Научная статья на тему 'Изменение представлений о дошкольном образовательном учреждении у жителей городского округа отрадный Самарской области'

Изменение представлений о дошкольном образовательном учреждении у жителей городского округа отрадный Самарской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / АДАПТАЦИЯ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КЛУБНАЯ РАБОТА / AMILY EDUCATION / ADAPTATION / EDUCATION / COOPERATION / YOUNG CHILDREN / SOCIALIZATION / CLUB WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербина Светлана Петровна, Адонина Елена Анатольевна

Статья рассказывает о формах взаимодействия коллектива ДОО с социальным окружением города Отрадного Самарской области с целью их просвещения о деятельности современного детского сада. Итогом работы явились положительные изменения у всех его участников: у социума (родители, партнеры) имеются представления о миссии ДОО, у детей дошкольного возраста развиты некоторые морально-нравственные качества личности, дети 1-3 лет получили положительный опыт общения со сверстниками и взрослыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербина Светлана Петровна, Адонина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGING PERCEPTIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION THE INHABITANTS OF THE URBAN DISTRICT OTRADNY SAMARA REGION

The article tells about the forms of collective interaction with the social environment of preschool Otradny town in Samara region in order to educate them about the activities of the modern kindergarten. The result of the changes were positive for all the participants: at society (parents, partners) ideas are head of activity of DOO, at children of preschool age some moral qualities of the personality are developed, children of 1-3 years got positive experience of communication with contemporaries and adults.

Текст научной работы на тему «Изменение представлений о дошкольном образовательном учреждении у жителей городского округа отрадный Самарской области»

УАК 159.9

ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ У ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ОТРАДНЫЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

© С. П. Щербина © Е. А. Адонина

Щербина Светлана Петровна руководитель структурного подразделения СП ГБОУ СО Гимназия «Гармония» г.о. Отрадный Самарской области «Д/с № 12»

e-mail: lady.adonina@yandex.ru

Адонина Елена Анатольевна старший воспитатель СП ГБОУ СО Гимназия «Гармония» г.о. Отрадный Самарской области «Д/с № 12»

e-mail: lady.adonina@yandex.ru

Статья рассказывает о формах взаимолействия коллектива АОО с социальным окружением горола Отралного Самарской области с целью их просвещения о леятельности современного летского сала. Итогом работы явились положительные изменения у всех его участников: у социума (ролители, партнеры) имеются прелставления о миссии АОО, у летей лошкольного возраста развиты некоторые морально-нравственные качества личности, лети 1-3 лет получили положительный опыт общения со сверстниками и взрослыми. ФГОС АО и образовательной политики госуларства.

Ключевые слова: семейное воспитание, адаптация, просвещение, сотрудничество, дети раннего возраста, социализация, клубная работа.

В настоящее время дошкольное образование переживает эпохальные перемены, которые связаны с тем, что с 1 января 2014 года вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Впервые в истории российской педагогики дошкольная ступень признана как равноценная в общей системе образования. Поменялось отношение государства к роли семьи в освоении программы ребенком, подходах к воспитанию и образованию детей. Родители несут ответственность перед государством за обеспечение общим образованием своих детей.

Но понимает ли общество происходящие перемены? Чтобы это выяснить коллектив нашего детского сада в 2013 году провел исследование с целью выявлении взаимоотношений общества

The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2015. No 2 (18)

и дошкольного образования, а именно, соответствуют ли представления различных социальных слоев общества о современном дошкольном учреждении реальной ситуации развития ДОУ. Всего было опрошено 200 человек: родители, педагоги как дошкольного, так и школьного звена и люди, не имеющие отношения к педагогике. В результате анализа мы получили следующие результаты:

V 38% опрошенных не воспринимают дошкольное учреждение как образовательный институт, а лишь как учреждение ухода и присмотра.

V 42% взрослых ставят приоритетом образовательную деятельность, направленную на подготовку к обучению в школе.

V Разделились мнения в плане того, каким видят взрослые будущего первоклассника. Родители и социум считают что, в первую очередь, будущий первоклассник должен быть коммуникативным, общительным и контактным. Педагоги же отдают предпочтение овладению правил и норм поведения, физическому развитию.

V Все референтные группы согласны с тем, что ответственность за воспитание и развитие детей несут родители, что соответствует Закону «Об образовании». Однако, не все родители (37%) изъявляют желание принимать активное участие в жизни детского сада. То же самое прослеживается и в семье: 27% родителей не уделяют достаточно времени на совместную деятельность с детьми [7, с. 38].

