Научная статья на тему 'Формирование культуры телевосприятия как средства нивелирования у дошкольников агрессии возникшей под влиянием восприятия телепередач с элементами насилия'

Формирование культуры телевосприятия как средства нивелирования у дошкольников агрессии возникшей под влиянием восприятия телепередач с элементами насилия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
543
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ НАСИЛИЯ / КУЛЬТУРА ТЕЛЕВОСПРИЯТИЯ / AGGRESSION / TELECAST WITH ELEMENTS OF VIOLENCE / CULTURE OF TELEPERCEPTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Спирина Алёна Вадимовна

В статье содержатся данные о соотношении у детей дошкольного возраста показателей агрессии вызванной просмотром телепередач с элементами насилия и показателей культуры телевосприятия, а также описание формирующего эксперимента по формированию культуры телевосприятия как средства нивелирования агрессии вызванной просмотром телепередач с элементами насилия и его результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Спирина Алёна Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of culture of teleperception as means of correction of aggression arisen in preschool children under influence of perception of telecasts with elements of violence

The clause contains the data on a parity of parameters of aggression caused by viewing of telecasts with elements of violence and parameters of culture of teleperception, and also description of forming experiment on formation of culture of teleperception as means of correction of aggression caused by viewing of telecasts with elements of violence and its results, in children of preschool age.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры телевосприятия как средства нивелирования у дошкольников агрессии возникшей под влиянием восприятия телепередач с элементами насилия»

Примечания

1 Исследование выполнено совместно с А.А. Ре-дих практикующим психологом, специалистом по проблеме семейного насилия (гор. Москва)

2 Большинство участников данной группы воспитывались в семьях с химически зависимыми родственниками или другой дисфункцией

Библиографический список

1. Каширский Д.В. Субъективные ценности современной молодежи. - Барнаул: Изд-во ААЭП, 2012. - 224 с.

2. Каширский Д.В., РедихА.А. Ценности жертв семейного насилия // Психологические проблемы современной семьи: Четвертая междунар. конф. / под ред. Е.И. Захаровой, О.А. Карабановой. - М.: МГУ, 2009. - С. 278-281.

3. Клиническая психология / под ред. М. Пер-ре, У Баумана. - СПб.: Питер, 2002. - 1312 с.

4. Крайг Г Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

5. Психология и психотерапия насилия: Ребенок в кризисной ситуации. - СПб.: Речь, 2003. -248 с.

УДК 159.922.7

Спирина Алена Вадимовна

кандидат психологических наук, доцент Шадринский государственный педагогический институт

[email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТЕЛЕВОСПРИЯТИЯ КАК СРЕДСТВА НИВЕЛИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ АГРЕССИИ ВОЗНИКШЕЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВОСПРИЯТИЯ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ С ЭЛЕМЕНТАМИ НАСИЛИЯ

В статье содержатся данные о соотношении у детей дошкольного возраста показателей агрессии вызванной просмотром телепередач с элементами насилия и показателей культуры телевосприятия, а также описание формирующего эксперимента по формированию культуры телевосприятия как средства нивелирования агрессии вызванной просмотром телепередач с элементами насилия и его результаты.

Ключевые слова: агрессия, телепередачи с элементами насилия, культура телевосприятия.

етская агрессия является предметом изучения многих ученых как за рубежом Л Д- (А. Бандура [16], Р. Бэрон [2], Э. Фромм [15], и др.), так и у нас в стране (Т.Г. Румянцева [9], Л.М. Семенюк [10], Л.С. Славина [11] и др.). Изучены природа агрессии, её причины, формы проявления и пути коррекции.

Под агрессией понимается индивидуальное или групповое поведение, действие, направленное на нанесение физического, психического вреда, ущерба, уничтожения другого человека (Л.М. Семенюк [10]); любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту (Э. Фромм [15]); целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательное переживание: состояние страха, напряженности, подавленности и т.д. (В.Г. Петров [7]).

Проявление агрессии обусловливается рядом причин. Выявлено, что к последним относят: неудовлетворенное желание завладеть понравившейся игрушкой; неудовлетворенное желание получить престижную роль; ожидание наказания; агрессивные проявления поведения могут носить защитный

характер: борьба за справедливость; желание самоутвердиться; агрессивные проявления окружающих: воспитателей, родителей, сверстников; обстановка в семье: конфликты родителей, завышенные или заниженные требования к ребенку; поощрение агрессивности или наказание за проявление агрессии, редкое подавление агрессии или отсутствие наказания детей за проявление агрессии; неблагополучные групповые взаимоотношения.

