Научная статья на тему 'Концепция психологической работы по развитию надежной привязанности между родителями и детьми в семьях с часто болеющими и здоровыми детьми'

Концепция психологической работы по развитию надежной привязанности между родителями и детьми в семьях с часто болеющими и здоровыми детьми Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
583
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ / RRI CHILDREN / ПРИВЯЗАННОСТЬ / ATTACHMENT / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ / CONDITIONS OF PARENTING / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ / FUNCTIONAL PARENTING STYLE / ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ / DYSFUNCTIONAL PARENTING STYLE / НАДЕЖНЫЙ ТИП ПРИВЯЗАННОСТИ / RELIABLE ATTACHMENT TYPE / АМБИВАЛЕНТНЫЙ ТИП ПРИВЯЗАННОСТИ / AMBIVALENT ATTACHMENT TYPE / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ / INDIVIDUAL PERSONALITY THEORY / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РОДИТЕЛЬСТВА / INTEGRAL PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF PARENTHOOD / КОМПОНЕНТЫ РОДИТЕЛЬСТВА / THE COMPONENTS OF PARENTHOOD / PARENT-CHILD RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ширяева Ольга Александровна

В статье рассматривается модель работы психолога с семьями с часто болеющими и здоровыми детьми. Проблемным полем выступают детско-родительские отношения. Особенно подчеркивается психосоматический аспект в семьях с часто болеющими детьми, которые в случае переживания дефицита важнейших психологических и эмоциональных потребностей способны демонстрировать болезнь как симптом. Семья на ранних этапах жизни является единственной, а позднее одной из наиболее важных социальных групп для индивида, поэтому необходима комплексная коррекция взаимоотношений как в детско-родительской, так и в супружеской субсистемах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF PSYCHOLOGICAL WORK ON THE DEVELOPMENT OF SECURE ATTACHMENT BETWEEN PARENTS AND CHILDREN IN FAMILIES WITH RRI CHILDREN AND HEALTHY CHILDREN

The article describes the model of a psychologist's work with families with RRI children and healthy children. Parent-child relationship is a problematic field. The author especially emphasizes the psychosomatic aspect in families with RRI children, who in case of a shortage of the most important psychological and emotional needs, are able to demonstrate their illness as a symptom. In the early stages of life family is the only and later one of the most important social groups for an individual, so a complex correction of relationship in childparent and matrimonial subsystems is necessary.

Текст научной работы на тему «Концепция психологической работы по развитию надежной привязанности между родителями и детьми в семьях с часто болеющими и здоровыми детьми»

КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ НАДЕЖНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ В СЕМЬЯХ С ЧАСТО БОЛЕЮЩИМИ И ЗДОРОВЫМИ ДЕТЬМИ

THE CONCEPT OF PSYCHOLOGICAL WORK ON THE DEVELOPMENT OF SECURE ATTACHMENT BETWEEN PARENTS AND CHILDREN IN FAMILIES WITH RRI CHILDREN AND HEALTHY CHILDREN

O.A. Ширяева

O.A. Shiryaeva

Часто болеющие дети, привязанность, детско-родительские отношения, условия воспитания, функциональный стиль воспитания, дисфункциональный стиль воспитания, надежный тип привязанности, амбивалентный тип привязанности, индивидуальная теория личности, интегральная психологическая структура родительства, компоненты родительства. В статье рассматривается модель работы психолога с семьями с часто болеющими и здоровыми детьми. Проблемным полем выступают детско-родительские отношения. Особенно подчеркивается психосоматический аспект в семьях с часто болеющими детьми, которые в случае переживания дефицита важнейших психологических и эмоциональных потребностей способны демонстрировать болезнь как симптом. Семья на ранних этапах жизни является единственной, а позднее одной из наиболее важных социальных групп для индивида, поэтому необходима комплексная коррекция взаимоотношений как в детско-родительской, так и в супружеской субсистемах.

RRI children, attachment, parent-child relationship, conditions of parenting, functional parenting style, dysfunctional parenting style, reliable attachment type, ambivalent attachment type, individual personality theory, integral psychological structure of parenthood, the components of parenthood.

The article describes the model of a psychologist's work with families with RRI children and healthy children. Parent-child relationship is a problematic field. The author especially emphasizes the psychosomatic aspect in families with RRI children, who in case of a shortage of the most important psychological and emotional needs, are able to demonstrate their illness as a symptom. In the early stages of life family is the only and later one of the most important social groups for an individual, so a complex correction of relationship in child-parent and matrimonial subsystems is necessary.

