Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СНИЖЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СНИЖЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
386
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ / ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ / ИМПУЛЬСИВНОСТЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СНИЖЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Терещенко Марина Николаевна, Иванова Ирина Юрьевна, Евтушенко Ирина Николаевна

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить степень эффективности психолого-педагогических условий для снижения гиперактивности и повышения произвольности поведения детей в дошкольной образовательной организации. Методы: Для достижения цели и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретические методы (анализ и обобщение содержания педагогической и психологической литературы, методических источников, построение гипотезы, классификация, сравнение, систематизация); эмпирические методы (анализ продуктов педагогической деятельности, наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование) . Результаты: в работе представлены психолого-педагогические условия, способствующие снижению гиперактивности детей в дошкольной образовательной организации . Научная новизна: изучено содержание и предложена интерпретация понятия «гиперактивность»; теоретически обоснованы и экспериментально апробированы психолого-педагогические условия, обеспечивающие снижение гиперактивности и повышение произвольности детей в дошкольной образовательной организации; обобщены результаты исследования. Практическая значимость: определены и реализованы психолого-педагогические условия снижения гиперактивности детей дошкольного возраста; обобщены результаты исследования, которые позволяют широко использовать полученный опыт в работе педагогов и других специалистов в дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Терещенко Марина Николаевна, Иванова Ирина Юрьевна, Евтушенко Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR REDUCING HYPERACTIVITY IN PRESCHOOL CHILDREN

Purpose: to theoretically substantiate and experimentally test the degree of effectiveness of psychological and pedagogical conditions for reducing hyperactivity and increasing the arbitrariness of children in a preschool educational organization. Methods: To achieve the goal and solve the set tasks, a complex of theoretical and empirical research methods was used: theoretical methods (analysis and generalization of the content of pedagogical and psychological literature, methodological sources, hypothesis construction, classification, comparison, systematization); empirical methods (analysis of the products of pedagogical activity, observation, questioning, conversation, testing). Results: the work presents psychological and pedagogical conditions that contribute to the reduction of hyperactivity of children in a preschool educational organization. Scientific novelty: the content is studied and the interpretation of the concept of «hyperactivity» is proposed; the psychological and pedagogical conditions that ensure the reduction of hyperactivity and the increase in the arbitrariness of children in a preschool educational organization have been theoretically substantiated and experimentally tested; summarized the results of the study. Practical significance: psychological and pedagogical conditions for reducing hyperactivity in preschool children have been identified and implemented; summarized the results of the study, which make it possible to widely use the experience gained in the work of teachers and other specialists in a preschool educational organization.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СНИЖЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

TERESHCHENKO Marina Nikolaevna and others Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS... 2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

УДК 159 99 F1 I ©2021 Контент доступен по лицензииСС^-ЫС 4.0

J |(cc) vly vS? | This is an open access article under the

________l open access aiticle undei the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0083 fcw^TMTM(https://cieativecommons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СНИЖЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Автор(ы) 2021 SPIN: 8434-8140 AuthorlD: 825360 ORCID: 0000-0003-1998-0793

ТЕРЕЩЕНКО Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Педагогики и психологии детства» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: [email protected])

SPIN: 5526-0017 AuthorlD: 738079 ResearcherlD: AAP-5069-2021 ORCID: 0000-0002-3993-3751 ScopusID: 57195485155

ИВАНОВА Ирина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Педагогики и психологии детства» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: [email protected])

SPIN: 8076-2262 AuthorlD: 502114 ORCID: 0000-0003-1472-9591 ScopusID: 57211658815

ЕВТУШЕНКО Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогики и психологии детства» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: [email protected]) Аннотация. Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить степень эффективности психолого-педагогических условий для снижения гиперактивности и повышения произвольности поведения детей в дошкольной образовательной организации. Методы: Для достижения цели и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретические методы (анализ и обобщение содержания педагогической и психологической литературы, методических источников, построение гипотезы, классификация, сравнение, систематизация); эмпирические методы (анализ продуктов педагогической деятельности, наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование). Результаты: в работе представлены психолого-педагогические условия, способствующие снижению гиперактивности детей в дошкольной образовательной организации. Научная новизна: изучено содержание и предложена интерпретация понятия «гиперактивность»; теоретически обоснованы и экспериментально апробированы психолого-педагогические условия, обеспечивающие снижение гиперактивности и повышение произвольности детей в дошкольной образовательной организации; обобщены результаты исследования. Практическая значимость: определены и реализованы психолого-педагогические условия снижения гиперактивности детей дошкольного возраста; обобщены результаты исследования, которые позволяют широко использовать полученный опыт в работе педагогов и других специалистов в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: гиперактивность, произвольность, импульсивность, дети дошкольного возраста, дошкольная образовательная организация, психолого-педагогические условия снижения гиперактивности детей дошкольного возраста.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR REDUCING HYPERACTIVITY IN

