Научная статья на тему 'Культура телевосприятия как средство нивелирования у дошкольников тревожности возникшей под влиянием просмотра ими телепередач со сценами насилия'

Культура телевосприятия как средство нивелирования у дошкольников тревожности возникшей под влиянием просмотра ими телепередач со сценами насилия Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
401
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ТЕЛЕВОСПРИЯТИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ НАСИЛИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / TV PERCEPTION CULTURE / ANXIETY / TELECAST WITH ELEMENTS OF VIOLENCE / PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Спирина Алёна Вадимовна

В статье содержатся данные о соотношении у детей дошкольного возраста уровней тревожности вызванной просмотром телепередач с элементами насилия и уровней культуры телевосприятия, а также описание эксперимента по формированию культуры телевосприятия как средства коррекции тревожности вызванной просмотром телепередач с элементами насилия и его результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Спирина Алёна Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture of TV perception as a means of leveling anxiety (arose under the influence of perception of telecasts with violence scenes) in preschoolers

The clause contains the data on correlation between the level of anxiety caused by viewing telecasts with elements of violence and levels of TV perception culture, in preschool-age children, as well as the description of experiment on formation of culture of TV perception as means of correction of anxiety caused by viewing telecasts with elements of violence and its results.

Текст научной работы на тему «Культура телевосприятия как средство нивелирования у дошкольников тревожности возникшей под влиянием просмотра ими телепередач со сценами насилия»

следований: Материалы научн. конф., посвящ. памяти А.В. Брушлинского. 8 окт. 2002 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.В. Тарабрина. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.myword.ru (дата обращения: 31.10.2013).

3. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных. - СПб.: Речь, 2008. - 392 с.

4. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч. 1: Теория и методы / Н.В. Тарабрина, В.А. Агарков, Ю.В. Быховец и др. - М.: Когито-Центр, 2007. - 208 с.

5. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. - М.: ИП РАН, 2012. - 528 с.

6. Собчик Л.Н. Компьютерная программа к психодиагностическому тесту СМИЛ (вариант 3). Лицензия 05324. - М.: Институт практической психологии, 2001.

7. Собчик Л.Н. СМИЛ: Стандартизированный

многофакторный метод исследования личности. -СПб.: Речь, 2003. - 219 с.

8. Тарабрина Н.В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч. 2: Бланки методик. - М.: Когито-Центр, 2007. - 77 с.

9. Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства / под ред. Э. Фоа, Т.М. Кина, М. Фридмана. - М.: Когито-Центр, 2005. - 467 с.

10. Horowitz M.J., Wilner N., Alvares W. Impact of event scale: A mesure оf subjective stress // Psychosom. Med. - 1979. - № 41. - Pp. 209-218.

11. Marshall G.N., Miles J.N.V., Stewart S.H. Anxiety sensitivity and PTSD symptom severity are reciprocally related: evidence from a longitudinal study of physical trauma survivors // J. of Abnormal Psychology. - 2010. - Vol. 119. - № 1. - Pp. 143150.

12. Strelau J., Zawadzki B. Trauma and temperament as predictors of intensity of posttraumatic stress disorder symptoms after disaster // European Psychologist. - 2005. - Vol. 10 (2). - Pp. 124-135.

УДК 159.922.7

Спирина Алена Вадимовна

кандидат психологических наук, доцент Институт развития образования, г. Екатеринбург

[email protected]

КУЛЬТУРА ТЕЛЕВОСПРИЯТИЯ КАК СРЕДСТВО НИВЕЛИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТРЕВОЖНОСТИ ВОЗНИКШЕЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПРОСМОТРА ИМИ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ

СО СЦЕНАМИ НАСИЛИЯ

В статье содержатся данные о соотношении у детей дошкольного возраста уровней тревожности вызванной просмотром телепередач с элементами насилия и уровней культуры телевосприятия, а также описание эксперимента по формированию культуры телевосприятия как средства коррекции тревожности вызванной просмотром телепередач с элементами насилия и его результаты.

Ключевые слова: культура телевосприятия, тревожность, телепередачи с элементами насилия, дошкольники.

Проблема тревожности является в настоящее время одной из интенсивно разра-. батывающихся в психолого-педагогической науке (Б.И. Кочубей, Е. Новикова [5], А.М. Прихожан [10] и др.). Однако влияние просмотра дошкольниками телепередач на проявление ими тревожности изучено недостаточно, и в связи с этим данная проблема приобретает особую актуальность.

