Научная статья на тему 'Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников и опыт его оптимизации в условиях дошкольного образовательного учреждения'

Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников и опыт его оптимизации в условиях дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6519
530
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВО / CHILDHOOD / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRESCHOOL AGE / МЫШЛЕНИЕ / THINKING / НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / VISUAL-FIGURATIVE THINKING / ОБРАЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / FIGURATIVE REPRESENTATIONS / ПОЛНОТА ОБРАЗОВ / THE COMPLETENESS OF IMAGES / ОПЕРИРОВАНИЕ ОБРАЗАМИ / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / SPATIAL REPRESENTATION / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ИГРА / GAME / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ГРУППОВОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / INDIVIDUAL AND GROUP COUNSELING / MANIPULATION OF IMAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чикова Ирина Вячеславовна, Диль-Илларионова Татьяна Васильевна

В статье рассматриваются особенности познавательного развития детей на этапе дошкольного возраста. Обосновывается актуальность проблемы в соответствии с новыми задачами, стоящими перед системой дошкольного образования в условиях его модернизации. Приводятся дефиниции «мышление» и «наглядно-образное мышление» с позиции теории и практики исследований. Поднимается вопрос о содержательных характеристиках, критериях становления наглядно-образного мышления у детей на начало дошкольного возраста. Представлен опыт исследовательской деятельности в данном ракурсе на базе дошкольного образовательного учреждения. Обозначен алгоритм проведения диагностических методик с детьми дошкольного возраста. Изложены результаты экспериментального исследования заявленной проблемы на выборке дошкольников 3-4-летнего возраста, указаны их особенности. Предложена программа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в аспекте оптимизации данного вида мышления. Особый акцент сделан на синтезе направлений работы с дошкольниками, родителями дошкольников и педагогами группы дошкольного образовательного учреждения. Обозначены результаты контрольного этапа исследования, отмечена динамика познавательного развития детей в условиях экспериментального обучения. Результаты контрольного эксперимента обозначают действенность и эффективность разработанной и реализованной программы в аспекте оптимизации наглядно-образного мышления дошкольников 3-4-летнего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чикова Ирина Вячеславовна, Диль-Илларионова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF VISUAL-FIGURATIVE THINKING OF PRESCHOOL CHILDREN AND THE EXPERIENCE OF ITS OPTIMIZATION IN THE CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

The article considers cognitive development’s features of children at the preschool age stage. There are urgencies the problem accordance with the new challenges facing the system of preschool education in the context of its modernization. There are given the definition of "thinking" and "visual-figurative thinking" from the perspective of the theory and practice of research. It raises the question of meaningful performance criteria of formation of visual-figurative thinking in children at the beginning of preschool age. There are presented the experience of research activities in this perspective, based on nursery school system. There are designated the algorithm of the diagnostic preschool children’s mentality. The results of the pilot study, the problems on the sample of preschool children 3-4 years, provided their characteristics. There are proposed the program of correctional-developing work with preschool children in optimization’s aspect of this kind of thinking. Particular emphasis role based on the synthesis working ways with preschoolers, parents of preschoolers and teachers of nursery school. The results of the control phase of the study, marked by the dynamics of cognitive development of children in experimental learning. The results of the control experiment indicate the effectiveness and efficiency developed and implemented program in the aspect of optimization of visual-figurative thinking of preschool children 3-4 years of age.

Текст научной работы на тему «Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников и опыт его оптимизации в условиях дошкольного образовательного учреждения»

УДК 37.025.7

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ОПЫТ ЕГО ОПТИМИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

© 2016

Чикова Ирина Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории Диль-Илларионова Татьяна Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования Оренбургский государственный университет, филиал в г. Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: saxenadil@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности познавательного развития детей на этапе дошкольного возраста. Обосновывается актуальность проблемы в соответствии с новыми задачами, стоящими перед системой дошкольного образования в условиях его модернизации. Приводятся дефиниции «мышление» и «наглядно-образное мышление» с позиции теории и практики исследований. Поднимается вопрос о содержательных характеристиках, критериях становления наглядно-образного мышления у детей на начало дошкольного возраста. Представлен опыт исследовательской деятельности в данном ракурсе на базе дошкольного образовательного учреждения. Обозначен алгоритм проведения диагностических методик с детьми дошкольного возраста. Изложены результаты экспериментального исследования заявленной проблемы на выборке дошкольников 3-4-летнего возраста, указаны их особенности. Предложена программа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в аспекте оптимизации данного вида мышления. Особый акцент сделан на синтезе направлений работы с дошкольниками, родителями дошкольников и педагогами группы дошкольного образовательного учреждения. Обозначены результаты контрольного этапа исследования, отмечена динамика познавательного развития детей в условиях экспериментального обучения. Результаты контрольного эксперимента обозначают действенность и эффективность разработанной и реализованной программы в аспекте оптимизации наглядно-образного мышления дошкольников 3-4-летнего возраста.

