Научная статья на тему 'Некоторые психологические аспекты социализации дошкольника'

Некоторые психологические аспекты социализации дошкольника Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1596
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ОНТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ONTOGENETIC SOCIALIZATION / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / МЕХАНИЗМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА / MECHANISMS OF THE CHILD'S MENTAL DEVELOPMENT / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Белкина Валентина Николаевна

Статья посвящена обсуждению вопросов, связанных с проблемой социализации ребенка в раннем и дошкольном детстве. Раскрыты понятия социализации дошкольника, ее факторов и механизмов. Рассмотрены психологические аспекты онтогенетической социальной адаптации и идентификации ребенка со взрослыми. При этом социальная адаптация выступает в качестве начального этапа социализации ребенка, а идентификация одного из механизмов развития личности ребенка. Материал раскрывает некоторые теоретические стороны социальной адаптации ребенка и особенности механизма идентификации детей. В статье также представлены результаты эмпирических исследований, осуществленных под руководством автора статьи. В таком контексте обсуждается проблема взаимосвязи детско-родительских отношений и характера социальной адаптации ребенка в семье, а также специфика функционирования механизма идентификации детей дошкольного возраста в полной и неполной семьях. Результаты исследований согласуются с уже известными в детской психологии данными по проблеме, но в то же время дополняют их. Выводы связаны с необходимостью дальнейших психологических и педагогических исследований различных аспектов процесса социализации современных детей с учетом новых условиях их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Psychological Aspects of the Preschool Child’s Socialization

The article is devoted to the discussion of questions concerning the problem of the child’s socialization in early and preschool childhood. Concepts of the preschool child’s socialization, its factors and mechanisms are revealed. Psychological aspects of ontogenetic social adaptation and identification of the child with adults are regarded. Thus, social adaptation acts as an initial stage of the child’s socialization and identification is one of mechanisms of the child’s identity development. The article reveals some theoretical parts of the child’s social adaptation and peculiarities of the children’s identification mechanism. The results of the empirical researches which were carried out under the supervision of the author of the article are presented in the article. In this context the problem of interrelation of the child parental relations and the nature of the child’s social adaptation in the family, and also specificity of functioning of the preschool age children’s identification mechanism in full and incomplete families are discussed. The results of researches are correlated with data on the problem, already known in children's psychology, but they supplement them at the same time. Conclusions are connected with the need of further psychological and pedagogical researches of various aspects of the process of modern children’s socialization taking into account new conditions of their development.

Текст научной работы на тему «Некоторые психологические аспекты социализации дошкольника»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9.07

В. Н. Белкина

Некоторые психологические аспекты социализации дошкольника

Статья посвящена обсуждению вопросов, связанных с проблемой социализации ребенка в раннем и дошкольном детстве. Раскрыты понятия социализации дошкольника, ее факторов и механизмов. Рассмотрены психологические аспекты онтогенетической социальной адаптации и идентификации ребенка со взрослыми. При этом социальная адаптация выступает в качестве начального этапа социализации ребенка, а идентификация - одного из механизмов развития личности ребенка.

Материал раскрывает некоторые теоретические стороны социальной адаптации ребенка и особенности механизма идентификации детей. В статье также представлены результаты эмпирических исследований, осуществленных под руководством автора статьи. В таком контексте обсуждается проблема взаимосвязи детско-родительских отношений и характера социальной адаптации ребенка в семье, а также специфика функционирования механизма идентификации детей дошкольного возраста в полной и неполной семьях. Результаты исследований согласуются с уже известными в детской психологии данными по проблеме, но в то же время дополняют их.

Выводы связаны с необходимостью дальнейших психологических и педагогических исследований различных аспектов процесса социализации современных детей с учетом новых условиях их развития.

Ключевые слова: социализация, онтогенетическая социализация, социальная адаптация, механизмы психического развития ребенка, идентификация.

PSYCHOLOGY

V. N. Belkina

Some Psychological Aspects of the Preschool Child's Socialization

The article is devoted to the discussion of questions concerning the problem of the child's socialization in early and preschool childhood. Concepts of the preschool child's socialization, its factors and mechanisms are revealed. Psychological aspects of ontogenetic social adaptation and identification of the child with adults are regarded. Thus, social adaptation acts as an initial stage of the child's socialization and identification is one of mechanisms of the child's identity development.

