Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА: ПРОФИЛАКТИКА АДАПТАЦИОННЫХ ПРОБЛЕМ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ'

ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА: ПРОФИЛАКТИКА АДАПТАЦИОННЫХ ПРОБЛЕМ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА / ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина Светлана Николаевна

Сегодня в рамках повышения профессиональных компетенций педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций, центров развития детей, а также педагогов системы начального общего образования возникает необходимость освоения новых направлений образования, учитывающих не только состояние здоровья детей, но также их академическую успешность и социальный уровень развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухина Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGY OF CHILDHOOD: PREVENTION OF ADAPTATION PROBLEMS IN CHILDREN WITH ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER

Today, within the framework of improving the professional competencies of teachers and specialists of preschool educational organizations, child development centers, as well as primary school teachers, it becomes necessary to master new areas of education which have regard not only to the state of children’s health, but also to their academic success and social development level.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА: ПРОФИЛАКТИКА АДАПТАЦИОННЫХ ПРОБЛЕМ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ»

Переподготовка и повышение квалификации педагогов

УДК 378.046

С. Н. Мухина

Экология детства: профилактика адаптационных проблем у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Аннотация

Сегодня в рамках повышения профессиональных компетенций педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций, центров развития детей, а также педагогов системы начального общего образования возникает необходимость освоения новых направлений образования, учитывающих не только состояние здоровья детей, но также их академическую успешность и социальный уровень развития.

I

Ключевые слова: гиперактивность; нормативно-правовые документы; экология детства; программы повышения квалификации специалистов.

S. N. Mukhina

Ecology of childhood: prevention of adaptation problems in children

with attention deficit hyperactivity disorder

Abstract

Today, within the framework of improving the professional competencies of teachers and specialists of preschool educational organizations, child development centers, as well as primary school teachers, it becomes necessary to master new areas of education which have regard not only to the state of children's health, but also to their academic success and social development level.

| Keywords: hyperactivity; legal regulatory documents; ecology of childhood; professional development programs.

Анализ, проведенный на основе данных официальной статистики, показывает неуклонный рост функциональных нарушений у детей дошкольного возраста. Так, увеличивается количество детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, их численность составляет от 7,5 до 15% современной детской популяции [13]. При этом данные Института возрастной физиологии РАО свидетельствуют о том, что

лишь 14% педагогов, 9% воспитателей, 46% психологов и 17% родителей имеют некоторые сведения («кое-что слышали») об этой проблеме. Лишь 4% педагогов, 0,5% воспитателей и 5% родителей знают, как проводится диагностика гиперактивного ребенка. Примерно такое же количество педагогов, воспитателей и родителей считают возможной коррекцию гиперактивности и знают ее варианты [11, с. 19].

Вместе с тем неосведомленность педагогов и родителей о гиперактивности часто приводит к конфликтам в сфере обучения и воспитания детей. Хотя дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) — умственно сохранные, они испытывают трудности в освоении образовательной программы и коммуникации со сверстниками и взрослыми, обусловленные проявлением у них признаков парциальной недостаточности в развитии школьно значимых психофизиологических и высших психических функций, что и приводит к конфликтам как между детьми, так и между педагогами и родителями детей. Это становится фактором формирования социально-педагогической запущенности. И если ребенку в начальной школе могут предложить надомное обучение, то в средней школе такой ребенок может пополнить ряды компаний подростков с деструктивными элементами поведения. В итоге это приводит к тому, что в наркологических диспансерах люди с диагнозом СДВГ составляют 96% от общего количества людей, состоящих на учете. Это говорит о том, что данная категория детей требует особого внимания, поскольку они так же, как и дети с ОВЗ, относятся к группе риска [2].

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты. Разработаны и адаптированные образовательные программы (АОП) для детей с ОВЗ, основные технологии социальной'работы с детьми и семьями — социальная реабилитация, коррекция детского и семейного неблагополучия.