Ключевые слова: детство, дошкольный возраст, мышление, наглядно-образное мышление, образные представления, полнота образов, оперирование образами, пространственные представления, развитие, игра, индивидуальное и групповое психологическое консультирование.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF VISUAL-FIGURATIVE THINKING OF PRESCHOOL CHILDREN AND THE EXPERIENCE OF ITS OPTIMIZATION IN THE CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

© 2016

Chikova Irina Vyacheslavovna, candidate of psychological Sciences, associate Professor, leading researcher of scientific research laboratory Dil-Illarionova Tatyana Vasilyevna, candidate of pedagogical sciences, associate Professor, head of chair of preschool and primary education Orenburg state University branch in the city of Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue 15 A, e-mail: saxenadil@mail.ru)

Abstract. The article considers cognitive development's features of children at the preschool age stage. There are urgencies the problem accordance with the new challenges facing the system of preschool education in the context of its modernization. There are given the definition of "thinking" and "visual-figurative thinking" from the perspective of the theory and practice of research. It raises the question of meaningful performance criteria of formation of visual-figurative thinking in children at the beginning of preschool age. There are presented the experience of research activities in this perspective, based on nursery school system. There are designated the algorithm of the diagnostic preschool children's mentality. The results of the pilot study, the problems on the sample of preschool children 3-4 years, provided their characteristics. There are proposed the program of correctional-developing work with preschool children in optimization's aspect of this kind of thinking. Particular emphasis role based on the synthesis working ways with preschoolers, parents of preschoolers and teachers of nursery school. The results of the control phase of the study, marked by the dynamics of cognitive development of children in experimental learning. The results of the control experiment indicate the effectiveness and efficiency developed and implemented program in the aspect of optimization of visual-figurative thinking of preschool children 3-4 years of age.

Keywords: childhood, preschool age, thinking, visual-figurative thinking, figurative representations, the completeness of images, manipulation of images, spatial representation, development, game, individual and group counseling.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время в связи с новыми задачами в системе дошкольного образования особо значима актуализация умственной сферы, проблема умственного развития детей дошкольного возраста. Одним из центральных вопросов умственного развития является вопрос об оптимизации и развитии мышления в дошкольном возрасте.

Понимание динамики развития мышления ребенка - это условие изменения центрации педагогов в воспитательно-образовательном процессе при переходе на подлинно развивающую личностно-ориентированную модель.

Воспитатель в образовательной деятельности детей учится видеть не только то, чем дети овладели (знания, умения, навыки), но и как изменился способ приобретения, добывания той или иной информации разного рода, какие произошли изменения в их мышлении.

Безусловно, на наш взгляд, такая позиция требует

от воспитателей дошкольных образовательных учреждений большей четкости в понимании закономерностей развития мышления ребенка.

В отношении познавательной сферы отечественными исследователями обозначается особая роль наглядно-образного мышления (Л.А. Венгер [1], А.В. Запорожец [2], B.C. Мухина [3], Н.Н. Поддьяков [4; 5] и др.). От развития именно этого вида мышления зависит последующая жизнь и качество обучения на этапе младшего школьного возраста.

Наглядно-образное мышление выступает определенной ступенью в психическом развитии и актуализировано ввиду влияния на словесно-логическое.

Таким образом, явно просматривается противоречие между желаемостью развития наглядно-образного мышления у дошкольников в условиях ДОУ, предоставляющего возможность построения ими собственной картины мира, обеспечивающего закладку базиса детского мировоззрения, с одной стороны, и

Чикова Ирина Вячеславовна, Диль-Илларионова Татьяна Васильевна ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ...

недостаточностью проработки диагностико-коррекци-онного аспектов данной проблемы, с другой стороны, обуславливают ее особую актуальность.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

В отечественной и зарубежной психологии накоплено огромное количество работ теоретического и прикладного, дидактического характера по изучению когнитивной сферы ребенка первых семи лет жизни.

