Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
768
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СТРАХ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Ирина Юрьевна, Евтушенко Ирина Николаевна, Артеменко Борис Александрович, Пермякова Надежда Евгеньевна, Терещенко Марина Николаевна

В статье изложены результаты исследования вопроса психолого-педагогической коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста, представлен анализ различных позиций современных авторов на определение, структуру и характеристики страха, как негативной эмоциональной реакции человека. Авторы обосновывают актуальность исследования указанной проблемы для современной системы дошкольного образования. Описаны классификации, причины, виды детских страхов. Представлены результаты исследования с участием 30 детей старшей группы и их родителей, педагогов. Данные говорят о потребности современной теории и практики дошкольного образования в проведении исследований данного направления. Обобщение полученных данных позволило авторам разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции детских страхов, включающую описание направлений работы с детьми, родителями и педагогами дошкольного образования. В качестве дополнительных направлений программы была предусмотрена работа по следующим направлениям: развитие коммуникативных навыков детей и навыков сотрудничества; коррекция самооценки детей; повышение активности, снятие мышечного напряжения, расслабление; знакомство с чувствами и эмоциями, умение их выражать. Основные рекомендации, к которым пришли исследователи в процессе работы, сформулированы и представлены в выводах данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова Ирина Юрьевна, Евтушенко Ирина Николаевна, Артеменко Борис Александрович, Пермякова Надежда Евгеньевна, Терещенко Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CORRECTION OF FEARS OF ELDER PRESCHOOL AGE

The article presents the results of a study of the issue of psychological and pedagogical correction of fears of children of senior preschool age, presents an analysis of various positions of modern authors on the definition, structure and characteristics of fear as a negative emotional reaction of a person. The authors substantiate the relevance of the study of this problem for the modern system of preschool education. Classifications, reasons, types of children's fears are described. The results of a study with the participation of 30 children of the older group and their parents and teachers are presented. The data indicate the need of modern theory and practice of preschool education in conducting research in this area. Generalization of the obtained data allowed the authors to develop and implement a program of psychological and pedagogical correction of children's fears, including a description of areas of work with children, parents and preschool teachers. As additional areas of the program, work was envisaged in the following areas: development of children's communication skills and cooperation skills; correction of children's self-esteem; increased activity, removal of muscle tension, relaxation; familiarity with feelings and emotions, the ability to express them. The main recommendations that the researchers came to in the course of their work are formulated and presented in the conclusions of this article.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

V7TK" ISO 00 \f~\ r¡\f£\ I ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

■> А14 1-Jy У У |(сс) IfCg This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0075 iMth^m(https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Автор(ы) 2021 SPIN: 5526-0017 AuthorID: 738079 ResearcherID: AAP-5069-2021 ORCID: 0000-0002-3993-3751 ScopusID: 57195485155

ИВАНОВА Ирина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Педагогики и психологии детства» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: ivanovaiyu@cspu.ru)

SPIN: 8076-2262 AuthorID: 502114 ORCID: 0000-0003-1472-9591 ScopusID: 57211658815

ЕВТУШЕНКО Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогики и психологии детства» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: irinav-80@mail.ru)

SPIN: 5722-8526 AuthorID: 675614 ORCID: 0000-0001-8101-4401 ScopusID: 57202212422

АРТЕМЕНКО Борис Александрович, кандидат биологических наук, заведующий кафедрой «Теории, методики и менеджмента дошкольного образования»

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454048, Россия, Челябинск, ул. Омская, 87-19, e-mail: artemenkoba@cspu.ru)

SPIN: 5781-0391 AuthorID: 543757 ORCID: 0000-0002-2489-3072 ScopusID: 57223351186

ПЕРМЯКОВА Надежда Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теории, методики и менеджмента дошкольного образования» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: permyakovane@cspu.ru)

SPIN: 8434-8140 AuthorID: 825360 ORCID: 0000-0003-1998-0793

ТЕРЕЩЕНКО Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Педагогики и психологии детства» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: tereschenkomn@cspu.ru) Аннотация. В статье изложены результаты исследования вопроса психолого-педагогической коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста, представлен анализ различных позиций современных авторов на определение, структуру и характеристики страха, как негативной эмоциональной реакции человека. Авторы обосновывают актуальность исследования указанной проблемы для современной системы дошкольного образования. Описаны классификации, причины, виды детских страхов. Представлены результаты исследования с участием 30 детей старшей группы и их родителей, педагогов. Данные говорят о потребности современной теории и практики дошкольного образования в проведении исследований данного направления. Обобщение полученных данных позволило авторам разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции детских страхов, включающую описание направлений работы с детьми, родителями и педагогами дошкольного образования. В качестве дополнительных направлений программы была предусмотрена работа по следующим направлениям: развитие коммуникативных навыков детей и навыков сотрудничества; коррекция самооценки детей; повышение активности, снятие мышечного напряжения, расслабление; знакомство с чувствами и эмоциями, умение их выражать. Основные рекомендации, к которым пришли исследователи в процессе работы, сформулированы и представлены в выводах данной статьи.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия, страх, эмоциональное состояние, дети старшего дошкольного возраста, педагог дошкольного образования, дошкольное образование, коррекционно-развивающая программа, психолого-педагогическая коррекция страхов детей старшего дошкольного возраста.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CORRECTION OF FEARS OF ELDER PRESCHOOL AGE