Учеными выделяются формы проявления агрессии: прямое физическое воздействие и словесные оскорбления и запугивание (Л.И. Божович [1]); физическое нападение (удар, укус), вербальное нападение (оскорбление, обзывания), нарушение прав другого человека (отобрать что-нибудь силой) (Л.С. Славина [11]); социально-психологическое явление, которое включает в себя болезненные проявления, куда входят неуправляемые вспышки ярости, гнева, разрушительного возбуждения, физические, словесные и другие проявления (Т.Г. Румянцева [9]).

Если причины, формы проявления агрессии в литературе описаны относительно подробно, то влияние на отрицательные эмоциональные состояния у детей восприятия ими телепередач с элементами насилия рассмотрено недостаточно полно. Несмотря на то, что в настоящее время имеются исследования, свидетельствующие об увеличении количества сцен насилия в российском телевеща-

© Спирина А.В., 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

37

нии (М.И. Жабский [3], А.К. Тарасов [12]), а дошкольники, как известно, уделяют много времени просмотру телепередач.

По мнению многих ученых (А. Бандура [16], Р. Бэрон [2], Е.А. Захарова [4] и др.), сцены насилия негативно сказываются на зрителей (влияют на нравственное и эстетическое развитие детей, способствуют виктимизации, стимулируют агрессивные проявления, влияют на отношение к насилию, как к приемлемому способу решения проблем).

В связи со сказанным встает вопрос о преодолении высокого уровня агрессии у дошкольников вызванного просмотром телепередач с элементами насилия. В психолого-педагогической литературе можно найти данные о коррекции агрессии средствами игротерапии (М.И. Чистякова [17] и др.), смехотерапии (О.М. Попова [8] и др.), артте-рапии (И.Ю. Ильина [5] и др.), сказкотерапии (М.В. Осорина [6] и др.). Слабее других изучен вопрос о культуре телевосприятия как средстве нивелирования отрицательных эмоциональных состояний, которые возникают у дошкольников под влиянием просмотра телепередач с элементами насилия.

Культура телевосприятия (медиакультура, экранная культура, аудиовизуальная культура) подразумевает культуру телезрителя, который умеет оценивать нравственное содержание телепередач, самостоятельно выбирать нужную ему экранную информацию и разумно ею пользоваться (Е.А. Захарова [4]); воспринимать эту информацию, осмысливать и эстетически оценивать последнюю, а также предполагает развитие знаний о прошлом и настоящем экранных искусств (Ю.Н. Усов [13]); может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа (А.В. Федоров [14]).

В своем исследовании мы попытались выявить возможности снижения у дошкольников высокого уровня агрессии, возникшей под влиянием просмотра телепередач с элементами насилия посредством формирования у них культуры телевосприятия.

Испытуемыми выступили 225 детей пяти - семи лет из Прогимназии № 17 и ДОУ № 9 г. Шадринс-ка и их родители. В исследовании использовались рисуночная методика «Несуществующее животное», проективная методика «Автопортрет», рисунок «страшного фильма», беседа с детьми, интервьюирование родителей.

Обработка полученных данных позволила выявить у 37% дошкольников высокий уровень, у 47% испытуемых средний уровень, у 16% детей низкий уровень агрессии. 4% исследуемых продемонстрировали высокий уровень, 40% детей - средний уровень и 56% дошкольников - низкий уровень культуры телевосприятия.

Соотношение показателей среднего уровня культуры телевосприятия и высокого уровня агрессии (ф = -0,58 (при р<0,01) позволило обнаружить тесные значимые обратные корреляционные связи, это означает, что чем выше уровень культуры телевосприятия, тем ниже уровень агрессии у дошкольников. В связи со сказанным мы предположили, что формирование культуры телевосприятия будет эффективным средством коррекции высокого уровня агрессии у дошкольников, которая возникла под влиянием просмотра телепередач с элементами насилия.

Исходя из сказанного, на этапе формирующего эксперимента разрабатывалась и реализовывалась на практике профилактико-коррекционная программа нивелирования у детей дошкольного возраста высокого уровня агрессии, возникшей под влиянием просмотра телевизионных передач с элементами насилия и формирования культуры телевосприятия.

В формирующем эксперименте участвовало 25 детей 5-7 лет из ДОУ №9 г. Шадринска, их родители и воспитатели.

Профилактика и коррекция отклонений в эмоциональном развитии дошкольников, возникших под влиянием просмотра ими телепередач с элементами насилия, осуществлялась за счет сочетания методов психогимнастики, релаксационных упражнений, элементов аутотренинга, игротерапии, арттера-пии, тестотерапии, музыкотерапии, смехотерапии, рефлексии, драматизации, заданий, предполагающих формирование культуры телевосприятия.

Дети выполнили 40 занятий, каждое из которых состояло из вводной, основной и заключительных частей и проводилось в течение 25-30 минут, три раза в неделю. Вводная часть занятия имела целью снятие напряжения, установление благоприятной эмоциональной обстановки в группе, нивелирование отрицательных эмоциональных состояний у дошкольников и состояла из двух упражнений, часть из которых была заимствована из работ Е.А. Захаровой [4], О.М. Поповой [8] и др., а часть разработана автором.

