ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
DOI 10.25588/CSPU.2020.55.63.015
УДК 376.1 ББК 74.3 Б 43
Г. И. Бердникова1, Ю. А. Каляева2
1ORCID № 0000-0002-5383-3028 Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0003-2228-5345 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ
Аннотация
Введение. Социальная значимость проблемы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) определяется тем, ^ что своевременная диагностика, лечение и коррекция данного
^ нарушения позволяет предотвратить вторичные невротические и
а
| поведенческие реакции, которые затрудняют школьную и социаль-
J ную адаптацию, нарушают процесс формирования организацион-
tq ных умений и навыков у младших школьников. ^ Цель исследования — создать, теоретически обосновать и экс-
периментально проверить программу коррекции нарушении организационных умений и навыков у детеИ с СДВГ.
Материалы и методы. Использованы методы теоретические — анализ психолого-педагогической, медицинской литературы по проблеме СДВГ; изучение и обобщение педагогического и медицинского опытов по преодолению нарушений организационных умений и навыков у школьников младшего звена с СДВГ; эмпири-чес-кие — педагогический эксперимент; наблюдение, опрос, а также нейропсихологический скрининг.
Результаты. На первом этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, в ходе которого нами была определена группа
детей, демонстрирующих отклонения в поведении, нарушения пси- р
е
хологических реакций, неусидчивость и невнимательность.
§
На данном этапе осуществлялось знакомство с детьми, й
р
наблюдение за их поведением, анализ карты развития ребенка, бе- ^
седа с самим ребенком, а также было проведено обследование дви- и
§
гательной активности, мелкой моторики, устной речи детей, про- 1 р
а
цесса чтения, состояние неречевых психических функций. 3
На формирующем этапе эксперимента была разработана и внедрена программа коррекции нарушений организационных уме- ы ний и навыков у учащихся младшего школьного возраста с СДВГ.
Контрольное обследование позволило определить эффек- I
у
тивность программы коррекции нарушений организационных уме- ^
е
»
ний и навыков младших школьников с СДВГ.
Обсуждение. Подчеркивается, что наше исследование за- и
а
ключается в том, что на основе изученных теоретических данных К
нами был проведен самостоятельный практический анализ уровня е
и
сформированности организационных умений и навыков учащихся е
к
младших классов в образовательном учреждении г. Магнитогорск, | и на его основе разработана программа коррекции данных умений. Н
Заключение. Программа коррекции нарушений организационных умений и навыков у учащихся младшего школьного возраста
а: р
о
а в е
s ^
Si
,а в о к и н
д р
е
tq
с СДВГ способствует улучшению ритмики организма, развивает самоконтроль и произвольность, помогает сосредоточиться. В итоге это служит обеспечению регуляции, программирования и контроля психической деятельности, способствует формированию организационных умений и навыков у учащихся данной категории.
Ключевые слова: синдром дефицита внимания; гиперактивность; нарушение психического развития; минимальная дисфункция мозга; методы коррекции; нейропсихологическая коррекция; неречевые психические функции; праксис; организационные умения и навыки.
Основные положения:
- осуществлен теоретический анализ особенностей формирования организационных умений и навыков у учащихся младшего школьного возраста с СДВГ.
- в ходе эмпирического исследования выявлена группа младших школьников, демонстрирующих отклонения в поведении, нарушения психологических реакций, неусидчивость и невнимательность, нарушения в состоянии неречевых психических функций;
- разработана программа по коррекции нарушений организационных умений и навыков у учащихся младшего школьного возраста с СДВГ.
- проверена на практике эффективность коррекционно-развивающей программы.
1 Введение (Introduction)
Учителям начальных классов часто приходится взаимодействовать с учащимися, у которых проявляется чрезмерное двигательное возбуждение, напряженность поведения и мыслей, неуверенность, взволнованность, хлопотливость, неясная тревога, физический дискомфорт, неясная тревога, разнообразные страхи, отрицательные эмоции и т. д [1]. Высокое двигательное напряжение в силу нейрофизиологических причин присуще всем дошкольникам. Но в некото-
рых случаях оно достигает противоестественном степени выраженности [2]. Данное расстройство характеризуется как «Синдром дефицита внимания — гиперактивности» (СДВГ по DSM - III) или «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (по МКБ-10) [3].