Ответственность за здоровье, уровень обучения и социальное благополучие детей наряду с обществом и семьей разделяет и система образования, в которой оказывается каждый ребёнок в самый важный и ответственный период своего развития. Современная система образования в настоящее время, по мнению Н. К. Смирнова, реализует часто личностно неориентированное, спонтанное «обучение» и не создает условий для позитивной самореализации детей, что разрушает и так неблагополучное здоровье школьников [10, с. 3].

В связи с этим актуальной задачей образования становится переосмысление представлений о «качественном» образовании. Общая цель государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2020-2030 годы — обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества. Такой подход нашел свое отражение и в ряде

других документов, составляющих нормативно-правовую базу образования1.

В соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»2, а также Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей «всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных усло-виях...»3.

Права ребенка — это не только его права. Они представляют собой также права и обязанности государства и общества, родителей и педагогов, направленные на обеспечение возможностей реализации прав детей. При этом целью государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Система образования призвана обеспечить всестороннюю заботу о сохранности жизни, здоровье и физическом воспитании и развитии детей; права на образование в соответствии с потребностями личности; адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития и предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья4. А педагоги должны обеспечить уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержку их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе и к детям с СДВГ; использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особен-ностям5.

Наличие нормативно-правовых оснований и накопленного опыта коррекционной работы в

1 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3; Конвенция о правах ребенка; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (последняя редакция); Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р; Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

2 Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (последняя редакция).

3 Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.).

4 Ст. 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки» Национальной доктрины образования в Российской Федерации.

5 Ст. 3.2.1 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

сфере образования не обеспечивает эффективного решения адаптационных проблем у детей с СДВГ как взаимосвязанных феноменов. Поэтому перед педагогами стоит актуальная задача поиска эффективных средств, способов и приемов обучения, воспитания и развития детей с СДВГ, совершенствования содержания образовательных программ дошкольного образования, обеспечивающих развитие способностей каждого ребенка и направленных на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям.

Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой не только о физическом здоровье ребёнка, но и о его психологическом благополучии. Требование «психологического благополучия ребёнка» является очень важным. Сегодня условия воспитания в детском саду создают высокий риск не только соматических, но и психических нарушений. Именно поэтому назрела необходимость нового ракурса научных изысканий с целью профилактики адаптационных нарушений у детей с СДВГ. Возрастающая общественная тревога за положение в системе дошкольного образования и судьбы детей с СДВГ, осознание необходимости усиления роли педагогов в охране их физического, психического и нравственного здоровья, обеспечения полноценного образования повлекли за собой формирование такого направления в дошкольной практике, как экология образования.

Экология образования — это комплекс, сочетающий компетенции педагогов и психолого-педагогические условия, которые способствуют реализации учебно-воспитательного процесса, ориентированного на учет индивидуально-типических особенностей в развитии личности каждого ребенка и выявление адаптационных проблем у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО). Формы такого образования должны быть нацелены на то, чтобы каждый ребёнок в процессе обучения получил тот вид и тот объём педагогической помощи, в которых он нуждается.

Каким же образом может быть решена данная проблема?

Прежде всего необходимо изменение парадигмы образования в сторону бережного отношения к состоянию здоровья, внутреннему миру ребенка, формирования личности ребенка и создания оптимальных условий для самоакту-

ализации его индивидуальности на основе потребностей и потенциальных возможностей.

Актуальной задачей как высшего, так и дополнительного образования, на современном этапе является подготовка педагогов, с учетом требований профстандарта [3], способных в своей профессиональной деятельности ориентироваться не только на возрастные закономерности развития нормотипичных детей, но и профессионально работать с проблемами, которые осложняют это развитие на его наиболее важном и ответственном этапе — в период дошкольного детства. Рассматриваемый возрастной диапазон данной группы детей — самый перспективный с точки зрения возможной положительной динамики и успешной адаптации в массовых образовательных организациях при условии оказания оптимальной помощи. Специальные исследования показывают, что наиболее эффективна коррекционно-развивающая помощь детям в возрасте 6-10 лет, когда нервная система достаточно пластична и не закреплен опыт неуспешного обучения [9, с. 12; 12, с. 182].

