Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая коррекция страхов у дошкольников средствами интегративной музыкотерапии'

Психолого-педагогическая коррекция страхов у дошкольников средствами интегративной музыкотерапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1150
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ИНТЕГРАТИВНАЯ МУЗЫКОТЕРАПИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / СТРАХИ / PRESCHOOL CHILDREN / INTEGRATIVE MUSIC THERAPY / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CORRECTION / FEARS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шавшун Татьяна Игоревна

Статья посвящена изучению и анализу возможностей психолого-педагогической коррекции страхов у дошкольников средствами интегративной музыкотерапии; представлены результаты констатирующего исследования страхов дошкольников, а также изменения по этим же показателям после проведения программы психолого-педагогической коррекции. В результате деятельности в этом направлении доказывается результативность данного метода, применяемого в качестве средства коррекции эмоциональных и психологических отклонений у дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шавшун Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая коррекция страхов у дошкольников средствами интегративной музыкотерапии»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАТИВНОЙ МУЗЫКОТЕРАПИИ Шавшун Т.И. Email: [email protected]

Шавшун Татьяна Игоревна - магистрант, кафедра теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация: статья посвящена изучению и анализу возможностей психолого -педагогической коррекции страхов у дошкольников средствами интегративной музыкотерапии; представлены результаты констатирующего исследования страхов дошкольников, а также изменения по этим же показателям после проведения программы психолого -педагогической коррекции. В результате деятельности в этом направлении доказывается результативность данного метода, применяемого в качестве средства коррекции эмоциональных и психологических отклонений у дошкольников.

Ключевые слова: дошкольники, интегративная музыкотерапия, психолого-педагогическая коррекция, страхи.

PSYCHO-PEDAGOGICAL CORRECTION OF FEARS OF PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF INTEGRATIVE

MUSIC THERAPY Shavshun T.I.

Shavshun Tatyana Igorevna - Graduate Student, DEPARTMENT OF THEORETICAL AND APPLIED PSYCHOLOGY, SOUTH-URAL STATE HUMANITARIAN-PEDAGOGICAL UNIVERSITY, CHELYABINSK

Abstract: the article is devoted to the study and analysis the possibilities of psychological and pedagogical fears correction in preschool children by means of integrative music therapy; the results is ascertaining the fears of preschool children's study, as well as changes in the same indicators after the program ofpsychological and pedagogical correction. As a result of activity in this direction the effectiveness of this method used as a means of correction of emotional and psychological deviations in preschool children is proved.

Keywords: preschool children, integrative music therapy, psychological and pedagogical correction, fears.

В современном мире проблема эмоциональной нестабильности и появления страхов у детей дошкольного возраста получила чрезвычайную актуальность. Поэтому построение и проведение комплексных исследовательских работ, психолого-педагогическая коррекция, имеющая направленность на психоэмоциональное благополучие дошкольников, приобретает большое психолого-педагогическое значение.

Актуальность исследовательских изысканий по проблематике страхов дошкольников обуславливается тем, что, вместе со взрослением у детей изменяется мотивация поведения, взаимоотношение с внешним миром, старшими, ровесниками. Именно от того, получится ли у родителей и педагогов увидеть и понять эти метаморфозы, происходящие с ребенком, и, согласно этому скорректировать своё поведение по отношению к нему, будет зависеть положительность эмоционального

взаимодействия, которая является гарантом благополучия нервно-психического здоровья ребёнка.

Психологическое здоровье детей находится в прямой зависимости от социально -экономических, экологических, культурных, психологических и множества иных факторов [9].

Дети являются самой уязвимой группой социальной общественности, так как они сильнее всего подвержены влиянию различных отрицательных внешних факторов (А.А. Бодалёв, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других). За последнее время, как показывают специализированные исследовательские эксперименты (И.В.Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И.Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие) одними из наиболее распространённых явлений замечены тревожность и страхи у детей [1, 5, 6].