Проблема детского мышления волновала многих ученых: Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, Дж. Брунера, Б. Инельдер и многих других сотрудников их лабораторий и научных школ. Каждый из них внес свою лепту в познание детского мышления.

Не беря на себя сверхответственную задачу систематизации этих открытий, подведения каких бы то ни было итогов в этой проблематичной области детской психологии, мы ограничимся лишь ссылкой на некоторых авторов, проделавших анализ закономерностей и условий развития детского мышления в психолого-педагогическом аспекте. Это работы П.Я. Гальперина, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, Н.Н. Поддьякова, У.В. Ульенковой, С.Л. Новоселовой, Д.Б. Эльконина, А.Ф. Обуховой и др.

Одним из этапов интеллектуального развития дошкольника 3-4 лет согласно Коломинскому Я.Л., Панько Е.А., является становление наглядно-образного мышления, его спецификация и усложнение в период от 3 до 7 лет [6].

В ряде исследований в отечественной психолого-педагогической науке Г.И. Минской, А.А. Люблинской, А.В. Запорожца доминантно определено, что в 3-4 года возникает способность к оперированию образами, а далее она закрепляется и обогащается [7; 2].

Идентичные фактические данные конституированы зарубежными исследователями (А. Валлон [8], Ж. Пиаже [9; 10], Б. Инельдер [9], Дж. Брунер [11]).

Однако, если в теории представлены различные позиции и подходы к проблеме развития наглядно-образного мышления, то в практике обозначены лишь незначительные наработки в этом направлении.

Формирование целей статьи (постановка задания). Изучение уровней сформированности образных представлений дошкольников 3-4 лет и определение путей их оптимизации составляет цель данной статьи.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных результатов.

Поставленная цель обусловила определенный порядок проведения опытно-экспериментальной части исследования. Экспериментальной площадкой выступило МОАУ СОШ №52 г. Орска Оренбургской области (дошкольные группы).

Целью констатирующего этапа исследования определялось - выявление уровней сформированности наглядно-образного мышления у детей 3-4 лет.

Постановка цели обусловила определенную структуру комплекса диагностических методик: «Объединение форм» (по Торндайку) [12]; «Лабиринт» [13]; «Кому чего не достает» («нахождение недостающих деталей») [14]; «Раздели на группы» [12]; «Какие предметы спрятаны в рисунках?» [13].

Содержательная направленность

психодиагностического комплекса позволила нам зафиксировать устойчивость проявляемых параметров, их наполненность и соотнесенность с нормативами развития дошкольников.

В качестве основных критериев сформированности наглядно-образного мышления нами были определены:

- полнота и расчлененность пространственных представлений;

- стойкость и подвижность пространственных представлений;

- сложность/ простота структуры пространственных представлений;

- способность к соотнесению схемы и реальной ситуации.

Итак, младшие дошкольники были обследованы на предмет определения уровня сформированности наглядно-образного мышления с помощью методики «Объединение форм» (по Торндайку). Детям было предложено найти решение трем задачам в образном плане, и по результатам диагностики были выделены уровни сформированности наглядно-образного мышления:

- 19 % дошкольников по исследуемым нами параметрам соответствуют низкому уровню;

- 41 % отнесены к среднем уровню;

- 40 % дошкольников обозначили по качеству выполняемой методики высокий уровень.

Далее дошкольники были обследованы по методике «Лабиринт», которая также ориентирована на раскрытие особенностей наглядно-образного мышления. Обработка и систематизация эмпирического материала позволила представить данные в процентном выражении к числу выборки:

- низкий уровень представлен у 20 % дошкольников;

- средний уровень характеризует 40% дошкольников от общего числа выборки;

- высокий уровень преобладает, исходя из критериев методики у 39 % испытуемых.

Для достоверности выводимых уровней сформи-рованности наглядно-образного мышления и согласно модели этапа констатации мы провели диагностику испытуемых дошкольников по методике «Кому чего не достает» (нахождение недостающих деталей). В ходе анализа результатов прослеживается взаимосвязь показателей предыдущих методик, и подтверждаются данные о доминирующих уровнях сформированности наглядно-образного мышления испытуемых 3-4 лет.

