женщиной. Новый закон о «жилищных алиментах» на ребенка или детей, которые могут обязать выплачивать отдельно проживающего от ребенка / детей родителя (чаще всего, отца) для компенсации затрат на аренду жилья вторым родителем, также меняет взаимоотношения полов в семье и после расторжения брака. Чтобы данный закон применить, нужна масса условий: например, доказать, что мать с ребенком не может жить по месту регистрации, а это доказать непросто. Психологический эффект на население данный закон произвел существенное, вызвал панические реакции. Применяться на практике закон будет редко, а отношение к перспективе вступления в брак у населения будет изменено.
В настоящее время имеются колоссальные алиментные задолженности, вызванные теневой экономикой, практикой «черных заработных плат» и неофициального трудоустройства. Такая ситуация возникла в результате краха экономики страны и построения экономики, фактически, по колониальному типу. В 2020 году произошел очередной экономический кризис, связанный с обесцениванием углеводородов вследствие ухода на изоляцию и на карантин практически всего мира в результате объявления эпидемии С0УГО-2019. Вследствие этого, миллиардам людей пришлось постоянно находиться дома с членами своих семей, что обострило кризис в отношениях полов в сочетании ещё и с экономическим кризисом.
В настоящее время по всему миру принимаются законы против семейно-бытового насилия, в России, в том числе, внесен законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» [7], в результате чего, понятию насилия в семье присваивается отдельный правовой статус, подразумевающий, что насилие в семье является отдельным видом насилия и рассматривающий семью как источник опасности для личности.
Выводы. В результате трансформации общественного устройства и экономики, в семье и в воспитании подрастающего поколения произошли следующие изменения:
- мужья и отцы перестают вносить основной экономический ресурс в семью (распространение экономической модели «пополамщиков), сократилось общение мужчин с собственными детьми, как в браке, так и после расторжения брака;
- функцию по воспитанию подрастающего поколения чаще и активнее выполняют матери, чем отцы;
- вследствие «войны полов» и высокого процента разводов, мальчики испытывают дефицит объектов для идентификации, в результате подражают матерям и в будущих взаимоотношениях реализуют модель поведения, построенную на снижении вклада мужчины в семью, чему способствуют и свекрови, вырастившие сыновей в одиночку и оберегающие сына от обязанностей кормильца семьи;
- женщины берут активную роль в обеспечении семьи, при том, что и практически все бытовые нужды семьи обеспечивают они же, в результате испытывают эмоциональное выгорание, в результате таких нагрузок снижается количество детей в семьях, поскольку практически все обязанности по уходу за детьми и по их воспитанию возложены на мать семейства;
- возрастает количество одиноких мужчин и женщин, отказавшихся от создания семьи, или от вступления в повторный брак.
Литература:
1. Кольцова И.В., Хилько О.В. Значение просвещения педагогов и родителей в области психологических комплексов Медеи и Иокасты // Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 63. - Ч. 2. - С. 328-331.
2. Кольцова И.В., Хилько О.В. Психологический комплекс Евы: перспективы разработки понятия и применения в половом воспитании населения // Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 66. - Ч. 3. - С. 357-361.
3. Кольцова И.В., Хилько О.В. Значение психологического просвещения педагогов и родителей в области материнских комплексов Медеи и Иокасты // Психологическое благополучие современного человека [Электронный ресурс]: материалы Международной заочной научно-практической конференции (20 марта 2019 г.) / Урал. гос. пед. ун-т - Екатеринбург, 2019 - С. 80-86.
4. Статистика браков и разводов по данным Росстат https://rosinfostat.ru/braki-razvodi/ (дата обращения: 11.01.2021).
5. Швецова (Хилько) О.В. Современные гендерные тенденции. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 11.01.2021).
6. Швецова (Хилько) О.В. Психологические комплексы Евы и Лилит (Анти-Евы): роль в половом воспитании населения Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал. - 2020. - № 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 11.01.2021).
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Законопроект_«О_профилактике_семейнобытового_насилия_в_Российс кой_Федерации» (дата обращения: 11.01.2021).