Развитие личности получает начало в семье. «Интроецированные в детстве отношения со значимыми людьми становятся своего рода матрицей всей системы отношений взрослых субъектов в целом» [Аликин, Лукьянченко, 2012, с. 229]. «Семья является первичным и необходимым условием формирования эмоционально стабильной, жизнеспособной, творчески ориентированной личности, поскольку базовые структуры психики человека формируются преимущественно на довербальном этапе, в пренатальный и пост-натальный периоды, когда ребенок находится в

полной зависимости от родителей и требует условий, соответствующих его базовым потребностям. Ребенок в условиях адекватно функционирующей семьи оптимально удовлетворяет витальные потребности, высокоадаптивен. Родительская поддержка особенно важна для него в раннем возрасте, поскольку ее дефицит становится причиной выраженного нарушения психического и физического созревания, дезадаптации, психосоматических расстройств, дезинтеграции привязанности как важнейшего фактора психического развития» [Галигузова, 2008, с. 17].

«В норме дети должны болеть остро и быстро. И у ребенка дошкольного возраста болезнь не должна вызывать потерю его позитивного психоэмоционального состояния, так как в этом возрасте основной страх у ребенка не в том, что от заболевания могут быть какие-либо осложнения и последствия, а в том, что болезнь может разлучить его с родителями» [Ковалевский, 1997, с. 15]. И если во время заболевания ребенок получает необходимую поддержку от родителей, то он в норме выздоравливает быстро и не фиксирует свое внимание на перенесенном заболевании.

Однако «...часто наблюдается совсем другая картина - ребенок заболевает вновь и вновь, не может выздороветь окончательно, его заболевание перетекает в хроническую форму. И семья вынуждена приспосабливаться к состоянию здоровья ребенка, что может сильно изменить общее течение жизни каждого из членов семьи» [Иванов, 2003, с. 33]. Причины можно описать как состояние хронического стресса, на фоне которого возникают психосоматические заболевания. «Обычно ребенок рождается в семью, в сложившиеся отношения, а не семья образуется вокруг ребенка. Ребенку приходится с момента рождения адаптироваться к этому миру и людям, окружающим его. Процесс адаптации сам по себе является стрессогенным, но развивающаяся детская психика приспособлена к этому уровню стресса. Но если адаптация происходит при определенных отягощающих условиях, то уровень стресса и тревоги у ребенка при взаимодействии с окружающим миром значительно возрастает и может перейти в хроническую форму» [Смирнова, 2003, с. 27] .

Главные потребности ребенка, помимо физического комфорта и безопасности, - это потребности в эмоциональной безопасности, защите, стабильности, внимании, принятии и любви. И часто реакцией на неудовлетворение этих потребностей является болезнь как один из способов выживания в психотравмирующих условиях.

С целью сбора эмпирического материала по теме диссертационного исследования «Влияние типов привязанности часто болеющих де-

тей раннего возраста к родителям на особенности общения со сверстниками в младшем дошкольном возрасте» на первом этапе нами проводилось диагностическое обследование, направленное на выявление типов привязанности к каждому из родителей. Участниками стали здоровые и часто болеющие дети в возрасте 3-4 лет из полных семей в количестве 120 человек и соответственно 240 родителей в возрасте 25-35 лет.

Разработанный диагностический кейс для проведения исследования включал: для родителей - анкету «Оценка детско-родительского эмоционального взаимодействия» (Е.И. Захаровой), для детей - опросник по исследованию детско-родительских отношений А.И. Захарова и проективные методики «День рождения» (М.Н. Панфиловой), «Почта» (модификация теста Е. Анто-ни, Е. Бине). Результаты диагностического обследования и проведенный их сравнительный анализ позволяют сделать следующие выводы.

В группе здоровых детей 62 % надежно привязаны к матери и соответственно амбивалентный тип привязанности развит в отношении отца, 8 % детей надежно привязаны к отцу и амбивалентно привязаны к матери, 30 % детей надежно привязаны к обоим родителям.

Анализ диагностических данных по методике для родителей «Оценка детско-родительского эмоционального взаимодействия» (Е.И. Захаровой) позволила сделать выводы о том, для что для 66 % родителей часто болеющих детей (49 % матерей и 15 % отцов) характерен условно обозначенный нами функциональный стиль воспитания, а для 36 % родителей часто болеющих детей (34 % отцов, 2 % матерей) - дисфункциональный стиль воспитания. Для 69 % родителей здоровых детей (45 % матерей, 24 % отцов) характерен функциональный стиль воспитания, а для 31 % родителей здоровых детей (21 % отцов, 10 % матерей) - дисфункциональный стиль воспитания.

Выявленное посредством диагностического исследования проблемное поле позволило разработать программу коррекционно-развивающей деятельности психолога, взаимодействующего с семьей. Существует несколько

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н

U

теоретических концепций к «воспитанию» родителей.

