Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая поддержка молодых родителей в преодолении страхов у ребенка'

Психолого-педагогическая поддержка молодых родителей в преодолении страхов у ребенка Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
475
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ СТРАХИ / МОЛОДЫЕ РОДИТЕЛИ / КОРРЕКЦИЯ / CHILDREN''S FEARS / YOUNG PARENTS / CORRECTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пестерова В.В.

В статье представлены результаты пилотного исследования по проблеме помощи молодым родителям в преодолении страхов у ребенка. Обоснованы причины детских страхов, их разновидности. Предложена идея психолого-педагогической программы для родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO - PEDAGOGICAL SUPPORT FOR YOUNG PARENTS TO OVERCOME THE FEARS OF THE CHILD

The article presents the results of a pilot study on the issue of assistance to young parents in overcoming the fears of the child. Grounded reasons for children's fears, their varieties. It proposed the idea of psychological and educational programs for parents.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая поддержка молодых родителей в преодолении страхов у ребенка»

УДК 159.9.072 ББК 88

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ В

ПРЕОДОЛЕНИИ СТРАХОВ У РЕБЕНКА

В.В. ПЕСТЕРОВА, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия

e-mail: brodyaga_90@bk.ru

Аннотация

В статье представлены результаты пилотного исследования по проблеме помощи молодым родителям в преодолении страхов у ребенка. Обоснованы причины детских страхов, их разновидности. Предложена идея психолого-педагогической программы для родителей.

Ключевые слова: детские страхи, молодые родители, коррекция.

Актуальность. Наше исследование мы посвящаем важной проблеме детских страхов. В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов [5].

По мнению А.А. Бодалёва, Л.И. Божович, В.С. Мухиной, Т.А. Репиной и других, ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные

экспериментальные исследования, наиболее распространены тревожность и страхи у детей (В.И. Гарбузов, И.В. Дубровина, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие) [5].

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции.

[4].

С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка [1].

К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, особенно не имеющих опыта воспитания. Молодые родители часто испытывают большой недостаток психологической и педагогической грамотности. Они не знают особенностей роста и развития своих детей и в процессе воспитания допускают ряд ошибок, зачастую вызывающих детские страхи, которые могут в дальнейшем привести к неврозам. Задача психолога, воспитателя, педагога - предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью [5].

Молодое родительство является периодом открытия себя с позиции новой социальной роли, происходит усиление ответсвенности, эмпатии и одновременно возникают тревога и страх за ребенка. С одной стороны, это приводит к новообразованию осознанного родительства, с другой стороны притупляет конструктивность решения частных проблем, в том числе проблем детских страхов [3].

Проведенное нами исследование на базе муниципального дошкольного

общеобразовательного учреждения, центр развития ребенка № 308 г. Челябинска, в котором приняло участие 16 детей старшего дошкольного возраста, показало, что из 100% высокий уровень страха имеют 37%, средний уровень 63%, низкий уровень не выявлен (рис.).

Рис. Результаты исследования уровня страхов у старших дошкольников.

В исследовании был использован ряд методик: «Страхи в домиках» А. И. Захаров, М. А. Панфилова, проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, проективная методика «Мои страхи» А. И. Захарова.

У детей с высоким уровнем страха наблюдается большое количество различных видов страха, повышенная тревожность, такие дети не уверены в себе, нерешительны, имеют низкую самооценку, недоверчивы к окружающим, у них наблюдается подозрительность и агрессия на фоне пониженного настроения. Они нуждаются в

специальной коррекционно-развивающей

работе по преодолению страхов.

Проведенный анализ оценки детских страхов у родителей обследованных детей выявил три очевидных позиции родителей относительно проблемы: 1) тревога за ребенка, непонимание способов помощи; 2) переживание за ребенка, поиск способов помощи; 3) безразличие к проблеме. Первая и вторая позиции позволяют работать с родителями на основе ориентировки их в поиске способов поддержки ребенка. Третья позиция является наиболее опасной, так как родитель не готов к поддержке ребенка на мотивационном уровне. С этими родителями нужна специальная психологическая работа.

Для решения данной проблемы была разработана программа психолого-

педагогического обучения молодых родителей по преодолению страхов у старших дошкольников, состоящая из 10 занятий, которые проводятся в игровой форме с использованием арттерапии, игротерапии, сказкотерапии.

В результате реализации программы уровень страхов у детей снизился, а родители освоили способы преодоления вместе с ребенком его страхов.

Список литературы

1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? / Е.Е. Алексеева// Учебно-методическое пособие. - 2012. - 283 с.

2. Андреева А.С. Роль семьи в формировании личности ребенка / А.С. Андреева // Сборник статей международной научно-практической конференции «Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей». - Челябинск. - 2015. - с. 6-11

3. Андреева А.С., Качанова О.А. Роль семьи в самоопределении и социальной адаптации студента высшего учебного заведения / А.С. Андреева, О.А. Качанова // Сборник статей международной научно-практической конференции «Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей». - Челябинск. - 2015. - с. 12-18

4. Андреева А.С. Эмпирическое исследование ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста, проживающих в сельской местности / А.С. Андреева // Материалы III всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Психолого-социальная и медико-реабилитационная поддержка незащищенных слоев населения». - Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2013. -№ 1 (3). - с. 12-15.

5. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. / А.И. Захаров//- Москва. - 2000. - 448 с.

PSYCHO - PEDAGOGICAL SUPPORT FOR YOUNG PARENTS TO OVERCOME THE

FEARS OF THE CHILD

V.V. PESTEROVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: brodyaga_90@bk.ru

Abstract

The article presents the results of a pilot study on the issue of assistance to young parents in overcoming the fears of the child . Grounded reasons for children's fears , their varieties . It proposed the idea of psychological and educational programs for parents. Keywords: children's fears, young parents, correction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.