Научная статья на тему 'Современные концепции диагностики и опыт лечения гопантеновой кислотой синдрома дефицита внимания с гиперактивностью'

Современные концепции диагностики и опыт лечения гопантеновой кислотой синдрома дефицита внимания с гиперактивностью Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
1198
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педиатрия. Consilium Medicum
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ / ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER / КОГНИТИВНАЯ ДИСФУНКЦИЯ / COGNITIVE DYSFUNCTION / ПАНТОКАЛЬЦИН / PANTOCALCIN

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Зыков В.П., Бегашева О.И.

Представлен обзор литературы по проблеме синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) с оценкой подходов лечения и опыт применения препарата Пантокальцин. С учетом современных данных синдром выходит за рамки невнимательности и гиперактивного поведения, а рассматривается как комплекс нарушений развития саморегулирующих систем мозга в структуре когнитивных дисфункций с возможностью хронического течения и проявления у взрослых. СДВГ встречается среди детей школьного возраста до 11% случаев, представляет актуальную проблему в социальной адаптации, имеет частые коморбидные синдромы, такие как тики, тревожность, нарушения речи, оппозиционное расстройство. В терапии целесообразно использовать препарат с широким спектром действия на когнитивные дисфункции без психотропных побочных эффектов, которым является гопантеновая кислота (Пантокальцин) в дозах 50-75 мг/кг курсами до 4-6 мес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern diagnostic concepts and experience with the treatment of attention deficit hyperactivity with gepantenic acid with hyperactivity

A review of the literature on the problem of Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) with an evaluation of treatment approaches and experience with Pantokalcin is presented. Given the current data, the syndrome goes beyond inattention and hyperactive behavior, but is viewed as a complex of disorders in the development of self-regulating brain systems in the structure of cognitive dysfunctions with the possibility of chronic course and manifestation in adults. ADHD occurs among school-age children up to 11% of cases, represents an urgent problem in social adaptation, has frequent comorbid syndromes such as tics, anxiety, speech disorders, opposition disorder. In therapy, it is advisable to use a drug with a wide range of effects on cognitive dysfunction without psychotropic side effects, which is gopanthenic acid (Pantocalcin) at doses of 50-75 mg/kg in courses up to 4-6 months.

Текст научной работы на тему «Современные концепции диагностики и опыт лечения гопантеновой кислотой синдрома дефицита внимания с гиперактивностью»

Современные концепции диагностики и опыт лечения гопантеновой кислотой синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

В.П.Зыков®1, О.И.Бегашева2

1ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России. 125993, Россия, Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1;

2Медицинский центр «Невро-Мед». 115184, Россия, Москва, Большой Овчинниковский пер., д. 17/1, стр. 3

Представлен обзор литературы по проблеме синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) с оценкой подходов лечения и опыт применения препарата Пантокальцин. С учетом современных данных синдром выходит за рамки невнимательности и гиперактивного поведения, а рассматривается как комплекс нарушений развития саморегулирующих систем мозга в структуре когнитивных дисфункций с возможностью хронического течения и проявления у взрослых. СДВГ встречается среди детей школьного возраста до 11% случаев, представляет актуальную проблему в социальной адаптации, имеет частые коморбидные синдромы, такие как тики, тревожность, нарушения речи, оппозиционное расстройство. В терапии целесообразно использовать препарат с широким спектром действия на когнитивные дисфункции без психотропных побочных эффектов, которым является гопантеновая кислота (Пантокальцин) в дозах 50-75 мг/кг курсами до 4-6 мес. ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, когнитивная дисфункция, Пантокальцин.

®zykov_vp@mail.ru

для цитирования: Зыков В.П., Бегашева О.И. Современные концепции диагностики и опыт лечения гопантеновой кислотой синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Педиатрия (Прил. к журн. Consilium Medicum). 2017; 1: 114-118.