Учебно-теоретическая концепция (Б.Ф. Скин-нер). Воспитание родителей состоит в их обучении быстрым техникам поведения. Поведение родителей меняется по мере осмысления ими своих и детских поступков, их мотивов. Родителей учат разбираться в реакциях ребенка и формировать их раздражители.

Концепция чувственной коммуникации (Томас Гордон) базируется на феноменологической теории личности К. Роджерса и практике клиенто-центрированной терапии, целью которой является создание условий для самовыражения личности. Это достигается сглаживанием разницы между «Я-идельным» и «Я-реальным» при определенных психологических обстоятельствах. Если каждому человеку свойственны две главные потребности: позитивного отношения других и самоуважения, то условием здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между представлением о том, как к нему относятся другие «Я-идеальное» и действительным уровнем любви «Я-реальным». Т. Гордон считал, что родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать детей самостоятельному решению проблем, постепенно перенося всю ответственность за поиск их решения на самого ребенка.

Групповая терапия (X. Джинот). В основе заложено стремление научить родителей переориентации своих установок в зависимости от потребностей ребенка. Целью групповой терапии является достижение позитивных изменений в структуре личности родителей (для людей с эмоциональными нарушениями, не умеющими справляться с проблемами отношений детей и родителей).

Транзактный анализ Э. Берна. Личность каждого индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состояниями «Я». Это способ восприятия действительности, анализа получаемой информации и реагирования индивидуума на действительность. Человек может это делать по-разному: по-детски, по-взрослому, по-родительски. «Ребенок» в личности - это спон-

танность, творчество, интуиция. «Взрослый» в личности действует последовательно, следует законам логики. Состояние «Родителя» содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь от родителей. Основная задача воспитания родителей - научить членов семьи взаимным компромиссам и умению их использовать в других социальных сферах. Для этого они должны овладеть терминологией тран-зактного анализа при рассмотрении своего поведения и взаимоотношений в семье, научиться определять характер потребностей и запросов ребенка и устанавливать с ним адекватные коммуникации» [Овчарова, 2006, с. 339-341].

В качестве концептуальной основы нами была выбрана индивидуальная теория личности Альфреда Адлера, предполагающая необходимость сознательного и целенаправленного изменения поведения родителей, которое определяется ведущим принципом взаимоуважения членов семьи. Чувство единения, возникающее при этом, делает человека способным к сотрудничеству с другими людьми, то есть формирует социальный характер. Согласно теории А. Адлера, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются главным фактором развития личности. «Основные понятия адлеровского воспитания родителей - это "равенство", "сотрудничество" и "естественные результаты". Родителей необходимо научить уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность личности ребенка с самого раннего детства, помочь в достижении понимания детей, войти в их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков, совершенствовать свои методы развития личности» [Овчарова, 2006, с. 338]. В данной концепции по сравнению с другими представлен наиболее широкий охват ключевых моментов развития ребенка: не только работа по обучению родителей эффективному взаимодействию с детьми и их пониманию, но и с семейными ценностями и правилами, имеющими источник в индивидуальных взглядах родителей.

Совершенствование воспитательных методов родителей предваряет диагностическая и

коррекционная работа с их личностью, в данном случае речь идет о восприятии их не только в роли родителей, но и супругов, принятии своеобразия совокупности их психологических черт, воплощенных в индивидуальности. Целесообразным представляется провести первоначальную работу по преодолению внутренней дисгармонии, дефицитов в развитии личности взрослого, в межличностных отношениях с окружающими, а на последующем этапе формировать представления об эффективном воспитательном взаимодействии с ребенком, развивать педагогическую культуру родителей, необходимые навыки и умения.

Цель программы - развитие компонентов интегральной психологической структуры роди-тельства.

Здесь речь идет о совокупности ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувствах, отношениях и позициях, родительской ответственности и стиле семейного воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональные, когнитивные и поведенческие составляющие. Связь компонентов родительства осуществляется через взаимообусловленность составляющих их когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов, которые являются психологическими формами проявления родительства.

Когнитивный компонент - это осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представление об идеальном родителе, образ супруга(и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка.

Эмоциональный компонент - это субъективное ощущение человека себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение к супругу как к родителю общего ребенка.

Поведенческий компонент - это умения, навыки и деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, взаимоотношения с супругом(ой) как с родителем общего ребенка, стиль семейного воспитания.

Задачи программы

1. Исследование особенностей взаимоотношений в супружеской паре, представляющих источник психологического здоровья семьи и благополучной атмосферы для развития личности ребенка, и коррекция дефицитов межличностного взаимодействия супругов.