© The Author(s) 2021

IVANOVA Irina Yuryevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department

"Pedagogy and psychology of childhood"

South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: ivanovaiyu@cspu.ru) EVTUSHENKO Irina Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department

"Pedagogy and psychology of childhood" South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: irinav-80@mail.ru) ARTEMENKO Boris Aleksandrovich, Candidate of Biological Sciences, Head of the Department

_"Theory, methods and management of preschool education"_

South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454048, Russia, Chelyabinsk, Omskaya st., 87-19, e-mail: artemenkoba@cspu.ru) PERMYAKOVA Nadezhda Evgenievna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department

"Theory, methods and management of preschool education" South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: permyakovane@cspu.ru) TERESHCHENKO Marina Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department

"Pedagogy and psychology of childhood" South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: tereschenkomn@cspu.ru) Abstract. The article presents the results of a study of the issue of psychological and pedagogical correction of fears of children of senior preschool age, presents an analysis of various positions of modern authors on the definition, structure and characteristics of fear as a negative emotional reaction of a person. The authors substantiate the relevance of the study of this problem for the modern system of preschool education. Classifications, reasons, types of children's fears are described. The results of a study with the participation of 30 children of the older group and their parents and teachers are presented. The data indicate the need of modern theory and practice of preschool education in conducting research in this area. Generalization of the obtained data allowed the authors to develop and implement a program of psychological and pedagogical correction of children's fears, including a description of areas of work with children, parents and preschool teachers. As additional areas of the program, work was envisaged in the following areas: development of children's communication skills and cooperation skills; correction of children's self-esteem; increased activity, removal of muscle tension, relaxation; familiarity with feelings and emotions, the ability to express them. The main recommendations that the researchers came to in the course of their work are formulated and presented in the conclusions of this article.

Keywords: psychological and pedagogical conditions, fear, emotional state, senior preschool children, preschool teacher, preschool education, correctional and developmental program, psychological and pedagogical correction of fears of older preschool children.

Определение общей проблемы и ее связь с важными научными и практическими задачам. Ориентиры современного дошкольного образования находятся в плоскости создания и реализации условий сбережения и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе обеспечения их эмоционального благополучия. Актуальность исследования этиологии, особенностей и процесса коррекции страхов детей дошкольного возраста обусловлена запросом современных родителей, сталкивающихся с данной проблемой у своих детей, а также требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который формулирует социальный заказ общества и государства на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, на сохранение уникальности и самоценности детства, обеспечения благоприятных условий развития детей.

Процесс личностного развития ребенка обусловлен рядом позитивных и негативных факторов. Одним из негативных факторов выступают детские страхи, воздействие которых обусловлено степенью их выраженности, продолжительностью, деструктивностью их влияния. В этой связи, В.И. Гарбузов, В.В. Лебединский указывают на необходимость особого внимания к решению данной проблемы именно в детском возрасте [1]. Страхи представляют собой сложный процесс, когда боятся дети, а за них переживают окружающие взрослые, ещё больше подкрепляя эти страхи или запуская новые. В данном исследовании наш интерес сфокусирован на возрастной категории - старшего дошкольного возраста, как одном из значимых периодов развития и социализации детей. Исследуемый возрастной период характеризуется следующими особенностями психического развития, значимыми для коррекционной работы - интенсивностью, появлением новообразований, формированием характерологических особенностей и личностных качеств, особенностями мировосприятия и проч. Отметим, что данный возрастной период также сенситивен для развития детского воображения, что может, в свою очередь, расширить восприятие страхов, сделать их более глубокими, способствовать появлению сверхценных страхов. В этой связи, страхи, появляющиеся в старшем дошкольном возрасте, в отдельных случаях могут выступать негативными факторами отдельных нарушений физической и психической сфер здоровья.

