Научная статья на тему 'Особенности эмоционального взаимодействия часто болеющих и здоровых детей раннего возраста с родителями'

Особенности эмоционального взаимодействия часто болеющих и здоровых детей раннего возраста с родителями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
583
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ / ПРИВЯЗАННОСТЬ / ОБЪЕКТ ПРИВЯЗАННОСТИ / РОДИТЕЛЬСКИЕ РОЛИ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ / ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ / НАДЕЖНЫЙ ТИП ПРИВЯЗАННОСТИ / АМБИВАЛЕНТНЫЙ ТИП ПРИВЯЗАННОСТИ / RECURRENT RESPIRATORY INFECTION CHILDREN / ATTACHMENT / THE OBJECT OF ATTACHMENT / CONDITIONS OF PARENTING / FUNCTIONAL PARENTING STYLE / DYSFUNCTIONAL PARENTING STYLE / AMBIVALENT TYPE OF ATTACHMENT / PARENTAL ROLES / CHILDRENPARENTS RELATIONS / SAFE TYPE OF ATTACHMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ширяева Ольга Александровна

В психолого-педагогической литературе недостаточно исследован вопрос об особенностях эмоционально- психологического взаимодействия часто болеющих детей раннего возраста с родителями, основанного на определенном типе привязанности, как фактора, детерминирующего характер интерперсональных отношений со сверстниками и взрослыми, развитие самосознания ребенка и успешность его социализации. В статье приводятся результаты сравнительного анализа показателей, характеризующих детско-родительские отношения в группах здоровых и часто болеющих детей раннего возраста, представлены основные компоненты стиля воспитания, способствующие формированию надежного типа привязанности детей к родителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ширяева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF EMOTIONAL INTERACTION OF RECURRENT RESPIRATORY INFECTION CHILDREN AND HEALTHY CHILDREN OF TENDER AGE WITH THEIR PARENTS

In psychological-pedagogical literature the issue of peculiarities of emotional-psychological interaction of recurrent respiratory infection children of tender age with their parents, based on a specific type of attachment as a factor determining the nature of interpersonal relationship with peers and adults, the development of childish consciousness and the success of children's socialization is insufficiently studied. This article presents the results of the comparative analysis of the indicators of children-parents relations in groups of healthy and recurrent respiratory infection children of tender age, presents the basic components of parenting style, promoting the formation of a safe type of children's attachment to parents.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоционального взаимодействия часто болеющих и здоровых детей раннего возраста с родителями»

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ И ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РОДИТЕЛЯМИ

THE PECULIARITIES OF EMOTIONAL INTERACTION OF RECURRENT RESPIRATORY INFECTION CHILDREN AND HEALTHY CHILDREN OF TENDER AGE WITH THEIR PARENTS

O.A. Ширяева O.A. Shirayeva

Часто болеющие дети, привязанность, объект привязанности, родительские роли, детско-родительские отношения, условия воспитания, функциональный стиль воспитания, дисфункциональный стиль воспитания, надежный тип привязанности, амбивалентный тип привязанности.

В психолого-педагогической литературе недостаточно исследован вопрос об особенностях эмоционально-психоло-гического взаимодействия часто болеющих детей раннего возраста с родителями, основанного на определенном типе привязанности, как фактора, детерминирующего характер интерперсональных отношений со сверстниками и взрослыми, развитие самосознания ребенка и успешность его социализации. В статье приводятся результаты сравнительного анализа показателей, характеризующих детско-родительские отношения в группах здоровых и часто болеющих детей раннего возраста, представлены основные компоненты стиля воспитания, способствующие формированию надежного типа привязанности детей к родителям.

Recurrent respiratory infection children, attachment, the object of attachment, parental roles, children-parents relations, conditions of parenting, functional parenting style, dysfunctional parenting style, safe type of attachment, ambivalent type of attachment. In psychological-pedagogical literature the issue of peculiarities of emotional-psychological interaction of recurrent respiratory infection children of tender age with their parents, based on a specific type of attachment as a factor determining the nature of interpersonal relationship with peers and adults, the development of childish consciousness and the success of children's socialization is insufficiently studied. This article presents the results of the comparative analysis of the indicators of children-parents relations in groups of healthy and recurrent respiratory infection children of tender age, presents the basic components of parenting style, promoting the formation of a safe type of children's attachment to parents.