The article reveals some theoretical parts of the child's social adaptation and peculiarities of the children's identification mechanism. The results of the empirical researches which were carried out under the supervision of the author of the article are presented in the article. In this context the problem of interrelation of the child parental relations and the nature of the child's social adaptation in the family, and also specificity of functioning of the preschool age children's identification mechanism in full and incomplete families are discussed. The results of researches are correlated with data on the problem, already known in children's psychology, but they supplement them at the same time.

Conclusions are connected with the need of further psychological and pedagogical researches of various aspects of the process of modern children's socialization taking into account new conditions of their development.

Keywords: socialization, ontogenetic socialization, social adaptation, mechanisms of the child's mental development, identification.

Социализация современного ребенка сегодня рассматривается в качестве одного из приоритетов в психолого-педагогических исследованиях. Речь идет не только об изменении условий развития дошкольников. Беспокоит, скорее, результат их влияния на ребенка. Одной из проблем, обсуждаемых и учеными и практиками, является

отсутствие у детей стремления к непосредственным контактам с другими людьми, в частности, со сверстниками, и, соответственно, слабое развитие у них социально значимых умений. Поэтому не случайно в новых Федеральных государственных стандартах дошкольного образования особое место уделяется развитию у детей до-

© Белкина В. Н., 2015

школьного возраста социальной компетентности. Иными словами, значимой сегодня является достаточно полноценная социализация детей.

Но проблема вхождения ребенка в социум не нова. Множество исследований в области психологии и педагогики детства эту проблему отражают (Л. С. Выготский, А. Д. Кошелева, М. И. Лисина, А. В. Мудрик, В. С. Мухина, Т. А. Репина, А. Маслоу, А. Олпорт, К. Роджерс и др.). Вместе с тем отдельные аспекты, особенно с точки зрения исторических акцентов, остаются неизученными и представляют интерес. Рассмотрим два из них, уже имеющих в психологии серьезную научную основу: социальная адаптации дошкольника как один из начальных этапов его социализации и механизм идентификации, активно функционирующий в раннем и дошкольном детстве.

Проблема социальной адаптации является одной из базовых теоретических и прикладных проблем как в отечественной, так и в зарубежной психологии (П. К. Анохин, Р. М. Баевский, В. В. Богословский, В. П. Казначеев,

В. И. Медведев, Ф. З. Меерсон, А. А. Налчанджян, Р. С. Немов, А. В. Петровский, Г. Селье, А. Ж. Юревиц и др.).

Анализ научной литературы позволяет рассматривать социальную адаптацию в качестве интегративного показателя состояния человека, отражающего его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; гибкость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Иными словами, социальная адаптация - это процесс эффективного взаимодействия личности с социальной средой, в ходе которого человек овладевает механизмами социального поведения и усваивает социальные нормы, имеющие адаптивное значение. При этом особую роль играет онтогенетическая социализация, которая может быть определена как такой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера, имеющие в целом адаптивное значе-

ние. В таком контексте каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психической адаптации личности, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки и механизмы поведения или открывает новые способы поведения и решения задач, новые программы и планы внутри-психических процессов.

В первые месяцы и годы жизни важнейшим фактором социального развития и социальной адаптации является близкий взрослый (А. Адлер, Л. И. Божович, Дж. Боулби, М. И. Лисина, З. Фрейд, Э. Эриксон др.). Именно опыт отношений с родителями на первом году жизни, который порождает привязанность к близкому взрослому, определяет дальнейший ход психического развития.

Привязанность как мотивационно-

поведенческая система складывается к концу первого года и становится базисом, на котором происходит дальнейшее развитие личности ребенка. В это время психика детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство «базового доверия или недоверия» (Э. Эриксон), то есть открытости к миру или настороженности, закрытости к окружающему. Все это впоследствии даст возможность детям доброжелательно относиться к окружающим, без опаски и внутреннего барьера общаться с новыми, незнакомыми людьми.

