Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая диагностика гиперактивности детей дошкольного возраста'

Психолого-педагогическая диагностика гиперактивности детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1936
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PEDAGOGICAL SKILLS / COMPONENTS OF PEDAGOGICAL SKILLS / TACT / PEDAGOGICAL TACT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киргизова Елена Викторовна, Шелкунова Татьяна Васильевна

Данное исследование посвящено изучению проблемы диагностики гиперактивности в дошкольном возрасте. В работе актуализируется необходимость использования современных методов диагностики гиперактивности дошкольников в условиях образовательной организации. В статье представлен обзор современных методов диагностики гиперактивности и результаты экспериментального исследования проявления гиперактивности у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Киргизова Елена Викторовна, Шелкунова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF HYPERACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN

This study is devoted to the study of the problem of diagnosing hyperactivity in the preschool years. The work actualizes the need to use modern methods for diagnosing hyperactivity of preschool children in an educational organization. The article presents a review of modern methods for the diagnosis of hyperactivity and the results of an experimental study of the manifestation of hyperactivity in children of preschool age.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая диагностика гиперактивности детей дошкольного возраста»

Можем сделать вывод о том, что тактильная сфера дошкольников с ОНР развита слабо, отмечаются явные нарушения.

Таким образом, дети с общим недоразвитием речи имеют низкий уровень развития зрительного, слухового и тактильного восприятия, так как дети допускают в этих заданиях много ошибок.

Выводы:

1. Проанализировав полученные данные по исследованию восприятия детей, мы пришли к выводу о том, что для детей с нарушением речи характерен более низкий уровень развития восприятия, чем у детей с нормальным уровнем речевого развития.

2. Исследование зрительного восприятия позволяет говорить о том, что дети с общим недоразвитием речи воспринимали образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивалось время принятия решения, дети не были уверены в правильности своих ответов, отмечались ошибки опознания.

3. У детей с ОНР слуховые представления сформированы не полностью,отмечается нарушение слухового внимания. Задание на распознаниенеречевых звуков для детей, посещающих логопедическую группу, оказалось не простым, для определения звуков затрачивалось много времени.

4. У детей с ОНР степень развития тактильного восприятия оказалась сформировано не полностью, отмечаются определенные нарушения. Дети часто путали похожие предметы.

Литература:

1. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Новые подходы к аттестации студентов в условиях модернизации высшего образования // Вестник Мининского университета, 2016 - №2.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2004. - 583 с.

3. Монтессори М. Дети - другие. - М., 2004. - 336 с.

4. Немов С.Р. Основы общей психологии. - М., 2003. - 688 с.

5. Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Психодиагностика. - М., 2001. - 640 с.

6. Нуркова В.В. Березанская Н.Б. Психология. - М., 2004. - 484 с.

7. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия навыков звукового анализа. - СПб., 1998. - 32 с.

Психология

УДК: 159.9

кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики, информатики и естествознания Киргизова Елена Викторовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); магистр педагогики, старший преподаватель кафедры психологии развития личности Шелкунова Татьяна Васильевна Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы диагностики гиперактивности в дошкольном возрасте. В работе актуализируется необходимость использования современных методов диагностики гиперактивности дошкольников в условиях образовательной организации. В статье представлен обзор современных методов диагностики гиперактивности и результаты экспериментального исследования проявления гиперактивности у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: гиперактивность, психолого-педагогическая диагностика, современные методы диагностики гиперактивности, дошкольный возраст.

Annоtation. This study is devoted to the study of the problem of diagnosing hyperactivity in the preschool years. The work actualizes the need to use modern methods for diagnosing hyperactivity of preschool children in an educational organization. The article presents a review of modern methods for the diagnosis of hyperactivity and the results of an experimental study of the manifestation of hyperactivity in children of preschool age.

Keywords: pedagogical skills, components of pedagogical skills, tact, pedagogical tact.

Введение. Всемирная ассоциация детской и подростковой психиатрии и смежных профессий (IACAPAP) признала гиперактивность проблемой номер один в сфере охраны здоровья детей. Число детей с данным диагнозом постоянно возрастает. На наш взгляд, диагностику и профилактические мероприятия необходимо проводить уже на ранних этапах развития ребенка. В процессе диагностики на современном этапе эффективна роль не только педагогов и психологов, но и родителей. Данный факт свидетельствует об актуальности комплексной диагностики гиперактивности детей дошкольного возраста в условиях образовательной организации.

