Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ГЕНДЕРНЫЙ КОМПЛЕКС АДАМА И ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ГЕНДЕРНЫЙ КОМПЛЕКС АДАМА И ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
460
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС АДАМА / ГЕНДЕРНЫЕ ПРОЕКЦИИ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГЕНДЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИННОСТЬ / МУЖСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ФЕМИНИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Елена Николаевна, Хилько (швецова) Ольга Владимировна

Статья посвящена психологическому гендерному комплексу Адама, распространившемуся в настоящее время в результате изменений в обществе и во взаимоотношениях семьи и влиянию комплекса на подрастающее поколение. Психологический комплекс Адама связан с сочетанием патриархальных устаревших гендерных проекций и инфантильной позиции в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL GENDER COMPLEX OF ADAM AND THE UPBRINGING OF THE YOUNGER GENERATION

The article is devoted to the psychological gender complex of Adam, which has spread at present as a result of changes in society and in family relationships and the influence of the complex on the younger generation. The psychological complex of Adam is associated with a combination of patriarchal outdated gender projections and an infantile position in the family.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ГЕНДЕРНЫЙ КОМПЛЕКС АДАМА И ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Таблица 4

Данные математической обработки по Т-критерию Вилкоксона

№ Наименование методики Показатель Т

1. Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина Ситуативная тревожность 0**

Личностная тревожность 1 **

2. «Шкалы социально-ситуативной тревожности» О. Кондаша Школьная тревожность 28**

Самооценочная тревожность 0**

Межличностная тревожность 21**

3. методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж Тейлора) Общая тревожность 10**

Примечание: Ткр=55 (p<0.01) **; Ткр=75 (p<0.05) *, для n=22

С помощью Т-критерия Вилкоксона были отмечены достоверные различия до и после формирующего этапа эксперимента в показателях тревожности по всем трем методикам. Достоверность различий на однопроцентном уровне значимости (р<0,01).

Выводы. Таким образом, полученные данные указывают на эффективность применения специально разработанного психологического тренинга для снижения тревожности обучающихся в организации среднего профессионального образования.

Уровень выраженности тревожности обучающихся носит динамический характер в зависимости как от индивидуально-личностных особенностей, характера межличностного взаимодействия, так и от особенностей организации процесса получения среднего профессионального образования. Только комплексный подход к профилактике и коррекции тревожности может обеспечить психологическое благополучие обучающихся в стенах организаций среднего профессионального образования. Предложенная нами психологическая программа снижения тревожности может использоваться в рамках психолого-педагогического сопровождения процесса обучения в организациях среднего профессионального образования.

Литература:

1. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления психических ситуаций. - М.: Издательство МГУ, 1980. - 312 с.

2. Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учебное пособие. - М.: Академический Проект: Трикста, 2006. - 256 с.

3. Долгова, В.И. Моделирование психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности подростков в период прохождения государственной итоговой аттестации // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). - С. 272-278.

4. Прихожан, А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога. - 1990. - С. 32-55.

5. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика: учебное пособие. - Воронеж: НПО МОЛДЭК, 2015. - 304 с.

6. Спилбергер, Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в организациях среднего профессионального образования / составитель Ю.Л. Ханин. - М.: Физкультура и спорт среднего профессионального образования, 1983. - С. 12-24.

7. Степанов, С.С. Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2015. - 672 с.

8. Тармаева, И.Ю. Оценка школьной тревожности у детей и подростков // Здоровье населения и среда обитания. - 2016. - № 6 (279). - С. 27-28.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и методики

лингвистического образования и межкультурной коммуникации Кузнецова Елена Николаевна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Хилько (Швецова) Ольга Владимировна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ГЕНДЕРНЫЙ КОМПЛЕКС АДАМА И ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО

ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена психологическому гендерному комплексу Адама, распространившемуся в настоящее время в результате изменений в обществе и во взаимоотношениях семьи и влиянию комплекса на подрастающее поколение. Психологический комплекс Адама связан с сочетанием патриархальных устаревших гендерных проекций и инфантильной позиции в семье.

Ключевые слова: психологический комплекс Адама, гендерные проекции, гендерные стереотипы, половое воспитание, гендерное поведение, маскулинность, феминность, Мужское движение, феминизм, экстремизм.

