Научная статья на тему 'Особенности коррекционной работы с гиперактивными детьми'

Особенности коррекционной работы с гиперактивными детьми Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5052
448
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ / ГИПЕРАКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER / HYPERACTIVE BEHAVIOR / PSYCHOLOGICAL CORRECTION / CORRECTION AND DEVELOPMENT PROGRAM / PSYCHOLOGICAL DIAGNOSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Холина Оксана Александровна

В последнее время все чаще представители разных профессий, таких какврачи, психологи, педагоги, воспитатели и другие специалисты обращаются к теме детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Однако, несмотря на такой интерес теоретиков и практиков, проблема оказания коррекционной помощи детям с синдромом внимания и гиперактивнности все еще остается нерешенной, одной из причин этого является отсутствие комплексного подхода среди специалистов разных областей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Холина Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES correctional work with hyperactivity CHILDREN

In recent times representatives of different professions, such as doctors, psychologists, pedagogues, educators and other professionals turn to the topic of children with attention deficit disorder and hyperactivity. However, despite the interest of scholars and practitioners, the problem of providing correctional assistance to children with syndrome of attention and giperaktivnosti still remains unresolved, one of the reasons for this is the lack of an integrated approach among specialists of different fields.

Текст научной работы на тему «Особенности коррекционной работы с гиперактивными детьми»

нут актуальны. Эти компетенции не достаточно отражены в культуре (или не отражены вовсе) и в отношении их оценки не существует четких нормативов. Явными приложениями СНК на современном этапе являются, например, умения управлять показателями мозговой активности для обеспечения непосредственного регулирования сложных движений робототехнических аппаратов, произвольного управления своим функциональным состоянием [10, 11] и пр., а также, высоконравственные, высокодуховные виды поведения, т.к. исторически они еще никогда не становились устойчивой среднестатистической нормой и пр. Феноменологическая модель образования направлена на самоактуализацию личности и поэтому, наиболее близка к задачи формирования личности безопасного типа поведения, т.е. способствует формированию того общества, которое должно сменить общество постмодерна.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. -383 с.

2. Данилов А.В., Яковлева Л.Е., Наука и образование в эпоху постмодерна // Сборник материалов второй всероссийской конференции молодых исследователей «Проблемы современного гуманитарного образования глазами молодежи». М., 2014. - С.142-145.

3. Извеков А.И. Педагогические задачи высшей школы эпохи постмодерна // Серия "Symposium", Инновации и образование., Вып. 29 / Сборник материалов конференции. СПб : СПб-е философ. общество, 2003.- C.65-80.

4. Кун Т., Структура научных революций. - М., Прогресс, 1975. - 200 с.

5. Кутырев, В. А. Образование как образ жизнив // Alma mater (Вестн. высш. шк.). - 1997. - № 10. - С. 14.

6. Лиотар, Ж.Ф. Состояние постмодерна. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.

7. Ортега-и-Гассет, Х. Миссия университета. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 144 с

8. Поппер, К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983. - 605 с.

9. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки. - М.: Прогресс, 1986. - 544 с.

10. Хало П.В. Проблемы безопасной коммуникации - психосемантические и консциентальные аспекты // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2010. № 1. - С. 50-55.

11. Хало П.В., Бородянский Ю.М. ЭЭГ-корреляты активации резервных возможностей организма // Известия ЮФУ. Технические науки. 2014. № 10 (159). - С. 24-33.

12. Хало П.В., Жилина К.С., Анализ эффективности базовых моделей образования на современном этапе развития общества // Альманах мировой науки. 2016. № 11-3 (14)., - С. 9-15.

13. Хало П.В., Инновационные методы развития и оценки творческих способностей обучающихся // Информационные и инновационные технологии в образовании. Сб. мат-лов рег. научно-практической конференции Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова. Таганрог, 1-2 ноября 2016 г. Та-ганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2016. - С. 67-69.

О.А.Холина

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Аннотация. В последнее время все чаще представители разных профессий, таких как-врачи, психологи, педагоги, воспитатели и другие специалисты — обращаются к теме детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Однако, несмотря на такой интерес теоретиков и практиков, проблема оказания коррекционной помощи детям с синдромом внимания и ги-перактивнности все еще остается нерешенной, одной из причин этого является отсутствие комплексного подхода среди специалистов разных областей.

Ключевые слова: Синдром дефицита внимания и гиперактивности, гиперактивное поведение, психологическая коррекция, коррекционно-развивающая программа, психологическая диагностика.

