Научная статья на тему 'Проявление родительского отношения в особенностях эмоционального взаимодействия матерей и их детей раннего возраста'

Проявление родительского отношения в особенностях эмоционального взаимодействия матерей и их детей раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1325
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАТЕРЕЙ И ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА / PARENTAL ATTITUDE / EMOTIONAL INTERACTION BETWEEN MOTHERS AND INFANTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зобнина Татьяна Венеровна, Моторина Надежда Владимировна

В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния отношения матерей к своим детям раннего возраста на процесс их эмоционального взаимодействия. Описаны выявленные общие особенности эмоционального взаимодействия в исследованных диадах «мать дитя». Такими особенностями являются отсутствие дефицита параметров процесса эмоционального взаимодействия; наиболее высокие значения блока эмоционального принятия ребенка и наименьшие значения поведенческого блока процесса эмоционального взаимодействия матерей и их детей; дисгармоничность внутренней структуры поведенческого блока эмоционального взаимодействия. Показаны также специфические особенности процесса эмоционального взаимодействия матерей и детей в зависимости от типа родительского отношения. Наиболее тесное эмоциональное взаимодействие в диадах «мать дитя» отмечено у матерей с симбиотической привязанностью к своему ребенку, наименее тесное у матерей с типом родительского отношения «авторитарная гиперсоциализация».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зобнина Татьяна Венеровна, Моторина Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The manifestation of a parental attitude consisting in the peculiarities of emotional interaction between mothers and their toddlers

The article presents the results of an empirical study of the influence of the relationship of mothers to their young children to process their emotional interactions. We describe the general features of the emotional interaction in the studied "mother child". Such features are the absence of deficit parameters of the process of emotional interaction; the highest values of the block of emotional acceptance of the child and minimum values of the behavioural unit of the process of emotional interaction between mothers and their children; disharmonically internal structure of the behavioural unit of emotional interaction. It is also shown the specific features of the process of emotional interaction between mothers and their children depending on the type of parental relationship. The most close emotional interaction in the dyad "mother child" was observed in mothers with symbiotic attachment to her child, the least the close in mothers with parenting styles "authoritarian hyperstimulation".

Текст научной работы на тему «Проявление родительского отношения в особенностях эмоционального взаимодействия матерей и их детей раннего возраста»

УДК 159.942

Зобнина Татьяна Венеровна

доктор психологических наук, доцент Шуйский филиал Ивановского государственного университета

Моторина Надежда Владимировна

Детский сад №178, г. Иваново zobnina-tatjana@rambler.ru, motorina.nadia@mail.ru

ПРОЯВЛЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ В ОСОБЕННОСТЯХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАТЕРЕЙ И ИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния отношения матерей к своим детям раннего возраста на процесс их эмоционального взаимодействия. Описаны выявленные общие особенности эмоционального взаимодействия в исследованных диадах «мать - дитя». Такими особенностями являются отсутствие дефицита параметров процесса эмоционального взаимодействия; наиболее высокие значения блока эмоционального принятия ребенка и наименьшие значения поведенческого блока процесса эмоционального взаимодействия матерей и их детей; дисгармоничность внутренней структуры поведенческого блока эмоционального взаимодействия. Показаны также специфические особенности процесса эмоционального взаимодействия матерей и детей в зависимости от типа родительского отношения. Наиболее тесное эмоциональное взаимодействие в диадах «мать - дитя» отмечено у матерей с симбиотической привязанностью к своему ребенку, наименее тесное - у матерей с типом родительского отношения «авторитарная гиперсоциализация».

Ключевые слова: родительское отношение, эмоциональное взаимодействие матерей и детей раннего возраста.

В раннем детстве психическое развитие ребенка отличается высоким темпом и в значительной мере зависит от различных факторов среды, среди которых ведущую роль играют отношения с близкими взрослыми (в раннем возрасте, как правило, с матерью). Неслучайно изучение влияния родительского отношения на развитие психики ребенка ведется в нашей стране и за рубежом уже достаточно давно. Основными направлениями разработки данной проблемы являются исследование влияния стилей воспитания на нервно-психическое развитие детей, формирование у них индивидуально-психологических особенностей личности, анализируются качества матери, содействующие созданию благоприятных условий для развития психики ребенка, изучаются вопросы, связанные с формированием эмоциональной привязанности матери и ребенка.

