Научная статья на тему 'Соотношение уровней культуры телевосприятия и уровней чувства страха, агрессии и тревожности у дошкольников'

Соотношение уровней культуры телевосприятия и уровней чувства страха, агрессии и тревожности у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
270
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ТЕЛЕВОСПРИЯТИЯ / ЧУВСТВО СТРАХА / АГРЕССИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ НАСИЛИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Спирина Алёна Вадимовна

В статье содержатся данные о соотношении у дошкольников уровней культуры телевосприятия и уровней отрицательных эмоциональных состояний и факторов их детерминирующих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Спирина Алёна Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотношение уровней культуры телевосприятия и уровней чувства страха, агрессии и тревожности у дошкольников»

Соотношение уровней культуры телевосприятия и уровней чувства страха, агрессии и тревожности..,

с опытом личностной и профессиональной жизнедеятельности.

Установлена связь общего развития личности специалиста (уровень информационного обеспечения самопознания и самореализации «Я»), воспитанности (регулятивный уровень самоанализа и самовыражения) и их социально-дидактического опыта (содержательный уровень самопознания и самореализации) с личностным и педагогическим саморегулированием и их ролью в профессиональном и социальном опыте личности.

В ходе исследования определились особенности профессиональной подготовки специалистов к профессиональной деятельности, которые были проклассифицированы на естественные предпосылки и социальные факторы готовности безработных специалистов к профессиональной деятельности. К первым относятся: мотивация, направленность интереса; способности к определенному виду деятельности; расположенность к развитию определенных качеств и свойств; уровень интуитивного предвидения; задатки соотнесения уровня развития интеллекта, воли и чувств с профессиональными стандартами.

Ко вторым относятся: потребности, направленность деятельности, уровень активности проявления специалиста в социуме и профессии. Развитие и функционирование названных компонентов коррелировало с уровнем обучения, воспитания и содержанием профессиональной социализации специалистов в «Центре изучения иностранных языков».

Библиографический список

1. Сохранов В.В. Состояния и тенденции профессиональной социализации педагогических кадров на вузовском и послевузовском этапах подготовки и переподготовки. - Пенза: Изд-во ПГПУ 2000. - 60 с.

2. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / АПН СССР. НИИ общ. и пед. психологии. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.

3. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. - 2004. - №№2. - С. 128-135.

4. Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 335 с.

5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учеб. для вузов. 5-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: Логос, 2006. - 376 с.

6. Кочетов А.И. Педагогическая диагностика. - М.: Полымя, 1968.- 128 с.

7. Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. - М.: Знание, 1983. - 159 с.

8. МудрикА.В. Социальная педагогика: учеб. для вузов. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Academia, 2002. - 200 с.

9. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2003. - 480 с.

10. СтолинВ.В. Самосознание личности. - М.: Просвещение, 1983. - 182 с.

УДК 159.922.7

А.В. Спирина

СООТНОШЕНИЕ УРОВНЕЙ КУЛЬТУРЫ ТЕЛЕВОСПРИЯТИЯ И УРОВНЕЙ ЧУВСТВА СТРАХА, АГРЕССИИ И ТРЕВОЖНОСТИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье содержатся данные о соотношении у дошкольников уровней культуры телевосприятия и уровней отрицательных эмоциональных состояний и факторов их детерминирующих.

Ключевые слова: культура телевосприятия, чувство страха, агрессия, тревожность, телепередачи с элементами насилия.

Отрицательные эмоциональные состояния являются предметом изучения, как зарубежных (А. Адлер [по 10], З. Фрейд [9], К. Хорни [по 10], Э. Эриксон [по 10] и др.), так и отечественных ученых (А.И. Захаров [3], Б.И. Кочубей, Е.Б. Новикова [5], А.М. Прихо-

жан [7] и др.). Ими раскрыты причины, факторы и формы проявления агрессии, тревожности и страхов.

