Научная статья на тему 'Ценности женщин, переживших насилие в детском возрасте'

Ценности женщин, переживших насилие в детском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2019
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ВНУТРЕННИЕ КОНФЛИКТЫ / ЖИЗНЕННАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / НАСИЛИЕ / ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЧЕСКИЙ ОПЫТ / CHILDREN''S TRAUMATIC EXPERIENCES / VALUES / SELF-REALIZATION / INNER CONFLICTS / LIFE SATISFACTION / VIOLENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каширский Дмитрий Валерьевич

В статье раскрываются особенности системы ценностей женщин, переживших насилие в детском возрасте. Выявлено содержание системы ценностей данной категории людей, внутренних противоречий в этой системе, а также выявления различий в ценностных предпочтениях между женщинами в зависимости от типа пережитого в детстве насилия (сексуального и несексуального – физического и эмоционального).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value of women-victims of family violence

The article deals with the peculiarities of the value system of women-victims of family violence. The contents of their value systems, the internal conflicts in their value systems are revealed and differences in the value preferences of women, depending on the type of abuse experienced in childhood (sexual and nonsexual – physical and emotional) are identified.

Текст научной работы на тему «Ценности женщин, переживших насилие в детском возрасте»

УДК 159.923.33

Каширский Дмитрий Валерьевич

кандидат психологических наук, доцент Алтайская академия экономики и права psymath@mail.ru

ЦЕННОСТИ ЖЕНЩИН, ПЕРЕЖИВШИХ НАСИЛИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

В статье раскрываются особенности системы ценностей женщин, переживших насилие в детском возрасте. Выявлено содержание системы ценностей данной категории людей, внутренних противоречий в этой системе, а также выявления различий в ценностных предпочтениях между женщинами в зависимости от типа пережитого в детстве насилия (сексуального и несексуального — физического и эмоционального).

Ключевые слова: ценности, самореализация, внутренние конфликты, жизненная удовлетворенность, насилие, детский травматический опыт.

В отечественной и зарубежной психологии накоплен богатый опыт теоретических и эмпирических исследований ценностно-смысловой сферы личности [1]. Однако в то же время крайне не достает работ, в которых было бы показано влияние различных факторов, в частности, опыта пережитого человеком насилия в детском возрасте на специфику смысловых и ценностных образований в структуре его психики и личности, в том числе на более поздних этапах онтогенеза. Несмотря на то, что семейная микросистема представляет собой уровень жизненной среды человека, наиболее часто исследуемый психологами [4], проблема изучения ценностей женщин, переживших насилие в детском возрасте, в исследованиях практически не затрагивается [2].

Психологам, врачам, юристам, социальным работникам давно известно, что насилие, совершенное по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам, а в случае сексуального насилия, как правило, приводит к посттравматическому стрессовому расстройству. Нарушения, возникающие вследствие насилия, пережитого ребенком, затрагивают все уровни его функционирования: познавательную сферу, аппетит и сон, физическое состояние, психическое и психологическое здоровье. Довольно часто наблюдаются стойкие изменения личности, которые препятствуют самореализации ребенка в будущем и вызывают нарушения поведения - раннюю алкоголизацию, наркотизацию, непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении, аутоагрессию (самоистязания, суицид и пр.). Люди, пережившие насилие в детском возрасте, в большей степени склонны к риску и имеют большую вероятность заражения ВИЧ. Пережитое в детстве насилие нередко вызывает к жизни особые негативные поведенческие сценарии. В частности, по данным Н.О. Зиновьевой и Н.Ф. Михайловой [5], в большинстве случаев взрослые, проявляющие насильственные действия по отношению к чужим и собственным детям, сами имели неразрешенный, «неотработанный» опыт насилия в детстве.

Целью данной работы является выявление ценностей женщин - жертв семейного насилия

в детском возрасте1. В частности, мы ставили перед собой задачу изучения содержания системы ценностей данной категории людей, внутренних противоречий в этой системе, а также выявления различий в ценностных предпочтениях между женщинами в зависимости от типа пережитого в детстве насилия (сексуального и несексуального). В исследовании использовалась авторская методика диагностики системы ценностей KVS-3. Исследование проводилось в гор. Барнауле на базе групп взаимопомощи «Abused Anonymous» («Анонимные Выздоравливающие от последствий насилия»). В исследовании приняли участие женщины в возрасте от 20 до 51 года (средний возраст 32 года), всего 24 человека - пережившие в возрасте от 4 до 13 лет опыт семейного насилия - сексуального (n= 12) или несексуального - физического или эмоционального (n=12).

Специалистами отмечается, что, несмотря на интенсивность травматических событий, их экстремальную негативность и мощные затраты внутренних ресурсов, требующиеся на адаптацию, реакции на них очень разные; у большинства людей эти события и сопутствующие им переживания рано или поздно перерабатываются и интегрируются в Я-концепцию. Однако, как правило, травмы далеко не всегда развиваются в психическое расстройство, но оставляют после себя ощутимые следы в форме психических изменений [3, с. 365].

