Научная статья на тему 'Специфика страхов детей 5-6 летнего возраста и опыт их преодоления в условиях дошкольного образовательного учреждения'

Специфика страхов детей 5-6 летнего возраста и опыт их преодоления в условиях дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1833
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВО / CHILDHOOD / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRESCHOOL AGE / ЭМОЦИИ / EMOTIONS / ВОЛЯ / WILL / СТРАХИ / FEARS / ТРЕВОЖНОСТЬ / ANXIETY / СНЯТИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ / REMOVING THE EMOTIONAL STRESS / ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ / OVERCOMING NEGATIVE FEELINGS / ОСМЫСЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ / UNDERSTANDING THE BEHAVIOUR / АРТТЕРАПИЯ / ИГРОТЕРАПИЯ / ART THERAPY / СКАЗКОТЕРАПИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ГРУППОВОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / INDIVIDUAL AND GROUP COUNSELING / GAME-BASED REHABILITATION / FAIRY THERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чикова Ирина Вячеславовна, Диль-Илларионова Татьяна Васильевна

В статье рассматриваются особенности эмоционально-волевого развития детей на этапе дошкольного возраста в норме, и обозначается проблема эмоционального неблагополучия подрастающего поколения. Обосновывается актуальность проблемы эмоционального неблагополучия в масштабах всего общества. Приводятся дефиниции «страх» и «тревожность» с позиции теории и практики исследований. Поднимается вопрос об их специфике, видовом многообразии у детей дошкольного возраста, нормативности и патологичности страхов. Представлен опыт исследовательской деятельности в данном ракурсе на базе дошкольного образовательного учреждения. Обозначен алгоритм проведения диагностических методик с детьми дошкольного возраста. Изложены результаты экспериментального исследования заявленной проблемы на выборке дошкольников 5-6 летнего возраста, указаны их особенности. Предложена программа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в аспекте оптимизации эмоционально-волевой сферы. Особый акцент сделан на синтезе направлений работы с дошкольниками, родителями дошкольников и педагогами группы дошкольного образовательного учреждения. Обозначены результаты контрольного этапа исследования, отмечена динамика позитивного развития детей в условиях экспериментального обучения. Результаты контрольного эксперимента обозначают действенность и эффективность разработанной и реализованной программы в аспекте оптимизации эмоционально-волевой сферы дошкольников 5-6 летнего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чикова Ирина Вячеславовна, Диль-Илларионова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF THE FEARS OF 5-6 YEAR CHILDREN AND THE EXPERIENCE OF THEIR OVERCOMING IN THE CONDITIONS OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

The article deals with the peculiarities of the emotional strong-willed development of children at the stage of pre-school age in the norm and the issue of the emotional distress of the younger generation. The urgency of the problem of emotional distress in the whole society is given. The definitions of "fear" and "anxiety" from the perspective of the theory and practice of research are provided. The question about their specificity, the species diversity of the children of preschool age, normativity and pathological fears is raised. The experience of research activities in this perspective, on the basis of preschool educational institutions are presented. The algorithm of the diagnostic techniques with preschool children are designated. The results of the pilot study, the problems on the sample of preschool children of 5-6 years of age, with their characteristics are provided. The program of correctional-developing work with the preschool children in aspect of optimization, the emotional-strong-willed sphere is given. Particular emphasis is placed on the synthesis of ways of working with the preschoolers, the parents of the preschoolers and the teachers of a group of preschool educational institutions. The results of the control phase of the study, noted the positive dynamics of development of children in experimental learning. The results of the control experiment indicate the effectiveness and efficiency of the developed and implemented programme in the aspect of optimization of emotionally-strong-willed sphere of preschool children 5-6 years of age.

Текст научной работы на тему «Специфика страхов детей 5-6 летнего возраста и опыт их преодоления в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Чикова Ирина Вячеславовна, Диль-Илларионова Татьяна Васильевна СПЕЦИФИКА СТРАХОВ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА ...

