Научная статья на тему 'Онтогенетический аспект социальной адаптации ребенка'

Онтогенетический аспект социальной адаптации ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
811
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Онтогенетический аспект социальной адаптации ребенка»

ни старались специалисты в области информатики, они не в состоянии преодолеть процесс деперсонализации и обесценения обучения в социально -культурном плане, построенного на компьютерных технологиях. Абсолютизация роли современных информационных технологий грозит умалением и вы-

теснением личностного компонента образования. А это неизбежно ведет (и современное состояние общества тому убедительное подтверждение) к дегуманизации, опошлению всего того, что составляло неповторимую самобытность народа, духовную основу его бытия.

Примечания

1. М. Грин, П. Экель, А. Барблан. Дерзкий, хотя и маленький, новый мир высшего образования // Вестник высшей школы. 2004. № 3.

2. А.И. Уткин. Революция в информатике угрожает упадком образования? // Высшее образование сегодня. 2001. № 2.

3. А. Коваленко. О реформе образования // Ярославские епархиальные ведомости. 2003. № 9.

4. Основные результаты единого государственного экзамены в Ярославской области (в графиках, диаграммах, таблицах). 2004 год. Департамент образования. Администрация Ярославской области. "Центр оценки и контроля качества образования". Ярославль. 2004.

5. Первое послание к Коринфянам святого Апостола Павла // Новый завет. СПБ.: Синодальная типография, 1892.

В.Н. Белкина, Ю.С. Проскурякова

Онтогенетический аспект социальной адаптации ребенка

Идея социальной адаптации личности затрагивалась в работах ряда видных социологов (Дж. Г. Мид, Т. Парсонс) и психологов (Л.С. Выготский, А. А. Налчаджян, А.В. Петровский, Ж. Пиаже, Л. Филипс).

Адаптация (от лат. adapto - приспособляю) определяется как приспособление строения и функций организма, его клеточных систем, органов к условиям окружающей среды. Адаптация человека имеет два аспекта - биологический и психологический.

Психологический аспект адаптации (часто обозначаемый понятием социальной адаптации) - это приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами, интересами. Психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества: как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению-

семье, общественной группе, трудовому коллективу. Основные проявления психологической адаптации - взаимодействие человека с окружающими людьми и его активная деятельность, важнейшим средством ее достижения являются общее воспитание и образование, а также трудовая и профессиональная подготовка. Процесс психологической адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития [6].

Таким образом, социальная адаптация - постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Хотя социальная адаптация идет непрерывно, это понятие обычно связывается с периодами кардинальных изменений деятельности индивида и его окружения.

С понятием «адаптация» тесно связано такое явление, как социализация. Социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта,

осуществляемый в общениии деятельности.

Одни авторы придерживаются мнения, что адаптация является этапом социализации личности, ее частью. Другие рассматривают адаптацию и социализацию как единый процесс взаимодействия личности и общества. При этом адаптация выражает приспособление человека к новой для него предметной деятельности, являясь условием социализации, понимаемой как процесс становления личности. Третьи, напротив, делают вывод, что социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Здесь стоит отметить, что в разных отношениях адаптация может рассматриваться и уже и шире социализации.

“Нам представляется, что выработка полноценного научного определения социально-психической адаптации личности, - пишет А. Налчанджян, - возможна только на основе идеи онтогенетической социализации, если определение этого понятия, в свою очередь, правильно отражает тот реальный и чрезвычайно сложный процесс, благодаря которому индивид превращается в личность, обладающую некоторыми основными чертами социально-психической зрелости. Онтогенетическую социализацию можно определить как такой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности и подструктуры, которые в целом имеют адаптивное значение. Каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социальнопсихической адаптации личности, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки и ме-

ханизмы поведения или открывает новые способы поведения и решения задач, новые программы и планы внутри-психических процессов» [4. С. 20].

