Научная статья на тему 'Адаптация ребенка к дошкольному учреждению: влияние матери'

Адаптация ребенка к дошкольному учреждению: влияние матери Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4371
550
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДОУ / ADAPTATION OF THE CHILD TO PRESCHOOL / ПРИВЯЗАННОСТЬ К МАТЕРИ / ATTACHMENT TO MOTHER / СТИЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / STYLE OF INTERACTION / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ МАТЕРИ К РЕБЕНКУ / EMOTIONAL ATTITUDE OF THE MOTHER TO THE CHILD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Авдеева Наталья Николаевна

В статье представлены результаты исследования влияния матери на процесс адаптации ребенка к ДОУ. Показана взаимосвязь степени привязанности ребенка к матери, характера взаимодействия в диаде, отношения матери к дошкольному учреждению и процесса адаптации к ДОУ детей раннего возраста. В исследованиях принимали участие 107 пар мать – ребенок. В качестве методов исследования использовались: анализ листов адаптации; беседа с воспитателями, направленная на выявление особенностей протекания адаптационного периода ребенка; стандартизованное наблюдение за детьми, в том числе при встрече и расставании с матерью; анкетирование родителей с целью выявления отношения к дошкольному учреждению, особенностей адаптации и характера привязанности к матери, опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И.М. Марковской; опросник детскородительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ). Результаты исследования показали, что благоприятное протекание процесса адаптации происходит у детей с надежной привязанностью, при высоком уровне эмоционального взаимодействия матери с ребенком и позитивном отношении матери к дошкольному образованию. Неблагоприятная адаптация отмечается у детей с ненадежной привязанностью, дефицитом позитивного эмоционального взаимодействия в диаде, негативном детском опыте матери посещения ДОУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Авдеева Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The adaptation of the child to preschool institution: the influence of mother

The article presents a series of studies of the effect of mother on the course of the child’s adaptation to preschool institute. Correlation between quality of attachment to the mother, the nature of the interaction in the dyad, mother’s attitudes to the preschool institute and adaptation of the child to preschool establishment are shown. The study involved 107 mother-child pairs. The methods used in the study were: analysis of adaptation lists of children; interview with teachers, aimed at identifying the features of adaptation of the child; standardized observation of children, including meeting and parting with mother; interviews with parents aimed at identification of the relationship to early childhood institutions; the questionnaire for the study of the interaction of parents with their children (Markovskaya, 1988); a questionnaire for children and parental emotional interaction (Zaharova, 2002). The results showed that the favorable course of the process of adaptation occurs in children with secure attachment, with a high level of emotional interaction between mother and child and the positive attitude of the mother to preschool education. Unfavorable adaptation is seen in children with insecure attachment, lack of positive emotional interaction in the dyad, negative experiences during mother’s visit to preschool establishment

Текст научной работы на тему «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению: влияние матери»

Н. Н. Авдеева

Адаптация ребенка к дошкольному учреждению: влияние матери

Авдеева Наталья Николаевна - кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета (Москва, Россия), [email protected]

В статье представлены результаты исследования влияния матери на процесс адаптации ребенка к ДОУ. Показана взаимосвязь степени привязанности ребенка к матери, характера взаимодействия в диаде, отношения матери к дошкольному учреждению и процесса адаптации к ДОУ детей раннего возраста. В исследованиях принимали участие 107 пар мать - ребенок. В качестве методов исследования использовались: анализ листов адаптации; беседа с воспитателями, направленная на выявление особенностей протекания адаптационного периода ребенка; стандартизованное наблюдение за детьми, в том числе при встрече и расставании с матерью; анкетирование родителей с целью выявления отношения к дошкольному учреждению, особенностей адаптации и характера привязанности к матери, опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И.М. Марковской; опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ). Результаты исследования показали, что благоприятное протекание процесса адаптации происходит у детей с надежной привязанностью, при высоком уровне эмоционального взаимодействия матери с ребенком и позитивном отношении матери к дошкольному образованию. Неблагоприятная адаптация отмечается у детей с ненадежной привязанностью, дефицитом позитивного эмоционального взаимодействия в диаде, негативном детском опыте матери посещения ДОУ.