Страхи, тревожность и агрессия детерминируются в основном идентичными факторами и причинами. К факторам, обусловливающим

© А.В. Спирина, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

349

проявление агрессии, чувства страха и тревожности, относят конструкциональные особенности, тип высшей нервной деятельности, социальную среду в широком смысле слова (особенности национальной культуры, сказывающиеся на объектах страхов и тревожности детей разных национальностей (А.И. Захаров [3]), враждебность современного общества (К. Хорни [по 10]); антагонистические отношения в обществе - следствие войн, катастроф: социальную среду в узком смысле слова (материальное неблагополучие семьи, микроклимат в детской среде, особенности развития детской психики в пренатальный и постнатальный период, травмы при рождении, аномальные условия развития ребенка (без родителей, без семьи, в концлагерях, в домах ребенка), увеличение количества вербализированных и невербализированных преимущественно отрицательных оценок, неудовлетворенность социальным статусом и содержательной стороной общения (B.C. Мухина [6]).

Отрицательные эмоциональные состояния имеют одинаковые причины: желание вернуть потерянную самооценку, снижаемую атаками окружающих; результат положительного подкрепления; потеря любви или объекта любви; противодействующие силы ОНО, ЭГО, Супер-ЭГО; авторитарная позиция родителей и воспитателей (Э. Эриксон [по 10]); комплекс неполноценности (А. Адлер [по 10]); фрустрация потребности в признании (B.C. Мухина [6]); в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения (А.М. Прихожан [7]), действие непреодолимых барьеров, стоящих на пути к достижению цели; неблагоприятное отношение окружающих (К. Роджерс [по 10]); несовпадение оценки и самооценки (И.В. Дубровина [2]); феномен ролевой идентификации (А.И. Захаров [3]); хроническая неуспешность, возникающая под воздействием завышенных противоречивых требований в детском саду и дома, когда ребенок пытается совместить в своем поведении несовместимые правила и идеалы (Е.Б. Новикова [5]).

Тревожность, страхи и агрессия обусловливаются еще специфическими причинами. Так, например, страхи детей вызывают сильные неожиданные впечатления (резкие звуки и т.д.), вынужденная подмена семейных ролей, запугивание детей мифическими существами и т.д. Тревога возникает при слабой ориентации на реальные условия, ситуации хронической неуспешно-

сти, излишней заорганизованности жизни, сим-биотических отношениях ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от воображаемых трудностей, вследствие чего, когда он остается без матери, он резко теряется и становится пассивным, неуверенным и тревожным (Е.Б. Новикова [5]).

Формы проявления отрицательных эмоциональных переживаний не всегда одинаковы: ошу-щение страха сопряжено с ужасом, оцепенением, плачем, смущением, застенчивостью, покраснением, побледнением, ощущением «сосет под ложечкой», суетливостью, ухудшением сна, энурезом [3]. Формами тревоги являются ритуальные магические действия, чрезмерное фантазирование, тормозные реакции - уйти в болезнь (Б.И. Кочубей, Е.Б. Новикова [5]), открытая форма, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию, косвенная, проявляющаяся через специфические способы поведения (прямое выражение агрессии, сочетающееся с выражением тревоги и т.д.). Агрессия трансформируется в ссоры, угрозы, проклятья, нападения, физические расправы, злобные шутки (Е.А. Гаспарова [1]).

Одной из причин вызывающих отрицательные эмоциональные состояния у дошкольников может быть просмотр телепередач с элементами насилия (экспериментально доказано, что каждые пятнадцать минут зритель российского телевидения видит на экране один акт насилия) из-за низкого уровня развития культуры телевосприятия (экранная культура, аудиовизуальная культура), которая подразумевает культуру телезрителя, умеющего оценивать нравственное содержание телепередач, самостоятельно выбирать нужную ему экранную информацию и разумно ею пользоваться (Е.А. Захарова [4]); воспринимать ее, осмысливать и эстетически оценивать; развитие знаний о прошлом и настоящем экранных искусств (Ю.Н. Усов [8]).