От эмоционального состояния дошкольников зависит очень многое. Именно до семи лет у ребенка устанавливается характер и формируется личность. По результатам многочисленных исследований, наибольшее количество фобий у исследуемых оказалось заложено в детском возрасте, включая его самый ранний период [1].

Благодаря специальным методикам данные проблемы поддаются коррекции. В детских садах психологи и педагоги используют данные методики. Ищут и новые нетрадиционные методы её решения. Хочу обратить внимание на одну из нестандартных малоизученных методик, которая имеет большую эффективность в корректировании эмоциональных и психологических отклонений. Этот метод -интегративная музыкотерапия.

Интегративная музыкотерапия (ИТМ) — это вид музыкотерапии, сочетающий в своей методологии подходы рецептивной и активной МТ.

Для использования этого метода в корректирующей работе с дошкольниками с проблемами, наиболее сенситивным периодом является возраст 6 - 7 лет, в некоторых случаях 5-6 лет. В этом возрасте при помощи психолога ребенок может вербализовать свои эмоциональные состояния, настроения, что является важнейшим моментом и в диагностике, и в коррекционной работе [4].

Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может «выговориться»; выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказывать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или в звуках, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний [3].

Психологами установлено, что с помощью известных всем детских песен с добрыми словами, а также народной музыки, доступной в восприятии, легче устанавливается контакт между детьми внутри их коллектива, формируются доверительные отношения во взаимодействии детей со взрослыми. Такая музыка дает детям ощущение безопасности. Сила музыки заключается в том, что она передаёт смену настроений, переживаний -динамику эмоционально-психических состояний [2].

Отечественная школа использования искусства в лечении и коррекции в последние годы достигла огромных успехов и показывает, что разные средства искусства, особенно музыка, оказывают лечебное и коррекционное воздействие как на физиологические процессы организма, так и на психоэмоциональное состояние человека. Эффективность использования разных видов арттерапии в коррекции и лечении подтверждается широким спектром работ по музыкотерапии (Л.С. Брусиловский, В.И. Петрушин, И.М. Гринева и др.), вокалотерапии (С.В. Шушарджан) [2, 3, 8].

В Москве в 1997 г. создана Международная академия интегративной музыкотерапии (МАИМ), где лучшие достижения современной клинической и традиционной (народной) медицины, компьютерной технологии и искусства были объединены в систему под названием интегративная медицина [3].

Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании интегративной музыкотерапии бесконечно. Правильный выбор музыкальной

программы - ключевой фактор. Для того чтобы музыка контактировала с клиентом, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию [2].

Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и другие творческие формы. Такой метод помогает наладить отношения между педагогом и ребенком, позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать; развивает чувство внутреннего контроля, коммуникативные и творческие возможности ребенка, повышает самооценку; дает возможность преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние, является средством коррекции эмоциональных отклонений, страхов, отклонений в поведении, двигательных и речевых расстройств, при лечении различных соматических и психосоматических заболеваний [8].

Анализ возможностей дошкольников в восприятии музыки, умение эмоционально откликаться на музыку является важным диагностическим показателем, определяющим эффективность применения интегративной музыкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками [7].

Экспериментальное исследование по выявлению детских страхов и их коррекции проводилось в КГКП «Ясли -сад «Айналайын» аппарата акима поселка Карабалык», в котором принимали участие дошкольники в количестве 25 человек, в возрасте 5-6 лет. Для исследования страхов дошкольников были использованы три методики: А.И. Захарова «Исследование страхов с помощью рисунков; А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках» (диагностика количества страхов); выявления страхов с помощью специального теста тревожности. (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен) [5, 6].

Методика выявления страхов у детей с помощью рисунков проводилась с целью понять особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира ребёнка. Детям предлагалось рисовать на темы: «В ДОУ», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее», «Кем я хочу стать». Анализ полученных результатов показал позитивные и негативные тенденции в эмоциональной сфере. Выявил скрытые детские страхи.