Ключевые слова: адаптация ребенка к ДОУ, привязанность к матери, стиль взаимодействия, эмоциональное отношение матери к ребенку.

The adaptation of the child to preschool institution: the influence of mother

Avdeeva Nataliya,

PhD in Psychology, Professor of Department of Developmental Psychology of Moscow State University of Psychology and Education (Moscow, Russia), [email protected]

The article presents a series of studies of the effect of mother on the course of the child's adaptation to preschool institute. Correlation between quality of attachment to the mother, the nature of the interaction in the dyad, mother's attitudes to the preschool institute and adaptation of the child to preschool establishment are shown. The study involved 107 mother-child pairs. The methods used in the study were: analysis of adaptation lists of children; interview with teachers, aimed at identifying the features of adaptation of the child; standardized observation of children, including meeting and parting with mother; interviews with parents aimed at identification of the relationship to early childhood institutions; the questionnaire for the study of the interaction of parents with their children (Markovskaya, 1988); a questionnaire for children and parental emotional interaction (Zaharova, 2002). The results showed that the favorable course of the process of adaptation occurs in children with secure attachment, with a high level of emotional interaction between mother and child and the positive attitude of the mother to preschool education. Unfavorable adaptation is seen in children with insecure attachment, lack of positive emotional interaction in the dyad, negative experiences during mother's visit to preschool establishment.

Keywords: adaptation of the child to preschool, attachment to mother, style of interaction, emotional attitude of the mother to the child.

в«

Проблема адаптации ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении является актуальной для психологической науки и практики, начиная с первых лет существования общественного дошкольного образования и до настоящего времени. Это обусловлено тем, что во все времена дети, впервые переступая порог детского сада, испытывают, в большинстве своем, стресс, подвергающий организм и психику ребенка серьезным испытаниям. Стрессогенными являются: разлука с матерью, новая обстановка, незнакомые взрослые и сверстники, непривычный распорядок дня, ограничения поведения, необходимость выполнения требований, соблюдения правил.

К настоящему времени проведено большое количество исследований, посвященных определению факторов, оказывающих влияние на протекание процесса адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению (К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева, С. Н. Теплюк, Л. Н. Галигузова, Л. В. Макшанцева, Т. Н. Филютина, Е. А. Чепра-кова и др.). Традиционно исследования факторов адаптации строятся вокруг изучения особенностей ребенка: состояния здоровья, возраста, сиблинговой позиции, потребности в общении со сверстником и взрослым, уровня развития предметной деятельности и самостоятельности. Позиция матери, ее вклад в протекание процесса адаптации ребенка к дошкольному учреждению остается недостаточно изученным.

В последнее десятилетие был проведен цикл исследований, направленных на изучение влияния матери на процесс адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ (Авдеева, Хохлачева, 2010; Андрусенко, 2012). Продолжая линию поиска психологических механизмов адаптации, мы выделили ряд важных факторов. К ним относятся: 1) качество привязанности ребенка к матери; 2) стиль детско-родитель-ского взаимодействия; 3) собственное отношение матери к дошкольному учреждению.

Исследования проводились в 20032012 гг. в младших группах (с детьми от одного года до трех лет) дошкольных учреждений г. Москвы. В них приняли участие 107 пар мать - ребенок.

В ходе работы были использованы следующие методы и методики: анализ листов адаптации; беседа с воспитателями, направленная на выявление особенностей протекания адаптационного периода ребенка; стандартизованное наблюдение за детьми, в том числе при

встрече и расставании с матерью; анкетирование родителей с целью выявления отношения к дошкольному учреждению, особенностей адаптации и характера привязанности к матери, опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И.М. Марковской; опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) (Бурменская, Карабанова, Лидерс, 1990).

Рассмотрим последовательно каждый из выше приведенных факторов.

1. Качество привязанности ребенка к матери

Значимость формирования у ребенка, начиная с первых месяцев жизни, привязанности к близким людям, в первую очередь к матери, является общепризнанной. Такая эмоциональная привязанность необходима для полноценного психического развития ребенка. Она дает ему чувство безопасности, способствует личностному развитию и успешной социализации (Боулби, 2003; Эйнстворт, 1964).

