ВЛИЯНИЕ ТИПОВ ПРИВЯЗАННОСТИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К РОДИТЕЛЯМ НА ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
THE INFLUENCE OF SICKLY JUNIOR CHILDREN'S TYPES OF ATTACHMENT TO PARENTS ON THE FEATURES OF COMMUNICATION WITH PEERS IN JUNIOR PRESCHOOL AGE
О.А. Ширяева O.A. Shiriaeva
Часто болеющие дети, привязанность, объект привязанности, детско-родительское эмоциональное взаимодействие, эффективные условия воспитания, надежный тип привязанности, амбивалентный тип привязанности, общение, несформированная способность к общению, сформированная способность к общению. В теории привязанности Дж. Боулби рассматривался вопрос о влиянии привязанности, сложившейся между родителями, особенно матерью, и ребенком, на дальнейшую его социализацию, способность к установлению положительных и эффективных интерперсональных отношений с окружающими людьми. В статье раскрываются взаимосвязь типов привязанности часто болеющего ребенка раннего возраста к родителям и способности построения общения со сверстниками в младшем дошкольном возрасте. Выделены условия формирования надежного типа привязанности как базиса «внутренней рабочей модели» - интрапсихического паттерна восприятия внешнего мира, поведения и реагирования на события, происходящие в нем.
Sickly children, attachment, object of attachment, parent-child emotional interaction, effective conditions of education, robust type of attachment, ambivalent type of attachment, communication, undeveloped ability to communicate, developed ability to communicate.
The attachment theory of J. Bowlby addressed the issue about the influence of attachment existing between parents, a mother in particular, and a child, on the further socialization and the ability to establish positive and effective interpersonal relationship with others. This paper deals with the interaction of attachment types of sickly junior children to their parents and the ability to build communication with peers in junior preschool age. The paper also emphasizes the conditions of formation of a robust type of attachment as the basis of «internal working model», namely an intrapsychic perception pattern of the outside world, behaviour and respond to the events taking place in it.
Согласно трактовке М.И. Лисиной, общение понимается как взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. «Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом» [Лисина, 1997, с. 10]. Далеко не всегда он складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется
негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их - важнейшая задача родителей.
«Одной из особенностей общения детей младшего дошкольного возраста является чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность. Свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяют ребенку проявить свою инициативу и оригинальность, свое самобытное начало. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем несравнимое ощущение свое-
<С
d га
0
ь
X
1 га m Е-U
CL
<
о ^ о о ^ h О Й
EÎ
ш tS
О Рч
га
§
о §
х
%
«
о га :г s
ь
L
<с n га с
« S
д
H
и ш м
го сходства с другими. Через эту общность, узнавая себя в ровеснике, дети пробуют и утверждают себя. Если взрослый несет для ребенка культурно-нормативные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения, однако использование непредсказуемых средств остается отличительной чертой детского общения» [Развитие..., 1989, с. 17].
«Эмоционально-практическое общение со сверстниками в младшем дошкольном возрасте характеризуется интересом к другому ребенку, повышенным вниманием к его действиям, стремлением привлечь внимание сверстника к себе, желанием продемонстрировать ровеснику свои достижения и вызвать его ответную реакцию. Общение является мощным средством развития самосознания и формирования правильного представления о себе.
В период развития ситуативно-деловой формы общения сверстники для ребенка становятся приоритетнее, чем взрослые. Дети предпочитают играть не в одиночку, а вместе, выполняют взятые на себя роли, вступают в деловые отношения. Это способствует переходу к личностным отношениям, но главным содержанием общения остается деловое сотрудничество. Наряду с потребностью в сотрудничестве выделяется потребность в признании сверстника» [Смирнова, Лаврентьева, 1993, с. 35].