Таким образом, новые ФГОС ДО расходятся с мнением социума, родителей и педагогов школьного звена о главных составляющих дошкольного образования. Главным считается выполнение функций, присущих школьному обучению, а не всестороннее развитие детей, через ведущие виды деятельности. Все это противоречит периоду дошкольного детства. У социума прослеживаются устарелые, а в некоторых вопросах и искаженные взгляды на дошкольное образование. Это можно доказать, если рассмотреть деятельность детских садов и роли родителей в развитии собственных детей с точек зрения классической педагогики, психологии и социологии.

Ф. Фребель (1782-1852), выдающийся немецкий педагог, уже более 170 лет назад придавал огромное значение семейному воспитанию, а именно, считал, что основное назначение дошкольного учреждения — это обучение матерей с помощью практического руководства и показа приемов правильному воспитанию детей. Идеи воспитания по Ф. Фребелю осуществляются через игру и развитие внешних органов чувств у дошкольников. Разработанные им рекомендации по содержанию воспитательной работы с детьми получили большое распространение в дошкольных учреждениях многих стран мира [4, с. 21].

Ян Амос Каменский в своей книге «Великая дидактика» посветил целую главу семейному воспитанию «О материнской школе», где мать является основным воспитателем своего ребенка [2, с. 378].

Шалва Александрович Амонашвили, грузинский педагог-гуманист, выдвинул три основных принципа гуманистической педагогической деятельности. Назовем два из них:

1. «Любить ребенка — педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка. Не стоит принуждать

дошкольника к несвойственной ему деятельности — учебной, лишь игровая деятельность является привычной для его жизни.

2. Очеловечивать среду, в которой живет ребенок — обеспечение душевного комфорта и равновесия (ничто не должно раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, унижение и уныние). Лишь при постоянном взаимодействии со взрослыми, в частности, с родителями, их поддержки у дошкольника формируется социальный опыт общения с миром, уверенность в будущем, самоопределение» [4, с. 28].

40 лет назад известный социолог И. В. Бестужев-Лада назвал детские сады «камерами хранения», подчеркнув тем самым, что они годятся лишь для присмотра за детьми. Но уже 20 лет назад функция присмотра за детьми в общественных воспитательных заведениях — хоть и была одной из важных для общества, но все же не единственной, школа требовала, чтобы в дошкольном учреждении осуществлялась полноценная подготовка к школе [5, с. 31].

Необходимо отметить, что в системе современных дошкольных учреждений осталось незначительное число яслей, столь распространенных в нашей стране 20-25 лет назад. Дело в том, что условия воспитания в яслях вызывали закономерную критику со стороны педагогов, психологов, врачей, считавших отрыв маленького ребенка от семьи тяжелой нагрузкой для его несовершенной психики. И если взглянуть на данную проблему с психологической точки зрения, то важно отметить, что ребенок раннего возраста еще долгое время после акта рождения удерживает биологическую связь с матерью. И эта связь помогает сохранять эмоциональную устойчивость, эмоциональный комфорт, без которых нарушается баланс в развитии и не формируется доверие к миру. Привязанность к матери сложное социальное чувство. Ученые отмечают, что даже при идеальном уходе за младенцем его развитие замедляется, если он лишен социального общения с близкими людьми [4, с. 44]. Психологам и врачам известно немало случаев, когда психическое развитие ребенка искажалось, если он мало общался с матерью в первые годы своей жизни. Н. М. Щелованов установил явление «госпитализма» — задержку в развитии детей раннего возраста в случае дефицита воспитания. Ребенок становится вялым, безразличным; снижаются естественная любознательность и эмоциональность. Такое явление Н. М. Щелованов наблюдал в Домах ребенка (еще в 30-е гг.), а затем доказал, что его причина заключается не в отсутствии матери, а в отсутствии должного воспитательного воздействия и организации эмоционально насыщенной среды [3, с. 47].

Отмечается, что «главной, ведущей деятельностью дошкольного детства является игра. Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем окружении, но и то, о чем ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей и т. п. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения» [3; 49].