Насилие над ребенком, особенно сексуального характера, не проходит бесследно, а определяет процесс становления человека, выступая в роли условия психического и личностного развития. Перенесенная травма задает определенный контекст развития, обуславливая направления саморазвития личности - особую ее структуру (направленность и содержание), включая эмоциональный и ценностный мир. Именно этот факт, на наш взгляд, позволяет обосновать возможность и вскрыть психологический смысл проведенной нами работы.

Следует заметить также, что участниками проведенного исследования выступили люди, посещающие группы взаимопомощи и этот факт также обусловил полученные результаты. Влияние психотерапии на гармонизацию внутреннего мира жер-

34

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Каширский Д.В., 2013

твы насилия, несомненно. Поэтому результаты исследования ценностно-эмоциональных образований в структуре личности жертв насилия обусловлены, в том числе и тем, на каком этапе терапевтического процесса проводится диагностика: либо исследование строится на стадии поступления в группу, либо в процессе терапии, или же после завершения лечения. Важным аспектом является также учет срока посещения человеком группы взаимопомощи, что также повлияет на результаты обследования.

В нашем исследовании принимали участие женщины, находящиеся на стадии терапии и посещающие группу взаимопомощи около года. Исследование проводилось на добровольной основе. Выборка комплектовалась из всех желающих, переживших опыт насилия в детском возрасте, - людей, которые не боятся публично говорить об этом опыте, но, тем не менее, он до сих пор переживается ими.

Результаты. Исследование показало, что в группе женщин, переживших в детском возрасте сексуальное насилие, наиболее значимыми сферами жизни являются свобода, вера в Бога и любовь, а наименее значимыми - высокий социальный статус, патриотизм и любовь к Родине, признание и уважение людей, а также активность для достижения позитивных изменений в обществе. К сферам наибольшей самореализации эти люди относят дружбу (наличие хороших и верных друзей), веру в Бога и любовь. Наименьшие достижения респонденты связывают со сферой семейных отношений, низко оценивают свою активность в сфере патриотизма и достижений позитивных изменений в обществе. Наибольшую удовлетворенность от самореализации данная категория людей испытывает в таких областях, как наличие хороших и верных друзей, общение, поиск и наслаждение прекрасным и любовь, в то время как они не удовлетворены в целом уровнем самореализации и тем, как складываются их отношения в семейной жизни. Кроме этого источником жизненной неудовлетворенности для данной группы испытуемых является отсутствие свободного времени и невозможность использовать его по назначению.

Таким образом, материалы исследования позволяют сделать заключение о том, что женщины, пережившие сексуальное насилие:

- испытывают затруднения в семейной жизни, по-видимому, в силу проблем при взаимодействии с противоположным полом;

- чувствуют, что имеют потенциал для самореализации, однако не могут воплотить его жизнь;

- не удовлетворены отношениями со временем, имея опасения «потери времени впустую» и боясь чего-то не успеть, не сделать важного в своей жизни. Вероятно, это связано с «жаждой жить», состоянием, которое появляется после терапии детских травм, когда человек вдруг начинает осознавать, что всю свою жизнь он «не жил, а существовал», а те-

перь ему очень нужно «наверстать упущенное». Вследствие этого человек чувствует резкую нехватку времени для работы, досуга и общения;

- умеют любить и знают об этом, ценят своих друзей, имеют круг общения, который удовлетворяет их эмоционально;

- ценят свободу, вероятно, как следствие преодоления травмы и одного из ее последствий - зависимости от других людей, химических веществ и т.д.;

- относят веру в Бога к приоритетным жизненным ценностям и высоко оценивают уровень собственной реализации в вопросах веры и религии. Вероятно, обращение к вере, является для этой категории людей одним из способов разрешить свои внутренние противоречия и конфликты, являющиеся, в частности, следствием психологической травмы, полученной в детстве.

Для женщин, перенесших в детском возрасте физическое и эмоциональное насилие, наиболее значимыми жизненными ценностями являются любовь, семья и жизненная гармония. К наименее значимым сферам были отнесены высокий социальный статус, активность для достижения позитивных изменений в обществе, признание и уважение людей. Наивысшие достижения рассматриваемая категория испытуемых имеет в сферах общение, свобода (как независимость в поступках и действиях) и любовь. Низкий уровень самореализации отмечается в таких областях, как наличие высокого социального статуса и материального благосостояния, проявлений социальной активности в реальной жизнедеятельности. Высокий уровень жизненной удовлетворенности эти люди испытывают в сфере независимости в поступках и действиях, общении, вере в Бога и дружбе, а наименьшую удовлетворенность - в достижении высокого материального благосостояния и социального статуса, проявлениях социальной активности и в сфере здоровья.