Однако для изучения еще одного компонента наглядно-образного мышления - полноты и расчлененности образных представлений мы провели диагностику по методикам «Раздели на группы» и «Какие предметы спрятаны в рисунках?». В этой связи важно отметить следующее:

- дети с низким уровнем полноты и расчлененности образных представлений не могут классифицировать предметы в единый образ, не владеют приемами анализа образа и его обобщения; ориентируются лишь в простых образах; требуют длительного выполнения задания;

- дети со средним уровнем слабо владеют образными представлениями, выделяют лишь простые связи, по времени не укладываются в норматив, не достаточно точно группируют образы;

- дети с высоким уровнем безошибочно определяют необходимый образ, группируют точно и верно предметы по образному представлению; укладываются в отведенное время; выделяют простые и сложные образные связи.

На основе этих данных мы получаем доказательство полученных фактов по предыдущим методикам, что позволяет более детально представить особенности развития и сформированности наглядно-образного мышления у детей нашей выборки.

Итак, в ходе диагностики уровней сформированно-сти наглядно-образного мышления дошкольников 3-4-летнего возраста, мы выявили:

- высокий уровень в данной выборке дошкольников выявлен у 40 %;

- среднему уровню соответствуют 39 %;

- к низкому уровню принадлежат 21 % детей от числа испытуемых.

На основе результатов диагностики младших дошкольников, дети двух последних уровней сформиро-

Чикова Ирина Вячеславовна, Диль-Илларионова Татьяна Васильевна педагогические

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ... науки

ванности наглядно-образного мышления отнесены нами в группу, для которой необходима работа по оптимизации данного вида мышления, а для другой категории дошкольников 3-4-летнего возраста нами планируется проведение развивающей работы.

Наглядно-образное мышление выступает одним из качественных новообразований дошкольного возраста, специфичных по представлениям и оперированию ими.

Однако у многих детей 3-4 лет наглядно-образное мышление развито еще недостаточно, оно незрело в виду переходного периода от наглядно-действенного, и это приводит к серьезным проблемам в их образовании и воспитании дошкольников (Квач Н.В. [15]; Левитина С.С., Лидерс А.Г. [16]; Широкова Г.А. [17] и др.).

Данная программа составлена на основе уже имеющихся разработок (Артюхова И.С. [18]; Ермолаева М.В. [19]; Колесникова Г.И. [20]; Дружинин А. [21]; Тихомирова Л.Ф. [22; 23] и др.).

Однако в рамках решаемой нами проблемы необходима их целостная система и взаимосвязь, которая позволит успешно разрешить поставленные задачи на данном этапе исследовательской работы.

Цель программы: оптимизация уровней сформиро-ванности наглядно-образного мышления дошкольников 3-4 лет.

Задачи программы:

- определение индивидуальных возможностей детей 3-4-летнего возраста;

- развитие целостных представлений об окружающем мире;

- развитие образных представлений и умений оперирования образом у дошкольников 3-4 лет;

- оптимизация наглядно-образного мышления детей 3-4 лет.

Развивающе-коррекционная работа с детьми, имеющими недостаточный уровень сформированности наглядно-образного мышления, была реализована в трех направлениях:

1. Работа с дошкольниками;

2. Работа с воспитателями группы дошкольников;

3. Совместная работа психолога и воспитателя группы.

В рамках первого направления (работа с дошкольниками, имеющими низкий уровень сформированности наглядно-образного мышления) нами реализовались два раздела:

- раздел 1 - блок игровых упражнений с активизацией мыслительных операций при опоре на представления, т.е. визуализацию (проводится воспитателем группы при поддержке психолога);

- раздел 2 - игровая программа развития наглядно-образного мышления у детей 3-4 лет, рассчитанная на 20 занятий (проводится психологом).

Второе направление работы (работа с воспитателями группы дошкольников, имеющих недостаточный уровень сформированности наглядно-образного мышления) реализовалась также двумя разделами развивающе-кор-рекционной работы:

- раздел 3 - работа, включающая в себя психолого-просветительскую работу и обучение воспитателей приемам развития наглядно-образного мышления;

- раздел 4 - консультирование воспитателей по вопросам индивидуальных особенностей развития наглядно-образного мышления (групповые и индивидуальные консультации).

В процессе работы нами были отмечены определенные изменения в качественном и процессуальном характере наглядно-образного мышления детей 3-4 летнего возраста, существенно отличные от зафиксированных в начале исследовательской деятельности. Именно эти изменения позволяют говорить об успешности нашей деятельности.

На заключительном этапе исследования проводилось повторное определение уровней сформированности 342

наглядно-образного мышления детей 3-4 лет, включенных в развивающе-коррекционную работу.

Целью контрольного эксперимента определяется - сравнение результатов полученных до и после проведения развивающе-коррекционной работы с дошкольниками 3-4-летнего возраста. Поставленная цель была реализована посредством психодиагностических методик соответствующих этапу констатации.