«В психологической литературе приводятся данные, указывающие на отличия часто болеющих детей от их здоровых сверстников по ряду индивидуально-психологических характеристик, природа которых отчасти заключается в выраженной озабоченности родителей, а в особенности матери, здоровьем своего ребенка. Гиперпротекция не только удовлетворяет в полной мере потребность ребенка в защите, заботе, но и имеет негативное влияние, способствуя формированию специфических черт личности ребенка, которые могут провоцировать развитие психосоматических заболеваний и затруднять процесс социализации» [Арина, 2001, с. 117].
«Условия жизни часто болеющих детей определяют социальную ситуацию их развития: они редко посещают дошкольные учреждения, гораздо чаще их жизнь замкнута в кругу семьи, отмечается дефицит общения со сверстниками, тревожно-конфликтная психологическая атмосфера в семье, наличие у родителей непродуктивных установок по отношению к ребенку и применение неэффективных стилей воспитания» [Альбицкий, 2003, с. 18].
Любая деформация в системе отношений между детьми и родителями играет существенную роль в характере процесса социализации, развитии коммуникативных навыков, образцов взаимодействия с другими детьми и формировании личности ребенка, поэтому за родителями закрепляется ответственность за вклад в развитие способности ребенка к эффективному, полноценному общению со сверстниками. «Взрослый, представляющий для ребенка первичный источник эмоциональной информации, ответственен за характер эмоционального опыта, ориентированного на придание тонуса и смысла деятельности. Через интериори-зацию эмоциональной оценки близкого взрослого в сознание ребенка входят базовые понятия ("хорошо-плохо", "стыдно"), следовательно, и согласующиеся с ними способы поведения, и формируется образ себя. В данном возрастном периоде доминирование взрослого в аффективном поле ребенка позволяет произвольно изменять качественные оценки окружающего, придавать положительный или отрицательный смысл отдельным явлениям, отмечать аффективным знаком нейтральные до того явления» [Галагузо-ва, Смирнова, 1996, с. 25]. «Интроецированные в детстве отношения со значимыми людьми становятся своего рода матрицей всей системы отношений взрослых субъектов в целом» [Аликин, Лукьянченко, 2012, с. 229].
С целью изучения взаимосвязи типов привязанности часто болеющих детей раннего возраста и особенностей их общения со сверстниками в младшем дошкольном возрасте проводилось исследование, включающее два этапа: первый этап был ориентирован на выявление предпо-
читаемого в семье объекта привязанности часто болеющих детей и определение особенностей родительского отношения со стороны матери и отца. Констатирующий эксперимент осуществлялся в период с ноября 2012 по март 2013 г. на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего типа города Красноярска: МБДОУ № 5, 38, 108, 224, 234. В исследовании приняли участие 240 родителей (120 полных семей) в возрасте 24-35 лет, 120 детей в возрасте 3-4 лет, распределенные на равные, с учетом полового признака, группы здоровых (60 человек: 30 мальчиков и 30 девочек) и часто болеющих (60 человек: 30 девочек и 30 мальчиков) детей.
Разработанный диагностический кейс для проведения исследования включал для родителей анкету «Оценка детско-родительского эмоционального взаимодействия» (Е.И. Захаровой), для детей - опросник по исследованию детско-родительских отношений А.И. Захарова и проективные методики «День рождения» (М.Н. Панфиловой), «Почта» (модификация теста Е. Анто-ни, Е. Бине).
Второй этап, реализованный в период ноября 2013 - апреля 2014 гг. предполагал проведение наблюдения за детьми, достигшими четырехлетнего возраста, в процессе общения со сверстниками. С этой целью применялась «Матрица наблюдения взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в свободной деятельности» (В.М. Холмогоровой, Е.О. Смирновой). Использование данной матрицы в качестве диагностического инструментария позволило выявить психологические особенности общения часто болеющих детей. В течение двух месяцев с интервалом посещения группы детского сада 2 раза в неделю по 40-60 мин. осуществлялся сбор данных, отражающих характерные черты общения часто болеющих детей младшего дошкольного возраста. Невключенное наблюдение за детьми проводилось на занятиях совместной продуктивной творческой деятельности и в свободной игре. Дети на момент исследования были уже в возрасте 4 лет, что было необходимо, исходя из теории привязанности: сфор-
мированные в раннем детстве (до 3 лет включительно) отношения оказывают влияние в старшем возрасте и во взрослой жизни на характер взаимодействия с окружающими людьми.
