Научная статья на тему 'РОЛЬ СЕМЬИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ПОДРОСТКОВ'

РОЛЬ СЕМЬИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
роль / семья / эмоции / личность / развитие / подросток / педагог / школа / role / family / emotions / personality / development / teenager / teacher / school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.Р. Бекова, Х.С. Арсакаева, И.Ю. Килаев

В статье рассматривается роль семьи в эмоционально-личностном развитии подростков. Авторы рассматривают особенности взаимоотношений в семье, тип семейного воспитания, которые оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка, формирование у него особенностей эмоциональной сферы, характера, поведения и отношения к окружающему миру. Показана роль социализации, немаловажной ступени в развитии человека, а также семьи, которая обязана поощрять ребенка к конструктивному решению жизненных проблем, постепенно обременять его возрастающими обязанностями и ответственностью, соответствующей степени его физического и умственного развития. Авторы приходят к выводу, что особенности взаимоотношений в семье, тип семейного воспитания оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка, на формирование у него особенностей эмоциональной сферы, характера, поведения и отношения к окружающему миру. Нарушения в воспитательном процессе способствуют неблагоприятному становлению личности, возникновению проблем во взаимоотношениях со сверстниками, развитию акцентуаций характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.Р. Бекова, Х.С. Арсакаева, И.Ю. Килаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF FAMILY IN EMOTIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS

The article discusses the role of family in emotional and personal development of adolescents. The authors examine features of relationships in the family, the type of family education, which have a significant impact on the development of the child’s personality, on the formation of his emotional sphere, character, behavior and attitude to the outside world. The role of socialization, an important step in human development, as well as the family, which is obliged to encourage the child to constructively solve life problems, gradually burden him with increasing duties and responsibilities, corresponding to the degree of his physical and mental development, is shown. The authors conclude that the peculiarities of relationships in the family, the type of family education have a significant impact on the development of the child’s personality, on the formation of his emotional sphere, character, behavior and attitude to the outside world. Violations in the educational process contribute to the unfavorable formation of the personality, the emergence of problems in relationships with peers, the development of character accentuations.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СЕМЬИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ПОДРОСТКОВ»

В отношении формальной подготовки студентов по использованию ИКТ и цифровых компетенций отметим, что более половины студентов университетов уже прошли предварительную формальную соответствующую подготовку. Обучение цифровым компетенциям и использованию ИКТ не полностью охватывает старшее среднее образование до поступления в университет, а разработка соответствующих университетских учебных программ не распространяется на все специальности. Согласно многим научным исследованиям, существует взаимосвязь между обучением и последующим развитием у студентов цифровой компетентности. Влияние предыдущего формального обучения подтверждается результатами, согласно которым студенты с предыдущим формальным обучением демонстрируют более высокий уровень самовосприятия с точки зрения цифровой компетентности. Во многих исследованиях изучалась область обучения цифровой компетентности педагогов, которая представляла потребности в обучении. Однако для студентов существует взаимосвязь между обучением и последующим развитием у них цифровой компетентности.

Библиографический список

Цифровые навыки и убежденность преподавателей в них являются необходимыми условиями для успешной интеграции цифровых технологий в преподавание и приобретения студентами цифровых навыков.

Обучение информатике студентов экономического направления, основанное на использовании ИКТ, способствует комплексному освоению и применению в профессиональной деятельности сформированных цифровых навыков.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что в настоящее время роль информатики становится все более важной во всех областях науки, в том числе и в экономике и управлении. Информатика включает в себя изучение теории и решение практических задач, которые составляют основу для сбора, анализа и обработки информации профессионального характера. Развитие информационных технологий предоставляет другим областям научных исследований инструменты для исследований: управление базами данных, сложными алгоритмами исчисления для интеллектуального анализа данных, а также специализированное программное обеспечение для экономического моделирования, информационной безопасности и технологий дополненной реальности.

1. Власов А.Ю. Организация образовательного процесса по информатике в среде дистанционного обучения Moodle. Образование и наука в современных условиях. 2016; № 3 (8): 51-54.

2. Дудковская И.А. Некоторые подходы к понятию интерактивных методов обучения, их классификаций и применению при обучении информатике. Педагогическое образование в современных условиях: тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Куйбышев: НГПУ 2017: 118-122.