Таким образом, женщины, пережившие физическое или эмоциональное насилие в детстве:

- не удовлетворены своим материальным положением и хотели бы иметь более высокий социальный статус;

- готовы занять более активную социальную позицию, стремясь быть более полноценными гражданами своей страны;

- не удовлетворены своим здоровьем, невозможностью заботы о нем;

- ценят свободу, как независимость в поступках и действиях;

- общительны, ценят дружеские отношения;

- дорожат своей семьей, ценят любовь и считают, что достаточно полно самореализовались в этой сфере;

- ценят гармоничную жизнь, понимая под гармонией соблюдение меры и баланса во всем: работе и отдыхе, семье и карьере и др. По их мнению, важно быть в гармонии с Миром и Природой, с со-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 2

35

бою и с другими людьми. Это означает, не быть пассивным (совершенно не проявляя активность), но и не совершать чрезмерных и запредельных усилий.

Далее нами был проведен анализ внутренних противоречий в системе ценностей обследованных категорий людей. В результате было установлено, что в группе женщин, переживших в детстве сексуальное насилие, наиболее сильные расхождения между значимостью, самореализацией и удовлетворенностью от самореализации наблюдается именно в сфере «Семья». По результатам исследования эта область жизни является одной из наиболее значимых для данной группы испытуемых, тогда как уровень самореализации и степень удовлетворенности от самореализации в сфере семейных отношений, по мнению участников исследования, минимальны. Это может свидетельствовать о наличии в этой сфере потенциального или реального (переживаемого личностью) внутреннего конфликта как следствия нарушения межличностных взаимоотношений с противоположным полом в силу пережитого травматического опыта.

Большое расхождение между значимостью, самореализацией и жизненной удовлетворенностью от самореализации у женщин-жертв сексуального насилия наблюдается в такой сфере, как «Свобода». Свобода, как независимость в поступках и действиях, является весьма значимой жизненной сферой для рассматриваемой категории людей, однако оценки испытуемых наличия свободы и независимости в их реальной жизни весьма низки. Рассматриваемая жизненная сфера является для этих людей, по-видимому, одной из наиболее фрустри-рованных в жизни. Причины этого могут также крыться в травматическом детском опыте, следствием которого часто становится формирование поли-зависимой личности, которой, тем не менее, по замечанию одной из участниц группы взаимопомощи, так «хочется вырваться на свободу».

Сходная ситуация наблюдается и в отношении к сфере «Полная самореализация», которая весьма значима и приоритетна для обследованной категории людей, в то время как реальный уровень самореализации и удовлетворенность этим уровнем оцениваются людьми, пережившими сексуальное насилие, не очень высоко. Причины этого также могут крыться в пережитой в детстве травме и снижении жизненной активности, как следствия перенесенного травматического опыта, а также воспитания в дисфункциональной семье2. Женщины, пережившие сексуальное насилие в детском возрасте, обладают большим внутренним потенциалом для реализации себя во многих областях жизни. Они чувствуют это, но довольно часто испытывают некоторые затруднения в самореализации на практике, зачастую неадекватно оценивая свою деятельность, считая ее неуспешной и нерезультативной, хотя объективно много и эффективно работают.

В системе ценностей женщин, переживших физическое или эмоциональное насилие, противоречий существенно меньше, и они, скорее, более типичны для людей рассматриваемой возрастной группы, уровня образования и общей культуры. Так, этих женщин не удовлетворяет уровень материального благосостояния, хотя данная жизненная сфера является для них весьма значимой. Наряду с этим источником потенциального внутреннего конфликта для данной категории людей является сфера «Здоровье». При высокой ее значимости, самореализация в этой сфере жизни оценивается этими женщинами весьма низко, то есть потребность заботиться о своем здоровье не находит реального удовлетворения в жизни женщин, переживших физическое или эмоциональное насилие в детском возрасте.

Проведенное исследование показало, что пережитый женщиной травматический опыт насилия в детском возрасте оставляет неизгладимый след на ее личности, задавая определенный контекст развития, в том числе и на более поздних стадиях онтогенеза. Пережитый в детстве негативный опыт, по-видимому, никогда не проходит бесследно и затрагивает саму сердцевину человеческой личности -ее жизненные смыслы и ценности, обуславливая специфические, и в результате свойственные такой личности, внутренние противоречия в системе субъективных ценностей. Материалы исследования указывают также и на то, что психологический облик жертв семейного насилия обусловлен типом пережитого насилия - сексуального или несексуального (физического, эмоционального). Так, в системе ценностей жертв сексуального насилия существенно больше внутренних противоречий или источников потенциальных (либо реальных, переживаемых) внутренних конфликтов, связанных с семейной жизнью, со сферой взаимоотношений с противоположным полом, свободой и независимостью в поступках и действиях, полной самореализацией. Женщины, пережившие физическое и эмоциональное насилие в детском возрасте, испытывают неудовлетворенность материальным положением и состоянием здоровья, в то время как данные жизненные сферы являются для них высоко значимыми.

