А.В. Спирина
КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ, ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИИ, ВОЗНИКШИХ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПРОСМОТРА ТЕЛЕПЕРЕДАЧ С ЭЛЕМЕНТАМИ НАСИЛИЯ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТЕЛЕВОСПРИЯТИЯ
Двадцатый и начало двадцать первого века считаются эпохой информации, которую мы получаем, слушая радио, читая газеты и журналы, смотря на экран компьютера, сотового телефона, телевизора, где в настоящее время можно увидеть много сцен насилия и жестокости.
Известно, что с огромным потоком информации непросто справиться даже взрослому человеку, не то что ребенку, который, не обладая культурой телевосприятия, смотрит многие телепередачи, не понимая, что хорошо и можно смотреть, а что плохо, аморально и ему не рекомендуется видеть.
Экспериментально доказано, что каждые пятнадцать минут зритель российского телевидения видит на экране один акт насилия, которые, по мнению многих ученых (А. Бандура [9], Л. Берковиц [1], Р. Бэрон [2], Н.П. Гришаева [3], Е.А. Захарова [4], А.В. Мудрик [6], Л. Эрон [5] и др.), негативно влияют на зрителей (влияют на нравственное и эстетическое развитие детей, способствуют виктимизации, стимулируют агрессивные проявления, влияют на отношение к насилию, как к приемлемому способу решения проблем).
В связи со сказанным, мы попытались выявить возможности снижения высоких уровней отрицательных эмоциональных состояний, возникших под влиянием просмотра телепередач с элементами насилия посредством формирования культуры телевосприятия. Культура телевосприятия подразумевает культуру телезрителя, который умеет оценивать нравственное содержание телепередач, самостоятельно выбирать нужную ему экранную информацию и разумно ею пользоваться (Е.А. Захарова [4]).
В диагностических частях исследования для выявления влияния телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоции у дошкольников, использовались рисуночная методика «Несуществующее животное», проективная методика «Автопортрет», анализ продуктов детской деятельности (рисунок «страшного фильма»), ри-
суночная методика «Моя семья», методика «Страхи» А.И. Захарова, проективная методика «Что страшное снится, чего боишься днем», тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен), беседа с детьми, интервьюирование родителей.
Испытуемыми выступили 100 детей пяти -семи лет из прогимназии .№17, 25 детей пяти-семи лет из ДОУ .№9 г. Шадринска и их родители.
В ходе исследования было выявлено, что 31% испытуемых имеют высокий, 37% - средний и 32% дошкольников - низкий уровни тревожности; 58% дошкольников - высокий, 30% - средний, 12% - низкий уровни чувства страха; 37% дошкольников продемонстрировали высокий, 46% - средний, 17% - низкий уровни агрессии, 59% испытуемых выявили средний уровень 41% детей - низкий уровень культуры телевосприятия. В ходе исследования не было обнаружено ни одного ребенка с высоким уровнем культуры телевосприятия. Сравнение показателей культуры телевосприятия и отрицательных эмоциональных состояний свидетельствует о том, что между средним уровнем культуры телевосприятия и высокими уровнями чувства страха (ф= -0,52), агрессии (ф= -0,58) и тревожности (ф= -0,62) существуют тесные значимые обратные корреляционные связи: чем выше уровень культуры телевосприятия, тем ниже уровни отрицательных эмоциональных состояний.
Исходя из сказанного, на этапе формирующего эксперимента разрабатывалась и реализовывалась на практике профилактико-коррекцион-ная программа нивелирования у детей дошкольного возраста отрицательных эмоциональных состояний, возникших под влиянием просмотра телевизионных передач с элементами насилия и формирования культуры телевосприятия.
В формирующем эксперименте участвовало 25 детей 5-7 лет из ДОУ №9 г. Шадринска, их родители и воспитатели.
Профилактика и коррекция отклонений в эмоциональном развитии дошкольников, возникших под влиянием просмотра ими телепередач с элементами насилия, осуществлялась за счет соче-
66
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008
© А.В. Спирина, 2008
Таблица1
Схема реализации формирующих воздействий
Блоки Циклы
Организационноустановочный блок Первый цикл (10 занятий) предполагал вытеснение негативных эмоциональных состояний, вызванных просмотром телепередач с элементами насилия.
Коррекционноразвивающий блок Второй цикл (8 занятий) предусматривал дискредитацию образов персонажей-агрессоров и телепередач, содержащих сцены насилия; третий цикл (4 занятия) - проигрывание альтернативных ролей, игры-драматизации; четвертый цикл (7 занятий) - обучение детей способам защиты от агрессии в жизни и на телеэкране, преодолению своих отрицательных эмоций.
Профилактический блок Пятый цикл (7 занятий) был направлен на обучение новым формам поведения, переориентацию предпочтений детьми на находчивых добрых героев, преодоление фрагментарности и наивного реализма; шестой цикл (4 занятий) был нацелен на формирование культуры телевосприятия, ориентацию на позитивные, познавательные, детские телепередачи, на другие виды деятельности, способствующие психологическому развитию дошкольников.