Современная психолого-педагогическая и медицинская литература достаточно обильно представлена результатами исследований, практическими рекомендациями решения проблемы коррекции страхов, при этом, отметим, что специфика коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, в том числе, старшего дошкольного возраста, остается недостаточно изученной, вызывающей интерес теоретиков и практиков в ряду психолого-педагогических проблем, так как дошкольный возраст играет немаловажную роль в становлении и развитии личности ребенка. Также подчеркнем, что особенности физиологии высших психических функций, их пластичность, приспособляемость, подверженность изменениям, несформированная система качеств и свойств личности, податливость дошкольника кор-рекционно-воспитательным воздействиям позволяют с большей эффективностью реализовать коррекционную работу в период дошкольного детства и предупредить возможности хронического и деструктивного влияния страхов на развитие ребенка.

Анализ последних исследований и публикаций, использованных авторами для освещения различных аспектов проблемы, и выявление тех частей общей проблемы, которые ранее не были решены.Страх относится исследователями к одной из основных эмоций. Проблемой страхов занимались многие ученые. Первые попытки рационализировать представления человека о своих страхах предприняли Эпикур, Платон и Аристотель, которые обосновали негативное влияние страха на человека, на его жизненный путь, при этом процесс познания истины, поиска нравственного идеала, по мнению данных философов, должен сопровождаться преодолением страхов как обязательным элементом данного пути. Декарт определял страх как «крайнюю степень трусости, изумления и боязни» [2]. Г.Ф.В. Гегель рассматривал страх как позитивное чувство, помогающее человеку обрести самость. В отечественной психологии тема страхов детей дошкольного возраста долгое время не рассматривалась, однако, после масштабных исследований проблемы зарубежными учеными (А.Т. Джерсилд, Ф.Б. Холмс) и учета содержания страхов, их специфических особенностей и проявлений (Э. ЛеШан, П. Поппер, Й. Раншбург, А. Фрейд, А. Фромм, К. Хорни, Г. Эберлейн и др. [3; 4; 5; 6; 7; 8; 9]), отечественная наука проявила большой интерес к данной проблеме. Решая вопросы социального развития детей, существенный вклад в изучение дет-

ских страхов внесли В.А. Абраменкова, В.М. Астапов,

A.M. Прихожан, которыми была объяснена взаимосвязь тревоги и страха. Проблему со стороны нервно-психологического здоровья детей рассматривали М.И. Буянов, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Г.М. Бреслав, Н.Г. Вологодина, Б.Д. Карвасарский, В.Р. Кисловская, В.В. Кочубей, В.В. Лебединский, В.Л. Леви, Ю.М. Миланич,

B.М. Минаева, Е.В. Новикова, Р.В. Овчарова, Е.И. Рогов, А.С. Спиваковская, Г.А. Урунтаева, М.И. Чистякова, И.Г. Швец [1; 10;11; 12; 13; 14; 15].

Современные определения термина «страх» представлены различными точками зрения ученых. Согласно определения Р.С. Немова, страх выступает достаточно сильной эмоцией, интенсивным эмоциональным состоянием, которое может проявляться как в реальных, провоцирующих его ситуациях, так и в ситуациях воображаемой, фантазируемой опасности. Данное защитное состояние сопровождается чувствами боязни, тревоги, ужаса и прочих, а также потребностью человека избежать или устранить соответствующую угрозу [16, с. 560]. Р.М. Грановская отмечает, что эмоциональная реакция страха является одной из самых сильных негативных эмоций человека. Она проявляется ожиданием и предсказанием возможных неудач в тех или иных действиях, осуществляемых в определенных заданных условиях [10, с. 144].

В психологии и педагогике существует множество способов классификации страхов по различным признакам. Рассмотрим классификацию детских страхов, предложенную А.И. Захаровым (Таблица 1).

Таблица 1 - Классификация видов страхов по А.И. Захарову

Виды страхов детей дошкольного возраста Особенность проявления

Естественный (возрастной) Кратковременность, обратимость проявления, возрастная обусловленность, не оказывает негативного влияния на характер, на отношения с окружающими, не вызывает проблем поведенческого характера;

Патологический Продолжительное течение, непроизвольность, негативное воздействие на характер и межличностные отношения;

Ситуативный Возникает в необычной, шокирующей обстановке (стихийное бедствие, нападение собаки), часто он проявляется в результате разногласий, конфликтов, жизненных неудач;

Личностный Характерологическая предопределенность, обусловленность новизной обстановки и ситуации, общением с незнакомыми людьми;

Реальный Обусловленность реальными объектами, явлениями, условиями, ситуациями;

Воображаемый Обусловленность фантазийными, воображаемыми объектами, условиями и ситуациями;

Острый Обусловлен реальной опасностью, проявляется острой реакцией, вызывает негативные изменения поведенческой сферы;

Хронический Лонгитюдный характер протекания, не вызывает резких, критических изменений поведенческого характера.