Возвращаясь к проведенному исследованию, мы отметили, что родители практически не уделяют должного внимания физическому развитию детей, а это направление развития дошкольников во все времена было приоритетным. Это подчеркивается и в трудах выдающегося педагога К. Д. Ушинского (1824-1870/71),

который отмечал, что педагогический процесс должен постоянно базироваться на знании физиологии и психологии ребенка. Умственное воспитание виделось им в неразрывной связи с физическими упражнениями. К. Д. Ушинский подчеркивал, что при физическом воспитании необходимо использовать народные игры как наиболее доступные детям. Особая роль в пропаганде подвижных игр в физическом воспитании принадлежит педагогам Е. А. Покровскому (1838-1895) и П. Ф. Каптереву (1849-1922), которые рассматривали подвижную игру как эффективное средство разностороннего воспитания ребенка [6, с. 10]. Огромный вклад в развитие теории физического воспитания внес русский педагог, анатом и врач П. Ф. Лесгафт (1837-1909). Он является признанным основоположником научной системы физического воспитания в России. Процесс воспитания, по его представлению, должен начинаться в семье, чтобы ребенок мог приобрести «...опытность справляться с препятствиями, которые встречаются в жизни» [5, с. 12].

В результате, выше описанного, сформулируем цель исследования результата социального проекта — трансляция социальному сообществу сущности и важности дошкольного образования на современном этапе.

Достижению данной цели будут способствовать следующие задачи:

^ Познакомить социум с миссией дошкольного учреждения, как начальной ступени общего образования детей.

^ Содействовать социализации малышей, их безболезненной адаптации к условиям детского сада.

^ Формировать у детей старшего дошкольного возраста нравственную составляющую при общении с малышами.

^ Обратить внимание родителей на физическое воспитание, на приоритет игровой деятельности при обучении и развитии дошкольников.

^ Обратить внимание родителей на главенствующую роль семьи в обучении и воспитании детей, а деятельность ДОО, как создающую для этого условия.

^ Оказать консультативную помощь молодым мамам по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего возраста.

^ Способствовать вовлечению молодых мам в совместное общение и повышению их компетентности о деятельности дошкольного учреждения.

Таким образом, можно выделить гипотезу. После освещения деятельности ДОО в средствах массовой информации, непосредственного включения родителей в воспитательно-образовательный процесс, мы сформируем у социума представления о деятельности современного детского сада.

Методика исследования

Для доказательства гипотезы педагогическим коллективом СП ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о. Отрадный Самарской обл., «Детский сад № 12» было решено организовать социальный проект «Такая важная дошкольная пора» и провести исследование на начальном этапе реализации проекта (в ноябре 2014 года) и после его осуществления (в мае 2015 года). Для диагностики было взято 15 детей подготовительной к школе группы, 14 молодых мам детей

раннего возраста и не посещающих детский сад и 4 социальных партнера. Для каждой из референтных групп была составлена своя анкета-опросник, которая состояла: у взрослых из 12 вопросов, у детей — из 10. Анкеты включали как ранговые шкалы, так и шкалы наименования. Вопросы для детей были направлены на выяснение их отношения к детскому саду и мотивов его посещения, а также готовности оказать помощь всем, кто в ней нуждается. Целью анкеты экспериментальной группы (молодых мам) «Мои представления о дошкольном учреждении» являлось определение знаний задач современного ДОО, их пожеланий и предпочтений в организации работы с детьми. Анкета «Сотрудничество с дошкольным образовательным учреждением» для социальных партнеров выявляла мнение о деятельности детского сада на современном этапе и их готовности участвовать в социальных проектах.

В рамках социального проекта «Такая важная дошкольная пора» коллективом ДОО был организован клуб молодых матерей «Росточек», дети которых имеют возраст от 1 до 3 лет и не посещают дошкольное учреждение. Творческая группа педагогов прописала положение о клубе и составила план работы с экспериментальной группой.

Чтобы в полной мере реализовать социальный проект, необходимо было привлечь к сотрудничеству социально-ориентированных партнеров, которые способствовали бы достижению цели проекта. А так как цель заключается в транслировании аспектов дошкольного образования, то и основными партнерами, на наш взгляд, должны являться средства массовой информации. Поэтому мы, в первую очередь, обратились к редактору городской телерадиокомпании «РЕН-Отрадный». Редакция взяла на себя обязательства снять видеоролики по плану проекта и предоставить эфирное время для их проката на городском телевизионном канале. Вторым партнером стала городская газета «Рабочая трибуна» в лице ее главного редактора, которая согласилась освещать новости по реализации проекта «Такая важная дошкольная пора».

Творческая группа детского сада, со своей стороны, организовала методическое обеспечение проекта, заключающееся: в диагностике всех участников; в планировании работы клуба молодых матерей «Росточек»; разработки сюжетов видео роликов для общественности города. Велась организационная работа по проведению мероприятий высококвалифицированными педагогами детского сада, а также контролирующая деятельность за выполнением календарно -тематического плана проекта. Данный план подробно описан в сборнике «Реализация социальных проектов через взаимодействие дошкольных организаций и внешних партнеров», в котором прослеживаются этапы реализации проекта: организационный, основной и заключительный (подведение итогов).

