И. Захаровым. Мухина В.С., Божович Л.И., дополняют эти представления тезисами о том, что ребенок подвержен отрицательным воздействиям, и немаловажным фактором формирования тревожности становится микроклимат семьи для дошкольников [1]. Исследования влияния взаимоотношений между родителями и детьми на возникновение страхов у детей старшего дошкольного возраста также проводили такие ученые как: И.И. Вартанова, Р.В. Овчарова, Г.Г. Филиппова, и др. [13].

Важно отметить, что число неполных семей выросло до 30 %, всего их 6,2 миллиона. Между тем, особенности социального развития детей из неполных семей с раннего возраста имеют свои негативные проявления [14]. У детей из неполных семей отсутствует образец гармоничных межличностных отношений между мужчиной и женщиной, на который они могли бы ориентироваться в будущем.

Отечественные психологи, такие как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин определили, что через взаимодействия, основанные на эмоциях, определяется развитие психики ребенка. Также важны факторы особенностей сотрудничества с родителями и другими взрослыми. На эмоциональном развитии ребенка сказывается тип семьи, позиция, занимаемая взрослыми, роль, в которой они видят ребенка в семье. Так, благодаря влиянию типа родительских отношений определяются личностные особенности детей.

Всё вышесказанное послужило основанием для определения цели исследования: изучить особенности тревожности и страхов у детей среднего дошкольного возраста из неполных семей.

Эмпирическая база и методы исследования

В практическом исследовании тревожности и страхов у дошкольников, принадлежащих к неполным семьям, принимало участие 92 ребенка возрастом от 4 до 5 лет (49 мальчиков и 43 девочки). Из них 42 ребенка из неполных семей (23 мальчика и 19 девочек), и из полных семей — 50 детей (26 мальчиков и 24 девочки).

Для решения эмпирических задач были использованы:

• Методика, предназначенная для определения страхов у детей «Страхи в домиках», под авторством А.И. Захарова и М. Панфиловой.

• Методика «Что страшное снится, чего боишься днем?», автор А.И. Захаров.

• Методика «Тест тревожности», авторы Р. Тэммл, Л. Дорки, В. Амен.

• Методика «Автопортрет», автор С. Леви.

Для математической обработки результатов исследования использовались х2-Пирсона (Хи-критерий Пирсона) и ^критерий Стьюдента.

Результаты и обсуждение

Анализ результатов проведенного исследования с помощью методики «Страхи в домиках» (табл. 1) показал, что для детей среднего дошкольного возраста из неполных семей показал, что ведущими страхами у них можно считать:

1. Страхи сказочных персонажей «магические страхи». Данные страхи встречаются у 16 испытуемых детей среднего дошкольного возраста из неполных семей из 42 испытуемых детей, что составляет 38,1 %.

2. Установлено наличие социально-опосредованных страхов у 15 дошкольников, что составляет 35,7 %.

3. Медицинские страхи — физической боли, уколов, врачей, различных болезней, выявлено у 14 детей (33,3 %).

Таблица 1

Распределение частоты встречаемости страхов у детей среднего дошкольного возраста, по методике «Страхи в домиках»

Дети из Дети из

Выраженные страхи неполных семей полных семей Х2-Пирсона

чел-к % чел-к %

1. Медицинские страхи — боль, уколы, врачи, болезни 14 33,3 7 14 4,62*

2. Страхи, связанные с причинением физического ущерба — транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии 8 19,0 13 26 3,58

3. Страх смерти (своей и родителей) 5 11,9 4 8 1,73

4. Боязнь животных 9 21,4 12 24 2,65

5. Страхи сказочных персонажей 16 38,1 11 22 4,86*

6. Страх темноты и кошмарных снов 9 21,4 10 20 1,37

7. Социально-опосредованные страхи — незнакомых людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества 15 35,7 9 18 5,34*

8. Пространственные страхи — высоты, глубины, замкнутых пространств 3 7,1 2 4 1,05

Среднее число страхов 6 14,3 5 10 3,93*

Отсутствие предмета страха 4 9,5 7 14 2,42

Статистически значимые значения при: p(1 %) = 6,635**; p(5 %) = 3,841*

Для детей среднего дошкольного возраста из полных семей ведущими у них страхами являются:

1. Страхи, связанные с причинением физического ущерба, встречаются у 13 детей из 50 испытуемых детей, что составляет 26 %.