Согласно описанию данной классификации, ситуативный характер присущ реальным и острым страхам, личностными особенностями детей обусловлены воображаемые и хронические страхи. Ю. Щербатых подразделяет страхи на следующие группы: природные естественные страхи, связаны с угрозой жизни человеку (гроза, извержение вулканов, землетрясения, страхи животных и других живых существ); социальные страхи обусловлены вниманием со стороны, либо изменением социального статуса, включенностью в группу, опасностью конфликтов и войн, страх смерти, страх за здоровье близких, страх перед преступностью и проч.; внутренние страхи, созданы воображением человека, не имеют под собой реальной основы для беспокойства [17; 18]. Следует отметить, что выполнив свою защитную функцию, страх исчезает, поскольку носит вре-

менный, возрастной характер, однако неврозы страха возникают как следствие патологического продолжительного детского страха, при этом у ребенка возникает состояние психического напряжения, эмоциональной неудовлетворенности, беспокойства, душевного смятения, поведение его становиться более пассивным. Не выявленные вовремя детские страхи затрудняют обучаемость ребенка, снижают его социальную активность, усложняют взаимоотношения с окружающими его людьми, что актуализирует потребность в своевременной психопрофилактике и коррекционно-развиваю-щей работе с детьми.

В литературе обозначены ряд причин возникновения типичной триады страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства у детей старшего дошкольного возраста - это деструктивное поведение родителей по отношению к ребенку на ранней стадии его развития, неадекватное педагогическое воздействие, непредвиденные обстоятельства и проч. Также для этого возраста характерны страхи сказочных персонажей, высоты, боли, крови, врачей, уколов и т.д. Страхи в данном возрасте обусловлены интенсивным развитием эмоциональной сферы личности, воображения, образного мышления в сочетании с наивностью и внушаемостью. У детей появляются такие качества как активность, целеустремленность, самостоятельность, инициативность. Дети старшего дошкольного возраста стремятся к активному познанию окружающего мира и в тоже время начинают осознавать ограниченность своих возможностей [19; 20; 21; 22]. В этом возрасте развиваются фантазии, а вместе с ними и вероятность появления воображаемых страхов.

Рассмотрев классификации страхов, мы определили причины возникновения, а также психологические особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и пришли к выводу, что они проявляются в различных видах, являются абсолютно индивидуальными и отражают личностные особенности каждого ребенка. Объекты страха сменяются с возрастом, на смену одним приходят другие. Для ребенка страх часто выступает препятствием для полноценной жизнедеятельности, держит в постоянном напряжении, сковывает активность, порождает неуверенность, осложняет полноценную коммуникацию, уменьшает познавательную активность и получение опыта. Разработанные индикаторы, позволяющие определить наличие, тип, уровень переживания страхов, помогает распознать беспокоящие детей дошкольного возраста эмоции и своевременно оказать психологическую помощь.

Формирование целей статьи (постановка задания.) Обобщая изложенное выше, сформулируем цель статьи - изучить проблему и описать программу и результаты психолого-педагогической коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В результате теоретического анализа психолого-педагогической литературы мы определили диагностический инструментарий. Для диагностики нами была использована методика «Выбери нужное лицо», авторы: Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика (проективный тест) служит инструментом изучения и оценивания тревожных состояний детей дошкольного возраста в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. Функция тревожности, как черты личности, исследуется на уровне обеспечения психологической безопасности ребенка, но вместе с тем имеет отрицательные следствия, которые могут наблюдаться в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. С целью диагностики переживания страхов дошкольников мы использовали методику «Уровень тревожности ребенка» (Лаврентьевой Г.П.,

Титаренко Т.М), позволяющую определить уровень детской базовой тревожности. Оценка производится посредством сравнения и анализа, обобщения данных, полученных в ходе наблюдений психолога, родителей и педагогов. Респонденты отвечают на 20 вопросов утверждений, каждый положительный ответ оценивается 1 баллом. Сумма полученных баллов позволяет оценить уровень тревожности ребенка от высокого - 15-20 баллов, до низкого - 1-6 баллов. Также диагностическим средством выступила методика «Страхи в домиках» А.И. Захарова, М.А. Панфиловой. Методика позволяет выявлять и уточнять преобладающие у ребенка виды страхов (страх смерти, медицинские страхи, страхи темноты, одиночества и т.д.), а также дает возможность проанализировать разнообразие страхов, переживаемых ребенком, оценить его психический статус. На наш взгляд, данный комплекс методик обеспечил нам адекватную оценку эмоциональных состояний, определение уровней выраженности страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, анализ данных констатирующего эксперимента показал наличие высокого уровня переживания страхов детьми дошкольного возраста и высокого уровня тревожности по методикам: «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), «Уровень тревожности ребенка» (Г.П. Лаврентьева, Титаренко Т.М), «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М.А. Панфилова). Данный комплекс проведенных методик доказал необходимость внедрения психолого-педагогической программы коррекции страхов детей дошкольного возраста в практику дошкольной организации.