УДК 373.24

СПЕЦИФИКА СТРАХОВ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА И ОПЫТ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

© 2017

Чикова Ирина Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник

научно-исследовательской лаборатории Диль-Илларионова Татьяна Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования Оренбургский государственный университет, филиал в Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: saxenadil@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности эмоционально-волевого развития детей на этапе дошкольного возраста в норме, и обозначается проблема эмоционального неблагополучия подрастающего поколения. Обосновывается актуальность проблемы эмоционального неблагополучия в масштабах всего общества. Приводятся дефиниции «страх» и «тревожность» с позиции теории и практики исследований. Поднимается вопрос об их специфике, видовом многообразии у детей дошкольного возраста, нормативности и патологичности страхов. Представлен опыт исследовательской деятельности в данном ракурсе на базе дошкольного образовательного учреждения. Обозначен алгоритм проведения диагностических методик с детьми дошкольного возраста. Изложены результаты экспериментального исследования заявленной проблемы на выборке дошкольников 5-6 летнего возраста, указаны их особенности. Предложена программа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в аспекте оптимизации эмоционально-волевой сферы. Особый акцент сделан на синтезе направлений работы с дошкольниками, родителями дошкольников и педагогами группы дошкольного образовательного учреждения. Обозначены результаты контрольного этапа исследования, отмечена динамика позитивного развития детей в условиях экспериментального обучения. Результаты контрольного эксперимента обозначают действенность и эффективность разработанной и реализованной программы в аспекте оптимизации эмоционально-волевой сферы дошкольников 5-6 летнего возраста.

Ключевые слова: детство, дошкольный возраст, эмоции, воля, страхи, тревожность, снятие психоэмоционального напряжения, преодоление негативных переживаний, осмысление поведения, игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия, индивидуальное и групповое психологическое консультирование.

THE SPECIFICITY OF THE FEARS OF 5-6 YEAR CHILDREN AND THE EXPERIENCE OF THEIR OVERCOMING IN THE CONDITIONS OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

© 2017

Chikova Irina Vyacheslavovna, candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, a leading researcher of a scientific research laboratory Dil-Illarionova Tatyana Vasilyevna, candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, the Head of Department of preschool and primary education Orenburg state University branch in the city of Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue 15 A, e-mail: saxenadil@mail.ru

Abstract. The article deals with the peculiarities of the emotional strong-willed development of children at the stage of pre-school age in the norm and the issue of the emotional distress of the younger generation. The urgency of the problem of emotional distress in the whole society is given. The definitions of "fear" and "anxiety" from the perspective of the theory and practice of research are provided. The question about their specificity, the species diversity of the children of preschool age, normativity and pathological fears is raised. The experience of research activities in this perspective, on the basis of preschool educational institutions are presented. The algorithm of the diagnostic techniques with preschool children are designated. The results of the pilot study, the problems on the sample of preschool children of 5-6 years of age, with their characteristics are provided. The program of correctional-developing work with the preschool children in aspect of optimization, the emotional-strong-willed sphere is given. Particular emphasis is placed on the synthesis of ways of working with the preschoolers, the parents of the preschoolers and the teachers of a group of preschool educational institutions. The results of the control phase of the study, noted the positive dynamics of development of children in experimental learning. The results of the control experiment indicate the effectiveness and efficiency of the developed and implemented programme in the aspect of optimization of emotionally-strong-willed sphere of preschool children 5-6 years of age.

Keywords: childhood, preschool age, emotions, will, fears, anxiety, removing the emotional stress, overcoming negative feelings, understanding the behaviour, game-based rehabilitation, fairy therapy, art therapy, individual and group counseling.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современная ситуация развития общества обозначает в качестве проблемы - воздействие неблагоприятных факторов, тормозящих развитие личности и особенно, находящейся в стадии становления [1; 2; 3]. К одним из таких факторов относится страх и подверженность ему современных детей разного возраста [4; 5].Статистика актуализирует значимость данной проблемы, обозначает рост числа детей со страхами, повышенной возбудимостью, чрезмерно выраженной тревожностью [6; 7; 8; 9].

Методологическую основу работы составили представление концептуальные позиции отечественных психологов по проблеме возникновения страхов в онтогенезе (А. И. Захаров [10], В. Н. Мясищев [11], А. М. Свядощ [12] и др.).

Страхи дошкольников могут иметь временный характер и быть обусловленными возрастными особенно-

стями [10; 13]. Однако, у многих дошкольников отмечается длительный период преобладания страхов, возбудимость, ослабленность ребенка, тревожность, что уже является свидетельством неблагополучия. Чрезмерно выраженные страхи формируют тревожность личности и в последующем приводят к ее деформации при отсутствии оптимизирующих воздействий [14; 15]. Исходом подобной ситуации может быть враждебность к миру в целом.

Невротические страхи возникают при неразрешен-ности каких-либо переживаний, при возникновении острых потрясений длительного действия. Именно эти страхи инициируют особое внимание к ребенку со стороны психологов, педагогического состава дошкольного учреждения, родителей. А в этой связи обозначается вопрос ранней диагностики невротических страхов, стабилизации психики ребенка и его гармонизации с миром.