Для этого необходимо не только теоретическое осмысление проблемы воспитания и обучения детей с СДВГ, но и проектирование системы подготовки специалистов, получение ими квалификации, позволяющей выполнять коррекцион-но-развивающую деятельность. Такая деятельность должна быть ориентирована на внедрение новых подходов, эффективных форм и методов профилактики адаптационных проблем в свою работу с детьми с СДВГ и их семьями, что повысит уровень профессиональных компетенций педагогов и будет способствовать реализации идеи экологии образования.

Существующая система подготовки специалистов ориентирована на применение технологий коррекции и реабилитации отдельных аспектов жизнедеятельности семьи и (или) развития ребенка. Недостаточно разработаны направления, формы и методы обучения студентов профессиональных учебных заведений, реализующих социально-культурное партнерство.

Эффективность образования зависит от профессиональной подготовки педагогов, усвоения специальных знаний в области создания психолого-педагогических условий в работе с детьми с особенностями в развитии. Для этого педагогам необходимо иметь четкие представления о сущности адаптационных нарушений детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и путях решения коррекционных задач в условиях дошкольного и начального образования.

В целях содействия созданию условий для обучения и воспитания детей с СДВГ автором статьи на кафедре комплексной безопасности и физической культуры Академии социального

управления (АСОУ) разработана учебная программа переподготовки «Экология детства: профилактика адаптационных нарушений детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью». Программа разработана с учетом требований, предъявляемых к педагогическим работникам профессиональным стандартом педагогического образования и современными аттестационными процедурами.

Цель данной программы — повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций и учителей начальных классов в вопросах организации воспитания и развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Достижение поставленной цели предполагает решение таких задач:

1. Сформировать базовые компетенции слушателей в вопросах создания психолого-педагогических условий реализации идей ФГОС дошкольного и начального образования.

2. Ознакомить слушателей с перечнем трудовых действий воспитателя дошкольной образовательной организации, диктуемых профессиональным стандартом педагога.

3. Обогатить знания слушателей о педагогических условиях организации безопасной жизнедеятельности и образовательной среды, учитывающей типологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 6-10 лет.

4. Сформировать у слушателей систематизированные знания о современных научных подходах к диагностике и коррекции дифицитар-ных компонентов развития психомоторной и личностной сфер детей 6-10 лет.

5. Помочь слушателям овладеть содержанием и методами коррекционно-развивающей работы в области развития структурных компонентов психомоторной и личностной сфер детей с СДВГ.

Содержание программы включает три раздела. В первом разделе раскрываются проблемы адаптационных нарушений детей с СДВГ и способы их решения в условиях реализации ФГОС дошкольного и начального образования. На лекциях «Дефицит внимания и гиперактивность как медико-психолого-педагогическая проблема» рассматриваются следующие вопросы: двигательная расторможенность как проблема современной педагогики; отражение данной проблемы в ФГОС дошкольного образования и профессиональном стандарте педагога; понятие о СДВГ; взгляды и теории отечественных и зарубежных психологов на проблему СДВГ; этиология, механизмы развития СДВГ; клинико-психологическая картина СДВГ; генетические, медико-биологические и психофизиологические предпосылки СДВГ. Освещаются

особенности поведения и деятельности детей с СДВГ как результат взаимодействия в процессе онтогенеза неблагоприятных социальных и индивидуальных предпосылок развития; социально-психологическое понимание структуры личности; признаки отклоняющегося развития личности ребенка; типические дефекты социальной ситуации развития детей с СДВГ; черты личности детей с СДВГ.

На практических занятиях слушатели закрепляют знания о предпосылках и механизмах развития адаптационных нарушений у детей, обозначают риски развития адаптационных нарушений у детей с СДВГ, причины возникновения пониженной самооценки, неуверенности в собственных силах и способностях, степень выраженности нарушений произвольности поведения, специфические проявления нарушений двигательной сферы у детей в образовательной деятельности.