Результаты психолого-педагогической диагностики на констатирующем этапе эксперимента подтвердили наличие переживания страхов у детей дошкольного возраста, что явилось причиной для проведения кор-рекционной работы и разработки программы психолого-педагогической коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Проведенный анализ психолого-педагогической, медицинской, методической литературы, а также практический опыт, обобщение результатов исследования позволили нам разработать программу психолого-педагогической коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста с дополнительными направлениями работы: развитие коммуникативных умений детей и навыков сотрудничества; коррекционная работа с самооценкой детей; повышение активности, снятие мышечного напряжения, расслабление; знакомство с чувствами и эмоциями, умение их выражать.

Потребность в разработке и реализации мероприятий коррекционной направленности была основана на результатах, полученных в ходе диагностики: было отмечено значительное количество страхов социально-опосредованного характера, которые связаны с трудностями социального взаимодействия, требующими коррекции поведения, отношений, общения; многие дети начинают испытывать страх с наступлением темноты, а значит, необходимо провести занятия конкретно направленные на тему ночи; отдельная категория детей испытывают страхи сказочных и вымышленных персонажей рождающихся благодаря фантазии и подкрепленные ближайшим окружением, что требует своевременной проработки данной ситуации.

Цель программы: коррекция страхов детей старшего дошкольного возраста (страхи темноты, медицинских процедур, животных, высоты, сказочных героев и т.д.).

Разработанная программа базируется на следующих основополагающих принципах:

1. Принцип аксиологического подхода - признает ребенка высшей ценностью общества и ориентирован на развитие гуманной и социально устойчивой личности, раскрытие ее интеллектуального, творческого и нравственного потенциала.

2. Принцип личностного подхода - направлен не на

развитие и коррекцию конкретной психической функции, а на развитие личности в целом.

3. Принцип деятельностного подхода - проектирование психокоррекционного процесса осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка данного возраста.

4. Принцип единства диагностики и коррекции -рассматривающий психологическую диагностику и коррекцию как дополняющие друг друга процессы.

5. Принцип единства возрастного и индивидуального в развитии - предлагает индивидуальный подход к ребенку с учетом особенностей его развития.

6. Принцип активного вовлечения ближайшего круга общения в коррекционную работу с ребенком -участниками психологической коррекции выступают родители, воспитатели и другие лица, сопричастные процессу воспитания ребенка.

7. Принцип комплексности методов воздействия -для большей эффективности коррекционной работы необходимо применять разнообразные методы, приемы, техники коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

8. Принцип фасилитации - педагог-психолог обеспечивает комфортную, доверительную атмосферу межличностного взаимодействия участников коррек-ционной работы, содействующей проявлению личностной активности ребенка, оптимизирующей психическое развитие дошкольника.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, состоит из групповых и индивидуальных занятий, срок реализации 8 недель. Рекомендации по проведению занятий:

1. Занятия проводятся в группах 5-8 человек, набором из одной группы или из нескольких.

2. Педагог-психолог должен проводить занятия с учетов возрастных особенностей, ориентироваться на индивидуальные особенности развития ребенка, учитывать его запросы и потребности, проявлять интерес к мнению каждого ребенка. Все ответы детей принимаются как верные для создания комфортной атмосферы взаимодействия, для обеспечения значимости ребенка в детском коллективе. Важным моментом выступает формирование потребности и желания участвовать в играх, упражнениях.

4. «Публичное» проживание страха - прием, используемый на занятиях, способствующий проявлению истинных чувств, самовыражения.

В своей программе психолого-педагогической коррекции мы использовали следующие методы и техники:

1. Подвижные и сюжетно-ролевые игры. Игротерапия способствует активизации познавательной активности, речевой деятельности, корректирует проблемы в коммуникации, развивает волевую и эмоциональную сферу, формирует произвольность протекания психических процессов, содействует адекватной социализации ребенка.

2. Психогимнастические упражнения (этюды). Используются для управления навыками эмоциональной сферы ребенка. Позволяют развивать у детей способности фиксировать, понимать, анализировать, собственные и чужие эмоции, а также правильно выражать, полноценно проживать арсенал эмоций и чувств. Способствуют снижению напряженности, мышечных зажимов, тревожности, страхов, повышения уверенности в себе.