PRESCHOOL CHILDREN

© The Author(s) 2021

TERESHCHENKO Marina Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department "Pedagogy and psychology of childhood" South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: [email protected]) IVANOVA Irina Yuryevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department "Pedagogy and psychology of childhood" South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: [email protected]) EVTUSHENKO Irina Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department "Pedagogy and psychology of childhood" South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: [email protected]) Abstract. Purpose: to theoretically substantiate and experimentally test the degree of effectiveness of psychological and pedagogical conditions for reducing hyperactivity and increasing the arbitrariness of children in a preschool educational organization. Methods: To achieve the goal and solve the set tasks, a complex of theoretical and empirical research methods was used: theoretical methods (analysis and generalization of the content of pedagogical and psychological literature, methodological sources, hypothesis construction, classification, comparison, systematization); empirical methods (analysis of the products of pedagogical activity, observation, questioning, conversation, testing). Results: the work presents psychological and pedagogical conditions that contribute to the reduction of hyperactivity of children in a preschool educational organization. Scientific novelty: the content is studied and the interpretation of the concept of «hyperactivity» is proposed; the psychological and pedagogical conditions that ensure the reduction of hyperactivity and the increase in the arbitrariness of children in a preschool educational organization have been theoretically substantiated and experimentally tested; summarized the results of the study. Practical significance: psychological and pedagogical conditions for reducing hyperactivity in preschool children have been identified and implemented; summarized the results of the study, which make it possible to 360 OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI

widely use the experience gained in the work of teachers and other specialists in a preschool educational organization.

Keywords: hyperactivity, arbitrariness, impulsivity, preschool children, preschool educational organization, psychological and pedagogical conditions for reducing hyperactivity in preschool children.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема нарастания нервно-психических отклонений и нарушений поведения детей дошкольного возраста, связана с рядом факторов - с ростом психоэмоциональных перегрузок, усилением внутрисемейной напряженности, распространением асоциальных тенденций в обществе и проч. Одним из распространенных расстройств поведенческого характера в дошкольном возрасте является гиперактивность. Согласно статистическим данным в Российской Федерации проблема гиперактивности и дефицита внимания отмечается более чем у двух миллионов детей [1]. По результатам большинства зарубежных современных исследований, частота указанного синдрома среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4,0% до 9,5%. (М.Э. Бернадская; И.В. Блинникова; Т.В. Волокитина; А.В. Грибанов; Е.А. Гусева; Н.Н. Заваденко; Т.М. Марютина; Д.Н. Подоплекин; Е.С. Правило; И.В. Равич-Щербо) [2,3,4,5].

Исследуемая нами проблема интересна теоретикам и практикам разных сфер профессиональных сообществ -педагогических, медицинских, психологических, социологических, антропологических и др. В силу сложности и необходимости использования комплексного и инте-гративного подходов к решению задачи оказания помощи детям с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания обозначенная проблема и в настоящее время остается нерешенной. Мы видим причиной этого, в первую очередь, несовершенство программ, разработанных на стыке различных областей антропологии, которое возникает из-за недопонимания и недооценки данных из разных областей смежных наук. На эту проблему указывает Г. Леви, который считает, что медики не читают психологической литературы, психологи - медицинской, а для родителей и педагогов специальная литература с обилием различных подходов и направлений зачастую оказывается сложной. А между тем практика показывает, что как у психологов, так и у врачей существует острая потребность во взаимообмене накопленной за десятилетия информацией, это может помочь в решении тех проблем, которые невозможно преодолеть, не выходя за рамки одной науки.