В раннем возрасте ребенок приобретает первоначальный социальный опыт, овладевает человеческими способами познания и действия. М. И. Лисина в своих работах выделила ведущие системы общения ребенка и взрослого: в младенчестве - это непосредственно-эмоциональное общение, закладывающее эмоциональный фон последующих социальных контактов со взрослыми, в период раннего возраста таковым является ситуативно-деловое общение (сотрудничество со взрослым в условиях совместной предметной деятельности). Социальное развитие в этот период идет быстрыми темпами. Как известно, в формирующемся самосознании ребенок отделяет себя от окружающих, присваивает свое имя, пол, осваивает базовую систему отношения к себе («я хороший»).

В дошкольном возрасте изменяется характер взаимодействия ребенка с социальной средой. Главным для него теперь становится не только общение со взрослыми, но и общение со сверстниками. В связи с этим возникает новый этап со-

циальной адаптации ребенка, требующий актуализации предыдущего опыта взаимодействия с другими людьми, в частности, с близкими взрослыми. По данным Л. И. Божович, именно в этом возрасте дети начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, добавим, в том числе, в системе отношений с себе равными, у них формируется внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворенности своим местом в этих отношениях.

Практически все исследователи психического развития ребенка в первые годы его жизни склоняются к мысли, что именно взаимоотношения с родителями влияют впоследствии на направленность и способы взаимодействия растущего человека с другими людьми.

Теория привязанности Д. Боулби легла в основу исследования факторов социальной адаптации ребенка 5-6 лет, проведенного под нашим руководством [2, 3]. В качестве базисной типологии характера привязанности детей к близким взрослым выступила классификация типов, предложенная П. Криттенден (надежная привязанность, тревожно-амбивалентная привязанность и ненадежная привязанность). Как показали данные обследования 73 детей старшего дошкольного возраста, более 60 % из них имеют надежный тип привязанности к близким взрослым, треть детей обладает тревожно-амбивалентным типом (из различных семей -полных и неполных), почти 6 % дошкольников демонстрируют ненадежную привязанность. Для каждого типа привязанности характерны, как известно, определенные способы переработки и интеграции информации (рациональные или аффективные), поступающей из социального окружения, что приводит к развитию индивидуальных стратегий поведения. Дети с надежным типом привязанности к близким усваивают коммуникативное значение множества средств общения, используют как интеллект, так и аффект. У них складывается внутренняя модель, которая интегрирует информацию из обоих источников в образцы поведения, максимально обеспечивая безопасность и комфорт ребенка. Наши многочисленные наблюдения за поведением детей в группе сверстников, выполнением ими совместных заданий, общения, ярко демонстрируют такую зависимость: дошкольники избегают контактов с агрессивными сверстниками, если знают, что не смогут дать отпор (хотя при этом могут рассказать родителям о своих «подвигах» в ситуации конфликтов), они не вступают в совмест-

ную игру, имея негативный опыт в реализации, например, игровой роли и т. д. [1].

Дети с тревожно-амбивалентным типом привязанности пытаются организовать свое поведение в основном с использованием эмоциональных параметров (аффективной информации). Такие дети требуют постоянного внимания, раздражительны, если не удается достичь желаемого.

Дошкольники с ненадежным типом привязанности организуют свое поведение, исходя в основном из интеллектуальной информации: четко определяют круг общения, виды деятельности, где они могут быть успешными.

Наши данные подтверждают тот факт, что степень адекватности поведения детей в ситуации контактов с ровесниками зависит от типа привязанности к близким взрослым. В нашей выборке социально адекватно ведут себя 46 % детей с надежным типом привязанности, почти треть выборки - с тревожно-амбивалентным типом, около 20 % - с ненадежным типом привязанности. Сравнение представленных количественных данных с теми, которые отражали общую куртину распределения типов привязанности детей к близким взрослым, показало, что общество сверстников обладает способностью в определенной степени корректировать поведение дошкольников.

Таким образом, главным институтом воспитания остается семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Однако с первых дней своей жизни ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с воспитателями в детском саду, с родственниками, другими взрослыми и сверстниками. Социальное окружение влияет на весь психологический строй личности: отношение человека к себе, к миру, разнообразные переживания, познавательные и творческие способности, потребности и интересы, закрепляется относительно устойчивая направленность личности.

Еще одной психологической проблемой социализации ребенка в период раннего и дошкольного детства является проблема ведущих механизмов развития социально значимых качеств личности. Результатом как теоретических, так и практических исследований стало представление об идентификации как одном из таких механизмов.