Тревожность - это внутреннее переживание опасения и нарушения покоя, вызываемых возможными и вероятными неприятностями или задержкой приятного и желаемого (Н.Д. Левитов [6]); ощущение неконкретной неопределённой угрозы, неясного чувства опасности (Б.И. Кочубей, Е. Новикова [5]); сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия; временное психическое состояние, возникающее под влиянием стрессовых факторов (А.М. Прихожан [10]).

Учеными установлено, что тревожные дети обычно очень не уверены в себе, имеют неустойчивую самооценку; чувствительны к своим неудачам, и отказываются от той деятельности, в которой они испытывают затруднения (Е. Славина, Н. Шанина [11]). А.С. Белкин, И.С. Зимина, В. Яковлев [1] установили, что состояние тревожности характеризуется состоянием безотчётного страха, неопределённым ощущением угрозы, готовностью воспринимать любое событие как неблагоприятное и опасное.

Высокий уровень тревожности может приводить к разного рода заболеваниям, искажает общение, эмоционально-волевую сферу, затрудняет интеллектуальную деятельность в напряженных ситуациях, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в собственных силах, способствуют становлению отрицательного социаль-

© Спирина А.В., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1

83

ного статуса личности. Если причины, формы проявления и последствия переживания тревожности в литературе описаны относительно подробно, влияние на тревожность восприятия дошкольниками телепередач с элементами насилия рассмотрено недостаточно полно. Несмотря на то, что в настоящее время имеются исследования, свидетельствующие об увеличении количества сцен насилия в российском телевещании (М.И. Жабский [2], А.К. Тарасов [12]), а дошкольники, как известно, уделяют большое количество времени просмотру телепередач.

По мнению многих ученых (А. Бандура [2], Е.А. Захарова [3], А.В. Мудрик [7] и др.), сцены насилия отрицательно сказываются на телезрителей (негативно влияют на нравственное и эстетическое развитие детей, способствуют виктимиза-ции, стимулируют агрессивные проявления, влияют на отношение к насилию, как к приемлемому способу решения проблем).

В связи со сказанным встает вопрос о преодолении высокого уровня тревожности у дошкольников, вызванного просмотром телепередач с элементами насилия. В психолого-педагогической литературе можно найти данные о коррекции тревожности средствами игротерапии (М.И. Чистякова [15] и др.), смехотерапии (О.М. Попова [9] и др.), арттерапии (И.Ю. Ильина [4] и др.), сказкотера-пии (М.В. Осорина [8] и др.). Слабее других изучен вопрос о культуре телевосприятия как средстве нивелирования отрицательных эмоциональных состояний, которые возникают у дошкольников под влиянием просмотра телепередач с элементами насилия.

Культура телевосприятия (медиакультура, экранная культура, аудиовизуальная культура) подразумевает культуру телезрителя, который умеет оценивать нравственное содержание телепередач, самостоятельно выбирать нужную ему экранную информацию и разумно ею пользоваться (Е.А. Захарова [3]); воспринимать эту информацию, осмысливать и эстетически оценивать последнюю, а также предполагает развитие знаний о прошлом и настоящем экранных искусств (Ю.Н. Усов [13]); может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиат-ворчеством, усваивать новые знания в области медиа (А.В. Федоров [14]).

В своем исследовании мы попытались выявить возможности снижения у дошкольников высокого уровня тревожности, возникшей под влиянием просмотра телепередач с элементами насилия посредством формирования культуры телевосприятия.

Испытуемыми выступили 225 детей пяти - семи лет из прогимназии № 17 и ДОУ № 9 г. Шадринс-ка и их родители. В качестве методик исследования использовались: тест тревожности (Р. Теммл,

М. Дорки, В. Амен), рисуночная методика «Автопортрет», рисунок семьи, анализ продуктов деятельности (рисунок «страшного фильма»), беседа с ребёнком о телепередачах, интервьюирование родителей.

Диагностика показала, что 31% испытуемых имеют высокий уровень тревожности, 37% детей -средний уровень и 32% дошкольников - низкий уровень тревожности. 4% исследуемых продемонстрировали высокий уровень, 40% детей - средний уровень и 56% дошкольников - низкий уровень культуры телевосприятия.

Соотношение показателей среднего уровня культуры телевосприятия и высокого уровня тревожности (ф= -0,62 при р<0,01) позволило обнаружить тесные значимые обратные корреляционные связи, это означает, что чем выше уровень культуры телевосприятия, тем ниже уровень тревожности у дошкольников и наоборот. В связи со сказанным мы предположили, что формирование культуры телевосприятия будет эффективным средством коррекции высокого уровня тревожности у дошкольников, которая возникла под влиянием просмотра телепередач с элементами насилия.