«Гипер...» — (от греч. hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activus» и означает «действенный, деятельный» [4].
Необходимо заявить, что многообразие подходов к лечению данных детей определяется неоднозначностью причин, которые содержатся в анамнезе детей с СДВГ. До сих пор существуют разнообразные точки зрения о причинах данного нарушения. С точки зрения генетики, природа СДВГ определяется поиском генетических
f
f f
то g
мутации в наследственном материале, определяющих происхожде- д
I
ние синдрома (A. Thapar, R. H. Perlis, A. E. Doyle, J. W. Smoller) [5].
то
В рамках медико-биологической концепции определяющая |
роль принадлежит пре-, пери- и ранней постнатальной патологии, Р
а
приводящей к морфофункциональным изменениям мозга и после- s
а
дующему развитию органических расстройств, к которым относится Ц
а
СДВГ (И. П. Антонов, Л. О. Бадалян, Д. Н. Исаев) [6]. Сторонники g нейропсихологической концепции рассматривают проявления СДВГ
вие функциональных и органических перерождений головного мозга (Н. Н. Заваденко, Н. К. Корсакова, M. B. Denckla, R. A. Barkley) [7].
то н
с точки зрения ограниченной сформированности ряда высших пси- | хических процессов, в частности «регулирующих функций», вследст- ^
то »
s то
Социально-психологическая концепция определяет формиро- К
s н
то
вание СДВГ в формате семейственных отношений, выделяя психолого-социальные факторы опасности в качестве одних из основных |
CS
при образовании синдрома (A. James, J. E. Heininger, S. K. Weiss). |
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) |
представляет актуальнейшую проблему в связи с его частой распрост- р раненностью среди детской популяции.
а в е
s
si
,а в о к и н
д р
е
tq
Под организационными умениями и навыками учащихся младших классов с СДВГ мы понимаем неспособность ребенка организовать какую-либо деятельность, выполнять разнообразные задачи — планировать, анализировать, ожидать, действовать по плану. У гиперактивных детей вследствие их выделенных особенностей эти навыки и умения слабо развиты [8, с. 33].
В России этот вопрос стал актуальным лишь в начале 90-х годов, в связи с чем освещен и изучен в специальной литературе он явно недостаточно [9]. Следовательно, необходимо дальнейшее определение данного типа нарушения для последующей разработки системы мер профилактики с целью предотвращения его развития, расширения возможностей ранней диагностической работы, составления схемы индивидуального медицинского, образовательного воспитательного маршрутов в семье и школе [10].
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Экспериментальной базой эмпирического исследования послужило МОУ «СОШ № 31» г. Магнитогорск.
На первом этапе проходил констатирующий эксперимент, в ходе которого осуществлялось проведение первичного обследования детей, наблюдение за их поведением, также было проведено обследование двигательной активности, мелкой моторики, устной речи детей, процесса чтения, состояние неречевых психических функций (внимания, памяти, мышления, зрительно-пространственной функции, конструктивного праксиса и др.), проводились беседы с родителями и педагогами. На основе полученных данных были заполнены карты на каждого ребенка.
Для оценки степени сформированности организационных умений и навыков у детей нами были применены следующие методики: методика «Да и Нет» (автор Н. И. Гуткина); методика «Вежливость» (автор Н. И. Гуткина); методика «Обведение контура».
По итогам изучения карт детей и предварительного обследования их организационных умений и навыков была сформирована
экспериментальная группа учащихся, демонстрирующих отклонения в поведении, нарушения психологических реакций, неусидчивость и невнимательность.
