Научная статья на тему 'Опыт работы с детьми, страдающими синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, в адаптационных (коррекционных) школах во Вьетнаме'

Опыт работы с детьми, страдающими синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, в адаптационных (коррекционных) школах во Вьетнаме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптационное образование / аномальное поведение детей / синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / воспитание / обучение. / adaptation education / abnormal behavior of children / attention deficit hyperactivity disorder / education / training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Екатерина Александровна Никитская, Нгуен Тхань Ха

Анализируется текущая ситуация с проблемой воспитания детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), в Ханое (Вьетнам). Раскрываются основные сложности воспитания детей с СДВГ, анализ которых может лечь в основу дальнейших исследований с целью нахождения путей совершенствования воспитания детей с СДВГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Екатерина Александровна Никитская, Нгуен Тхань Ха

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF WORKING WITH CHILDREN SUFFERING FROM ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER IN ADAPTATION (CORRECTIONAL) SCHOOLS IN VIETNAM

This article analyzes the current situation with the problem of raising children suffering from attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) in Hanoi (Vietnam). The article reveals the main difficulties in the upbringing of such children, the analysis of which may form the basis for further research in order to find ways to improve the upbringing of children with ADHD.

Текст научной работы на тему «Опыт работы с детьми, страдающими синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, в адаптационных (коррекционных) школах во Вьетнаме»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10200 © Е.А. Никитская, Нгуен Тхань Ха, 2019

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ, В АДАПТАЦИОННЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛАХ ВО ВЬЕТНАМЕ

Екатерина Александровна Никитская,

доцент кафедры педагогики УНК ПСД, кандидат педагогических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected];

Нгуен Тхань Ха,

слушатель факультета подготовки иностранных специалистов Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Анализируется текущая ситуация с проблемой воспитания детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), в Ханое (Вьетнам). Раскрываются основные сложности воспитания детей с СДВГ, анализ которых может лечь в основу дальнейших исследований с целью нахождения путей совершенствования воспитания детей с СДВГ.

Ключевые слова: адаптационное образование, аномальное поведение детей, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, воспитание, обучение.

EXPERIENCE OF WORKING WITH CHILDREN SUFFERING FROM ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER IN ADAPTATION (CORRECTIONAL) SCHOOLS IN VIETNAM

Ekaterina А. Nikitskaya,

Associate Professor of the Department of Pedagogy, Candidate of Pedagogical Sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Nguyen Thanh Ha, student of the faculty of training foreign specialists Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. This article analyzes the current situation with the problem of raising children suffering from attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) in Hanoi (Vietnam). The article reveals the main difficulties in the upbringing of such children, the analysis of which may form the basis for further research in order to find ways to improve the upbringing of children with ADHD.

Keywords: adaptation education, abnormal behavior of children, attention deficit hyperactivity disorder, education, training.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Никитская Е.А., Нгуен Тхань Ха. Опыт работы с детьми, страдающими синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, в адаптационных (коррекционных) школах во Вьетнаме. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):390-3.

1. Введение

Адаптационное образование для детей — это психолого-педагогический процесс, в ходе которого дети с проблемами развития получают образование вместе с обычными детьми. Этот подход обеспечивает равные возможности для образования, являясь характерной тенденцией общественных отношений сегодня. Во Вьетнаме адаптационные школы [5] работают уже около двух десятилетий и имеют вполне определенные достижения, хотя и сталкиваются с множеством трудностей и проблем. Основываясь на проведенных исследованиях, а также используя опыт, полученных в других странах, специалисты

во Вьетнаме скорректировал программу, содержание, методы и организацию данного процесса в соответствии с культурными, экономическими условиями и национальной системой образования.

Основными направлениями изучения данной проблематики во Вьетнаме являются следующие.

1. Исследование текущего положения с организацией деятельности адаптационного образования.

2. Исследование и работа по повышению качества профессиональной компетентности преподавателей по адаптационному образованию.

3. Обеспечение мер по организации деятельности детей с отклонениями в развитии.

4. Обеспечение качественных условия воспитательно-образовательных учреждений, работающих с соответствующими категориями детей.

На данный момент эти вопросы находятся в постоянной динамике, тщательно прорабатываются, внедряются и применяются, особенно в ситуации организации деятельности детей с нарушениями в обучении в школе, в частности в опыте работы по коррекции поведения детей с гиперактивностью и дефицитом внимания (СДВГ). В настоящее время ощущается нехватка качественных исследований по проблематике коррекции поведения несовершеннолетних с СДВГ.

2. Процесс исследования состояния аномального поведения детей СДВГ

Цель исследования: изучить особенности поведения детей СВДГ. Метод исследования: наблюдение за детьми в классе в процессе адаптиного образования, интервью, беседы, опрос. Выборка исследования: 66 педагогов из восьми адаптационных школ г. Ханоя [6].