В поведении ребенка признаки привязанности проявляются следующим образом. Взрослый, к которому привязан ребенок, может лучше других успокоить и утешить малыша; ребенок чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением, в его присутствии реже испытывает страх. Привязанность к определенным людям (матери) начинает проявляться у младенцев старше 6 месяцев. Чувство привязанности ребенка к матери достигает максимума между 12 и 18 месяцами и уменьшается к концу 2-го года жизни. Исследования поведения детей при разлуке и воссоединении с матерью с помощью теста «Незнакомая ситуация» М. Эйнсворт позволили определить качество привязанности ребенка к матери и описать три типа привязанности: надежную, безопасную привязанность, ненадежную небезопасную привязанность избегающего вида и ненадежную небезопасную привязанность тревожно-сопротивляющегося вида. Наиболее благоприятной для психического развития является надежная привязанность, а наиболее неблагоприятной - ненадежная, тревожно-сопротивляющаяся привязанность (Эйнсворт, 1964).

В новой, незнакомой ситуации ребенок с надежной привязанностью активно исследует окружающее в присутствии матери, расстраивается, когда она уходит, радуется, когда возвращается, контакт с ней помогает ребенку преодолеть стресс. Если мама рядом,

малыш проявляет интерес и дружелюбие к незнакомому человеку, без страха вступает с ним в контакт.

Дети с ненадежной тревожно-сопротивляющейся привязанностью, оказавшись в новой ситуации, могут держаться рядом с матерью, но даже в ее присутствии проявляют очень слабую исследовательскую активность. В случае разлуки с матерью они переживают сильный стресс. Но когда она возвращается, эти дети испытывают противоречивые эмоции: с одной стороны, тянутся к матери, но, явно сердясь на нее за уход, отталкивают. Такие малыши не доверяют незнакомцам, даже в присутствии матери.

В новой обстановке дети с ненадежной избегающей привязанностью не возражают против ухода матери и не обращают внимания на ее возвращение. Избегающие малыши иногда общительны с незнакомцами, но могут избегать и игнорировать их, так же как и мать.

Проведенные нами исследования привязанности ребенка к матери показали, что она может быть связана с его адаптацией к ДОУ (Авдеева, Хохлачева, 2010; Андрусенко, 2012). Адаптационный период у детей с различными типами привязанности протекает по-разному. В большинстве случаев легкая форма адаптации свойственна детям с надежной привязанностью, адаптация средней тяжести - детям с ненадежной привязанностью, тяжелая - также соотносится с ненадежной привязанностью, п реимущественно тревожно-соп роти вля юще-гося типа. Поскольку привязанность складывается у ребенка к концу первого года жизни, как результат взаимоотношений с матерью, можно говорить о влиянии типа привязанности на характер протекания адаптации к ДОУ.

2. Особенности детско-родительского взаимодействия

Второй выявленный нами фактор адаптации ребенка к новой психологической среде - это характер детско-родительского взаимодействия, сложившийся в семье. Известно, что тип взаимодействия родителей с детьми во многом влияет на психическое развитие ребенка, формирование его личности, и это влияние тем сильнее может проявиться в критический момент переживания психологического стресса, которым, несомненно, является период адаптации к детскому саду.

Необходимо отметить, что взаимодействие с матерью, возникающее в самом начале

жизни ребенка, оказывает существенное влияние на все его последующее развитие. В процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью и другими близкими у ребенка формируются так называемые «рабочие модели» себя, других людей и межличностного взаимодействия, которые в дальнейшем помогают ему ориентироваться в новых ситуациях, интерпретировать и соответствующим образом реагировать на них. Внимательные, чуткие, заботливые родители формируют у ребенка чувство базового доверия к миру; способствуют созданию позитивной модели Я, окружающих, безопасного социального взаимодействия.

Дисгармоничные отношения, наоборот, убеждают ребенка в том, что другие люди, так же как и родители, не являются надежными, предсказуемыми партнерами, которым можно доверять (негативная рабочая модель окружающих). Таким образом, формирующиеся на первом году жизни модели себя, другого и межличностного взаимодействия в дальнейшем во многом определяют восприятие ребенком окружающего мира, построение отношений со сверстниками и взрослыми, развитие его познавательных способностей, возможности адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности (Боулби, 2003).

