Научная статья на тему 'Специфика общения дошкольников со сверстниками: опыт исследования'

Специфика общения дошкольников со сверстниками: опыт исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6082
645
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRESCHOOL AGE / ДОШКОЛЬНИК / PRESCHOOLER / ОБЩЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СТАТУС / STATUS / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERPERSONAL RELATIONS / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSTICS / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ОПТИМИЗАЦИЯ / OPTIMIZATION / КОРРЕКЦИЯ / CORRECTION / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ГРУППОВОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / INDIVIDUAL AND GROUP PSYCHOLOGICAL CONSULTING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чикова Ирина Вячеславовна, Мантрова Мария Сергеевна

В статье рассматриваются особенности общения дошкольников. Обосновывается актуальность проблемы в соответствии с тенденциями развития общества, требованиями образовательного стандарта, задачами, стоящими перед системой дошкольного образования в условиях модернизации и гуманизации. Приводится понятийный аппарат проблемы, её методологические основания с позиции теории и практики психолого-педагогических исследований. Поднимается вопрос о вариативности подходов и многоаспектности категорий анализа. Представлен опыт исследовательской деятельности в данном аспекте на базе дошкольного образовательного учреждения. Конкретизируется алгоритм проведения диагностики. Изложены результаты экспериментального исследования заявленной проблемы на выборке детей 5-6 летнего возраста, выявлены особенности общения дошкольников со сверстниками, определены их качественные характеристики и тенденции позитивной и негативной направленности. По результатам констатирующего эксперимента предложена программа коррекционно-развивающей работы в аспекте оптимизации общения дошкольников со сверстниками. Особый акцент сделан на синтезе направлений работы непосредственно с дошкольниками, их родителями и воспитателями группы. Обозначены результаты контрольного этапа исследования, отмечены позитивные изменения изучаемых параметров качественной направленности после формирующего эксперимента. Результаты контрольного эксперимента обозначают результативность и действенность разработанной и внедренной в практику дошкольного образовательного учреждения программы в аспекте оптимизации общения дошкольников со сверстниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF THE INTERACTION AMONG PRESHCOOLERS-COEVALS: THE RESEARCH EXPERIENCE

The article deals with the peculiarities of preschoolers’ interaction. The urgency of the problem is determined in accordance with the society development trends, with the requirements of the education standard, with the tasks of the system of preschool education under the conditions of modernization and humanization. The system terminological notions of the problem is revealed from the point of view of the theory and practice of psychological and pedagogical researches. The questions is aroused of the variation of the approaches and multiaspectness of the category of analysis. The experience of the research study is given in the present aspect on the basis of preschool educational institution. The algorithm of the diagnostics is specified. The results are given of the experimental research of the stated problem within the group of children of 5-6 years of age. The peculiarities of the interaction among preschoolers are revealed. Among the results, the positive and negative trends are highlighted. On the results of the final experiment the program of correcting and developing activities is suggested in the aspect of the optimization of preschoolers’ interaction in peer groups. The peculiar stress is made upon the synthesis of the activity directions peculiar with the preschoolers, their parents and kindergarten teachers. The results are stated of the controlling stage of the experiment with the statement of the positive changes of the studied parameters after the performance of the forming experiment. The results of the controlling experiment determine the efficiency and effectiveness of the developed and implemented into the preschool education institution program in the aspect of the optimization of preschoolers interaction in peer groups

Текст научной работы на тему «Специфика общения дошкольников со сверстниками: опыт исследования»

Chikova Irina Vyacheslavovna, Mantrova Maria Sergeyevna THE PECULIARITIES OF THE INTERACTION ...

psychological science

УДК 159.9.07

СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ

© 2018

Чикова Ирина Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории Мантрова Мария Сергеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель

кафедры педагогики и психологии Оренбургский государственный университет, филиал в г. Орске, (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: mantrova.m.86@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности общения дошкольников. Обосновывается актуальность проблемы в соответствии с тенденциями развития общества, требованиями образовательного стандарта, задачами, стоящими перед системой дошкольного образования в условиях модернизации и гуманизации. Приводится понятийный аппарат проблемы, её методологические основания с позиции теории и практики психолого-педагогических исследований. Поднимается вопрос о вариативности подходов и многоаспектности категорий анализа. Представлен опыт исследовательской деятельности в данном аспекте на базе дошкольного образовательного учреждения. Конкретизируется алгоритм проведения диагностики. Изложены результаты экспериментального исследования заявленной проблемы на выборке детей 5-6 летнего возраста, выявлены особенности общения дошкольников со сверстниками, определены их качественные характеристики и тенденции позитивной и негативной направленности. По результатам констатирующего эксперимента предложена программа коррекционно-развивающей работы в аспекте оптимизации общения дошкольников со сверстниками. Особый акцент сделан на синтезе направлений работы непосредственно с дошкольниками, их родителями и воспитателями группы. Обозначены результаты контрольного этапа исследования, отмечены позитивные изменения изучаемых параметров качественной направленности после формирующего эксперимента. Результаты контрольного эксперимента обозначают результативность и действенность разработанной и внедренной в практику дошкольного образовательного учреждения программы в аспекте оптимизации общения дошкольников со сверстниками.

Ключевые слова: дошкольный возраст, дошкольник, общение, взаимодействие, социализация, статус, межличностные отношения, диагностика, развитие, оптимизация, коррекция, индивидуальное и групповое психологическое консультирование.

THE PECULIARITIES OF THE INTERACTION AMONG PRESHCOOLERS-COEVALS:

THE RESEARCH EXPERIENCE

© 2018

Chikova Irina Vyacheslavovna, candidate of psychological Sciences, associate Professor, leading researcher of scientific research laboratory Mantrova Maria Sergeyevna, candidate of pedagogical Sciences, Senior lecturer of the Chair

of Pedagogics and Psychology Orenburg State University, branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue, 15 A, e-mail: mantrova.m.86@mail.ru)

Abstract. The article deals with the peculiarities of preschoolers' interaction. The urgency of the problem is determined in accordance with the society development trends, with the requirements of the education standard, with the tasks of the system of preschool education under the conditions of modernization and humanization. The system terminological notions of the problem is revealed from the point of view of the theory and practice of psychological and pedagogical researches. The questions is aroused of the variation of the approaches and multiaspectness of the category of analysis. The experience of the research study is given in the present aspect on the basis of preschool educational institution. The algorithm of the diagnostics is specified. The results are given of the experimental research of the stated problem within the group of children of 5-6 years of age. The peculiarities of the interaction among preschoolers are revealed. Among the results, the positive and negative trends are highlighted. On the results of the final experiment the program of correcting and developing activities is suggested in the aspect of the optimization of preschoolers' interaction in peer groups. The peculiar stress is made upon the synthesis of the activity directions peculiar with the preschoolers, their parents and kindergarten teachers. The results are stated of the controlling stage of the experiment with the statement of the positive changes of the studied parameters after the performance of the forming experiment. The results of the controlling experiment determine the efficiency and effectiveness of the developed and implemented into the preschool education institution program in the aspect of the optimization of preschoolers interaction in peer groups.

Keywords: preschool age, preschooler, interaction, socialization, status, interpersonal relations, diagnostics, development, optimization, correction, individual and group psychological consulting.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Дошкольный возраст ассоциируется с развитием контактов между детьми, построением и усложнением системы их взаимодействия опосредованного совместной деятельностью. Это время связано с ведущей потребностью детей - общением в разных видах деятельности и игре. Общение выступает фактором социализации, поскольку ежедневная включенность в общение и его реализация способствуют усвоению и воспроизводству социального опыта, постижению социальных связей и отношений. Включаясь посредством общения в процесс социализации, ребенок получает представление о нормах поведения, деятельности, усваивает их контекст и направленность, что формирует убеждения, ценности развивающейся личности.

Развитие коммуникативной сферы дошкольника,

таким образом, является основополагающим условием, как в плане психического развития, так и становления личности, а также, что немаловажно в аспекте социализации и последующей готовности к учебной деятельности, в частности.