Результаты комплексной диагностики детей по опроснику исследования детско-родительских отношений А.И. Захарова, проективным методикам «День рождения» (М.Н. Панфиловой), «Почта» (модификация теста Е. Анто-ни, Е. Бине) представлены следующим образом: в группе часто болеющих детей 68 % надежно привязаны к матери и, соответственно, амбивалентный тип привязанности развит в отношении отца, 7 % детей надежно привязаны к отцу и амбивалентно привязаны к матери, 25 % детей надежно привязаны к обоим родителям. Для амбивалентно привязанного ребенка характерно, что он «тяжело переживает разлуку с родителем, с нетерпением ждет его возвращения, однако быстро разрушает реальный контакт, реагируя агрессией или истериками на едва уловимые погрешности во взаимодействии (кратковременное переключение внимания с ребенка). Амбивалентная привязанность характеризуется бурными всплесками эмоций (гнев, отчаяние, депрессия), соответствующих острой реакции ребенка на разлуку, вне контекста, т.е. в ситуациях с низким стрессом, когда разлука ребенку не угрожает» [Психология., 2002, с. 74]. Часто болеющие дети с амбивалентной привязанностью во время диагностического обследования не проявляли постоянства в эмоциональном отношении к родителю, сменяя негативные оценки родителя («На этого человека я часто сержусь», «По этому человеку я не скучаю») на положительные («С этим человеком я люблю играть»).
«Дети с надежным типом привязанности обычно сильно расстраиваются, когда их покидают родители, и счастливы, когда они возвращаются. Испугавшись, дети начинают искать утешение именно у взрослых, но несмотря на то, что могут успокоиться в присутствии других людей, они явно предпочитают родителей незнакомым людям. Дети знают, что их родители способны обеспечить им комфорт и уверенность в случае необходимости» [Там же, с. 75]. На во-
<С £
d pq
0
ь
к
1 W m Е-
U
CL
<
о ^ о о
О Й
2S
ш Е-
S
О
Рч
W
13
о §
к
%
о
W :г s
ь
I—
<с п
W
с
S
Д
Н U
W М
просы диагностических методик дети с надежным типом привязанности давали постоянные положительные ответы в отношении родителя («Этот человек любит меня», «Этот человек самый добрый и хороший»).
Анализ диагностических данных, полученных в результате применения методики для родителей «Оценка детско-родительского эмоционального взаимодействия» (Е.И. Захаровой), позволил утверждать, что матери часто болеющих детей демонстрируют наиболее эффективные по сравнению с отцами способы взаимодействия с ребенком (эмпатия, эмоциональная поддержка, принятие и выполнение социальной роли «родителя», телесный контакт), обеспечивая тем самым для него комфортные психологические условия жизни. Отцы часто болеющих
детей недостаточно реализуют себя в социальной роли «родителя», существует лишь небольшой процент отцов из числа испытуемых, которые способны к безусловному принятию своего ребенка, созданию благоприятного фона эмоционального взаимодействия и полноценной заботе о своих детях.
Завершающим этапом исследовательской работы стали наблюдение за особенностями общения часто болеющих детей со сверстниками в период младшего дошкольного возраста и установление связи между типом привязанности и характером общения. Наблюдение за процессом общения часто болеющих детей и фиксация данных в матрице позволили нам выделить и условно обозначить два уровня развития навыков общения (табл.1).