Annotation. The article is devoted to the psychological gender complex of Adam, which has spread at present as a result of changes in society and in family relationships and the influence of the complex on the younger generation. The psychological complex of Adam is associated with a combination of patriarchal outdated gender projections and an infantile position in the family.

Keywords: psychological complex of Adam, gender projections, gender stereotypes, sex education, gender behavior, masculinity, femininity, men's movement, feminism, extremism.

Введение. В нашей стране веками существовала патриархальная традиция в государственном управлении и в семье, но в настоящее время посредством информации, распространяемой Мужским движением в сети Интернет, постулируется наличие якобы негласного матриархата, - ориентации исключительно на женские интересы в семейном законодательстве и в судебном производстве. Мужское движение провозглашает «новые-старые» взгляды на семью и на взаимоотношения полов, в которых женщине уготована исключительно пассивная роль, ущемление в правах. Фактически, участники данного движения требуют лишить женщин всех гражданских прав и юридически подчинить женщин мужчинам (опекунам), феминистические же движения (те из них, которые агрессивного толка) утверждают «ненужность» мужчин в жизни государства и семьи, их вредоносность.

Таким образом, как отражение государственного кризиса, можно наблюдать и кризис семьи, устаревание гендерных проекций и стереотипов, проблемы во взаимоотношениях полов, которые сказываются на государственном и на демографическом уровне. В данной статье будет рассмотрен преимущественно психологический комплекс Адама, - целый ряд психологических проекций и стереотипов, имеющихся в подсознании и выявляющихся в поведении современных мужчин и женщин и сказывающихся на воспитании подрастающего поколения.

Изложение основного материала статьи. Гендерные проекции, - часть коллективного бессознательного, присваиваемые путем интериоризации, интроекции по мере взросления, впитываемые в образ Я и определяющие гендерное поведение.

Можно выделить следующие маскулинные проекции (мужественности) и феминные проекции (женственности). Рассмотреть необходимо при обсуждении комплекса Адама проекции обоих полов, поскольку они формируют друг друга. Гендерные проекции:

Мужчине предписывается обладать следующими чертами характера: смелость, активность и даже некая степень агрессии, ответственность, благородство, порядочность, низкий уровень аффектации («мужчины не плачут»), неразговорчивость, физическая и моральная сила, навыки в ремонте и в строительстве, являться (главным) кормильцем семьи.

Женщине полагается быть эмоционально отзывчивой, заботиться о ближних, проявлять эмпатию («женскую мудрость»), обладать красивой и сексуально привлекательной внешностью (даже в зрелом возрасте), любить детей и стремиться создать семью, выполнять «женскую работу» по дому (полностью вести быт).

Присваивание проекций и следование архаичным гендерным стереотипам осложняется дефицитом объектов для идентификации: недостаток педагогов-мужчин в школе, дефицит взрослых в окружении, ярко демонстрирующих гендерное поведение (мало мужественных мужчин и женственных женщин).

Недостаток образцов маскулинного поведения в семье и в школе, противоборство полов и взаимные претензии друг к другу создают дефицит положительных примеров для самоидентификаиции и подражания. Согласно статистике Росстат, в период с 2005 по 2008 годы разводилось 80% пар, в сравнении с 50-ми годами XX века, когда процент разводов был 12% от всех браков. В 2011-2012 гг. разводились 53% пар [4].

Снижается и количество браков в результате низкой рождаемости в конце XX века, и, соответственно, брачного возраста достигает меньшее количество человек. Браки заключаются в настоящее время в более позднем возрасте: согласно данным Росстат, наибольший процент мужчин (33,1%) и женщин (28,5) вступает в брак в возрасте 25-29 лет [4].

Молодежь получает высшее образование к 21-23 годам, начинает профессиональную карьеру к этому возрасту, сталкивается с экономическим кризисом, который многократно усилен в настоящее время мерами по снижению заболеваемости Covid-2019. Предыдущим, сопоставимым с карантинными мерами, событием, является испанский грипп («испанка») 1918-1920 года, унесшая в мире до 5,3 % населения [8].

Заключение браков к тридцати годам и позже, можно назвать демографической неизбежной, - некоей точкой бифуркации, «периодом невозврата», поскольку даже при всех современных достижениях медицины, фертильность населения после тридцати пяти лет начинает снижаться.