3. Дуйсебаева А.Б. Некоторые особенности реализации уровневой дифференциации обучения (на примере обучения информатике), разноуровневый подход в обучении. OlymPlus. Гуманитарная версия. 2017; № 1 (4): 5-8.

4. Заводчикова Н.И. Использование модели организации обучения «перевернутый класс» в курсе дисциплины «Методика обучения и воспитания в области информатики». Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2016; № 1: 139-146.

5. Колобов А.Н. Совершенствование обучения математике и информатике с использованием информационных технологий. Электронный научный журнал. 2016; № 5 (8): 253-257.

6. Харченко А.В. Методика обучения будущих учителей конструированию учебных задач по информатике на основе фасетной технологии. Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2016; № 2 (271): 89-92.

References

1. Vlasov A.Yu. Organizaciya obrazovatel'nogo processa po informatike v srede distancionnogo obucheniya Moodle. Obrazovanie inauka v sovremennyh usloviyah. 2016; № 3 (8): 51-54.

2. Dudkovskaya I.A. Nekotorye podhody k ponyatiyu interaktivnyh metodov obucheniya, ih klassifikacij i primeneniyu pri obuchenii informatike. Pedagogicheskoe obrazovanie v sovremennyh usloviyah: tezisy dokladov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kujbyshev: NGPU. 2017: 118-122.

3. Dujsebaeva A.B. Nekotorye osobennosti realizacii urovnevoj differencial obucheniya (na primere obucheniya informatike), raznourovnevyj podhod v obuchenii. OlymPlus. Gumanitarnaya versiya. 2017; № 1 (4): 5-8.

4. Zavodchikova N.I. Ispol'zovanie modeli organizacii obucheniya «perevernutyj klass» v kurse discipliny «Metodika obucheniya i vospitaniya v oblasti informatiki». Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2016; № 1: 139-146.

5. Kolobov A.N. Sovershenstvovanie obucheniya matematike i informatike s ispol'zovaniem informacionnyh tehnologij. 'Elekironnyjnauchnyjzhurnal. 2016; № 5 (8): 253-257.

6. Harchenko A.V. Metodika obucheniya buduschih uchitelej konstruirovaniyu uchebnyh zadach po informatike na osnove fasetnoj tehnologii. Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; № 2 (271): 89-92.

Статья поступила в редакцию 03.12.22

УДК 378

Bekova M.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: bekovama@mail.ru

Arsakaeva Kh.S., senior teacher, Department of the Russian Language, A.A. Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: hapta76@mail.ru

Kilaev I.Yu., senior teacher, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: isavuso@mail.ru

THE ROLE OF FAMILY IN EMOTIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS. The article discusses the role of family in emotional and personal development of adolescents. The authors examine features of relationships in the family, the type of family education, which have a significant impact on the development of the child's personality, on the formation of his emotional sphere, character, behavior and attitude to the outside world. The role of socialization, an important step in human development, as well as the family, which is obliged to encourage the child to constructively solve life problems, gradually burden him with increasing duties and responsibilities, corresponding to the degree of his physical and mental development, is shown. The authors conclude that the peculiarities of relationships in the family, the type of family education have a significant impact on the development of the child's personality, on the formation of his emotional sphere, character, behavior and attitude to the outside world. Violations in the educational process contribute to the unfavorable formation of the personality, the emergence of problems in relationships with peers, the development of character accentuations.

Key words: role, family, emotions, personality, development, teenager, teacher, school.

М.Р. Бекова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: bekovama@mail.ru

Х.С. Арсакаева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: hapta76@mail.ru

И.Ю. Килаев, ст. преп. ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: isavuso@mail.ru

РОЛЬ СЕМЬИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ПОДРОСТКОВ

В статье рассматривается роль семьи в эмоционально-личностном развитии подростков. Авторы рассматривают особенности взаимоотношений в семье, тип семейного воспитания, которые оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка, формирование у него особенностей эмоциональной сферы, характера, поведения и отношения к окружающему миру. Показана роль социализации, немаловажной ступени в развитии человека, а также семьи, которая обязана поощрять ребенка к конструктивному решению жизненных проблем, постепенно обременять его возрастающими обязанностями и ответственностью, соответствующей степени его физического и умственного развития. Авторы приходят к выводу, что особенности взаимоотношений в семье, тип семейного воспитания оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка, на формирование у него особенностей эмоциональной сферы, характера, поведения и отношения к окружающему миру. Нарушения в воспитательном процессе способствуют неблагоприятному становлению личности, возникновению проблем во взаимоотношениях со сверстниками, развитию акцентуаций характера.

