Примечания
1 Исследование выполнено совместно с А.А. Ре-дих практикующим психологом, специалистом по проблеме семейного насилия (гор. Москва)
2 Большинство участников данной группы воспитывались в семьях с химически зависимыми родственниками или другой дисфункцией
Библиографический список
1. Каширский Д.В. Субъективные ценности современной молодежи. - Барнаул: Изд-во ААЭП, 2012. - 224 с.
2. Каширский Д.В., РедихА.А. Ценности жертв семейного насилия // Психологические проблемы современной семьи: Четвертая междунар. конф. / под ред. Е.И. Захаровой, О.А. Карабановой. - М.: МГУ, 2009. - С. 278-281.
3. Клиническая психология / под ред. М. Пер-ре, У Баумана. - СПб.: Питер, 2002. - 1312 с.
4. Крайг Г Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
5. Психология и психотерапия насилия: Ребенок в кризисной ситуации. - СПб.: Речь, 2003. -248 с.
УДК 159.922.7
Спирина Алена Вадимовна
кандидат психологических наук, доцент Шадринский государственный педагогический институт
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТЕЛЕВОСПРИЯТИЯ КАК СРЕДСТВА НИВЕЛИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ АГРЕССИИ ВОЗНИКШЕЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВОСПРИЯТИЯ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ С ЭЛЕМЕНТАМИ НАСИЛИЯ
В статье содержатся данные о соотношении у детей дошкольного возраста показателей агрессии вызванной просмотром телепередач с элементами насилия и показателей культуры телевосприятия, а также описание формирующего эксперимента по формированию культуры телевосприятия как средства нивелирования агрессии вызванной просмотром телепередач с элементами насилия и его результаты.
Ключевые слова: агрессия, телепередачи с элементами насилия, культура телевосприятия.
етская агрессия является предметом изучения многих ученых как за рубежом Л Д- (А. Бандура [16], Р. Бэрон [2], Э. Фромм [15], и др.), так и у нас в стране (Т.Г. Румянцева [9], Л.М. Семенюк [10], Л.С. Славина [11] и др.). Изучены природа агрессии, её причины, формы проявления и пути коррекции.
Под агрессией понимается индивидуальное или групповое поведение, действие, направленное на нанесение физического, психического вреда, ущерба, уничтожения другого человека (Л.М. Семенюк [10]); любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту (Э. Фромм [15]); целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательное переживание: состояние страха, напряженности, подавленности и т.д. (В.Г. Петров [7]).
Проявление агрессии обусловливается рядом причин. Выявлено, что к последним относят: неудовлетворенное желание завладеть понравившейся игрушкой; неудовлетворенное желание получить престижную роль; ожидание наказания; агрессивные проявления поведения могут носить защитный
характер: борьба за справедливость; желание самоутвердиться; агрессивные проявления окружающих: воспитателей, родителей, сверстников; обстановка в семье: конфликты родителей, завышенные или заниженные требования к ребенку; поощрение агрессивности или наказание за проявление агрессии, редкое подавление агрессии или отсутствие наказания детей за проявление агрессии; неблагополучные групповые взаимоотношения.
Учеными выделяются формы проявления агрессии: прямое физическое воздействие и словесные оскорбления и запугивание (Л.И. Божович [1]); физическое нападение (удар, укус), вербальное нападение (оскорбление, обзывания), нарушение прав другого человека (отобрать что-нибудь силой) (Л.С. Славина [11]); социально-психологическое явление, которое включает в себя болезненные проявления, куда входят неуправляемые вспышки ярости, гнева, разрушительного возбуждения, физические, словесные и другие проявления (Т.Г. Румянцева [9]).
Если причины, формы проявления агрессии в литературе описаны относительно подробно, то влияние на отрицательные эмоциональные состояния у детей восприятия ими телепередач с элементами насилия рассмотрено недостаточно полно. Несмотря на то, что в настоящее время имеются исследования, свидетельствующие об увеличении количества сцен насилия в российском телевеща-
© Спирина А.В., 2013
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2
37
нии (М.И. Жабский [3], А.К. Тарасов [12]), а дошкольники, как известно, уделяют много времени просмотру телепередач.
По мнению многих ученых (А. Бандура [16], Р. Бэрон [2], Е.А. Захарова [4] и др.), сцены насилия негативно сказываются на зрителей (влияют на нравственное и эстетическое развитие детей, способствуют виктимизации, стимулируют агрессивные проявления, влияют на отношение к насилию, как к приемлемому способу решения проблем).