Гендерные коллективные проекции, интериоризируясь, интроектируясь, зачастую идут в разрез с характерологическими особенностями человека, с личностью и создают психологические комплексы. У женщин - комплексы Евы (образ женщины, подчиненной мужчине) и Лилит-анти-Евы (образ, построенный на сопротивлении мужской власти, Анти-Ева феминистична), а также психологический комплекс Адама у мужчин (внутриличностный конфликт между патриархальными ценностями и объективной реальностью) [1; 2; 3;5; 6].

Комплекс Евы построен на чувстве неполноценности, на подчинении Адаму. Психологический комплекс Лилит связан с отрицанием власти Адама и приводит её к стремлению к самостоятельности. Лилит соревнуется с Адамом, Еве же свойственно перекладывать ответственность за себя на Адама (по образу патриархального общества) [6].

Ева ждет Адама в своей жизни как «решателя» всех проблем, брак для неё - инициация, и Адам не оправдывает её ожиданий, поскольку в браке её жизнь становится сложнее, ввиду новых обязанностей, чем до брака.

Адаму же внушается обществом, что вступление в брак - это своего рода сдача в плен, он осчастливливает Еву только самим фактом регистрации брака, Адам - некий приз (больше похоже на феминное поведение). Адама в браке тоже ждет разочарование: такая покорная до брака Ева начинает требовать от него мужественного поведения, ответственности.

Современные Евы не способны подчиняться Адамам, он привыкли быть на работе с ними фактически равными, а зачастую нести и большую нагрузку. Конфликт достигает максимума в декретном отпуске и в последующем отпуске по уходу за ребенком, когда Ева перестает полноценно соучаствовать в обеспечении семьи и в первый раз тяготы финансового обеспечения ложатся на Адама, к чему он не привык. Адам ощущает власть над Евой, но к ответственности он не привык.

Современными Адамами, совместно с Лилит в настоящее время пропагандируются партнерские отношения «пополам». В России идея построена как модель отношений с равным финансовым вкладом на свиданиях и в совместном проживании (мужчина за женщину не платит), от такого подхода Адамы (вразрез с

семейным законодательством) легко переходят к тому, что они не должны обеспечивать Еву в декретном отпуске.

В результате, Еву ждет разочарование: Адам командует в соответствии с патриархальными устоями, но не содержит Еву, Ева же нагружена всеми обязанностями жены.

Адам проецирует на Еву гендерные ожидания: Еве предписано быть нежной и подчиняться, в то время как Адам и Ева постоянно конкурируют на работе.

Ева, следуя комплексу неполноценности, считает брак для себя обязательным и престижным, забывая про ответственность за свой выбор партнера. Адам считает брак неким призом Еве, «сдачей в плен». В браке ожидания обоих сторон не оправдываются: они не получают той преувеличенной заботы друг о друге, которой ожидали.

Ева разочарована в Адаме: он не сделал её жизнь лучше, а, наоборот, осложнил её. Ева и Адам не готовы к партнерским отношениям: Ева претендует на роль подчиненного, Адам - на роль властелина, при этом они оба не готовы ни подчиняться (Ева), ни править (Адам). В результате - серийная моногамия, распад союзов и образование новых, при этом Ева вновь будет искать «настоящего мужчину» - ветхозаветного домостроевского Адама, но подчиняться этому тирану не в состоянии. Адам ищет покорную Еву, но перекладывает ответственность за семью на неё. Дети при серийной моногамии особенно страдают: раздельное проживание с отцом, причем, зачастую, отец вообще пропадает из жизни ребенка, новый мужчина у матери, или серия мужчин, когда она ищет «настоящего мужчину».

Отношения обостряются в отпуске по уходу за ребёнком, поскольку Адамы ждут уважения к кормильцу, но требуют, чтобы Ева подрабатывала или раньше выходила на работу. Ева ждет от Адама исполнения функции кормильца, но не покорна: она требует. Гендерная проекция «женщина-вдохновительница» имеет все черты психоманипуляции, - перекладывания ответственности. Женщины приписывают успехи мужа себе на правах музы. Мужчины перекладывают ответственность на не справившуюся музу.

В современном мире Евы перегружены домохозяйством, ведь обязанность Адама - зарабатывание денег, при этом домашние обязанности Адама редки и необременительны. Адам, вступив в брак с Евой, делегирует ей уход за собой. В отпуске по уходу за ребенком Адам будет воспринимать Еву как иждивенку, он привык к её заработной плате и на семью одной его зар. платы не хватает.