Ключевые слова: роль, семья, эмоции, личность, развитие, подросток, педагог, школа.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что семья является важным институтом в формировании личности человека. Сейчас в нашей стране происходит много перемен в социальном плане, меняются ценности и приоритеты, поэтому воспитание меняется. Можно наблюдать деформацию в развитии такого института, как семья, и на неё влияет всё, что происходи в стране. Сейчас большинство исследователей ищут решение этой проблемы, так как она влияет на подрастающее поколение. Самой высокой способностью к адаптации имеет семья, поэтому она является функциональной системой. Для ребенка в первые годы жизни все его окружение - это семья. Его увлечения, желания, а также нужды не выходят за рамки дома. Этот узкий семейный круг является проводником для ребенка, который помогает получить первые знания, опыт общения с людьми, видеть жизнь и окружающие его проблемы. Это помогает ему изучать себя, появляется мнение о себе, о своем значении внутри семьи, а далее - в обществе, способствует осознанию личной ценности. Существует весьма популярное мнение, что ключевое влияние на развитие человека в целом оказывают родители. Для каждого ребёнка очень важны взаимоотношения между родителями, зачастую и между другими родственниками. Непосредственное отношение семьи к ребёнку, окружающий мир и другие аспекты являются опорными точками развития тех или иных качеств [1-8].

Цель данной статьи - рассмотреть роль семьи в эмоционально-личностном развитии подростков.

Основные задачи статьи видятся в следующем: рассмотрение понятия «семья», «эмоции», «стиль семейного воспитания».

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, обобщение, синтез собственного педагогического опыта работы с подростками.

Научная новизна статьи определяется выявлением внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на развитие. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о роли семьи в эмоционально-личностном развитии подростков. Практическая значимость представлена через выявление особенностей взаимоотношений в семье, тип семейного воспитания, которые оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка, на формирование у него особенностей эмоциональной сферы, характера, поведения и отношения к окружающему миру.

Адаптация человека, безусловно, - это один из самых длительных процессов в течение всей его жизни, который начинается с самого рождения. В течение этого времени человек усваивает определенный социальный опыт, он старается приспосабливаться к окружающему миру и собственному, пытается ему подражать. В процессе адаптации человек перенимает различные общественные нормы и формы деятельности, при этом стоит помнить, что если ребенок в группе попытается показать свою индивидуальность, то, возможно, он будет там не принят, поскольку изначально в такой социальной группе необходимо усвоить ее определенные принципы и нормы. У каждого в течение времени появляется необходимость быть похожим на других, именно в этом адаптация помогает каждому человеку акклиматизироваться в этом обществе, поскольку групповая деятельность благоприятно сказывается на развитии и формировании личности ребенка, появлении у него каких-либо ценностей, принципов.

Даже несмотря на то, что мы пытаемся быть похожими на других, в каждом из нас постепенно просыпается желание отдалиться от людей, и это может проявляться абсолютно во всех сферах нашей жизни, неважно, касается это профессиональной деятельности либо поведения, выбора одежды, речевых способностей и так далее. Если же ребенок смог адаптироваться к тому социуму и той группе, в которой находится, то постепенно он понимает, что его индивидуальность теряется, ему хочется выделяться на фоне остальных людей, и именно для этого он начинает использовать свои внутренние ресурсы [2].

Почти каждый человек на нашей Земле хочет найти свое место в обществе. И интеграция человека с обществом происходит легко, если он смог перенять все нормы и те принципы, которые в этом обществе установлены, чему способствует его адаптация в течение всей жизни. Если же адаптация не удалась, и интегрироваться в общество не получилось, то это может вызвать противоречие между индивидом и тем обществом, в которое он хотел интегрироваться, поскольку его индивидуальные навыки, качества культуры и прочее не совпадают с теми же терминами внутри этого общества.