Таблица 1
Сформированные навыки общения Несформированные навыки общения
Ребенок положительными и одобряемыми способами привлекает к себе внимание; обращается по имени к сверстнику; доброжелательный тактильный контакт; смотрит в глаза собеседнику; использует этикетные речевые формулы (прощание, благодарность, приветствие) по собственной инициативе; ребенок способен не только эмоционально, но и вер-бально выразить свое настроение; в разговоре поведение в основном сопровождается мимикой, редко активной жестикуляцией; доброжелательный тон общения преобладает, иногда может быть экспрессивен, если ребенок возмущен или возражает; по отношению к собеседнику размещается лицом к лицу; позитивный эмоциональный фон взаимодействия, редко нейтральный; слушает собеседника, внимателен; контролирует приемлемость поведения собеседника самостоятельно или обращается ко взрослому за помощью; к неэтичным выражениям сверстника относится с неприятием; способен понимать эмоциональный настрой собеседника и относиться с сопереживанием, но также может иногда проявлять равнодушие Ребенок ведет себя несоответственно дисциплинарным требованиям, негативными способами привлекает к себе внимание (может забрать игрушку, толкнуть); тактильный контакт может варьироваться переходами от доброжелательного к недоброжелательному; неустойчивость в проявлениях; смотрит в глаза собеседнику; не всегда использует этикетные речевые формулы (прощание, благодарность, приветствие), чаще по инициативе взрослого; настроение выражает преимущественно эмоционально; в разговоре поведение в основном сопровождается мимикой, редко активной жестикуляцией; тон общения переменчив: с доброжелательного может резко поменяться на недоброжелательный, если сверстник делает что-либо несоответствующее его представлениям и ожиданиям; по отношению к собеседнику размещается лицом к лицу; фон взаимодействия может варьироваться от позитивного или нейтрального до негативного, в зависимости от способности ребенка уступать или договариваться со сверстниками, при явном негодовании, противоборствующем и непримиримом настроении - негативный фон возобладает; чаще невнимателен к собеседнику в беседе, перебивает; контролирует приемлемость поведения самостоятельно или прибегает к помощи взрослого; к неэтичным выражениям сверстника относится с неприятием; демонстрирует равнодушное отношение к эмоциональному настрою собеседника
Особенности общения часто болеющих детей младшего дошкольного возраста, выявленных по «Матрице наблюдения за взаимодействием детей дошкольного возраста со сверстниками в свободной деятельности» (В.М. Холмогоровой, Е.О. Смирновой)
В результате диагностического обследования часто болеющих детей младшего дошкольного возраста было установлено, что 75 % детей обладают сформированными навыками общения, у 25 % детей данные навыки развиты слабо или не сформированы.
Использование метода ранговой корреляции К. Спирмена позволило определить корреляционную связь между уровнями сформиро-ванности навыков общения часто болеющих детей младшего дошкольного возраста и типами привязанности к родителям (табл. 2).
Таблица 2
Взаимосвязь сформированного умения часто болеющих детей младшего дошкольного возраста
общаться и надежной привязанности к родителям (г)
Надежная привязанность часто болеющих детей младшего дошкольного возраста Сформированное умение общаться
0,99
Представленный в таблице результат свидетельствует о прямой и положительной взаимосвязи между сформированным умением общаться и привязанностью часто болеющих детей к родителям: сформированная способность к общению находится в прямой зависимости от надежного типа привязанности, соответственно, амбивалентный тип привязанности порождает нарушение общения.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что надежный тип привязанности ребенка, развитый преимущественно в отношении матери, обеспечивает наличие таких характеристик в его общении, как: привлечение внимания сверстника положительными и одобряемыми способами; использование им этикетных речевых формул (прощание, благодарность, приветствие) по собственной инициативе; преобладание позитивного эмоционального фона взаимодействия; понимание эмоционального настроя собеседника, способность сопереживать. Надежная привязанность, обеспечивающая развитие данных навыков ребенка, в свою очередь, базируется на способности родителя воспринимать и понимать причины состояния ребенка, организовывать пространство взаимодействия (совместный досуг), на эмоциональной поддержке, безусловном принятии ребенка.