Основная часть занятия предполагала преодоление детьми отрицательного влияния на них телевизионных передач с элементами насилия в процессе формирования у них культуры телевосприятия, которые были распределены на 6 циклов. Нивелирование агрессии, вызванной просмотром телепередач с элементами осуществлялось благодаря выполнению системы заданий, предполагающих обучение детей овладению структурными компонентами культуры телевосприятия.

Заключительная часть профилактико-коррекци-онного занятия состояла из двух релаксационных упражнений и заданий на рефлексию («Ласковое солнышко», «Ароматы цветочной поляны» и др.).

В ходе формирующего эксперимента был выявлен ряд закономерностей психокоррекционной деятельности.

38

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

Первая закономерность - стадиальность, проявившаяся в конструировании комических историй, в которых действующими лицами являются персонажи-агрессоры. Было установлено, что соответственно первой стадии дети придумывают несмешные истории; соответственно второй - истории с комическими деталями во внешности персонажей «Зеленый нос у Мумии» «Вампиру раскрасили лицо»; соответственно третьей - продуцируют истории с комическим сюжетом «Дракула шел, шел и поскользнулся на банане и упал в мусорный бак».

Вторая закономерность психокоррекционного процесса - вариативность творческих решений испытуемыми, обнаружилась в сочинении детьми различных сценариев фильмов, смешных рассказов, в переконструировании знакомых фильмов, в различиях вылепленных из теста персонажей-аг-рессоров, в разнообразии иллюстраций к страшным фильмам, раскадровке (рисунок фильма по клеткам-кадрам), драматизациях.

Третья закономерность психокоррекционной деятельности - неравномерность, которая нашла выражение в особенностях восприятия детьми телевизионных передач, в уровнях выполнения творческих заданий (многие дошкольники проявили наивный реализм и фрагментарность в восприятии телепередач, в дифференцировке телепередач с вымышленным сюжетом и телепередач с документальным содержанием, в различных тенденциях воспроизведения содержания мультфильмов).

В ходе формирования культуры телевосприятия и коррекции агрессии нами были выявлены еще особенности поведения детей, продемонстрировавших разные ее уровни, проявившиеся в ходе выполнения заданий профилактико-коррекционной программы.

Выяснилось, что высокоагрессивные дошкольники смотрят много телепередач с элементами насилия. Им нравятся персонажи-агрессоры и фрагменты телефильмов с элементами насилия. Они имеют низкую волевую регуляцию (не справляясь со сложным заданием, бросают его). В процессе лепки и рисования дети изображают страшных персонажей в агрессивных позах, готовящихся к нападению с оружием; в процессе продуцирования телеисторий используют агрессивные коп-пинг-стратегии; во время игр-драматизации проявляют агрессию по отношению к другим испытуемым, при создании образов новых персонажей ориентируются на культ силы (Робот-защитник, Спасатель, Силач и т.п.).

Отслеживание поведения дошкольников во время исследования позволило заметить неодинаковую эффективность воздействия методов коррекции на испытуемых с разными уровнями агрессии. В коррекции высокого уровня агрессии эффективны иг-ротерапия и смехотерапия. Кроме этого было установлено, что у высокоагрессивных детей трудно-

сти вызывают игры-драматизации, упражнения, требующие сосредоточенности и волевых усилий.

Работая с дошкольниками, мы убедились, что эффективность формирования у них культуры телевосприятия и нивелирования высокого уровня агрессии, возникшего под влиянием просмотра ими телепередач с элементами насилия, обусловливают фрагментарность детского восприятия; наивный реализм; трудность установления пространственно-временных связей; предпочтение персонажей-агрессоров и телепередач с элементами насилия; идентификация детьми с понравившимися им телегероями и копирование их поведения; особенности отношения детей к сценам насилия на телеэкране (негативное - позитивное); недостаточный объем эстетических представлений, небольшой объем знаний о теле- и киноискусстве, о нравственных категориях; отсутствие знаний о противостоянии насилию в жизни и на телеэкране; и самое главное индифферентное отношение родителей к просмотру детьми телепередач с элементами насилия и т.д.

В ходе исследования было установлено что, эффективность психокоррекционной работы достигалась благодаря таким условиям как: дискредитация поведения персонажей-агрессоров, стимулирование чувства эмпатии к жертвам насилия из телепередач; переориентировка предпочтений дошкольников на добрые, познавательные телепередачи; обсуждение просмотренных детьми телепередач, обучение оцениванию эстетического и нравственного содержания телепередач.

Статистическая обработка данных позволила выявить, что после формирующего эксперимента изменились показатели уровней культуры телевосприятия у детей в экспериментальной группе. В частности, высокий уровень культуры телевосприятия достоверно увеличился с 4% до 48%, а процент испытуемых с низким уровнем снизился с 56% до 24% испытуемых.

