Баранова Г.А.1, Платунова О.В.2 ©
1Доцент, кандидат педагогических наук ГОУ Д11О ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» г. Тула, Российская Федерация; учитель-логопед МБОУ ЦО № 50 г. Тулы
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ 3 УРОВНЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Аннотация
В статье рассмотрены формы, методы и приемы логопедической работы логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи 3 уровня у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Раскрыты особенности проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у дошкольников.
Ключевые слова: формы, методы и приемы логопедической работы, коррекция общего недоразвития речи 3 уровня, дети старшего дошкольного возраста, синдром дефицита внимания и гиперактивности, типы СДВГ.
Keywords: forms, methods and techniques of speech therapy, correction of General underdevelopment of speech 3 levels, preschool children, attention deficit disorder and hyperactivity types of ADHD.
В последние годы отмечается значительный рост числа детей, чьи трудности в воспитании и обучении, речевом развитии связаны с такими психологическими особенностями, как: гиперактивность, двигательная расторможенность, нарушение внимания, импульсивность - признаками, по определению Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), характеризующими синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - это неврологическое, поведенческо-возрастное расстройство, которое приводит к нарушению в работе механизмов, несущих ответственность за диапазон внимания, умение сконцентрироваться, контроль над побуждениями и т.д.[1, 92].
Расстройство определяется как возрастное, поскольку оно обнаруживается в раннем детском возрасте (до 7 лет) и характеризуется изменениями в течение жизни, от раннего детского возраста и до зрелости.
Главные проявления СДВГ охватывают нарушения внимания (дефицит внимания), признаки импульсивности и гиперактивности. Если симптомы гиперактивности, как правило, уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность могут оставаться у него на продолжительное время, являясь благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.
К нарушениям внимания относятся, в частности, нелегкость его удерживания (несобранность), уменьшение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частыми переключениями с одного дела на другое, забывчивость и т.п.
Выраженность гиперактивности среди детей с СДВГ варьирует и она наиболее специфична для них. Импульсивность выражается в том, что ребенок нередко действует, не подумав; проявляет нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях, возникающих в коллективе; не умеет спокойно сидеть на месте, когда это требуется (у него можно наблюдать беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на
© Баранова Г.А., Платунова О.В., 2016 г.
стуле, ребенок корчится, извивается); легкая отвлекаемость на посторонние стимулы; частые переходы от одного незавершенного действия к другому; он не умеет играть тихо, спокойно; болтлив; мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей). Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обра-щенную к нему речь. Ребенок может совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом он не ищет специально приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам и т. д.). Выделяют три типа СДВГ:
1. Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространенная форма СДВГ.
2. Невнимательный тип: превалируют нарушения внимания. Этот тип наиболее сложен для диагностики.
3. Гиперактивный тип: доминирует гиперактивность. Это наиболее редкая форма СДВГ.
Симптомы СДВГ, как правило, наблюдаются окружающими ребенка взрослыми в дошкольном возрасте, лет с четырех [1, 92]. В детском саду и дома можно наблюдать различные затруднения в общении со сверстниками и взрослыми, которые проявляются в следующем: неуравновешенность; возбудимость; бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды), которые сопровождаются соматическими изменениями (покраснение, усиленное потоотделение); негативизм; упрямство; неуступчивость; конфликтность; жестокость; устойчивое негативное отношение к общению; застревание на отрицательных эмоциях; отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах. Особенностями внутреннего мира ребенка с СДВГ являются: острая восприимчивость, впечатлительность, болезненная чувствительность, наличие страхов, не являющихся возрастными, мешающими нормальной жизнедеятельности детей; тревожность, мнительность.
Однако не следует каждого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, импульсивен, отчего малыш время от времени становится упрямым и строптивым, - это не значит, что он гиперактивен. У каждого ребенка время от времени бывают минуты, когда он становится как «заводной», давая выход скуке, вовсе не считается приметой гиперактивности. Это может быть временно или просто сложилась такая ситуация, в которой ребенок так себя проявляет. Основываясь на данном положении можно определить основополагающее отличие ребенка просто активного от гиперактивного [1, 93].
