Научная статья на тему 'Учет особенностей процесса адаптации ребенка к дошкольному учреждению'

Учет особенностей процесса адаптации ребенка к дошкольному учреждению Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
585
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет особенностей процесса адаптации ребенка к дошкольному учреждению»

Список литературы

1. Архипова Е.Ф. Организация и содержание образования детей младенческого и раннего возраста с ОВЗ в ДОО // Современное дошкольное образование. - 2016. - № 5. - С. 54-58.

2. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Разенкова Ю.А, Урядницкая Н.А., Шматко Н.Д. Проект Программы создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии // Дефектология. - 2000. - №6. - С. 3-8.

3. Калинина А.В. Сопровождение семей с детьми раннего возраста с ОВЗ // Специальное образование: материалы XI междунар. науч. конф. 22-23 апреля 2015 г./под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А С. Пушкина, 2015. - Т.1 - С.150-156.

4. Кобрина Л.М., Денисова О.А., Калинина А.В. Характеристика абилитационной работы с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. - Т. 3. Педагогика. - 2012. - №2. - С. 42-52.

5. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей детей с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с.

6. Овчинникова Т.С. Возможности групповой диагностики развития детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения / Актуальные проблемы психодиагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья. - М., 2011. - С. 87-92.

7. Ранняя психолого-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: материалы конф. Москва, 18-19 февр. 2003 г. / сост. Ю.А. Разенкова, Е.Б. Айвазян. - М.: Полиграф сервис, 2003. - 460 с.

Т. Л. Чаброва

Учет особенностей процесса адаптации ребенка к дошкольному учреждению

На современном этапе развития независимого Узбекистана сверхактуальна проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Термин «адаптация» (от лат. Adaptatio - приспособление, прилаживание) означает способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Нас интересуют психологические аспекты проблемы адаптации. Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.

В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественные учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа), при вхождении в новый коллектив. Понятие «адаптация» в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация - это и процесс, и результат, т. е. определённая организация. С физиологической точки зрения, адаптация - это перестройка внутреннего динамического стереотипа в зависимости от изменения внешних условий. Как считал И.П. Павлов, внешние условия жизни, внешняя среда - есть внешний стереотип. Он отмечал, что при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий возникают нарушения старого динамического стереотипа и трудности установки нового. При всех существующих различиях в трактовке адаптации неизменно выделяется главное - универсальный характер тенденции к установлению равновесия между компонентами реальных систем. Поэтому не случайно, что с течением времени понятие «адаптация» перешло в функциональную, а затем и в социальную психологию. Важнейший вклад в разработку понятия «адаптация» внёс Жан Пиаже. Адаптация, по Ж. Пиаже, обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду

и обратным воздействием среды или, что одно и то же, равновесие во взаимодействии субъекта и объекта. Именно Ж. Пиаже в своей концепции впервые стал рассматривать взаимоотношения человека с социальной микросредой как гомео-статическое уравновешивание, перенеся понятие «гомеостаз» с организма на личность. В работах российских психологов теория адаптации получает своё дальнейшее развитие. Так, А.Н. Леонтьев, обращаясь к концепции Ж. Пиаже, возражал против «безоговорочного, «без надлежащего анализа» распространения понятия «гомеостаз» (в значении «приспособление») на онтогенетическое развитие человека.

Действительно, человеческое приспособление к условиям существования принципиально отличается от приспособительного 19 поведения животных, обладает большей гибкостью и изобретательностью. Процесс адаптации человека к действительности происходит под контролем сознания. Причём каждый человек в силу своих индивидуальных психологических особенностей (тип нервной системы, жизненный опыт и т. д.) имеет индивидуальные приспособительные механизмы, а, следовательно, и свой тип адаптации. В работах отечественных психологов и педагогов теория адаптации ребенка в дошкольных учреждениях разработана Ш. А. Садыковой, Т.Л. Чабровой в книге «В детский сад с радостью», а в школах - Н.Х. Рахманкуловой.

Необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателей. Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Согласно К.Л. Печоре (1998), только 18,2 % детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6 % - не готовы, 81,2 % - условно готовы.

В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей. Редко можно встретить родителей, которые с приближением того момента, когда их ребенок должен пойти в ясли или детский сад, не испытывают тревоги. Как примут малыша? Какие отношения сложатся у него с воспитательницей? Не будет ли он часто болеть? Больше всего волнений связано с тем, насколько быстро ребенок привыкнет, адаптируется к новой обстановке. Эти тревога имеет под собой реальные основания, поскольку известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие дети впервые переходят из замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов.

Если трехлетний ребенок, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, некоторыми навыками самообслуживания, имеет опыт общения со взрослыми и испытывает потребность в детском обществе, то полутора-двухлетний малыш менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Именно в этом возрасте адаптация проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов.

Находясь на этапе становления, ребенок в наибольшей степени подвержен колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют определенных усилий и умений со стороны ребенка, вызывают появление стадии напряженной адаптации. От того,

206

насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и его привыкание к яслям (которое может продолжаться в течение полугода), и его дальнейшее развитие.

Разрабатывается система медицинской и педагогической помощи детям, поступающим в ясли. В нее включается работа с родителями, направленная на укрепление физического здоровья детей, увязывание домашнего режима дня с условиями новой среды. Чтобы облегчить адаптационный период, рекомендуется постепенно включать ребенка в ясельную группу, создавать для него особый эмоциональный климат. Главной заботой здесь является профилактика заболеваемости детей и снижение их эмоционального дискомфорта в период адаптации. Однако эти меры облегчают уже возникшее тяжелое состояние, но не затрагивают причин, порождающих его.

Вместе с тем ясно, что гораздо важнее организовать уход за детьми и воспитание в семье таким образом, чтобы свести к минимуму осложнения адаптационного периода. Не подлежит сомнению то, что причины осложнения физического и психического состояния малышей имеют, прежде всего, психологическую природу и находятся в сфере социальных отношений ребенка с окружающим миром. Это признают и медики, и педагоги, и психологи. Поэтому нашу цель составляет изучение психологических аспектов адаптации ребенка к детскому учреждению.

На характер адаптации ребенка влияют следующие факторы: 1) уровень психического развития ребенка; 2) взаимоотношения ребенка с матерью.

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Однако естественно, что существует ряд закономерностей, которые следует знать для эффективного взаимодействия с ребенком и возможности ограждения его от сильнодействующих негативных стрессовых ситуаций.

Одна из главных задач в работе психолога ДОУ - поиск условий, которые могут оказать положительное влияние на успешность адаптации. Возможно, такими условиями являются навыки общения, приобретенные ребенком в семье. Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и физиологических особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы по-настоящему понимать меру воздействия на ребенка окружающего его мира, понимать, что чувствительность его настолько велика, что любое травмирующее воздействие может привести к патологическим последствиям в развитии психики ребенка.

В формировании ребёнка одно из решающих мест отводится семье. Первое знакомство ребенка с окружающим миром происходит через родителей, поэтому их влияние, особенно материнское, велико и ответственно. От семейной атмосферы будут зависеть черты характера и мир чувств ребёнка, его отношение к познанию и то, какое в конечном итоге направление примет развитие его как личности, его жизненный путь. Проблема семейного воспитания сейчас как никогда остро стоит перед нашим обществом и её решение в значительной степени предопределит его будущее.

На сегодняшний день чрезвычайно актуально рассмотрение основных социально-психологических феноменов: общения, взаимодействия, межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста, что является одним из самых важных в процессе социализации и адаптации ребенка. Знание взаимосвязи навыков общения, приобретенных ребенком в семье, и характера адаптации дает возможность психологу прогнозировать успешность процесса адаптации и организовывать профилактическую работу с детьми, собирающимися поступать в дошкольное учреждение. Хотя в детский сад теперь принимают детей и более младшего возраста, наиболее благоприятным является возраст между 3 и 5 годами.

Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. И первое, что нужно сделать, - примерно за месяц до того, как он начнет ходить туда, - поменьше, чем обычно, будьте рядом с ним. Второе - подробно расскажите ему о детском саде, сводите его туда, чтобы он узнал, что это такое, и у него сложилось собственное представление о нем. Скажите ребенку, что Вы очень гордитесь им - ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Но и не делайте из этого события проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. Некоторые дети в первые дни очень устают в детском саду от новых впечатлений, новых друзей, новой деятельности, большого количества народа.

Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Возможно, необходимо такого ребенка раньше забирать из садика или 1-2 раза в неделю оставлять его дома. Существует три типа адаптации:

• благоприятный - психоэмоциональный статус составляет от + 13 баллов до + 49 (баллы по листу адаптации считают медицинские работники в детском саду), группа здоровья - 1, 2, отсутствие диагнозов неврологического характера, анемии, задержки речевого развития, диатеза;

• условно-благоприятный - психоэмоциональный статус составляет от -20 баллов до + 13, группа здоровья - 2, 3, диагнозы неврологического характера, анемия, задержка речевого развития, диатез;

• неблагоприятный - психоэмоциональный статус составляет от - 20 баллов до - 59, группа здоровья - 2, 3, диагнозы неврологического характера, анемия, задержка речевого развития, диатез.

Адаптация завершена, если:

• у ребенка отмечается стабильное положительное психоэмоциональное состояние в течение недели, т. е. Ваш ребенок в основном пребывает в хорошем настроении, активно играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит;

• у ребенка отсутствуют заболевания;

• отмечается динамика массы тела;

• отмечается динамика психомоторного развития.

Однако самое главное условие успешной адаптации не столько ребенка, сколько всей семьи - это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад (государственный или частный), или как-то изменятся условия его жизни, например, с ним будет сидеть няня, или на длительное время ребенок переедет к бабушке и т.п. Следовательно, можно утверждать, что адаптация ребенка к дошкольному учреждению служит важной составляющей в его дальнейшем формировании и становлении как личности.

Список литературы

1. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - №1.

2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация. - Л.: Наука, 1988.

3. Галанов А.С. Я иду в детский сад. Пособие для родителей и воспитателей. - М.: Школьная Пресса, 2002.

4. Галигузова Л. Адаптация ребенка к детскому саду // Дошкольное воспитание. - 1988. -№ 6. - С. 45.

5. Лютова Е.К., Монина Т.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). -СПб.: Речь, 2001.

6. Мещерякова С.Ю. Поведение ребенка в незнакомой обстановке // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / под ред. М.И. Лисиной. - М., 1974.

7. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДОУ. - М.: Книголюб, 2004.

8. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. - М., 1980.

А. В. Чеканова

Взаимодействие специальных образовательных учреждений и семьи в процессе воспитания детей с нарушениями слуха

Увеличение числа детей с нарушениями в развитии является одной из актуальных проблем на настоящий день [1; 5]. Ученые установили, что у детей со слуховой депривацией отмечаются функциональные нарушения в вторичные отклонения в психическом и физическом развитии, а, следовательно, в деятельности различных систем организма [6].

Известно, что около 4-6 % населения земного шара имеют нарушения слуха, влияющие на процесс социальной адаптации и интеграции.

Появление ребенка с потерей слуха в корне меняют внутрисемейные и супружеские отношения, вследствие нарушается взаимодействие родителей с обществом, складываются неверные представления о ребенке с проблемами в развитии, возможностях его лечения и воспитания. Поэтому возникает необходимость повышения уверенности родителей в том, что уровень социализации и реабилитации ребенка с нарушениями слуха можно развивать с помощью необходимого психолого-педагогического комплекса мер и правильного воспитания в семье [6].

Подготовка ребенка с нарушениями слуха к независимой, самостоятельной жизни, интеграция в среду слышащих осуществляется сетью специализированных учреждений, в данном случае семья - основной исполнитель коррекцион-ных и реабилитационных мероприятий [7]. Психофизиологическое развитие ребенка с патологией слуха прежде всего зависит от условий воспитания и обучения, создаваемых родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.