Modern diagnostic concepts and experience with the treatment of attention deficit hyperactivity with gepantenic acid with hyperactivity

V.P.Zykov*1, O.I.Begasheva2

1Russian Medical Academy of Continuous Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation. 125993, Russian Federation, Moscow, ul. Barrikadnaia, d. 2/1;

2Medical Center «Nevro-Med». 115184, Russian Federation, Moscow, Bolshoi Ovchinnikovskii per., d. 17/1, str. 3

A review of the literature on the problem of Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) with an evaluation of treatment approaches and experience with Pantokalcin is presented. Given the current data, the syndrome goes beyond inattention and hyperactive behavior, but is viewed as a complex of disorders in the development of self-regulating brain systems in the structure of cognitive dysfunctions with the possibility of chronic course and manifestation in adults. ADHD occurs among school-age children up to 11% of cases, represents an urgent problem in social adaptation, has frequent comorbid syndromes such as tics, anxiety, speech disorders, opposition disorder. In therapy, it is advisable to use a drug with a wide range of effects on cognitive dysfunction without psychotropic side effects, which is gopanthenic acid (Pantocalcin) at doses of 50-75 mg/kg in courses up to 4-6 months. Key words: attention deficit hyperactivity disorder, cognitive dysfunction, Pantocalcin.

*zykov_vp@mail.ru

For citation: Zykov V.P., Begasheva O.I. Modern diagnostic concepts and experience with the treatment of attention deficit hyperactivity with gepantenic acid with hyperactivity. Pediatrics (Suppl. Consilium Medicum). 2017; 1: 114-118.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) рассматривается как комплекс нарушений развития саморегулирующих систем мозга в структуре когнитивных дисфункций с возможностью хронического течения и проявления у взрослых. Многоцентровое исследование на примере 3 тыс. московских школьников показало, что до 17% детей имеют школьную дезадаптацию, причиной которой являлись нарушения внимания, когнитивные дисфункции и тревожность [1]. Американская ассоциация педиатров совместно с Американской Ассоциацией детских психиатров в 2015 г. разработали клинические рекомендации по СДВГ, объяснив этот шаг необходимостью знаний для педиатров этого самого частого поведенческого расстройства у детей.

Распространенность СДВГ среди школьников составляет 11%, отмечено преобладание мальчиков в 2 раза [2]. По данным исследования (T.Moffit и соавт., 2015) у 90% взрослых не наблюдался дебют СДВГ в детском возрасте, у взрослых отсутствуют гендерные различия, что позволяет рассматривать это заболевание как полиэтиологичное с различным возрастным дебютом [3].

Первые симптомы СДВГ у детей проявляются до 7 лет, чаще встречается в семьях, члены которых имеют низкий достаток и злоупотребляют алкоголем, в таких семьях родственники страдают различными расстройствами поведения. СДВГ часто сочетается с нарушением развития речи, счета, чтения, письма, син-

дромом Туретта [4-7]. Самые ранние проявления СДВГ описываются у детей в возрасте 3 лет на примере симптомов гиперактивности и разрушительных действий. Невнимательность выявляется в основном при обучении в школе. СДВГ рассматривается как нарушение поведения, неслучайно в юношеском возрасте в 80% случаев развиваются биполярные расстройства и оппозиционное поведение [8]. Тревожность и депрессивные расстройства имеют место у 59% школьников больных СДВГ [3]. Дискутируется вопрос о нозологической специфичности СДВГ, так как проспективные исследования показывают эволюцию его в различные психические заболевания у взрослых. Выделяют идио-патический или первичный СДВГ и вторичный, симптоматический (в результате перинатального повреждения мозга и таких заболеваний, как энцефалит, инсульт, черепно-мозговая травма) [9, 10].

В сравнении с популяцией СДВГ встречается в 6-7 раз чаще у родственников 1-й степени родства, имеющих этот синдром. В генетических исследованиях показана связь гена рецептора D4, локализующегося на хромосоме 11р155, и с мутациями гена транспортера дофамина DAT1 [11, 12]. R.Barkley [4, 13] предложил гипотезу патогенеза СДВГ, которая состоит из нескольких блоков: в нарушении поведенческого торможения, рабочей памяти, регуляции мотиваций и двигательного контроля. Топография вовлеченных областей головного мозга в нейропатогенез СДВГ укладывается в премоторную область лобной доли, ме-

Mental and behavioral disorders

золимбические области, дисфункцию связей фронто-стриарной и фронто-теменной систем, нарушения фронто-мозжечковых путей [14]. По данным функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ), избыточное увеличение метаболизма лобно-теменных долей в ответ на решение простых тестов значительно превосходит показатели здоровых детей. Между тем сложные тесты на рабочую память решаются у больных СДВГ с минимальным включением дорзо-лате-ральных отделов лобной области в сравнении со здоровыми детьми, у которых активизируются лобно-те-менные, височные и затылочные области [14, 15].