Информация из табл. 1 показывает, что количество педагогов в возрастной группе 31—40 лет, участвовавших в опросе, было самым большим, на долю которых приходилось 53% от общего числа.

Об образовательном уровне педагогов, участвовавших в опросе, свидетельствуют данные табл. 2, из которой мы видим 100% учителей, имеющих средний или высший уровни образования. Уровень колледжского образвоания является наиболее пред-

Возраст учителей, у

ставленных — 48%, а университетского — не менее 20%.

О специализации педагогической подготовки, свидетельствует табл. 3, показывающая, что среди 66 опрошенных учителей только 1 учитель имеет специальное адаптационное (коррекционное) образование, что составляет 1,5%. Остальные учителя специализируются в дошкольном педагогическом образовании.

3. Результаты опроса

3.1. Осознание учителей важности коррекции поведения детей с СДВГ

100% учителей, участвовавших в опросе, знали о важности разработки методов управления поведением детей с СВДГ, из которых 92% учителей оценили это как очень важное знание, и только 8% оценили как достаточно важное.

Информация из приведенной ниже таблицы свидетельствует об отношении педагогов к трудностям процесса обучения в ходе образовательного процесса. Так 76% педагогов указывают на то, что гиперактивное поведение ребенка препятствовало обучению всего класса (например, ребенок чувствовал себя некомфортно, встал и побежал в классе. Это привело к тому, что весь класс сосредоточился на ребенке с СВДГ, отвлекаясь от урока). 92% учителей указали, что управление поведением детей с СДВГ важно, потому что это препятствует обучению самих детей с СДВГ. 69% учителей показали,

Таблица 1

1ствующих в опросе

Возраст Количество Процент(%)

21-30 18 27.3

31-40 35 53.0

> 40 13 20.7

Всего 66 100.0

Таблица 2 Образовательный уровень учителей, участвующих в опросе

Уровень образования Количество Процент(%)

Среднее образование 21 31.8

Педагогический колледж 32 48.5

Высшее образование 13 19.7

Всего 66 100.0

Таблица 3 Профессиональная подготовка учителей, участвующих в опросе

Специализация Количество Процент(%)

Дошкольное образование 65 98.5

Специальное адаптационное (коррекционное) образование 1 1.5

Всего: 66 100.0

что необычное поведение детей мешает эффективности деятельности самих педагогов. При этом большинство учителей сказали, что гиперактивность детей проявляется в том, что им трудно сидеть спокойно, трудно следовать инструкциям учителя. Эти дети могут сосредоточенно заниматься не более 3—5 минут (табл. 4).

3.2. Какие и как часто педагоги используют меры для управления поведением детей СДВГ в адаптационных школах (табл. 5)

Исследование показало, что такие меры как регулирование психолого-педагогической атмосферы и микроклимата в классе, построение специального графика дня мало использовались педагогами для управления поведением детей с СДВГ. Количество учителей, которые используют эти две меры, составляет менее 5%. Большинство учителей никогда не используют эти методы. Полученные результаты позволили выявить то, что они в большинстве случаев не знали возрастных психофизиологических характеристик детей, а также характеристик развития детей с СДВГ. Педагоги затруднялись ответить, как регулировать социально-психологический микроклимат в классе с большим количеством детей СДВГ. Как правило, педагоги не имеют достаточно времени и сил на изучение ребенка, а тратят много сил на то, чтобы настроить класс на урок и усадить детей с СДВГ за работу. В процессе опроса, мы обратили внимание на то, что многие педагоги размещают детей с СДВГ возле двери, поскольку если ребенок сидит у окна, он отвлекался на каждого проходящего по улице человека.

Необычное поведение детей с ограниченными ]

3.3. Эффективность мер по управлению поведением детей СДВГ

По результатам опроса, большинство учителей констатировали, что они использовали одно, или несколько из вышеуказанных мер для управления поведением детей, но эффект был неодинаковым. Большинство опрошенных учителей сказали, что, поскольку они не понимают характеристики детей с СДВГ, они не знали, как работать с ними эффективно. Это действительно проблема для учителей, и в связи с этим нами было отмечена боязнь педагогов проводить занятия с детьми СДВГ в адаптационных школах. При этом около 80% опрошенных учителей сказали, что метод индивидуального обучения им видится менее эффективным, и только около 5% педагогов сказали, что этот метод более эффективен, поскольку индивидуальное обучение поможет учителям лучше понять ребенка, подойти к процессу обучения более квалифицированно. Не маловажную роль здесь играет наличие возможности уделить больше внимания и времени ребенку, в том числе выяснить причины поведения и найти более адекватные пути решения проблем. Отсюда мы сделали вывод о том, что индивидуальный метод обучения для детей с СДВГ тем более эффективен, чем больше способностей и профессионального опыта у педагога.