Своевременная коррекционная работа в дошкольной образовательной организации может способствовать в будущем формированию у гиперактивных детей навыка налаживания социальных связей, снижения коммуникационных барьеров со сверстниками и взрослыми. Кроме этого обеспечивается настрой взрослых участников образовательных отношений на контролируемый, положительно ориентированный образовательный процесс, который будет проходить более результативно, нежели в бесконтрольной среде. В связи с этим отмечается актуальность выбора эффективных условий по ведению коррекционной работы с гиперактивными детьми, которые бы способствовали обеспечению возможности контролировать детьми свое поведение. В такой работе необходимо включение всех специалистов детского сада и семьи, только в этом случае, возможно, эффективно реализовать коррекционно-развивающую работу. На результат и его эффекты также влияет выбор методов коррекционных занятий с гиперактивными детьми, так как неверно определенные методы могут нанести лишь отрицательное воздействия на таких детей, усугубить ситуацию [6,7].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Изучением дет-

ской гиперактивности занимались И.П. Брязгунов, Ю.Ф. Гаркуша, В.Р. Кучма, Л.А. Ясюкова, Н.Н. Заваденко, З. Тржесоглава, О.В. Халецкая, Е.В. Касатикова, Н.В. Микляева [4,8,9,10,11]. Они отмечают, что дети с проявлениями синдрома гиперактивности нуждаются в том, чтобы с ними проводились мероприятия по специальной коррекции поведения, хотя на практике чаще всего гиперактивных детей заносят в разряд непослушных и не уделяют им должного внимания. Данные исследований этих авторов показывают, что существует потребность в своевременной диагностике, коррекции, профилактике состояний неадекватной и непродуктивной двигательной активности и повышенной возбудимости ребенка для предупреждения хронических состояний, которые могут быть связаны с тяжелой психопаталогией. Это определяет актуальность данного исследования по организации работы с гиперактивными детьми в дошкольном образовательном учреждении.

Обоснование актуальности исследования. Актуальность темы подтверждается на уровне нормативно-правовых документов. В частности, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования закрепляет в качестве одного из принципов «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» [12]. Следовательно, гипереактивность как индивидуальная особенность ребенка не должна влиять на качество его образования, а педагог должен найти подход к качественной ее организации.

Проблема гиперактивности представляет собой большую социальную проблему, на это указывает статистика. Например, частота этого отклонения на Южном Урале среди детей дошкольного возраста колеблется по данным разных источников от 4-9 до 25% с преобладанием данной проблемы у мальчиков.

Проблема гиперактивного поведения детей привлекает внимание специалистов (врачей, педагогов, психологов) уже с середины XIX века. История научного изучения этого состояния начинаются с публикаций Г. Хоффмана (1845) Г.Ф. Стилла (1902) и А. Тредголда (1908). Генрих Хоффманн, немецкий психоневролог, был первым, кто описал чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог сидеть на месте [13]. В исследованиях, проведенных педиатрами, невропатологами, психологами и педагогами, есть некоторые различия в интерпретации синдрома гиперактивности у детей. Психологи, специализирующиеся на нарушениях пространственной ориентации и моторики, используют термин «детская диспраксия» или «апраксия развития (диспраксия)». В СССР применялся термин «задержка психического развития» [13].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель исследования: изучить и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования произвольного поведения гиперактивных детей дошкольного возраста.

Используемые методы, методики и технологии. Согласно нашим предположениям, формирование произвольного поведения гиперактивных детей дошкольного возраста будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:

- использовать в комплексе различные методы по психологической коррекции произвольного поведения гиперактивных детей дошкольного возраста (игротера-пия, музыкотерапия, танцевальная терапия);

- совместная психолого-педагогическая деятель-

ГРНТИ: 150000. Психология; ВАК: 190001; 190005

361

TERESHCHENKO Marina Nikolaevna and others PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ность всех специалистов дошкольной образовательной организации по осуществлению коррекции произвольного поведения гиперактивных детей дошкольного возраста (воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию и др.);

- психологическое просвещение родителей по вопросам взаимодействия с гиперактивными детьми дошкольного возраста.

Содержание понятия «гиперактивность» можно представить как «современный термин, обозначающий специфическое нарушение развития, которое встречается как у детей, так и у взрослых, и включает в себя недостатки торможения поведения, устойчивости внимания и сопротивления его отвлечению, а также регуляции уровня своей активности соответственно требованиям ситуации (гиперактивность и беспокойство)» [14,15,16].