В связи со сказанным встает вопрос о преодолении высокого уровня агрессии у дошкольников вызванного просмотром телепередач с элементами насилия. В психолого-педагогической литературе можно найти данные о коррекции агрессии средствами игротерапии (М.И. Чистякова [17] и др.), смехотерапии (О.М. Попова [8] и др.), артте-рапии (И.Ю. Ильина [5] и др.), сказкотерапии (М.В. Осорина [6] и др.). Слабее других изучен вопрос о культуре телевосприятия как средстве нивелирования отрицательных эмоциональных состояний, которые возникают у дошкольников под влиянием просмотра телепередач с элементами насилия.
Культура телевосприятия (медиакультура, экранная культура, аудиовизуальная культура) подразумевает культуру телезрителя, который умеет оценивать нравственное содержание телепередач, самостоятельно выбирать нужную ему экранную информацию и разумно ею пользоваться (Е.А. Захарова [4]); воспринимать эту информацию, осмысливать и эстетически оценивать последнюю, а также предполагает развитие знаний о прошлом и настоящем экранных искусств (Ю.Н. Усов [13]); может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа (А.В. Федоров [14]).
В своем исследовании мы попытались выявить возможности снижения у дошкольников высокого уровня агрессии, возникшей под влиянием просмотра телепередач с элементами насилия посредством формирования у них культуры телевосприятия.
Испытуемыми выступили 225 детей пяти - семи лет из Прогимназии № 17 и ДОУ № 9 г. Шадринс-ка и их родители. В исследовании использовались рисуночная методика «Несуществующее животное», проективная методика «Автопортрет», рисунок «страшного фильма», беседа с детьми, интервьюирование родителей.
Обработка полученных данных позволила выявить у 37% дошкольников высокий уровень, у 47% испытуемых средний уровень, у 16% детей низкий уровень агрессии. 4% исследуемых продемонстрировали высокий уровень, 40% детей - средний уровень и 56% дошкольников - низкий уровень культуры телевосприятия.
Соотношение показателей среднего уровня культуры телевосприятия и высокого уровня агрессии (ф = -0,58 (при р<0,01) позволило обнаружить тесные значимые обратные корреляционные связи, это означает, что чем выше уровень культуры телевосприятия, тем ниже уровень агрессии у дошкольников. В связи со сказанным мы предположили, что формирование культуры телевосприятия будет эффективным средством коррекции высокого уровня агрессии у дошкольников, которая возникла под влиянием просмотра телепередач с элементами насилия.
Исходя из сказанного, на этапе формирующего эксперимента разрабатывалась и реализовывалась на практике профилактико-коррекционная программа нивелирования у детей дошкольного возраста высокого уровня агрессии, возникшей под влиянием просмотра телевизионных передач с элементами насилия и формирования культуры телевосприятия.
В формирующем эксперименте участвовало 25 детей 5-7 лет из ДОУ №9 г. Шадринска, их родители и воспитатели.
Профилактика и коррекция отклонений в эмоциональном развитии дошкольников, возникших под влиянием просмотра ими телепередач с элементами насилия, осуществлялась за счет сочетания методов психогимнастики, релаксационных упражнений, элементов аутотренинга, игротерапии, арттера-пии, тестотерапии, музыкотерапии, смехотерапии, рефлексии, драматизации, заданий, предполагающих формирование культуры телевосприятия.
Дети выполнили 40 занятий, каждое из которых состояло из вводной, основной и заключительных частей и проводилось в течение 25-30 минут, три раза в неделю. Вводная часть занятия имела целью снятие напряжения, установление благоприятной эмоциональной обстановки в группе, нивелирование отрицательных эмоциональных состояний у дошкольников и состояла из двух упражнений, часть из которых была заимствована из работ Е.А. Захаровой [4], О.М. Поповой [8] и др., а часть разработана автором.
Основная часть занятия предполагала преодоление детьми отрицательного влияния на них телевизионных передач с элементами насилия в процессе формирования у них культуры телевосприятия, которые были распределены на 6 циклов. Нивелирование агрессии, вызванной просмотром телепередач с элементами осуществлялось благодаря выполнению системы заданий, предполагающих обучение детей овладению структурными компонентами культуры телевосприятия.
Заключительная часть профилактико-коррекци-онного занятия состояла из двух релаксационных упражнений и заданий на рефлексию («Ласковое солнышко», «Ароматы цветочной поляны» и др.).
