ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В ИГРЕ
© Серебрякова О.В.*
Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия,
г. Биробиджан
В статье представлено описание организации работы по коррекции и развитию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В качестве основного коррекционно-развивающего средства выступает творческая сюжетно-ролевая игра.
В настоящее время для современного общего и специального образования большое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими, способности к продуктивным межличностным отношениям как залога их благополучного развития. Отклонения в развитии речи отрицательно сказываются на межличностных взаимоотношениях детей. Наиболее распространенным речевым нарушением является общее недоразвитие речи (ОНР). Актуальность нашего исследования определена тем, что общепринятые методы развития межличностных отношений не достаточно эффективны в работе с детьми с ОНР, поскольку данный речевой дефект затрудняет их использование. Проблему межличностных взаимоотношений нельзя оставлять без внимания, так как трудности их формирования у детей с ОНР сказываются на процессе социализации и не устраняются без специальной помощи. Что впоследствии может привести к школьной дезадаптации и скажется на дальнейшем личностном развитии и школьной успеваемости.
Проблемы межличностных взаимоотношений детей с речевой патологией в своих работах касались многие авторы, однако данные исследователи не занимались ей углубленно, лишь затрагивая при описании особенностей общения. Так, например, С.А. Игнатьева, Е.О. Канунникова, Е.С. Парахина при оценке коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечают, что дети меньше стремятся к общению и сотрудничеству со своими сверстниками, реже для этого используют вербальные средства общения [4]. Дубова Н.В. при изучении особенностей навыков общения дошкольников с ОНР выявила, что у таких детей крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков, стойкое неумение регулировать поведение партнеров по общению, трудности вступления в контакты [3].
* Старший преподаватель кафедры Коррекцпонной педагогики, психологии и логопедии, аспирант.
Поскольку игра является ведущим видом деятельности старших дошкольников и именно в ней дети познают социальные связи, осваивают новые роли, учатся ролевому и межличностному взаимодействию, то считаем необходимым, рассматривать ее в качестве основного коррекционно-развивающего средства. Преимущество игры в развитии дошкольников среди других методов обосновано такими учеными, как Л.Н. Галигузова [1], И.С. Гринченко [2], С.А. Игнатьева [4], А. Либерман [5] и др. Вместе с тем потенциал игры не раскрыт в полной мере. В частности творческая игра может явиться адаптивным средством коррекции и развития межличностных взаимоотношений у детей с ОНР.
В нашем исследовании приняли участие 24 дошкольника старшей логопедической группы с ОНР III уровня МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21» г. Биробиджана. Учитывая возраст и предпочтения испытуемых, в коррекционной работе особая роль отводилась творческой сюжетно-ролевой игре. Подобранные и систематизированные игры проводились в групповой и индивидуальной форме, учитывались работоспособность и речевые возможности детей. Работа осуществлялась 1-2 раза в неделю на протяжении учебного года.
Коррекционная работа строилась с учетом принципов: целостности и системности, гуманистической направленности, сознательности и активности, связи речи с другими сторонами психического развития, принципов деятельностного, дифференцированного и индивидуального подхода. Мы опирались на лексические темы, прорабатываемые с дошкольниками в ходе занятий логопеда и воспитателя. Благодаря этому происходило закрепление полученных знаний и обогащение представлений испытуемых об окружающей действительности, что в свою очередь способствовало развитию общительности как важной составляющей межличностных взаимоотношений и вырабатывало интерес к творческой игре на основе использования нового материала.
Предварительно дошкольники распределялись по желанию на подгруппы, состоящие из 5-6 человек. Однако в процессе работы с коррекционно-развивающими целями экспериментатор распределял детей по подгруппам по своему усмотрению в зависимости от решаемых задач и индивидуальных особенностей испытуемых. Длительность игр составляла 30-60 мин.
Коррекционно-развивающая работа проводилась в виде творческих сю-жетно-ролевых игр и включала в себя 3 этапа. Целью первого этапа являлось обогащение содержания сюжетно-ролевой игры и игровых действий. Сюда вошли следующие направления деятельности: привитие интереса к коллективной игре; обучение созданию замысла игры; развитие умения действовать адекватно поставленной цели; формирование действий замещения; моделирование отношений между персонажами; обучение ролевому поведению; перенос усвоенных знаний в игровую ситуацию; расширение представления детей о социальных связях обучение переносу их в сюжет игры.
Большое внимание обращалось на моделирование отношений между персонажами и ролевого поведения. Детям с общим недоразвитием речи в виду бедности представлений об окружающей действительности было сложно строить ролевые взаимоотношения в играх на малознакомые, не встречающиеся в повседневной жизни темы. Для этого испытуемым разъяснялись функции того или иного персонажа. Организатор игр собственным примером показывал отношения между персонажами, демонстрируя новое ролевое поведение.
С целью переноса усвоенных знаний в игру детям предлагалось обыграть обстоятельства, представленные в рассказах. Они должны были с точностью повторить действия персонажа или изменить ситуацию, придумать дополнение к ней.
На втором этапе происходило формирование игры как совместной деятельности. Осуществлялось обучение решению совместной задачи, самостоятельному распределению ролей, развитие стойкого интереса к действиям сверстника и полноценного взаимодействия в игре.
Работа с сюжетно-ролевыми играми предполагала разбор ролевого поведения до начала игры и по ее окончанию. Это помогало детям спланировать собственные действия, соотносить свое поведение с поведением партнеров по игре и оценить запланированные действия с конечным результатом. Обмен ролями в процессе игры позволял детям побывать в роли того персонажа, который им понравился, но согласно жребию не достался. Например, в игре «Королевство» каждый ребенок мог побывать королем, полководцем и т.д.
