Диль-Илларионова Татьяна Васильевна, Чикова Ирина Вячеславовна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ...
психологические науки
УДК 159.923.33
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ И ВАРИАНТЫ ЕЁ СОЦИАЛИЗАЦИИ
© 2016
Диль-Илларионова Татьяна Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования Чикова Ирина Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории Оренбургский государственный университет, филиал в г. Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматриваются особенности процесса социализации личности детей на этапе дошкольного возраста, когда происходит овладение и усвоение норм поведения, не все из которых являются социально приемлемыми и одобряемыми. Приводится характеристика основных дефиниций «агрессии» и «агрессивности» с позиции современных исследований. Поднимается вопрос о детерминированности агрессивности в поведении детей дошкольного возраста, особенностях и механизмах проявления в аспектах взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Представлен опыт исследовательской деятельности в данном ракурсе на базе дошкольного образовательного учреждения. Обозначен алгоритм проведения диагностических методик с детьми дошкольного возраста, их родителями и педагогами. Изложены результаты экспериментального исследования заявленной проблемы на выборке дошкольников и их родителей. Предложена программа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в аспекте формирования конструктивных форм поведения, навыков самоконтроля и саморегуляции. Особый акцент сделан на работе с родителями дошкольников и педагогами группы дошкольного образовательного учреждения. Даны результаты контрольного этапа исследования, отмечена динамика развития детей, родителей в условиях экспериментального обучения. Результаты контрольного эксперимента актуализируют действенность и эффективность разработанной и реализованной программы в аспекте социализации агрессивного поведения дошкольников 5-6 летнего возраста.
Ключевые слова: детство, дошкольный возраст, социализация, агрессия, агрессивность, агрессивное поведение, взаимоотношения, детско-родительские отношения, сверстник, симптоматическая коррекция, каузальная коррекция, развитие, игротерапия, тренинг, индивидуальное и групповое психологическое консультирование.
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CHILDREN'S AGGRESSION AND ITS SOCIALIZATION
© 2016
Dil-Illarionova Tatyana Vasilyevna, candidate of pedagogical sciences, associate Professor, head of chair of preschool and primary education Chikova Irina Vyacheslavovna, candidate of psychological Sciences, associate Professor, leading researcher of scientific research laboratory Orenburg state University branch in the city of Orsk (462403, Russia, Orsk, Orsk, Mira Avenue 15 A, e-mail: [email protected])
Abstract. The article discusses the features of process of socialization of children at the stage of pre-school age when the acquisition and assimilation of norms of conduct, not all of which are socially acceptable and welcome. The characteristic of the basic definitions of "aggression" and "aggression from the standpoint of modern research. The question is raised about the determination of aggressive behavior of preschool children, characteristics and mechanisms of manifestation in the aspects of interaction with peers and adults. Presents the experience of research activities in this perspective, on the basis of preschool educational institutions. Designated the algorithm of the diagnostic techniques with preschool children, their parents and teachers. The results of the pilot study, the problems on the sample of preschool children and their parents. The proposed program of correctional-developing work with preschool children in aspect of formation of constructive behaviors, skills, self-control and self-regulation. Particular emphasis is placed on working with parents of preschool children and teachers of a group of preschool educational institutions. The results of the control phase of the study, noted dynamics of development of children, parents in the experimental study. The results of the control experiment increased the effectiveness and efficiency developed and implemented programme in the socialization of aggressive behavior of preschool children 5-6 years of age.
Keywords: childhood, preschool age, socialization, aggression, aggressiveness, aggressive behavior, relationships, child-parent relations, peers, psychodiagnostic techniques, symptomatic correction, causal correction, development, game-based rehabilitation, training, individual and group counseling.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современная ситуация развития общества обозначает для специалистов психолого-педагогического направления проблему агрессивного поведения, причем не только касаемо взрослых людей, но и подрастающего поколения, в частности [1; 13; 15; 21]. Это не дань моде, а насущная потребность общества в разрешении ситуации, поиске решений и вариантов оптимизации и гармонизации личности. Наш век обозначен ростом насилия, агрессии, как специфической реакции общества на изменения в нем, дестабилизацию, разрушение нравственных, этических, моральных ориентиров [9; 16]. Кадры насилия, агрессивного поведения на сегодняшний день заполняют и теле/радио эфиры, более того интернет-источники изобилуют информацией того же содержания, что для психики ребенка, находящейся в стадии становления, наносит урон и формирует как закономерную
реакцию детскую преступность, жестокость, асоциаль-ность.