8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Испанский_грипп (дата обращения: 11.01.2021).
9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Исламская_революция_в_Иране (дата обращения: 11.01.2021).
Психология
УДК:159.9
кандидат педагогических наук Ланских Марина Васильевна
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород); магистрант Андронова Татьяна Александровна
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Аннотация. Статья посвящена изучению эмоционального состояния и особенностей переживания страхов у детей старшего дошкольного возраста. В статье авторамиобосновывается необходимость коррекции детских страхов и освещаются организационно-содержательные аспекты коррекционной работы. В конце статьи освещаются результаты проверки эффективности авторской коррекционной программы, формулируются итоговые выводы.
Ключевые слова: страхи, тревожность, старший дошкольный возраст, психологическая коррекция, сюжетно-ролевая игра.
Annotation. This article is devoted to the study of the emotional state and the peculiarities of experiencing fears in older preschool children. In the article, the author substantiates the need to correct children's fears and highlights the main organizational and content aspects of correctional work. At the end of the article, the author highlights the results of checking the effectiveness of the author's correction program, and formulates the final conclusions.
Keywords: fears, anxiety, senior preschool age, psychological correction, role-playing game.
Введение. Проблема детских страхов является достаточно популярной в современной психолого-педагогической науке. На сегодняшний деньимеется достаточно большое количество исследованийпо данной тематике. Так, психологическую природу детских страхов, их этиологию и особенности проявления подробно исследовали А.И. Захаров, В.В. Лебединский, М.А. Панфилова, Л.В. Соколов и др.; причины возникновения страхов у дошкольников, а также взаимосвязь между страхами и эмоциональным развитием ребенка изучали Л.А. Ибахаджиева, Ю.З. Колотова. А.Ф. Ремеева и др.; взаимосвязь детских страхов и типа семейного воспитания изучала Ю.А. Кочетова; взаимозависимость страхов и социальной ситуации развития, в частности, места жительства ребенка (город/село), исследовала Л.С. Акопян. Изучению детских страхов посвященряд диссертационных исследований и монографий (Е.Ю. Войнова, Ю.А. Кочетова, О.В. Тапилина, И.В. Фаустова). Необходимо отметить, что особую актуальность исследование страхов у дошкольников приобретает в современном культурно-информационном контексте.
В связи со значительным увеличением источников информации (современные медиа, Интернет, социальные сети), количество которых с начала 2000-х гг. растет в геометрической прогрессии, закономерно возросла информационная нагрузка на интеллект и волю ребенка. Историко-культурный контекст развития общества, а также свободный доступ к источникам, информирующих о катастрофах и иных трагических событиях, оказывают прямое воздействие на психику ребенка, формируя тревожные, фобические тенденции, и даже может привести к искаженномумировосприятию.
Современные исследования (И.В. Дубровина, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская и др.) убедительно доказывают, что старший дошкольный возраст характеризуется повышенным уровнем тревожности и большим количеством страхов по сравнению с другими возрастными периодами. Это, в свою очередь, высвечивает необходимость коррекционного вмешательства.И приоритетной задачей мы считаем поиск инновационных методов и средств, которые будут эффективны для коррекции детских страхов в современных социокультурных условиях.
Изложение основного материала статьи. Комплексное исследование было проведено на базе МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 1 г. Шебекино Белгородской области. В исследовании приняли участие 60 воспитанников в возрасте 5-6 лет.
Для констатирующего и контрольного среза нами были использованы следующие диагностические методики: методика «Изучение уровня тревожности детей дошкольного возраста» Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко; тест «Страхи в домиках» А.И. Захарова (модификация М.А. Панфиловой); методика «Выявление уровня сформированности игровых навыков» Р.Р. Калининой.
Мы применили указанный диагностический инструментарий и получили следующие результаты:
Рисунок 1. Распределение детей дошкольного возраста в соответствии с уровнем тревожности по методике Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко, в %
Анализируя данные рис. 1, мы можем констатировать следующее: 13% (или 8 детей) характеризуются низким уровнем тревожности, 49% (29 детей) средним и 38% (23 ребенка) повышенным. Такие показатели свидетельствуют о значительной невротизации многих детей, пребывании в состоянии психоэмоционального напряжения на момент обследования.
