УДК 159.923.33
Каширский Дмитрий Валерьевич
кандидат психологических наук, доцент Алтайская академия экономики и права psymath@mail.ru
ЦЕННОСТИ ЖЕНЩИН, ПЕРЕЖИВШИХ НАСИЛИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
В статье раскрываются особенности системы ценностей женщин, переживших насилие в детском возрасте. Выявлено содержание системы ценностей данной категории людей, внутренних противоречий в этой системе, а также выявления различий в ценностных предпочтениях между женщинами в зависимости от типа пережитого в детстве насилия (сексуального и несексуального — физического и эмоционального).
Ключевые слова: ценности, самореализация, внутренние конфликты, жизненная удовлетворенность, насилие, детский травматический опыт.
В отечественной и зарубежной психологии накоплен богатый опыт теоретических и эмпирических исследований ценностно-смысловой сферы личности [1]. Однако в то же время крайне не достает работ, в которых было бы показано влияние различных факторов, в частности, опыта пережитого человеком насилия в детском возрасте на специфику смысловых и ценностных образований в структуре его психики и личности, в том числе на более поздних этапах онтогенеза. Несмотря на то, что семейная микросистема представляет собой уровень жизненной среды человека, наиболее часто исследуемый психологами [4], проблема изучения ценностей женщин, переживших насилие в детском возрасте, в исследованиях практически не затрагивается [2].
Психологам, врачам, юристам, социальным работникам давно известно, что насилие, совершенное по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам, а в случае сексуального насилия, как правило, приводит к посттравматическому стрессовому расстройству. Нарушения, возникающие вследствие насилия, пережитого ребенком, затрагивают все уровни его функционирования: познавательную сферу, аппетит и сон, физическое состояние, психическое и психологическое здоровье. Довольно часто наблюдаются стойкие изменения личности, которые препятствуют самореализации ребенка в будущем и вызывают нарушения поведения - раннюю алкоголизацию, наркотизацию, непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении, аутоагрессию (самоистязания, суицид и пр.). Люди, пережившие насилие в детском возрасте, в большей степени склонны к риску и имеют большую вероятность заражения ВИЧ. Пережитое в детстве насилие нередко вызывает к жизни особые негативные поведенческие сценарии. В частности, по данным Н.О. Зиновьевой и Н.Ф. Михайловой [5], в большинстве случаев взрослые, проявляющие насильственные действия по отношению к чужим и собственным детям, сами имели неразрешенный, «неотработанный» опыт насилия в детстве.
Целью данной работы является выявление ценностей женщин - жертв семейного насилия
в детском возрасте1. В частности, мы ставили перед собой задачу изучения содержания системы ценностей данной категории людей, внутренних противоречий в этой системе, а также выявления различий в ценностных предпочтениях между женщинами в зависимости от типа пережитого в детстве насилия (сексуального и несексуального). В исследовании использовалась авторская методика диагностики системы ценностей KVS-3. Исследование проводилось в гор. Барнауле на базе групп взаимопомощи «Abused Anonymous» («Анонимные Выздоравливающие от последствий насилия»). В исследовании приняли участие женщины в возрасте от 20 до 51 года (средний возраст 32 года), всего 24 человека - пережившие в возрасте от 4 до 13 лет опыт семейного насилия - сексуального (n= 12) или несексуального - физического или эмоционального (n=12).
Специалистами отмечается, что, несмотря на интенсивность травматических событий, их экстремальную негативность и мощные затраты внутренних ресурсов, требующиеся на адаптацию, реакции на них очень разные; у большинства людей эти события и сопутствующие им переживания рано или поздно перерабатываются и интегрируются в Я-концепцию. Однако, как правило, травмы далеко не всегда развиваются в психическое расстройство, но оставляют после себя ощутимые следы в форме психических изменений [3, с. 365].
Насилие над ребенком, особенно сексуального характера, не проходит бесследно, а определяет процесс становления человека, выступая в роли условия психического и личностного развития. Перенесенная травма задает определенный контекст развития, обуславливая направления саморазвития личности - особую ее структуру (направленность и содержание), включая эмоциональный и ценностный мир. Именно этот факт, на наш взгляд, позволяет обосновать возможность и вскрыть психологический смысл проведенной нами работы.
