следований: Материалы научн. конф., посвящ. памяти А.В. Брушлинского. 8 окт. 2002 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.В. Тарабрина. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.myword.ru (дата обращения: 31.10.2013).
3. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных. - СПб.: Речь, 2008. - 392 с.
4. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч. 1: Теория и методы / Н.В. Тарабрина, В.А. Агарков, Ю.В. Быховец и др. - М.: Когито-Центр, 2007. - 208 с.
5. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. - М.: ИП РАН, 2012. - 528 с.
6. Собчик Л.Н. Компьютерная программа к психодиагностическому тесту СМИЛ (вариант 3). Лицензия 05324. - М.: Институт практической психологии, 2001.
7. Собчик Л.Н. СМИЛ: Стандартизированный
многофакторный метод исследования личности. -СПб.: Речь, 2003. - 219 с.
8. Тарабрина Н.В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч. 2: Бланки методик. - М.: Когито-Центр, 2007. - 77 с.
9. Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства / под ред. Э. Фоа, Т.М. Кина, М. Фридмана. - М.: Когито-Центр, 2005. - 467 с.
10. Horowitz M.J., Wilner N., Alvares W. Impact of event scale: A mesure оf subjective stress // Psychosom. Med. - 1979. - № 41. - Pp. 209-218.
11. Marshall G.N., Miles J.N.V., Stewart S.H. Anxiety sensitivity and PTSD symptom severity are reciprocally related: evidence from a longitudinal study of physical trauma survivors // J. of Abnormal Psychology. - 2010. - Vol. 119. - № 1. - Pp. 143150.
12. Strelau J., Zawadzki B. Trauma and temperament as predictors of intensity of posttraumatic stress disorder symptoms after disaster // European Psychologist. - 2005. - Vol. 10 (2). - Pp. 124-135.
УДК 159.922.7
Спирина Алена Вадимовна
кандидат психологических наук, доцент Институт развития образования, г. Екатеринбург
spirina.av@mail.ru
КУЛЬТУРА ТЕЛЕВОСПРИЯТИЯ КАК СРЕДСТВО НИВЕЛИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТРЕВОЖНОСТИ ВОЗНИКШЕЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПРОСМОТРА ИМИ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ
СО СЦЕНАМИ НАСИЛИЯ
В статье содержатся данные о соотношении у детей дошкольного возраста уровней тревожности вызванной просмотром телепередач с элементами насилия и уровней культуры телевосприятия, а также описание эксперимента по формированию культуры телевосприятия как средства коррекции тревожности вызванной просмотром телепередач с элементами насилия и его результаты.
Ключевые слова: культура телевосприятия, тревожность, телепередачи с элементами насилия, дошкольники.
Проблема тревожности является в настоящее время одной из интенсивно разра-. батывающихся в психолого-педагогической науке (Б.И. Кочубей, Е. Новикова [5], А.М. Прихожан [10] и др.). Однако влияние просмотра дошкольниками телепередач на проявление ими тревожности изучено недостаточно, и в связи с этим данная проблема приобретает особую актуальность.
Тревожность - это внутреннее переживание опасения и нарушения покоя, вызываемых возможными и вероятными неприятностями или задержкой приятного и желаемого (Н.Д. Левитов [6]); ощущение неконкретной неопределённой угрозы, неясного чувства опасности (Б.И. Кочубей, Е. Новикова [5]); сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия; временное психическое состояние, возникающее под влиянием стрессовых факторов (А.М. Прихожан [10]).
Учеными установлено, что тревожные дети обычно очень не уверены в себе, имеют неустойчивую самооценку; чувствительны к своим неудачам, и отказываются от той деятельности, в которой они испытывают затруднения (Е. Славина, Н. Шанина [11]). А.С. Белкин, И.С. Зимина, В. Яковлев [1] установили, что состояние тревожности характеризуется состоянием безотчётного страха, неопределённым ощущением угрозы, готовностью воспринимать любое событие как неблагоприятное и опасное.