Исходя из сказанного, на этапе формирующего эксперимента разрабатывалась и реализовывалась на практике профилактико-коррекционная программа нивелирования у детей дошкольного возраста высокого уровня тревожности, возникшей под влиянием просмотра телевизионных передач с элементами насилия и формирования культуры телевосприятия.

В формирующем эксперименте участвовало 25 детей 5-7 лет из ДОУ №9 г. Шадринска, их родители и воспитатели.

Профилактика и коррекция отклонений в эмоциональном развитии дошкольников, возникших под влиянием просмотра ими телепередач с элементами насилия, осуществлялась за счет сочетания методов психогимнастики, релаксационных упражнений, элементов аутотренинга, игротерапии, арттерапии, тестотерапии, музыкотерапии, смехоте-рапии, рефлексии, драматизации, заданий, предполагающих формирование культуры телевосприятия.

Дети выполнили 40 занятий, каждое из которых состояло из вводной, основной и заключительных частей и проводилось в течение 25-30 минут, три раза в неделю. Вводная часть занятия имела целью снятие напряжения, установление благоприятной эмоциональной обстановки в группе, нивелирование отрицательных эмоциональных состояний у дошкольников и состояла из двух упражнений, часть из которых была заимствована из работ Е.А. Захаровой [3], О.М. Поповой [9] и др., а часть разработана автором.

Основная часть занятия предполагала преодоление детьми отрицательного влияния на них телевизионных передач с элементами насилия в про-

цессе формирования у них культуры телевосприятия, которые были распределены на шесть циклов. Нивелирование тревожности, вызванной просмотром телепередач с элементами осуществлялось благодаря выполнению системы заданий, предполагающих обучение детей овладению структурными компонентами культуры телевосприятия.

Заключительная часть профилактико-коррекци-онного занятия состояла из двух релаксационных упражнений и заданий на рефлексию («Ласковое солнышко», «Ароматы цветочной поляны» и др.).

В ходе формирующего эксперимента был выявлен ряд закономерностей психокоррекционной деятельности.

Первая закономерность - стадиальность, проявившаяся в конструировании комических историй, в которых действующими лицами являются персонажи-агрессоры. Было установлено, что соответственно первой стадии дети придумывают несмешные истории; соответственно второй - истории с комическими деталями во внешности персонажей «Зеленый нос у Мумии» «Вампиру раскрасили лицо»; соответственно третьей - продуцируют истории с комическим сюжетом «Дракула шел, шел и поскользнулся на банане и упал в мусорку».

Вторая закономерность психокоррекционного процесса - вариативность творческих решений

испытуемыми, обнаружилась в сочинении детьми различных сценариев фильмов, смешных рассказов, в переконструировании знакомых фильмов, в различиях вылепленных из теста персонажей-агрессоров, в разнообразии иллюстраций к страшным фильмам, раскадровке (рисунок фильма по клеткам-кадрам), драматизациях.

Третья закономерность психокоррекционной деятельности - неравномерность, которая нашла выражение в особенностях восприятия детьми телевизионных передач, в уровнях выполнения творческих заданий (многие дошкольники проявили наивный реализм и фрагментарность в восприятии телепередач, в дифференцировке телепередач с вымышленным сюжетом и телепередач с документальным содержанием, в различных тенденциях воспроизведения содержания мультфильмов).

В ходе формирования культуры телевосприятия и коррекции тревожности нами были выявлены еще особенности поведения детей, продемонстрировавших разные ее уровни, проявившиеся в ходе выполнения заданий профилактико-коррекционной программы.

Высокотревожные испытуемые во время выполнения творческих заданий чувствуют себя неуверенно (боятся вспомнить и рассказать о страшащих их фрагментах с элементами насилия из телепередач; предпринимая попытку нарисовать или вылепить страшащие их события или персонажей-агрессоров, не заканчивают импровизации, ломают

поделки или мнут рисунки, не показывая их экспериментатору); отказываются участвовать в играх-драматизациях, если в них задействованы агрессивные сверстники; в переделывании «страшных» фильмов и сочинении новых импровизаций используют доброжелательные коппинг-стратегии, ищут опоры в родственниках (в импровизациях фигурируют мамы, папы, сестры, братья).

Отслеживание поведения дошкольников во время исследования позволило заметить неодинаковую эффективность воздействия методов коррекции на испытуемых с разными уровнями тревожности. В коррекции высокого уровня тревожности эффективны арттерапия и индивидуальные беседы. Кроме этого было установлено, что у высокотревожных дошкольников трудности вызывают коллективные игры, которые требуют проявления инициативы и самостоятельности.