O.A. Kholina

FEATURES CORRECTIONAL WORK WITH HYPERACTIVITY CHILDREN

Abstract. In recent times representatives of different professions, such as doctors, psychologists, pedagogues, educators and other professionals turn to the topic of children with attention deficit disorder and hyperactivity. However, despite the interest of scholars and practitioners, the problem of providing correctional assistance to children with syndrome of attention and giperaktivnosti still remains unresolved, one of the reasons for this is the lack of an integrated approach among specialists of different fields.

Keywords: Attention deficit hyperactivity disorder, hyperactive behavior, psychological correction, correction and development program, psychological diagnosis.

Несмотря на проработанность и внимание к теме гиперактивного поведения детей в современной психологии, существующие коррекционные программы для работы с синдромом дефицита внимания и гиперактивности поведения детей младшего школьного возраста имеют недостаточно комплексный характер.При этом у многих специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста, существует общая направленность: изучение причин возникновения гиперактивности, раннее выявление, диагностика данного синдрома, наблюдение за ребенком на протяжении всего периода детства, коррекционная помощь в дальнейшем обучении,в социальной адаптациик современному миру, что в дальнейшем поможет найти свое место в жизни. К этому стремятся не только специалисты работающие с детьми изучаемого синдрома, но и родители, которые желают помочь своим детям, обращаются к специалистам. Наше исследование — одно из многочисленных, посвященных рассмотрению проблемыс теоретической точки зрения вместе с ее практическим применением, комплексно, учитывая данные всех специалистов. При признании необходимости привлечения к работе с гиперактивным ребенком специалистов дефектологического, медицинского профиля, в должной мере не учитываются такие важные факторы гиперактивности, как семья, ее структура, взаимоотношения ребенка в семье сродными и близкими.По данным отечественных и зарубежных исследований, частота проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4,0% до 9,5%.

Н. Н. Заваденков своей работе, изучая гиперактивность, считает, что из общего числа обследованных московских школьников признаки СДВГ отмечаются у 7,6% детей [3, 16]. Результаты, проведенные И. П. Брязгуновым и Е. В. Касатиковой, показывают, что в г. Москве СДВГ встречался в 18% случаев [1, 31]. Результаты очень разнятся в связи с тем, что в данных исследованиях предъявляются разные диагностические критерии к изучаемым параметрам гиперактивного поведения. До сих пор нет разработанного единого инструментария для диагностики СДВГ, многие авторы применяют свой разработанный набор методик в диагностике.

Проанализировав работы клинического направления изучения гиперактивного поведения, можно сделать вывод, что в основе гиперактивного поведения у ребенка лежит комплекс психофизиологических нарушений, таких как незрелость, несовершенство, нарушения или расстройства работы мозга (по типу минимально-мозговых дисфункций). Разнообразное сочетание основных симптомов и ряда дополнительных проявлений позволяют выявить разные типы гиперактивности, в соответствии с которыми может и должна выстраиваться всякоррекционная дифференцированная работа с детьмикак дошкольного возраста, так и учащихся младшего школьного возраста.В клинических проявленияхсиндрома дефицита внимания и гиперактивности ребенка выделяют три основных симптомокомплексов: невнимательность, гиперактивность и импульсивность [2, 32].

Детям с СДВГ свойственен недостаток произвольного внимания, что проявляется в невозможности длительного сосредотачиваться на определенном объекте при одновременном отвлечении от других, как следствие проявление - невнимательность, повышенная отвлеченность от тех занятий, которые детям не интересны. Если ребенок занимается чем-то интересным (компьютерные игры, просмотр мультфильмов), то они могут увлеченно заниматься часами. Также, у детей с СДВГ наблюдается дефицит избирательности внимания, что проявляется в повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, которыеявляются более яркими и интересными. Достаточно частоснижается и переключаемость внимания. При этом поданным Е. Taylor, объем внимания у детей с СДВГ не снижается, он такой же, как и у здоровых сверстников. Таким образом, симптомы проявления нарушения внимания у детей с СДВГ заключаются в слабой концентрации внимания, рассредоточенности, ригидности внимания, персеверации внимания, когда ребенок не может оторваться от определенного предмета, способа решения.