У 80% имеется сочетание нарушений внимания с гиперактивностью и импульсивностью, 15% имеют только невнимательность и 5% гиперактивность с импульсивностью [8]. Синдром присутствует всегда и во всех сферах в школе и дома, внезапное его появление должно настраивать врача на диагностику дебюта неврологического или психического заболевания. В раннем возрасте у таких детей часты нарушения сна, такие как трудности засыпания и частые пробуждения, родители отмечают сложности с кормлением и аппетитом в раннем и дошкольном возрасте [16-19].

Для постановки диагноза используют следующие критерии СДВГ (American Psychiatric Association: DSM-IV, 1994) [6]:

В DSM-IV СДВГ разделен на 3 типа:

• С преобладанием невнимательности.

• С преобладанием гиперактивности и импульсивности.

• Смешанный тип (равномерная выраженность нарушения внимания и гиперактивности).

невнимательность/отвлекаемость (DsM-iv)

1. Ребенок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности.

2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. Не может до конца закончить поставленную задачу

5. Слушает, но, кажется, что не слышит.

6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.

7. Плохо организован.

8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки).

9. Забывчив.

Из перечисленных признаков хотя бы 6 должны сохраняться не менее 6 мес.

гиперактивность

1. Не может играть тихо, спокойно.

2. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, вертится.

3. Часто встает в классе во время уроков или других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

4. Не может спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

6. Всегда нацелен на движение, моторный ребенок.

7. Болтлив.

импульсивность

1. На вопросы отвечает, не задумываясь, не дослушав вопрос до конца.

2. Мешает другим, пристает к окружающим.

3. С трудом дожидается своей очереди в игре.

4. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях.

Из перечисленных признаков гиперактивности и импульсивности хотя бы 6 должны сохраняться не менее 6 мес. Перечисленные признаки обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в школе и дома, в труде и играх), не обусловлены психотическими, тревожными, аффективными расстройствами или психопатиями, вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.

По рекомендациям DSM-V, необходимо использовать балльные оценки для оценки тяжести симптомов. В своей практике мы используем шкалу Коннерса [20], разработанную для заполнения родителем, учителем или врачом, которую мы адаптировали для балльной оценки тяжести синдрома. Шкала применима для оценки эффективности проведения педагогических и медикаментозных вмешательств.

Оценка тяжести СДВГ позволяет определиться с длительностью терапии и выбором препаратов, в ряде случаев при легких формах возможно лечение без медикаментов [21]. У большинства больных СДВГ описываются коморбидные расстройства: нарушения развития речи, координации, счета и различные нарушения поведения, изолированный вариант СДВГ только у 2% детей.

Оппозиционное поведение и конфликтность могут оставаться во взрослом состоянии, что становится препятствием для адекватной социальной адаптации. Неблагоприятным симптомом является стойкая агрессивность [8].

СДВГ-плюс [22] - вариант течения СДВГ в сочетании с нарушениями развития, такими как дисфазия, нарушения памяти, письма, чтения. Как правило, вызывает сложности в понимании патогенеза синдрома, а именно, что первично нарушает обучение, дефицит внимания или нарушение развития речи.

Синдром дефицита внимания, без гиперактивности: в сравнении с СДВГ дети лучше выполняют повторные задания, что позволяет их отнести в группу с благоприятным прогнозом школьной адаптации. Дополнительные занятия с опытными педагогами могут быть успешными для осмысления программы обучения.