Таким образом, исследование трудов психолого-педагогической литературы (Зиновьева О.В., Сухарева Г.Е., Осипова Е.А., Набойченко Е.С., Ахметова З.А., И.С., Заваденко Н.Н.) [4,17,18,19,20] и нормативно-правовых актов (Федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) [12,21], позволили сформулировать определение гиперактивности, которое основывается на характеристике стойких нарушений неврологическо-поведенческого статуса, с присутствующей ярко выраженной гиперактивностью детей наряду с дефицитом внимания, затрудняющими механизмы адаптации.

Е.К. Лютова, Г.Б. Монина [14] называют факторы, влияющие на возникновение гиперактвности: органические поражения головного мозга; пренатальная патология, генетический фактор, психосоциальные факторы, действующие на ребенка до его рождения, заболевания, нарушающие деятельность мозга, влияние неблагоприятных факторов внешней среды, социальные факторы.

Гиперактивный ребенок демонстрирует хаотичные и нецеленаправленные движения, не способен длительное время заниматься одним делом, словоохотлив, перебивает говорящего, испытывает дискомфорт при ожидании чего-либо, навязчив, вмешивается в общение и деятельность других.

К положительным качествам гиперактивных детей относят их искренность, сердечность и непосредственность в отношениях. То, что в некоторых ситуациях воспринимается как чрезмерная раскованность, может развиться в позитивные черты характера, как откровенность, общительность, отсутствие застенчивости и стереотипности в общении. Оставление таких детей без коррекционного педагогического внимания будет способствовать их отставанию в обучении, неуспеваемости, проблемам в социализации и пр. [22,23,24,25,26].

Основная цель нашей экспериментальной работы состояла в выявлении эффективности психолого-педагогических условий формирования произвольного поведения гиперактивных детей дошкольного возраста.

Поставленные нами задачи решались с помощью различных методов исследования: тестирование, наблюдение, анкетирование.

На констатирующем этапе использовались такие методы исследования, как:

- опрос педагогов о содержании их деятельности по формирования произвольного поведения гиперактивных детей дошкольного возраста;

- выявление уровня сформированности произвольного поведения гиперактивных детей дошкольного возраста с помощью методик: В.Д. Небылицина на определение формально-динамических особенностей активности детей; теста М. Алворда и П. Бейкера на гиперактивность ребенка, методики «Да и Нет» (автор Н.И. Гуткина) [13] для выявления умений действовать по правилам;

- выявление путей психологического просвещения родителей по вопросам взаимодействия с гиперактивны-

ми детьми.

Первое психолого-педагогическое условие формирования произвольного поведения гиперактивных детей дошкольного возраста - использовать в комплексе различные методы по психологической коррекции произвольного поведения гиперактивных детей дошкольного возраста (игротерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия). К основным методам коррекции поведения гиперактивных детей дошкольного возраста, возможно, отнести игротерапию, арт-терапию, музыкотерапию, танцы и др. Как известно основной формой развития дошкольников является игра, что позволило определить ее как основной метод в работе с детьми. Ресурсность игровой деятельности заключается в развитии навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, выстраивания взаимоотношений и умения сотрудничать в детском коллективе, обеспечивает психологически комфортные условия для преодоления застенчивости у детей. Игра имеет огромное значение в коррекции поведения гиперактивных детей. Она позволяет укрепить их уверенность в собственных силах, снять напряженность во взаимоотношениях и сформировать адекватные навыки коммуникаций. Одним из эффективных средств коррекции СДВГ традиционно выступает метод арт-терапии. В широком смысле арт-терапия - это исцеление посредством творчества: использование уже готовых произведений искусства (картин, музыки) и самостоятельного творчества. Методы арт-терапии с успехом могут применяться для профилактики и коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств, школьной адаптации. Пионеры применения арт-терапии в психотерапии детей и подростков (А. Фрейд, В. Ловенфельд, Д. Винникотт, Э. Крамер). Арт-терапевтический подход позволяет создать атмосферу доверия между взрослым и ребенком и на этой основе развивать психотерапевтическое взаимодействие психолога с клиентом, дает возможность ребенку выражать свободно чувства, эмоции и представления, обеспечивает ребенку возможность в наглядных и доступных форматах обрести чувство контроля над собственными эмоциями, поведением, регулировать комфортность и оптимальность дистанции для взаимодействия со специалистом. Достаточно широко применяемые направления арт-терапии - изотерапия и цветотерапия. Использование различных художественных материалов как посредников взаимодействия в данных видах коррекционной работы позволяет обеспечить свободную творческую деятельность ребенку, снизить уровень его тревожности, повысить самооценку ребенка, реализовать спектр защитно-приспособительных реакций. Ценность имеет также физический контакт с различными художественными и природными материалами (камни, песок, листья, шишки, вода, ракушки, веточки, глина, цветная бумага, краски, тесто и т.д.), что позволяет не только отреагировать переживания, но и оживить сферу физических ощущений и архетипических символов.