Проблема общения дошкольников представлена в разных аспектах в многочисленных исследованиях Я.Л. Коломинского [1; 2], В.Р. Кисловской [3], М.И. Лисиной [4; 5], В.С. Мухиной [6], Р.А. Максимовой [7, с. 4], Т.А. Репиной [8], О.Е. Смирновой [7] и других. Однако, не смотря на разработанность теоретических аспектов проблемы в плане понятийного аппарата, структурных компонентов, специфических характеристик и условий, она не утратила своей значимости и актуальности, а, напротив, в реалиях современности, процесса социализации приобрела особый статус.

Если согласно теории, нормативно определена по-

психологические науки

Чикова Ирина Вячеславовна, Мантрова Мария Сергеевна СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ ...

требность ребенка в контактах, системе взаимодействия не только с взрослыми, но и сверстниками, то в реалиях современного развития общества мы получаем иное. Все больше в последнее время констатируется тенденция увеличения детей, ограниченных в общении, не умеющих вступать в контакт со сверстником и не имеющих опыта поведения и взаимодействия в детских группах.

Следовательно, обозначаемые в стандарте дошкольного образования требования к коммуникации дошкольников и противоречивость современной практики общения дошкольников актуализируют особое внимание к данной проблематике и обозначают необходимость её решения.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Рассматриваемая нами проблема далеко не нова, она имеет многолетнюю историю и представлена в трудах как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Проблемой детских коммуникаций в дошкольном возрасте занимались многие отечественные исследователи: Л.С. Выготский [9], Д.Б. Эльконин [10],

A.В. Запорожец [11; 12], Я.Л. Коломинский [1-2],

B.Н. Мясищев [13], А.П. Усова [14], А.С. Спиваковская [15], В.С. Мухина [16], Т.Н. Счастная [17], А.А. Рояк [18], М.И. Лисина [19], Т.А. Репина [20] и другие. Попытки осмыслить проблему в зарубежных исследованиях представлены в исследованиях и высказываниях

A. Маслоу [21], A. Бандуры [22] и других.

Понятие коммуникация в современной психологической литературе соотносится с феноменами «общение» и «отношение». Но эти понятия следует различать, как указывают Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова [7]. Для этого необходимо рассмотреть понятийный ряд.

Вопрос коммуникативных отношений человека, их детерминированности и феноменологии под разным углом зрения обозначен в социально-психологической литературе. В большей степени в исследованиях акцентируется аспект связи коммуникации с системой общественных отношений. Иногда они равно положены общественным отношениям или же образуют их базис, в других вариациях их располагают на верхнем уровне (Е.С. Кузьмин) [23]. Не менее значима точка зрения, когда коммуникативные отношения - есть отражение в сознании субъекта общественных отношений (К.К. Платонов) [24].

Общение способствует передаче, обмену и координации идеальных образований, существующих у индивида в виде представлений, восприятия, мышления (А.Н. Сухов, А.А. Деркач) [25]. Такая трактовка понятия «общение» преодолевает одностороннее понимание взаимосвязи общения и деятельности. Данный подход через призму отечественной психологической науки находит отражение в субъект-субъектном взаимодействии (Б.Ф. Ломов) [26]. В данном ключе общение - это особая инициированная субъектом форма активности. Результативность последнего определяется не только преобразованием предметного мира, а более всего качественной стороной отношений человека с человеком, системой «субъект-субъект(ы)».

В контексте нашей работы рассматриваются коммуникативные отношения дошкольников, где наиболее распространенным подходом к их пониманию является социометрический (избирательные предпочтения детей в группе сверстников). Исследованиями Я.Л. Коломинского [2], Т.А. Репиной [20],

B.Р. Кисловской [3], B.C. Мухиной [27] констатируются факты структурированности коллектива дошкольников, изменения статусно-ролевых позиций и их динамики в детском сообществе, степени осознанности выборов, содержательной наполненности критериальных характеристик при оценке отношений со сверстниками.

Восприятие дошкольниками субъектов общения,

их эмоциональных переживании и состоянии, нахождение вариантов разрешения проблемных форм общения представлены в исследованиях Р.А. Максимовой, Г.А. Золотняковой, В.М. Сенченко [7, с. 4]. Данный аспект нашел отражение в терминах «социальный интеллект» или «социальные когниции». Следовательно, стала доминировать когнитивистская ориентация отношения к другому, партнер по общению стал предметом познания (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова [7]).

