УДК 37.015.31
АГ. Атоян ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
В МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ БРАКАХ
Аннотация. В статье рассматриваются детско-родительские отношения в межнациональных браках; приводятся характеристики важнейших детерминантов психического развития и процесса социализации ребенка, интегративные показатели детско-родительских отношений, мотивы, типы воспитания и родительства в межнациональных семьях. Ключевые слова: эмоциональный климат в семье, привязанность, детско-родительские отношения, социализация.
Arpme Atoyan THE RELATIONSHIPS BETWEEN CHILDREN AND THEIR
PARENTS IN THE INTERNATIONAL MARRIAGES
Abstract. The article considers the parent-child relationship in the international marriages, also given the characteristics of the most important determinants of mental development and the process of socialization of the child; integrative indicators of parent-child relations, motives, types of education and parenting in international families.
Keywords: еmotional climate in a family, attachment, parent-child relationship, socialization.
Детско-родительские отношения в этнически смешанных семьях являются важнейшим детерминантом психического развития и процесса социализации ребенка могут и быть определены следующими параметрами [1, с. 35]:
- характер эмоциональной связи: со стороны родителя - эмоциональное принятие ребенка, со стороны ребенка - привязанность и эмоциональное отношение к родителю;
- мотивы воспитания и родительства;
- степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения;
- удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя;
- стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства;
- способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций;
- социальный контроль: требования и запреты, способ контроля.
Интегративные показатели детско-родительских отношений:
- родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка;
- тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации;
- образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка.
Качество супружеских отношений влияет на качество отношений детско-родительских. Представления ребенка об отце и отношения с ним в большей степени зависят от взаимоотношений супругов, чем представления ребенка о матери и отношения с ней. В статье «Роль отца в воспитании и развитии ребенка в межнациональных браках» [2] приведены факты о том, что в межнациональных семьях на Северном Кавказе бытует мнение, что отец должен отвечать за материальное благополучие семьи, удовлетворять потребности детей, создать условия для счастливого и беззаботного детства и юношества. Мать, в свою очередь, отвечает за домашний уют и воспитание. В зависимости от национальности отца, от его характера, привычек, менталитета, преобладает тот или иной тип воспитания детей. Мужчины кавказской национальности более требовательны к детям, особенно к сыновьям.
© Атоян А.Г., 2014
Вестник Университета № 5, 2014
Они являются продолжателями рода; отцы в них хотят увидеть себя, вырастить их достойными людьми для общества, семьи. Русские, украинцы более демократичны по отношению к детям [3, с. 139].
Сенситивным периодом для формирования привязанности является первый год жизни ребенка. Примерно в 6-10 месяцев у ребенка возникает избирательность в отношении взрослых, происходит объективирование фигуры родителя как предмета привязанности. Если до 12 месяцев привязанность оказывается несформированной, то психическое развитие ребенка нарушается, особенно это ярко выражается в этнически смешанных семьях, где каждый из родителей в какой-то степени стремится уже с такого возраста приучить ребенку к «своему». Эмоциональный климат в семье определяется не только отношением родителя к ребенку и ребенка к родителю в терминах эмоционального принятия, материнской и отцовской любви и привязанности, но и характером аффективных взаимоотношений в диаде родитель-ребенок.
Родительство может рассматриваться как особая деятельность, имеющая органические предпосылки и культурно-историческую природу. Родительство, включающее институт отцовства и материнства, является социально-предписанной, опосредованной культурным опытом, нормами, традициями и общественно значимой деятельностью. Глубокий психологический анализ мотивов воспитания ребенка родителями и следствий их искажения представлен в работах А.С. Спиваковской. Все мотивы воспитания она подразделяет на три группы: реализующие ценностное отношение к ребенку, социальные и инструментальные [3, с. 78]. Первую группу составляют мотивы деятельности, определяющее ценностное отношение к ребенку: мотив, реализующий потребность в привязанности, эмоциональном контакте и поддержке, и мотив, реализующий потребность в смысле жизни. К социальным относят такие мотивы воспитания, как мотив долга и мотив социального самоутверждения. Особенность такой мотивации в том, что воспитание ребенка выступает как условие социального признания и достижения родителем своего социального статуса.
В классификацию стилей родительского воспитания включают четыре стиля: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный [1, с. 17]. Авторитетный стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким - контроля. У некоторых народов Кавказа родители в рамках данного типа воспитания придерживаются традиционного канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей. Особенностями либерального стиля воспитания являются теплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля в форме вседозволенности. Родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми. Индифферентный стиль определяется низкой вовлеченностью родителей в процессе воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка.
Гармоничный тип семейного воспитания отличается:
- высоким уровнем удовлетворения потребностей всех членов семьи, включая детей;
- признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, поощрением автономии ребенка;
- отношениями взаимного уважения, равноправия в принятии решений в проблемных ситуациях;
- признанием самоценности личности ребенка и отказом от манипулятивной стратегии воспитания.
Дисгармоничные типы воспитания весьма разнообразны, но всем им в той или иной степени свойственны:
- недостаточный уровень эмоционального принятия ребенка, возможность эмоционального отвержения и амбивалентного отношения, отсутствие взаимности;
- низкий уровень сплоченности родителей и разногласия в семье в вопросах воспитания
детей;
- ограничение в различных сферах жизнедеятельности детей;
- повышенная конфликтность в повседневном общении с ребенком [1, с. 17].
Анализируя данные, полученные при проведении исследования по методике диагностики родительского отношения (А.Я. Варга и В.В. Столина), получили следующие результаты. В межнационально смешанных браках (русско-армянские семьи) высокий коэффициент получила шкала «Авторитарная гиперсоциализация» (67 %) - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка, следующая шкала «Симбиоз» (33 %) - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. В русских семьях высокий коэффициент получила шкала «Принятие-отвержение» (57 %) - шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку, вторая шкала «Симбиоз» (43 %). В армянских семьях высокий коэффициент получила шкала «Кооперация» (65 %) - социально желательный образ родительского отношения, вторая шкала «Симбиоз» (35 %).
Таким образом, анализ детско-родительского взаимодействия позволяет утверждать, что центральное место в детско-родительских отношениях в семьях с детьми занимает сфера эмоциональных отношений - принятие и эмоциональная близость. Именно процесс эмоционального взаимодействия супругов, принадлежащих разным культурам, определяет их авторитарность в семье.
Библиографический список
1. Левкович В.П. , Кузмицкайте Л.Д. Формирование этнического сознания подростка в семье // Психологический журнал. - 2009. - Т. 13. - № 6. - С. 35-42
2. Сардарян А.Г. Роль отца в воспитании и развитии ребенка в межнациональных браках // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - № 1. - С. 139-140.
3. Спиваковская А.С. Как быть родителями / А.С. Спиваковская. - М.: Педагогика, 2011. - 160 с.