Наиболее сложным видом деятельности на занятиях являются танцы. Развитию синестетического восприятия гиперактивного ребенка способствуют танцы. Танцетерапия обладает как физиологическими, так и психологическими позитивными терапевтическими эффектами, способствует формированию уверенности в себе, улучшает настроение, повышает срессоустой-чивость, адаптивность и ресурсность организма, корректирует негативные эмоции и эмоциональный фон ребенка. Поскольку танцы требуют более длительного внимания, непрерывности исполнения, постоянной смены движений, запоминания их очередности - это также способствует более эффективной коррекции проблем, связанных с гиперактивностью ребенка. И также, танец является «практикой детских игр», неотделим от музыки, содержание которой он раскрывает в зрительных образах. Танец оказывают положительное влияние на общую функциональную деятельность, характери-

зует взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений. Методика разучивания с гиперактивными детьми должна быть такой же, как и при разучивании игр [27]. Работа педагога с гиперактивными детьми дошкольного возраста должна проводиться по принципу осведомленности и заключаться в поддержании у ребенка внимания, его концентрации, в создании на занятии атмосферы и условий, благоприятствующих развитию его творческих возможностей, активизации его образного мышления, в создании для него возможности поверить в свои силы, обрести уверенность в себе на пороге новых начинаний и во всей своей деятельности. Это невозможно при отсутствии у педагогов знаний о работе центральной нервной системы и руководящей роли головного мозга в ее работе, без учета психофизиологических особенностей дошкольника, без использования сенсорных каналов восприятия и передачи информации от воспитателя к дошкольнику и обратно, без умения помочь ребенку правильно настраивать свое внутреннее зрение и свой «внутренний монитор», на котором он прокручивает воспринятое [27].

Второе психолого-педагогическое условие формирования произвольного поведения гиперактивных детей дошкольного возраста - совместная психолого-педагогическая деятельность всех специалистов дошкольной образовательной организации по осуществлению коррекции произвольного поведения гиперактивных детей дошкольного возраста (воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию и др.).

Инструктор по физическому воспитанию должен вести работу по снятию напряжения с помощью физических упражнений. Музыкальный руководитель должен реализовывать музыкальную и танцевальную терапию. Но основная работа по коррекции поведения гиперактивных детей реализуется, как правило, воспитателями и педагогом-психологом. Вся коррекционная работа должна проводиться поэтапно. На первом этапе необходимо провести комплексную диагностику ребенка (детей), оценить его слабые и сильные черты характера. Далее педагогу-психологу необходимо составить программу работы с ребенком (детьми) и включить в нее всех специалистов. План реализации программы предполагает проведение как индивидуальных, так и групповых форм занятий, что позволяет реализовать принцип учета индивидуальных особенностей развития ребенка и проявления гиперактивности, а также формировать навыки социального взаимодействия и совместной деятельности детей. Реализация программы определяет содержание основного этапа коррекции нежелательных проявлений гиперактивности.