Однако значительное количество исследований раскрывают реальные контакты детей, их влияние на детское сообщество, его динамику. В этом контексте представлены два подхода: 1. Концепция деятельностного опосредования отношений (А.В. Петровский) [28]; 2. Концепция генезиса общения (М.И. Лисина) [4].

Общение как особая коммуникативная деятельность по формированию взаимоотношений представлено в концепции М.И. Лисиной [4]. Аналогию трактовки соотношения этих понятий обозначают Г.М. Андреева [29], К.А. Абульханова-Славская [30], Т.А. Репина [20], Я.Л. Коломинский [1]. Если общение предполагает реализацию через взаимодействие, где задействованы внешние средства, то в противовес этому, отношение -характеристика сознания, внутренняя структура, аспект душевной жизни человека, который не имеет строгой фиксации средств выражения. Итак, отношения можно представить, как внутреннюю, психологическую основу общения и взаимодействия людей (Е.О. Смирнова [7], Р.И. Терещук [31]).

Таким образом, современная психология обозначает вариативность подходов к пониманию коммуникации, каждый из которых предметно специфичен: социометрический (избирательные предпочтения детей); соци-окогнитивный (познание и оценка другого и решение социальных проблем); деятельностный (отношения как результат общения и совместной деятельности детей).

Общение - основа межличностных отношений, которые являются наиболее приоритетным видом общения у детей. Общение со сверстниками очень важный канал информации, фактор личностного развития дошкольника, его самопознания. Не каждое взаимодействие можно назвать общением. Для этого оно должно соответствовать четырем критериям (М.И. Лисина): внимание и интерес к другому; эмоциональное отношение к другому; инициативные акты (стремление вызвать интерес другого); чувствительность к тому отношению, которое проявляет партнер [4].

Исследования М.И. Лисиной и ее коллег показали: характер общения ребенка с взрослыми и сверстниками преобразуется, видоизменяется, наполняется иным содержанием на протяжении детства, проявляясь в форме непосредственного эмоционального контакта, либо контакта в процессе совместной деятельности или же речевого общения (М.А. Панфилова) [32].

Согласно М.И. Лисиной в дошкольном возрасте происходит смена четырех форм общения ребенка с взрослыми (ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) [5].

Однако, общение со сверстником не менее специфично, а напротив, его отличает ряд особенностей, среди которых Г.А. Широкова выделяет: особо яркую эмоциональную насыщенность; нестандартность детских высказываний; преобладание инициативных высказываний над ответными; общение со сверстником гораздо богаче по назначению, функциям [33].

Как отмечает в своих исследованиях А.Г. Рузская, общение ребенка с взрослым и сверстником - разновидности одной и той же коммуникативной деятельности, способствующие развитию инициативы, свободы (независимости), видению своих возможностей, становлению самосознания, развитию эмоций [34]. Переход дошкольников от соучастия к сотрудничеству представляет прогресс в сфере коммуникативной деятельности со свер-

Chikova Irina Vyacheslavovna, Mantrova Maria Sergeyevna THE PECULIARITIES OF THE INTERACTION ...

psychological science

стниками.

Формирование целей статьи (постановка задания). Изучение особенностей общения дошкольников 5-6 летнего возраста в группе ДОУ и практики их оптимизации составляют цель данного исследования.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных результатов. Обозначенная цель обусловила ход проведения опытно-экспериментальной части исследования. МДОАУ «Центр развития ребенка - детский сад № 113» г. Орска Оренбургской области выступило экспериментальной площадкой исследования.

Согласно цели, в структуру комплекса диагностических методик вошли: серия наблюдений за общением дошкольников в условиях ДОУ; «Метод вербальных выборов» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова); беседа «Рассказ о друге» (Е.О. Смирнова); «Методика изучения личностного поведения ребенка» (Т.В. Сенько); методика «Картинки» (Р.Р. Калинина) [35].

Содержательная направленность

психодиагностического комплекса позволила нам зафиксировать устойчивость проявляемых параметров, их наполненность и соотнесенность с нормативами развития дошкольников.