Возникшие на потребу Адамам и Евам экстремистские движения требуют обособления одного пола от другого (радикальные феминистки) и подчинения одного пола другому (Мужское движение). В настоящее время популяризируется новая экономическая модель семьи - равноправные партнеры Адам и Ева, «пополамщики», - равный вклад мужа и жены в семейный бюджет, - равная экономическая ответственность за семью, при этом «женская» работа по дому на Еве и Адам не должен содержать Еву в отпуске по уходу за ребенком, она должна содержать себя сама. Дети при таких отношениях часто ущемлены в своих правах, наблюдая, например, как отец дает ребенку только половину суммы на экскурсию, сообщая, что вторую часть денег надо получить у матери, матери дома нет, а деньги ребенку нужны срочно, но отец проявляется «принципиальность». В результате, ребенок видит, что он для родителей «совместный деловой проект», докучливая обязанность.

В настоящее время большая часть браков распадается, и остро стоит проблема невыплаты алиментов на содержание детей. «Мужчины-бывшие отцы», которые прозваны так за употребление фразеологизма «бывшие дети», за рассуждения о том, что бывшие жены не расходуют алименты на детей, внушают детям неуважение к отцу (снова внешний локус, перекладывание ответственности), соответственно, алименты отцы платить не должны, - то есть, находят массу самооправдательных причин своему нежеланию содержать собственных детей.

В браке, как правило, Адам свои экономические усилия направляет на аттрактант, символ мужского пола - автомобиль: приобрести (если его не было) и содержать, поскольку без авто Адам «не престижен». Евы тоже жаждут обладать авто, как аттрактантом для мужчин, чтобы показать свою независимость и привлекательность для брака («получив меня, ты получаешь авто», - символ мужественности).

Ева-хранительница домашнего очага, ответственна за семейный климат, должна предвидеть и решать заранее все проблемы. При измене Адама виноват снова не он, а другая Ева-Лилит, - разлучница. При разводе Адам становится объектом вожделения Ев - холостяком, а Ева - РСП («разведенкой с прицепом), - по утверждению экстремистских мужских движений, «развалившей семью женщиной, ничтожной и никому (другим мужчинам) не нужной».

Члены экстремистских движений типа «Мужского государства» и «Мужского движения», требуют возвращения домостроевских прав (но не обязанностей): «Адаму не принадлежит Ева и их дети (Кайны с Авелями)», значит, Адам за них не отвечает. Под «непринадлежностью» имеется в виду, очевидно, свобода Евы на развод.

Устаревшие гендерные стереотипы и проекции Адама могут, со временем, трансформироваться, но, при этом, случаются и противоположные случаи, например, Исламская революция 1979 года в Иране, в результате которой страна вновь стала жить по законам шариата: женщины лишились гражданских прав и свобод, были принуждены носить хиджабы [9].

За подобное изменение общественного уклада в домостроевском стиле и борются отечественные гендерные экстремисты. Неадекватный ответ правительства Ирана экстремистам и привел к падению страны в Средневековье.

Распространение экстремистских гендерных пабликов в России способствует активной трансформации общественного сознания, в течение нескольких десятилетий пропагандируемые ими взгляды могут стать коллективными гендерными проекциями. На данный момент в массовую мужскую лексику прочно вошли термины «немужское законодательство» и «проженские суды», а у агрессивных феминисток фразеологизмы про «свободу без (от) мужчин».

Экстремистские организации провоцируют войну полов, которая активизировалась в результате сексуальной революции и смены общественных экономических формаций, в результате которой женщины получили более активные роли в обществе, а мужчины, наоборот, снизили активность, если не общественную, то по обеспечению семьи.

В ходе «военных действий» на войне полов мужчины преимущественно применяют физическое насилие, а женщины совершенствуются в насилии психологическом, но тут роли могут и меняться: физическое насилие от женщин и психологическое - от мужчин, и сочетание обоих видов, как мужчиной, так и

женщиной. Новый закон о «жилищных алиментах» на ребенка или детей, которые могут обязать выплачивать отдельно проживающего от ребенка / детей родителя (чаще всего, отца) для компенсации затрат на аренду жилья вторым родителем, также меняет взаимоотношения полов в семье и после расторжения брака. Чтобы данный закон применить, нужна масса условий: например, доказать, что мать с ребенком не может жить по месту регистрации, а это доказать непросто. Психологический эффект на население данный закон произвел существенное, вызвал панические реакции. Применяться на практике закон будет редко, а отношение к перспективе вступления в брак у населения будет изменено.