Наряду с понятиями «социальная адаптация» и «социализация», в контексте рассматриваемой нами проблемы целесообразно остановиться на определении социально-психической адапти-рованности. Ее можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Адаптированность, следовательно, есть степень приспособления человека, которая проявляется через его социальный статус и самоощущение, удовлетворенность или неудовлетворенность собой и своей жизнью [4].

Процесс социальной адаптации ребенка в первые годы его жизни обладает очевидными особенностями. К ним относятся показатели адаптации, адап-тированности, а также факторы, влияющие на процесс адаптации и результат.

Детское развитие есть фактически переход от эгоцентрической позиции в психическом развитии ребенка к объективной. Важной формой адаптационных процессов в этот период являются психологические защитные механизмы -продукт онтогенетического развития и научения, которые действуют, как правило, в рамках неосознаваемой психической деятельности. Эти механизмы развиваются как специфические средства психосоциальной адаптации, они предназначены для «совладания» с эмоциями в тех случаях, когда опыт инди-

вида сигнализирует ему о вероятных негативных последствиях их переживания и непосредственного выражения (А. Фрейд), то есть путь к переживанию лежит через эмоции. Эмоции являются базисным адаптивным паттерном.

Однако сами переживания детерминированы внешними по отношению к ребенку факторами, во всяком случае, на первых стадиях онтогенеза. Наиболее важными из них, влияющими на социальное развитие ребенка, являются атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребенка с родителями, позиция ребенка в структуре семьи, стиль воспитания.

Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. С первых дней своей жизни ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений со взрослыми (родителями, воспитателями в детском саду, родственниками и другими взрослыми). Между ребенком и взрослым складываются межличностные связи, которые определяют весь душевный и психологический строй личности: отношение человека к себе, к миру, разнообразные переживания, познавательные и творческие способности. Семья является генетически первой социальной группой, с которой ребенок на протяжении многих лет жизни находится в тесном контакте. В семье в процессе совместного жизне-действия ребенка с родителями закладываются основы личности - ее потребности и интересы, отношение к себе и другим, закрепляется их относительно устойчивая направленность.

Основу социальной адаптации формирует появление у ребенка в первый год жизни чувства привязанности к близким взрослым. Первый год жизни, а особенно период новорожденности -это время адаптации ребенка к новым внеутробным условиям жизни. Д. Боул-би в своей теории привязанности писал, что в первые месяцы жизни устанавливается тесная эмоциональная связь ме-

жду матерью и ребенком, которая не сводима ни к сексуальности, ни к инстинктивному поведению. Он доказывал, что мать для ребенка является надежной защитой, своеобразной базой, которую он время от времени покидает, стремясь исследовать окружающий мир [1].

Хотя тенденция к формированию привязанности имеет эволюционно -генетическое происхождение, само качество привязанности зависит от внешних факторов - главным образом от отношений с матерью. Привязанность как мотивационно - поведенческая система складывается к концу первого года и становится базисом, на котором происходит дальнейшее развитие личности ребенка. К этому времени в психике ребенка складывается важнейшее образование, которое Д. Боулби назвал « внутренней рабочей моделью». Она представляет собой неразрывную и взаимообусловленную связь себя и другого. Ребенок воспринимает себя через отношение к нему близкого взрослого, а этого взрослого (фигуру или персону привязанности) через то, как он к нему относится. Например, в случае надежной и безопасной привязанности ребенок воспринимает себя как любимого, достойного уважения, смелого, умного, а близкого взрослого - как источник любви, защиты и уважения. Если его привязанность ненадежна и небезопасна, он относится к себе как к отвергнутому, нелюбимому, ни к чему не способному, а предмет его привязанности становится источником страха, опасности. Таким образом, отношение ребенка к себе и его представление о себе определяют его отношение к близким взрослым (прежде всего к матери).

Поэтому дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, возникающих в процессе социальной адаптации, а также связанных со здоровьем, трудностями обучения в школе, общением со сверст-

никами, и, наоборот, как правило, нарушение детско - родительских отношений ведет к формированию различных социально - психологических проблем и комплексов.