Синдром обструктивного апноэ встречается у больных СДВГ в 25-30% случаев, что значительно чаще, чем в общей популяции (3%), аденотонзиллэктомия приводит к снижению симптомов нарушений внимания и гиперактивности. Экстрапирамидные синдромы часто сочетаются с дефицитом внимания и синдромом гиперактивности, наиболее частые состояния - хронические тики и синдром Туретта. По нашим данным, у больных тиками СДВГ наблюдается в 20-40% случаев, а при синдроме Туретта СДВГ встречается у 70% больных [21]. Характерно, что при обострении тикозных гиперкинезов проявления невнимательности резко нарастают. Лечение основного заболевания приводит к регрессу невнимательности и гиперактивности.

дифференциальный диагноз Сдвг

• Трудности обучения. У ребенка возникают сложности в освоении школьной программы в силу когнитивных парциальных дисфункций, снижено логическое и абстрактное мышление. В домашней обстановке и во время игровой деятельности невнимательность нивелируется. В дошкольный период проблем с дефицитом внимания и гиперактивностью не возникало [16].

• Сверхфокусированное внимание. Трактуется еще как отсутствие гибкости психологической установки. Такие дети трудно переключаются на новые стимулы, часто сочетается с оппозиционным и вызывающим поведением. У таких детей склонности к депрессиям, тревожности. В коллективе они становятся одиночками из-за трудности адаптации [16].

• Темпераментный ребенок. Активность избыточна, но нет дефицита внимания. Дети обучаемы, имеется связь с возрастом - максимальные проявления импульсивности в дошкольном и младшем школьном возрасте.

• Синдром Weinberg. Описан в 1990 г. как синдром расстройства бдительности [23]. Дети не могут долго поддерживать внимание при выполнении задач с непрерывной умственной деятельностью (например, чтение), жалуются на скуку, у них быстро развивается сонливость, однако сон не приводит к повышению трудоспособности. Трудно просыпаются утром, медлительны. В игровой деятельности активны. Болтливы, общительны, контактны и дружелюбны, любят рассказывать длинные истории с детализацией. Расстройство имеет аутосомно-доминантный тип насле-

CONSILIUM MEDICUM. Pediatrics 2017 | NO. 1 115

дования. Симптомы должны наблюдаться не менее 12 мес, и они не должны быть связаны с приемом препаратов или другим неврологическим заболеванием. Описан эффект от метилфенидата, рекомендуются занятия с короткими перерывами, использование задач без повторений и ограниченным числом пунктов.

• Нарушения внимания, связанные с внутренней от-влекаемостью. Ребенок занят своими мыслями, любимым занятием или избыточность информации приводит к ситуационной гиперактивности. Ожидание наказания за плохую успеваемость, депрессия приводят к нарушению внимания.

• Синдром беспокойных ног - в популяции 2%, проявляется непреодолимым желанием двигать ногами, чтобы снизить неприятные ощущения, которые возникают в покое, может создавать впечатление гиперактивности у ребенка. Имеются исследования о желе-зодефиците при данных состояниях [24].

• Нарушение режима ночного сна. Приводит к дефициту внимания в дневное время и нарушению успеваемости в школе. Сокращение сна в возрасте 3-5 лет является предиктором СДВГ

методы обследования

Методы обследования больных СДВГ, включая ней-ропсихологические тесты и нейровизуализацию, представлены в таблице.

лечение

Лечение включает психолого-педагогическую коррекцию у больных с легкой формой СДВГ, для среднетяжелой формы - медикаментозную терапию, использование различных тренингов, направленных на улучшение когнитивных функций. Гопан-теновая кислота (Пантокальцин) 50-75 мг/кг как препарат 1-го выбора у детей младшего школьного возраста может быть назначена при СДВГ легкой формы и при снижении кратковременной памяти (агонист ГАМКв-рецепторов, оказывает ноотропное и антитревожное действие). По результатам исследований Y.Ben-Ari и соавт. (2007 г.) g-аминомасляная кислота (ГАМК) играет роль в пластичности нейронных связей, предполагается трофическая роль ГАМК как на нейроны мозга, так и родственных ей веществ, таких как гопантеновая кислота (Пантокаль-цин). ГАМК - нейротрансмиттер, активирующий незрелые нейроны и генерирующий примитивные ос-

цилляции [27]. Целесообразны длительные курсы Пантокальцина (4-6 мес).