Третье психолого-педагогическое условие формирования произвольного поведения гиперактивных детей дошкольного возраста - психологическое просвещение родителей по вопросам взаимодействия с гиперактивными детьми. В статье 44 Федерального закона «Об образовании в РФ» родителям отдано преимущественное право на обучение и воспитание детей перед другими лицами. Также в данной статье закреплено, что детский сад оказывает лишь помощь в воспитании детей охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития [12]. Психолого-педагогическое просвещение родителей, как одно из актуальных направлений взаимодействия современных специалистов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников, предполагает своевременное и актуальное информирование семьи по вопросам развития и воспитания ребенка, повышение уровня родительской психолого-педагогической культуры и компетентности, а также формирование запроса на психолого-педагогические услуги. К наиболее актуальным формам просвещения родителей по вопросам взаимодействия с гипеактивными детьми можно отнести круглый стол, пе-ГРНТИ: 150000. Психология; ВАК: 190001; 190005

дагогические беседы с родителями, консультации, диспуты и дискуссии.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Основываясь на полученных данных первичной диагностики, и качественной и количественной характеристики уровней, мы объединили детей со средним и высоким уровнем гиперактивности в группы для осуществления коррекционной работы.

Для реализации перечисленных условий был составлен и реализован план работы с детьми, с педагогами и отдельно план работы с родителями. План работы с детьми предполагает включение в него ряда занятий с использование игр, музыкальных и танцевальных занятий. В работу были включены воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. План работы с детьми включены 28 коррекционно-развивающих занятий, с одновременным ведением просветительской работы с родителями гиперактивных детей и педагогами.

Работа с детьми проходила в игровой форме, с элементами танцевальной и музыкальной терапии. В процессе игры, дети дошкольного возраста приобретают новые знания, опыт взаимодействия, также у них формируются такие качества как, коммуникабельность, толерантность, ответственность, эмпатия, положительная реакция на успех других детей. Основная задача занятий - это развитие произвольности и самоконтроля, развитие внимания, наблюдательности, развитие эмоционально выразительных движений, снятие эмоционального напряжения. Мероприятия проводились 2-3 раза в неделю.

Для педагогов были проведены лекции, семинары, разработаны рекомендации по работе с данной категорией детей, которые они успешно реализовывали в практике своей профессиональной деятельности.

Анкетирование родителей показало, что более 80% родителей считает своего ребенка гиперактивным и мало управляемым, стараются не допускать проживания ребенком трудностей и контролировать его действия, оказывать постоянную помощь в решении разного рода задач, испытывают беспокойство за предстоящее обучение в школе и социализацию, отмечают нехватку знаний по вопросу правильного воспитания и взаимодействия с гиперактивными детьми. Поэтому нами были проведены ряд мероприятий с родителями: консультации с целью выявления проблемы семьи и составлению программы по решению проблемы и индивидуальному сопровождению семьи, семинар с целью раскрытия особенностей снятия напряжения у гиперактивных детей, дискуссии для обмена опытом между родителями, круглый стол «Ребенок с батарейкой», предложен сценарий гимнастики для детей с элементами йоги.

Реализация психолого-педагогических условий, по описанной нами проблеме снизили уровень гиперактивности, повысили уровень произвольности и самоконтроля детей.

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Сравнивая различные методы и результаты исследования проблемы гипеактивности детей в дошкольных образовательных организациях в аналогичных научных статьях, мы пришли к выводу, что подобранные нами методики, имеют положительный эффект. Это подтверждает некоторые различия и уникальность наших идей.

Основываясь на данных, полученных нами в ходе исследования, можно сделать вывод, что проведенная коррекционная работа дает положительную динамику, касаемо уровня внутреннего психоэмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, психолого-педагогические условия, заявленные нами, оказывают позитивное влияние на сни-

TERESHCHENKO Marina Nikolaevna and others PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

жение гиперактивности детей. На рисунке 1 приведены результаты повторного включенного наблюдения по методике В.Д. Небылицына в экспериментальной и кон-тролыюй группах.

1

1 средняя выше-средней

Констатирую

шие этап Эксперимента льная группа

Констатирую

ший этап Кснтрольная группа

4

1

Контрольный

этап Экперимнта льная группа

4 4

Контрольный

этап Контрольная труппа

¡1 _ Z

3 I

< )сновно

■ ЮЮ

<)СНОВИО !

и импульсивность) гиперактивность выражена не явно в обеих группах. В контрольной группе при повторной диагностике сдвигов практически не произошло.

На третьем этапе определения уровня сформирован-ности произвольного поведения дошкольников была использована методика «Да и нет» (автор Гуткина Н.И.). Назначение методики состоит в выявлении умения действовать по правилу. Обследование проводилось с помощью специальных вопросов. Перед началом исследования дошкольнику дается инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет».