Вторым этапом исследования стал формирующий педагогический эксперимент. Была разработана и внедрена программа коррекции нарушений организационных умений и навыков у учащихся начальных классов с СДВГ. В разработке программы мы учитывали следующие условия: коррекционная работа должна проводиться поэтапно с опорой на принципы комплексности и системности коррекционного воздействия; последовательно в зависимости от возраста учащихся и их психофизиологических особенностей, а также условий их обучения; упражнения должны носить развива-
|
р
то ц
ющую направленность, содействовать развитию познавательной и я
§
я
У §
то
я §
■§
г а я я
низационных умений и навыков у учащихся младшего школьного а
-я я
двигательной сфер младших школьников с СДВГ.
Программа имела традиционную структуру: цель, предмет, объект, задачи, формы организации и способы реализации.
Цель — разработка программы коррекции нарушений орга-
возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и Я
я
а*
проверка ее эффективности в ходе педагогического эксперимента. у
Предмет коррекцяя — организационные умения и навыки
дромом дефицита внимания и гиперактивности.
Задачя — развитие процесса организации, программирова-
Форма работы — индивидуально-групповая на уроках и во >чное время. Пр 2017 г. по март 2018 г.
у
данной категории детей. ч
то
Объект — учащихся младшего школьного возраста с син- 1
то Я
я
а р
я
ния и контроля психической деятельности; двигательно-моторной ТО
1
ориентировки, активизация процессов мышления, восприятия, ч
то
внимания, памяти. я
я д
внеурочное время. Продолжятельнототь программы: с сентября о
а
«о 3
2> «О
О «
а ж
--о
Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми сам не может [11].
Методологическую основу программы нейропсихологичес-кой коррекции представляют: учение А. Р. Лурия о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций (нейропсихологическая петля развития) [12], возможности «Методики замещающего онтогенеза» А. В. Семенович [13], упражнения из «психогимнастики мозга» П. Деннисона [14]. Методика построена из трех блоков, предназначена для этапов морфофункционального оформления головного мозга ребенка [15].
Первый блок является энергетическим. Он отвечает за содействие тонуса, который необходим для естественной работы подкорко-корковых полушарий головного мозга.
Для согласованной нейродинамической деятельности используют ряд упражнений, нацеленных на стимуляцию подкорковых образований головного мозга. К ним относятся:
- дыхательные упражнения и растяжки;
- всевозможные типы массажа и самомассажа (очень актуален массаж пальцев рук и ушных раковин);
- телесные упражнения и техники расслаблений;
- упражнения для глазодвигательных мышц.
Второй блок осуществляет прием, переработку и хранение сенсорной информации. Структуры головного мозга, которые обеспечивают работу данного блока, находятся в задних отделах полушарий мозга. Каждая зона отвечает за специфический тип информации (височная — слуховую, затылочная — зрительную, теменная — чувствительную).
Второй блок включает в себя три расположенные друг над другом корковые области. Вначале первичные области принимают нервные импульсы. Затем вторичные области просеивают информацию, которую получили. Третичные области анализируют логико-грамматический материал, который требует абстрактного мыш-
ления, и отвечают за все виды человеческой памяти.
Для улучшения работы данного блока применяют тренировки, направленные:
- на совершенствование свойств памяти, внимания;
- на создание пространственных представлений и отношений;
- на становление гибкости и пластичности произвольных движений.