2. Боязнь животных, выявлено у 12 детей, что составляет 24 %.

3. Страхи сказочных персонажей «магические страхи», выявлено у 11 детей (22 %).

Анализ результатов исследования показывает, что наибольшие (статистически значимые) различия в содержании страхов у детей среднего дошкольного возраста из исследуемых групп наблюдаются в отношении следующих страхов:

Медицинские страхи — преобладают в группе детей среднего дошкольного возраста из неполных семей х2 = 4,62, при р(5 %) = 3,841.

Социально-опосредованные страхи — достоверно чаще (статистически значимо) встречаются в группе детей среднего дошкольного возраста из неполных семей х2 = 5,34, при р(5 %) = 3,841.

Частота встречаемости страхов сказочных персонажей «магические страхи» у детей из не полных семей выше, чем у испытуемых дошкольников из полных семей х2 = 4,86, при р(5 %) = 3,841.

В ходе математического анализа представленных результатов, установлено наличие статистически значимых различий в количестве страхов у испытуемых детей (х2 = 3,93, при p(5 %) = 3,841).

Анализ результатов по методике «Что страшное снится, чего боишься днём?», автор А.И. Захаров позволяет классифицировать испытуемых обеих групп по уровням подверженности страхам (табл. 2).

Таблица 2

Распределение детей по выраженности уровня подверженности страхам по методике «Что страшное снится, чего боишься днём?»

Уровни Дети из неполных семей Дети из полных семей Х2-Пирсона

чел % чел %

высокий 12 28,6 12 24 4,51*

средний 19 45,2 23 46

низкий 11 26,2 15 30

Статистически значимые значения при: p(1 %) = 6,635 **; p(5 %) = 3,841 *

Проводя анализ полученных по методике «Что страшное снится, чего боишься днём?» результатов исследования установлено, что у 12 испытуемых детей, а это 28,6 % от 42 детей выявлен высокий уровень подверженности страхам, у 19 детей (45,2 %) выявлен средний уровень подверженности страхам, и у 11 детей (26,2 %) выявлен низкий уровень подверженности страхам. В то же время у 12 испытуемых детей среднего дошкольного возраста из полных семей, а это 4 % от 50 детей выявлен высокий уровень подверженности страхам, у 23 дошкольников (а это 46 %) выявлен средний уровень подверженности страхам, и у 15 детей (30) установлен — низкий уровень подверженности страхам. Что статистически значимо (X2 = 4,51 при p(5 %) = 3,841) отличается от результатов полученных детьми из не полных семей.

Изучение эмпирических результатов, полученных по методике «Что страшное снится ночью, чего боишься днём?», позволило с большой долей вероятности определить, какие объекты страха дети среднего дошкольного возраста переносят в реальность и проанализировать ночные страхи испытуемых детей. Анализ содержания детских рисунков позволил зафиксировать различный спектр объектов детских страхов в реальной жизни. К таковым относятся персонажи из мультфильмов (мумии, приведения, мертвецы, вампиры, чудовища), животные (летучие мыши, злые собаки и волки, змеи, большие ящерицы, медведи, львы, оборотни). А также стоит выделить такие пугающие варианты, как: темнота, огонь, вулкан, незнакомые «страшные» люди, транспорт (например «боюсь, что меня собьет машина»), оружие (пистолет, нож), война, стихия (сильный ветер, гром и молния).

Обработка результатов исследования методики «Что страшное снится ночью, чего боишься днём?» позволила удостовериться, что 31 % детей снятся персонажи-агрессоры. Самый распространенный сказочный персонаж детских страхов — Баба-Яга, которая хочет поймать ребенка и утащить его к себе в лес, в избушку. Страхи животных связаны со страхом угрозы для жизни, что видно из характеристик образов, данных детьми — «медведи — которые могут разорвать или стрелять огнем», «змея, со страшным языком и зубами — укусит, и человек умирает», «крокодил, лев — может разорвать и съесть».

Анализ полученных результатов по методике «Тест тревожности», авторы Р. Тэммл, Л. Дорки, В. Амен позволил распределить испытуемых по трем уровням выраженности личностной тревожности (табл. 3).