Во втором разделе раскрываются особенности развития детей с СДВГ, методы их педагогической диагностики. На лекциях «Специфика развития детей с СДВГ и формы её проявления в образовательном процессе ДО» освещаются адаптационные проблемы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью; предпосылки, механизмы и этапы развития адаптационных нарушений у детей при двигательной расторможенности в условиях воспитания и обучения; роль и место психолого-педагогической диагностики двигательной расторможенности в системе профилактики адаптационных нарушений дошкольников и младших школьников; диагностические критерии СДВГ.

Изучаются психомоторная сфера детей как способ педагогического диагностирования предпосылок адаптационных нарушений; требования, предъявляемые к педагогам, участвующим в изучении детей; способы учёта психомоторного развития ребенка в онтогенезе.

На практическом занятии проводится последовательный анализ каждого задания педагогической диагностики из программы детского психомоторного развития «Шире круг», способствующий овладению навыком определения уровня развития двигательной сферы детей 6-10 лет.

В третьем разделе раскрываются содержание, формы и методы воспитания и развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. На лекции «Решение проблемы профилактики и коррекции адаптационных нарушений детей с СДВГ в образовательном процессе — современный взгляд» освещаются современные подходы к профилактике и коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у дошкольников и младших школьников, содержание и организация кор-

рекционно-профилактической работы с детьми, испытывающими адаптационные трудности, методы профилактики и коррекции адаптационных нарушений у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в образовательном процессе дошкольной образовательной организации и школы, взаимодействие педагогов, специалистов образовательной организации и родителей детей с СДВГ как залог своевременной адекватной помощи ребенку.

Проводится сравнительный анализ существующих подходов к развитию произвольности поведения и саморегуляции у детей дошкольного возраста; изучаются планирование и осуществление коррекционной работы по развитию низкого уровня саморегуляции эмоциональной сферы и сферы общения детей с СДВГ, а также условия развития произвольности поведения дошкольников.

На практических занятиях, направленных на проектирование программ развития психомоторной сферы, рассматриваются современные подходы к организации коррекционно-развива-ющей работы и методы развития психомоторной сферы у детей с СДВГ, а также условия взаимодействия специалистов образовательной организации и семьи по вопросам воспитания детей с СДВГ в специально организованной деятельности; апробируется технология развития компонентов двигательной сферы детей с СДВГ.

В процессе самостоятельной работы слушатели определяют стратегию педагогической работы для успешной адаптации детей с СДВГ в образовательной среде и стратегический план педагогической работы в условиях дошкольной образовательной организации; описывают особенности личностного развития детей с СДВГ 6-10 лет; проводят диагностику и дают характеристику особенностям развития коммуникативных навыков, мотивационной сферы, эмоциональной сферы, особенностям самооценки детей с СДВГ; определяют способы развития двигательной сферы у детей в специально организованной деятельности. В результате проделанной работы происходит развитие методических компетенций слушателей в области приемов коррекции недостатков развития детей с СДВГ.

Обучение по представленной программе прошли педагоги из Московской области (54 человека из г. о. Лобня и Ногинска). По окончании их обучения можно сказать, что слушатели освоили методологические основания рассматриваемой проблемы в свете современной нормативно-правовой базы образования, стандарта педагога, ФГОС дошкольного образования; теоретические подходы к постановке и решению проблемы в современном научном знании; пси-

хологические особенности и типичные адаптационные проблемы детей дошкольного возраста с СДВГ в образовательной среде дошкольной организации; способы и приёмы педагогического изучения развития структурных компонентов личностной и психомоторной сферы детей старшего дошкольного возраста; условия организации безопасности жизнедеятельности детей с СДВГ в образовательной среде; специфику организации комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в образовательном процессе; принципы, содержание, формы, методы и приёмы решения проблемы педагогической коррекции недостатков развития детей с СДВГ.