В психологической научной литературе привязанность рассматривается как устойчивая взаимосвязь между людьми, источником психологической и эмоциональной близости, продолжительной во времени и не зависящей от местонахождения людей. Развитие привязанности к родителям представляет важную фазу в нормальном психическом развитии детей. Для описания характеристики надежной привязанности исследователи выделяют следующие признаки: 1) «успокоить ребенка лучше других способен именно объект привязанности; 2) ребенок чаще всего адресует обращения за утешением объекту привязанности, а не другим взрослым; 3) ребе-

нок значительно реже переживает состояние тревоги и испытывает страх в присутствии значимого человека» [Смирнова, 2003, с. 106].

Родительская поддержка особенно важна для ребенка в раннем возрасте, поскольку ее дефицит становится причиной выраженного нарушения психического и физического созревания ребенка, дезадаптации, психосоматических расстройств, дезинтеграции привязанности как важнейшего фактора психического развития. Роли, выполняемые матерью и отцом в общении с ребенком, имеют свои особенности. Преимущественно матери держат ребенка на руках, успокаивают, когда он тревожится, удовлетворяют жизненные потребно-

<

m

Щ

I %

С и

о

ь

X

к

W m H

и

Рч

<

о ^

о о ^ h о Q

£

W H

S о

Рч

w

о §

X

«

«

и w

V

S

ь

l-ч

ri w с

«

S Д

H

и

W PQ

сти. Вовлечение детей в новые виды деятельности, стимуляция физической и игровой активности принадлежат отцам. «По отношению к ребенку они более строги и менее кооперативны, чем матери, но ощущают в общении более выраженную межличностную близость» [Аликин, Лукьянченко, 2012, с. 231]. «Дети особенно нуждаются в матери, когда расстроены или испытывают чувство страха, а отцам отдают предпочтение как равноправным участникам игр и организаторам пространства для исследовательской деятельности. Дети, надежно привязанные к обоим родителям, проявляют активный интерес к общению с незнакомыми людьми» [Галигузова, 2008, с. 23].

«Детско-родительская привязанность в период раннего детства, в основе которой заложен механизм импринтинга и имитации родительского поведения, обусловливает способность ребенка к социализации в более старшем возрасте приобретать правильные стереотипы поведения» [Филиппова, 2009, с. 35]. Различные варианты нарушения детско-родительской привязанности детерминируют дальнейшее развитие ребенка, способность формировать отношения привязанности со значимыми людьми и особенности взаимодействия с окружающим миром.

С целью изучения специфики привязанности часто болеющих детей проводилось исследование, ориентированное на выявление предпочитаемого в семье объекта привязанности часто болеющих детей и определение особенностей родительского отношения со стороны матери и отца. Констатирующий эксперимент осуществлялся в период с ноября 2012 по март 2013 года на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего типа города Красноярска: МБДОУ № 5,138,108, 224, 234. В исследовании приняли участие 160 родителей (80 полных семей) в возрасте 24-35 лет, 80 детей в возрасте 3-4 лет, распределенные по группам здоровых (39 человек) и часто болеющих детей (41 человек). В состав группы часто болеющих детей входили 21 мальчик и 20 девочек, в группу здоровых детей - 22 мальчика и 17 девочек.

Разработанный диагностический кейс для проведения исследования включал для родителей ан-

кету «Оценка детско-родительского эмоционального взаимодействия» (Е.И. Захаровой), для детей -опросник по исследованию детско-родительских отношений А.И. Захарова и проективные методики «День рождения» (М.Н. Панфиловой), «Почта» (модификация теста Е. Антони, Е. Бине).

Опросник А.И. Захарова позволил выявить авторитетного члена семьи, характер поло-ролевой идентификации, значимое лицо, обеспечивающее испытуемому психологический комфорт, и, таким образом установить, с кем из родителей у ребенка развиты отношения привязанности и характер данной взаимосвязи. С помощью опросника детско-родительского эмоционального взаимодействия выявлена степень выраженности каждой отдельной характеристики взаимодействия в каждой конкретной диаде. Опросник содержит 66 утверждений и направлен на выявление выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия родителя и ребенка дошкольного возраста, объединенных в три блока.

1. Блок чувствительности:

- способность воспринимать состояние ребенка;

- понимание причин состояния;

- способность к сопереживанию.

2. Блок эмоционального принятия:

-чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком;

- безусловное принятие;

- отношение к себе как к родителю;

- преобладающий эмоциональный фон взаимодействия.

3. Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия:

- стремление к телесному контакту;

- оказание эмоциональной поддержки;

- ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия;

- умение воздействовать на состояние ребенка.