Таблица 3

Распределение детей по уровню выраженности тревожности по методике «Тест тревожности»

Уровень тревожности Экспериментальная группа Дети из неполных семей Контрольная группа Дети из полных семей t-критерий Стьюдента

чел. % чел. %

Высокий 15 35,7 12 24 2,45*

Средний 19 45,2 25 50

Низкий 8 19,0 13 26

Статистически значимые значения при:р5 % = 1,987*;р1 % = 2,632**

Так у 15 испытуемых детей среднего дошкольного возраста из неполных семей (35,7 % от 42 испытуемых) выявлен высокий уровень тревожности, у 19 детей (45,2 %) выявлен средний уровень тревожности, и у 8 детей (19 %) выявлен низкий уровень тревожности. В тоже время у 12 испытуемых детей из полных семей, а это 24 % выявлен высокий уровень тревожности, у 25 дошкольников (50 %) выявлен средний уровень тревожности, и у 13 детей (26 %) соответственно определен низкий уровень тревожности.

Стоит также отметить, что у детей среднего дошкольного возраста из неполных семей средний индекс тревожности равен 42,4, а у детей из полных семей выявлен индекс тревожности равный 32,1. Как мы видим, различия в баллах составляет 10,3 и это статистически значимая разница (1 = 2,51 при р(5 %) = 1,987), что позволяет нам утверждать о наличии существенных различий в уровне тревожности у детей среднего дошкольного возраста из полных и неполных семей.

Сравнительный анализ результатов диагностики по методике «Автопортрет», автор С. Леви (табл. 4) позволил выделить, кроме общих тенденций, специфические особенности детей среднего дошкольного возраста из неполных и полных семей.

Таблица 4

Распределение выраженности у детей индивидуальных особенностей личности, и эмоциональной сферы, по методике «Автопортрет» (в процентах)

Признак Дети из неполных семей Дети из полных семей Х2-Пирсона

уровень уровень

выс. ср. низ. выс. ср. низ.

Тревожность 31,0 52,4 16,7 24 52 26 4,25*

Страхи 28,6 45,2 26,2 20 54 26 3,94*

Агрессивность 14,3 47,6 38,1 14 48 38 1,37

Самооценка 23,8 52,4 26,2 30 52 18 3,97*

Актуальное состояние (интеллектуальная и социальная адекватность) 16,7 47,6 33,3 18 48 34 2,12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контроль над телесными влечениями; 19,0 45,2 33,3 24 52 26 2,57

Чувствительность к критике, общественному мнению 33,3 42,9 23,8 20 54 26 4,74*

Выраженная защита 28,6 42,9 28,6 24 44 32 3,85*

Эгоизм, нарциссизм 40,5 33,3 26,2 30 52 18 2,14

Депрессия 14,3 45,2 40,5 14 48 38 1,27

Зависимость 19,0 45,2 33,3 18 46 34 0,64

Эмоциональная незрелость, инфантилизм 16,7 47,6 33,3 18 48 32 1,52

Демонстративность 16,7 52,4 31,0 16 44 40 1,82

Статистически значимые значения при:p(1 %) = 6,635**;p(5 %) = 3,841*

Так были выявлены статистически значимые различия по следующим признакам: тревожность (х2 = 4,25 при p(5 %) = 3,841), страхи (х2 = 3,94 при p(5 %) = 3,841), самооценка (х2 = 3,97 при p(5 %) = 3,841), чувствительность к критике, общественному мнению (х2 = 4,74

при p(5 %) = 3,841), выраженная защита (х2 = 3,85 при p(5 %) = 3,841). Следовательно, можно утверждать, что у испытуемых детей среднего дошкольного возраста из неполных семей в отличие от детей из полных семей более выражена тревожность и склонность к страхам, чувствительность к критике, общественному мнению, выраженная защита и у них уровень самооценки ниже. По таким признакам как агрессивность, актуальное состояние (интеллектуальная и социальная адекватность), демонстративность, депрессия, зависимость, инфантилизм, контроль над телесными влечениями, нарциссизм, эгоизм и эмоциональная незрелость статистически значимых различий не установлено.

Интерпретируя полученные диагностические результаты респондентов, можно отметить тот факт, что повышенный уровень тревожности присутствует, как у испытуемых детей, проживающих в неполных семьях, так и у дошкольников из полных семей. Анализируя научно-практическую литературу, мы приходим к таким умозаключениям, что дети, находящиеся в среднем дошкольном возрасте и обладающие повышенным уровнем тревожности имеют черты недостаточной эмоциональной адаптивности. Учащение проявления тревожности, увеличение количество страхов, а также «отрицательная» валентность последних могут развивать у дошкольников невротические черты. Эти данные были подтверждены в результате нашего исследования.