Гиперактивным детям свойственна повышенная двигательная, моторная активность. Очень часто такая повышенная двигательная расторможенность у детей с СДВГ носит бесцельный, хаотичный характер, которая приводит к повышенной травматизации детей. Еще одним симптомом проявления гиперактивности является импульсивность поведения, проявляющаяся в невозможности контролировать свое поведение. Так, Мэш Э., Вольф Д. выделили два вида импульсивности: когнитивную, которая проявляется в поспешном мышлении и поведенческую импульсивность, отражающую трудности при подавлении реакций. Импульсивность имеет место и в учебной деятельности, им присущ «импульсивный стиль работы»: ответы на уроке выкрикивают, не дожидаются когда их вызовут, перебивают других учеников, учителя, не отвечают полностью на вопросы. Из-за импульсивности дети часто попадают в опасные ситуации из-за того, что не задумываются об их последствиях, часто приводящих к несчастным случаям, склонностью к риску. Импульсивность еще сочетается с агрессивным и оппозиционным поведением. Особенности моторно-двигательного развития у детей с СДВГ проявляется в неловкости движений, нарушении координации, гармоничности двигательных паттернов поведения, затруднение в

освоении движений, общая повышенная активность, синкинезии (дополнительные движения, которые возникают при функциональных, целенаправленных движениях), повышенное мышечное напряжение и повышенный мышечный тонус. Исследования последних десятилетий показало, что наряду с двигательной расторможенностью, нарушений внимания имеется и нарушение эмоционально-волевой сферы. Все эти нарушения находятся в различных соотношениях, но проявляются не всегда и в разной степени, что влияет на дальнейшую коррекционную работу, осложняя ее. У таких детей также могут быть проблемы визуального восприятия, заключающиеся в неспособности правильно воспринимать смысл символа и печатного материала, а так же проблемы эмоционального характера; при наличии последних, нарушение трудно поддается коррекции и лечению. Наряду с нарушениями внимания, импульсивностью, проблемами саморегуляции, детям и подросткам с данным заболеванием могут быть свойственны агрессивность, раздражительность, склонность к переменам настроения, что является проявлением психопатопо-добного варианта психоорганического синдрома (Шевченко Ю. С.).

По мнению Петровой Е.Г.: «Несмотря на большое количество работ, посвященных данной проблеме, многообразие проявлений признаков гиперактивного поведения требует новых методов коррекционно-развивающей работы с детьми» [5, 258], что является актуальным и значимым вопросом данного исследования.

Коррекционная работа с детьми с СДВГ должна включать комплекс методов, а именно, быть «мультимодальной», то есть включать в себя как медикаментозную терапию, так и психотерапевтические методы (Шевченко Ю. С., Чутко Л. С.; Barkley R. и др.).

Ю. С. Шевченко считает, что лечебно-коррекционная помощь детям и подросткам с СДВГ должна осуществляться с помощью комплексной многоуровневой программы, которая включает в себя несколько уровней[4, 28].

Метаболический уровень, предполагает оказание медицинской помощи и медикаментозное воздействие, где выбор препаратов определяется структурой поведенческогосимптомоком-плекса. Однако ученые считают, что не всегда лекарственные препараты оказывают желаемый эффект, имеют ряд побочных действий и применение лекарств не всегда улучшает поведение ребенка, что подтверждает на целесообразность комплексного применения коррекционной работы.

Нейропсихологический уровень, включает нейропсихологическую диагностику и в дальнейшем комплексную психомоторную коррекцию онтогенетических блоков мозговой организации деятельности ребенка (Семенович А. В., Цветкова Л. С.; Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В.).

Синдромальный уровень состоит из комплекса развивающих игр, которые воздействуют на отдельные элементы проявления синдрома.

Поведенческий уровень предполагает применение разных видов психотерапии, в первую очередь - бихевиоральной терапии в сочетании с когнитивной, суггестивной и другими видами, необходимыми для формирования и отработки желаемых паттернов поведения.

Личностный уровень подразумевает использование различных видов индивидуальной и групповой психотерапии, направленной на разрешение внешних и внутренних психогенных конфликтов, личностный рост, эффективное взаимодействие сокружающими людьми.

Хотелось бы добавить еще социальный уровень, где главной задачей является работа с родителями, педагогами, по разработке стратегии и тактики взаимодействия с каждым гиперактивным ребенком, для дальнейшего обеспечения благоприятного общего эмоционального фона развития и обучения ребенка.