Рисунок 1 - Результаты повторной диагностики вероятности гиперактивности детей с помощью методики В.Д. Небылицина

По результатам включенного наблюдения на определение формально-динамических особенностей активности детей по методике В.Д. Небылицина было выявлено, что в экспериментальной группе после реализации психолого-педагогических условий по формированию произвольного поведения гиперактивных детей наблюдаются значительные позитивные сдвиги. Наблюдается снижение детей с высокой вероятностью гиперактивности с 6 до 4 детей, а также наблюдается рост числа детей со средней вероятностью гиперактивности. У ги-перктивных детей в экспериментальной группе наблюдается снижение двигательной активности, дети стали более спокойными, эмоционально контролируемыми. В контрольной группе занятия проводились в обычном режиме, сдвигов по диагностике практические не прослеживается, данные остались на уровне констатирующего этапа.

На втором этапе определения уровня сформирован-ности произвольного поведения дошкольников был проведен тест М. Алворда и П. Бейкера. Тест для дошкольников (до 7 лет) охватывает основные виды нарушений, характерных для детей с гиперактивностью: дефицит активного внимания, двигательную расторможенность и импульсивность.

На рисунке 2 приведены результаты повторной диагностики детей с помощью теста М. Алворда и П. Бейкера в экспериментальной и контрольной группах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 6 5 4

3 2

5 5

■J Консшрукш ий этап Этпфимен тальная группа Конститрую щий этап Контрольная Контрольны й этап Эксперимен тальнм группа Контрольны й этап Контрольная ipynna

■ со&лквап правша 3 4 5 4

■ НЕСобпквает правила 7 6 ; 6

Рисунок 2 - Результаты повторной диагностики детей с помощью теста М. Алворда и П. Бейкера в

экспериментальной и контрольной группах По результатам повторной диагностики видно снижение числа детей с высокой вероятностью гиперактивности с 6 дошкольников до 4. Это выражается в том, что у некоторых детей наблюдается отсутствие дефицита активного внимания. Следует отметить, что значительнее коррекционной работе поддаются девочки, с мальчиками необходимо продолжать работу в дальнейшем. По другим параметрам (двигательная расторможенность

Рисунок 3 - Результаты повторной диагностики детей с помощью методики «Да и нет» (автор Гуткина Н.И.)

Результаты повторной диагностики детей с помощью методики «Да и нет» (автор Гуткина Н.И.), представленные на рисунке 3, свидетельствую о том, что в экспериментальной группе увеличилось число детей соблюдающих правила на 2 дошкольника. Это произошло за счет того, что дети стали более внимательными к инструкциям, более спокойные в движениях и общении. В контрольной группе динамика осталась прежней, так как занятия с детьми проходили в обычном режиме.

Таким образом, в процессе проведенного исследования выявлено повышение уровня произвольного поведения гиперактивных детей. Материалы экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности проделанной работы и о том, что гипотеза исследования нашла свое подтверждение.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования.

Исследование особенностей протекания СДВГ позволяет отметить, что у детей дошкольного возраста с данным медицинским диагнозом, могут наблюдаться проблемы самооценки, проблемы в познавательном, эмоциональном, коммуникативном развитии, в нарушении адаптивных механизмов, сопровождающиеся страхами, головными болями и проч. Все эти проявления впоследствии могут способствовать низкой успеваемости детей в школе, несмотря на их, как правило, достаточно высокий интеллект. Отметим, что проблема преодоления гиперактивности детей дошкольного возраста является, в первую очередь, проблемой решаемой медицинской наукой - диагностика, лечение и проч. Однако первые признаки гиперактивности у ребенка могут заметить родители и воспитатели. В этой связи, психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, требует комплексного подхода при проведении целостной коррекционной работы с такими детьми в условиях детского сада и семьи.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Несмотря на скрупулезное изучение нами затронутой темы, остается множество вопросов, касающихся проблемы гиперактивности детей дошкольного возраста. А именно, продолжение работы с семьей, повышение компетентности педагогов и осведомленности родителей в вопросах гиперактивности детей дошкольного

возраста. При этом полученные нами результаты позволяют нам сделать вывод о положительных изменениях психического развития детей дошкольного возраста в экспериментальной группе. Психолого-педагогические условия, выделенные и реализованные нами, предоставляют возможность для эффективного решения проблемы повышения произвольности и снижения гиперактивности детей старшего дошкольного возраста. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью // Диагностика, коррекция и практ. рекомендации родителям и педагогам М.: ТЦ «Сфера», 2002 128 с. (Серия «Практическая психология».)