Различные психологи не раз выдвигали ряд теорий, которые можно объединить одной основной мыслью: природные данные, жизненный опыт и осознание себя является основой формирования личности. Само формирование личности начинается в детстве. Существуют внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на развитие. Темперамент является внутренним фактором, а окружающая среда, социальное положение, данное воспитание и даже непосредственный отрезок истории являются внешними факторами. Большинство специалистов подтверждают огромное влияние генетики на личность. При рождении природа наделяет младенца чертами характера или потенциальной одаренностью обоих родителей (сразу двух родов), при этом давая лишь основу для развития личности. Это значит, что ребенок не получит тех же качеств и отличий, что и его родители, но они послужат фундаментом развития человека. Все люди, взрослеющие в равных условиях, становятся уникальными и демонстрируют абсолютно разные качества, воспитанные в них в разное время. Это доказывает важность значимости биологического фактора, который является одной из основ формирования личности [3].

Следующей немаловажной ступенью развития человека является социализация. Развитие человека происходит поэтапно. Пример родителей и воспитание человека влияют на восприятие мира. Существует весьма популярное мнение, что ключевое влияние на развитие человека в целом оказывают родители. Для каждого ребёнка очень важны взаимоотношения между родителями, зачастую и между другими родственниками. Непосредственное отношение семьи к ребёнку, окружающий мир и другие аспекты являются опорными точками развития тех или иных качеств.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что воспитание - это целенаправленный процесс воздействия на развитие человека. Поэтому в первые годы жизни каждый человек перенимает большинство качеств и черт характера от тех людей, которые его окружают. В дальнейшем личность человека может изменяться быть незначительно скорректирована, но именно в ранние годы закладывается «фундамент». Каждого человека на старте своей жизни можно сравнить с губкой. Мы впитываем информацию, хотим того или нет. Поэтому родители должны помнить о важности качественного воспитания и внимания, иначе ребёнок может «впитать» в себя плохую информацию. Добиться должного воспитания возможно с помощью налаженного взаимодействия с ребёнком.

Именно поэтому первые жизненные переживания создают основу, отправную точку для всего экстрасенсорного развития человека. Это основа личности ребенка, благодаря чему он формирует свое отношение к жизни. Мир, окружающий ребенка, - это его дом, семейный круг и люди, которые рядом с ним. Поэтому в этом кругу ребенок всегда может найти защиту и помощь от семьи. В данном случае от ребёнка не требуется проходить все тяготы жизни самостоятельно.

При полном обеспечении ребёнка во всех смыслах родители оставляют ему время на занятие развитием самостоятельности. Семья - это первая и самая важная социальная школа для человека. Любая информация, полученная в каком-либо образовательном учреждении, может быть получена и позже, чего не скажешь о родительском воспитании на ранних этапах взросления человека. Радость жизни, позитивный настрой, и любые другие положительные качества прививаются именно в семье. В случае отсутствия должного воспитания человеку труднее избавиться от негативного отношения к миру. Каждый ребёнок формирует своё личное отношение ко всему окружающему через процесс непрерывного обучения. На ранних этапах это обучение происходит бессознательно, а в дальнейшем сознательно.

Стоит отметить, что и в семьях у детей не всегда получается идентифицировать себя со взрослыми людьми, поскольку есть семьи, в которых ребенок является больше грузом, нежели какой-то радостью, и тем, во что хочется вкладывать свои силы, ресурсы для его воспитания и гармоничного развития. В такой семье у ребенка плохо складываются взаимоотношения с родителями, эмоциональная составляющая сводится практически к нулю, что не дает возможности ребенку идентифицировать себя со взрослым человеком. Также такие семьи не позволяют ребенку выстроить свое собственное «Я», быть самостоятельным и независимым. Ребенок в таких семьях больше похож на ведомого не только внутри своей семьи, но и в обществе в целом. Именно это может повлиять на то, что во взрослой жизни выросший ребенок будет сталкиваться с всевозможными трудностями, он не сможет контролировать свои желания, чувства, и это будет мешать его продуктивной деятельности и коммуникации вместе с людьми. Ему также будет тяжело адаптироваться к реалиям современного мира и к тем изменениям, которые будут происходить в дальнейшем. Это все черты характера, которые типичны для психопатических личностей. Воспитание в детских домах и эмоциональное пренебрежение в семье часто формируют психопатические личности. Человек, являющийся авторитетом для ребенка, должен понимать, что в ходе тесного общения будут формироваться хорошие и плохие качества или черты. При этом процесс обобщения работает в его психике [8].