Результаты проведенных нами исследований показали, что легкая форма адаптации ребенка к дошкольному учреждению связана с гармоничными отношениями с матерью.

Так, оценки взаимодействия в диаде по методике Марковской показали: низкий или средний уровень требований к ребенку, низкую или среднюю степень строгости, средний или высокий уровень контроля, средний уровень принятия ребенка, средний или высокий уровень последовательности во взаимодействии и среднюю выраженность воспитательной конфронтации в семье.

Показатели эмоционального взаимодействия матери с ребенком (опросник ОДРЭВ) при легком типе адаптации выше среднего уровня. Матери способны воспринимать состояние ребенка и понимать причины его возникновения, ориентироваться на состояние ребенка при построении взаимодействия и воздействовать на него. Они испытывают позитивные чувства при взаимодействии с ребенком, проявляют эмпатию, стремятся к телесному контакту, оказывают эмоциональную поддержку и положительно оценивают себя в качестве родителя.

в«

Иная картина взаимодействия матерей с детьми отмечается в случае трудностей с вхождением ребенка в дошкольное учреждение. Результаты исследований показали, что у детей со средней или тяжелой формой адаптации отношение к ребенку матери характеризуется: высоким уровнем строгости в воспитании, значительной эмоциональной дистанцией во взаимоотношениях, низким уровнем принятия ребенка, низкой или средней степенью сотрудничества с ним.

Чаще всего при неблагоприятном протекании адаптации отмечается дефицит следующих характеристик эмоционального взаимодействия: способность матери к сопереживанию ребенку; эмоциональное принятие; стремление к телесному контакту; ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия. При наличии дефицита выраженности характеристик эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия можно говорить о дисгармоничном эмоциональном взаимодействии матери с ребенком. В процессе исследования нами было отмечено, что наиболее значимыми характеристиками эмоционального взаимодействия матери и ребенка, с точки зрения протекания процесса адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения, являются: способность матери к сопереживанию ребенку (эмпатия), ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия и умение воздействовать на его эмоциональное состояние. Показательным в этом отношении является также низкий уровень принятия себя в качестве родителя.

3. Отношение матери к дошкольному учреждению

Продолжением изучения роли матери в протекании процесса адаптации ребенка к ДОУ стало исследование отношения матери к дошкольному учреждению: степень доверия, причина, побудившая воспользоваться услугами ДОУ, собственный опыт посещения детского сада, соответствие между прогнозом вхождения ребенка в дошкольное учреждение, составленным родителями (матерью), и формой реального протекания процесса вхождения (Андрусенко, 2012).

Исследование проводилось в 2010-2012 гг., использовались следующие методики: анализ листов адаптации; анкеты «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное

учреждение» (К. Л. Печера); авторский опросник «На пороге детского сада»; беседа с воспитателями, направленная на выявление особенностей вхождения ребенка в дошкольное учреждение; наблюдение: за поведением детей в группе и за поведением детей и матерей во время встреч и расставаний. В исследовании участвовали 55 пар «мать - ребенок». Возраст детей 2-3 года - I младшая группа.

Результаты исследования показали, что у большинства родителей, чьи дети демонстрировали легкую форму адаптации, - прогноз оправдался (94% матерей квалифицировали своих детей как готовых, 6% - как условно готовых). Родители детей, продемонстрировавших сред-нетяжелую форму, также адекватно оценили возможные очаги напряженности на этапе вхождения в дошкольное учреждение (70% -условно готовы, 30% - готовы). Напротив, родители детей с тяжелым протеканием процесса адаптации не смогли спрогнозировать трудности данного периода (44% - готов; 56% условно готов). При анализе ответов родителей по опроснику «На пороге детского сада» были получены результаты, отражающие отношение родителей (матерей) к поступлению ребенка в дошкольное учреждение. Полученные данные были соотнесены с особенностями протекания процесса адаптации. Результаты приведены в таблицах (таблицы 1, 2, 3).