Сочетание СДВГ и тиков изучено в работе В.П.Зыкова и соавт. (2010 г.), было показано, что максимальный эффект развивается после 2 мес приема, отмечено повышение уровня кратковременной памяти у детей 8-10 лет больных тиками, дозы 1-2 г в сутки (р<0,05), и снижение частоты гиперкинезов [28].

По результатам терапии Пантокальцином в дозах 50-75 мг/кг, полученным А.Ф.Тумашенко (2006 г.), можно определить, что после проведения 3 курсов терапии у детей и подростков повышались внимание, кратко- и долгосрочная, а также слухоречевая память, логическое мышление, улучшились характеристики поведения за счет уменьшения гиперактивности, импульсивности. Выявлено улучшение самоорганизованности и самоконтроля, что способствовало положительным сдвигам в школьной успеваемости [29, 30].

На примере больных СДВГ с тиками обнаружен антитревожный эффект Пантокальцина, который способствует нормализации настроения и социальной адаптации [31]. Позитивным моментом использования препарата Пантокальцин является отсутствие психотропных побочных эффектов.

В комплексной терапии показаны занятия с нейропси-хологом и логопедом. Коррекционная педагогика включает игры, танцы, рисование. Сенсорное воспитание применимо по различным отечественным методикам, а также, возможно, привлекать методику Монтессори.

Симптомы СДВГ сохраняются у 50-80% подростков, затем присоединяются нарушения поведения, невыполнение требований взрослых, безрассудность, трудности организации труда, 23% детей не оканчивают школу. У 25% взрослых нарушения поведения, конфликтность, сложности с работой, злоупотребление алкоголем и наркотиками. У 50% больных молодого возраста сохраняются трудности с концентрацией внимания и торможения импульсивности [13].

Организационные методы: целесообразна направленная диспансеризация 5-6-летних детей на выявление СДВГ, когнитивных и моторных дисфункций в дошкольном периоде, психологическая помощь ребенку и семье.

Таким образом, в терапии СДВГ рекомендуется использовать препарат с широким спектром действия на когнитивные дисфункции без психотропных побочных эффектов, которым является Пантокальцин в дозах 50-75 мг/кг курсами до 4-6 мес.

методы обследования больных Сдвг

нейропсихологическиетесты варианты заданий

Исследование кратковременной памяти, проба 10 слов Снижение ответов на 5 предъявлений: норма 8-10 слов, тип кривой «восходящий» (4-5-6-8-9-9). Патологические ответы 7 слов и меньше, тип кривой «истощение» (3-4-5-7-6-4). Тип кривой ригидный (3-4-5-5-5)

Исследование письма, чтения,счета 1. Письмо под диктовку, списывание текста. 2. Исследование чтения - чтение вслух. 3. Исследование счета: прямой и обратный счет, таблица умножения, сложение, вычитание, деление

Исследование праксиса 1. Предлагается выполнение простых и сложных целенаправленных движений - застегнуть и расстегнуть пуговицы, причесаться, посвистеть, задуть свечу. 2. Выполнение действий с воображаемыми предметами - показать, как забивают гвоздь, отпирают замок и т.д. 3. Выполнить жесты - погрозить указательным пальцем, откинуть прядь волос со лба. 4. Подражать действию исследователя - похлопать в ладоши

Исследование импрессивной и экспрессивной речи 1. Состояние артикуляционного аппарата (губы, язык, зубы, небо). 2. Исследование орального праксиса (надувание щек, вытягивание губ, движения языком и т.д.). 3. Речевое дыхание (координированное, не координированное, поверхностное, глубокое и т.д.). 4. Голос (громкий, тихий, немодулированный, затухающий, с носовым оттенком и т.д.). 5. Импрессивная речь (понимание инструкций, соотнесение предмета и слова, понимание сложных логико-грамматических инструкций). 6. Экспрессивная речь (ритм, темп, интонация, словарный запас). 7. Звукопроизношение (нарушено, не нарушено)

Аудиограмма Норма

Компьютерная томография Асимметрия хвостатых ядер [21]

МРТ Легкая гипоплазия лобных отделов [25], стриарной системы, мозолистого тела, снижение объема белого вещества в правом полушарии