Это позволяет сделать вывод о том, что ребенок уже умеет обобщать и делать выводы касательно своих чувств, у него получается переносить свои жизненные переживания в различных ситуациях на какие-либо сопутствующие проблемы. Жизненные переживания будут усиливаться намного интенсивнее, если им будут сопутствовать нужные эмоции. Если же в подростковом возрасте либо же позднем детстве его эмоции не меняются к этим противоборствующим переживаниям, то и во взрослой психике они составляют важнейшую часть и не видоизменяются. Процесс жизни в родительской семье является для ребенка одним из важнейших, поскольку именно в этот момент происходит интенсивное обобщение различных эмоциональных переживаний, поскольку здесь также он не подвергается какому-то рациональному анализу, следовательно, во взрослой жизни ему уже придется это делать. Если у человека возникают эмоционально сильные переживания, противоречащие предыдущим обобщениям, они, вероятно, изменят первые, отдав предпочтение другим, более положительным или более негативным обобщениям, чем предыдущие.

Процессы идентификации и обобщения переплетены, поэтому невозможно определить, насколько черта характера является следствием того или иного события в развивающейся личности.

Из всего вышесказанного ясно, что долг семьи - это правильное формирование молодого человека. Семья должна быть лучшей школой для жизни. Она успешно решит эту задачу, если предоставит ребенку самые положительные примеры поведения в жизни, решения жизненных задач и отношения к сообществу. Семья обязана направлять ребенка к конструктивному решению жиз-

ненных проблем, постепенно обременять его возрастающими обязанностями и ответственностью, соответствующей степени его физического и умственного развития. Таким образом, у ребенка будет развиваться способность к самоинициативности, самостоятельной деятельности, к противостоянию трудностям и неудачам.

Семья должна выражать доверие к детям и другим людям, воспитывать их с любовью, уважать их индивидуальность и понимать их личные потребности и предпочтения. Только так в человеке может развиваться социальность. Это большая ошибка, когда члены семьи слишком привязывают к себе - тогда он становится зависимым и некомпетентным вне близкого семейного круга. Но также плохо, когда семья отторгает ребенка от себя, когда его не любят и пренебрегают. В обоих случаях ребенок позже будет недоволен, поскольку, скорее всего, перерастет в нестабильного человека. Ребенок хорошо приспосабливается к семейной жизни сам по себе, а позже успешно справляется с другими сообществами, если семья принимает его как своего равноправного и полноправного члена. Он имеет не только права, но и обязанности в семье. Давать ему только права и не обременять никакими обязанностями - значит баловать, выталкивать на путь больного эгоцентризма, отсутствия независимости, тунеядства и социальной безответственности. Возлагать на ребенка только обязанности - значит действовать авторитарно, и ребенок станет робким, вызывающим, агрессивным и некомпетентным перед лицом жизненных проблем. Задача семьи - найти баланс между обязанностями и правами.

Переход от детства в подростковый возраст психологи именуют онтогенезом, поскольку данный период в жизни каждого человека является критическим и определяет, формирует его дальнейшее мировоззрение, отношение к окружающему миру и самому себе. В онтогенезе психика у ребенка нестабильна, именно поэтому он впитывает все, что получает из социальной среды. Подростковый возраст можно охарактеризовать как этап, когда человек начинает приобщаться к культуре, этап, который начинает формировать личность, закладывать определенные ценности, принципы, которые в дальнейшем будут обусловливать его поведение и поступки.

С. Холл был первым психологом, который описал психологические особенности подросткового возраста, и он также указал на противоречивость действий и поступков детей. Также он отмечал, что подростковый возраст определяется как кризисный период жизни человека, и причина тому легко объяснима, поскольку данный возраст сопровождается анатомическими и биологическими изменениями подростка. Он растет, увеличивается масса тела, мышц, происходит половое созревание. Он продолжает жить в определенной среде и учиться в окружении своих сверстников, при этом внутри данной группы он хочет остаться индивидуальностью, вместе с тем принадлежать этой группе, для чего должен подстраиваться под ее обычаи и традиции. Именно поэтому в подростковом возрасте происходят частые ссоры с родителями и непринятие себя [4].