Изложение основного материала статьи. Наряду с тревожными детьми в современном мире наметилась устойчивая тенденция к возрастанию количества гиперактивных дошкольников. По данным разных исследований гиперактивностью страдают от 4 до 9,5% детей дошкольного и младшего школьного возраста [3]. Они часто имеют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкую самооценку и, как следствие, повышенную тревожность.

Гиперактивные дети давно привлекают внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей. Впервые описал чрезвычайно подвижного ребёнка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман. Он дал ему прозвище Непоседа Фил [2, c. 3].

Огромный вклад в изучение проблемы гиперактивности внёс известный английский педиатр и первый профессор по детским болезням сэр Г.Ф. Стилл. В 1902 г. Он представил первое подробное описание данного

состояния: выраженную двигательную расторможенность и беспорядочный характер движений, неспособность сохранять внимание, непослушность, лёгкую возбудимость, агрессивность.

А. Ребер, под гиперактивностью понимает «энергичную, неадекватную двигательную активность» [6, с. 15].

По мнению Г.Е. Сухаревой, - «гиперактивность - это полиморфный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребёнка контролировать и регулировать своё поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность» [8, с. 18].

И.О. Романчук делает акцент на слове «полиморфный» и считает, что нет двух одинаковых проявлений гиперактивности [7, с. 12].

Согласно И.Л. Арцишевской, - «детская гиперактивность - это психологическое и физическое развитие ребёнка с дефицитом внимания, повышенной двигательной активностью, импульсивностью и возбудимостью» [1, с. 21].

Педагоги, психологи и родители дошкольных образовательных учреждений довольно часто в последнее время встречаются с нарушениями в поведении детей [1]. Нарушения в поведении могут быть вызваны различными причинами, и одной из них является диагноз «гиперактивность». Такие дошкольники требуют повышенного внимания со стороны взрослых и особого подхода в воспитании.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста, выражающаяся в повышенной двигательной активности и возбудимости, представляет собой медицинскую и педагогическую проблему. Гиперактивные дети имеют специфические особенности, обусловленные особенностями развития их нервной системы. Они неусидчивы, возбудимы, что проявляется в повышенной двигательной активности. Вследствие этого, гиперактивные дошкольники не способны длительное время удерживать внимание на занятии каким-либо одним видом деятельности и требуют постоянного контроля со стороны воспитателя.

Л.В. Пасечник даёт следующую характеристику гиперактивных дошкольников: «Гиперактивному ребёнку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манеройсвоего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому дошкольнику трудно концентрировать своё внимание, он легко отвлекается, часто задаёт множество вопросов, но редко дожидается ответов» [5, с. 89].

Характерная черта умственной деятельности гиперактивных детей -цикличность: продуктивно они могут работать 5-15 минут. А затем 3-7минут мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. В момент адаптации необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой. Для этого, чтобы сохранить концентрацию внимания, он применяет адаптивную стратегию: активизирует центры равновесия при помощи двигательной активности. Таким образом, в возрасте от 3 до 7 лет обычно начинают проявляться гиперактивность и импульсивность [4, с. 124].

В основе гиперактивности лежат нарушения, относящиеся в большей степени к области медицины. В связи с этим для определения и постановки диагноза обязательной является комплексная диагностика, включающая медицинское, психологическое и педагогическое обследование [1, с. 10].

При диагностике большое внимание необходимо уделить опросу родителей и воспитателей, так как одним из критериев диагностики гиперактивности является проявление симптомов в 2-х и более сферах деятельности ребёнка.

В многообразии диагностического иснтрументария имеются различные опросники, анкеты для родителей и воспитателей, которые в своей основе имеют одну цель - выявление симптомов гиперактивности.

В условиях детского сада также необходимо включать в обследование педагогов группы.

Для диагностики ниперактивности у детей старшего дошкольного возраста (с 6-ти лет) используется один из вариантов «Корректурной пробы» - тест Тулуз-Пьерона, имеющий двоякую направленность: с одной стороны, изучение различных свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа, а с другой выявление и оценивание динамики и индивидуальных характеристик работоспособности, а также волевой регуляции деятельности.