Анализ последних исследований и публикаций, в ко-

Чикова Ирина Вячеславовна, Диль-Илларионова Татьяна Васильевна педагогические

СПЕЦИФИКА СТРАХОВ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА ... науки

торых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Проблема страха в отечественной и зарубежной науке не имеет однозначного решения, а напротив, отмечается ее разнообразная трактовка. В психолого-педагогической науке представлены различные взгляды на природу страха, его причиннообусловленность, варианты коррекции и преодоления (А. И.Захаров [10], Л. С. Выготский [16], А. Н. Леонтьев [17], А. В. Запорожец [3], А. Адлер [18], Г. Салливан [19] и др.).

Рассматриваемая проблематика в большей степени обозначена в зарубежной психологии в теориях Д. Леви, М. Клейна, З. Фрейда, Дж. Тафта, В. Экслайн и др.. Отечественная разработка проблемы велась в русле исследований В.М. Бехтерева, Г.Е. Сухаревой, В.Н. Мясищева, В.Е. Рожнова, А.М. Свядоща и др.

Ограничиваясь рамками статьи, остановимся лишь на некоторых теоретических позициях, положенных в основу настоящего исследования. В современной науке еще с XIX века существовало четкое разграничение тревоги и страха, которые рассматривались порождением социума. Однако тревога представлялась как болезненное состояние психики, в страх как катализатор чувств, сил и активности человека.

А.И. Захаров отмечает, что «страх может развиваться у человека в любом возрасте» [10]. У каждого растущего человека страхи природосообразны. Но лишь в ситуации доминантности многих видов страхов, частоты их проявления возможна констатация тревожности как черты характера, что является неблагополучием.

Захаровым А.И. определена типология страхов по характеру, по степени реальности, по интенсивности [10]. Социальные страхи возникают у ребенка посредством научения в ходе онтогенетического развития и причин-нообусловлены недостатком информации о внешнем мире. Выделяются и патологические страхи, которые разграничить в детском возрасте достаточно сложно, однако они уже нарушают ход психического развития, ведут к дезадаптации ребенка.

З. Фрейд, анализируя проблему тревожности, в частности невротической, обозначает отличия тревожности и собственно страха, таким образом: «опасность является внутренней, а не внешней, и в том, что она сознательно не признается» [20].

Истоки тревожности необходимо искать в раннем детстве, по мнению отечественных и зарубежных психологов (З. Фрейд, К. Хорни, Д. Леви, А.И. Захаров и др.).

В возрасте 5-7 лет у старших дошкольников обозначается максимальное количество страхов, которые могут иметь временный характер, но при определенных условиях приобрести статус патологических [10; 20; 21; 22].

Тревожность и страх применительно к ребенку дошкольного возраста не являются устойчивой чертой характера, а соответственно обратимы при верной тактике психолого-педагогического сопровождения [10; 23].

Формирование целей статьи (постановка задания). Изучение возрастных страхов дошкольников 5-6 лет и определение путей их оптимизации составляет цель данной статьи.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных результатов.

Поставленная цель обусловила определенный порядок проведения опытно-экспериментальной части исследования. Экспериментальной площадкой выступило МОАУ СОШ №52 г. Орска Оренбургской области (дошкольные группы).

Целью констатирующего этапа исследования определялось - диагностирование наличия страхов у дошкольников 5-6 летнего возраста и выявление его доминирующего вида.

Постановка цели обусловила определенную структуру комплекса диагностических методик: «Наши страхи» 232

[10]; «Что мне сниться страшное или чего я боюсь днем» [24]; «Страху в глаза» [25].

Использование данного комплекса диагностических методик позволило нам констатировать наличие страхов у дошкольников и выявить их специфичность применительно к возрасту.

В качестве основных критериев наличия страхов у дошкольников нами были определены:

- доминантность страха;

- тколичественная представленность страхов у дошкольников;

- частота/ глубина страхов.

Первично дошкольники были включены в диагностическое обследование на предмет выявления доминирующего страха с помощью методики «Наши страхи». Систематизация и обработка результатов диагностики позволили выделить страхи следующих видов:

- «страх смерти» зафиксирован у 20% дошкольников,

- «страх опоздать в детский сад» - обозначен у 20%,

- «боязнь сделать что-то не так» выявлена у 32% испытуемых,

- «боязнь наказания» определена у 28%.

Далее, следуя логике построения констатирующей части исследования, дошкольники были обследованы по методике «Что мне сниться страшное или чего я боюсь днем». По этой части диагностики нами получены данные: «страх смерти» зафиксирован у 20% дошкольников; «страх наказания» отмечен у 30% испытуемых; «страх опоздать в детский сад» - обозначен у 20%; «боязнь сделать что-то не так» выявлена у 30% испытуемых.