3. Арт-терапия. Метод арт-терапии позволяет ребенку осознать проблемную ситуацию, выразить свои чувства, эмоции, раскрыть творческие способности.

4. Релаксация. Используется для расслабления, позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстановить силы, увеличить запас энергии.

5. Куклотерапия. Куклотерапия как метод использует ресурс метафоричности показа проблем, пережи-

ваемых ребенком. Позволяет расширить репертуар самовыражения ребенка, сформировать эмоциональную устойчивость, навыки саморегуляции, скорректировать отношения между детьми и их родителями, создать условия для конструктивного разрешения конфликтов, улучшить социальную адаптацию, произвести коррекцию страхов, нарушенного (отклоняющегося) поведения.

6. Сказкотерапия. Данный метод помогает ребенку раскрыть внутренние переживания, преодолеть трудности, также способствует развитию самосознания, содействует построению доверительных отношений с окружающими и проч.

7. Музыкотерапия (прикладная музыка). Метод способствует снижению эмоциональной напряженности, переключению внимания.

Мы отметили, что в процессе занятий у детей развивались коммуникативные качества, обогащался эмоциональный опыт, активизировалось мышление, отмечалось осознание и переживание успехов-неуспехов, результатов деятельности, проектировались общественные взаимодействия и двигательные акты, формировалась личностная ориентация, переживания страха становились менее интенсивными.

Также раз в неделю проводились мероприятия с родителями. Продолжительность каждого мероприятия была 40 минут. Основными задачами данного направления выступили - получение родителями нового знания, а также обеспечение дошкольной образовательной организацией условий и пространства для обсуждения всеми участниками образовательных отношений проблем коррекции страхов детей, рефлексии, обмена опытом. Для решения этих задач использовались формы: родительские собрания, лекции, индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные стенды, буклеты, родительский клуб, круглый стол, тренинг и др. [23; 24; 25; 26].

Программа предусматривала также работу с педагогами ДОО. Основная цель - повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам воспитания и развития воспитанников, имеющих нарушения в эмоциональной сфере. Для данной цели были организованы:

1) совместное с психологом наблюдение за деятельностью воспитанников во время режимных моментов;

2) обучение педагогов объективной оценке поведения воспитанников при помощи опросника Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко;

3) групповые тренинги, семинары практикумы и индивидуальные консультации по темам: «Виды и причины детских страхов», «Детские страхи и как их победить», «Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей», рекомендации педагогам по проблеме преодоления страхов детей старшего дошкольного возраста и др. [27; 28; 29; 30].

В результате реализации данной программы, нами отмечено снижение уровня выраженности страхов детей старшего дошкольного возраста, развитие коммуникативных навыков, установление положительного эмоционального настроя, повышение самооценки детей. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования эмоционального критерия переживания страхов дошкольников по методике «Выбери нужное лицо» (авторы: Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) представленные рисунке 1. Анализируя полученные данные, мы сделали следующие выводы. На контрольном этапе зафиксировано 6% дошкольников экспериментальной группы (что указывает на снижение на 21% количества детей данного уровня по сравнению с констатирующим этапом), относящихся к высокому уровню тревожных состояний. На среднем уровне наблюдался прирост количества детей экспериментальной группы (контрольный

этап) на 7% и составил 53%. Низкий уровень составил 40% детей, что снизило показатели на 13%. Также были отмечены на контрольном этапе изменения в качественных показателях. Дети выполняли задания с меньшим напряжением, беспокойством, снизился отрицательный выбор рисунков.

Рисунок 1 - Результаты исследования уровня тревожности детей страшего дошкольного возраста по методике «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) на констатирующем и контрольном этапах эксперимента Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования поведенческого критерия переживания страхов дошкольников по результатам обработки методики «Уровень тревожности ребенка» (Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М), представлены на рисунке 2.

■ высокий

■ Средний

■ Низкий

жп.гр. Экеп.гр. контр, гр.

КОнСТЛТИруЮЩИЙ КОНТРОЛЬНЫЙ КОнСТаТируЮЩИИ

зпсгмримент эслеримемт эксперимент

Рисунок 2 - Результаты исследования уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста по методике Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М на констатирующем и контрольном этапах эксперимента Анализ результатов анкетирования педагогов и родителей, приведенных на рисунке 2, свидетельствует о значительных изменениях. Так, после формирующего эксперимента к высокому уровню отнесено 6% дошкольников экспериментальной группы. На контрольном этапе количество уменьшилось на 14%. К среднему уровню отнесено 47% дошкольников экспериментальной группы. По сравнению с констатирующим экспериментом количество детей в данной группе уменьшилось на 20%. 47%. дошкольников соответствует низкому уровню. Контрольный этап показал увеличение показателей на 34%. Результаты контрольного эксперимента зафиксировали изменения качественных показателей. Так, в процессе выполнения работы дети вели себя более уверенно, перестали бояться сталкиваться с трудностями, стали активнее проявлять себя на занятиях и других видах деятельности, меньше стали беспокоиться и плакать по пустякам, в новой обстановке, улучшился сон, стали быстрее засыпать, перестали жаловаться на страшные сны.