Для диагностики идеомоторной координации И.П. Брязгунов предлагает использовать широко применяемые в психологической практике рисуночные техники: «Дом. Дерево. Человек», «Автопортрет», «Несуществующее животное». В процессе бесед с родителями и педагогами можно использовать анкетирование [4].

Помимо приведённых выше существует много других методик, созданных для выявления детей с признаками гиперактивности. Коррекция поведения дошкольников с гиперактивностью должна производиться в комплексе: ДОУ-педагог-родители-дом. Только при таком алгоритме можно ожидать медленного, но качественного результата совместной работы.

В рамках данной статьи мы намерены описать содержание комплексной дигностики гиперактивности в триаде воспитатель-психолог-родитель. В качестве диагностического инструментария были использованы следующие методики: Анкета для родителей», авт. И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова; методика «Найди и вычеркни», авт. Т.Д. Марцинковская; методика «Что здесь лишнее?», авт. Р.С. Немов; методика «Выучи слова», авт. Р.С. Немов; методика «Чего не хватает на этих рисунках?», авт. Р.С. Немов). Также были собраны данные по результатам наблюдения за поведением детей дошкольного возраста воспитателями группы, психологом ДОУ и родителями детей.

Выборка исследования была представлена дошкольниками в возрасте 6-7 лет в количестве 17 человек (8 мальчиков и 9 девочек).

В результате анкетирования родителей были выявлены гиперактивные дошкольники с точки зрения родителей в количестве 6 семей, что составляет 35,3% от группы. Из них 36,3% родителей (6 человек) отметили, что их дети могут выполнять правила, подчиняться им, у них присутствует сосредоточение в какой-либо деятельности, точно выполняют указания взрослых; такой же процент родителей указали на то, что у детей отмечается высокий уровень проявления нервных движений, дети не подчиняются инструкциям, часто приходят в ярость, легко отвлекаются, агрессивно реагируют на замечания взрослых, страдают нарушениями сна; 29,4% (5 человек) родителей считают, что их дети не подчиняются правилам, у них наблюдается частая смена настроений, иногда эти дети приходят в ярость, не всегда точно выполняют

инструкции взрослых, иногда реагируют агрессивно на замечания взрослых, не умеют планировать последствия своего поведения, иногда нарушают правила.

При беседе с родителями мы выяснили, что работа с данными дошкольниками реализуется сложно. Они невнимательны, болтливы, находятся в постоянном движении где бы они не находились и что бы не делали, данных дошкольников не сложно привлечь к деятельности, но сложно удержать их внимание. В группе у этих детей также сложности. Из-за их импульсивности и несдержанности не много детей, желающих с ними взаимодействовать.

В результате наблюдения были выявлены гиперактивные дети с точки зрения психолога ДОУ в количестве 6 человек, что составляет 35,3% от группы. Как отмечает психолог, эти дети находятся в постоянном движении и ведут себя так, «как будто к ним прикрепили мотор»; проявляют нетерпеливость на занятиях или в других ситуациях (встают со своего места в группе, когда нужно оставаться на месте); не могут тихо, спокойно играть, или заниматься чем-либо; отвечают на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.

Из бесед с воспитателями были выявлены дополнительные особенности проявления гиперактивности у пятерых детей. Так, например, у девочки и двух мальчиков в поведении много агрессивных проявлений по отношению к своим сверстникам, из-за чего дети избегают общения с ними.

В поведении и характере мальчика явно наблюдаются тревожность и нервозность. Нелегко складывается общение мальчика и с воспитателями. Очень часто на замечание педагогов он искренне говорит: «Не ругай меня, а то я спрыгну куда-нибудь и умру». В результате воспитатели, испытывая страх от таких слов, стали избегать оценивать негативные поступки ребёнка, что привело ещё к большему проявлению агрессии и дезорганизации в поведении мальчика.

Еще один ребенок (мальчик) постоянно стремится всякими способами уйти из детского сада, чем вызывает постоянную тревогу и обеспокоенность воспитателей группы.

Характерной чертой еще одного гиперактивного ребенка выступает лживость.

На следующем этапе эксперимента мы провели диагностику внимания, мышления, памяти и восприятия детей и вывели общую, интегральную оценку уровня интеллектуального развития дошкольников.