Перед научной общественностью, педагогами, психологами и другими специалистами, деятельность которых сопряжена с процессами воспитания и обучения, возникают вопросы детерминированности агрессивного поведения в среде детей, коррекции, сопровождения и приведения ребенка к социальной норме.
Проблематика актуальна и еще по той причине, что, учитывая специфику возраста, индивидуальности детей, аспекты пластичности психики (поскольку речь идет о дошкольном возрасте) создаются благоприятные условия для нормализации поведенческих особенностей детей, формирования конструктивных форм поведения, навыков самоконтроля и саморегуляции, что позволяет в целом говорить о социализации агрессивности.
Значимость данного исследования заключается и в том, что разработана и апробирована на практике кор-
психологические науки
Диль-Илларионова Татьяна Васильевна, Чикова Ирина Вячеславовна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ...
рекционная программа по формированию конструктивных форм взаимодействия детей дошкольного возраста и регуляции их взаимоотношений с родителями.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Изучению природы, особенностей агрессивного поведения, его механизмов посвящено достаточное количество исследований [3; 12; 18; 25]. В частности, методологической и теоретической основой исследования явилось представление:
- об агрессивности как склонности к нападению на других, проявлению в косвенных агрессивных реакциях и вербальной форме, а также негативизме (А. Басс (1961)) [2];
- об агрессивном поведении как подавлении или причинении вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Р. Берон, Д. Ричардсон (2001)) [6].
На основе этих представлений нашел интерпретацию социально-дефицитарный подход (Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов (2006)) к агрессивности, суть которого заключается в рассмотрении агрессивного поведения как формы поведения личности, являющейся следствием дефицита позитивного воздействия на развивающуюся личность [24].
Рассматривая терминологию заявленной и решаемой проблемы, укажем тот факт, что агрессия ассоциируется с нападением, с действиями осознанного характера, специфицируемыми причинением, намерениями нанести ущерб кому-либо, групповому субъекту или животному.
Трактовки понятия весьма разнообразны по критерию, параметрам и иным вариантам анализа. Представим лишь некоторые наиболее ценные для нашего исследования.
В частности, в работах А. Басса агрессия определяется как «любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим» [2, с.124].
Более углубленно рассматриваемую дефиницию обозначает Е.В. Змановская. Согласно ее позиции, агрессией может быть «любая тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или даже в фантазировании, с целью подчинения себе других, либо доминирования над ними» [8, с.67].
В теоретических воззрениях А. Бандуры (1973) искомое понятие охарактеризовано, как «результат научения в ходе наблюдения за агрессивным поведением окружающих людей» [2, с.27].
Еще одним представителем психологической науки Г. Корнадтом (1974) отмечается, что «агрессия связана с гневом, вызванным препятствием на пути к достижению цели, угрозой или причинением боли, а торможение агрессии - с ожиданием негативных последствий ее проявления» [12, с.123].
Согласно позициям многих авторов (Э. Фромм, К. Лоренц) агрессия в поведении человека детерминирована биологически, генетически, но вот, что касается ее сущности и роли, то здесь авторы единодушно подчеркивают не столько разрушительный характер, а адаптационный применительно к практике жизнедеятельности [23]. Аналогию теоретических воззрений в отношении последнего тезиса представляют Реан А.А., Бютнер К. и другие авторы рассматривающие агрессивные проявления как адаптивное свойство [20; 5].
Итак, под агрессией нами понимается целенаправленность разрушительного поведения, которое применительно к нормам жизнедеятельности им противоречит, сопряжено с нанесением вреда, ущерба физического и психического характера.
Определив терминологически «агрессию» необходимо внести ясность в понимание синонимичного термина - «агрессивность»._
Позиция Е.П. Ильина позволяет нам трактовать агрессивность как «свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации» [11, с.19].
А.А. Реан определяет агрессивность как «готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом» [20, с.223].