Третий блок отвечает за программирование, регуляцию и контроль деятельности. Он находится в передних отделах больших полушарий. В этих отделах головного мозга создается программа дейст-вий человека. У детей с СДВГ программа хаотична, разба-
ролевых игр;
о
лансирована, поэтому предложено применение: р
то
ц
§
- коммуникативных тренировок с речевым и неречевым учас- н
ар
тием; у
к то
- тренировок, направленных на повышение саморегуляции, я
§
целесообразности и логичности поведения. 1 г
Я
Обучение данным тренировкам для детей с СДВГ проводят я
я
а
один-два раза в неделю на протяжении девяти - одиннадцати меся- я
н
цев. В дальнейшем полученные навыки фиксируются в домашних ы
х
условиях. Желательность продолжительности цикла данных м
то
упражнений вызвана тем, что деятельность церебральных блоков яЯ осуществляется заново и происходит коррекция сформировавшихся ч
то 1
атипичных взаимодействий систем мозга. Я
На третьем этапе нашей опытно-экспериментальной работы было проведено контрольное обследование учащихся младшей К школы — участников реализованной программы. Контрольный
эксперимент строился на той же методике, что и первичная диагнос- что
тика. Результаты контрольного этапа позволили определить эффек- м
о
тивность программы по коррекции нарушений организационных н умений и навыков у учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
а
«о 3
Si «
50
О «
S
ж
-"О
tq
3 Результаты (Results)
В результате констатирующего эксперимента нами было установлено, что у всех младших школьников были отмечены легкие нарушения познавательных процессов: снижение объема кратковременной и долговременной, оперативной и других видов памяти, неполноценность в формировании логико-вербального мышления, невысокое умение к абстрактному мышлению, ограниченность объёма внимания, которое определяет основные его характеристики: устойчивость, переключаемость, сосредоточенность и распределение.
Кроме того, нами было установлено, что детям с СДВГ присущи определенные трудности с упражнениями, требующими богатого воображения и пространственного видения, образного мышления, также у них недостаточно сформирован конструктивный праксис и двигательная согласованность. У этих детей высокая беспокойность, нервозность, низкое побуждение к действию.
Разработка программы коррекции организационных умений и навыков у учащихся младших классов с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью нарушений осуществлялась с учетом полученных результатов.
В ходе реализации программы у всех детей с гиперактивным поведением наблюдается положительная динамика показателей по всем трем критериям, а именно по уровню произвольного внимания, произвольной двигательной активности и моторно-двигательному развитию.
Кроме того, в результате контрольного обследования было установлено, что дети стали лучше справляться с заданиями, возлагающими нагрузку на логико-вербальное мышление, кратковременную и долговременную память, на способность к отвлеченному мышлению.
В ходе апробации данной программы мы убедились, что большинство детей правильно воспринимают упражнения коррек-ционной программы. Эти тренировки улучшают ритмический рису-
нок тела, формируют самодисциплину, самообладание и помогают сосредоточиться. В итоге это служит обеспечению координации, программирования и контроля всех видов деятельности человека, осуществляемых с участием различных форм сознания, что способствует эффективному формированию организационных умений и навыков у учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
4 Обсуждение (Discussion)
Основными концептуальными направлениями работы с гиперактивными детьми являются: медикаментозная терапия, поведенческая психотерапия, нейропсихологическая коррекция.
Сложную задачу гиперактивности немыслимо уладить сило- ^
''а
выми усилиями, авторитарными требованиями и разумными убеж-
g
нии лекарственных и нелекарственных способов, к которые вклю-
дениями. Действенные результаты исправления синдрома дефицита j.
„а
внимания и гиперактивности достигаются при идеальном сочета- ^
то
я §
чают: психологические и нейропсихологические коррекционные прог- г
я
раммы. Поэтому, по нашему мнению, в программу коррекции орга- s
а
низационных умений и навыков у учащихся младшего школьного S
я
возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью » необходимо включать нейропсихологические коррекционные мето- ^
то
дики, которые направлены на развитие сложных психических про- |
цессов, так как у большинства младших школьников с СДВГ в ^
то
анамнезе выявлено наличие минимально-мозговых дисфункций. то|
5 Заключение (Conclusion) S
то
Под организационными умениями и навыками учащихся К
я
то
младших классов с СДВГ мы понимаем неспособность ребенка организовать какую-либо деятельность, выполнять разнообразные ТО
к
задачи — планировать, анализировать, ожидать, действовать по |
плану. У гиперактивных детей вследствие их выделенных особен- Я
ностей: дефицита активного внимания, двигательной растормо- р женности, импульсивности — эти навыки и умения слабо развиты.
а §
Проведенное нами исследование на констатирующем этапе эксперимента согласно цели и задачам позволило сформировать экспериментальную группу учащихся младших классов, демонстрирующих отклонения в поведении, нарушения психологических реакций, неусидчивость и невнимательность.