Проведение диагностического обследования в группах часто болеющих и здоровых детей трехлетнего возраста позволило получить следующие результаты и выявить психологические особенности.

1. Согласно использованной методике «День рождения» (М.Н. Панфиловой), 15 % испытуемых в группе часто болеющих детей и 18 % испытуемых в группе здоровых детей на рисунке за «праздничным столом» изобразили родителей друг с другом на близком расстоянии, однако дистанцировали от себя, разместив напротив, что подчеркивает свойственное детям в возрасте трех лет развитие самостоятельности, эгоцентризма. У 25 % часто болеющих детей и 20 % здоровых детей отмечается расположение на рисунке мамы и папы рядом с собой на равном расстоянии, что свидетельствует о равноценности обоих родителей для ребенка и об эф-

фективном функциональном взаимодействии родительской и детской субсистем. Изображение рядом с собой папы, подчеркивающее эмоциональную связь, характерно для 20 % испытуемых в группе часто болеющих детей и 19 % испытуемых в группе здоровых детей. Маму, обеспечивающую эмоциональный и психологический комфорт, на рисунке расположили рядом с собой 40 % часто болеющих детей и 43 % здоровых детей. Существенных особенностей при выборе предпочитаемого взрослого или расположении себя на рисунке за «праздничным столом» в группах здоровых и часто болеющих детей не отмечается.

Таблица 1

Диагностические данные по методике «День рождения» (М.Н. Панфиловой)

Варианты расположения ребенка Часто болеющие дети Здоровые дети

1. Родители расположены рядом друг с другом, но дистанцированы от ребенка, расположены напротив 15% 18%

2. Родители расположены на равном расстоянии между собой и относительно ребенка 25% 20%

3. Ребенок расположил рядом с собой маму 40% 43%

4. Ребенок расположил рядом с собой папу 20% 19%

а

ч

с m

2. При использовании опросника А.И. Захарова по исследованиям детско-родительских отношений были получены результаты, отраженные в табл. 2.

В перечень вошел не весь список вопросов, представленный в данной методике, вопросы были выбраны соответственно психологическим особенностям возраста.

Таблица 2

Результаты обследования детей по опроснику А.И. Захарова

О

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й &

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

Вопросы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответы испытуемых

Группа часто болеющих детей

Группа здоровых детей

1. Кто является главным членом семьи: мама или папа?

Папа-48%; мама -44 %; сам ребенок - 8 %

Папа -31%; мама - 51 %; сам ребенок - 18%

2. Если бы ты играл

(ла) в игру «Семья», роль кого

из родителей бы ты выбрал (ла)?

8 % - «играли» бы роль себя; 92 % - избрали роль, сцепленную с полом

6 % - «играли» бы роль себя; 94 % - избрали роль, сцепленную с полом

S

X

н и

щ м

3. Когда ты станешь взрослой (ым), ты будешь делать на работе тоже самое, что делает твой папа или твоя мама?

1 % (мальчики) - избрали деятельность, как у мамы; 6 % (девочки) - избрали деятельность, как у папы; 93 % - избрали деятельность, обусловленную поло-ролевой принадлежностью (мальчики - как папа, девочки - как мама).

1 % (мальчики) - избрали деятельность, как у мамы; 4 % (девочки) - избрали деятельность, как у папы; 95 % - избрали деятельность, обусловленную поло-ролевой принадлежностью (мальчики - как папа, девочки - как мама)

Окончание табл. 2

1 2 3

4. Если бы ты дома остался (ась) один (одна) и тебе стало грустно и страшно, ты хотел (а), чтобы в комнату первой вошла мама или папа? 88 % детей отдают предпочтение маме; 12 % детей - папе 80 % детей отдают предпочтение маме; 20 % детей - папе

5. Ты гулял (-а) во дворе и взрослые ребята обидели тебя, забрали твою игрушку, ты расскажешь о случившемся маме или папе? 6 % обратились бы к обоим родителям; 42 % детей - к папе; 52 % детей - к маме 10 % обратились бы к обоим родителям; 12 % детей - к папе; 78 % детей - к маме

3. Проведение диагностического обследо- тэты и выявить особенности отношения к ро-вания с помощью проективной методики «По- дителям часто болеющих и здоровых детей чта» позволило получить следующие резуль- (табл. 3).

Таблица 3

Результаты диагностического исследования по проективной методике «Почта»

Часто болеющие дети «Этот человек любит меня» - 88 % детей дали ответ «мама», 12 % - «папа». «Этот человек не любит меня» - 5 % детей выбрали данный вопрос и дали ответ: 4 % - «папа», 1 % - «мама». 95 % - ответ адресован «незнакомцу».