Слушатели овладели умением создавать в образовательной организации адекватные педагогические условия для детей с СДВГ; изучать детей с СДВГ методами педагогической диагностики, выявлять возможные предпосылки дезадаптации; определять содержание, формы и методы педагогической работы с учётом индивидуальных проблем детей с СДВГ; разрабатывать совместно с другими специалистами индивидуальные и групповые программы коррекции недостатков развития детей с СДВГ; применять в реализации этих программ педагогические технологии, отвечающие типологическим и индивидуальным особенностям развития детей с СДВГ; вести качественный учёт динамики развития произвольности поведения и деятельности детей с СДВГ; взаимодействовать с семьями детей с СДВГ, оказывать им посильную помощь в коррекции недостатков развития детей с использованием потенциала домашнего воспитания.

Слушатели также овладели теоретическими и практическими компетенциями, необходимыми для коррекции недостатков развития детей с СДВГ и формирования произвольности их деятельности и поведения в условиях дошкольного воспитания.

Только компетентный специалист при условии взаимодействия с медицинскими работниками, семьей сможет создать необходимые психолого-педагогические условия в ходе учебно-воспитательного процесса в образовательной организации, развить школьно значимые психофизиологические и высшие психические функций и сформировать у детей с СДВГ произвольность деятельности, поведения и уверенность в себе.

Это позволит педагогам обеспечить образование, основанное на следующих закономерностях: взаимообусловленность образовательного процесса и состояния здоровья детей с СДВГ; соответствие методов и содержания воспитания и обучения такой цели, как создание условий с учетом индивидуальных особенностей детей.

Таким образом педагоги смогут обеспечить реализацию интересов ребенка и создать благоприятные условия для его физического, умственного, нравственного и духовного развития. Это, в свою очередь, будет способствовать их общему

культурному развитию, благодаря которому они смогут, на основе равенства возможностей, развить свои способности и стать полезными членами общества.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации: Феде- 7. ральный закон № 273-Ф3: [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. — Москва: Эксмо,

2019. — 144 с. — ISBN 978-5-04-105704-6.

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего 8. образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598. — URL: http://base.garant. 9. ru/70862366/ (дата обращения: 30.05.2021).

3. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, 10. учитель)»: приказ Минтруда России от 18 октября

2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014) (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550). — URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf 11.

(дата обращения: 30.05.2021).

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г.: [утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. 12. №2765-р]. — URL: http://edu.mari.ru/ou_respub/ sh14/commondocs/Концепция%20развития%20 образования%20%20РФ%20до%202020%20%20г^

(дата обращения: 30.05.2021). 13.

5. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь /под ред. М. М. Безруких. — Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009. — 248 с. — ISBN 978-5-9770-0383-4.

6. Кумарина, Г. Ф. Педагогические условия предупреждения адаптационных нарушений у школьников / Г. Ф. Кумарина // Народное образование. — 2009. — № 7. — С. 25-32.

Мухина, С. Н. Адаптационные риски детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / С. Н. Мухина // Образование и наука без границ. — URL: http://www.rusnauka.com/35_0INBG_2012/ Pedagogica/6_121925.doc.htm (дата обращения: 30.05.2021).

Мухина, С. Н. Двигательная расторможенность детей и способы ее коррекции / С. Н. Мухина // Кор-рекционно-развивающее образование. — 2011. — № 1. — С. 32-39.

Сиротюк, А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — Москва: Сфера, 2008. — 128 с. — ISBN 9785-9949-0083-3.

Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнов// — Москва: АРКТИ, 2003. — 270 с. — ISBN 5-89415-346-8.

Студеникин, В. М. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и диета / В. М. Студеникин, С. В. Балканская, Э. М. Курбайтаева // Справочник педиатра. — 2007. — № 8. — С. 18-27. Фесенко, Е. В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / Е. В. Фесенко, Ю. А. Фесенко. — Санкт-Петербург: Наука и Техника, 2010. — 384 с. — ISBN 978-5-94387-494-9. Хотылева, Т. Ю. Технологии психолого-педагогической помощи детям с СДВГ в Норвегии / Т. Ю. Хотылева, Т. В. Ахутина // Психологическая наука и образование. — 2010. — Том 2, № 5. — URL: https:// psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/Hotyleva_ Ahutina.shtml (дата обращения: 30.05.2021).