В ходе формирующего эксперимента был выявлен ряд закономерностей психокоррекционной деятельности.
38
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
Первая закономерность - стадиальность, проявившаяся в конструировании комических историй, в которых действующими лицами являются персонажи-агрессоры. Было установлено, что соответственно первой стадии дети придумывают несмешные истории; соответственно второй - истории с комическими деталями во внешности персонажей «Зеленый нос у Мумии» «Вампиру раскрасили лицо»; соответственно третьей - продуцируют истории с комическим сюжетом «Дракула шел, шел и поскользнулся на банане и упал в мусорный бак».
Вторая закономерность психокоррекционного процесса - вариативность творческих решений испытуемыми, обнаружилась в сочинении детьми различных сценариев фильмов, смешных рассказов, в переконструировании знакомых фильмов, в различиях вылепленных из теста персонажей-аг-рессоров, в разнообразии иллюстраций к страшным фильмам, раскадровке (рисунок фильма по клеткам-кадрам), драматизациях.
Третья закономерность психокоррекционной деятельности - неравномерность, которая нашла выражение в особенностях восприятия детьми телевизионных передач, в уровнях выполнения творческих заданий (многие дошкольники проявили наивный реализм и фрагментарность в восприятии телепередач, в дифференцировке телепередач с вымышленным сюжетом и телепередач с документальным содержанием, в различных тенденциях воспроизведения содержания мультфильмов).
В ходе формирования культуры телевосприятия и коррекции агрессии нами были выявлены еще особенности поведения детей, продемонстрировавших разные ее уровни, проявившиеся в ходе выполнения заданий профилактико-коррекционной программы.
Выяснилось, что высокоагрессивные дошкольники смотрят много телепередач с элементами насилия. Им нравятся персонажи-агрессоры и фрагменты телефильмов с элементами насилия. Они имеют низкую волевую регуляцию (не справляясь со сложным заданием, бросают его). В процессе лепки и рисования дети изображают страшных персонажей в агрессивных позах, готовящихся к нападению с оружием; в процессе продуцирования телеисторий используют агрессивные коп-пинг-стратегии; во время игр-драматизации проявляют агрессию по отношению к другим испытуемым, при создании образов новых персонажей ориентируются на культ силы (Робот-защитник, Спасатель, Силач и т.п.).
Отслеживание поведения дошкольников во время исследования позволило заметить неодинаковую эффективность воздействия методов коррекции на испытуемых с разными уровнями агрессии. В коррекции высокого уровня агрессии эффективны иг-ротерапия и смехотерапия. Кроме этого было установлено, что у высокоагрессивных детей трудно-
сти вызывают игры-драматизации, упражнения, требующие сосредоточенности и волевых усилий.
Работая с дошкольниками, мы убедились, что эффективность формирования у них культуры телевосприятия и нивелирования высокого уровня агрессии, возникшего под влиянием просмотра ими телепередач с элементами насилия, обусловливают фрагментарность детского восприятия; наивный реализм; трудность установления пространственно-временных связей; предпочтение персонажей-агрессоров и телепередач с элементами насилия; идентификация детьми с понравившимися им телегероями и копирование их поведения; особенности отношения детей к сценам насилия на телеэкране (негативное - позитивное); недостаточный объем эстетических представлений, небольшой объем знаний о теле- и киноискусстве, о нравственных категориях; отсутствие знаний о противостоянии насилию в жизни и на телеэкране; и самое главное индифферентное отношение родителей к просмотру детьми телепередач с элементами насилия и т.д.
В ходе исследования было установлено что, эффективность психокоррекционной работы достигалась благодаря таким условиям как: дискредитация поведения персонажей-агрессоров, стимулирование чувства эмпатии к жертвам насилия из телепередач; переориентировка предпочтений дошкольников на добрые, познавательные телепередачи; обсуждение просмотренных детьми телепередач, обучение оцениванию эстетического и нравственного содержания телепередач.
Статистическая обработка данных позволила выявить, что после формирующего эксперимента изменились показатели уровней культуры телевосприятия у детей в экспериментальной группе. В частности, высокий уровень культуры телевосприятия достоверно увеличился с 4% до 48%, а процент испытуемых с низким уровнем снизился с 56% до 24% испытуемых.
Кроме этого изменились также показатели агрессии у испытуемых. Сопоставление результатов до и после формирующих воздействий показало, что после профилактико-коррекционной работы в экспериментальной группе число детей с высоким уровнем агрессии уменьшилось на 28%, и позволило зафиксировать значимые различия по ф*-критерию показателей высокого уровня агрессии (ф*=2,22 при р<0,01) у испытуемых до и после формирующего эксперимента.