Так уровень количественных показателей произвольного внимания у детей с гиперактивностью значительно ниже, чем у детей с нормой развития. Также обнаружены различия в проявлении произвольного внимания у детей с гиперактивностью в зависимости от модальности раздражителя (зрительного, слухового, двигательного): детям с гиперактивностью гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной, чем наглядной инструкции, в результате чего в первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с грубым нарушением дифференцировок. В процессе обучения детей с гиперактивностью элементарным приёмам овладения произвольного внимания требуется большая по сравнению с нормой развития в количественном и качественном отношении помощь педагога, взрослого.

Уровень количественных показателей сформированности мышления у детей с гиперактивностью значительно ниже, чем у детей с нормой развития. Задания детьми с гиперактивностью выполнялись с ошибками, характер ошибок и их распределение во времени качественно отличается от нормы, все виды контроля за деятельностью детей с гиперактивностью являются несформированными или значительно нарушенными. Таким образом, анализ данных показывает, что симптомы гиперактивности влияют на снижение показателей выполнения тестов по всем параметрам, но доказывает, что органических поражений интеллекта не наблюдается, т.к. результаты варьируются в пределах средних возрастных показателей.

Расстройства памяти различной степени выраженности наблюдаются при заучивании слов. 23,5% испытуемых (4 дошкольника с гиперактивностью) нарушали последовательность изложения слов, путали и переставляли местами слова, производили замену слов на аналогичные или даже не подходящие по смыслу слова. Данное понижение позволяет судить о низком объёме долговременной памяти, что связано с низким уровнем регулятивного процесса, сужением объёма внимания, непроизвольной переключаемостью. Результаты тестов свидетельствуют о том, что непосредственное запоминание гиперактивных детей нарушено, а кратковременная память снижена.

Результаты исследования восприятия у детей с гиперактивностью ниже, чем у детей с нормой в развитии. Понижение показателей свидетельствует о неуверенности ребёнка в умении устанавливать закономерности в зависимости от организации элементов изображения.

Выводы. В целом, анализ выполнения детьми с гиперактивностью тестов не выявил грубых расстройств высших психических функций. Наиболее типичными для обследованных детей оказались нарушения таких когнитивных функций, как внимание и память, а также недостаточная сформированность функций организации программирования и контроля.

По сравнению с детьми с нормой развития, дети с гиперактивностью отставали по времени выполнения заданий. Это обусловлено нарушением внимания, повышенной отвлекаемостью, быстрой утомляемостью. Соматически дети благополучны, поэтому этот фактор не учитывается.

По сравнению с детьми с нормой развития, дети с гиперактивностью допускали много ошибок. Дети отвлекались на любой шум, торопились, стремились быстрее выполнить задание, чтобы вернуться в группу и продолжить игру с другими детьми. Количество допущенных ошибок возрастает к середине и концу выполнения задания, что обусловлено чрезмерной утомляемостью детей, а порой - нежеланием выполнять задание.

Проведенная нами комплексная психолого-педагогическая диагностика показала, что для выявления гиперактивности у детей дошкольного возраста необходимо применять комплексный подход. В анализе поведения ребенка должны участвовать психологи, воспитатели и родители; при этом следует помнить, что одним из критериев диагностики гиперактивности является проявление симптомов в 2-х и более сферах деятельности ребёнка.

Литература:

1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. - М.: Книголюб, 2003. - 55 с.

2. Бадалян Л.О. Детская неврология [Электронный ресурс]. - М.: Медицина, 1984. - 576 с. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/6l87381/

3. Брязгунов И.П. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011. - 45 с.

4. Запорожец А.В. Роль дошкольного воспитания в общем процессе всестороннего развития человеческой личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 66-69.

5. Пасечник Л.В. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте. - М.: Сфера, 2017. - 123 с.

6. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. - М.: Вече, 2000. - 528 с.

7. Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей [Электронный ресурс]. -М.: Генезис, 2010. - 336 с. - Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/adhd.htm

8. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста [Электронный ресурс]. - М.: Медицина, 1974. - 320 с. - Режим доступа: http://ncpz.rU/lib/1/book/52

Психология

УДК: 159.94

кандидат биологических наук Ковалева Ольга Леонидовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород); кандидат психологических наук, доцент Деревянко Юлия Петровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород)

СПЕЦИФИКА КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ДЕВУШЕК СО СКЛОННОСТЬЮ К НАРУШЕНИЮ

ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация. В статье приведены результаты исследования склонности девушек к нарушению пищевого поведения, представлено описание типов пищевого поведения в выборке девушек юношеского возраста. Дана характеристика особенностей копинг-стратегий у девушек, склонных к нарушению пищевого поведения, заключающаяся в преобладании неадаптивных копинг-стратегий (самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности).