Мероприятия по проекту: консультации, выставки, экскурсия, совместные занятия и другие, отличались высокой заинтересованностью со стороны молодых мам, если говорить о совместной деятельности, то и малышей, насыщенным содержанием, высоким профессионализмом их проведения. В свою очередь, педагоги получили опыт общения с детьми раннего возраста, освоили технологию организации социального проекта. Все мероприятия имели «изюминку» и оставили самые наилучшие воспоминания о проекте.

Результаты исследования

Работая над проектом, мы получили результаты, которые можно проследить по начальной и итоговой диагностике всех его участников. Анализируя детские анкеты, было отмечено следующее. В начале года отвечая на вопрос: «Как ты думаешь, для чего дети ходят в детский сад?» 11 (73%) дошкольников ответили «чтобы быть умными, многое узнать», 3 (20%) отметили «пока родители на работе, детям надо же где-то находиться» и один ребенок (7%) сказал — «для удовольствия». В конце года ответы немного изменились, и появилась нравственная составляющая. Дети отвечали так, «готовиться к школе, многое узнать» — 12 чел. (80%), «быть добрыми, отзывчивыми» — 3 чел. (20%). Сравнивая ответы на 8 вопрос: «Если бы ты был волшебником, то какой детский сад создал бы?» было отмечено, что дети отвечали аналогично первой анкеты, но два ребенка (13%) сказали: «хочу, чтобы старшие ребята и малыши играли вместе».

Произошли изменения и при ответах на вопросы: «Как ты считаешь, нужно ли помогать слабым?» и «Любишь ли ты играть с малышами?». Используя математическую статистику «Критерий Фишера», мы оценили достоверность различий между процентными долями двух выборок, исследований проведенных в ноябре и в мае, после реализации социального проекта.

Так, отвечая на первый вопрос в ноябре, положительно ответили 9(60%) дошкольников, а в мае 14(93%). Это подтверждается и математически. По критерию Фишера о* =2,317. Второй вопрос в анкете привел к следующим результатам. На начало года ответили «да» 7 (46,7%) детей, а на конец — 13 (86, 7%). По Фишеру положительный результат доказан значением о* =2,437.

Анализируя анкеты родителей экспериментальной группы, мы отметили, что в октябре молодым мамам не хватало общения и информации о развитии собственных детей — 12 чел. (85,7%). Задавая тот же вопрос в мае, уже 3 чел. (21,4%) — необходимы дополнительные консультации по развитию малышей. 13 (93%) мам ранее не владели полной информацией о деятельности дошкольного учреждения, при итоговом же анкетировании на вопрос «Владеете ли вы полной информацией о деятельности детского сада?» 12 (87%) родителей дали положительный ответ.

Применяя математическую статистику критерий Фишера к данным ответам, мы получили следующие результаты, где в 1-ом вопросе о* = 3,715, а во втором — о* = 4,834.

Следовательно, полученные эмпирические значения о* находятся в зоне значимости при р < 0,01 и доказывают положительный результат работы клуба молодых матерей «Росточек».

Доказательством этого также служат ответы родителей на вопрос «Как Вы думаете, какая основная задача дошкольного учреждения?» Они распределились следующим образом (рис. 1).

y

/

30%

I всестороннее развитие

s подготовка к 50 % обучению в школе

В присмотр и уход за ребенком

I коррекция недостатков

И всестороннее развитие

S подготовка к обучению в школе

Рис. 1. Гистограммы изменений мнения родителей об основных направлениях деятельности ДОО

Проанализировав анкеты наших партнеров, можно отметить, что все социально ориентированы, активны, понимают свою роль и выгоду для предприятия, участвуя в социальном проекте. При этом отвечая на вопрос «В чем состоит выгода для организации при участии в социальном проекте?» партнеры могли выбрать несколько вариантов, которые, по их мнению, им подходят. (рис. 2). В конце реализации проекта 3 партнера из 4-х отметили, что ранее и не подозревали о такой всесторонней деятельности детского дошкольного учреждения.

В связи с малочисленностью выборки (участвующих социальных партнеров в проекте — 4 человека) достоверность полученных данных при анкетировании посредством математической статистики критерий Фишера не обсуждалась и не подсчитывалась.

Выводы

Если подвести итог всей проделанной работе, то можно сделать вывод, в процессе социального проекта изменилось следующее:

1. У социума (родителей, социальных партнеров) созданы представления о деятельности современного детского сада.