Осуществляя сравнительный анализ полученных нами эмпирических результатов, и сопоставляя их с данными из научно-практической литературы, нами также установлено, что испытуемые дошкольники из семей неполных в отличие от семей полных, имеют не только различия в показателях тревожности и склонности к страхам. У них также явно проявляется чувствительность к критике, общественному мнению, выраженная защита и низкая самооценка.

Также можно утверждать, что тревожные дети среднего дошкольного возраста отличаются неуверенностью в себе, они нередко испытывают чувство страха перед неопределенностью, и крайне редко и неохотно проявляют какую-либо инициативу. Для них характерно такое поведение, которое позволяет им быть «в тени» окружения. Они, как правило, очень удобны для воспитателей и родителей, так как они весьма прилежны, скромны, аккуратны и дисциплинированны, выполняют все требования взрослых. Но такая застенчивость, примерность и дисциплинированность носят защитный механизм, потому что ребенок хочет избежать неудачи.

Также у тревожных дошкольников можно выделить повышенную ответственность за свои действия и склонность корить себя за всевозможные неудачи. Из анализа научно-практической литературы мы отмечаем, что к отрицательным последствиям тревожности, можно отнести тот факт, что у тревожных дошкольников проявляются трудности при взаимодействии с социумом и проблемы с развитием творческого мышления.

По итогам исследования основным выводом становится то, что страхи и тревожность детей старшего дошкольного возраста зависят от структурного состава семьи. У дошкольников из неполных семей встречается чаще высокий уровень тревожности. Её проявления у таких детей могут возрастать из-за усиленных требований окружающих (как правило, родителей) к ребенку, которые вызывают ситуацию неуспешности. Тревожный ребенок не уверен в себе, склонен к колебаниям, несамостоятелен, часто сомневается, нерешителен и внушаем, ему сложно переключаться на другую деятельность, он быстро устаёт.

Обсуждение результатов исследования

Указанная нами тенденция, что дети среднего дошкольного возраста, проживающие в неполных семьях, в сравнении с детьми среднего дошкольного возраста из полных семей, более подвержены страхам не противоречит полученным в подобных работах результатам (Л.В. Макшанцевой, A.M. Прихожан, Л.И. Савинова) [10; 15].

Используя данные, которые мы получили из эмпирического исследования, можно сделать вывод, что у испытуемых дошкольников, проживающих в неполных семьях, приоритетны проявления определённых видов страхов. К таковым относятся «магические страхи», как страхи сказочных персонажей. Также из социально-опосредованных можно выделить — боязнь незнакомых детей, людей, опозданий, боязнь быть наказанным или остаться одиноким. Выделим медицинские страхи — это страх перед врачами, уколами, болью и самим процессом болезни. По результатам исследования, выявлено, что матери, которые воспитывают детей без отца, ведут себя более авторитарно и больше чрезмерно контролируют детей, не допуская личностной свободы.

У испытуемых дошкольников, проживающих в полных семьях, мы видим, что наиболее распространены у них страхи, основанные на связи с физическим ущербом — военные действия, стихийные удары природы, транспорт, огонь, неожиданные громкие звуки. Также они могут бояться животных и «отрицательных» сказочных персонажей из «магических страхов».

У исследуемых детей значительно большее количество ночных страхов, о чем свидетельствуют высокие показатели, а у дневных страхов более низкие показатели. Данный факт можно объяснить тем, что в своих ночных кошмарах, дошкольники, часто, воссоздают свои непосредственные дневные переживания (что, собственно, и подтверждается рядом исследований) [9; 16; 17].

Стоит отметить, что мы считаем, что выявленные нами страхи у испытуемых детей носят временный характер, и они нормативны для детей 4-5-летнего возраста.

Полученные при исследовании видов страхов в группе испытуемых детей среднего дошкольного возраста, находящихся в неполных семьях результаты мы сравнили с итогами исследований А.И. Захарова [9]. Чаше всего дети данного возраста испытывают клаустрофобию, никтофобию (боязнь темноты) и аутофобию (боязнь одиночества). По итогам нашего исследования подтверждается присутствие у испытуемых дошкольников являющихся нормативными по изучаемому возрасту страхов одиночества и темноты. По мнению многих авторов, распространение страхов такого рода часто наблюдается у дошкольников (A.M. Прихожан, A.C. Спиваковская и др.).