На формирующем этапе эксперимента была разработана и внедрена программа коррекции организационных умений и навыков у учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Результаты контрольного эксперимента показали, что уровень сформированности организационных умений и навыков у учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью стал выше, чем на начало эксперимента. Полученные результаты свидетельствуют о том, что программа коррекции организационных умений и навыков у данной категории учащихся способствует преодолению отклонений в поведении, нарушений психологических реакций, неусидчивости и невнимательности.
Библиографический список
1. Башкеева Н. Н. Актуальные принципы диагностики, коррекции и лечения у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью младшего и школьного возраста // Вестник научных конференций. 2016. № 7-2 (11). С. 21-23.
2. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. СПб. : Речь, 2007. - 158 с.
3. Р90-Р98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте // Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (Р00—Р99) (адаптированный для использования в Российской Федерации) : справочник. Ростов-на-
2>
,а в о к и
Дону : «Феникс», 2019. - 334 с.
ер
4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М. : Мир и образование, 2018. - 736 с.
5. Альтхерр П. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. М. : «Академия», 2009. - 160 с.
6. Бадалян Л. О. Синдромы дефицита внимания у детей. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. СПб. : Питер, 2010. - 95 с.
7. Russell A. Barkley, Ph.D. Dedicated to Education and Research on ADHD (2011), "The Important Role of Executive Functioning and Self-Regulation in ADHD". URL: http:// www.russellbarkley.org. (дата обращения: 13.11.2019).
8. Кожевников М. В., Каляева, Ю. А., Лапчинская, И. В. Социальная значимость проблемы синдрома дефицита внимания у детей с гиперактивностью // Вестник академии энциклопедических наук. 2018. № 3
(32). С. 32-35. .J
а
9. Бухтояров И. И., Куташов В.А., Шульга А.С. Современный к
-я
г;
подход к лечению синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Я Цент-ральный научный вестник. 2016. Т. 1. № 17 (17). С. 3-7. У
10. Калугина К.В. Особенности воспитания детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2017. № 1 (9). С. 147-149.
11. Грибанов А.В., Панков М.Н., Депутат И.С., Кожевникова И.С.,
я g
Г
г а я и з а и
Багрецова Т.В., Иконникова И.В. Исследование постоянного потенциала я
я
У
головного мозга в диагностике СДВГ у детей // Научное обозрение. Биологические науки. 2018. № 5. С. 5-9
12. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М. : Академия, 2013. - 384 с. |(
13. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза : учеб. пособие. М. : Генезис, 2007. - 474 с.
14. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика Мозга : книга для учите-
то а
я
а
то
к
лей и родителей. СПб. : ОАО «Издательская группа «ВЕСЬ», 2015. - 320 с. н
я а
S и л а о к и
15. Шевченко Ю.С. Многоуровневая терапия синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Междисциплинарные подходы к изучению психического здоровья человека и общества материалы научно-практической конференции : сб. науч. тр. М. : Изд-во МГУ им. М. В. Ло- ^ моносова. 2019. - С. 403-414. ^
CS
и
р
1 2 G. I. Berdnikova , Yu. A. Kalyayeva
1ORCID No. 0000-0002-5383-3028
Candidate of Economic Sciences,
Associate Professor at the Department of Economics, Management and Law,
South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
2ORCID No. 0000-0003-2228-5345 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Training Teachers of Professional Education and Subject Methods, South-Ural State Humanities-Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
CORRECTION OF INFRINGEMENT OF ORGANIZATIONAL ABILITIES IN CHILDREN WITH A HYPERKINETIC SYNDROME
Abstract
Introduction. The social significance of the attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) problem is determined by the fact that timely diagnosis, treatment and correction of this disorder helps prevent secondary neurotic and behavioral reactions that impede school and social adaptation, disrupt the formation of organizational skills in elementary school children.
The purpose of the study is to create, theoretically substantiate and experimentally verify a program for correcting violations of organizational skills in children with ADHD.