2. Участвуя в социальном проекте, дошкольники получили положительный опыт общения с малышами и их родителями, который проявляется в развитии морально-нравственных качеств личности.

3. Успешной реализации проекта о дошкольном образовании способствовали:

— высокий профессионализм педагогов дошкольного учреждения;

— социальная заинтересованность и активное участие в проекте наших партнеров;

— заинтересованность и положительный отклик на все мероприятия членов клуба «Росточек»;

— грамотное освещение в средствах массовой информации сути проекта.

4. Посещая клуб «Росточек», молодые женщины получили квалифицированную помощь специалистов детского сада по развитию детей, смогли решить проблемы воспитания своих малышей на данном этапе, узнали об изменениях в дошкольном образовании на современном этапе и роли семей в этом процессе.

5. Дети раннего возраста оказались в условиях дошкольного учреждения, что способствовало их взаимодействию со сверстниками, педагогами, ребятами старшего дошкольного возраста. Такое общение будет способствовать, в дальнейшем, их успешной адаптации к детскому саду.

6. Сотрудничество организаций с детским садом способствовало осознанию их руководителей важности участия в социальных проектах.

Это доказывает то, что освещение деятельности ДОО в средствах массовой информации и непосредственное вовлечение родителей в образовательный процесс способствуют не только формированию представлений в социуме реальных представлений о современной дошкольной организации, но и осознания того, что эффективность воспитательно-образовательной работы с детьми во многом зависит от участия в ней родителей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выдающиеся педагоги прошлого. URL: http://murzim.ru/nauka/ pedagogika/ 26290-vydayuschiesya-pedagogi-proshlogo.html (дата обращения: 11.12.2015).

2. Коменский, Я. А. Великая дидактика. — Москва : Педагогика, 1989. — 416 с.

3. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — Москва\: Изд. центр «Академия», 2001. — 416 с.

4. Немов, Р. С. Психология. — Москва : ВЛАДОС, 2003. — 688 с.

5. Роль игры в воспитании детей / под ред. А. В. Запорожца. — Москва : Просвещение, 2000. — 96 с.

6. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — Москва : Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.

7. Щербина, С. П. Популяризация дошкольного образования через социальный проект «Такая важная дошкольная пора» / С. П. Щербина, Е. А. Адонина, Н. А. Худяева и др. // Реализация социальных проектов через взаимодействие дошкольных организаций

и внешних социальных партнеров : сб. науч. ст. / под ред. Н. В. Наумовой. — Самара : Инсома-пресс, 2015. — С. 37—46.

REFERENCES

1. Vydajushhiesja pedagogi proshlogo [Outstanding teachers of the past]. Available at: http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26290-vydayuschiesya-pedagogi-proshlogo. html (accessed 11 December 2015). (in Russian).

2. Komenskij Ja. A. Velikaja didaktika [Great didactics]. Moscow: «Pedagogika», 1989. 416 p. (in Russian).

3. Kozlova S. A. Doshkol'naja pedagogika [Pre-school pedagogy]. Moscow: Izd. centr «Akademija», 2001. 416 p. (in Russian).

4. Nemov, R. S. Psihologja [Psychology]. Moscow: VLADOS, 2003. 688 p. (in Russian).

5. Rol' igry v vospitanii detej/ Pod red. A.V. Zaporozhca [The role of play in children's education / edited by A. V. Zaporozhets]. Moscow: Prosveshhenie, 2000. 96 p. (in Russian).

6. Stepanenkova Je. Ja. Teorija i metodika fizicheskogo vospitanija i razvitija rebenka [Theory and methods of physical education and child development]. Moscow: Izdatel'skij centr «Akademija», 2006. 368 p. (in Russian).

7. Shherbina S. P. Realizacija social'nyh proektov cherez vzaimodejstvie doshkol'nyh organizacij i vneshnih social'nyh partnerov: sb. nauchnyh statej [Implementation of social projects through the interaction of pre-school organizations and external social partners: collection of scientific articles / under the editorship of N. In. Naumova]. Samara: Izd-vo «Insoma-press», 2015. Pp. 37—46 (in Russian).

Changing perceptions of preschool educational institution the inhabitants of the urban district Otradny Samara region

S. Shcherbina, E. Adonina

The article tells about the forms of collective interaction with the social environment of preschool Otradny town in Samara region in order to educate them about the activities of the modern kindergarten. The result of the changes were positive for all the participants: at society (parents, partners) ideas are head of activity of DOO, at children of preschool age some moral qualities of the personality are developed, children of 1-3 years got positive experience of communication with contemporaries and adults.

Key words: family education, adaptation, education, cooperation, young children, socialization, club work.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.