Таким образом, проведенный теоретический анализ психолого-педагогических исследований по изучаемой проблематике обозначил неоднозначность теоретических обоснований феноменологии агрессивного поведения, его детерминированности.
Формирование целей статьи (постановка задания). Изучение специфики преодоления агрессивности детей 5-6 лет в детско-родительских отношениях составляет цель данной статьи.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных результатов.
Поставленная цель обусловила определенный порядок проведения опытно-экспериментальной части исследования. Экспериментальной площадкой выступило МДОАУ «Детский сад № 38 «Солнышко» г. Орска Оренбургской области.
Целью констатирующего этапа было изучение уровня агрессивности дошкольников в выборочной совокупности и специфики их агрессивного поведения реализуемого в детско-родительских отношениях.
Для достижения цели был использован комплекс психодиагностических методик, адекватных возрасту детей (методика «Ребенок глазами взрослого» (Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.; тест «Рука» (автор Э. Вагнер); опросник «Ребенок глазами родителей» (автор Романов А.А.) [4; 7; 10].
Содержательная направленность психодиагностического комплекса позволила нам зафиксировать устойчивость проявляемых параметров, их периодичность, причинную обусловленность, осложнения в детско-ро-дительских отношениях дошкольников.
Критериями отнесения ребенка к категории «агрессивных» определялись: внешняя направленность агрессии, доминантная направленность, физическая агрессивность, вербальная агрессивность, высокий уровень тревожности и напряжения в системе взаимоотношений с родителями.
Таким образом, в результате проведения методики «Ребенок глазами взрослого» Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. в выборочной совокупности дошкольников было выявлено:
- 42% детей по изучаемым параметрам характеризуются низким уровнем агрессивности;
- 53% обозначаются средним уровнем изучаемого свойства, и оно проявляется ситуативно;
- 5% дошкольников соответствуют согласно критериям Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. высокому уровню агрессивности.
Далее для выяснения и одновременно подтверждения полученной информации нами был проведен тест-опрос родителей дошкольников 5-6 лет, включенных в исследование.
Переведя полученные данные в процентное соотношение к числу выборочной совокупности, нами получены следующие результаты:
- низкий уровень агрессивности, по мнению родителей, представлен у 42% дошкольников;
- средний уровень характеризует 52% дошкольников от общего числа выборки;
- высокий уровень агрессивности, как обозначили родители, доминирует у 6 % испытуемых.
В дополнение к проведенным психодиагностическим испытаниям мы использовали тест «Рука» Э. Вагнера. Обработка и систематизация результатов позволила
Диль-Илларионова Татьяна Васильевна, Чикова Ирина Вячеславовна психологические
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ... науки
констатировать:
- дети, у которых преобладает тенденция к ожидаемой агрессии, составили менее половины выборочной совокупности дошкольников (42%);
- дети со средним уровнем агрессивности количественно представлены 52 %,
- у 6% детей наблюдается преобладание истинно агрессивного поведения не ситуативного, а в большей степени постоянного характера.
Данные по всем методикам позволили дифференцировать дошкольников на три группы по интенсивности агрессивных реакций, нарушению взаимоотношений с родителями и детьми, группы, поведенческим особенностям деструктивного порядка.
Для дошкольников ситуативно и ярко проявляющих агрессивное поведение нами рекомендована развиваю-ще-коррекционная программа, и получено согласие родителей на участие детей и включение их самих в этот процесс.
Направленность второго этапа исследования сопряжена с попыткой исследователей изменить наличную ситуацию в группе и характер взаимоотношений детей и родителей. В этой связи нами разработана программа психолого-педагогического сопровождения по следующим направлениям:
1. Ребенок-педагог. В этом блоке работы воспитатель активизировал игровую деятельность дошкольников, ориентировал их на осознание ребенком своей причастности к детскому коллективу.
2. Ребенок - психолог. В данном аспекте работы мы применили систему групповых коррекционных занятий, занятий в спортивно-музыкальном зале, и индивидуальных занятий, в основе которых лежит игровая терапия [14; 19; 22].