Важным в развитии межличностных отношений детей с ОНР явилось формирование способности считаться с мнением сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. В процессе игр дети учились замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников. Они отвлекались от фиксированное™ на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников. Дети должны были максимально сконцентрироваться на сверстнике.
На третьем этапе происходила коррекция и развитие межличностных взаимоотношений со сверстниками средствами творческой сюжетно-ролевой игры. Работа на данном этапе включала в себя следующие направления: коррекцию агрессивного поведения, снятие негативных переживаний; развитие межличностной перцепции; развитие социального доверия по отношению к сверстнику.
Устранение агрессивного поведения являлось неотъемлемой частью в коррекции и развитии межличностных взаимоотношений у детей с ОНР. Агрессия, свойственная таким детям накапливалась и не находила приемлемого выхода, в результате чего возникали ссоры и драки. Обучение выплеску накопившейся агрессии в приемлемой форме осуществлялось в процессе творческих сюжетно-ролевых игр. Дошкольникам, согласно вы-
бранным ролям предоставлялась возможность покричать или разорвать, смять лист бумаги и т.д.
Снятие эмоционального и мышечного напряжения, негативных переживаний, тревожности осуществлялась благодаря элементам релаксации, а также включению в игры голосовых и мимических упражнений.
Развитие межличностной перцепции предполагало решение следующих задач: повышать значимость каждого ребенка в глазах окружающих его детей; развивать способность выражать свои и понимать эмоции других; развивать способность договариваться и работать сообща.
Повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей происходило в двух видах игр. Первый - игры, в которых все герои подчинялись одному. Это способствовало развитию лидерских качеств. Второй вид игр предполагал ролевое взаимодействие по принципу механических часов, которые не будут работать даже если малейшая деталь сломается. Испытуемым объяснялось, что роли, предлагаемые им настолько значимы, что если хоть одну исключить, игры не получится.
Развитие способности выражать свои эмоции и понимать чужие, договариваться и работать сообща осуществлялось с помощью творческих сюжет -но-ролевых игр, в которых дети могли научиться выплескивать накопившуюся агрессию, адекватно реагировать на агрессивное поведение окружающих.
После того, как испытуемые научились договариваться, работать сообща, мы приступали к развитию социального доверия по отношению к сверстнику, которое предполагало формирование умения сочувствовать друг другу, соотносить свои интересы, желания, ценности с другими детьми. Детям предлагались игры, в которых взаимодействие строилось на доверии друг к другу.
Работая в паре, испытуемые должны были посочувствовать друг другу в таких ситуациях: ударился, сломал любимую игрушку, потерял ключи от дома, заболел зуб, пропустил интересную передачу и т.д. Далее предлагались групповые сюжетно-ролевые игры, в которых дети проявляли сочувствие и заботу к сверстникам. Например, игра «Больница» предполагала заботу по отношению к больным. В роли больных выступали сверстники. Заботу и сочувствие дети проявляли друг к другу в игре «Семья», ухаживая за старенькой бабушкой, приболевшей мамой, успокаивая младшую сестру, которую обидели соседские ребята и т.д.
Организовывались такие игры, в которых испытуемые могли оказывать реальную помощь в совместной деятельности. Мы стремились к тому, чтобы дети почувствовали ответственность не только за себя, но и за сверстников. На данном этапе объединялись различные игровые сюжеты, благодаря чему в игру были вовлечены все дети группы (Например, «корабль потерпел крушение, бригада спасателей пришла на помощь», или «в лесу пожар, животные могут погибнуть, им на помощь пришли спасатели и т.д.).
Таким образом, благодаря творческим сюжетно-ролевым играм дети научились выражать и контролировать свои чувства и эмоции, договари-
ваться и прислушиваться к мнению окружающих, оказывать помощь и поддержку сверстникам. Разделение игр позволило дошкольникам с общим недоразвитием речи перейти от осознания воображаемых игровых ситуаций к реальным отношениям, существующим между ними. Проведенное нами исследование констатирует, что важным условием в организации работы по коррекции и развитию межличностных взаимоотношений дошкольников с ОНР является использование ведущего вида деятельности -творческой сюжетно-ролевой игры, как наиболее адаптивного метода.
Список литературы:
1. Галигузова, Л.Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 2. - С. 17-22.
2. Гринченко, И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекци-онной работе/ И.С. Гринченко - М.: УЦ Перспектива. - 2008. - 96 с.
3. Дубова, Н.В. Об особенностях навыка общения дошкольников с ОНР / Н.В. Дубова // Логопед в детском саду. -2006. - № 3 (12). - С. 36-38.
4. Игнатьева, С.А. Оценка состояния коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР/ С.А. Игнатьева, Е.О. Канунникова, Е.С.Парахина // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - 2007. - № 2. - С. 29-33.
5. Либерман, А. Как развивать способность создавать игровой сюжет / А. Либерман, О. Репина // Дошкольное воспитание. - 2008. - №6. - С. 28-32.
6. Серебрякова, О.В. Коррекция агрессии в межличностных отношениях детей с общим недоразвитием речи с помощью творческой игры / О.В. Серебрякова // Современные технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей в массовых и специальных (коррекцион-ных) школах и дошкольных учреждениях: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, Биробиджан, 15-17 марта. / Под науч. ред. И.А. Емельяновой. -Биробиджан: ГОУВПО «ДВГСГА». - 2010. - С. 153-155.
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
© Сухарева Н.Ф.*, Кондренкова З.А.Ф
Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева,
г. Саранск
Проблема мотивации учения является одной из наиболее актуальных, так как она определяет эффективность осуществления учебного
* Доцент кафедры Специальной и прикладной психологии, кандидат психологических наук.
* Студентка 5 курса факультета психологии и дефектологии.