В подростковом возрасте присутствует реакция эмансипации, которая выражается в полной автономии подростка от любого попечения и поддержки старшего поколения, будь то учителя или родители. Такая ярко выраженная потребность сильно связана с тягой к самостоятельности и самоутверждению как личности, она может проявляться в непослушании и несоблюдении установленных норм и порядков, духовных ценностей. Проявления эмансипации могут быть весьма различны, а возникает она вследствие гиперопеки. Крайняя форма такой реакции - побег из дома в попытке показать, что он может прожить и без опеки взрослых, что он уже сам вырос, более легкая форма - когда подросток принимает форму поведения, при которой он во многих своих действиях поступает как он хочет, самостоятельно.

Немаловажную роль в развитии личности подростка играет семейной сознание, в него входят бытовые элементы, житейские взгляды, традиции семьи, учеты притязаний всех её членов. Всё зависит от поступков и поведения членов семьи, в первую очередь это связано с личностными отношениями. Семья сможет справиться с частными противоречиями (бытовыми проблемами и привычками) общими усилиями, только если поведение каждого члена соответствует их принятым моральным установкам. Если возникают конфликтные ситуации, влияющие на взаимоотношения внутри семьи и затрагивающие всю эмоциональную сферу, то причинами этому являются поступки одного из членов семьи, противоречащие идеалам и принципам другого.

Стоит отметить, что регулярные конфликтные ситуации между родителями непременно отразятся на нравственно-волевом развитии детей, а также влиянии на волевую сферу подростков, в семье которых происходят продолжительные семейные конфликты. Одна часть подростков, которая страдает от семейных конфликтов (возможно даже участвуя в них), наблюдая ссоры и недовольство родителей, аффективное поведение, получают «травмы», угнетающие психику подростка. Другая часть подростков находят возможность выдерживать отрицательное воздействие конфликтов с помощью положительного влияния товарищей, соседей и школьной среды. Стоит помнить, что регулярные и затяжные

Библиографический список

конфликты внутри семьи приводят к неврозам и стойким эмоциональным состояниям, волевая активность таких подростков стремительно падает [5].

Все это сказывается на учебной деятельности подростков, особенно ярко выражено это после самого конфликта в сравнении, когда обстановка в семье спокойная. Выливается это в такие проблемы, как состояние апатии либо неадекватная реакция подростка на какие-либо замечания учителей; выражения симпатии и антипатии других детей, которые не знают или не понимают ситуации этого подростка, делая выводы только по поведению в школе. Ввиду регулярных семейных скандалов любая продуктивная деятельность подростка сильно замедляется, и он не может показать все свои положительные качества.

Е.Л. Афанасьева и Л.Н. Черных характеризуют стиль семейного воспитания как отношение родителей к ребенку, контроль его действий и поведения, формы поощрения и наказания. С другой стороны, стиль семейного воспитания - это вариативность поведения родителей, которые в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей или меньшей степени [7].

Одними из самых распространённых стилей воспитания детско-родитель-ских отношений являются либеральный, демократический и авторитарный, к такому выводу мы пришли после анализа соответствующей литературы и научных исследований различных авторов, таких как Г. Мертон, Д. Олсон, С. Розум, К. Роджерс, Б. Скиннер, Т. Кравченко, А. Адлер. Каждому стилю воспитания присущи свои особенности, которые отражаются на психоэмоциональном состоянии ребенка.

Считаем немаловажным более подробно разобрать вышеописанные стили воспитания. Авторитарному стилю воспитания характерны высокий контроль со стороны родителей и довольно холодные, не доверительные отношения. Ребенку предоставляется инициатива редко и в меньшем объеме, родители часто критикуют ребенка, пожелания и предложения ребенка, как правило, не учитываются, в качестве реакции ребенка при таком стиле воспитания часто выступает агрессивность и грубость. В авторитарном стиле воспитания родители часто лишают ребенка самостоятельности, приказывают, ведут жесткий контроль. Авторитарный стиль ограничивает возможности развития свободного мышления у детей, воспитывает отрицательные личностные качества (неуверенность в себе, низкую самооценку).