Функциональное МРТ, пробы на внимание, пробы на рабочую память Снижение перфузии на 3-5% в префронтальных областях [7, 26]. Отсутствие активизации префронтальных, теменных и височных долей в ответ на задание [14]

Пантокальиин®

Гопантеновая кислота 250 мг и 500 мг №50

ВЗРОСЛЫМИ ДЕТЯМ

Пантокал»-.....t

п

Пантокальиин"

Гопантеновая мши

50 'ЭБгст.-к г 50D "

•Улучшает память, концентрацию внимания •Уменьшает агрессивность, тревожность, расторможенность

• Обладает противосудорожной активностью

• Сочетает мягкий стимулирующий и умеренный седативный эффект I • Обеспечивает высокую безопасность

Краткая версия инструкции по медицинскому применению препарата Пантокальцин*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регистрационный номер: Р№ 001397/01-101215. Торговое название: Пантокальцин®. МНН: гопантеновая кислота. Лекарственная форма: таблетки 250 и 500 мг. Фармакотерапевти-ческая группа: ноотропное средство. Код ATX: [N06BX]. Фармакологические свойства. Обладает нейрометаболическими, нейропротекторными и нейротрофическими свойствами. Повышает устойчивость мозга к гипоксии и воздействию токсических веществ, стимулирует анаболические процессы в нейронах. Обладает противосудорожным действием, уменьшает моторную возбудимость с одновременным упорядочением поведения. Повышает умственную и физическую работоспособность. Вызывает торможение патологически повышенного пузырного рефлекса и тонуса детрузора. Показания к применению. Когнитивные нарушения при органических поражениях головного мозга и невротических расстройствах; в составе комплексной терапии цереброваскулярной недостаточности, вызванной атеросклеротическими изменениями сосудов головного мозга; сенильной деменции (начальной формы), резидуальных органических поражений мозга улиц зрелого возраста и пожилых; экстрапирамидные гиперкинезы у больных с наследственными заболеваниями нервной системы; последствия перенесенных нейроинфекций и черепно-мозговых травм [в составе комплексной терапии]; для коррекции побочного действия нейролептиков и с профилактической целью одновременно как «терапия прикрытия»; экстрапирамидный нейролептический синдром (гиперкинетический и акинетический); эпилепсия с замедлением психических процессов (в комбинации с противосудорожными препаратами); расстройства мочеиспускания: энурез, дневное недержание мочи, поллакиурия, императивные позывы; психоэмоциональные перегрузки, снижение умственной и физической работоспособности; для улучшения концентрации внимания и запоминания. Противопоказания. Гиперчувствительность; острая почечная недостаточность; беременность (1 триместр). Способ применения и дозы. Внутрь, через 15-30 минут после еды. Для взрослых: разовая доза-0,5-1 г, суточная доза -1,5-3 г. Длительность курса лечения-от 1 до 4 месяцев, в отдельных случаях до 6 месяцев. Через 3-6 месяцев возможно проведение повторного курса лечения. При нейролептическом синдроме (в качестве корректора побочного действия нейролептических средств): по 0,5-1 г 3 раза в день. Длительность курса лечения -1 -3 месяца. При эпилепсии: 0,5-1 г 3-4 раза в день ежедневно в течение длительного времени [до 6 месяцев]. При гиперкинезах (тиках): по 1,5-3 г в день ежедневно в течение 1-5 месяцев. При расстройствах мочеиспускания: по 0,5-1 г 2-3 раза в день (суточная доза 2-3 г]. Длительность курса лечения - от 2 недель до 3 месяцев. При последствиях нейроинфекций и черепно-мозговых травм: по 0,25 г 3-4 раза в день. Для восстановления работоспособности при повышенных нагрузках и астенических состояниях: по 0,25 г 3 раза в день. Побочное действие. Возможны аллергические реакции.

Перед назначением, пожалуйста, ознакомьтесь с полной версией инструкции.