Целью коррекционной работы психологас детьми и подростками с СДВГ является оказание им помощи в адаптации к существующим условиям жизни с учетом симптомокомплекса данного нарушения, создание той психологической атмосферы, в которой ребенок будет успешно реализовывать свой потенциал, чувствует себя комфортно и сможет в дальнейшем самостоятельно, ответственно решать необходимые жизненные задачи. Выбор методов психокоррекции зависит от потребностей ребенка, целей, которые ставят взрослые перед психологом.

В коррекционной работе могут применяться несколько видов психотерапий.

Наиболее эффективной и непринуждённой формой работы с детьми и подростками с СДВГ является игровая терапия. Достоинством игровой терапии является то, что у детей имеется особенность к непосредственному характеру восприятия переживаний в процессе игры, не проходя «цензуру» сознания, что особенно важно и эффективно в игротерапии при коррекции социального инфантилизма, агрессивности в поведении, в проработке своих чувств и действий, развитию рефлексии (Кэдьюсон X., Шеффер Ч.).

Не менее значима в работе с детьми - песочная терапия, когда ребенок выстраивает собственную картину мира в миниатюре из песка, что также открывает доступ к своему бессознательному. Игра с песком позволяет ребенку установить связь с бессознательными побуждения-

ми, через образную форму восприятия мира, что помогает снизить психическое напряжение (Эй-демиллер Э. Г.).

Одним из эффективных подходов оказания психологической помощи гиперактивным детям является арт-терапия, которая повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни в школе, уменьшает утомление.В арт-терапии возможно снизить или избавиться от негативных эмоциональных состояний и их проявлений, связанных с обучением, при этом опираться на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции. Это помогает развить у ребенка чувство внутреннего контроля, помогает выстроить отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности, компенсируя их возможное отсутствие в родительском доме. К. Юнг, считает, что арттерапия облегчает процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я». Наиболее эффективна арт-терапия в тех ситуациях, когда ребенок не может ясно и четко выражать свои мысли вербально.

Лечебное слушание музыки или музыкотерапия наиболее часто используется в коррекци-онной работе с эмоциональными состояниями, повышенной двигательной активностью, речевыми расстройствами, разнообразными страхами, которые чрезмерно присутствуют у детей и подростков с СДВГ. По мнению, Лютовой-Робертс Е. К. выбирая музыкальное произведение в работе с гиперактивными детьми, необходимо отдавать предпочтение более ритмичному характеру музыки, так танцевальная музыка больше подходит для девочек, маршеобразная музыка ближе к мальчикам.

Чтобы ребенок с СДВГ смог научиться понимать свое тело, управлять им, умел бы адекватно реагировать на эмоциональные переживания в невербальной форме, восстанавливать свое нормальное состояние организма, необходимо применение психогимнастики. Психогимнастика - это метод, который помогает детям проявить себя невербально, научиться лучше понимать себя и других людей без помощи слов.

Метод нарративной психотерапии достаточно молодой, но не менее эффективный в работе с детьми с СВДГ. Сочиненные истории детей помогают психотерапевту более глубоко понять эмоциональное состояние, переживание ребенка, его внутренний конфликт, защитные механизмы, которые он готов применять. В процессе совместной работы с психотерапевтом ребенок научается осознавать свои затруднения в эмоциональном плане, искать пути решения и выхода из своих проблем.

Одним из значимых методов коррекции гиперактивного поведения в психотерапии является поведенческая психотерапия, способствующая изменению и коррекции нежелательных поведенческих программ поведения такого ребенка и выработке полезных навыков поведения, которые будут способствовать дальнейшей адаптации. Это, в свою очередь, требует от специалиста высокого профессионализма и большого опыта работы с детьми с СДВГ. Работа проводиться на протяжении длительного времени.

Описанные выше методы коррекции будут эффективны тогда, когда будет осуществляться тесное сотрудничество специалистов, родителей и педагогов. Поэтому не менее важной является семейная и родительская терапия, направленная на коррекцию поведенческих паттернов родителей и педагогов, замена неадаптивных форм поведения по отношению к своим детям на адаптивные формы. В реализации данной цели имеет хорошие результаты проведение тренинга родительской компетентности Э.Мэш, Д.Вольф. Тренинг направлен на преодоление непослушания и устранение вызывающего поведения ребенка, адаптации к эмоциональным трудностям, вызванные воспитанием ребенка с СДВГ. Для родителей, имеющих ребенка с СДВГ, важно понимать и знать биологическую природу заболевания, особенности проявлений СДВГ, принципы воспитания, техники, позволяющие изменить поведение ребенка. Так как родители часто не понимают, что поведение их ребенка не связано зачастую с плохим воспитанием, а является следствием заболевания. Поэтому главной задачей в семейной психотерапии является снижение чувства вины за «плохое» воспитание ребенка и принятие его нарушения в собственной картине мира, возможность нахождения собственных ресурсов для дальнейшего спокойного и последовательного воспитания ребенка с СДВГ.