И.В. Царукян доказала, что в семьях, где преобладающим является демократический стиль воспитания, развивается благополучная семейная обстановка, и, как результат, гармоничное формирование личности детей, благоприятный эмоциональный фон. У детей количество страхов не превосходит возрастные нормы. В семьях, в которых преобладающим стилем воспитания выявляются авторитарный или либеральный стиль, у детей прослеживается нарушение эмоциональной сферы [6].

Качественную классификацию типов нарушения семейного воспитания предложил Э.Г Эйдемиллер, характеризуя отношения к детям с неврозоподоб-ными состояниями:

1) потворствующая гиперпротекция - семья стремится излишне полно удовлетворить абсолютно все потребности ребенка, постоянно находящегося в центре внимания;

2) доминирующая гиперпротекция - семья ограничивает самостоятельность ребенка, при этом постоянно находящегося в центре внимания;

3) эмоциональное отвержение - семья игнорирует потребности ребенка;

4) повышенная моральная ответственность - семья игнорирует потребности ребенка, при этом требуя от него определенного поведения;

5) жестокое обращение - семья игнорирует потребности ребенка, практикуя жестокие наказания даже за малейшие проступки;

6) безнадзорность - семья игнорирует потребности ребенка, который предоставлен сам себе, без какого-либо контроля со стороны взрослых [9].

Согласно исследованиям Л.Р. Аблаевой, направленным на изучение влияния типа семейного воспитания на развитие личности ребенка, было выделено три типа родительского воспитания, которые способствуют формированию личностных особенностей детей - это авторитетные, авторитарные и снисходительные родители.

Также Л.Р Аблаева выделяет параметры поведения родителей, которые способствуют развитию вышеуказанных особенностей детей: родительский контроль, родительские требования, способы общения с детьми и эмоциональная поддержка. Для гармоничного развития личности ребенка оптимальным является сочетание требовательности и контроля с уважением и принятием личности ребенка [1].

Таким образом, можно сделать выводы о том, что тип семейного воспитания оказывает существенное влияние на развитие личности ребенка, на формирование у него особенностей эмоциональной сферы, характера, поведения и отношения к окружающему миру. Нарушения в воспитательном процессе способствуют неблагоприятному становлению личности, возникновению проблем во взаимоотношениях со сверстниками, развитию акцентуаций характера.

1. Аблаева Л.Р Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональную сферу младшего школьника. Проблемы современного педагогического образования. 2016; № 51-1: 269-276.

2. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка в семье: Советы психотерапевта. Санкт-Петерберг: КАРО, 2015.

3. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. Санкт-Петербург, 1997.

4. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. Москва, 1990.

5. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. Санкт-Петербург, 1999.

6. Царукян И.В. Влияние стиля семейного воспитания на психоэмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста. Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2017; № 1819: 4-8.

7. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. Москва: Академический проспект, 2010.

8. Эйдемиллер Э.Г, Юстицкис В. Психология и психотерапия семь. Санкт-Петербург: Питер, 1999.

References

9. 1. Ablaeva L.R. Vliyanie stilya semejnogo vospitaniya na 'emocional'nuyu sferu mladshego shkol'nika. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya 2016; № 51-1: 269-276.

2. Garbuzov V.I. Vospitanierebenka vsem'e: Sovetypsihoterapevta. Sankt-Peterberg: KARO, 2015.

3. Zaharov A.I. Preduprezhdenieotklonenij vpovedeniirebenka. Sankt-Peterburg, 1997.

4. Kle M. Psihologiya podrostka: psihoseksual'noe razvitie. Moskva, 1990.

5. Mozhginskij Yu.B. Agressiya podrostkov: 'emocional'nyj i krizisnyj mehanizm. Sankt-Peterburg, 1999.

6. Carukyan I.V. Vliyanie stilya semejnogo vospitaniya na psiho'emocional'noe razvitie detej starshego doshkol'nogo vozrasta. Nauchnoe obozrenie: gumanitarnye issledovaniya. 2017; № 1819: 4-8.

7. Shnejder L.B. Semejnaya psihologiya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Akademicheskij prospekt, 2010.

8. 'Ejdemiller 'E.G., Yustickis V. Psihologiya ipsihoterapiya sem'. Sankt-Peterburg: Piter, 1999.