Материнское отношение к своему ребенку проявляется в особенностях эмоционального взаимодействия в диадах «мать - дитя». Различные аспекты ранних эмоциональных связей и их нарушений описаны в работах отечественных и зарубежных авторов [1; 3; 4; 5; 13]. Однако специфике проявления родительского отношения в процессе эмоционального взаимодействия матерей и их детей в возрасте от двух до трех лет уделено недостаточно внимания. Актуальность нашего исследования обусловлена также тем, что в последние годы наблюдается смещение ценностных ориентаций молодых женщин в сторону стремления к материальному благополучию, карьерному росту. Безусловно, это накладывает отпечаток на выполнение ими своих материнских функций. В практике воспитания детей отмечается увеличение отклоняющихся стилей воспитания, «усиление формализма в воспитании, когда родители не умеют и не стре-

мятся играть с ребенком, заменяя эмоциональное игровое взаимодействие интеллектуальными занятиями» [11, с. 33].

Организация и методы исследования

Описание выборки. С целью изучения влияния типа родительского отношения на процесс эмоционального взаимодействия в диадах «мать -дитя» нами было проведено исследование на выборке матерей, имеющих детей раннего возраста. В исследовании приняли участие 100 матерей в возрасте от 21 до 41 года с разным уровнем образования (высшее образование имеют 60% матерей, среднее специальное - 37%, среднее профессиональное - 2%, незаконченное высшее - 1%.). Возраст их детей составлял от двух до трех лет, все дети из полных семей.

Объект исследования - родительское отношение и эмоциональное взаимодействие в диаде «мать - дитя».

Предмет исследования - проявление родительского отношения в особенностях эмоционального взаимодействия матерей и их детей раннего возраста.

Методики исследования. Изучение особенностей материнского отношения проводилось с помощью опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) (ОРО). Структура опросника включает 5 шкал, описывающих такие типы родительского отношения, как «принятие — отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник».

В процессе изучения особенностей эмоционального взаимодействия матерей и их детей нами применялся опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (ОДРЭВ) (Захарова Е.И.). Данная методика

52

Вестник КГУ ^ 2017

© Зобнина Т.В., Моторина Н.В., 2017

содействует определению степени выраженности 11 характеристик процесса эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста. Для каждого параметра взаимодействия автором методики определены средние значения (М) и критериальные значения (Ы). В том случае, если показатель принимает значение ниже обозначенного Ы, есть основание говорить о дефиците соответствующей стороны эмоционального взаимодействия в конкретной диаде «мать - дитя».

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенное исследование особенностей родительского отношения показало, что подавляющей части матерей (54% от общего числа опрошенных) присущ такой тип отношения к своему ребенку, как «кооперация». Эти данные свидетельствуют о том, что большинство матерей заинтересованы в делах и планах своего ребенка, стараются во всем помочь ему, высоко оценивает способности своего ребенка, испытывают чувство гордости за него. Преобладание у матерей данного социально желательного типа родительского отношения следует отметить особо, поскольку поддержка и поощрение самостоятельности ребенка, доверие и сочувствие ему яв-

ляются важными условиями развития положительных качеств личности ребенка в раннем детстве.

У одной трети матерей (33% от числа опрошенных) выявлены высокие показатели по шкале «симбиоз». Такие матери ощущают себя с ребенком единым целым, постоянно испытывают тревогу за него, стремятся удовлетворить все потребности своего ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Очевидно, что ребенок, имеющий с матерью тесную симбиотическую связь, является боязливым, робким, неспособным впоследствии на принятие самостоятельных решений.

Небольшая часть матерей (5% от общего числа респондентов) характеризуется высокими показателями по шкале «авторитарная гиперсоциализация». Этим женщинам свойственно стремление навязывать ребенку свою волю, требование от него безоговорочного послушания и дисциплины. У такого же количества матерей выявлен тип родительского отношения «маленький неудачник». Специфика восприятия и понимания этими матерями своих детей такова, что ребенок представляется им неумелым, неприспособленным, открытым для негативных влияний. Его интересы, мысли и чувства кажутся им несерьезными и незначительными.