Важно выделить, что дети обеих групп испытуемых обладают боязнью, связанной со персонажами сказок «магические страхи». Детские психологи связывают эти страхи со страхами смерти и боли. Как отмечает А.И. Захаров, «страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей (дети 3-5 лет), заболеваниями и смертью родителей (более старший возраст), жуткими снами, животными, стихиями огня и войны».

По итогам проводимого исследования и анализу научно-практической литературы [2; 9; 10; 18] мы пришли к выводу, что наиболее распространёнными факторами ситуативных страхов являются:

• слишком рано наступающая рационализация эмоций у детей;

• чрезвычайная принципиальность, строгость родителей, преобладающее число запретов и частые угрозы в пределах семьи;

• травмы психики ребенка в виде испуга или психологическое заражение в процессе общения с ровесниками различными видами страхов;

• избегание ситуации или объекта страха, и вследствие этого избегание новых и неизвестных явлений и предметов.

Стоит также заметить, что в исследованиях А.И. Захарова, Е.В. Новиковой, А.С. Спиваковской и других выдающихся ученых, обозначается значительная роль семьи в поддержании психологического здоровья ребенка. Нервная система ребенка и его психологическое здоровье во многом зависит от взаимоотношений между взрослым и ребенком и благоприятного или негативного психологического климата в семье [9; 12; 19].

Выводы

Итак, по итогам проведенного исследования сформулируем следующие выводы:

Психологические изучения отечественных и зарубежных авторов раскрывают для нас то, что явления, которые распространены среди современных дошкольников, относятся к категории тревожности и страхов. Исследуемый возраст относится к периоду в жизни человека, когда страхи выражаются наиболее интенсивно, что объясняется кроме эмоционального, гораздо более влиятельным когнитивным развитием, когда у ребёнка возрастает понимание опасности.

Семья, как наиболее значимая составляющая социальной ситуации развития ребенка исполняет огромную роль в его развитии и становлении на протяжении всего периода взросления. Отношения между отцом и матерью, между родителями и детьми, крайне важны. Это первое, что видит ребенок, базис, который в мышлении ребенка складывается в качестве образца для подражания. Поэтому крайне важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице окружающих его значимых взрослых (папы, мамы, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер и пр.). Отношения внутри семьи — важнейший фактор, который влияет на воспитание ребенка и всю его последующую жизнь. Обстановка в доме, тип взаимодействия и эмоционального отношения родителей является ключевым фактором, оказывающим существенное влияющим на психоэмоциональное развитие ребенка.

Ведущей потребностью ребенка и особенно младшего и среднего дошкольного возраста является потребность в надежности и защищенности со стороны самых близких людей. Наличие препятствий в удовлетворении этой потребности приводит к нарушению отношений ребенка со значимыми взрослыми. У дошкольников страх и тревожность появляется из-за фрустрации потребности в надежности, безопасности со стороны ближайшего окружения и отражает неудовлетворенность данной потребности, которую можно рассматривать в этом возрасте как ведущую. Неполная семья, как правило, представляется и наиболее уязвимой и проблемной в воспитательном плане.

Можно утверждать, что дети, воспитывающиеся в неполной семье, становятся более скрытными, беспокойными, капризными, с низкой самооценкой и неуверенностью в себе, чувствительными к критике и общественному мнению. Стоит отметить, что большую роль играет даже не присутствие только одного родителя в жизни ребенка, а само поведение единственного родителя, с которым ребенок живет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аминов, Н.А. Методическое руководство по психодиагностике в семейном консультировании для специалистов психолого-медико-социальных центров [Текст] / Н.А. Аминов, Н.А. Янковская; Юго-Вост. окружное упр. образования Департамента образования г. Москвы. — М.: 2005. — 182 с.

2. Астапов, В.М. Тревожность у детей [Текст] / В.М. Астапов. — М.: ПЕР СЭ, 2001. — 159 с.

3. Имедадзе, Н.В. Вопросы возрастной и педагогической психологии: Л.С. Выготский и Д.Н. Узнадзе [Текст] / Н.В. Имедадзе // Культурно-историческая психология. 2019. № 2. — С. 4-13.

4. Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология [Текст] / Н.Д. Левитов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1964. — 478 с.

5. Айзенк, Г.Ю. Парадоксы психологии [Текст] / Г. Айзенк, [пер. с англ. С. Степанова]. — М.: Эксмо, 2009. — 350 с.