Если причины, формы проявления и природа агрессии, тревожности, страхов рассмотрены в научной литературе достаточно полно, то соотношения уровней культуры телевосприятия и уровней данных отрицательных эмоциональных состояний у дошкольников изучены недостаточно.

Продолжая данный цикл исследований, мы попытались восполнить этот пробел и выявить соотношение уровней отрицательных эмоцио-

Соотношение уровней культуры телевосприятия и уровней чувства страха, агрессии и тревожности..

нальных состояний и уровней культуры телевосприятия у дошкольников.

Испытуемыми выступили 100 детей пяти -семи лет из Прогимназии .№17 г. Шадринска и их родители. В исследовании использовались рисуночная методика «Несуществующее животное», проективная методика «Автопортрет», анализ продуктов детской деятельностей (рисунок «страшного фильма»), рисуночная методика «Моя семья», методика «Страхи» А.И. Захарова, проективная методика «Что страшное снится, чего боишься днем», тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен), беседа с детьми, интервьюирование родителей.

В ходе исследования было выявлено, что 31% испытуемых имеют высокий, 37% детей - средний и 32% дошкольников - низкий уровни тревожности; 58% исследуемых показали высокий, 30% испытуемых - средний, 12% детей - низкий уровни чувства страха; 37% дошкольников продемонстрировали высокий, 46% исследуемых -средний, 17% испытуемых - низкий уровни агрессии, 1% детей обнаружили высокий уровень, 59% испытуемых выявили средний уровень 41% исследуемых - низкий уровень культуры телевосприятия. Сравнение показателей культуры телевосприятия и отрицательных эмоциональных состояний свидетельствует о том, что между показателями среднего уровня культуры телевосприятия и высокими уровнями чувства страха (ф= -0,51 при р<0,01), агрессии (ф= -0,57 при р<0,01) и тревожности (ф= -0,62 при р<0,01) существуют тесные значимые обратные корреляционные связи, что означает, что чем выше уровень культуры телевосприятия, тем ниже уровни отрицательных эмоциональных состояний.

Кроме уровней отрицательных эмоциональных состояний и уровней культуры телевосприятия мы также соотнесли их с детерминирующими факторами.

В ходе исследования выяснилось, что уровни агрессии, тревожности и чувства страха и культуры телевосприятия в определенной степени обусловливают: продолжительность и частота просмотра дошкольниками телепередач (более 50% дошкольников уделяют просмотру телепередач от 4 до 6 и более часов в сутки ежедневно) В ходе исследования выяснилось, что 90% испытуемых смотрит телепередачи, среди которых много фильмов со сценами насилия, от 2 до 4 часов и от 4 до 6 и более часов в сутки, из них по 81% детей

имеет высокий и средний уровни чувства страха и агрессии, 63% дошкольников - высокие и средние уровни тревожности. Расчет коэффициента корреляции между продолжительностью просмотра и уровнем чувства страха (ф=0,64 (при р<0,01), агрессии (ф=0,72 (при р<0,01) и тревожности (ф=0,57 (при р<0,01) свидетельствует о наличии тесных значимых связей (коэффициент корреляции К. Пирсона), и это означает, что чем больше времени ребенок смотрит телепередачи с элементами насилия тем выше у него уровни чувства страха, агрессии и тревожности.

Сравнение показателей культуры телевосприятия и показателей продолжительности просмотра телепередач в течение суток позволило обнаружить тесную, обратную, значимую связь ф= -0,55 (при р<0,01), и это означает, что чем дольше ребенок смотрит телепередачи с элементами насилия тем ниже у него культура телевосприятия.