Следует заметить также, что участниками проведенного исследования выступили люди, посещающие группы взаимопомощи и этот факт также обусловил полученные результаты. Влияние психотерапии на гармонизацию внутреннего мира жер-
34
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
© Каширский Д.В., 2013
твы насилия, несомненно. Поэтому результаты исследования ценностно-эмоциональных образований в структуре личности жертв насилия обусловлены, в том числе и тем, на каком этапе терапевтического процесса проводится диагностика: либо исследование строится на стадии поступления в группу, либо в процессе терапии, или же после завершения лечения. Важным аспектом является также учет срока посещения человеком группы взаимопомощи, что также повлияет на результаты обследования.
В нашем исследовании принимали участие женщины, находящиеся на стадии терапии и посещающие группу взаимопомощи около года. Исследование проводилось на добровольной основе. Выборка комплектовалась из всех желающих, переживших опыт насилия в детском возрасте, - людей, которые не боятся публично говорить об этом опыте, но, тем не менее, он до сих пор переживается ими.
Результаты. Исследование показало, что в группе женщин, переживших в детском возрасте сексуальное насилие, наиболее значимыми сферами жизни являются свобода, вера в Бога и любовь, а наименее значимыми - высокий социальный статус, патриотизм и любовь к Родине, признание и уважение людей, а также активность для достижения позитивных изменений в обществе. К сферам наибольшей самореализации эти люди относят дружбу (наличие хороших и верных друзей), веру в Бога и любовь. Наименьшие достижения респонденты связывают со сферой семейных отношений, низко оценивают свою активность в сфере патриотизма и достижений позитивных изменений в обществе. Наибольшую удовлетворенность от самореализации данная категория людей испытывает в таких областях, как наличие хороших и верных друзей, общение, поиск и наслаждение прекрасным и любовь, в то время как они не удовлетворены в целом уровнем самореализации и тем, как складываются их отношения в семейной жизни. Кроме этого источником жизненной неудовлетворенности для данной группы испытуемых является отсутствие свободного времени и невозможность использовать его по назначению.
Таким образом, материалы исследования позволяют сделать заключение о том, что женщины, пережившие сексуальное насилие:
- испытывают затруднения в семейной жизни, по-видимому, в силу проблем при взаимодействии с противоположным полом;
- чувствуют, что имеют потенциал для самореализации, однако не могут воплотить его жизнь;
- не удовлетворены отношениями со временем, имея опасения «потери времени впустую» и боясь чего-то не успеть, не сделать важного в своей жизни. Вероятно, это связано с «жаждой жить», состоянием, которое появляется после терапии детских травм, когда человек вдруг начинает осознавать, что всю свою жизнь он «не жил, а существовал», а те-
перь ему очень нужно «наверстать упущенное». Вследствие этого человек чувствует резкую нехватку времени для работы, досуга и общения;
- умеют любить и знают об этом, ценят своих друзей, имеют круг общения, который удовлетворяет их эмоционально;
- ценят свободу, вероятно, как следствие преодоления травмы и одного из ее последствий - зависимости от других людей, химических веществ и т.д.;
- относят веру в Бога к приоритетным жизненным ценностям и высоко оценивают уровень собственной реализации в вопросах веры и религии. Вероятно, обращение к вере, является для этой категории людей одним из способов разрешить свои внутренние противоречия и конфликты, являющиеся, в частности, следствием психологической травмы, полученной в детстве.
Для женщин, перенесших в детском возрасте физическое и эмоциональное насилие, наиболее значимыми жизненными ценностями являются любовь, семья и жизненная гармония. К наименее значимым сферам были отнесены высокий социальный статус, активность для достижения позитивных изменений в обществе, признание и уважение людей. Наивысшие достижения рассматриваемая категория испытуемых имеет в сферах общение, свобода (как независимость в поступках и действиях) и любовь. Низкий уровень самореализации отмечается в таких областях, как наличие высокого социального статуса и материального благосостояния, проявлений социальной активности в реальной жизнедеятельности. Высокий уровень жизненной удовлетворенности эти люди испытывают в сфере независимости в поступках и действиях, общении, вере в Бога и дружбе, а наименьшую удовлетворенность - в достижении высокого материального благосостояния и социального статуса, проявлениях социальной активности и в сфере здоровья.
Таким образом, женщины, пережившие физическое или эмоциональное насилие в детстве:
- не удовлетворены своим материальным положением и хотели бы иметь более высокий социальный статус;
- готовы занять более активную социальную позицию, стремясь быть более полноценными гражданами своей страны;
- не удовлетворены своим здоровьем, невозможностью заботы о нем;
- ценят свободу, как независимость в поступках и действиях;
- общительны, ценят дружеские отношения;
- дорожат своей семьей, ценят любовь и считают, что достаточно полно самореализовались в этой сфере;
- ценят гармоничную жизнь, понимая под гармонией соблюдение меры и баланса во всем: работе и отдыхе, семье и карьере и др. По их мнению, важно быть в гармонии с Миром и Природой, с со-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 2
35
бою и с другими людьми. Это означает, не быть пассивным (совершенно не проявляя активность), но и не совершать чрезмерных и запредельных усилий.