Таблица 1

Средние значения характеристик эмоционального взаимодействия в диаде «мать - дитя» в зависимости от типа родительского отношения (п=100)

Характеристики эмоционального взаимодействия Тип родительского отношения

Кооперация (Х±т) Симбиоз (Х±т) Авторитарная гиперсоциализация (Х±т) Маленький неудачник (Х±т) Среднее нормативное значение (М) Критериальное значение №

Способность воспринимать состояние ребенка 4,24±0,07 4,29±0,11 4,12±0,47 4,24±0,28 4,22 3,7

Понимание причин состояния ребенка 4,23±0,08 4,18±0,10 3,24±0,51 4,20±0,14 3,85 3,2

Способность к сопереживанию (эмпатия) 4,26±0,08 4,48±0,09 3,88±0,31 4,44±0,15 3,39 2,8

Чувства матери, возникающие во взаимодействии с ребенком 4,34±0,01 4,51±0,11 4,40±0,30 4,36±0,34 3,9 3,3

Безусловное принятие ребенка 4,36±0,07 4,30±0,09 3,96±0,45 4,56±0,20 3,84 3,2

Отношение к себе как родителю 4,51±0,05 4,55±0,06 4,16±0,49 4,52±0,10 3,78 3,1

Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия 4,51±0,07 4,51±0,09 4,16±0,42 4,44±0,25 3,66 3,0

Стремление к телесному контакту 4,56±0,06 4,56±0,07 4,52±0,23 4,76±0,15 4,03 3,3

Оказание эмоциональной поддержки 4,12±0,08 4,14±0,13 4,16±0,32 4,32±0,36 3,47 2,8

Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия 3,27±0,09 3,33±0,11 2,84±0,27 3,04±0,35 2,95 2,3

Умение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка 3,79±0,06 3,97±0,11 4,04±0,38 4,28±0,22 3,8 3,2

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

53

С целью изучения особенностей эмоционального взаимодействия в диадах «мать - дитя» мы провели исследование с помощью методики ОДРЭВ (Е.И. Захарова), результаты отражены в таблицах 1, 2.

По мнению Е.И. Захаровой, параметры эмоционального взаимодействия могут быть объединены в 3 содержательных блока [5].

Блок I - чувствительность: 1) способность воспринимать состояние ребенка; 2) понимание причин его состояния; 3) способность к сопереживанию.

Блок II - эмоциональное принятие: 4) чувства матери, возникающие во взаимодействии; 5) безусловное принятие; 6) отношение к себе как родителю; 7) преобладающий эмоциональный фон взаимодействия.

Блок III - поведенческие проявления эмоционального взаимодействия: 8) стремление к телесному контакту; 9) оказание эмоциональной поддержки; 10) ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия; 11) умение воздействовать на состояние ребенка.

Средние значения степени выраженности этих блоков эмоционального взаимодействия у матерей с разным типом родительского отношения представлены в таблице 2.

Анализ полученных результатов выявил некоторые общие особенности эмоционального взаимодействия, присущие матерям независимо от типа их родительского отношения к своему ребенку.

В частности, дефицита не обнаружено ни по одной из характеристик эмоционального взаимодействия (не выявлены значения ниже критериальных). Это свидетельствует о том, что большинству матерей присуще понимание причин различных эмоциональных состояний ребенка, безусловное принятие своего ребенка таким, какой он есть, стремление оказывать ребенку эмоциональную поддержку, высоко оценивать и поощрять его старания и достижения.

У всех респондентов отмечены наиболее высокие значения качеств, входящих в блок эмоционального принятия ребенка и наименьшие значения качеств, образующих блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия. Эти результаты указывают на то, что при высокой чувствительности к состоянию своего ребенка,

тенденции испытывать позитивные чувства при взаимодействии с ним многие матери отличаются непоследовательностью поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия и воспитательной неуверенностью.

Несмотря на невысокие в целом значения качеств, входящих в блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия, у всех матерей выявлены самые высокие показатели такого параметра данного блока взаимодействия, как «стремление к телесному контакту». Это свидетельствует о том, что все матери имеют потребность в различных формах телесного контакта со своим ребенком, испытывают высокую удовлетворенность от эмоционального взаимодействия с ним.

При этом мы обратили внимание на то, что у всех женщин, принявших участие в нашем исследовании, отмечены самые низкие значения параметра «ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия». Средние арифметические значения таких параметров взаимодействия, как«стремление к телесному контакту» и «ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия», достоверно различаются по ^критерию Стьюдента у всех участниц нашего исследования. Тем самым поведенческий блок взаимодействия является наиболее дисгармоничным по своей внутренней структуре у всех женщин независимо от типа их родительского отношения к своему ребенку.

Наряду с отмеченными выше общими характеристиками процесса эмоционального взаимодействия в исследованных диадах «мать - дитя» обнаружены и некоторые специфические особенности взаимодействия матерей со своими детьми в зависимости от типа родительского отношения. Так, математико-статистическая обработка результатов исследования показала, что у матерей с типами родительского отношения «кооперация» и «симбиоз» средние значения блока поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия достоверно ниже средних значений блоков чувствительности и эмоционального принятия своего ребенка. Это говорит о том, что при высокой чувствительности к внутреннему состоянию своих детей эти матери испытывают затруднения в поведенческом проявлении своего родительского отношения к ребенку.