В разработанной нами комплексной коррекционной работе мы обучали родителей технике тайм-аут (временная изоляция), которая может применяться тогда, когда ребенок не контролирует свое поведение, что очень часто встречается при СДВГ. Для снижения активности, тревожности, двигательной расторможенности, эмоциональной возбудимости, повышения расслабления, увеличения концентрации внимания можно также применять медитативные техники, техники визуализации, аутогенную тренировку, навыкам которых необходимо обучать и родителей.

Для работы с детьми в рамках разработанной комплексной коррекционной программы для детей с гиперактивностью, сочетающей в себе весь комплекс различных вышеперечисленных видов психотерапии, применялись также упражнения, направленные на развитие психических

процессов ребенка, важной для освоения учебного материала (объем восприятия, характеристики внимания, памяти, мышления).

Экспериментальная работа проводилась в группе детей с диагнозом СДВГ, имеющим трудности в обучении, состоящей из 37 учащихся 9-10 лет. В начале экспериментальной работы было проведено эмпирическое исследование, направленное на диагностику степени выраженности СДВГ.

В проведенном исследовании для определения степени выраженности ребенка к гиперактивному поведению нами использовалась следующая батарея методик.

Методика «ДА и НЕТ» предназначена для диагностики уровня произвольности внимания детей, что позволяет судить о степени проявления дефицита внимания. В методике задаются вопросы, на, которые ребенок не должен произносить запретные слова «ДА» или «НЕТ». Результаты диагностики проводятся путем подсчета баллов, начисляющих за количество допущенных ошибок ребенком.

Целью методики «Вежливость» является диагностика уровня внимания, произвольности и самоконтроля детей. Ребенку необходимо выполнять те команды, в которых ведущий, говорит слово «пожалуйста». Результаты методики выставляются также в баллах, начисляющих за ошибки.

Методика «Обведение контура» применяется для диагностики уровня концентрации внимания и моторно-двигательного развития детей, что свидетельствует о дефиците внимания и самоконтроле моторно-двигательной функции. Ребенку предлагаются рисунки с изображением геометрических фигур наложенных друг на друга. Ему необходимо найти и обвести каждую фигуру цветным карандашом. Результаты подсчитываются в бальной системе оценивания.

Анкета для родителей, была разработана Н.Н. Заваденко в 2000 г. и предназначена для выявления степени выраженности симптомов гиперактивного поведения у ребенка по следующим шкалам: церебрастенические симптомы; психосоматические нарушения; тревожность, страхи и навязчивости; нарушения двигательного контроля; нарушения устной речи; нарушения внимания; эмоционально-волевые нарушения; нарушения поведения; агрессивность и реакции оппозиции; трудности школьного обучения; нарушения чтения и письма. Эти шкалы очень информативны и дают возможность проанализировать степень проявления гиперактивности ребенка. Родителям необходимо ответить на вопросы анкеты и определить имеется и насколько выражен симптом у ребенка.

На следующем этапе по результатам диагностики была разработана комплексная коррек-ционная программа для детей с СДВГ. В течение полугода программа реализовывалась с детьми экспериментальной группы: три раза в неделю проводились занятия (на первом этапе — индивидуальные, на втором — подгрупповые). Параллельно с этим велась еженедельная работа с родителями и педагогами, включающая проведение бесед, тренингов, семейную психотерапию. При возможности обмениваться информацией родителям и учителям, такая работа позволяет получить больший эффект в коррекционной работе с детьми с СДВГ, так как преемственность и непрерывность в школе и дома очень важны. Вся реализация коррекционной программы проводилась на фоне лечебной терапии.