Высокий уровень тревожности может приводить к разного рода заболеваниям, искажает общение, эмоционально-волевую сферу, затрудняет интеллектуальную деятельность в напряженных ситуациях, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в собственных силах, способствуют становлению отрицательного социаль-
© Спирина А.В., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1
83
ного статуса личности. Если причины, формы проявления и последствия переживания тревожности в литературе описаны относительно подробно, влияние на тревожность восприятия дошкольниками телепередач с элементами насилия рассмотрено недостаточно полно. Несмотря на то, что в настоящее время имеются исследования, свидетельствующие об увеличении количества сцен насилия в российском телевещании (М.И. Жабский [2], А.К. Тарасов [12]), а дошкольники, как известно, уделяют большое количество времени просмотру телепередач.
По мнению многих ученых (А. Бандура [2], Е.А. Захарова [3], А.В. Мудрик [7] и др.), сцены насилия отрицательно сказываются на телезрителей (негативно влияют на нравственное и эстетическое развитие детей, способствуют виктимиза-ции, стимулируют агрессивные проявления, влияют на отношение к насилию, как к приемлемому способу решения проблем).
В связи со сказанным встает вопрос о преодолении высокого уровня тревожности у дошкольников, вызванного просмотром телепередач с элементами насилия. В психолого-педагогической литературе можно найти данные о коррекции тревожности средствами игротерапии (М.И. Чистякова [15] и др.), смехотерапии (О.М. Попова [9] и др.), арттерапии (И.Ю. Ильина [4] и др.), сказкотера-пии (М.В. Осорина [8] и др.). Слабее других изучен вопрос о культуре телевосприятия как средстве нивелирования отрицательных эмоциональных состояний, которые возникают у дошкольников под влиянием просмотра телепередач с элементами насилия.
Культура телевосприятия (медиакультура, экранная культура, аудиовизуальная культура) подразумевает культуру телезрителя, который умеет оценивать нравственное содержание телепередач, самостоятельно выбирать нужную ему экранную информацию и разумно ею пользоваться (Е.А. Захарова [3]); воспринимать эту информацию, осмысливать и эстетически оценивать последнюю, а также предполагает развитие знаний о прошлом и настоящем экранных искусств (Ю.Н. Усов [13]); может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиат-ворчеством, усваивать новые знания в области медиа (А.В. Федоров [14]).
В своем исследовании мы попытались выявить возможности снижения у дошкольников высокого уровня тревожности, возникшей под влиянием просмотра телепередач с элементами насилия посредством формирования культуры телевосприятия.
Испытуемыми выступили 225 детей пяти - семи лет из прогимназии № 17 и ДОУ № 9 г. Шадринс-ка и их родители. В качестве методик исследования использовались: тест тревожности (Р. Теммл,
М. Дорки, В. Амен), рисуночная методика «Автопортрет», рисунок семьи, анализ продуктов деятельности (рисунок «страшного фильма»), беседа с ребёнком о телепередачах, интервьюирование родителей.
Диагностика показала, что 31% испытуемых имеют высокий уровень тревожности, 37% детей -средний уровень и 32% дошкольников - низкий уровень тревожности. 4% исследуемых продемонстрировали высокий уровень, 40% детей - средний уровень и 56% дошкольников - низкий уровень культуры телевосприятия.
Соотношение показателей среднего уровня культуры телевосприятия и высокого уровня тревожности (ф= -0,62 при р<0,01) позволило обнаружить тесные значимые обратные корреляционные связи, это означает, что чем выше уровень культуры телевосприятия, тем ниже уровень тревожности у дошкольников и наоборот. В связи со сказанным мы предположили, что формирование культуры телевосприятия будет эффективным средством коррекции высокого уровня тревожности у дошкольников, которая возникла под влиянием просмотра телепередач с элементами насилия.
Исходя из сказанного, на этапе формирующего эксперимента разрабатывалась и реализовывалась на практике профилактико-коррекционная программа нивелирования у детей дошкольного возраста высокого уровня тревожности, возникшей под влиянием просмотра телевизионных передач с элементами насилия и формирования культуры телевосприятия.
В формирующем эксперименте участвовало 25 детей 5-7 лет из ДОУ №9 г. Шадринска, их родители и воспитатели.