Ключевые слова: нарушение пищевого поведения, ограничительный, эмоциогенный, экстернальный типы пищевого поведения, копинг-стратегии поведения.

Annоtation. In this article results of the girls tendency to the eating disorders investigation are shown, a description of the eating behavior types in the preadult girls sample group is presented. Coping-strategies specificity, consisting in predominance of nonadaptive coping-strategies (self-control, searching for social support, accepting responsibility), in girls inclined to eating disorders is described.

Keywords: eating disorders, restrictive, emotiogenic, external types of eating behavior, behavior coping-strategies.

Введение. В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема девиантного поведения молодежи, в которой большой научный интерес представляют модели нехимического аддиктивного поведения и нарушения пищевого поведения [1]. Юношеский период характеризуется повышенным вниманием к образу тела, желанием соответствовать стандартам красоты, которые приняты в обществе и транслируются в СМИ. Установки в отношении внешности, диктуемые социумом, не всегда совпадают с представлением девушек о самих себе, а это может отразиться на их образе жизни и на собственном поведении. Исследование, проведенное под руководством А.Н. Дорожевец, подтверждает тот факт, что именно девушки подросткового и юношеского возраста более склонны к нарушению пищевого поведения [2].

Под адекватным пищевым поведением принято понимать ценностное отношение к пище и ее приему, стереотип питания в обыденных и стрессовых условиях, ориентация на образ собственного тела и работа по его формированию. Расстройство пищевого поведения (РПП), как правило, начинается с диеты как попытки соответствовать социально установленным критериям физической привлекательности или попытки контроля веса, однако вскоре оно охватывает всю жизнь человека и становится зависимостью. Таким образом, нарушение пищевого поведения (НПП) - это комплекс симптомов, возникающих из-за длительного влияния эмоциональных, поведенческих, психологических, социальных и межличностных факторов.

На основе теоретического анализа имеющихся по данной проблеме исследований, в качестве нарушенного пищевого поведения мы рассматриваем склонность к нервной анорексии и нервной булимии, и соответствующие им типы пищевого поведения: эмоциогенное, ограничительное и экстернальное.

По мнению О.А. Скугаревского, оценку пищевого поведения необходимо производить с позиции биопсихосоциальной модели [6]. В результате исследований, проведенных на студенческой выборке, автор отмечает, что наряду с изучением клинической картины расстройств пищевого поведения (нервная анорексия и булимия, компульсивное переедание) следует уделять особое внимание таким аспектам как образ собственного тела, оценка пищевых предпочтений, индекс массы тела и методы его контроля, а также мысли, которые связаны с употреблением пищи, самооценка, тип семейных взаимоотношений и т.д.

В настоящее время доказано, что вероятность развития нарушения пищевого поведения коррелирует со стрессом и предпочитаемыми стратегиями совладания со стрессовыми ситуациями. М.Ю. Дурнева и Т.А. Мешкова, М.Ю. Келина, И.Г. Малкина-Пых указывают на то, что нарушения пищевого поведения связаны с применением дезадаптивных копинг-стратегий в стрессовых ситуациях [3, 4, 5]. В исследованиях рассматривалась взаимосвязь неадаптивных копинг-стратегий и склонности к нарушению пищевого поведения. Например, зачастую люди склонны замещать или компенсировать свои переживания, эмоции и чувства посредством употребления пищи. Причем в одном случае это могут быть компульсивные переедания с дальнейшей компенсацией в виде очищения желудка, в другом - усиленное голодание или изнурительные физические нагрузки. И это настолько овладевает людьми, встраивается в их привычный образ жизни, что они не придают значения тому негативному соматическому или психологическому воздействию, которые наносят данные стратегии поведения.

В контексте нашего исследования мы предлагаем уделить внимание такому психологическому феномену, как копинг-стратегии или механизмы совладания со стрессом, так как в настоящее время

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.