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования переживания страхов дошкольников по методике «Страхи в домиках» (А.И. Захарова, М.А. Панфиловой) представленные на рисунке 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эксп. гр, до Эксп. гр, после Конт. гр до Коит, гр, после

внедрения внедрения внедрения внедрения

программы программы программы программы

Рисунок 3 - Результаты исследования уровня переживания страхов детей старшего дошкольного возраста по методике «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой на констатирующем и контрольном этапах эксперимента Обобщение количественных данных, приведенных на рисунке 3, позволило нам сделать следующие выводы. Высокий уровень отмечен у 7% дошкольников экспериментальной группы, что указывает на снижение количества респондентов данного уровня на 34% в сравнении с констатирующим этапом. Средний уровень составили 40% дошкольников экспериментальной группы, что говорит о снижении на 7% в сравнении с констатирующим этапом. Низкий уровень представлен 53% детей, что свидетельствует об увеличении количества детей данного уровня по итогам реализации коррекционно-развивающей работы. На рисунке представлены результаты, которые показывают, что уровень выраженности страхов скорректирован, а значит, уменьшилось негативное влияние страхов на психику ребенку. Полученные данные на контрольном этапе исследования позволяют сделать выводы, что у детей старшего дошкольного возраста преобладают средний и низкий уровни выраженности страхов.

Таким образом, психолого-педагогическая коррекция страхов детей старшего дошкольного возраста показала свою эффективность в процессе реализации коррекци-онно-развивающей программы, включающей комплекс занятий, направленных на снижение наиболее выраженных страхов детей дошкольного возраста, работу с родителями и педагогами.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Экспериментальное исследование проблемы психолого-педагогической коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста проходило в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольно-обобщающий. На разных этапах исследования использовались психодиагностические методики: определение тревожности и страхов, авторов: Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки; «Страхи в домиках», авторов А.И. Захарова и М. Панфиловой и методика Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.

Входной диагностический контроль на констатирующем этапе эксперимента показал наличие выского уровня переживания страхов детьми старшего дошкольного возраста и высокого уровня ситуативной и базовой тревожности по всем методикам.

Разработанная и реализованная программа психолого-педагогической коррекции, представляющая собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике доказала свою эффективность и целесообразность реализации в направлениях работы с детьми, родителями и педагогами.

По окончании формирующего этапа эксперимента нами была проведена повторная диагностика, направленная на выявление уровня переживания страхов детей старшего дошкольного возраста. Качественный и количественный анализ и обобщение данных позволили сделать вывод о позитивных изменениях исследуемых показателей. Динамика отмечена следующая: количество

детей старшего дошкольного возраста, имеющих высокий уровень переживания страхов снизилось на 34%, средний уровень переживания страхов снизился на 7%, низкий уровень увеличился на 40%.

Данные реализованного исследования подтверждают необходимость работы в данном направлении. Дальнейшее направление исследования может быть посвящено изучению особенностей и возможностей взаимодействия всех участников образовательного процесса, включая узкопрофильных специалистов, медицинских работников, педагогов дополнительного образования, семьи и прочих субъектов образовательных отношений дошкольной образовательной организации в решении проблемы коррекции страхов детей дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. Л.: Медицина, 1990. 176 с.

2. Андрусенко В.А. Социальный страх (опыт философского анализа). Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. 172 с.

3. Alla Buchkova. «Mom, I am .scared!» (Fears of children: Premier help of parents). // Azerbaijan Journal of Educational Studies. 2019.URL:https://publons.com/publon/32359412/ (Дата обращения: 17.07.2021).

4. El Rafihi-Ferreira, Renatha; Lewis, Krystal M.; Mc Fayden, Tyler; Ollendick, Thomas H. Predictors of Nighttime Fears and Sleep Problems in Young Children // Journal of child and family studies. 2019. Том: 28. Vol. 4. P. 941-949. URL:http://cel.webofknowledge.com/InboundService. do?customersID=Publons_CEL&smartRedirect=yes&mode=FullReco rd& IsP roductCode=Yes&product=CEL&Init=Yes&Func=Frame& act ion=retrieve&SrcApp=Publons&SrcAuth=Publons_CEL&SID=E4qrJ pa4uS3pvJjrJJ9&UT=W0S%3A000461351700006 (Дата обращения: 17.07.2021).