Materials and methods. Theoretical methods were used - analysis of psychological, pedagogical, medical literature on the problem of ,s ADHD; the study and synthesis of pedagogical and medical experi-
a v
vye
ylya
3
ments to overcome violations of organizational skills in junior schoolchildren with ADHD; empirical - pedagogical experiment; observa-
tion, interrogation, as well as neuropsychological screening. ej Results. At the first stage, a stating experiment was carried out,
during which we determined a group of children demonstrating deviations in behavior, disturbances in psychological reactions, restraint and carelessness.
At this stage, they introduced themselves to the children, monitored their behavior, analyzed the developmental map of the child, talked with the child himself, and also examined physical activity, fine motor skills, children's spoken language, reading process, and the state of non-speech mental functions.
At the formative stage of the experiment, a program was developed and introduced to correct violations of organizational abilities and skills in students of primary school age with ADHD. o
A follow-up examination made it possible to determine the ef- ^ fectiveness of the program for correcting violations of organizational § skills and skills of primary school children with ADHD.
Discussion. It is emphasized that our study consists in the fact J that, based on the studied theoretical data, we conducted an independent practical analysis of the level of formation of organizational skills and skills of primary school students in the educational institution of Magnitogorsk, and on the basis of this a program for correcting these skills was developed.
Conclusion. The program for correcting violations of organiza- £ tional abilities and skills in students of primary school age with ADHD helps to improve the rhythm of the body, develops self-control and
randomness, helps to concentrate. In the end, this serves to ensure reg- §
§
to §
o
O »
a
N'
»
O
a »
ulation, programming and control of mental activity, contributes to the formation of organizational skills in students of this category.
Keywords: Attention deficit disorder; hyperactivity disorder; mental development disorder; minimal brain dysfunction; correction methods; neuropsychological correction; non-verbal mental functions; §
praxis; organizational skills.
§
Highlights: ^
» is
TO
a
a
»
Carried out a theoretical analysis of the features of the formation
-r O
of organizational skills in students of primary school age with ADHD.
In the course of an empirical study, a group of younger schoolchildren was revealed, showing deviations in behavior, disturbances in psychological reactions, restlessness and inattention, disturbances in the state of non-speech mental functions;
A program has been developed to correct violations of organizational skills in primary school students with ADHD.
Tested in practice the effectiveness of the correctional development program.
References
1. Bashkeyeva N.N. (2016), Aktual'nyye printsipy diagnostiki, korrektsii i lecheniya u detey s sindromom defitsita vnimaniya s gi-peraktivnost'yu mladshego i shkol'nogo vozrasta [Actual principles of diagnosis, correction and treatment in children with attention deficit hyperactivity disorder of primary and school age]. Vestnik nauchnykh konferentsiy, 7-2 (11), 21-23. (In Russian).
2. Shevchenko Yu.S. (2007), Korrektsiya povedeniya detey s gi-peraktivnost'yu i psikhopatopodobnym sindromom [Correction of the behavior of children with hyperactivity and psychopathic syndrome]. Izdatel'stvo "Rech'", St. Petersburg, 158 p. (In Russian).
3. World Health Organization (2019), F90-F98 Emotsional'nyye ras-stroystva i rasstroystva povedeniya, nachinayushchiyesya obychno v detskom i podrostkovom vozraste: spravochnik [F90-F98 Emotional and behavioral disorders that usually begin in childhood and adolescence]. Spravochnik
a "Mezhdunarodnaya klassifikatsiya bolezney (10-y peresmotr). Klass V:
50
^ Psikhicheskiye rasstroystva i rasstroystva povedeniya (F00—F99) (adaptiro-vannyy dlya ispol'zovaniya v Rossiyskoy Federatsii) " [A guide "International A. Classification of Diseases (10th revision). Class V: Mental and Behavioral Disorders (F00 — F99) (adapted for use in the Russian Federation)".]. Izdatel'stvo "Feniks", Rostov-na-Donu, 334 p. (In Russian).