V ПАО «Валента Фарм» ПАО «Валента Фарм»

141101, МО, г. Щелково, 119530, г. Москва,

ЖГ Ъ ул. Фабричная, д. 2 ул. Генерала Дорохова, д. 18, с. 2

Тел.: +7 (495) 933 48 60, Тел.: +7 (495) 933 60 80,

Х/А1_ЕГЧТА Факс:+7 (495) 933 48 63 Факс:+7 (495) 933 60 81 Информация для специалистов здравоохранения

Литература/References

1. Алексеева Т.Г., Зыков В.П., Комарова И.Б. и др. Первое скрининговое нейро-психологическое обследование детей и подростков в Москве. Нейроиммуно-логия. 2003; 1 (3): 52-5. / Alekseeva T.G., Zykov V.P., Komarova I.B. i dr. Pervoe skriningovoe neiropsikhologicheskoe obsledovanie detei i podrostkov v Moskve. Neiroimmunologiia. 2003; 1 (3): 52-5. [in Russian]

2. Visser SN, Danielson ML, Bitsko RH et al. Trends in the parent-report of health care provider-diagnosed and medicated attention-deficit/hyperactivity disorder: United States, 2003-2011. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 2014; 53 (1): 34-46.

3. Moffit TE et al. Am J Psychiatry 2015; 172 (10): 967-77.

4. Barkley RA. Behavioral inhibition, sustained attention and executive function: constructing a unified theory of ADHD. Psychol Bull 1997; 121: 65-94.

5. Bhatia MS, Nigam VR, Bohra N et al. Attention deficit disorder with hyperactivity among paediatric outpatients. J Child Psychol Psychiatry 1991; 32: 297-306.

6. Diagnostical and statistical manual of mental disordes. Wachington: Am Pssychiat Ass, 1987; p. 567.

7. Zametkin AJ, Liebenauer LL, Fitzgerald GA et al. Brain metabolism in teenagers with attention-deficit hyperactivity disorder. Arch Gen Psychiatry 1993; 50: 333-40.

8. Menkes J at al. Child Neurology. 7n ed. 2007; p. 1156.

9. Matochik JA, Liebenauer LL, King AC et al. Cerebral glucose metabolism in adults with attention-deficit hyperactivity disorder after chronic stimulant treatment. Am J Psychiatry 1994; 151: 658-64.

10. Zykov VP, Begasheva OI, Sladkova AA The Main Methods of Diagnosis and Basic Approaches to Treatment of the Attention Deficit Hyperactivity Disorder. AASCIT Communications 2015 online; Volume 2, Issue 6, Dec. 17: 326-31.

11. Cook EHJ, Stein MA, Krasowski MD et al. Association of attention-deficit disorder and the dopamine transporter gene. Am J Hum Genet 1995; 56: 993-98.

12. LaHoste GJ, Swanson JM, Wigal SB et al. Dopamine D4 receptor gene polymorphism is associated with attention deficit hyperactivity disorder. Mol Psychiatry 1996; 1: 121-4.

13. Barkley RA. Attention deficit hyperactivity disorder: a handbook for diagnosis and treatmen. 2nd ed. New York: Guilford Press, 1996; р. 396.

14. Rubia K, Slegria AA, Brinson H. Brain abnormalities in attention-deficit hyperactivity disorder: a review. Rev Neurol 2014; 58; s3-s18.

15. Krisztina L Malisza et al. J Neurodev Disord 2012; 4 (1): 12.

16. Ньюкиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. Пер. с англ. Том 2. М.: Тере-винф, 2010; с. 336. / N'iukikt'en Ch. Detskaia povedencheskaia nevrologiia. Per. s angl. Tom 2. M.: Terevinf, 2010; s. 336. [in Russian]

17. Передерий Е.Э. Особенности психосоматического статуса семилетних школьников, родившихся недоношенными. Ж. Психоневрология. 1999; 6: 23-9. / Perederii E.E. Osobennosti psikhosomaticheskogo statusa semiletnikh shkol'nikov, rodivshikhsia nedonoshennymi. Zh. Psikhonevrologiia. 1999; 6: 23-9. [in Russian]

18. Wasserman RC, Kelleher KJ, Bocian A et al. Identification of attentional and hype-ractivity problems in primary care: a report from pediatric research in office settings and the ambulatory sentinel practice network. Pediatrics 1999; 103: 138.

19. Harter MR, Annelo-Vento L, Wood FB et al. Separate brain potential characteristics in children with reading disability and attention deficit disorder. Brain Cogn 1988; 7: 115-40.