2. Развитие осознанного отношения к роди-тельству, выражающееся в достижении понимания своих функций и восприятии данной социальной роли на когнитивном и эмоциональном уровнях.

3. Формирование педагогической культуры родителей, повышение уровня компетентности в области интерпретации поведения ребенка и выбора конструктивных методов воспитания.

Направления работы

1. «Супружеская диада: гармония взаимоотношений». Ориентировано на сохранение психологического здоровья семьи как одного из основополагающих факторов развития личности ребенка и условий ощущения ребенком протекции, уверенности, понимания и благоприятной психологической атмосферы.

2. «Счастливое родительство». Содержание данного направления предполагает работу с родителями в области адекватного восприятия, осознания и принятия своей социальной роли родителя, движущих сил своих действий и родительского поведения.

3. «В мире детства». Целью является формирование способности родителей к определению и выбору эффективных воспитательных методов.

Критерии эффективности

1. Повышение уровня родительской компетентности, выраженной в активном и конструктивном взаимодействии с ребенком: родитель меньше применяет санкций в отношении него, ребенок «слышит» просьбы взрослого и адекватно реагирует на них.

2. Уменьшение негативных тенденций, конфликтности во взаимоотношениях членов семьи ввиду согласования ролей и функций и, как следствие, установление благоприятного для психического развития ребенка семейного микроклимата.

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н U

3. Ослабление негативной гаммы эмоций родителей: чувств вины, страха, тревоги, агрессии.

4. Позитивный характер эмоциональных реакций и поведенческих проявлений ребенка как результат восприятия родителем субъектности ребенка, понимания его актуальных потребностей и учета психологических особенностей возраста.

5. Улучшение соматического статуса ребенка: меньший процент заболеваемости в течение года, устойчивая сопротивляемость организма, ребенок активен, бодр, эмоционально позитивен благодаря заботе взрослого, своевременной реакции взрослого на его сигналы о потребностях в протекции, заботе, в участии родителя в повседневной его жизни.

6. Ребенок демонстрирует поведение надежной привязанности в отношении родителя: следует за ним, тревожится, когда чувствует себя небезопасно в незнакомой обстановке, обращается за помощью ко взрослому и принимает ее, позитивно эмоционально реагирует на появление объектов привязанности, мамы или папы, проявляет поведение, сцепленное с полом.

7. Родитель воспринимает и осознает свою социальную роль, испытывает положительные эмоции при реализации своих функций, представленных заботой о ребенке, созданием условий для полезного досуга и активным вовлечением в развивающую деятельность.

Понятие «концепция» определяется как способ понимания, трактовки каких-либо явлений и предполагает стратегию действий. В данном случае разработанная на концептуальной основе программа может быть представлена как универсальная модель работы психолога с семьей по проблемам детско-родительских отношений и привязанности, являющихся одними из важнейших факторов развития личности ребенка: программа освещает основные влияния на психику ребенка, в результате чего формируются в его сознании картина окружающей действительности и паттерны взаимодей-

ствия с другими людьми. Для того чтобы семейная атмосфера стала благоприятной для воспитания ребенка, психологу необходимо: проработать такие компоненты, как семейные ценности и установки, складывающиеся из взглядов, позиций каждого из супругов, которые, возможно, могут вступать в противоречия, и следует их сбалансировать (уровень супружеской субсистемы); исследовать родительскую позицию супругов, степень ее принятия и понимания своих родительских задач (уровень родительской субсистемы); предоставить родителям информацию об эффективных способах взаимодействия с ребенком и обучить практическим навыкам их применения (уровень детской субсистемы). Таким образом, комплексная работа на базовых трех уровнях семейной системы поможет преодолеть возникновение дисфункций и будет благоприятствовать нормальному развитию ребенка и его успешной социализации.

Библиографический список

1. Аликин И.А., Лукьянченко Н.В. Нормативная динамика родительского отношения в современном обществе: возрастной и тендерный аспекты // Вестник КГПУ. 2012. № 4.

2. Галигузова Л.Н. Как развивается малыш в раннем возрасте. М.: Детская психология для родителей, 2008. 187 с.

3. Иванов В.И. Смысл болезни в контексте семейных взаимоотношений // Вестник МГУ 2003. № 1. С. 31-38.

4. Ковалевский В.А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка. Красноярск, 1997. 122 с.

5. Овчарова Р.В. Основные концепции воспитания родителей. URL: http://bookucheba.com/ psihologiya-semeynaya/osnovnyie-kontseptsü

6. Смирнова Е.О. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) // Вопросы психологии. 2003. № 1. 317 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.