После окончания коррекционно-развивающей работы с учащимися было пловтьорно проведено исследование по вышеописанным диагностическим методикам с количественной и качественной обработкой полученных данных. В результате были выявлены значимые различия между контрольной и экспериментальной группами по методикам «Да и нет», «Вежливость», количество допущенных ошибок сократилось в среднем на 3 балла, что позволяет нам сделать вывод о развитии произвольного внимания и произвольной двигательной активности. По результатам методики «Обведение контура», количество баллов увеличилось, что позволяет нам сделать вывод о развитии моторно-двигательной системы и лучшем контроле двигательной системы. Результаты анкетирования родителей показали значительное снижение степени выраженности симптомов гиперактивного поведения по некоторым шкалам, таким как: тревожность, страхи и навязчивости; агрессивность и реакции оппозиции; Менее значимое снижение, но с тенденцией уменьшения, можно отметить по следующим шкалам: нарушения двигательного контроля; нарушения внимания; эмоционально-волевые нарушения; нарушения поведения. Следует отметить, что учащиеся, их родители, учителя, принимавшие участие в эксперименте, отмечают положительные изменения, произошедшие за период коррекционно-развивающей работы, такие как изменения по параметрам активности, инициативности детей данной группы, а также более адаптивные формы поведения. Результаты исследования подтверждают эффективность разработанной коррекционной программы, которая может быть использована психологами, частично -педагогами - в практической работе с детьми с СДВГ.

Таким образом, только при комплексном подходе всех специалистов, родителей к решению проблем гиперактивного ребенка происходят воспитание, обучение, коррекция, способст-

вующие наиболее полной реализации потенциала ребенка, снижению его эмоционального напряжения и дальнейшей его адаптации в окружающей социальной среде.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Брязгунов И.П., Касаткина Е.В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001. - 45 с.

2. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. - 2-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2001. - 144 с. (Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Вып.7).

3. Лечение гиперактивности с дефицитом внимания у детей: оценка эффективности различных методов фармакотерапии/ Н.Н. Заваденко и др. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.medlibrary.ru/library/?rubric id=34&item id=4268&level =.

4. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. СПб.: Речь, 2007. — 186 с.

5. Петрова Е.Г., Махрина Е.А.Изучение детей с признаками гиперактивности в рамках профессиональной подготовки будущих учителей // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. 2014. № 1. - С.258-263.

6. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. - СПб.: ИМАТОН, 1997.- 58 с.

И.В. Челышева

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ОРГАНИЗАТОРОВ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ: ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности включения медиаобразовательного компонента в реализацию современных магистерских программ. Автором представлен анализ основных тенденций включения медиаобразовательной практики в образовательный процесс высшей школы, исследованы тенденции использования научных, методологических и методических разработок научных школ в профессиональной подготовке студентов магистратуры по направлению подготовки «Организация работы с молодежью».

Ключевые слова: медиакультура, медиаобразование, магистерская программа, научная школа, научно-образовательный центр.

I. Chelysheva

MEDIAEDUCATION ORGANIZERS IN THE PREPARATION OF FUTURE WORK WITH YOUTH: OPPORTUNITIES FOR IMPLEMENTATION

Abstract. The article discusses the possibility of including media education component in the implementation of the modern master's degree programs. The author presents an analysis of the major trends in the practice of inclusion of media education in the educational process of high school, studied trends in the use of scientific, methodological and methodical development of scientific schools in the training of graduate students in the field of study "Organization of work with youth."

Keywords: media culture, media education, master's program, a scientific school, scientific and educational center.

Подготовка высококлассных руководителей и организаторов работы с молодежью, лидеров молодежных организаций - насущная задача современного общества. Деятельность будущих магистров по направлению подготовки «Организации работы с молодежью» связана с исследованиями проблем и перспективных направлений реализации государственной молодежной политики, решением социальных проблем молодежи, организацией социокультурной деятельности подрастающего поколения.

Обучаясь в магистратуре, студенты изучают политические, общественные и социокультурные тенденции происходящих процессов в молодёжной среде; структуру деятельности общественных движений в целях международного молодёжного сотрудничества; инновационные технологии в практике работы с молодежью; особенности организации деятельности детских и молодежных организаций; принципы создания, организации и участия в формальных и неформальных молодёжных объединениях.

Важная роль в подготовке будущих магистров отводится научно-исследовательской деятельности, включающей разработку и реализацию исследовательских программ и проведение их экспертной оценки, организации и проведения комплексных научных исследований по актуальным проблемам работы с молодежью, участия в подготовке и реализации социальных проектов. Неслучайно одной из актуальных задач подготовки магистров становится социально - проектная деятельность, направленная на осуществление консультационной и практической помощи молодым людям [6, 68].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.