4. Ozhegov S.I. (2018), Tolkovyy slovar' russkogo yazyka. [Explanatory dictionary of the Russian language.]. Izdatel'stvo "Mir i obrazovaniye", Moscow, 736 p. (In Russian).
ej
5. Al'tkherr P. (2009), Giperaktivnyye deti. Korrektsiya psikhomo-tornogo razvitiya [Hyperactive children. Correction of psychomotor development]. Izdatel'stvo "Akademiya", Moscow, 160 p. (In Russian).
6. Badalyan L.O. (2010), Sindromy defitsita vnimaniya u detey [Attention deficit disorder in children]. Saint Petersburg, Piter. 95 p. (In Russian).
7. Russell A. Barkley, Ph.D. Dedicated to Education and Research on ADHD (2011), "The Important Role of Executive Functioning and Self-Regulation in ADHD". Available at: http:// www.russellbarkley.org. (Accessed: 13.11.2019).
8 Kozhevnikov M.V. Kalyayeva Yu.A., Lapchinskaya I.V. (2018), So-tsial'naya znachimost' problemy sindroma defitsita vnimaniya u detey s giper-aktivnost'yu [Social significance of attention deficit disorder in children o
r
with hy-peractivity]. Vestnik akademii entsiklopedicheskikh nauk, 3 (32), 32- C 35. (In Russian). on
9. Bukhtoyarov I.I., Kutashov V.A., Shul'ga A.S. (2016), Sovremen- I>
f
nyy podkhod k lecheniyu sindroma defitsita vnimaniya s giperaktivnost'yu [A ^
g
modern approach to the treatment of attention deficit hyperactivity disorder]. |
Tsentral'nyy nauchnyy vestnik, 1, 17 (17), 3-7. (In Russian). t
f
10. Kalugina K.V. (2017), Osobennosti vospitaniya detey s sindro- o
rg
mom defitsita vnimaniya s giperaktivnost'yu (SDVG) [Features of the educa- g tion of children with attention deficit hyperactivity disorder (ADHD)]. Obra- t zovatel'naya sreda segodnya: strategii razvitiya, 1 (9), 147-149. (In § Russian). b
11. Gribanov A.V., Pankov M.N., Deputat I.S., Kozhevnikova I.S., Bagretsova T.V., Ikonnikova I.V. (2018), Issledovaniye postoyannogo po-tentsiala golovnogo mozga v diagnostike SDVG u detey [The study of the constant potential of the brain in the diagnosis of ADHD in children]. Nauchnoye obozreniye. Biologicheskiye nauki, 5, 5-9. (In Russian).
12. Luriya A.R. (2013), Osnovy neyropsikhologii [Fundamentals of neuropsychology]. Izdatel'stvo "Akademiya", Moscow,. 384 p. (In Russian).
13. Semenovich A.V. (2007), Neyropsikhologicheskaya korrektsiya v
[Neuropsychological correction in childhood. The method of replacement ontogenesis: textbook. allowance.]. Izdatel'stvo "Genezis", Moscow, 474 p. (In Russian).
a
^
y
e -
i n"
detskom vozraste. Metod zameshchayushchego ontogeneza: ucheb. posobiye. g.
?s '
d r
o
14. Dennison P., Dennison G. (2015), Gimnastika Mozga (Kniga dlya uchiteley i roditeley) [Brain Gymnastics (A book for teachers and parents)]. Otkrytoye aktsionernoye obshchestvo «Izdatel'skaya gruppa "VES"', St. Petersburg, 320 p. (In Russian).
15. Shevchenko Yu.S. (2019), Mnogourovnevaya terapiya sindroma defitsita vnimaniya s giperaktivnost'yu (Sbornik nauchnykh trudov "Mezhdistsiplinarnyye podkhody k izucheniyu psikhicheskogo zdorov'ya che-loveka i obshchestva ") [Multilevel therapy of attention deficit hyperactivity dis-orde (Collection of scientific papers "Interdisciplinary approaches to the study of mental health of a person and society"]. Izdatel'stvo Moskovskogo gosu-darstvennogo universiteta imeni M. V. Lomonosova, Moscow, pp. 403-414. (In Russian).
a
ja
£
a
I