Рисунок 2. Распределение дошкольников в соответствии с уровнем выраженности страхов по методике А.И. Захарова-М.А. Панфиловой, в %
Анализируя полученные данные, мы видим, что у детей старшего дошкольного возраста наиболее выражены страхи смерти (у 73% детей этот страх имеет высокий показатель актуальности), физического ущерба (60%), а также медицинские страхи (52%). Выраженность медицинских страхов(врачей, крови, уколов) и страхов физического ущерба (травм, телесных повреждений) детерминирована личным опытом указанного количества детей. Психотравмирующие обстоятельства, связанные с данным спектром ситуаций, сформировали у детей страхи указанной природы. Рассматривая данную группу страхов, мы можем отследить их взаимозависимость: страхи, связанные с причинением физического вреда и медицинские страхи психологически тесно связаны со страхом смерти как самым фундаментальным страхом, обуславливающим и объясняющим появление и развитие первых. Повышенная актуальность указанной триады страхов для данного возраста обусловлена, по нашему мнению, скачком в когнитивном развитии ребенка, формированием у него абстрактного мышления, способности к предвосхищению событий (возникает ориентация на самые общие параметры психической реальности - параметры жизни и смерти, ребенок впервые начинает задумываться о вопросах бытия).
Рисунок 3. Распределение дошкольников в соответствии с уровнем развития сюжетно-ролевой игры по методике Р.Р. Калининой, в %
Мы установили, что сюжетно-ролевая игра находится на низком уровне развития у 7% (4 детей), на уровне «ниже среднего» - у 34% (20 детей), на среднем - у 54% (33 детей) и на высоком - только у 5% (3 детей) от общего числа. Анализ сформированности навыков сюжетно-ролевой игры выявил, что игра дошкольников характеризуется неустойчивостью замысла, ассоциативной динамикой, некритичностью соблюдения правил. Развитию игры во многом препятствует текущее психоэмоциональное состояние детей, которое характеризуется повышенной возбудимостью, агрессивностью, конфликтностью. Дети не способны к
самостоятельному разрешению сложных коммуникативных ситуаций в процессе игры, что указывает на необходимость психокоррекции.
Основываясь на данных первичной диагностики, мы определили цели и задачи коррекционной работы и составили программу психологической коррекции страхов у детей дошкольного возраста с применением сюжетно-ролевых игр.
Целью коррекционной программы является психологическая поддержка детей, характеризующихся повышенным уровнем тревожности и имеющих интенсивно переживаемые страхи.
Для достижения цели был определен ряд задач:
1. Создание условий для самостоятельной игры дошкольников, формирование игровых умений путем обогащения представлений детей об окружающем мире.
2. Снижение общего уровня тревожности, минимизация невротических проявлений.
3. Коррекция фундаментального страха и его производных методом игровой терапии.
4. Усиление «Я» ребёнка, развитие уверенности в себе, совершенствование навыков коммуникации.
5. Развитие когнитивных навыков, способствование в осознании детьми наличия и природы своих страхов, помощь ребенку в осуществлении контроля над объектом страха.
Программа коррекции была рассчитана на 5 недель, занятия проводились 2 раза в неделю. Каждое занятие рассчитано приблизительно на 35 минут.
Внедрение разработанного комплекса коррекционных мер способствует не только минимизации тревоги и стресса, но и оказывает воздействие на когнитивную, коммуникативную, поведенческую сферу личности ребенка, что позволяет проработать проблему тревожности и страха на всех уровнях.
В ходе проверки эффективности коррекционной программы были зарегистрированы следующие изменения:
Рисунок 4. Сравнительная диаграмма уровня тревожности дошкольников на констатирующем и
контрольном этапе исследования, в %
Количество дошкольников с низким уровнем тревожности увеличилось на 8% и составило 21 % (17 детей), число детей со средним уровнем возросло на 16% и составило 65% (39 детей), с высоким уровнем снизилось на 24% и составило 14% (4 ребенка). У многих дошкольников стабилизировалось психоэмоциональное состояние, снизилась частота и интенсивность проявления вегетативного стресса.