Помимо исследованных нами основных методов коррекции поведения детей с СДВГ, мы провели изучили и другие меры, о которых стало известно из проведенных бесед и углубленных интервью с некоторыми учителями. Так, одним из дополнитель-

Таблица 4

зможностями обучения препятствует обучению

Причина Да Нет

Кол-во % Кол-во %

Необычное поведение детей с СДВГ может препятствовать обучению других детей 50 76 16 24

Необычное поведение детей с СДВГ может препятствовать обучению самого ребенка 61 92 5 8

Необычное поведение детей с СДВГ может препятствовать преподаванию учителей 46 69 20 31

Таблица 5

Частота мер по управлению поведением детей СДВГ

Мера Никогда Иногда Часто

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Похвала — наказание 0 0 14 22 52 77

Доверительное общение 36 55 24 36 6 9

Научение альтернативному поведению 56 85 8 12 2 3

Коррекция микроклимата в классе 63 96 3 4 0 0

Индивидуальное обучение 63 96 2 3 1 1

Разработка графика режима дня 65 98 1 2 0 0

Друг°е ... 44 67 20 30 2 3

Таблица 6

Трудности учителей в процессе работы с детьми с СДВГ

Трудности учителей при уходе за детьми Нет Да

N % N %

Отсутствие знаний и навыков в обучении детей е СДВГ 1 2 65 98

Адекватный выбор применяемых методов коррекции и управления поведением детей с СДВГ 5 8 61 92

Материально-техническое обеспечение (оснащенность помещений, наличие необходимого оборудования и пр.) 0 0 66 100

Грамотное руководство и поддержка со стороны руководства 11 17 55 83

Взаимодействие с семьей в ходе воспитательно-образовательного процесса 26 39 40 61

ных способов коррекции поведения детей явилось применение ими (по просьбе родителей) лекарственного средства (Риталин). Было замечено, что у гиперактивных и импульсивных детей с низкой способностью фокусировать внимание, принимающих лекарство как дома, так и в адаптационных школах, повышается способность фокусировать внимание, они становятся менее возбужденными и легче сосредотачиваются на занятиях.

3.4. О трудностях, с которыми часто сталкиваются учителя в процессе воспитании детей в адаптационных школах

В ходе исследования мы обратили внимание на проблемы, которые мешают эффективной работе педагогов с детьми данной категории. Думается, что их решение поможет совершенствовать профессиональную деятельность учителям и руководителям специальных воспитательно-образовательных. Согласно проведенному исследованию, 98% учителей в адаптационных школах не обладают знаниями и навыками в области ухода за детьми с СДВГ. По этой причине большинство учителей не понимают характеристик ребенка, а также неверно объясняют причину отклоняющегося поведения ребенка. 92% опрошенных педагогов заявили, что им трудно выбирать и применять необходимые методы для повышения эффективности коррекции и управления поведением детей с СДВГ.

100% опрошенных учителей заявили, что им не хватает помещения и специального оборудования для осуществления работы по воспитанию детей. Многие учителя говорят, что в адаптационных школах нет учебных кабинетов для индивидуальной работы с детьми.

4. Заключение

Основываясь результатах исследования опыта работы с детьми, страдающими СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью) в адаптационных (коррекционных) школах во Вьетнаме.

Можно сделать вывод о том, что эффективность коррекции и управления отклоняющимся поведением детей с СДВГ в воспитательно-образовательных учреждения Ханоя невелика. Это в основном связано с тем, что большинство педагогов не прошли должной и соответствующей профессиональной подготовки. При реализации процесса обучения и воспитания детей они часто сталкиваются с целым рядом трудностей, изучение и решение которых будет во многом способствовать организации более качественного психолого-педагогического взаимодействия педагогов и детей с различными формами поведенческих отклонений.

Литература

1. Алпатова О.Б., Евсеева И.Г. Педагогическая психология: учебное пособие / О.Б. Алпатова; И.Г. Евсеева. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Евсеева И.Г. Правовое воспитание как условие позитивной социализации подростков с деви-антным поведением. В сборнике: Правовое воспитание молодежи: семья и социум. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2017.

3. Никитина Е.О., Матвеева А.А. Психолого-педагогическое влияние анимационных фильмов на процесс социализации детей. В сборнике: Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы. Сборник научных трудов II Международной конференции. Рецензенты: И.Н. Медведев, А.С. Осипов. 2018.

4. Сацута А.И., Евсеева И.Г. Карл Маркс о воспитании и образовании.Социально-гуманитар-ное обозрение. 2018. Т. 2. № 2.

5. https://giasutienphong.com.vn/cac-dia-chi-day-cham-noi-tu-ky-tai-tphcm.html

6. http://tretuky.org.vn/trang-chu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.