Профилактика и коррекция отклонений в эмоциональном развитии дошкольников, возникших под влиянием просмотра ими телепередач с элементами насилия, осуществлялась за счет сочетания методов психогимнастики, релаксационных упражнений, элементов аутотренинга, игротерапии, арттерапии, тестотерапии, музыкотерапии, смехоте-рапии, рефлексии, драматизации, заданий, предполагающих формирование культуры телевосприятия.
Дети выполнили 40 занятий, каждое из которых состояло из вводной, основной и заключительных частей и проводилось в течение 25-30 минут, три раза в неделю. Вводная часть занятия имела целью снятие напряжения, установление благоприятной эмоциональной обстановки в группе, нивелирование отрицательных эмоциональных состояний у дошкольников и состояла из двух упражнений, часть из которых была заимствована из работ Е.А. Захаровой [3], О.М. Поповой [9] и др., а часть разработана автором.
Основная часть занятия предполагала преодоление детьми отрицательного влияния на них телевизионных передач с элементами насилия в про-
цессе формирования у них культуры телевосприятия, которые были распределены на шесть циклов. Нивелирование тревожности, вызванной просмотром телепередач с элементами осуществлялось благодаря выполнению системы заданий, предполагающих обучение детей овладению структурными компонентами культуры телевосприятия.
Заключительная часть профилактико-коррекци-онного занятия состояла из двух релаксационных упражнений и заданий на рефлексию («Ласковое солнышко», «Ароматы цветочной поляны» и др.).
В ходе формирующего эксперимента был выявлен ряд закономерностей психокоррекционной деятельности.
Первая закономерность - стадиальность, проявившаяся в конструировании комических историй, в которых действующими лицами являются персонажи-агрессоры. Было установлено, что соответственно первой стадии дети придумывают несмешные истории; соответственно второй - истории с комическими деталями во внешности персонажей «Зеленый нос у Мумии» «Вампиру раскрасили лицо»; соответственно третьей - продуцируют истории с комическим сюжетом «Дракула шел, шел и поскользнулся на банане и упал в мусорку».
Вторая закономерность психокоррекционного процесса - вариативность творческих решений
испытуемыми, обнаружилась в сочинении детьми различных сценариев фильмов, смешных рассказов, в переконструировании знакомых фильмов, в различиях вылепленных из теста персонажей-агрессоров, в разнообразии иллюстраций к страшным фильмам, раскадровке (рисунок фильма по клеткам-кадрам), драматизациях.
Третья закономерность психокоррекционной деятельности - неравномерность, которая нашла выражение в особенностях восприятия детьми телевизионных передач, в уровнях выполнения творческих заданий (многие дошкольники проявили наивный реализм и фрагментарность в восприятии телепередач, в дифференцировке телепередач с вымышленным сюжетом и телепередач с документальным содержанием, в различных тенденциях воспроизведения содержания мультфильмов).
В ходе формирования культуры телевосприятия и коррекции тревожности нами были выявлены еще особенности поведения детей, продемонстрировавших разные ее уровни, проявившиеся в ходе выполнения заданий профилактико-коррекционной программы.
Высокотревожные испытуемые во время выполнения творческих заданий чувствуют себя неуверенно (боятся вспомнить и рассказать о страшащих их фрагментах с элементами насилия из телепередач; предпринимая попытку нарисовать или вылепить страшащие их события или персонажей-агрессоров, не заканчивают импровизации, ломают
поделки или мнут рисунки, не показывая их экспериментатору); отказываются участвовать в играх-драматизациях, если в них задействованы агрессивные сверстники; в переделывании «страшных» фильмов и сочинении новых импровизаций используют доброжелательные коппинг-стратегии, ищут опоры в родственниках (в импровизациях фигурируют мамы, папы, сестры, братья).
Отслеживание поведения дошкольников во время исследования позволило заметить неодинаковую эффективность воздействия методов коррекции на испытуемых с разными уровнями тревожности. В коррекции высокого уровня тревожности эффективны арттерапия и индивидуальные беседы. Кроме этого было установлено, что у высокотревожных дошкольников трудности вызывают коллективные игры, которые требуют проявления инициативы и самостоятельности.