Таблица 1. Ответы родителей на вопрос: «Что повлияло на ваше решение отдать ребенка в детский сад?» (%)

Варианты Форма адаптации к дошкольному учреждению

ответов Тяжелая Средняя Легкая

Работа 14 14 19

Социализация 14 29 22

Работа + социализация + развитие 36 14 15

Развитие, образование ребенка + социализация 36 29 4

Не ответили - 7 30

Другое* - 7 11

* Ответы родителей детей со среднетяжелой формой адаптации: возраст; с легкой формой адаптации - традиция, возраст, положительные отзывы родителей.

Анализ данных, представленных в таблице 1, показывает, что в половине случаев тяжелая форма адаптации свойственна детям, родители которых были вынуждены отдать ребенка в детский сад по причине, связанной с выходом на работу (50% ответов). Для родителей детей со среднетяжелой формой адаптации данная причина является главной лишь в 28% случаев, для родителей детей с легкой формой адаптации составляет 36%.

Родители детей с тяжелой формой адаптации более других родителей ориентированы на получение образовательных услуг и развитие ребенка в стенах дошкольного учреждения, которое включает процесс социализации (36%). Для сравнения: данный вариант ответа встречается у 29% родителей детей со среднетяжелой формой адаптации и у 10% - с легкой формой.

Для родителей детей с легкой формой адаптации наиболее значимой является проблема социализации (22%), для родителей детей с среднетяжелой формой адаптации эта причина также является значимой - 29%.

Таблица 2. Ответы родителей на вопрос: «О чем вы беспокоитесь во время пребывания вашего ребенка в детском саду?» (%)

Варианты ответов Форма вхождения в дошкольное учреждение

Тяжелая Средняя Легкая

Психологический комфорт 36 21 19

Физическое самочувствие 14 7 11

Психологический комфорт + физическое самочувствие 43 36 7

Не беспокоюсь 7 21 22

Не ответили - 7 26

Другое* - 7 15

* Ответы родителей детей со среднетяжелой формой вхождения: возраст; «всегда беспокоюсь за своих детей, где бы они не были»; с легкой формой - «все ли выполняется профессионально и правильно с точки зрения здравоохранения и воспитания», «немного беспокоюсь», «период адаптации».

Из таблицы 2 видно, что среди родителей, не испытывающих беспокойства во время пребывания ребенка в детском саду, родителей детей с тяжелой формой адаптации значительно меньше (7%), по сравнению с родителями детей со среднетяжелой (21%) и легкой (22%) формами адаптации.

Родителей детей с тяжелой формой адаптации, в большей степени, беспокоит психологический комфорт ребенка (36%), а также сочетание таких характеристик, как психологический комфорт и физическое самочувствие (43%). Ответы родителей детей со сред-нетяжелой формой адаптации сопоставимы с ответами родителей детей с тяжелой формой. Родители детей с легкой формой вхождения также проявляют озабоченность по поводу психологического комфорта ребенка (19%), достаточно большой процент для данной категории составили родители, обеспокоенные физическим самочувствием (11%).

Таблица 3. Ответы родителей на вопрос: «Есть ли у вас опыт посещения дошкольного учреждения? Если «да», то как он окрашен?» (%о)

Варианты ответов Форма вхождения в дошкольное учреждение

Тяжелая Средняя Легкая

Нет 7 7 7

Да 86 86 63

Положительно 58 50 71

Отрицательно 17 8 6

Другое* 25 42 24

Не ответили 7 7 30

*Ответы родителей детей с тяжелой формой вхождения: «не припомню», «не однозначно», «нейтрально»; со среднетяжелой формой - «неоднозначно», «нейтрально», «игры, прививки, падение с лестницы»; с легкой формой вхождения - «нейтрально», «работала», «без особенностей».

Из результатов, приведенных в таблице 3, видно, что большинство родителей, участвовавших в исследовании, имели опыт посещения дошкольного учреждения. Чаще всего отрицательный опыт посещения детского сада встречается у родителей детей с тяжелой формой адаптации (17%), реже - со среднетяжелой (8%) и легкой (6%). Положительный «детсадовский» опыт в большей степени отмечается у родителей детей с легкой формой вхождения в ДОУ.