С позиции отечественной психологической школы (В. С. Мухина, Н. Н. Обозов, Л. В. Попова и др.), идентификация представляет собой много-

уровневый полифункциональный механизм позитивного развития личности в онтогенезе, обеспечивающего социализацию и персонализацию индивида посредством эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом [7].

Идентификация в онтогенезе формируется уже на этапе раннего детства через присвоение ребенком идентифицирующего поведения другого человека (матери). В дошкольный период появление у детей активного подражания внешней стороне поведения родителей (манерам, речи, интонации, одежде, занятиям), отождествления с некоторыми их личностными чертами, что собственно и представляет проявления функционирования механизма идентификации, способствует дальнейшей социализации и развитию самосознания личности. При этом, согласно результатам некоторых исследований, наиболее выражена идентификация ребенка с родителями в возрасте 5-7 лет [4]. В психологических работах разных лет раскрыты детерминанты выбора ребенком объекта для идентификации. В частности, доказано существенное влияние на такой выбор следующих факторов: характера отношений между ребенком и взрослым (эмоциональное принятие, активность взаимодействия), привлекательности модели, демонстрируемой родителем (авторитет, компетентность), наличия в семье идентичного полу ребенка члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки - у девочек). Также большинство отечественных ученых сходятся во мнении, что в случаях здоровой семейной обстановки нормальным считается, что ребенок при выборе объекта для идентификации ориентируется на фактор половой принадлежности, то есть у детей прослеживается направленность на усвоение образцов поведения, свойственных своему полу. Как следствие, выбор объекта для идентификации при благоприятной ситуации выглядит следующим образом: у девочек преобладает отождествление с матерью, у мальчиков прослеживается аналогичная направленность на принятие роли и функций отца.

Однако некоторые исследователи не отрицают возможности возникновения идентификации с родителем противоположного ребенку пола. Детерминируется данная ситуация, во-первых, тем, что модель, демонстрируемая одним родителем, значительно отличается на фоне другой яркостью либо авторитетностью (А. И. Захаров); во-вторых, идентификацию с несвойственными полу образцами поведения связывают также с ситу-

ацией воспитания дошкольника в неполной материнской семье, для которой типично отсутствие образца мужской роли и наличие искаженного примера женской (в силу перераспределения семейных ролей).

Результаты исследования, проведенного под нашим руководством, во многом согласуются с известными в психологии данными (Б. И. Дукович, Э. В. Соколова и др.). В частности, выбор объекта для идентификации детей из полных семей во многом определяется фактором гендера и особенностями внутрисемейного воспитания: отмечено преобладание у девочек стремления и желания подражать матери; у мальчиков прослеживается аналогичная ярко выраженная направленность на принятие роли и функций отца.Таким образом, совокупность данных фактов, а также сам вид структуры взаимоотношений детей из полных семей, по нашему мнению, указывают на гармоничный характер протекания механизма идентификации, проявляющийся в устремлении к усвоению полоролевых стереотипов социального поведения ребенка. Вместе с тем, однозначного ответа на вопрос о позитивном или негативном характере социализации ребенка в этом случае дать нельзя, поскольку на процесс его социального развития влияет не только идентификация с близкими взрослыми.

В неполных материнских семьях выбор ребенком объекта для идентификации, как правило, не обусловлен половой дифференциацией, а характеризуется большой вариативностью, происходит из числа людей, зачастую не только не относящихся к родительской чете, но и не входящих в семейный круг [5]. Для детей из неполных семей главным объектом для идентификации является мать (привязанность к матери у девочек превосходит аналогичную привязанность у мальчиков), бабушки и дедушки (наиболее выражено для мальчиков). Однако условия идентификации с матерью в неполной семье для девочек отягощаются фактором страха перед потенциальным наказанием с ее стороны на почве вынужденного соблюдения ею отцовских функций (в том числе дисциплинарных). Для мальчиков основной трудностью является непосредственный выбор объекта для полоролевой идентификации с целью компенсации либо отсутствия, либо эмоционального отрицания модели поведения отца [5]. Полученные данные привели нас к заключению о том, что условия идентификации в неполной семье могут способствовать искажению гендерных

стереотипов поведения, что может вызвать затруднения в протекании идентификации у детей из неполных семей, трудности в социализации, так как она проходит в условиях хаотичной и разрозненной по структуре системы взаимоотношений с окружающими.