В рисунках на тему «В ДОУ» было важно узнать то, как ребёнок взаимно располагает фигуры сверстников и себя. Часть детей - 7 дошкольников (28%) расположили себя в центре группы - это дети с истерическими чертами характера.

У 12 дошкольников (48%) на рисунке оказалось мало сверстников, у 6 дошкольников (24%) отсутствуют совсем - это дети с невротическими реакциями, что также отражает проблемы взаимопонимания со сверстниками. Результаты исследования рисунков показали затруднения в приобретении дружеских, устойчивых контактов.

В рисунках на тему «Семья», детям давалось задание нарисовать всех, с кем живёт ребёнок. В этих рисунках имеет большое значение порядок и близость расположения фигур, и особенно место ребёнка. Если ребёнок рисует себя между родителями - это говорит о привязанности к обоим родителям, если вблизи к одному из них - это говорит о выраженной привязанности к одному родителю. Наконец, цветовая гамма, общая с одним из взрослых, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую степень отождествления с ним по признаку пола.

На основании этих рисунков удалось выявить, что привязанность к обоим родителям - у 11 дошкольников (44%). О выраженной привязанности к одному из родителей - у 14 дошкольников (56%).

Есть дети, которые растут в неполных семьях, где нет отца, но нарисовали себя рядом с мамой, а папу немного дальше. Это может свидетельствовать о том, что ребёнку не хватает внимания со стороны отца, но ему очень бы хотелось с ним общаться.

В рисовании на тему «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём» перед детьми ставилась цель отобразить наиболее яркий страх. Какой именно детям не объяснялось, каждый ребёнок выбирал сам.

8 дошкольников (32%) не нарисовали страх вообще. 17 дошкольников (68%) смогли нарисовать рисунок и преодолеть барьер страха в своём сознании, и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чём он старается не думать.

Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остаётся меньше недоказанного, неясного, неопределённого. Вместе всё это снимает аффективно травмирующее звучание страха.

В рисунках на тему «Самое хорошее или самое плохое», каждому ребёнку была предоставлена возможность выбора событий, происходивших с ним. Большинство детей - 21 дошкольник (84 %) предпочли отобразить в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее, в группе присутствовали дети, которые рисовали неприятные события - 4 дошкольника (16%), что послужило основой для последующей психотерапевтической ориентированной беседы с ними.

Рисунки детей, в которых использовались широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показали уверенность и решительность. Есть дети, в рисунках, которых прослеживалась повышенная возбудимость и особенно гиперактивность нашли своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчётливых, но непересекающихся линий.

У четверых детей, в рисунках которых, преобладают серые тона и доминирование чёрного цвета, свидетельствовало о том, что у них отсутствовала жизнерадостность, преобладал пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребёнок. Большинство детей, использовали яркие, светлые и насыщенные краски, которые указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. В некоторых рисунках дети рисовали очень мало, что говорит об их заторможенности и беспокойстве. Такие дети предпочитают другие виды деятельности.

При исследовании количества страхов у дошкольников по методике А.И. Захарова, М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», проводилась индивидуальная беседа, в которой выяснялось, чего ребенок боится.

Результаты исследования показали, что 14 дошкольников (56%) испытывают страх темноты; 5 дошкольников (20%) - страх сказочных персонажей; 9 дошкольников (36%) -страх крови; 5 дошкольников (20%) - страх стихий; 7 дошкольников (28%) - страх врачей; 4 дошкольника (16%) - страх транспорта; 5 дошкольников (20%) - страх животных.

Анализ собранных данных доказывает, что в старшем дошкольном возрасте страх и боязнь, тревожность и опасения могут быть представлены в одинаковой степени. Исходя из исследования страхов, которым подвержены дети, выявилось, что дети больше всего подвержены страху темноты, менее подвержены страху крови, меньше всего дети подвержены всем остальным страхам.