Проблема исследования последствий перенесенной женщиной травмы в детском возрасте требует разработки особой методологии, позволяющей изучать особенности личности этих женщин с определенной отсрочкой, иногда спустя довольно продолжительный промежуток времени. Особым направлением является разработка специальных психокоррекционных программ для реабилитации данной категории женщин. Важным аспектом терапевтической работы должна выступать деятельность психолога, направленная, в частности, на создание необходимой среды для осознания и разрешения женщиной своих внутренних конфликтов в системе ценностных ориентаций личности.

36

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

Примечания

1 Исследование выполнено совместно с А.А. Ре-дих практикующим психологом, специалистом по проблеме семейного насилия (гор. Москва)

2 Большинство участников данной группы воспитывались в семьях с химически зависимыми родственниками или другой дисфункцией

Библиографический список

1. Каширский Д.В. Субъективные ценности современной молодежи. - Барнаул: Изд-во ААЭП, 2012. - 224 с.

2. Каширский Д.В., РедихА.А. Ценности жертв семейного насилия // Психологические проблемы современной семьи: Четвертая междунар. конф. / под ред. Е.И. Захаровой, О.А. Карабановой. - М.: МГУ, 2009. - С. 278-281.

3. Клиническая психология / под ред. М. Пер-ре, У Баумана. - СПб.: Питер, 2002. - 1312 с.

4. Крайг Г Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

5. Психология и психотерапия насилия: Ребенок в кризисной ситуации. - СПб.: Речь, 2003. -248 с.

УДК 159.922.7

Спирина Алена Вадимовна

кандидат психологических наук, доцент Шадринский государственный педагогический институт

alena_spirina@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТЕЛЕВОСПРИЯТИЯ КАК СРЕДСТВА НИВЕЛИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ АГРЕССИИ ВОЗНИКШЕЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВОСПРИЯТИЯ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ С ЭЛЕМЕНТАМИ НАСИЛИЯ

В статье содержатся данные о соотношении у детей дошкольного возраста показателей агрессии вызванной просмотром телепередач с элементами насилия и показателей культуры телевосприятия, а также описание формирующего эксперимента по формированию культуры телевосприятия как средства нивелирования агрессии вызванной просмотром телепередач с элементами насилия и его результаты.

Ключевые слова: агрессия, телепередачи с элементами насилия, культура телевосприятия.

етская агрессия является предметом изучения многих ученых как за рубежом Л Д- (А. Бандура [16], Р. Бэрон [2], Э. Фромм [15], и др.), так и у нас в стране (Т.Г. Румянцева [9], Л.М. Семенюк [10], Л.С. Славина [11] и др.). Изучены природа агрессии, её причины, формы проявления и пути коррекции.

Под агрессией понимается индивидуальное или групповое поведение, действие, направленное на нанесение физического, психического вреда, ущерба, уничтожения другого человека (Л.М. Семенюк [10]); любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту (Э. Фромм [15]); целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательное переживание: состояние страха, напряженности, подавленности и т.д. (В.Г. Петров [7]).

Проявление агрессии обусловливается рядом причин. Выявлено, что к последним относят: неудовлетворенное желание завладеть понравившейся игрушкой; неудовлетворенное желание получить престижную роль; ожидание наказания; агрессивные проявления поведения могут носить защитный

характер: борьба за справедливость; желание самоутвердиться; агрессивные проявления окружающих: воспитателей, родителей, сверстников; обстановка в семье: конфликты родителей, завышенные или заниженные требования к ребенку; поощрение агрессивности или наказание за проявление агрессии, редкое подавление агрессии или отсутствие наказания детей за проявление агрессии; неблагополучные групповые взаимоотношения.

Учеными выделяются формы проявления агрессии: прямое физическое воздействие и словесные оскорбления и запугивание (Л.И. Божович [1]); физическое нападение (удар, укус), вербальное нападение (оскорбление, обзывания), нарушение прав другого человека (отобрать что-нибудь силой) (Л.С. Славина [11]); социально-психологическое явление, которое включает в себя болезненные проявления, куда входят неуправляемые вспышки ярости, гнева, разрушительного возбуждения, физические, словесные и другие проявления (Т.Г. Румянцева [9]).

Если причины, формы проявления агрессии в литературе описаны относительно подробно, то влияние на отрицательные эмоциональные состояния у детей восприятия ими телепередач с элементами насилия рассмотрено недостаточно полно. Несмотря на то, что в настоящее время имеются исследования, свидетельствующие об увеличении количества сцен насилия в российском телевеща-

© Спирина А.В., 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.