Самое непосредственное отношение к проблеме социальной адаптации ребенка имеет и теория развития личности Э. Эриксона, который выделил восемь основных этапов в онтогенезе личности ребенка; основой их являются ее идентичность и цельность. Эти этапы представляют собой серию критических периодов, которые должны быть преодолены в течение всей жизни, при этом конкретный этап не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качество, но и подготавливает ребенка к следующему жизненному периоду. Выделяя период до года в качестве первой стадии психического развития, Э. Эриксон, как и многие другие психологи, считал, что в это время психика детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т.е. открытости к миру или настороженности, закрытости к окружающему. Именно это качество впоследствии даст возможность детям доброжелательно относиться к окружающим, без опаски и внутреннего барьера общаться с новыми, незнакомыми людьми.

В период раннего возраста общение малыша со взрослым становится все более социальным, в том смысле, что у ребенка появляются не только биологические, витальные потребности, но и социальные - в общении, в овладении человеческими способами познания и действия. Эти потребности ребенок удовлетворяет с помощью взрослого. М.И. Лисина считает, что ведущим видом общения в период раннего возраста, которое оказывает влияние на социальное развитие ребенка, является ситуативно - деловое общение, осуществляемое в форме сотрудничества со взрос-

лым в условиях совместной предметной деятельности [3]. Наиболее эффективные и благоприятные методы социальной адаптации детей раннего возраста заключаются в том, что взрослый выступает в роли последовательной модели приемлемых форм поведения и устанавливает с малышом теплые, дружеские отношения. Социальное развитие в этот период идет быстрыми темпами. Если проанализировать, чему научился малыш за первые три года жизни в человеческом обществе, то объем и содержание этих приобретений поражают: он реагирует на характер взаимоотношений между людьми, способен сопереживать и сочувствовать, он способен высказать взрослому свое твердое стремление к самостоятельности и независимости. Конечно, ребенок далеко не всегда осознает свои возможности и человеческие формы взаимоотношений, часто действует по подражанию или в ответ на поощрение со стороны взрослого. Однако из единичных, даже ситуативных моральных действий у малыша постепенно складывается представление о возможном характере социального поведения, о его месте среди людей.

Однако следует помнить, что ребенок раннего возраста еще долгое время после акта рождения удерживает биологическую связь с матерью. Она помогает сохранять эмоциональную устойчивость, эмоциональный ком-

форт,без которых нарушается баланс в развитии и не формируется доверие к миру.

В то же время ребенок раннего возраста начинает подчинять поведение родителей, других людей своим требованиям. Малыш прикладывает телефонную трубку к уху матери, просит взрослого пересесть на другой стул, помочь разобраться в игре или издать забавный звук.Эти требования связаны с его стремлением оказать влияние на поведение взрослого.Дети не стали бы ниче-

го требовать от родителей, если бы не считали, что те не могут их послушаться. Таким образом, в процессе активного приспособления к условиям социальной среды ребенок попадает в различные ситуации, в том числе и конфликтные, в разрешении которых ведущая роль принадлежит, прежде всего, родителям (взрослым). Однако уже в раннем детстве он приобретает определенный опыт независимого поведения, и широта этого опыта носит индивидуальные черты.

В дошкольном возрасте изменяется характер взаимодействия ребенка с социальной средой. Важным для него теперь становится не только общение со взрослыми, но и общение со сверстниками. Изучение этой сферы социальной жизни детей, в том числе и социальной адаптации дошкольников, занимает серьезное место в психологии детства. В этом возрасте сверстник становится для ребенка интересен как партнер по играм, другим видам деятельности, расширяется круг общих интересов детей, взаимоотношения приобретают характер избирательных. Все это говорит не только о том, что ребенок приспосабливается к требованиям со стороны ровесников, но и сам определяет условия общения и совместной деятельности с ними.