3. Ребенок-родитель. Блок содержательно представлен консультациями группового и индивидуального характера, где происходило раскрытие сущности агрессивного поведения, причиннообусловленности данного поведения, предлагались варианты оптимизации дет-ско-родительских взаимоотношений [26]. Помимо этого для приобретения и отработки навыков продуктивного взаимодействия проводились тренинговые занятия. Это позволило родителям всерьез задуматься о специфичности взаимоотношений с ребенком, о причинах возникновения негативного поведения у дошкольников. Эти размышления, в свою очередь, инициировали сотрудничество с воспитателями группы дошкольного образовательного учреждения.
Вслед за системной работой коррекционно-развива-ющей направленности нами проводился контрольный эксперимент. Цель на этом этапе была специфицирована выявлением эффекта, качества проделанной работы в плане социализации агрессивного поведения детей 5-6 летнего возраста.
Для этого были использованы методики идентичные началу исследования.
По результатам контрольного эксперимента у детей отмечается переход от высокого уровня проявления агрессивности в поведении и взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками к средне-низким вариантам, что является позитивным и свидетельствует о качестве проведенной работы на этапе формирования.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В целом подводя итоги исследования правомерно утверждать, что симптоматическая развивающе-коррекционная работа с дошкольниками 5-6 лет была успешна и результативна.
Таким образом, результаты экспериментального исследования подтверждают эффективность предложенной и апробированной развивающе-коррекционной программы с дошкольниками 5-6-летнего возраста и их родителями. Продолжение исследования возможно на каузальном уровне как в аспекте взаимоотношений со сверстниками, так и со взрослыми. 334
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агрессия у детей и подростков : Учебное пособие [Текст] / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб. : Речь, 2004. 336 с. - (Психологический практикум).
2. Бандура А. Теория социального научения / А. Бандура. - М. : Издательство Евразия, 2008. 320 с.
3. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - М. : Издательство Прайм -Еврознак, 2007. 512 с.
4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика : учеб. для вузов / Л.Ф. Бурлачук. - СПб. : Питер, 2010. 384 с.
5. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми [Текст] / К. Бютнер. - М. : Педагогика, 1991. - 141 с.
6. Бэрон Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб. : Питер, 2001. 352 с. - (Мастера психологии).
7. Детская практическая психология : учебник / под ред. Проф. Т.Д. Марцинковской. - М. : Гардарики, 2001. 255 с.
8. Змановская Е.В. Девиантология : (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. - М. : Академия, 2008. 288 с.
9. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношение к их проявлениям [Текст] / Л.Ю. Иванова. - М., 1993. 246 с.
10. Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова. - Ростов н / Д : Феникс, 2008. 317 с.
11. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2011. 701 с.
12. Колосова С.Л. Детская агрессия [Текст] / С.Л. Колосова. - СПб. : Питер, 2004. 224 с.
13. Копченова Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников [Текст] // Психолог в детском саду. 2009. №1. с.64.
14. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста : практическое пособие [Текст] / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. - М. : Генезис, 2003. 234 с.
15. Левитов Н.Д. Психологическое состояние агрессии [Текст] // Школьный психолог. 2000. №6. с.34.
16. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц. - М. : Издательская группа «Прогресс», 1994. 272 с.
17. Лютова Е. Шпаргалка для взрослых. Психо-коррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. Лютова, Г. Монина. - М. : Издательство «Речь», 2005. 144 с.
18. Паренс Р. Агрессия наших детей [Текст] / Р. Паренс. - М. : Наука, 1997. 263 с.
19. Практическая психология образования : учеб. / под ред. И.В. Дубровиной. - М. : ТЦ «Сфера», 2005. 528 с.
20. Психология детства [Текст] : учебник / под ред. А.А. Реана. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. 368 с.
21. Смирнова Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности [Текст] /Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. 2002. №1. с.36.
22. Фликова Л.А. Улучшаем эмоциональное самочувствие / Л.А. Фликова // Воспитатель ДОУ. 2008. № 11. С. 97.
23. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивно-сти / Э. Фромм. - М : Республика, 1994. 446 с.
24. Фурманов И.А. Агрессия и насилие. Диагностика, профилактика и насилие / И.А. Фурманов. - М. : Просвещение, 2007. 418 с.
25. Чижова С.Ю. Детская агрессивность / С. Ю. Чижова. - Академия развития, 2007. 157 с.
26. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2004. 291 с.