Статья поступила в редакцию 01.12.22

УДК 372

Vezetiu E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: viza_1986@bk.ru Vovk E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia), E-mail: viza_1986@bk.ru

NEW MEDIA AND MODERN PROCESSES IN COMMUNICATION. The article discusses the main processes that occur in the period of new media. The analysis of the studied literature on the manipulative influence of the mass media (hereinafter referred to as the media) on the audience, carried out at different levels, is carried out. Factors of effective manipulative influence of mass media are defined and described. The authors conclude that at the junction of interpersonal communication and mass media, new media have arisen, which, thanks to technological means of communication, allow the user not only to instantly receive information, but also to create an information flow. One of the signs of a new era is interactivity. Cyberspace is the electronic medium of computer networks where online communication takes place. High-speed and wireless Internet has made a person a mobile consumer of news. In addition, the consumer has the opportunity to receive and post information in any formats: text, sound, video. This is how the multimedia of the information flow is formed. Key words: new media, mass media, communication, manipulative influence.

The study was financially supported by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Priority 2030 Program № 075-15-2021-1323.

Е.В. Везетиу, канд. пед. наук, доц., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: viza_1986@bk.ru

Е.В. Вовк, канд. пед. наук, доц., Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, E-mail: viza_1986@bk.ru

НОВЫЕ МЕДИА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОММУНИКАЦИИ

В данной статье рассматриваются основные процессы, которые происходят в период новых медиа. Проведен анализ исследуемой литературы о мани-пулятивном влиянии средств массовой информации (далее - СМИ) на аудиторию, осуществляемую на разных уровнях. Определены и описаны факторы эффективного манипулятивного воздействия СМИ. Авторы делают вывод о том, что на стыке межличностной коммуникации и массмедиа возникли новые медиа, которые благодаря технологическим средствам коммуникации позволяют пользователю не только мгновенно получать информацию, но и создавать информационный поток. У потребителя есть возможность принимать и размещать информацию в любых форматах: текстовом, звуковом, видео. Так формируется мультимедийность информационного потока.

Ключевые слова: новые медиа, средства массовой информации, коммуникация, манипулятивное влияние.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет - 2030» № 075-15-2021-1323

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новая эпоха в массовой коммуникации наступила на рубеже XIX и XX вв. с появлением радио. С приходом радио изменились принципы доставки информации. Она стала циркулировать быстрее, появилась возможность выпускать новости в прямом эфире. Живой звук, трансляция из студии создали эффект присутствия. Невероятно расширился круг потребителей, ведь для получения информации с помощью радио не нужно было быть грамотным. Появление телевидения усилило эффект присутствия за счет «живой» картинки, прямых включений, монтажа (фактически сжатия времени и пространства в кадре). Телевидение позволило объединить основные каналы восприятия человеком информации и действовать на них [1-6].

Цель данной статьи - теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме о манипулятивном влиянии средств массовой информации на аудиторию, осуществляемую на разных уровнях.

Основные задачи статьи видятся в следующем: определение доминирующих факторов эффективного манипулятивного воздействия средств массовой информации на аудиторию, осуществляемую на разных уровнях.

Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение.

Научная новизна статьи определяется выявлением факторов эффективного манипулятивного воздействия средств массовой информации на аудиторию,

осуществляемую на разных уровнях. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о значимости исследуемого междисциплинарного направления. Практическая значимость - в определении направления работы специалистов в эпоху персонализации информационных потоков.

Все медиа существуют благодаря определенным технологиям. Для традиционных медиа были характерны не только ресурсоемкие инструменты создания продукта, но и медиавещатели, ограниченные форматом доставки информации вещания, в связи с чем обратная связь от потребителей была растянута во времени, и этот канал был несравнимо уже против потока от СМИ к аудитории.

Российский ученый А.В. Федоров [6] говорит о манипулятивном влиянии средств массовой информации на аудиторию, осуществляемую на разных уровнях:

1. Психофизиологическом, который связан с эмоциями. Например, изменение восприятия мира, в котором действия персонажа фильма, сериала, телепередачи могут оправдать жестокость и насилие, что будет восприниматься как нечто естественное.

2. Социально-психологическом. Данный уровень основывается на том, что зритель получает иллюзию осуществления желаний посредством действий персонажа телепередачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.