Это момент чрезвычайной значимости. В дошкольном возрасте интенсивно развивается личность ребенка во всех ее проявлениях: мотивы поведения и деятельности, эмоционально-волевая сфера, социальные представления и устойчивые черты поведения. Формируется и самооценка ребенка, уровень его притязаний, в том числе и социальных. Однако родители, «другие» взрослые далеко не всегда прислушиваются к ребенку. Поэтому уже в раннем (и особенно в дошкольном) возрасте ребенок может отчуждаться от своей истинной самооценки (Б. Спок). Чаще всего это происходит под давлением взрослых, у

которых имеется свое собственное представление о ребенке, его способностях и предназначении. Некоторые дети начинают протестовать против навязываемых им действий, интересов и представлений, вступая в конфликт с окружающими, что рождает негативизм и агрессию. Но страшнее другое. Как отмечает К. Роджерс, дети часто и не пытаются противостоять взрослым, например, родителям. Это происходит потому, что ребенок нуждается в ласке и принятии со стороны взрослого. Однако проблема не только в том, что, стараясь заслужить любовь других, человек отказывается от себя, но и в том, что при осуществлении деятельности, навязанной другими и не соответствующей истинным, хотя и не осознаваемым в данный момент желаниям и способностям, ребенок не может быть полностью успешен, как бы он ни старался и как бы ни убеждал себя, что такая деятельность ему интересна. Это приводит к развитию неуверенности в себе, тревоги или агрессии по отношению к окружающим, к новой деятельности и новым людям, то есть к дезадаптации личности.

Развитие общения и роль взрослого в становлении целостного представления о себе подчеркивал и Э. Эриксон, который считал, что в дошкольном возрасте у детей развивается либо чувство инициативы, либо чувство вины. Развитие этих чувств связано с тем, насколько благополучно протекает процесс социальной адаптации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение. В этот период ребенок учится соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе, реализовывать собственную активность в заданных обществом русле и нормах. К концу этого периода у детей начинает формироваться либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. Однако в большей степени эти новооб-

разования связаны уже со школой и успешностью учебной деятельности.

Дошкольник осваивает формы выражения своего отношения к взрослым и детям. У него ярче и осознаннее проявляется привязанность к близким людям, к своей семье. Возникает новая форма общения- внеситуативно - личностное общение [3]. Ребенок начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире, усваивает нормы поведения и взаимоотношений. Для него теперь важно как общество взрослых, так и общество детей, так как каждое из них по - своему обогащает его социальный опыт.

Таким образом, рассматривая онтогенетический аспект социальной адаптации ребенка в первые семь лет его жизни, можно выделить наиболее важные, с нашей точки зрения, показатели, позволяющие судить о ее характере. Прежде всего, развиваются социальные эмоции и чувства, детерминирующие выбор направлений в поведении

ребенка: в положительных - заложены стимулы (Делай так!), отрицательные «запрещают» повторять определенные способы социального поведения. Кроме того, постепенно формируется социальное знание, которое включает в себя-представления ребенка о других и о себе и которое постепенно становится когнитивным регулятором процесса адаптации к жизни в социуме. И, наконец, уже к концу дошкольного возраста у каждого ребенка формируются достаточно устойчивые черты поведения в различных социальных группах. Все это говорит об активном процессе социальной адаптации детей, индивидуальном уровне социальной адаптированности. В качестве ведущей детерминанты такого процесса в раннем и дошкольном детстве выступает семья. Семья может и должна быть ближайшим и благожелательным помощником детей в сложном и жизненно важном для них процессе социальной адаптации.

Библиографический список

1. Боулби Дж. Привязанность/ Пер. с англ. Н.Г. Григорьевой, Г.В. Бурменской; Общ. ред. и вступ. ст. Г.В. Бурменской. М., 2003.

2. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М., 2003.

3. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Ан-цыферовой. М., 1978.

4. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1988.

5. Туркова И.В. Проблемы адаптации ребенка (в свете современных представлений о психологических защитных механизмах) // Журнал прикладной психологии. 1999, № 2. С. 11-23.

6. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. Минск, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.