Блок семейной и педагогической психокоррекции (по 8 лекций для родителей и воспитателей) включал просветительскую, консультационную и тренинговую работу.
тания методов психогимнастики, релаксационных упражнений, элементов аутотренинга, игротера-пии, арттерапии, тестотерапии, музыкотерапии, смехотерапии, рефлексии, драматизации, заданий предполагающих формирование культуры телевосприятия.
Коррекция детских страхов, тревожности и агрессии, вызванных просмотром телепередач с элементами насилия посредством формирования культуры телевосприятия достигалась путем запуска внешних и внутренних механизмов. К внешним относятся дискредитация объектов страха и агрессии, реконструкция содержания телефильмов с элементами насилия на комические, упражнение в имитации и квалификации эмоций, преобразование стереотипа поведения персона-жа-агрессора, идентификация себя с уверенным персонажем победителем (тревожность и страхи) и с персонажем жертвой (агрессия), обучение способам защиты от насилия и преодоления негативных эмоций; повышение культуры телевосприятия, ориентация на восприятие телепередач без элементов насилия; а к внутренним - снижение значимости отдельных эпизодов с элементами насилия и персонажей-агрессоров, избавление от наивного реализма, абстрагирование и перенос эмоциональных состояний на нетождественный материал (телепередачи), присвоение конструктивных способов защиты от отрицательных эмоциональных состояний (тревожность
и страхи); обучение рефлексии постановки себя на место жертвы (агрессия), снижение уровня отрицательных эмоциональных состояний; преодоление фрагментарности и наивного реализма и т.п.
С детьми выполнялось 40 занятий, состоявших из вводной, основной и заключительной части, каждое из них проводилось в течение 25-30 минут, три раза в неделю.
Вводная часть включала два упражнения в каждом занятии, направленные на снятие напряжения, установления благоприятной эмоциональной обстановки в группе, психогимнастические упражнения, предполагающие нивелирование отрицательных эмоциональных состояний, часть из которых была заимствована у Н.Г. Куте-повой, О.С. Назаревич, О.М. Поповой [7], а часть разработана автором [8] («Кот в сапогах», «Вини Пух и Пяточек», «Львенок и черепаха» и др.).
Основная часть занятия содержала задания, предполагающие преодоление детьми отрицательного влияния на них телевизионных передач с элементами насилия и формирование культуры телевосприятия, которые были распределены на шесть циклов.
Заключительная часть профилактико-коррек-ционного занятия состояла из релаксационных упражнений и рефлексии, включала два задания в каждом занятии («Смешинка», «Поплавок в океане», «Богатырь», «Клык вампира», «Сундук с сокровищами», «Ароматы цветочной поляны» и др.).
В ходе формирующего эксперимента был выявлен ряд закономерностей психокоррекционной деятельности.
Первая закономерность - стадиальность, проявившаяся в конструировании комических историй, в которых действующими лицами являются персонажи-агрессоры. Было установлено, что соответственно первой стадии дети придумывают несмешные истории; соответственно второй - истории с комическими деталями во внешности персонажей «Зеленый нос у Мумии», «Вампиру раскрасили лицо»; соответственно третьей - продуцируют истории с комическим сюжетом «Дракула шел, шел и поскользнулся на банане и упал в мусорку».
Вторая закономерность психокоррекционного процесса - вариативность творческих решений испытуемыми, обнаружилась в сочинении детьми различных сценариев фильмов, смешных рассказов, в переконструировании знакомых фильмов, в различиях вылепленных из теста пер-сонажей-агрессоров, в разнообразии иллюстраций к страшным фильмам, раскадровке (рисунок фильма по клеткам-кадрам), драматизациях.
Третья закономерность психокоррекционной деятельности - неравномерность, которая нашла выражение в особенностях восприятия детьми телевизионных передач, в уровнях выполнения творческих заданий (многие дошкольники проявили наивный реализм и фрагментарность в восприятии телепередач, в дифференцировке телепередач с вымышленным сюжетом и телепередач с документальным содержанием, в различных тенденциях воспроизведения содержания мультфильмов).
Исследование показало, что эффективность формирования культуры телевосприятия и нивелирования высоких уровней отрицательных эмоциональных состояний, возникших под влиянием просмотра телепередач с элементами насилия, обусловливается системой факторов, затруд-
няющих процесс психокоррекционной работы.
К ним относятся: особенности развития у дошкольников восприятия телепередач, а именно: фрагментарность; наивный реализм; трудность установления пространственно-временных связей; предпочтение персонажей-агрессоров и телепередач с элементами насилия; идентификация дошкольников с понравившимися им героями, копирование их поведения; особенности отношения детей к сценам насилия на телеэкране (негативное - позитивное); индифферентное отношения родителей к просмотру их детьми телепередач с элементами насилии; недостаточный объем эстетических представлений, небольшой объем знаний о теле- и киноискусстве, о нравственных категориях; отсутствие знаний о том, как противостоять насилию в жизни и на телеэкране и т.д.