Методика «Страху в глаза» позволила выявить детей с эмоциональным неблагополучием, испытывающих тревогу, страх и напряжение, что подтвердило факты предыдущих методик.

Обобщение полученного эмпирического материала и его количественная обработка позволила подойти к следующим выводам:

у дошкольников 5-6 летнего возраста обозначены страхи четырех видов (смерти, наказания, опоздания, сделать что-то не так);

ранжирование доминантности страхов у детей выражено следующей последовательностью: страх наказания, страх сделать что-то не так, страхи смерти и опоздания (представлены в одинаковой степени);

в процентном соотношении страхи дошкольников распределены в выборке: 18% - страх смерти; 18% -страх опоздать куда-либо; 28% - страх сделать что-то не так; 36% - страх наказания.

Поскольку у многих испытуемых страхи вызывали напряжение, повышенный уровень тревожности, выступали стопором в их познавательном, социальном развитии и нарушали процесс межличностной коммуникации со сверстниками и взрослыми, нами была разработана система оптимизирующей работы ориентированной на оптимизацию эмоционально-волевой сферы данной выборки дошкольников.

Данная программа составлена на основе уже имеющихся разработок (Сорокиной Л.И. [26]; Орловой Л.В. [27]; Баженовой О.В. [28]; Суздальцевой Л. [29] и др.).

Однако в рамках решаемой нами проблемы необходима их целостная система и взаимосвязь, которая позволит успешно разрешить поставленные задачи на данном этапе исследовательской работы.

Развивающе-коррекционная работа была реализована в трех направлениях:

1. Работа с дошкольниками;

2. Работа с родителями дошкольников;

3. Совместная работа психолога и воспитателя группы.

В рамках первого направления (работа с дошкольниками) нами реализовались:

- блок игровых упражнений (проводится воспитателем группы при поддержке психолога);

Чикова Ирина Вячеславовна, Диль-Илларионова Татьяна Васильевна СПЕЦИФИКА СТРАХОВ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА ...

- игровая программа оптимизации эмоционально-волевой сферы дошкольников, рассчитанная на 25 занятий групповой и индивидуальной форм с элементами артте-рапии, сказкотерапии, релаксации (проводится психологом).

Второе направление работы (работа с родителями дошкольников) подразумевало проведение консультационных мероприятий (групповых, индивидуальных), просвещения родителей (памятки, листы, папки-передвижки, листы информации).

В ходе реализации программы нами отмечались постепенные изменения качественного характера в эмоционально-волевой сфере детей: утрата психоэмоциональной напряженности, скованности при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, высвобождение негативных чувств, эмоций, преодоление переживаний, осмысление поведенческих особенностей, конструктивность взаимодействия, личностный рост.

Именно эти позитивные изменения в большей степени позволяют утверждать успешность нашей деятельности на формирующем этапе исследования.

На контрольном этапе исследования нами проводилась повторная диагностика наличия страхов у дошкольников и их специфичности. Диагностический материал, используемый на этом этапе, идентичен этапу констатации.

Целью контрольного эксперимента определяется -сравнение результатов полученных до и после проведения формирующего эксперимента с дошкольниками 5-6 летнего возраста.

По данным контрольного этапа исследования наблюдаются нижеследующие позитивные изменения в эмоционально-волевой сфере дошкольников 5-6 лет после проведения формирующего эксперимента:

1) у дошкольников выборки обозначены страхи трех видов (наказания, сделать что-то не так, смерти);

2) ранжирование доминантности страхов у детей выражено следующей последовательностью: страх наказания, страх сделать что-то не так, страх смерти;

3) в процентном соотношении страхи дошкольников распределены в выборке: 2% - страх смерти; 0% - страх опоздать куда-либо; 16% - страх сделать что-то не так; 21% - страх наказания.

Таким образом, прослеживается позитивная динамика в стабилизации и оптимизации эмоционально-волевой сферы дошкольников 5-6 лет, включенных в формирующий эксперимент. Эти приращения в носят и количественную и качественную направленность.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Апробация программы по оптимизации эмоционально-волевой сферы дошкольников 5-6 летнего возраста была успешна и результативна. Это обозначено нижеследующими обстоятельствами: достоверно зафиксирована оптимизация эмоционально-волевой сферы в аспекте снятия психоэмоционального напряжения, высвобождения негативных чувств, эмоций, преодоления переживаний, формирования продуктивных тактик взаимодействия со сверстниками и взрослыми, осмысления поведенческих особенностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеева Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста / Алексеева, Е. Е. // Дошкольная педагогика, 2006. - N2. - С.58-61.

2. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков : психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. - Москва : Моск. псих.-соц. ин-т ; Воронеж : Модэк, 2000. - 304 с.

3. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет.сада /А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др. / Под ред. А.Д. Кошелевой . - М. : Просвещение, 1985.

4. Кошелева А.Д. Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ / А.Д. Кошелева, В.И. Кулаковская, О.Г.

Лопатина // Ребенок в детском саду, 2010. - N 4. - С. 9-12.

5. Локалова Н.П. Связь когнитивно-эмоционального развития со становлением позитивных личностных характеристик старших дошкольников / Н.П. Локалова, Л.И. Никонова // Вопросы психологии, 2012. - N 4. - С. 13-23

6. Чикова И.В. Особенности внутренней жизни ребенка дошкольного возраста. в сборнике: Актуальные вопросы и перспективы развития науки и образования материалы международной (заочной) научно-практической конференции. научно-издательский центр «Мир науки», 2016. - с. 134-137.

7. Чикова И.В. К проблеме нарушений эмоционального развития дошкольников в сборнике: Новые подходы в науке и образовании материалы международной (заочной) научно-практической конференции. научно-издательский центр «Мир науки», 2016. - с. 137-140.

8. Мантрова М.С. Становление проблематики «образа я» личности в человекознании / М.С. Мантрова. // Известия самарского научного центра российской академии наук. социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, 2016. - т. 18. - № 1. - с. 71-74.

9. Степаненко Н.А. Методологические аспекты воспитания в современном обществе / Н.А. Степаненко // Успехи современной науки и образования, 2016. - т. 1. -№ 11. - с. 156-158.

10. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст] / А.И. Захаров. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. - 320 с. - (Детская психология и психотерапия).

11. Мясищев В.Н. Личность и неврозы [Электронный ресурс] / Мясищев В.Н. - Изд-во Ленингр. ун-та, 1960.

12. Свядощ А.М. Неврозы : монография /А.М. Свя-дощ. - М. : Медицина, 1982. - 366 с.

13. Леви В.Л. Приручение страха / В.Л. Леви. - М. : Метафора, 2006. - 192 с.

14. Григорьева Н. Развитие эмоциональной сферы / Н. Григорьева // Дошкольное воспитание, 2010. - N 2.

- С. 67-71.

15. Данилина Т.А. В мире детских эмоций [Текст] : пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. - Москва : Айрис-пресс, 2004. - 160 с. - (Библиотека психолога образования)

16. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) / Б.Д. Эльконин. - М.: Тривола, 1994. - 168 с.

17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность : научное издание / А.Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.

18. Адлер А. Понять природу человека : пер. с нем. / А. Адлер. - СПб. : Акад. Проект, 1997. - 256 с.

19. Салливан Г. Интерперсональная теория в психиатрии / Предисл. Х.С. Перри, М.Л. Гавел. - М. : Ювента, 1999. - 345 с.

20. Фрейд З. психология бессознательного : сб. произведений / З. Фрейд. - М. : Просвещение, 1990. - 448 с.

21. Мантрова М.С. К вопросу о компонентах Я-кон-цепции личности / М.С. Мантрова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016. - № 3-7.

- с. 34-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Стожарова М.Ю. Эмоциональное развитие дошкольников / Стожарова М.Ю. // Ребенок в детском саду, 2005. - N2. - С.65-68.

23. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет [Текст] : диагностика, занятия, рекомендации / авт.-сост. Н.Ф. Иванова. - Волгоград : Учитель, 2009. - 191 с.

24. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника [Текст] : учебное пособие / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск : Университетское, 1997. 236 с.

25. Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова. - Ростов н / Д : Феникс, 2008. 317 с.

26. Сорокина Л.И. Коррекция страхов у детей

Чикова Ирина Вячеславовна, Диль-Илларионова Татьяна Васильевна СПЕЦИФИКА СТРАХОВ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА ...

4-6 лет / Сорокина Л.И. // Ребенок в детском саду, 2008. - N3. - С.73-76.

27. Орлова Л.В. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами сенсомотор-ной арт-терапии / Орлова Л.В. // Наука и школа, 2008. - N 2.. - С. 55-56.

28. Баженова О.В. Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников [Текст] / О.В. Баженова. - СПб. : Речь ; Москва : Сфера, 2010. - 192 с.

29. Суздальцева Л. Сказка как средство эмоционального развития детей / Л. Суздальцева // Учитель, 2010. - N 2. - С. 5-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.