Полученные в исследовании данные показали, что для родителей детей, испытывающих серьезные трудности при вхождении в дошкольное учреждение, характерна неадекватная оценка возможностей и особенностей

ребенка. В большинстве случаев причиной, по которой они отдали ребенка в детский сад, является необходимость выхода на работу. Одновременно родители ориентированы на получение образовательных услуг и развитие ребенка, в меньшей степени - на социализацию. Однако особое беспокойство у данной категории родителей вызывает психологическое состояние ребенка во время пребывания в детском саду. Интересным представляется тот факт, что среди всех опрошенных родителей именно родители детей с тяжелой формой вхождения имели собственный негативный опыт посещения дошкольного учреждения.

Родители детей со среднетяжелой формой вхождения в дошкольное учреждение адекватно оценивают возможности своего ребенка, детерминирующие особенности протекания данного периода. В качестве причин, побудивших отдать ребенка в детский сад, они чаще всего указывают формирование социальных навыков, развитие и образование ребенка. Беспокойство во время пребывания в дошкольном учреждении у них вызывает психологическое и эмоциональное благополучие ребенка. Значительный процент составляют родители, не испытывающие беспокойства во время пребывания ребенка в детском саду.

Родители детей с легкой формой вхождения объективно оценивают возможности детей. Среди причин, побудивших отдать

ребенка в детский сад, наиболее часто указывается значимость общественного воспитания. Родители детей с легкой формой адаптации демонстрируют высокой уровень доверия дошкольному учреждению. Большинство родителей детей данной группы имели собственный положительный опыт посещения детского сада. Сопоставив и обобщив результаты трех этапов исследования, мы предприняли попытку создать психологические портреты матерей в зависимости от протекания процесса вхождения ребенка раннего возраста в ДОУ.

При легком типе вхождения ребенка в дошкольное учреждение материнское отношение характеризуется чувствительностью во взаимодействии с ребенком, умением увидеть его состояние. Мать чувствует настроение ребенка - сразу замечает, если ребенок расстроен, и стремится оказать эмоциональную поддержку - вселить уверенность в собственных силах. Материнское отношение отличается высоким уровнем принятия ребенка, выраженным стремлением к телесному контакту. Мать, как правило, высоко оценивает свою родительскую роль - она полна уверенности в собственной компетентности. Она ориентируется на состояние ребенка при взаимодействии с ним. В целом, при общении матери с ребенком преобладает положительный эмоциональный фон. Такое родительское отношение определяет в большинстве случаев надежный тип

привязанности ребенка к матери. На этапе вхождения ребенка в дошкольное учреждение эта категория матерей в значительной мере ориентируется на потребности ребенка, его возможности и психологическое состояние. Матери демонстрируют высокую степень доверия к дошкольному учреждению, чему в немалой степени способствует имеющийся собственный опыт посещения детского сада.

При среднетяжелом типе вхождения ребенка в дошкольное учреждение родительское отношение имеет следующие особенности: несмотря на выраженную способность воспринимать состояние ребенка, мать не считает нужным учитывать его при построении взаимодействия. Тем самым, ребенку отводится роль объекта воздействий матери, а не самостоятельного субъекта, личности. Двойственность материнского отношения проявляется также в наличии высокой степени эмоционального принятия матерью ребенка на фоне недостаточно выраженного стремления оказывать эмоциональную поддержку ребенку. Построение взаимодействия матери с ребенком происходит при нестабильном эмоциональном фоне -матери непоследовательны в проявлении заботы о ребенке, реагируя то с энтузиазмом, то с равнодушием, в зависимости от настроения. Закономерным представляется тот факт, что данные особенности эмоционального взаимодействия матери с ребенком привели к формированию ненадежного типа привязанности ребенка к матери. Среди причин, побудивших отдать ребенка в детский сад, матери чаще

других указывают социализацию, а беспокойство во время пребывания ребенка в дошкольном учреждении у них вызывает эмоциональное благополучие, психологический комфорт ребенка.