20. Conners CK, Wells KC, Parker JD et al. A new self-report scale for assessment of adolescent psychopathology: factor structure, reliability, validity, and diagnostic sensitivity. J Abnorm Child Psychol 1997; 25 (6): 487-97.

21. Зыков В.П., Бегашева О.И. Методы диагностики и основные подходы к лечению синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Журн. неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 2011; 9: 32-7. / Zykov V.P., Begasheva O.I. Metody diagnostiki i osnovnye podkhody k lecheniiu sindroma defitsita vnimaniia s giper-aktivnost'iu. Zhurn. Nevrologii i psikhiatrii im. S.S.Korsakova. 2011; 9: 32-7. [in Russian]

22. Заваденко Н.Н. Гиперактивность с дефицитом внимания у детей: диагностика и лечение. РМЖ. 2006; 1: 51-6. / Zavadenko N.N. Giperaktivnost' s defitsitom vni-maniia u detei: diagnostika i lechenie. RMZh. 2006; 1: 51-6. [in Russian]

23. Weinberg WA, Brumback RA. Primary disorder of vigilance: a novel explanation of inattentiveness, daydreaming, boredom, restlessness, and sleepiness. J Pediatr 1990; 116 (5): 720-5.

24. Picchietti MA, Picchietti DL. Advances in pediatric restless legs syndrome: Iron, genetics, diagnosis and treatment. Sleep Med 2010; 11 (7): 643-51.

25. Baumgardner TL, Singer HS, Denckla MB et al. Corpus callosum morphology in children with Tourette's syndrome and attention-deficit hyperactivity disorder. Neurology 1996; 47: 55.

26. Denckia MB. ADHD: current concepts and neurobiology. Brain Dev. Congress of ICNA and AOCNA. J Br Develop 2002; 24: 336.

27. Ben-Ari Y, Gaiarsa JL, Tyzio R, Khazipov R. GABA: a pioneer transmitter that excites immature neurons and generates primitive oscillations. Physiol Rev 2007; 87: 1215-84.

28. Зыков В.П., Амирханова Д.Ю., Новикова Е.Б. и др. Пантокальцин в лечении хронических тиков у детей. Российский журнал детской неврологии. 2010; 1: 3-9. / Zykov V.P., Amirkhanova D.Iu., Novikova E.B. i dr. Pantokal'tsin v lechenii khronicheskikh tikov u detei. Rossiiskii zhurnal detskoi nevrologii. 2010; 1: 3-9. [in Russian]

29. Тумашенко А.Ф. Эффективность Пантокальцина в лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей и подростков. Педиатрия (Прил. к журн. Consilium Medicum). 2006; 2: 56-8. / Tumashenko A.F. Effektivnost' Pan-tokal'tsina v lechenii sindroma defitsita vnimaniia s giperaktivnost'iu u detei i pod-rostkov. Pediatrics (Suppl. Consilium Medicum). 2006; 2: 56-8. [in Russian]

30. Мусатова Н.М. Пантокальцин в лечении синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Трудный пациент. 2006; 4 (6): 2-3. / Musatova N.M. Panto-kal'tsin v lechenii sindroma giperaktivnosti i defitsita vnimaniia. Trudnyi patsient. 2006; 4 (6): 2-3. [in Russian]

31. Зыков В.П., Каширина Э.С., Наугольных Ю.В. Методы объективного контроля эффективности терапии у детей с тиками. Неврологический вестник. Журн. им. В.М.Бехтерева. 2016; 2: 35-41. / Zykov V.P., Kashirina E.S., Naugol'nykh Iu.V. Metody ob"ektivnogo kontrolia effektivnosti terapii u detei s tikami. Nevrologic-heskii vestnik. Zhurn. im. V.M.Bekhtereva. 2016; 2: 35-41. [in Russian]

Сведения об авторах

Зыков Валерий Петрович - д-р мед. наук, проф., зав. каф. неврологии детского возраста ФГБОУ ДПО РМАНПО. E-mail: zykov_vp@mail.ru Бегашева Ольга Ивановна - канд. мед. наук, рук. сомнологического отд-ния Медицинского центра «Невро-Мед».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.