Гиперактивный ребенок, вне зависимости от ситуации, в любых условиях - дома, в гостях, на улице - будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом занимательном предмете. И на него не повлияют ни просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться. У него не функционирует механизм самоконтроля, в отличие от его ровесников, даже самых разбалованных и бойких. Охват внимания такого ребенка стремительно и радикально меняется по ситуации. Перемена совершается быстро и решительно в соответствии с уровнем заинтересованности темой или поставленным перед ним заданием.
В рамках нашего исследования было важно определить направления логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи 3 уровня у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
В случае сочетания синдрома гиперактивности с общим речевым недоразвитием, картина речевого нарушения дополняется целым комплексом недостатков психологического характера, что определяет трудности диагностики и коррекции речевых нарушений.
В современной логопедии - общее недоразвитие речи характеризуется нарушением в развитии всех компонентов речевой системы: фонетика, лексика, грамматика и, как следствие, связная речь. Как отмечала Р.Е. Левина, при общем недоразвитии речи наблюдается позднее ее появление, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты
произношения и фонемообразования [2, 325].
Курс логопедической коррекции в условиях дошкольного учреждения можно проводить в три этапа. Л.С. Волкова[2, 274] рекомендует выделять их в соответствии с периодами логопедической работы по коррекции основного речевого нарушения -недоразвития основных компонентов речевой системы. Каждый этап отличается задачами, содержанием, объемом усваиваемого детьми материала.
На первом этапе - уделять основное внимание на активизацию внимания и памяти детей; развитие двигательных умений и навыков, голоса, речевого дыхания, мимической и артикуляционной моторики, в занятия включить упражнения на развитие чувства ритма, нормализацию мышечного тонуса, релаксацию.
На втором этапе на этой основе выстраивать речевую работу: увеличивать количество упражнений на координацию слов и движений с музыкальным сопровождением и без него; на формирование речи при помощи подручного материала (картинок, игрушек и т.д.); с детьми разучивать скороговорки, чистоговорки, потешки, игры с правилами сопровождаемые движениями.
Третий этап направить на проверку и закрепление уровня усвоенных двигательных и речевых умений у всей группы и у каждого ребенка, определение видов упражнений, которые детьми освоены полностью, и те, которые вызывают затруднения. На этом этапе в занятия включаются речевые игры с музыкальным сопровождением, творческие задания.
Организация сопровождения таких детей должна быть комплексной и включать в себя работу следующих специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей при активном участии в коррекционном процессе родителей и обязательном медикаментозном сопровождении.
В процессе нашего исследования был разработан комплекс игр, упражнений по коррекции общего недоразвития речи 3 уровня. Данный комплекс включал: игры и упражнения по развитию общей моторики; кинезеологические; логоритмические упражнения; игры по формированию у детей фонематического восприятия и звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи. Так, например, традиционные методы психолого-логопедического-педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчивых положительных результатов, они не устраняют первопричину нарушений. В отличие от них, метод кинезиологической коррекции направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Специальные занятия, проводимые с гиперактивными детьми, отличаются четкой, повторяющейся структурой, введением временного лимита на выполнение заданий, соблюдением детьми норм и правил поведения, соблюдением правил начала и окончания занятий. Начало занятия должно включать специфическое групповое приветствие, возможно, прослушивание какой-нибудь мелодичной музыки, окончание занятия - его групповое обсуждение.
Во время занятий важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Ребенку должна быть предоставлена возможность в случае затруднения быстро обратиться за помощью к педагогу. Задания даются последовательно. Если предстоит выполнить большое задание, оно предлагается в виде последовательных частей. И педагог периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы. Выполнение этих рекомендаций позволяет нормализовать взаимоотношения педагога с «трудным» ребенком, помогает дошкольнику достигать более высоких результатов на занятиях, а в дальнейшем усваивать образовательную программу в школе.
Литература
1. Г. А. Баранова Формы логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями. В сборнике: актуальные вопросы современной педагогики и образования. Сборник статей Заочной научно-практической конференции. 2015. С. 92, 93.
2. Методическое наследие. Книга 5. Фонетико - фонематическое и общее недоразвитие речи / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2007. С. 274, 325.