Таблица 2

Средние значения параметров эмоционального взаимодействия матерей (п=100)

и их детей по блокам качеств

Содержательные блоки характеристик эмоционального взаимодействия Тип родительского отношения

Кооперация Симбиоз Авторитарная гиперсоциализация Маленький неудачник

Блок чувствительности 4,24 4,32 3,75 4,15

Блок эмоционального принятия 4,43 4,48 4,17 4,47

Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия 3,94 4,00 3,89 4,10

54

Вестник КГУ ^ 2017

Кроме того, наиболее тесное эмоциональное взаимодействие в исследованных диадах «мать -дитя» отмечено у матерей с симбиотической привязанностью к своему ребенку. У этих матерей выявлены самые высокие средние значения блока чувствительности (4,32 балла) и блока эмоционального принятия ребенка (4,48 балла).

Наименее тесным эмоциональным взаимодействием со своими детьми отличаются матери, которым присущ тип родительского отношения «авторитарная гиперсоциализация». У этих мам выявлены самые низкие средние значения всех блоков взаимодействия, у них отмечена слабая ориентация на состояние ребенка в процессе эмоционального взаимодействия (2,84±0,27 балла).

Выводы

1. Общими особенностями процесса эмоционального взаимодействия матерей со своими детьми раннего возраста независимо от типа материнского отношения являются следующие:

- все параметры процесса эмоционального взаимодействия выражены в достаточной мере, дефицита нет ни по одному из них;

- наиболее высокие значения имеют характеристики взаимодействия, относящиеся к блоку эмоционального принятия ребенка, наименьшие значения - параметры поведенческого блока процесса эмоционального взаимодействия матерей и их детей;

- сильнее остальных выражен параметр поведенческого блока взаимодействия «стремление к телесному контакту», слабее других - параметр этого же блока процесса эмоционального взаимодействия «ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия»;

- характерна дисгармоничность внутренней структуры поведенческого блока эмоционального взаимодействия, что выражается в статистически достоверных различиях значений параметров «стремление к телесному контакту» и «ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия».

2. У матерей с типами родительского отношения «кооперация» и «симбиоз» среднее значение блока поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия достоверно ниже средних значений блоков чувствительности и эмоционального принятия своего ребенка.

3. Наиболее тесное эмоциональное взаимодействие в исследованных диадах «мать - дитя» отмечено у матерей с симбиотической привязанностью к своему ребенку, наименее тесное - у матерей с типом родительского отношения «авторитарная гиперсоциализация».

Библиографический список

1. Авдеева Н.В., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанности у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. - М.: Смысл, 2003. - 152 с.

2. Баркан А.И. Психология для родителей: ребенок до трех лет. - М.: Пресс, 2000. - 356 с.

3. Боулби Дж. Привязанность. - М.: Гардарики, 2003. - 477 с.

4. Бриш К.Х. Терапия нарушений привязанности: от теории к практике. - М.: Когито-Центр, 2014. - 316 с.

5. Захарова Е.И. Эмоциональная сторона дет-ско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. - 2002. - № 1. - С. 41-60.

6. Львова С.В. Влияние семьи на формирование у детей дошкольного возраста нравственных и эстетических чувств // Системная психология и социология. - 2013. - № 7. - С. 59-64.

7. Макшанцева Л.В. К проблеме адаптации трехлетних детей к ДОУ // Вестник МГУ. - 2003. -№ 1. - С. 60-67.

8. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2002. - 150 с.

9. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен. - М.: МПСИ, 2006. - 496 с.

10. Паршукова С.В. Влияние характера внутрисемейных отношений на социально-психологическую адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (ДОУ): дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2007. - 191 с.

11. Савенышева С.С., Чижова В.Ф. Материнское отношение как фактор психического развития ребенка раннего возраста // Вестник СПбГУ. -2013. - Сер. 12. - Вып. 3. - С. 32-41.

12. Спиваковская А.С. Как быть родителями. -М.: Педагогика, 1986. - 160 с.

13. Ainsworth M., Blehar M.C., Waters E., Wall S. Patterns of Attachment // A psychological study of the strange situation. Hillsdale. - N.Y.: Erlbaum Associates, 1987. - 391 p.

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.