В тестировании по методике выявления страхов с помощью специального теста тревожности. (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен) проведённый анализ исследований показал, что у 3 дошкольников (12%) преобладает высокий уровень тревожности, 14 дошкольников (56%) со средним уровнем тревожности, 8 дошкольников (32%) с низким уровнем тревожности.

С целью психолого-педагогической коррекции страхов дошкольников нами была разработана и реализована психо лого-педагогическая коррекционная программа, состоящая из 36 занятий, проводимых 1 раз в неделю в течение 9 месяцев (сентябрь-май). Продолжительность каждого занятия составляет 25-30 минут. В основе программы психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста лежит групповая форма работы.

Цель программы: улучшение эмоционального состояния, снижение уровня тревожности, страхов у дошкольников средствами интегративной музыкотерапии.

На занятиях интегративной музыкотерапии мы использовали разные приёмы -музыкально-ритмические движения; танцы; пение; музыкальные подвижные игры; пантомиму; пластическую драматизацию под музыку; музицирование на детских музыкальных инструментах; импровизации мини-пьес; создание рисунков, рассказов после прослушивания музыки, в которых дети отображали свой внутренний мир, чувства и переживания. Дополнительно были использованы психогимнастические этюды, игровые массажи под музыку и упражнения, которые способствовали расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, научили управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние. В процессе работы на наших занятиях интегративной музыкотерапии дети раскрепощались, оценивали каждое занятие и анализировали своё настроение.

Для родителей дошкольников проводились консультации, семейные КВН-ы, игры, тренинги, подобранные по коррекции страхов у дошкольников. Родители пробовали разные методы работы со страхами именно своего ребенка.

После реализации программы, было проведено повторное исследование с использованием тех же методик.

В рисунках на тему «В ДОУ» было важно узнать то, произошли ли изменения и как ребёнок расположит фигуры сверстников и себя. 3 дошкольника (12%) расположили себя в центре группы. У 1 дошкольника (4%) на рисунке оказалось мало сверстников, не оказалось рисунков, на которых сверстники отсутствуют совсем. Это говорит о том, что проблемы взаимопонимания со сверстниками в большей степени ликвидированы. Важно отметить, что дети, которые все-таки испытывают трудности в общении со сверстниками, из неблагополучных семей. С ними важно продолжать работу, так как сдвиги есть.

Результаты исследования рисунков показали, что дети, испытывающие неуверенность и нерешительность, которых чрезмерно опекают в семье, стали увереннее, у них повысилась самооценка. На занятиях они стали более активными, даже выбирают для себя лидирующие роли, хотя раньше отказывались быть в центре внимания. Также занятия способствовали сплочению детей в группе.

На основании рисунков на тему «Семья» удалось выявить, что наблюдается положительная динамика у детей в общении с родителями, так как по рисункам выявлена привязанность к обоим родителям - у 15 дошкольников (60%). Можно сделать вывод, что работа с родителями дошкольников поспособствовала положительным результатам.

В рисунках, о выраженной привязанности к одному из родителей выявлено у 10 дошкольников (40%) - это дети из неполных семей.

В рисовании на тему «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём» 18 дошкольников (72%) не нарисовали страх вообще, объяснив это тем, что больше ничего не боятся. Это говорит о том, что большинство детей избавились от страхов, что говорит об эффективности реализации программы по психолого-педагогической коррекции страхов дошкольников. Но все-таки были дети, которые нарисовали страх -7 дошкольников (28%). С ними необходимо продолжать работу, так как это дети из неполных и неблагополучных семей.

В рисунках на тему «Самое хорошее или самое плохое», количество детей, которые предпочли отобразить в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни, возросло - 23 дошкольника (92%). А количество детей, которые рисовали неприятные события, уменьшилось - 2 дошкольника (8%), что послужило основой для дальнейшей работы с этими детьми.

При повторном исследовании количества страхов у дошкольников по методике А.И. Захарова, М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», проводилась индивидуальная беседа, в которой выяснялось, каким страхам дошкольники остались подвержены.