«Об этом человеке я скучаю» - 85 % - «мама», 15 % - «папа».

«Этот человек меня всегда жалеет» - 89 % - «мама», 11%-«папа».

«С этим человеком я люблю играть» - 88 % -«мама», 12 % - «папа».

«Этот человек часто меня наказывает и ругает» -84 % - «папа», 16 % - «мама».

«Иногда я боюсь этого человека» - 1 % детей выбрали данный вопрос и дали ответ: «папа». 99 % - ответ адресован «незнакомцу». «Этот человек часто играет со мной»-81%-«мама», 19 % - рассказываю свои секреты» - 91 % -«маме», 9 % - «папе».

«Этот человек никогда не играет со мной» - 14 % детей выбрали данный вопрос относительно одного из родителей: 9 % - «папа», 5 % - «мама». 86 % ответов адресованы «незнакомцу». «На этого человека я часто сержусь» - 24 % детей выбрали данный вопрос относительно одного из родителей: 15 % - «на маму», 9 % - «на папу». 76 % ответов адресованы «незнакомцу». «Этот человек самый добрый и хороший» - 85 % -«мама», 15 % - «папа».

«Этому человеку мне нравится помогать дома» -83 % - «маме», 17 % - «папе». «Этот человек всегда все запрещает мне» - 60 % -«мама», 40 % - «папа».

«К этому человеку я никогда не обращусь за помощью» - «письмо» было адресовано «незнакомцу»

Здоровые дети «Этот человек любит меня» - 78 % детей дали ответ «мама», 22 % - «папа». «Этот человек меня не любит» - 4 % детей выбрали данный вопрос и дали ответ: «папа». 96 % - ответ адресован «незнакомцу». «Об этом человеке я скучаю» - 81 % - «мама», 19 % - «папа».

«Этот человек меня всегда жалеет» - 86 % - «мама», 14 % - «папа».

«С этим человеком я люблю играть» - 83 % -«мама», 17 % - «папа».

«Этот человек меня часто наказывает и ругает» -80 % - «папа», 20 % - мама.

«Иногда я боюсь этого человека» - 3 % детей выбрали данный вопрос и дали ответ: «мама». 97 % - ответ адресован «незнакомцу». «Этот человек часто играет со мной» - 75 % -«мама», 25 % - «папа».

«Этому человеку я часто рассказываю свои секреты» - 86 % - «маме», 14 % - «папе». «Этот человек никогда не играет со мной» - 7 % детей выбрали данный вопрос относительно одного из родителей: 3 % - «папа», 4 % - «мама». 93 % ответов адресованы «незнакомцу». «На этого человека я часто сержусь» - 27 % детей выбрали данный вопрос относительно одного из родителей: 18 % - «на папу», 9 % - «на маму». 73 % ответов адресованы «незнакомцу». «Этот человек самый добрый и хороший» - 80 % -«мама», 20 % - «папа».

«Этому человеку мне нравится помогать дома» -79 % - «маме», 21 % - «папе». «Этот человек всегда все запрещает мне» - 63 % -«папа», 37 % - «мама».

«К этому человеку я никогда не обращусь за помощью» - «письмо» было адресовано «незнакомцу»

Результаты диагностического обследования и проведенный их сравнительный анализ позволяют сделать следующие выводы.

1. Надежный тип привязанности преобладает в отношениях ребенка и матери как в группе здоровых детей, так и часто болеющих. Несмотря на то что 60 % часто болеющих детей отмечают, что «мама всегда все запрещает мне», она является самой доброй и хорошей, с ней ребенок готов поделиться своими секретами, в случае переживания тревоги и страха желает обратиться к ней за помощью, мама в большей мере, чем папа, уделяет внимание деятельности ребенка, организует с ним игру, ей он желает помогать выполнять домашнюю работу.

2. Среди существенных различий между группой здоровых и часто болеющих детей можно отметить: выбор отца в качестве главного члена семьи, признание авторитета отца часто болеющими детьми и предпочтение здоровыми детьми авторитета матери в семье, ее главенствующей функции. Часто болеющие дети, ввиду соматической ослабленности и периодического пребывания под четким контролем и наблюдением со стороны родителей, более конформны по сравнению со здоровыми детьми. Очевидная эмоционально-психологическая значимость матери в их жизни сочетается с формальным признанием ведущей роли отца в семье, что также может быть связано с реализацией им контролирующей и санкционирующей функции. Согласно методике «Почта», большинство часто болеющих и здоровых детей отмечают, что «папа их часто наказывает и ругает».