Работая с дошкольниками, мы убедились, что эффективность формирования у них культуры телевосприятия и нивелирования высокого уровня тревожности, возникшей под влиянием просмотра ими телепередач с элементами насилия, обусловливают фрагментарность детского восприятия; наивный реализм; трудность установления пространственно-временных связей; предпочтение персонажей-агрессоров и телепередач с элементами насилия; идентификация детьми с понравившимися им героями и копирование их поведения; особенности отношения детей к сценам насилия на телеэкране (негативное - позитивное); недостаточный объем эстетических представлений, небольшой объем знаний о теле- и киноискусстве, о нравственных категориях; отсутствие знаний о противостоянии насилию в жизни и на телеэкране; и самое главное индифферентное отношения родителей к просмотру детьми телепередач с элементами насилия и т.д.
В ходе исследования было установлено что, эффективность психокоррекционной работы достигалась благодаря таким условиям как: дискредитация поведения персонажей-агрессоров, стимулирование чувства эмпатии к жертвам насилия из телепередач; переориентировка предпочтений дошкольников на добрые, познавательные телепередачи; обсуждение просмотренных детьми телепередач, обучение оцениванию эстетического и нравственного содержания телепередач.
Статистическая обработка данных позволила выявить, что после формирующего эксперимента изменились показатели уровней культуры телевосприятия у детей в экспериментальной группе. В частности, высокий уровень культуры телевосприятия достоверно увеличился с 4% до 48%, а процент испытуемых с низким уровнем снизился с 56% до 24% испытуемых.
Кроме этого изменились также показатели тревожности у испытуемых. Сопоставление результатов до и после формирующих воздействий показа-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1
85
ло, что после профилактико-коррекционной работы в экспериментальной группе число детей с высоким уровнем тревожности уменьшилось на 24%, и позволила зафиксировать критическое значение по высокому уровню тревожности (ф*=1,85 при р<0,01) у испытуемых до и после формирующего эксперимента.
Результаты коррекционно-профилактической работы, убедительно свидетельствуют о том, что у детей дошкольного возраста можно снизить высокий уровень тревожности, возникший под влиянием просмотра телепередач с элементами насилия, и повысить уровень культуры телевосприятия посредством парцианальной комплексной, профи-лактико-коррекционной программы нивелирования негативных эмоциональных состояний, возникших под влиянием просмотра телевизионных передач со сценами насилия и формирования культуры телевосприятия.
Библиографический список
1. Белкин А.С., Зимина И., Яковлев В. Технология развивающих игр-занятий у детей младшего дошкольного возраста. - Екатеринбург, 1995. - 48 с.
2. Жабский М.И. Свобода и ответственность в телевещании // Высшее образование в России. -2002. - № 3. - С. 63-66.
3. Захарова Е.А. Развивающий экран // Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками / А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня и др. - М.: Просвещение, 1991. - С. 24-49.
4. Ильина И.Ю. Аффективное поведение и его
коррекция в младшем дошкольном возрасте: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1998 - 168 с.
5. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Как «лечить» тревожность? // Семья и школа. - 1988. - № 12. -С. 19-22.
6. Левитов Н.Д. Психологическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии -1969. - № 1. - С. 3-6.
7. Мудрик А.В. Социализация человека. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
8. Осорина М.В. Черная простыня летит по городу или зачем дети рассказывают страшные истории // Знание - сила. - 1986. - № 10. - С. 43-45.
9. Попова О.М. Чувство комического как средство коррекции отрицательных состояний дошкольников. - Шадринск: ШГПИ, 2003. - 170 с.
10. Прихожан A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога: Сб. науч. тр. / отв. ред. И.В. Дубровина - М.: Изд-во АПН СССР, 1989. -С. 32-56.
11. Славина Л.С., Шанина Н. Тревожные дети // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 4. - С. 11-14.
12. Тарасов К.А. «Агрессивная кинодиета» ТВ и студенчество // Высшее образование в России. -2002. - № 3. - С. 66-76.
13. Усов Ю.Н. Основы экранной культуры // Искусство в школе. - 2005. - № 6. - С. 73-74.
14. Федоров А.В. Проблемы медиавоспрития и развития аудитории в области медиакультуры // Прикладная психология. - 2002. - № 2. - С. 84-89.
15. Чистякова М.И. Психогимнастика / под ред. М.И. Буянова - М.: Просвещение, 1990. - 126 с.