Кроме этого изменились также показатели агрессии у испытуемых. Сопоставление результатов до и после формирующих воздействий показало, что после профилактико-коррекционной работы в экспериментальной группе число детей с высоким уровнем агрессии уменьшилось на 28%, и позволило зафиксировать значимые различия по ф*-критерию показателей высокого уровня агрессии (ф*=2,22 при р<0,01) у испытуемых до и после формирующего эксперимента.

Результаты коррекционно-профилактической работы, убедительно свидетельствуют о том, что у детей дошкольного возраста можно снизить высокий уровень агрессии, возникший под влиянием просмотра телепередач с элементами насилия, и повысить уровень культуры телевосприятия посредством парциальной комплексной, профилактико-коррекци-онной программы нивелирования негативных эмоциональных состояний, возникших под влиянием

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

39

просмотра телевизионных передач со сценами насилия и формирования культуры телевосприятия.

Библиографический список

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: учеб. пособие для студентов и аспирантов психологов. - СПб.: Питер, 1997. - 330 с.

3. Жабский М.И. Свобода и ответственность в телевещании // Высшее образование в России. -

2002. - № 3. - С. 63-66.

4. Захарова Е.А. Развивающий экран // Искусство в жизни детей: Опыт худож. занятий с младшими школьниками: Кн. для учителя: из опыта работы / под ред. А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня и др. - М.: Просвещение, 1991. - С. 24-49.

5. Ильина И.Ю. Аффективное поведение и его коррекция в младшем дошкольном возрасте: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1998. - 168 с.

6. Осорина М.В. Черная простыня летит по городу, или зачем дети рассказывают страшные истории // Знание - сила. - 1986. - № 10. - С. 43-45.

7. Петров В.Г. Психологические особенности агрессивного поведения и пути его коррекции: Дис. . канд. психол. наук. - Иркутск, 1999. - 168 с.

8. Попова О.М. Чувство комического как средство коррекции отрицательных эмоциональных состояний: Учеб. пособие. - Шадринск: ШГПИ,

2003. - 170 с.

9. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. - 1992. - № 5-6. - С. 31-36.

10. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка и условия его коррекции: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1991. - 170 с.

11. Славина Л.С. Трудные дети: избранные психологические труды. - 2-е изд. - М.; Воронеж, 2002. - 432 с.

12. Тарасов К.А. «Агрессивная кинодиета» ТВ и студенчество // Высшее образование в России. -2002. - № 3. - С. 66-76.

13. Усов Ю.Н. Основы экранной культуры // Искусство в школе. - 2005. - № 6. - С. 73-74.

14. Федоров А.В. Проблемы медиавосприятия и развития аудитории в области медиакультуры // Прикладная психология. - 2002. - № 2. - С. 84-89.

15. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Изд-во «Республика», 1994. - 447 с.

16. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 607 с.

17. Чистякова М.И. Психогимнастика / под ред. М.И. Буянова. - М.: Просвещение, 1990. - 126 с.

УДК 159.9.07

Тимофеева Ирина Владимировна

Екатеринбургский филиал Уральского государственного университета физической культуры

[email protected]

ВЛИЯНИЕ СПЕЦИФИКИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

В статье рассматривается стиль родительского отношения в семьях, имеющих ребенка с детским церебральным параличом. Заболевание создает особый социальный контекст жизни и развития подростка, влияет на его самопознание, самоотношение, особенности взаимоотношений с другими людьми. Анализируется влияние особенностей семейных отношений на развитие самосознания личности. Результаты исследования показывают, что отношение отца к больному ребенку зачастую строится как проекция супружеских отношений, таким образом, адекватность матери в ситуации больного ребенка приводит к адекватности отца в такой семье. Если же семейная система отличается эмоциональной дезорганизацией, то появление в ней больного ребенка осложняется дисфункциональными взаимодействиями, от которых страдает как вся семья, как система, так и больной ребенок.

Ключевые слова: ребенок с детским церебральным параличом, самопознание, стиль родительского отношения, методика «Подростки о родителях».

аиагноз детский церебральный паралич (ДЦП) у ребенка - серьезный источник стресса и потенциального дистресса для . Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Рождение ребенка с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь ход жизни семьи. Связь уровня адаптации с выраженностью отклонения в развитии ребенка значительно опос-

редована характером внутрисемейных отношений. Именно эти отношения - один из важнейших факторов психосоциальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Переживание чувства здоровья связано не только с отсутствием болезни и инвалидности, но и с наличием полноценного гармонически развитого физического, психического и нравственного состояния человека, которое позволяет ему оптимально, без всяких ограничений осуществлять общественную и, прежде всего, трудовую деятельность. Внут-

40

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Тимофеева И.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.