По данным контрольного этапа исследования наблюдаются нижеследующие позитивные изменения наглядно-образного мышления дошкольников 3-4-летнего возраста после проведения формирующего эксперимента:

1) отмечается оптимизация наглядно-образного мышления дошкольников 3-4 лет, включенных в развивающе-коррекционную работу - переход от средних и низких уровней на этапе констатации к среднему и выше среднего уровням;

2) обозначаются качественные изменения по всем рассмотренным параметрам:

- наличию образных представлений;

- глубине проработки образных представлений;

- оперировании образами включая ориентировку в пространстве.

3) низкий уровень сформированности наглядно-образного мышления по результатам выполнения методик на этапе контрольного эксперимента не зафиксирован.

Таким образом, прослеживается позитивная динамика в развитии наглядно-образного мышления дошкольников 3-4 лет, включенных в формирующий эксперимент. Эти приращения в мышлении носят и количественную и качественную направленность.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Апробация программы по оптимизации уровней сформированности наглядно-образного мышления дошкольников 3-4 лет была успешна и результативна. Это обозначено нижеследующими обстоятельствами: достоверно зафиксирована оптимизация наглядно-образного мышления дошкольников в аспекте сформированности образных представлений, их глубине и полноте проработки и умения оперировать этими образами; младшие дошкольники с низкими и средними показателями сформированности наглядно-образного мышления переходят качественно на средний и выше среднего уровни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Л.А. Венгер, Е.Л. Агаева, Н.Б. Венгер и др.. - М. : Педагогика, 1986. 222 с.

2. Психология детей дошкольного возраста [Текст] : развитие познавательных процессов : [монография] /под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М. : Просвещение, 1964. 352 с.

3. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. - М. : Изд. центр «Академия», 2007. 640 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника [Текст] : [монография] / Н.Н. Поддьяков. - М. : Педагогика, 1977. 272 с.

5. Поддьяков Н.Н. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Н.Н. Поддьяков. - М. : Педагогика, 1980. 216 с.

6. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника [Текст] : учебное пособие / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск : Университетское, 1997. 236 с.

7. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка [Текст] : ранний и дошкольный возраст / А.А. Люблинская. - Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1959. 546 с.

8. Валлон А. Психическое развитие ребенка: моноБалтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17)

графия / А. Валлон. - СПб : Питер, 2001. 208 с.

9. Пиаже Ж. Генезис элементарных логических структур : классификации и сериации / Ж. Пиаже, Б. Инельдер. - М. : Изд. иностр. лит., 1963. 448 с.

10. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка [Текст] / Ж. Пиаже; отв. Ред. А.Н. Драчев. - СПб. : Союз, 1997. 288 с.

11. Исследование развития познавательной деятельности / под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер, П. Гринфилд / пер. с англ. М.И. Лисиной. - М. : Педагогика, 1971. 392 с.

12. Диагностика умственного развития дошкольников [Текст] : [монография] /под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. - Москва : Педагогика, 1978. 248 с.

13. Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова. - Ростов н / Д : Феникс, 2008. 317 с.

14. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Н.Е. Веракса. - М. : ПЕР СЭ, 2003. 144 с.

15. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков детей 3-7 лет : пособие для педагогов дошк. Учреждений / Н.В. Квач. - М. : ГИЦ ВЛАДОС, 2001. 160 с.

16. Лидерс А.Г. Формирование психических процессов как метод исследования в психологии / А.Г. Лидерс, Ю.И. Фролов. - М. : Изд-во МГУ, 1991. 61 с.

17. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2004. 291 с.

18. Артюхова И.С. Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников / И.С. Артюхова. - М. : Чистые пруды, 2008. 32 с.

19. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии [Текст] : учеб. пособие / М.В. Ермолаева. -М. : Издательство «Ось - 89», 2003. 416 с.

20. Колесникова Г.И. Специальная психология и педагогика [Текст] : учеб. пособие / Г.И. Колесникова .- 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 250 с.

21. Дружинин А. ребенок от рождения до школы : Как развить интеллект вашего ребенка / А. Дружинин. -М. : Центрполиграф, 2003. 191 с.

22. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. - Ярославль : Академия развития, 1996. 192 с.

23. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль : Гринго, 1995. 240 с.

Чикова Ирина Вячеславовна, Диль-Илларионова Татьяна Васильевна

НОСТИ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.