Рисунок 5. Сравнительная диаграмма уровня выраженности страхов у дошкольников на констатирующем и контрольном этапе исследования, в %
Интенсивность переживания медицинских страхов у дошкольников снизилась на 19 %и составило 33% (20 детей), страхов физического ущерба - на 14% и составило 46% (27 детей), страха смерти - на 22% и составило 50% (30 детей), страха темноты и ночных кошмаров - на 16 % и составило 33% (20 детей), пространственных страхов - на 14% и составило 24% (14 детей), социально-опосредованных страхов на 21% и составило 9% (5 детей).
Констатирующий этап Контрольный
■ I уровень (низкий] ■ II уровень (ниже среднего)
■ III уровень ¡средний) IVуровень (высокий]
Рисунок 6. Сравнительная диаграмма уровня развития сюжетно-ролевой игры на констатирующем и контрольном этапе исследования, в %
Так, мы отмечаем увеличение количества детей с высоким, 4 уровнем на 23%, что составило 33% (20 детей), увеличение числа детей с 3 (средним) уровнем 4% (2 ребенка), а также снижение числа дошкольников с уровнем «ниже среднего) на 22%, что теперь составляет 16% (10 детей), и снижение с 1 (начальным) уровнем на 5%, что теперь составляет 2% (1 ребенок). Такие данные свидетельствуют о значительном развитии навыков ролевого поведения в игре: оно теперь соблюдается большинством детей на всем протяжении игры вплоть до ее завершения. В ряде случаев наблюдается самостоятельное урегулирование игровых конфликтов без вмешательства экспериментатора. Наблюдается большая вариативность игровых действий в соответствии с сюжетом, игровой процесс характеризуется большим количеством сюжетных линий. Теперь в выборке преобладающим являются 3 и 4 уровни.
О влиянии коррекционной программы на психоэмоциональное состояние и игровые навыки дошкольников также говорят данные корреляционного анализа: статистически значимыми оказались параметры выраженности медицинский страхов (t = 2,145), смерти (t = 2,256), ночных кошмаров и темноты (t = 2,098), а также социально-опосредованных страхов (t = 2,334) до и после коррекции. Данные статистического анализа динамики развития сюжетно-ролевой игры показывают, что уровень сформированности игровых навыков повысилсядо математически значимого уровня^ = 2,851).
Выводы. Таким образом, мы констатируем, что предложенный комплекс мер является эффективным для коррекции страхов различной природы, а также для развития ведущей деятельности в старшем дошкольном возрасте - сюжетно-ролевой игры. Коррекция страхов средствами сюжетно-ролевых игр положительно влияет на социальную активность детей, стимулирует интерес к общению и совместным играм, формирует навыки коллективного взаимодействия, снижает уровень тревожности, уменьшает количество страхов и интенсивность их переживания.
Литература:
1. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. - М.: Владос, 2017. - 127 с.
2. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми дошкольного возраста / Под. ред. И.В. Дубровиной, А.С. Маслова. - М.: Академия, 1998. - 356 с.
3. Иванкова Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 4 - С. 53-56.
4. Костина Л.М. Коррекция тревожности методом интегративной игровой терапии // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 10. - 255 с.
5. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. - М.: ООО Апрель Пресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 641 с.
6. Тапилина О.В. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии: автореферат дис. ... кандидата психологических наук. - М.: МПГУ, 2002. - 15 с.
7. Экслайн В. Игровая терапия / Пер. с англ. - М.: Изд. Института Психотерапии, 2007. - 416 с.
8. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2019. - 197 с.
9. Юнгман И.В., Понкратова А.А. Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - Ессентуки, 2016. - № 5. - 10 с.
10. Ярушина И.А. Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста // Школьный психолог. - Сургут, 2000. - № 22. - С. 14-23.