5. Melahat Akgun Kostak, Gulsev Kutman, Remziye Semerci. The effectiveness of finger puppet play in reducing fear of surgery in children undergoing elective surgery: A randomised controlled trial. // Collegian Available online 13 January 2021.URL:https://doi.org/10.1016/j. colegn.2020.10.003 (Дата обращения: 17.07.2021).

6. Orgiles, Mireia; Fernandez-Martinez, Ivan; Espada, Jose P.; Morales, Alexandra. The Nighttime Fears Scale: Development and psychometric evidence of a standardized self-report scale to assess nighttime fears in children. Journal of anxiety disorders. 2021. Volume: 79.Article number: 102369. URL:http://cel.webofknowledge.com/ InboundService.do?customersID=Publons_CEL&smartRedirect=yes& mode=FullRecord&IsProductCode=Yes&product=CEL&Init=Yes&Fu nc=Frame&action=retrieve&SrcApp=Publons&SrcAuth=Publons_CE L&SID=E63IF0tMqLanPrbe1w9&UT=W0S%3A000643803000006#: ~:text=The%20Nighttime%20Fears,%D0%A2%D0%B8%D0%BF%20 %D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0-%BD%D1%82%D0%B0%3AArticle (Дата обращения: 17.07.2021).

7. Хосе Антонио Марина. Анатомия страха. Трактат о храбрости. М.: Астрель, CORPUS.; 2010. 47 с.

8. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей: Практ. пособие для родителей. М.: Знание, 1981. 192 с.

9. Эберлейн Г. Эмоциональное развитие дошкольника: под ред. А.Д. Кошелевой. М.: 1985. 189 с.

10. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997. 608 с.

11. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка». СПб.: СОЮЗ, 2000. 448 с.

12. Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей. М.: Изд. КАРО, 2006. 416 с.

13. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 304 с.

14. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 336 с.

15. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. М.: Владос, 1995. 296 с.

16. Немов Р.С. Психологический словарь. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 560 с.

17. Щербатых Ю.В. Психология страха. М.: ЭКСМО, 2004. 512 с.

18. Щербатых Ю.В, Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. Воронеж, 1998. 282 с.

19. Горелкина А.В. Модель психолого-педагогической коррекции страхов детей младшего дошкольного возраста. В сб.: Современные технологии в мировом научном пространстве. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск: ООО «Аэтерна» (Уфа). 2019. С. 130-134.

20. Горелкина А.В. Причины возникновения и особенности проявления страхов детей дошкольного возраста. В сб.: Роль психолого-педагогических исследований в инновационном развитии общества. Сб. статей Международной научно-практической конференции. Уфа: ООО «Аэтерна», 2019. С. 31-35.

21. Горшунова И.В., Иванова И.Ю. Отцовская депривация как фактор нарушения психологической безопасности. В сб.: Психология семьи в современном мире. Сборник материалов Международной научно-практической конференции 18—19 октября 2017 года.

Екатеринбург. С. 119-122.

22. Евтушенко И.Н., Иванова И.Ю., Артеменко Б.А., Терещенко М.Н., Пермякова Н.Е. К вопросу об организации здоровьесберегаю-щей среды в дошкольных образовательных организациях // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 7 (185). С. 108-113.

23. Белкина В.В., Некрасова О.А., Тимофеева Д.С., Чуйкова И.В. Использование театрализованной деятельности при коррекции детских страхов у детей с задержкой психического развития // Перспективы науки. 2019. № 2 (113). С. 97-102.

24. Вологодина Н.Г. Детские страхи и днем и ночью. М.: Издательство: Феникс, 2006. 224 с.

25. Гут Ю.Н., Шкилев С.В., Доронина Н.Н., Зиборова Е.И. Взаимосвязь родительского воспитания и выраженности страхов у старших дошкольников // Педагогическое образование в России. 2020. № 2. С. 106-113.

26. Ланских М.В., Андронова Т.А. Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста методом сюжет-но-ролевых игр //Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-1. С. 348-353.

27. Лескевич Т.В. К проблеме коррекции детских страхов в условиях учреждения дошкольного образования // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 12-7 (68). С. 109-113.

28. Мешкова И.В. Коррекция страхов у старших дошкольников посредством изобразительной деятельности //Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-3. С. 331-335.

29. Минаева Е.В., Иванова Н.В., Павликова О.В. Психолого-педагогическая работа со страхами детей // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 12-1. С. 231-235.

30. Форсеева И.В. Изотерапия и художественно-творческая абилитация детей дошкольного возраста с расстройством аути-стического спектра // Вестник практической психологии образования. 2019. № 3 (3). С. 131-138.

Статья поступила в редакцию 22.07.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.