Индифферентное отношение родителей к просмотру их детьми телепередач с элементами насилия (14% родителей относится к просмотру детьми сцен насилия индифферентно, 16% родителей - положительно; большинство родителей (65%) отрицательно относится к просмотру детьми телепередач с элементами насилия, но не предотвращают его; только 5% родителей ограничивают время просмотра детьми телепередач); Расчет коэффициента корреляции между положительным, безразличным и пассивным отношением родителей к просмотру их детьми телепередач с элементами насилия и уровнями чувства страха (ф=0,62 (при р<0,01) и уровнями агрессии (ф=0,52 (при р<0,01) обнаружил значимые тесные корреляционные связи. Между отношением родителей к длительности и просмотру их детьми телепередач с элементами насилия и уровнем тревожности (ф=0,33 (при р<0,01) была зафиксирована умеренная положительная корреляционная связь. Это означает, что отношение родителей к просмотру детьми телепередач с элементами насилия оказывает существенное влияние на повышение у них уровня отрицательных эмоциональных состояний.

Следует отметить, что между показателями культуры телевосприятия и показателями отношения родителей обнаружена тесная, значимая, обратная корреляционная связь ф= -0,64 (при р<0,01), и это означает, что если родители относятся к просмотру их детьми телепередач с элементами насилия положительно или безразлич-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

351

но, то у последних будет преобладать низкий уровень культуры телевосприятия.

Половозрастные различия (показатели высокого уровня агрессии (24%) и низкого уровня культуры телевосприятия (26%) преобладают у мальчиков на 11%; показатели высокого уровня агрессии (24%) и тревожности (19%) доминирует в подготовительной к школе группе на 11% и 7% соответственно, а показатели низкого уровня культуры телевосприятия (23%) - в старшей группе детского сада на 5%; показатели высокого уровня чувства страха во всех группах совпадают (29%).

Тип диспозиции (у агрессивных испытуемых преобладает активный тип диспозиции (54%), у детей с высокими уровнями тревожности и чувства страха - эмоциональный (44%) и неадекватный тип диспозиции (2%). При расчете коэффициента корреляции между активным и эмоциональным типом диспозиции и уровнем чувства страха (ф=-0,52 (при р<0,01), и тревожности (ф= -0,90 (при р<0,01) обнаружились значимые тесные обратные корреляционные связи, и это означает, что чем больше у ребенка преобладает активный тип диспозиции, тем ниже у него уровни чувства страха и тревожности. Было установлено, что между показателями активного типа диспозиции и уровнями агрессии (ф=0,41 (при р<0,01) имеется положительная умеренная значимая корреляция, что позволяет предположить, что, если у ребенка преобладает активный тип диспозиции, то это может способствовать повышению у него уровня агрессии. Оказалось, что связь между уровнем культуры телевосприятия и типом диспозиции отсутствует.

На основе проведенного исследования соотношения уровней отрицательных эмоциональных состояний и показателей культуры телевосприятия мы пришли к следующим выводам:

1. Между уровнями культуры телевосприятия и уровнями отрицательных эмоциональных состояний существует обратная корреляционная

связь: чем выше уровень культуры телевосприятия, тем ниже уровни отрицательных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста.

2. Обнаруженные нами такие факторы, как длительность и частота просмотра телепередач, тип диспозиции дошкольников, пол и возраст испытуемых и индифферентное отношение родителей к просмотру их детьми телепередач с элементами насилия, оказывают существенное влияние на повышение уровней агрессии, чувства страха и тревожности, возникающих из-за просмотра телепередач с элементами насилия и на развитие культуры телевосприятия.

Биографический список

1. Гаспарова Е.И. Страхи у дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1991. - .№4. - С. 75-80.

2. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. - М., 1982.

3. ЗахаровА.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. 3-е изд., испр. - СПб., 1997.

4. Захарова Е.А. Развивающий экран // Искусство в жизни детей: Опыт худож. занятий с младшими школьниками: Кн. для учителя: Из опыта работы / А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня и др. - М., 1991.

5. Кочубей Б., НовиковаЕ. Как «лечить» тревожность? // Семья и школа. - 1988. - №12. - С. 19-22.

6. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития. - М., 1998.

7. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Актуальные методы в работе школьного психолога. - М., 1990.

8. Усов Ю.Н. Основы экранной культуры // Искусство в школе. - 2005. - №6. - С. 73-74.

9. Фрейд З. Психология бессознательного. -М., 1989.

10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. -СПб., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.