Результаты показали, что у 6 из 14 дошкольников снизился страх темноты; остались подвержены этому страху 8 дошкольников (32%). У 2 из 9 дошкольников снизился страх крови; остались подвержены этому страху 7 дошкольников (28%). У 4 из 5 дошкольников снизился страх стихии; остался подвержен этому страху 1 дошкольник (4%). У 5 из 7 дошкольников снизился страх врачей; остались подвержены этому страху 2 дошкольника (8%). У 4 из 5 дошкольников снизился страх животных; остался подвержен этому страху 1 дошкольник (4%). После реализации программы, страхи сказочных персонажей и транспорта ликвидированы совсем.

По показателям мы видим, что у всех дошкольников, после реализации коррекционной программы, снизилось количество страхов, которым они были подвержены.

В повторном тестировании по методике выявления страхов с помощью специального теста тревожности. (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен) проведённый анализ исследований показал, что у 1 дошкольника (4%) преобладает высокий уровень тревожности, 7 дошкольников (28%) со средним уровнем тревожности, 17 дошкольников (68%) с низким уровнем тревожности.

В начале эксперимента с высоким уровнем тревожности было 3 дошкольника (12%), после реализации коррекционной программы показатель снизился до 4%, остался с высоким уровнем тревожности 1 дошкольник. Со средним уровнем тревожности 14 дошкольников (56%) - снизился до 28% (7 дошкольников). С низким уровнем 17 дошкольников (68%) - это значительно больше, чем до реализации коррекционной программы.

Таким образом, исходя из полученных результатов, мы видим, что уровень тревожности снизился у дошкольников после реализации программы психолого-педагогической коррекции страхов. Причина, по которой у одного дошкольника остался высокий уровень тревожности - неблагоприятная обстановка дома.

Анализ данных опытно-экспериментального исследования, полученных в результате проведенных методик, позволил выявить общую картину. По сравнению с первичной диагностикой до и после реализации программы психо лого -педагогической коррекции страхов у дошкольников средствами интегративной музыкотерапии, повторная диагностика показывает значительное снижение страхов и уровня тревожности у дошкольников.

Достоверность результатов, подтверждено методом математической статистики с помощью Т - критерия Вилкоксона. Полученное эмпирическое значение Тэмп = 47 находится в зоне значимости. Тэмп < Т кр (0,01). Принимается гипотеза Н1: Интенсивность сдвигов в сторону уменьшения страхов превосходит интенсивность сдвигов в направлении увеличения страхов.

Статистический анализ результатов опытно-экспериментальной работы подтвердил содержательность выдвинутой гипотезы.

Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов показало статистически значимые различия. Наблюдается положительная динамика, существенное улучшение показателей эмоционального состояния, снижение уровня тревожности, страхов у дошкольников. Это свидетельствует о том, что реализация разработанной нами программы оказалась результативной.

В итоге мы пришли к выводу, что посредством коррекции эмоциональных и психологических отклонений у детей дошкольного возраста метод интегративной музыкотерапии проявляет высокую результативность, оказывает положительное влияние на психологическое здоровье детей. Одновременное развитие творческого потенциала вместе с «визуализацией» тревог и переживаний, ускоряет и направляет гармоничное развития ребёнка.

Список литературы /References

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. М., АСТ, 2008. 228 с.

2. Бочкарев Л.П. Психология музыкальной деятельности. учеб. заведений. / Л.В. Кузнецова, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 480 с.

3. Георгиев Ю. Музыка здоровья: Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии// Клуб, 2001. № 6.

4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я.Л. Коменского, Е. А. Панько. М., ВЛАДОС, 2001. 237 с.

5. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия - «Психология ребёнка». СПБ: 2000. 448 с.

6. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. / Л.В. Кузнецова, Л.И.Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 480 с.

7. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. ООО Апрель Пресс. ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 430 с.

8. Шушарджан С.В. Руководство по музыкальной терапии. М. Медицина, 2005. 450 с.

9. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. Мн.: Элайда, 2000. 704с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.