Результаты коррекционно-профилактической работы, убедительно свидетельствуют о том, что у детей дошкольного возраста можно снизить высокий уровень агрессии, возникший под влиянием просмотра телепередач с элементами насилия, и повысить уровень культуры телевосприятия посредством парциальной комплексной, профилактико-коррекци-онной программы нивелирования негативных эмоциональных состояний, возникших под влиянием
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
39
просмотра телевизионных передач со сценами насилия и формирования культуры телевосприятия.
Библиографический список
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: учеб. пособие для студентов и аспирантов психологов. - СПб.: Питер, 1997. - 330 с.
3. Жабский М.И. Свобода и ответственность в телевещании // Высшее образование в России. -
2002. - № 3. - С. 63-66.
4. Захарова Е.А. Развивающий экран // Искусство в жизни детей: Опыт худож. занятий с младшими школьниками: Кн. для учителя: из опыта работы / под ред. А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня и др. - М.: Просвещение, 1991. - С. 24-49.
5. Ильина И.Ю. Аффективное поведение и его коррекция в младшем дошкольном возрасте: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1998. - 168 с.
6. Осорина М.В. Черная простыня летит по городу, или зачем дети рассказывают страшные истории // Знание - сила. - 1986. - № 10. - С. 43-45.
7. Петров В.Г. Психологические особенности агрессивного поведения и пути его коррекции: Дис. . канд. психол. наук. - Иркутск, 1999. - 168 с.
8. Попова О.М. Чувство комического как средство коррекции отрицательных эмоциональных состояний: Учеб. пособие. - Шадринск: ШГПИ,
2003. - 170 с.
9. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. - 1992. - № 5-6. - С. 31-36.
10. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка и условия его коррекции: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1991. - 170 с.
11. Славина Л.С. Трудные дети: избранные психологические труды. - 2-е изд. - М.; Воронеж, 2002. - 432 с.
12. Тарасов К.А. «Агрессивная кинодиета» ТВ и студенчество // Высшее образование в России. -2002. - № 3. - С. 66-76.
13. Усов Ю.Н. Основы экранной культуры // Искусство в школе. - 2005. - № 6. - С. 73-74.
14. Федоров А.В. Проблемы медиавосприятия и развития аудитории в области медиакультуры // Прикладная психология. - 2002. - № 2. - С. 84-89.
15. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Изд-во «Республика», 1994. - 447 с.
16. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 607 с.
17. Чистякова М.И. Психогимнастика / под ред. М.И. Буянова. - М.: Просвещение, 1990. - 126 с.
УДК 159.9.07
Тимофеева Ирина Владимировна
Екатеринбургский филиал Уральского государственного университета физической культуры
ВЛИЯНИЕ СПЕЦИФИКИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
В статье рассматривается стиль родительского отношения в семьях, имеющих ребенка с детским церебральным параличом. Заболевание создает особый социальный контекст жизни и развития подростка, влияет на его самопознание, самоотношение, особенности взаимоотношений с другими людьми. Анализируется влияние особенностей семейных отношений на развитие самосознания личности. Результаты исследования показывают, что отношение отца к больному ребенку зачастую строится как проекция супружеских отношений, таким образом, адекватность матери в ситуации больного ребенка приводит к адекватности отца в такой семье. Если же семейная система отличается эмоциональной дезорганизацией, то появление в ней больного ребенка осложняется дисфункциональными взаимодействиями, от которых страдает как вся семья, как система, так и больной ребенок.
Ключевые слова: ребенок с детским церебральным параличом, самопознание, стиль родительского отношения, методика «Подростки о родителях».
аиагноз детский церебральный паралич (ДЦП) у ребенка - серьезный источник стресса и потенциального дистресса для . Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Рождение ребенка с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь ход жизни семьи. Связь уровня адаптации с выраженностью отклонения в развитии ребенка значительно опос-
редована характером внутрисемейных отношений. Именно эти отношения - один из важнейших факторов психосоциальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Переживание чувства здоровья связано не только с отсутствием болезни и инвалидности, но и с наличием полноценного гармонически развитого физического, психического и нравственного состояния человека, которое позволяет ему оптимально, без всяких ограничений осуществлять общественную и, прежде всего, трудовую деятельность. Внут-
40
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
© Тимофеева И.В., 2013