В качестве диагностируемых параметров определяются: особенности межличностных отношений дошкольников, их социометрический статус, групповая сплоченность детского коллектива; внутренние переживания ребенка, его отношения к себе, сверстникам; личностное поведение детей в совместной деятельности со сверстниками, доминирование-подчинение, положительность-отрицательность.

Результаты, полученные в ходе наблюдения и проведения методики Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой позволили судить об истинном положении ребёнка в группе сверстников. На основе полученных экспериментальных данных мы распределили дошкольников на четыре подгруппы: предпочитаемые, принятые, непринятые, изолированные, что в обобщенном виде обозначено высоким социометрическим статусом (20 %), средним (42 % респондентов выборки), низким (38 %).

В ходе беседы с дошкольниками («Рассказ о друге») 33 % детей воспринимают сверстника, как носителя определенного оценочного отношения к себе, то есть через призму собственных качеств и характеристик в то время как 67 % внимательны к сверстнику, воспринимают другого как самоценную, независимую личность. Данный показатель является нормативным для данного возрастного этапа.

Соотнесение данных по двум методикам позволяет нам констатировать следующее: дети, у которых отсутствует ориентация на сверстника как на независимую личность, чувствительность к воздействиям сверстника, имеют низкий социальный статус в группе, а дети, которые воспринимают сверстника как такового, проявляют внимание и интерес к другому ребёнку, к его умениям и действиям имеют высокий социальный статус в группе.

Поскольку детские мотивировки далеко не во всех случаях способны адекватно отразить действительные мотивы предпочтения тех или иных сверстников, для прояснения ситуации и определения причин изолированности детей, мы предложили воспитателям группы оценить отношение ребёнка к сверстникам в различных видах деятельности (методика Т.В. Сенько). Результаты данной методики показывают, что дошкольники, принадлежащие к группе детей с низким социальным статусом, имеют недостаточный уровень эмоциональных, поведенческих, когнитивных компонентов, что обеспечивает им неуспех в среде сверстников.

Психологическая информация, полученная с помощью проведённых методик, еще раз доказывает наличие у дошкольников, имеющих низкое социальное положение в среде сверстников (40 %), трудностей в отношениях с окружающими. Отдельное внимание мы удели-

ли показателям степени выраженности конфликтности и агрессивности в исследуемой группе детей. Причём более высокий уровень конфликтности и агрессивности (по методике Р.Р. Калининой) определён у детей с низким социальным статусом в группе, низкой эмоциональной привлекательностью для сверстников и «отрицательным доминированием».

Анализ теоретических положений по исследуемой проблеме и выводы, полученные на констатирующем этапе работы, позволили нам определить стратегию формирующего этапа исследования. Цель этапа: разработка программы оптимизации особенностей общения детей 5-6 лет и ее последующая реализация.

Программа направлена на коррекцию уже имеющихся негативных тенденций в общении дошкольников (межличностные конфликты, психологический климат, характер общения). Программа включала в себя три раздела: «Это Я», «Давай познакомимся», «Мы вместе».

Первый раздел - «Это Я». Основные задачи:

- формирование у ребенка позитивного отношения к своему внутреннему и внешнему миру;

- овладение языком эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния;

- накопление опыта самопознания;

- формирование позитивного образа «Я».

Второй раздел - «Давай познакомимся». Задачи:

- формирование у детей интереса друг к другу;

- формирование внимания к сверстнику и его различным проявлениям;

- формирование стремления воспринимать и принимать личность другого человека, его мнение и интересы как данность;

- формирование чувства общности погружением в общие для всех переживания;

- совершенствование эмоциональной саморегуляции.

Третий раздел - «Мы вместе». Задачи:

- формирование осознанного отношения к межличностным противоречиям, возникающим в процессе взаимодействия со сверстниками;

- формирование предпосылок толерантности; развитие сотрудничества и взаимной поддержки в совместной деятельности.

В направлении работы с родителями дошкольников и воспитателями группы были реализованы индивидуальные и групповые консультации, психологическое просвещение на родительских собраниях.

После проведения программы обозначены значительные изменения в общении детей: констатируется активность в общении, взаимодействия со сверстниками носят бесконфликтный характер, отличаются доброжелательностью, отзывчивостью. Это свидетельствует о качественных и процессуальных новообразованиях в общении дошкольников.