Поскольку основным объектом идентификации в дошкольном возрасте является родитель, а конкретные особенности формирования и развертывания механизма идентификации в онтогенезе личности ребенка зависят не только от его половозрастных особенностей, но и от условий семьи, в которой он проживает, проблема детско-родительских отношений, обретая новый ракурс, подтверждает свое первостепенное значение.

Таким образом, рассматриваемые нами аспекты социализации ребенка в раннем и дошкольном возрасте, несмотря на наличие работ, раскрывающих их суть, остаются во многом открытыми. В частности, трудности социализации современного ребенка, о которых хорошо известно и ученым и практикам, предстоит еще интерпретировать с точки зрения условий развития личности в первые годы жизни. Это важно не только для психологической науки, но и для педагогической практики.

Библиографический список

1. Белкина, В. Н. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия детей со сверстниками [Текст] / В. Н. Белкина. - Ярославль, 2012.

2. Белкина, В. Н., Проскурякова, Ю. С. Онтогенетический аспект социальной адаптации ребенка [Текст] / В. Н. Белкина, Ю. С. Ершова // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль. -2005. - № 4 (45). - С. 87-92.

3. Ершова, Ю. С. Условия социальной адаптации ребенка в контексте теории Дж. Боулби [Текст] / Ю. С. Ершова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2007. - № 5.

4. Захаров, А. И. Принятие детьми роли родителей в зависимости от характера семейных отношений [Текст] / А. И. Захаров // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. - Краснодар, 1978.

5. Левашкина, А. О. Идентификация детей разного пола с родителями в полных и неполных семьях: автореферат дис. ... канд. психологических наук I А. О. Левашкина. - Ярославль, 2013.

6. Ыудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст] I А. В. Ыудрик. - M., 2003.

7. Нухина, В. С. Эволюция личности сквозь призму механизмов развития и бытия [Текст] I В. С. Нухина II Развитие личности. - 2007. - № 2. - С. 8-31.

8. Фельдштейн, Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития [Текст] I Д. И. Фельдштейн I/ Педагогика - 2010. -№ 7. - С. 3-11.

Bibliograficheskij spisok

1. Belkina, V. N. Psihologo-pedagogicheskie aspekty vzaimodejstvija detej so sverstnikami [Tekst] I V. N. Belkina. - Jaroslavl', 2012.

2. Belkina, V. N., Proskurjakova, Ju. S. Ontogeneticheskij aspekt social'noj adaptacii rebenka [Tekst] I V. N. Belkina, Ju. S. Ershova II Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - Jaroslavl'. - 2005. - № 4 (45). -S. 87-92.

3. Ershova, Ju. S. Uslovija social'noj adaptacii rebenka v kontekste teorii Dzh. Boulbi [Tekst] I Ju. S. Ershova II Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. - 2007. - № 5.

4. Zaharov, A. I. Prinjatie det'mi roli roditelej v zavisi-mosti ot haraktera semejnyh otnoshenij [Tekst] I A. I. Zaharov II Voprosy psihologii poznanija ljud'mi drug druga i obshhenija. - Krasnodar, 1978.

5. Levashkina, A. O. Identifikacija detej raznogo pola s roditeljami v polnyh i nepolnyh semjah: avtoreferat dis. ... kand. psihologicheskih nauk I A. O. Levashkina. - Jaroslavl', 2013.

6. Mudrik, A. V. Social'naja pedagogika [Tekst] I A. V. Mudrik. - M., 2003.

7. Muhina, V. S. Jevoljucija lichnosti skvoz' prizmu mehanizmov razvitija i bytija [Tekst] I V. S. Muhina II Razvitie lichnosti. - 2007. - № 2. - S. 8-31.

8. Fel'dshtejn, D. I. Prioritetnye napravlenija psihologo-pedagogicheskih issledovanij v uslovijah znachimyh iz-menenij rebenka i situacii ego razvitija [Tekst] I D. I. Fel'dshtejn II Pedagogika - 2010. - № 7. - S. 3-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.