6. Фрейд, З. Навязчивость, паранойя и перверсия [Текст] / З. Фрейд. Собрание в 10 томах. — Том 7. — М.: ООО «Фирма СТД», 2006. — 336 с.

7. Эриксон, Э.Г. Детство и общество / Э.Г. Эриксон; Перевод, науч. ред. [и примеч.] А.А. Алексеева. — СПб.: Психол. центр "Ленато"; Балашиха: Фонд "Унив. кн.", 1996. — 589 с.

8. Барышникова Е.В. Исследование тревожности детей старшего дошкольного возраста // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 № 4, https://mir-nauki.com/PDF/47PSMN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

9. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст] / А.И. Захаров. — СПб.: Речь, 2010. — 310 с.

10. Прихожан, A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. — 304 с.

11. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья [Текст] / АС. Спиваковская. — Том 2. — М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 464 с.

12. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья [Текст] / А.С. Спиваковская. — Том 1. — М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000. — 304 с.

13. Андреева, Л.Д., Иванова, А.С. Развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр [Текст] / Л.Д. Андреева, А.С. Иванова // The Scientific Heritage. — 2021. № 66-4(66). — С. 15-18.

14. Уварова М.С., Шешукова Н.Н. Особенности тревожности детей дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях [Текст] / Уварова М.С., Шешукова Н.Н. // Вестник магистратуры. — 2016. № 5. — С. 141-142.

15. Савинов, Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей [Текст] / Л.И. Савинов, Е.В. Кузнецова. — М.: «Дашков и Ко», 2007. — 216 с.

16. Лукьянчук, Т.В. Влияние особенностей воспитания дошкольника в полной и неполной семье на его психоэмоциональное состояние и предрасположенность к неврозу [Текст] / Т.В. Лукьянчук // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования. — 2018. — С. 100-104.

17. Joan L., Luby M.D. Treatment of Anxiety and Depression in the Preschool Period / Joan L., Luby M.D.// Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. — 2013. — № 52 — С. 346-358.

18. Nissa R. Towe-Goodman, PhD, Lauren Franz, MBChB, William Copeland, PhD, Adrian Angold, MRCPsych, Helen Egger, MD Perceived Family Impact of Preschool Anxiety Disorders / Nissa R. Towe-Goodman, PhD // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. — 2014. — № 53. — С. 437-446.

19. Спиваковская, А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви) [Текст] / А.С. Спиваковская. — М.: Педагогика, 1986. — 157 с.

Savva Lyubov Ivanovna

Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia

E-mail: savva.53@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8340-3742 RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=426001 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57188835268

Khabibulin Denis Askhatovich

Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia

E-mail: habibulin-denis@mail.ru RSCI: https://www.elibrary.ru/author_profile. asp?id=463474

Egorov Vladislav Vadimovich

Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia

E-mail: vladik-2000.00@mail.ru RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=1173871

Features of anxiety and fears in children of middle preschool age from full and incomplete families

Abstract. The relevance of the study of anxiety and fears of children of middle preschool age is due to the increase in the number of preschoolers with various manifestations of fear and anxiety. The authors note that in the theory and practice of psychological and pedagogical research, various aspects of the study of preschool children's anxiety are disclosed in sufficient detail. However, the problem of studying the anxiety of children of middle preschool age, depending on the composition of the family, remains the least studied. Based on the analysis of the literature, the author found that the reasons for the formation of anxiety and fears in childhood are the peculiarities of family education, as well as the composition of the family.

According to the results of an empirical study, the authors conclude that in single-parent families, a high level of anxiety in children of middle preschool age is more common. Anxiety in such children can be reinforced by excessive demands from others (usually parents) in relation to the child, which in turn cause a situation of failure. An anxious child is prone to doubts, hesitation, unsure of himself, not independent, indecisive and suggestible, it is difficult for him to switch to other activities, he gets tired quickly.

Special attention is drawn by the authors to the importance of teachers and psychologists conducting psychological prevention of anxiety and fears in children of middle preschool age in order to preserve the prevention of deviations in mental development and preserve mental health. The results of the study allow us to formulate a conclusion about the need for further study of anxiety and fears in children of middle preschool age, in particular, the causes of their appearance. The formulated conclusions concretize the ideas about the phenomenon under study and can be useful to teachers of preschool education and psychologists in the field of education.

Keywords: anxiety; fears; preschoolers; middle preschool children; full and incomplete families

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.