Главенствующее положение в семье для здоровых детей занимает мама, обеспечивающая удовлетворение актуальных потребностей ребенка.

3. Поло-ролевая идентификация в группах часто болеющих и здоровых детей в норме, предпочтения в выборе будущей профессии и выполнении социальной роли обусловлены половой принадлежностью: мальчики желают подражать отцу, а девочки - матери. Можно сделать вывод о том, что действия родителей в семьях со здоровыми и часто болеющими детьми

не провоцируют ребенка отстраниться от отца или матери и следовать паттерну социального поведения противоположного пола. Дети стремятся следовать за представителем своего пола и приобретают важный опыт для дальнейшей жизни.

4. В группе часто болеющих детей 68 % надежно привязаны к матери и, соответственно, амбивалентный тип привязанности развит в отношении отца, 5 % детей надежно привязаны к отцу и амбивалентно привязаны к матери, 27 % детей надежно привязаны к обоим родителям.

В группе здоровых детей 62 % надежно привязаны к матери и, соответственно, амбивалентный тип привязанности развит в отношении отца, 8 % детей надежно привязаны к отцу и амбивалентно привязаны к матери, 30 % детей надежно привязаны к обоим родителям.

Анализ диагностических данных по методике для родителей «Оценка детско-родительского эмоционального взаимодействия» позволила сделать выводы о том, что для 66 % (48 % матерей и 18 % отцов) родителей характерен условно обозначенный нами функциональный стиль воспитания, а для 34 % (31 % отцов, 3 % матерей) родителей - дисфункциональный стиль воспитания.

Функциональный стиль родительского отношения, определяющий формирование надежного типа привязанности, предполагает высокий уровень развития следующих способностей и компетенций, допускается также средний уровень развития компонентов стиля воспитания, но в количестве не более трех.

1. Способность воспринимать и понимать причины состояния ребенка: родитель легко догадывается о том, что беспокоит ребенка, о причинах поведения ребенка, чем ребенок расстроен.

2. Способность к сопереживанию: родитель способен испытывать те же чувства, которые испытывает ребенок.

3. Чувства, возникающие у родителя во взаимодействии с ребенком: родитель испытывает чувства любви и нежности, способен чувствовать, что ребенок любит его, получает удовольствие от общения с ребенком.

4. Безусловное принятие.

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

5. Отношение к себе как к родителю: родителю нравится его социальная роль «матери» или «отца», родитель верит в свою способность справиться с большинством проблем и ситуаций в воспитании ребенка.

6. Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия: родитель редко повышает голос, приятно проводит время с ребенком, теплые и спокойные взаимоотношения с ребенком.

7. Стремление к телесному контакту: родитель часто гладит ребенка по голове, берет на руки, ребенок любит прижиматься к родителю.

8. Оказание эмоциональной поддержки: родитель часто дает ребенку понять, что верит в его силы, сообщает ребенку о том, как высоко ценит его старания и достижения, хвалит своего ребенка.

Дисфункциональный стиль родительского воспитания характеризуется преобладанием низкого и среднего уровней развития компонентов стиля родительского воспитания. Родителю не всегда доступно понимание причин наблюдаемых состояний или чувства и желания ребенка для родителя неизвестны, он недостаточно чувствителен к расстройствам ребенка. Вероятно также, что родителю бывает стыдно за своего ребенка, родитель отмечает, что ребенок часто делает вещи, которые ему досаж-

дают, устает от общения с ребенком. Воспитание - это сложная проблема для родителя, он находит, что гораздо менее способен хорошо заботиться о своем ребенке, чем ожидал. Эмоциональный фон взаимодействия характеризуется тем, что ребенок редко реагирует спокойно на требования родителя, часто у родителя и ребенка возникает взаимное недовольство, занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой. Эмоциональная поддержка сводится к тому, что родитель верит в силы своего ребенка, но не подчеркивает каждый успех ребенка, временами проявляет строгость по отношению к ребенку и его поведению.

Библиографический список

1. Аликин И.А., Лукьянченко Н.В. Нормативная динамика родительского отношения в современном обществе: возрастной и тендерный аспекты // Вестник КГПУ. 2012. № 4.

2. Галигузова Л.Н. Как развивается малыш в раннем возрасте. М.: Детская психология для родителей, 2008. 187 с.

3. Смирнова Е.О. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) // Вопросы психологии. 2003. № 1.

4. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2009. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.