В соответствии с затрудняющими психокоррекционный процесс факторами с испытуемыми проводилась надкоррекционная работа, которая предполагала нивелирование недостатков детского телевосприятия - фрагментарности и наивного реализма, которые преодолевались путем специальных упражнений предложенных Е.А. Захаровой и разработанных автором; проведение дополнительных бесед, в ходе которых детям объяснялась сущность нравственных категории и поведения героев, рассказывалось о процедуре создания телепередач, игре актеров; использование игр-расскадровок; применение материалов на основе киноискусства для расширения эстетического кругозора (музыка, изображения телегероев, литературные произведения, по которым сняты мультфильмы); проведение дополнительной коррекции отдельных эмоциональных состояний (неуверенности, агрессивности); предварительную и дополнительную обучающую работу, способствующую лучшему выполнению заданий; выполнение заданий вместе детям с родителями в домашних условиях; задания для совместной работы с воспитателями в группе.
Таблица2
Изменение показателей культуры телевосприятия у дошкольников до и после формирующего эксперимента, %
Культура телевосприятия Уровни До форм экспе ирующего римента После формирующего эксперимента ф*
Контроль. группа Эксперимен. группа Контроль. группа Эксперимен. группа
Высокий 1% 0% 5% 48% 5,4
Средний 40% 44% 56% 28% 1,18
Низкий 59% 56% 49% 24% 2,35
68
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008
Таблица3
Распределение испытуемых по уровням отрицательных эмоциональных состояний до и после формирующего эксперимента, %
Отриц. эмоцион. состояния Уровни До формирующих воздействий После формирующих воздействий ф*
Контр. группа Эксперимен. группа Контр. группа Эксперимен. группа
Агрессия Высокий 40% 44% 32% 16% 2,22
Средний 42% 36% 48% 44% 0,57
Низкий 18% 20% 20% 40% 1,56
Тревожность Высокий 38% 44% 40% 20% 1,85
Средний 44% 32% 46% 44% 0,87
Низкий 16% 24% 14% 36% 0,93
Чувство страха Высокий 46% 48% 40% 20% 2,13
Средний 32% 36% 38% 48% 0,86
Низкий 22% 16% 22% 32% 1,34
На этапе контрольного эксперимента использовались те же методики, что и на этапе формирующего эксперимента. После формирующего эксперимента были зафиксированы также сдвиги и в показателях культуры телевосприятия.
Статистическая обработка данных показала, что после формирующего эксперимента изменились показатели уровней культуры телевосприятия. В частности, высокий уровень культуры телевосприятия повысился с 0% до 48%, а процент испытуемых с низким уровнем снизился с 56% до 24% испытуемых. Оказалось, что до и после формирующего эксперимента различия по высокому (ф*=5,4) и низкому (ф*=2,35) уровням культуры телевосприятия у испытуемых по ф*-критерию имеет значимые различия, а по среднему уровню (ф*=1,18) - незначимые.
Кроме этого произошли изменения в уровнях отрицательных эмоциональных состояний.
Диагностика показала, что после профилак-тико-коррекционной работы число детей с высокими уровнями агрессии и чувства страха уменьшилось на 28%, а дошкольников с высоким уровнем тревожности - на 24%. Обработка результатов позволила зафиксировать значимые различия по ф*-критерию показателей высокого уровня агрессии (ф*=2,22) и чувства страха (ф*=2,13) у испытуемых до и после формирующего эксперимента, и критическое значение по высокому уровню тревожности (ф*=1,85).
В ходе исследовательской работы мы убедились в том, что у детей дошкольного возраста можно снизить уровни агрессии, тревожности и чувства страха, возникших под влиянием просмотра телепередач с элементами насилия, и повысить
уровень культуры телевосприятия посредством парцианальной, комплексной, профилактико-кор-рекционной программы нивелирования негативных эмоций, возникших под влиянием просмотра телевизионных передач со сценами насилия и формирования культуры телевосприятия, ключевыми моментами которой являлись дискредитация пер-сонажей-агрессоров, проигрывание альтернативных ролей, моделирование новых форм поведения, формирования культуры телевосприятия.
Библиографический список
1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - СПб., 2004.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997.
3. Гришаева Н.П. Телевидение - опасность или безопасность?! // Педагогика ДОУ - 2003. -№1. - С. 95-99.
4. Захарова Е.А. Развивающий экран // Искусство в жизни детей: Опыт худож. занятий с младшими школьниками: Кн. для учителя: Из опыта работы / А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня и др. - М., 1991.
5. Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 1997.
6. МудрикА.В. Социализация человека. - М., 2004.
7. Попова О.М. Чувство комического как средство коррекции отрицательных эмоциональных состояний: Уч. пособие. - Шадринск, 2003.
8. Спирина А.В. Программа нивелирования отрицательных эмоциональных состояний у дошкольников, возникших под влиянием просмотра телепередач со сценами насилия, и формирования культуры телевосприятия. - Шадринск, 2007.
9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 2006.