Амбивалентный тип привязанности часто болеющих детей младшего дошкольного возраста, проявляющийся в большинстве случаев в отношении отца, приводит к тому, что ре-
бенок ведет себя несоответственно дисциплинарным требованиям, негативными способами привлекает к себе внимание; не всегда использует этикетные речевые формулы (прощание, благодарность, приветствие), чаще по инициативе взрослого; невнимателен к собеседнику в процессе общения, перебивает; демонстрирует равнодушное отношение к эмоциональному настрою собеседника. Родитель, к которому ребенок привязан амбивалентно, не обладает достаточным опытом и навыками построения отношений с ребенком, решения задач воспитания, создания благоприятного фона эмоционального взаимодействия. Ребенок не чувствует стабильности в проявлении заботы и внимания со стороны родителя и в результате подобных отношений складываются неэффективные паттерны общения ребенка со сверстниками.
Результаты исследования согласуются с теорией привязанности Дж. Боулби, согласно которой «пока индивид чувствует себя комфортно и объект привязанности обеспечивает ему надежную основу, индивид в состоянии развивать исследовательское поведение, общение, игру или другие виды социальной активности» [Калмыкова, Падун, 2002, с. 27]. Опыт взаимодействия родителя и ребенка на ранних этапах развития -это базис для социализации ребенка в более старшем возрасте, залог того, насколько ребенок легко будет адаптироваться в среде сверстников и насколько успешными и полноценными будут его отношения с окружающими. Данный опыт, по мнению Дж. Боулби, репрезенту-
<С £
и
т
0
ь
к
1 м ш Е-
и о-
о ^ о о
О Й
3
ш Е-
к
о
Рч
м
13
0
1 к
«
о м :г X
ь
и
<с «
м с
Д
н и
щ м
ется в «ментальных» или «рабочих моделях», т. е. закладывается в сознание ребенка, регулирует его поведение и определяет характер интерпретаций ребенком жизненных событий. «Рабочие модели позволяют осуществлять рефлексию и общение по поводу прошлых и будущих ситуаций и отношений, таким образом облегчая формирование общих планов регуляции близости и разрешение конфликтов в отношениях. Индивид, который может рассчитывать на откликаемость, поддержку и защиту со стороны своего объекта привязанности, способен свободно отдавать свое внимание другим заботам, таким как исследовательская деятельность и взаимодействие с другими людьми» [Там же].
Таким образом, надежная привязанность, складывающаяся из эмпатии родителя, его готовности к полноценной реализации своей социальной родительской роли, поддержки ребенка и умения понимать причины его эмоционального состояния, закладывает основу сфор-мированности навыков общения ребенка с окружающими. Ребенок отзывчив, вежлив, инициативен в плане установления сотрудничества со сверстником для выполнения совместной деятельности, имеет хороший социометрический статус в группе. Неустойчивые, амбивалентные отношения ребенка с родителем, представляющим для него объект привязанности, неблагоприятным образом сказываются на общении ребенка с другими детьми: за ним наблюдаются конфликтность, упрямство, грубость, эгоцен-трированность. Отношения привязанности меж-
ду родителем и ребенком в период раннего детства - важнейший фактор социализации и развития личности ребенка.
Библиографический список
1. Аликин И.А., Лукьянченко Н.В. Нормативная динамика родительского отношения в современном обществе: возрастной и гендер-ный аспекты // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 4.
2. Альбицкий В.Ю. Часто болеющие дети: клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. Саратов, 2003. 183 с.
3. АринаГ.А.Частоболеющиедети.Какиеони?// Школа здоровья. 2001. № 3. С. 116-125.
4. Галагузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения. М.: Психология, 1996. 228 с.
5. Калмыкова Е.С., Падун М.А. Качество привязанности как фактор устойчивости к психической травме // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. № 1. С. 27.
6. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997. 289 с.
7. Психология аномального развития ребенка / под ред. В.В. Лебединского и М.К. Барды-шевской. М: Изд-во МГУ, 2002. 744 с.
8. Развитие общения дошкольников со сверстниками / под ред. А.Г. Рузской. М.: Педагогика, 1989. 156 с.
9. Смирнова Е.О., Лаврентьева Т.В. Возрастные особенности общения дошкольника со сверстниками // Дошкольное воспитание. 1993. № 3. С. 34-38.