При тяжелом типе вхождения ребенка в дошкольное учреждение родительское отношение отличается недостаточно выраженной способностью к сопереживанию (эмпатией). Матерей данной группы характеризует неумение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка, это связано в первую очередь с тем, что они мало ориентированы на состояние ребенка при построении взаимодействия с ним. В значительной степени, данных матерей заботит оценка их родительской успешности со стороны социального окружения. Однако сами они испытывают неуверенность в собственной родительской компетентности, часто проявляющуюся в чувстве вины по отношению к ребенку. Данный тип родительского отношения оказал влияние на становление ненадежного типа привязанности ребенка к матери: тревожно-сопротивляющегося и избегающего. На этапе вхождения ребенка в дошкольное учреждение матерям свойственна неадекватная оценка возможностей и особенностей ребенка, прогноз вхождения, составленный на основании полученных от них данных о ребенке, оказывается не достоверным. Интересным представляется тот факт, что в сравнении с другими именно родители детей с тяжелой формой вхождения имели собственный негативный опыт посещения дошкольного учреждения.

Заключение

Полученные в исследовании результаты позволяют сделать вывод о том, что на этапе вхождения ребенка раннего возраста в дошкольное учреждение следует учитывать в качестве значимых факторов протекания процесса адаптации: отношение матери к дошкольному учреждению, тип привязанности ребенка к матери и характер эмоционального взаимодействия в диаде «мать - ребенок». В пользу этого утверждения свидетельствуют результаты проведенных эмпирических исследований, которые показали, что благоприятное протекание процесса вхождения ребенка в детский сад происходит у детей с надежной привязанностью, при высоком уровне эмоционального взаимодействия матери с ребенком и позитивном отношении матери к дошкольному учреждению. Неблагоприятное вхождение ребенка в ДОУ

отмечается у детей с ненадежной привязанностью и дефицитом позитивного эмоционального взаимодействия и позитивного эмоционального отношения матери к ребенку. Матери детей с тяжелой формой адаптации, как правило, имели собственный негативный опыт посещения детского сада.

По результатам исследования были выделены характеристики эмоционального взаимодействия матери и ребенка, имеющие значительную прогностическую ценность для определения длительности и характера протекания процесса вхождения ребенка в дошкольное учреждение. К ним относятся: способность матери к сопереживанию ребенку (эмпатия), ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия, умение матери воздействовать на эмоциональное состояние ребенка, принятие себя в качестве родителя.

Безусловно, проблема соотношения эмоциональной составляющей детско-родительского взаимодействия и протекания адаптации ребенка к детскому саду является достаточно многогранной и сложной. Но, тем не менее, можно утверждать, что ненадежная привязанность к матери и дисгармоничный характер эмоционального взаимодействия матери с ребенком представляют собой существенные факторы риска для дальнейшего социально-эмоционального развития детей и в частности могут служить ориентиром для прогнозирования течения и исхода адаптационного периода.

Данные, полученные в исследовании, могут быть использованы практическими психологами, работающими в дошкольных учреждениях. При поступлении ребенка в детский сад представляется необходимым осуществлять

оценку качества привязанности и характера эмоционального взаимодействия и отношения матери к ребенку. В период адаптации в рамках психологического сопровождения семьи родителям в консультативной форме могут быть даны рекомендации, направленные на развитие, а при необходимости и коррекцию эмоционального взаимодействия с ребенком.

Это поможет обеспечить наиболее благоприятные условия для адаптации ребенка к детскому саду, а также позволит организовать плавный перехода с домашнего на общественное воспитание.■

Литература

1. Авдеева Н.Н., Хохлачева И.В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ// Психологическая наука и образование. 2010. № 3.

2. Андрусенко Н.О. Родительское отношение как фактор вхождения ребенка раннего возраста в дошкольное учреждение. Магистерская диссертация. М., 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Боулби Дж. Привязанность. М., 2003.

4. Бурменская Г.В., Карабанова ОА., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М., 1990.

5. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. М., 1996.

6. Макшанцева Л.В. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду // Психолог в детском саду. 2004. № 1.

7. Печера К.Л., Пантюхина Г. В., Голу-бева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях М., 1986 г.

8. Теплюк С.Н. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. 2006. №3.

9. Филютина Т.Н. Формирование самостоятельности у детей двух-трех лет в семье как фактор адаптации к дошкольному образовательному учреждению: дис... канд. Екатеринбург, 1999.

10. Чепракова ЕА. Адаптация ребенка к детскому саду // Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2011. № 1.

11. Ainsworth M.D. Patterns of attachment behavior seen by the infant interaction with his mother // Merril-Palmer Quaterly, 1964.

Статья поступила в редакцию 25.11.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.