В настоящее время имеются колоссальные алиментные задолженности, вызванные теневой экономикой, практикой «черных заработных плат» и неофициального трудоустройства. Такая ситуация возникла в результате краха экономики страны и построения экономики, фактически, по колониальному типу. В 2020 году произошел очередной экономический кризис, связанный с обесцениванием углеводородов вследствие ухода на изоляцию и на карантин практически всего мира в результате объявления эпидемии С0УГО-2019. Вследствие этого, миллиардам людей пришлось постоянно находиться дома с членами своих семей, что обострило кризис в отношениях полов в сочетании ещё и с экономическим кризисом.

В настоящее время по всему миру принимаются законы против семейно-бытового насилия, в России, в том числе, внесен законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» [7], в результате чего, понятию насилия в семье присваивается отдельный правовой статус, подразумевающий, что насилие в семье является отдельным видом насилия и рассматривающий семью как источник опасности для личности.

Выводы. В результате трансформации общественного устройства и экономики, в семье и в воспитании подрастающего поколения произошли следующие изменения:

- мужья и отцы перестают вносить основной экономический ресурс в семью (распространение экономической модели «пополамщиков), сократилось общение мужчин с собственными детьми, как в браке, так и после расторжения брака;

- функцию по воспитанию подрастающего поколения чаще и активнее выполняют матери, чем отцы;

- вследствие «войны полов» и высокого процента разводов, мальчики испытывают дефицит объектов для идентификации, в результате подражают матерям и в будущих взаимоотношениях реализуют модель поведения, построенную на снижении вклада мужчины в семью, чему способствуют и свекрови, вырастившие сыновей в одиночку и оберегающие сына от обязанностей кормильца семьи;

- женщины берут активную роль в обеспечении семьи, при том, что и практически все бытовые нужды семьи обеспечивают они же, в результате испытывают эмоциональное выгорание, в результате таких нагрузок снижается количество детей в семьях, поскольку практически все обязанности по уходу за детьми и по их воспитанию возложены на мать семейства;

- возрастает количество одиноких мужчин и женщин, отказавшихся от создания семьи, или от вступления в повторный брак.

Литература:

1. Кольцова И.В., Хилько О.В. Значение просвещения педагогов и родителей в области психологических комплексов Медеи и Иокасты // Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 63. - Ч. 2. - С. 328-331.

2. Кольцова И.В., Хилько О.В. Психологический комплекс Евы: перспективы разработки понятия и применения в половом воспитании населения // Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 66. - Ч. 3. - С. 357-361.

3. Кольцова И.В., Хилько О.В. Значение психологического просвещения педагогов и родителей в области материнских комплексов Медеи и Иокасты // Психологическое благополучие современного человека [Электронный ресурс]: материалы Международной заочной научно-практической конференции (20 марта 2019 г.) / Урал. гос. пед. ун-т - Екатеринбург, 2019 - С. 80-86.

4. Статистика браков и разводов по данным Росстат https://rosinfostat.ru/braki-razvodi/ (дата обращения: 11.01.2021).

5. Швецова (Хилько) О.В. Современные гендерные тенденции. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 11.01.2021).

6. Швецова (Хилько) О.В. Психологические комплексы Евы и Лилит (Анти-Евы): роль в половом воспитании населения Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал. - 2020. - № 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 11.01.2021).

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Законопроект_«О_профилактике_семейнобытового_насилия_в_Российс кой_Федерации» (дата обращения: 11.01.2021).

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Испанский_грипп (дата обращения: 11.01.2021).

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Исламская_революция_в_Иране (дата обращения: 11.01.2021).

Психология

УДК:159.9

кандидат педагогических наук Ланских Марина Васильевна

ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород); магистрант Андронова Татьяна Александровна

ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Аннотация. Статья посвящена изучению эмоционального состояния и особенностей переживания страхов у детей старшего дошкольного возраста. В статье авторамиобосновывается необходимость коррекции детских страхов и освещаются организационно-содержательные аспекты коррекционной работы. В конце статьи освещаются результаты проверки эффективности авторской коррекционной программы, формулируются итоговые выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.