Далее нами был проведен анализ внутренних противоречий в системе ценностей обследованных категорий людей. В результате было установлено, что в группе женщин, переживших в детстве сексуальное насилие, наиболее сильные расхождения между значимостью, самореализацией и удовлетворенностью от самореализации наблюдается именно в сфере «Семья». По результатам исследования эта область жизни является одной из наиболее значимых для данной группы испытуемых, тогда как уровень самореализации и степень удовлетворенности от самореализации в сфере семейных отношений, по мнению участников исследования, минимальны. Это может свидетельствовать о наличии в этой сфере потенциального или реального (переживаемого личностью) внутреннего конфликта как следствия нарушения межличностных взаимоотношений с противоположным полом в силу пережитого травматического опыта.
Большое расхождение между значимостью, самореализацией и жизненной удовлетворенностью от самореализации у женщин-жертв сексуального насилия наблюдается в такой сфере, как «Свобода». Свобода, как независимость в поступках и действиях, является весьма значимой жизненной сферой для рассматриваемой категории людей, однако оценки испытуемых наличия свободы и независимости в их реальной жизни весьма низки. Рассматриваемая жизненная сфера является для этих людей, по-видимому, одной из наиболее фрустри-рованных в жизни. Причины этого могут также крыться в травматическом детском опыте, следствием которого часто становится формирование поли-зависимой личности, которой, тем не менее, по замечанию одной из участниц группы взаимопомощи, так «хочется вырваться на свободу».
Сходная ситуация наблюдается и в отношении к сфере «Полная самореализация», которая весьма значима и приоритетна для обследованной категории людей, в то время как реальный уровень самореализации и удовлетворенность этим уровнем оцениваются людьми, пережившими сексуальное насилие, не очень высоко. Причины этого также могут крыться в пережитой в детстве травме и снижении жизненной активности, как следствия перенесенного травматического опыта, а также воспитания в дисфункциональной семье2. Женщины, пережившие сексуальное насилие в детском возрасте, обладают большим внутренним потенциалом для реализации себя во многих областях жизни. Они чувствуют это, но довольно часто испытывают некоторые затруднения в самореализации на практике, зачастую неадекватно оценивая свою деятельность, считая ее неуспешной и нерезультативной, хотя объективно много и эффективно работают.
В системе ценностей женщин, переживших физическое или эмоциональное насилие, противоречий существенно меньше, и они, скорее, более типичны для людей рассматриваемой возрастной группы, уровня образования и общей культуры. Так, этих женщин не удовлетворяет уровень материального благосостояния, хотя данная жизненная сфера является для них весьма значимой. Наряду с этим источником потенциального внутреннего конфликта для данной категории людей является сфера «Здоровье». При высокой ее значимости, самореализация в этой сфере жизни оценивается этими женщинами весьма низко, то есть потребность заботиться о своем здоровье не находит реального удовлетворения в жизни женщин, переживших физическое или эмоциональное насилие в детском возрасте.
Проведенное исследование показало, что пережитый женщиной травматический опыт насилия в детском возрасте оставляет неизгладимый след на ее личности, задавая определенный контекст развития, в том числе и на более поздних стадиях онтогенеза. Пережитый в детстве негативный опыт, по-видимому, никогда не проходит бесследно и затрагивает саму сердцевину человеческой личности -ее жизненные смыслы и ценности, обуславливая специфические, и в результате свойственные такой личности, внутренние противоречия в системе субъективных ценностей. Материалы исследования указывают также и на то, что психологический облик жертв семейного насилия обусловлен типом пережитого насилия - сексуального или несексуального (физического, эмоционального). Так, в системе ценностей жертв сексуального насилия существенно больше внутренних противоречий или источников потенциальных (либо реальных, переживаемых) внутренних конфликтов, связанных с семейной жизнью, со сферой взаимоотношений с противоположным полом, свободой и независимостью в поступках и действиях, полной самореализацией. Женщины, пережившие физическое и эмоциональное насилие в детском возрасте, испытывают неудовлетворенность материальным положением и состоянием здоровья, в то время как данные жизненные сферы являются для них высоко значимыми.