На заключительном этапе исследования нами использовался тот же диагностический материал, что и в ходе констатирующего эксперимента. По данным контрольного эксперимента констатируются следующие позитивные изменения: снижение количества респондентов с низким социометрическим статусом до 18 %; увеличение числа дошкольников (85 %), дающих качественную оценку себе и сверстникам; снижение представленности высокого уровня конфликтного поведения в группе сверстников (26 %); значимое различие в количественных и качественных данных дошкольников 5-6 летнего возраста полученных на этапе контрольного эксперимента по сравнению с показателями этапа констатации.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Анализ результатов на начало и окончание эксперимента, их качественное сравнение позволяют проследить положительные изменения в сфере общения дошкольников со сверстниками. Результаты методик на завершающем этапе исследова-

психологические науки

Чикова Ирина Вячеславовна, Мантрова Мария Сергеевна СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ ...

ния свидетельствуют о результативности проведенной работы. Итак, по характеру изменений, которые прослеживаются у респондентов, возможно, утверждать оптимизацию в общении, специфике их взаимоотношений друг с другом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Коломинский Я.Л. Психологическая культура детства [Электронный ресурс] / Я.Л. Коломинский, О.В. Стрелкова. Высшая школа, 2013.

2. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск,1984. 240 с.

3. Кисловская В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. Алма-Ата: Мектеп, 1975. 39 с.

4. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб: Питер, 2009. 320 с.

5. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Воронеж, 1997. 160 с.

6. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. Москва: Академия, 2009. 640 с.

7. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 160 с.

8. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М., 1978. 168 с.

9. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 2. [Электронный ресурс]. Директ Медиа, 2008.

10. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2004. 384 с.

11. Запорожец А.В. Избранные психологические труды [Электронный ресурс]. Директ-Медиа, 2008.

12. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М., 1986. 260 с.

13. Мясищев В.Н. Личность и неврозы [Электронный ресурс]. Изд-во Ленингр. ун-та, 1960.

14. Усова А.П. Игра и организация жизни в детском саду. М.: Учпедгиз, 1962.

15. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Эксмо-Пресс, 2000.

16. Мухина В.С. Отчуждение от себя: О саморазрушающих страстях человеческих [Электронный ресурс] / Мухина В.С., Хвостов А.А. «Прометей», 2011.

17. Счастная Т.Н. Особенности взаимосвязи нравственной нормативности и отношений межличностной значимости у детей младшего школьного возраста / Т.Н. Счастная, Н.А. Байковская // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2013. №2. С. 5-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. НИИ дошк. воспитания АПН СССР. М.: Педагогика, 1988. - 117 с.

19. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. М.: Просвещение, 1980.

20. Репина Т.А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. М.: Педагогика, 1987.

21. Маслоу А. Мотивация и личность [Электронный ресурс]. Директ-Медиа, 2008.

22. Бандура А. Теория социального научения [Электронный ресурс]. Директ-Медиа, 2008.

23. Кузьмин Е.С. Психология личности и малых групп. Л., 1977. 129 с.

24. Платонов К.К. Занимательная психология. Римис, 2011.

25. Социальная психология /под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. М., 2001. 600 с.

26. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Электронный ресурс]. Директ-Медиа, 2008.

27. Мухина В.С. Детская психология / Под ред. Л.А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение,

1985. 272 с.

28. Петровский А.В. Психология в России: ХХ век [монография] / А.В. Петровский. М.: Университет РАО, 2000. 312 с.

29. Андреева Г.М. Социальная психология [Электронный ресурс]. Директ-Медиа, 2009.

30. Абульханова-Славская К.А. Представления личности об отношении к ней значимых других / К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Гордиенко // Психологический журнал. 2001. № 5. Том 22. С. 38-47.

31. Терещук Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. Кишинев: Штиинца, 1989.

32. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Гном, 2011.

33. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д.: Феникс, 2013.

34. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст]: [монография] / под ред. А.Г. Рузской. М.: Педагогика, 1989. 215 с.

35. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 256 с.

Статья поступила в редакцию 28.03.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.