1. On education in the Russian Federation: Federal Law No. 273-FZ: [adopted by the State Duma on December 21, 2012: approved by the Federation Council on December 26, 2012].

2. On the approval of thefederal state educational standard of primary general education of students with disabilities: order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1598 dated December 19, 2014. Available at: http://base.garant.ru/70862366/ (accessed 30.05.2021).

3. On the approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)": order of the Ministry of Labor of Russia dated October 18, 2013 No. 544n (as amended from 25.12. 2014) (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 06.12.2013 No. 30550). Available at: http://fgos-

References

vo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (accessed 30.05.2021).

4. The concept of modernization of Russian education for the period up to 2020: [approved by the order of the Government of the Russian Federation of December 29, 2014 No. 2765-r]. Available at: http://edu.mari.ru/ou_respub/ sh14/commondocs/ Concept of Development% 20% 20 of Education% 20% 20RF% 20 to% 202020% 20% 20 pdf (accessed 30.05.2021).

5. Bezrukikh, M. M. (Ed.). (2009). Deti s SDVG: prichiny, diagnostika, kompleksnaia pomoshch [Children with ADHD: causes, diagnostics, comprehensive care]. Moscow: MPSI; Voronezh: MODEK.

6. Kumarina, G. F. (2009). Pedagogicheskie usloviia preduprezhdeniia adaptatsionnykh narushenii u shkol-nikov [Pedagogical conditions for the prevention of adaptive disorders in schoolchildren]. Narodnoe obra-zovanie, 7, 25-32.

70

KHHOBauHOHHue npoeKîu h nporpaMMM B oQpa3üBaHHH № 5, 2021

7.

9.

10.

Mukhina, S. N. (2012). Adaptatsionnye riski detei s sin-dromom defitsita vnimaniia i giperaktivnostyu [Adaptive risks of children with attention deficit hyperactivity disorder]. Оbrazovanie i nauka bezgranits. Available at: http://www.rusnauka.com/35_0INBG_2012/Peda-gogica/6_121925.doc.htm

Mukhina, S. N. (2011). Dvigatelnaia rastormozhennost detei i sposoby ee korrektsii [Motor disinhibition of children and methods of its correction]. Korrektsion-no-razvivayushchee obrazovanie, 1, 32-39. Sirotyuk, A. L. (2008). Sindrom defitsita vnimaniia s giperaktivnostyu. Diagnostika, korrektsiia i praktiches-kie rekomendatsii roditeliam i pedagogam lAttention deficit hyperactivity disorder. Diagnostics, correction and practical advice for parents and teachers]. Moskva: Sfera.

Smirnov, N. K. (2003). Zdorovesberegayushchie obrazovatelnye tekhnologii v rabote uchitelia i shkoly [Health-saving educational technologies in the work of teachers and schools]. Moscow: ARKTI.

11.

12.

13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Studentikin, V. M., Balkanskaya S. V. & Kurbaytaeva E. M. (2007). Sindrom defitsita vnimaniia i giperaktiv-nosti (SDVG) i dieta [Attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) and diet]. Spravochnik pediatra, 8, 18-27.

Fesenko, E. V. & Fesenko Yu. A. (2010). Sindrom defitsita vnimaniia i giperaktivnosti u detei [Attention deficit hyperactivity disorder in children]. Sankt-Peterburg: Nauka i Tekhnika.

Khotyleva, T. Yu. & Akhutina T. V. (2010). Tekhnologii psikhologo-pedagogicheskoi pomoshchi detiam s SDVG v Norvegii [Technologies of psychological and pedagogical assistance to children with ADHD in Norway]. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie, 2 (5). Available at: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/ n5/Hotyleva_Ahutina.shtml (accessed 05.30.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.