Проблема исследования последствий перенесенной женщиной травмы в детском возрасте требует разработки особой методологии, позволяющей изучать особенности личности этих женщин с определенной отсрочкой, иногда спустя довольно продолжительный промежуток времени. Особым направлением является разработка специальных психокоррекционных программ для реабилитации данной категории женщин. Важным аспектом терапевтической работы должна выступать деятельность психолога, направленная, в частности, на создание необходимой среды для осознания и разрешения женщиной своих внутренних конфликтов в системе ценностных ориентаций личности.
36
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
Примечания
1 Исследование выполнено совместно с А.А. Ре-дих практикующим психологом, специалистом по проблеме семейного насилия (гор. Москва)
2 Большинство участников данной группы воспитывались в семьях с химически зависимыми родственниками или другой дисфункцией
Библиографический список
1. Каширский Д.В. Субъективные ценности современной молодежи. - Барнаул: Изд-во ААЭП, 2012. - 224 с.
2. Каширский Д.В., РедихА.А. Ценности жертв семейного насилия // Психологические проблемы современной семьи: Четвертая междунар. конф. / под ред. Е.И. Захаровой, О.А. Карабановой. - М.: МГУ, 2009. - С. 278-281.
3. Клиническая психология / под ред. М. Пер-ре, У Баумана. - СПб.: Питер, 2002. - 1312 с.
4. Крайг Г Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
5. Психология и психотерапия насилия: Ребенок в кризисной ситуации. - СПб.: Речь, 2003. -248 с.
УДК 159.922.7
Спирина Алена Вадимовна
кандидат психологических наук, доцент Шадринский государственный педагогический институт
alena_spirina@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТЕЛЕВОСПРИЯТИЯ КАК СРЕДСТВА НИВЕЛИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ АГРЕССИИ ВОЗНИКШЕЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВОСПРИЯТИЯ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ С ЭЛЕМЕНТАМИ НАСИЛИЯ
В статье содержатся данные о соотношении у детей дошкольного возраста показателей агрессии вызванной просмотром телепередач с элементами насилия и показателей культуры телевосприятия, а также описание формирующего эксперимента по формированию культуры телевосприятия как средства нивелирования агрессии вызванной просмотром телепередач с элементами насилия и его результаты.
Ключевые слова: агрессия, телепередачи с элементами насилия, культура телевосприятия.
етская агрессия является предметом изучения многих ученых как за рубежом Л Д- (А. Бандура [16], Р. Бэрон [2], Э. Фромм [15], и др.), так и у нас в стране (Т.Г. Румянцева [9], Л.М. Семенюк [10], Л.С. Славина [11] и др.). Изучены природа агрессии, её причины, формы проявления и пути коррекции.
Под агрессией понимается индивидуальное или групповое поведение, действие, направленное на нанесение физического, психического вреда, ущерба, уничтожения другого человека (Л.М. Семенюк [10]); любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту (Э. Фромм [15]); целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательное переживание: состояние страха, напряженности, подавленности и т.д. (В.Г. Петров [7]).
Проявление агрессии обусловливается рядом причин. Выявлено, что к последним относят: неудовлетворенное желание завладеть понравившейся игрушкой; неудовлетворенное желание получить престижную роль; ожидание наказания; агрессивные проявления поведения могут носить защитный
характер: борьба за справедливость; желание самоутвердиться; агрессивные проявления окружающих: воспитателей, родителей, сверстников; обстановка в семье: конфликты родителей, завышенные или заниженные требования к ребенку; поощрение агрессивности или наказание за проявление агрессии, редкое подавление агрессии или отсутствие наказания детей за проявление агрессии; неблагополучные групповые взаимоотношения.
Учеными выделяются формы проявления агрессии: прямое физическое воздействие и словесные оскорбления и запугивание (Л.И. Божович [1]); физическое нападение (удар, укус), вербальное нападение (оскорбление, обзывания), нарушение прав другого человека (отобрать что-нибудь силой) (Л.С. Славина [11]); социально-психологическое явление, которое включает в себя болезненные проявления, куда входят неуправляемые вспышки ярости, гнева, разрушительного возбуждения, физические, словесные и другие проявления (Т.Г. Румянцева [9]).
Если причины, формы проявления агрессии в литературе описаны относительно подробно, то влияние на отрицательные эмоциональные состояния у детей восприятия ими телепередач с элементами насилия рассмотрено недостаточно полно. Несмотря на то, что в настоящее время имеются исследования, свидетельствующие об увеличении количества сцен насилия в российском телевеща-
© Спирина А.В., 2013
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
37