2. Блинникова И.В., Капица М.С. Цена тревоги //Прикладная юридическая психология. 2011. №1. С. 62-72.

3. Грибанов А.В., Волокитина Т.В., Подоплекин Д.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей //М.: Академический Проект, 2020. 176 с.

4. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте //М.: Юрайт, 2017. 274 с. (2-е изд., пер. и доп).

5. Марютина Т.М. Психофизиология: общая, возрастная, дифференциальная, клиническая: учебное пособие. М.: «Инфа-М», 2018. 436 с.

6. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях /Москва, 2008. 45 с.

7. Голубь М.С., Кураева Д.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях дошкольной образовательной организации //Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 1-1. С. 440-448.

8. Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей //М.: Когито-Центр, 2010. 347 с.

9. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространенность. Факторы риска и профилактика //М.: Просвещение, 1997. 196с.

10. Ясюкова Л.А. Как помочь генеративному ребенку // Вестник практической психологии образования. 2012. № 2(31). С. 64-67.

11. Микляева, Н.В. Гиперактивный ребёнок - это не проблема! Материалы для работы с детьми дошкольного возраста // М.: АРКТИ, 2016. 104 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. —М.: УЦПерспектива, 2014. 32 с

13. ГуткинаН.И. Руководство практического психолога. Психолог в школе //М.: Юрайт, 2020. 206 с.

14. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми //СПб.: Речь, 2002. 136с.

15. Болотовский Г.В., Чутко Л.С., Попова И.В. Гиперактивный ребёнок //СПб.: НПК «Омега», 2010. 157 с.

16. Хэлловэлл Э. Почему я отвлекаюсь: как распознать синдром дефицита внимания у взрослых и детей и что с ним делать //Пер. с англ. В. Горохова. 2017. 368 с.

17. Зиновьева О.В. Синдром дефицита внимания с гиперкативно-стью у детей // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2015. № 14. С. 8-21.

18. Кондратьева С.Ю., Осипова Е.А. Учет состояния здоровья при выборе форм и методов обучения в соответствии с ФГОС. Направления логопедической работы с детьми с нарушениями аути-стического спектра // Сибирский Вестник специального образования 2016. № 1-2 (16-17). С. 81-84.

19. Набойченко Е.С. Этиология, патогенез и клинические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности в различные периоды онтогенеза //Педагогическое образование в России. 2016. №1. С. 183-187.

20. Ахметова З.А. Психологическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Бюллетень педагогики. 2019. Т.5. № 9. С. 435-446.

21. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. -М.: ТЦ Сфера, 2014. -192 с.

22. Алпатова Н.С., Долецкий А.Н. Профилактика дезадаптивно-го поведения у дошкольников с дефицитом внимания и гиперактивностью // Социальная педагогика в России. М.: «Современное образование». 2021.№ 2. С. 39-44

23. Ермолаев С.А Возможности устранения признаков гиперактивности: от теоретического анализа к эмпирическому исследованию //Вестник Псковского государственного университета. 2020.№11. С. 10-18

24. Заломихина И.Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей //Логопед. 2007. №3. С. 33 — 39.

25. Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей //М.: Генезис, 2016. 337 с.

26. Шакирова А.Ш. Гиперактивность у дошкольников //Вестник науки и образования. 2020. № 24-4 (78). С. 56-59

27. Тарасенко А.Б., Сгонник Л.В. Гиперактивность в детском возрасте как психолого-педагогическая проблема // Вестник современных исследований 2018. №10.7 (25). С. 117-123

Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУВО «Шадринский государственный педагогический университет» в рамках научного

проекта «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста с учетом гендерных различий» договор № ШК-019-21 от 26.03.2021

Статья поступила в редакцию 13.07.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

ГРНТИ: 150000. Психология; ВАК: 190001; 190005

365

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.