Работая с дошкольниками, мы убедились, что эффективность формирования у них культуры телевосприятия и нивелирования высокого уровня тревожности, возникшей под влиянием просмотра ими телепередач с элементами насилия, обусловливают фрагментарность детского восприятия; наивный реализм; трудность установления пространственно-временных связей; предпочтение персонажей-агрессоров и телепередач с элементами насилия; идентификация детьми с понравившимися им героями и копирование их поведения; особенности отношения детей к сценам насилия на телеэкране (негативное - позитивное); недостаточный объем эстетических представлений, небольшой объем знаний о теле- и киноискусстве, о нравственных категориях; отсутствие знаний о противостоянии насилию в жизни и на телеэкране; и самое главное индифферентное отношения родителей к просмотру детьми телепередач с элементами насилия и т.д.

В ходе исследования было установлено что, эффективность психокоррекционной работы достигалась благодаря таким условиям как: дискредитация поведения персонажей-агрессоров, стимулирование чувства эмпатии к жертвам насилия из телепередач; переориентировка предпочтений дошкольников на добрые, познавательные телепередачи; обсуждение просмотренных детьми телепередач, обучение оцениванию эстетического и нравственного содержания телепередач.

Статистическая обработка данных позволила выявить, что после формирующего эксперимента изменились показатели уровней культуры телевосприятия у детей в экспериментальной группе. В частности, высокий уровень культуры телевосприятия достоверно увеличился с 4% до 48%, а процент испытуемых с низким уровнем снизился с 56% до 24% испытуемых.

Кроме этого изменились также показатели тревожности у испытуемых. Сопоставление результатов до и после формирующих воздействий показа-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1

85

ло, что после профилактико-коррекционной работы в экспериментальной группе число детей с высоким уровнем тревожности уменьшилось на 24%, и позволила зафиксировать критическое значение по высокому уровню тревожности (ф*=1,85 при р<0,01) у испытуемых до и после формирующего эксперимента.

Результаты коррекционно-профилактической работы, убедительно свидетельствуют о том, что у детей дошкольного возраста можно снизить высокий уровень тревожности, возникший под влиянием просмотра телепередач с элементами насилия, и повысить уровень культуры телевосприятия посредством парцианальной комплексной, профи-лактико-коррекционной программы нивелирования негативных эмоциональных состояний, возникших под влиянием просмотра телевизионных передач со сценами насилия и формирования культуры телевосприятия.

Библиографический список

1. Белкин А.С., Зимина И., Яковлев В. Технология развивающих игр-занятий у детей младшего дошкольного возраста. - Екатеринбург, 1995. - 48 с.

2. Жабский М.И. Свобода и ответственность в телевещании // Высшее образование в России. -2002. - № 3. - С. 63-66.

3. Захарова Е.А. Развивающий экран // Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками / А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня и др. - М.: Просвещение, 1991. - С. 24-49.

4. Ильина И.Ю. Аффективное поведение и его

коррекция в младшем дошкольном возрасте: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1998 - 168 с.

5. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Как «лечить» тревожность? // Семья и школа. - 1988. - № 12. -С. 19-22.

6. Левитов Н.Д. Психологическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии -1969. - № 1. - С. 3-6.

7. Мудрик А.В. Социализация человека. - М.: Академия, 2004. - 304 с.

8. Осорина М.В. Черная простыня летит по городу или зачем дети рассказывают страшные истории // Знание - сила. - 1986. - № 10. - С. 43-45.

9. Попова О.М. Чувство комического как средство коррекции отрицательных состояний дошкольников. - Шадринск: ШГПИ, 2003. - 170 с.

10. Прихожан A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога: Сб. науч. тр. / отв. ред. И.В. Дубровина - М.: Изд-во АПН СССР, 1989. -С. 32-56.

11. Славина Л.С., Шанина Н. Тревожные дети // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 4. - С. 11-14.

12. Тарасов К.А. «Агрессивная кинодиета» ТВ и студенчество // Высшее образование в России. -2002. - № 3. - С. 66-76.

13. Усов Ю.Н. Основы экранной культуры // Искусство в школе. - 2005. - № 6. - С. 73-74.

14. Федоров А.В. Проблемы медиавоспрития и развития аудитории в области медиакультуры // Прикладная психология. - 2002. - № 2. - С. 84-89.

15. Чистякова М.И. Психогимнастика / под ред. М.И. Буянова - М.: Просвещение, 1990. - 126 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.